Инвестиционный налоговый кредит статья. Предоставление инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований: - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит составляет от 1 года до 5 лет Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ. Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

14. Виды налоговых режимов. Классификация налогов.

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

    Общий режим

    Специальный налоговый режим

Общий режим налогообложения представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:

1). Федеральные налоги и сборы

2). Региональные налоги

3). Местные налоги

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):

    Налог на добавленную стоимость

  • Налог на доходы физических лиц

    Налог на прибыль организаций

    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

    Водный налог

    Государственная пошлина

    Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.

При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты

Существует на данный момент 3 региональных налога:

1). Транспортный налог

2). Налог на игорный бизнес

3). Налог на имущество организаций

Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.

Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты налогов

    Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФ

Существует 2 местных налога:

1). Земельный налог

2). Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов общего режима налогообложения:

    По сферам налогового законадательства:

    Федеральные

    Региональные

    По методу установления, способу изъятия:

    Косвенные (НДС, акцизы)

    Прямые (остальные 11 налогов)

    В зависимости от порядка использования,назначения:

    Целевые (специальные) налоги

    Общие (обезличенные)

    В зависимости от групп налогоплательщиков:

    Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)

    Налоги, уплачиваемые только физическими лицами (НДФЛ и налог на имущество физическихлиц)

    Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земельный, транспортный налог, государственная пошлина и другие)

    Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы и другие)

Специальные налоговые режимы принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные наоговые режимы могут предусматривать:

    Особый порядок определения элементов налогообложения

    Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов

В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:

1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)

2). Упрощенная система налогообложения

3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:

    Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.

    Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

    Введение специальных налоговых режимов , которые включают:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)

    Упрощенная система налогообложения

    Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции

    Снижение налоговых ставок , таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%.

    Совершенствование налогового администрирования , под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

На данный момент почти не существует организаций, которые не использовали бы в своей деятельности для производственной модернизации, восполнения оборотных средств или сырья. Займы обычно оформляются в банковских учреждениях разного рода. Однако существует действительно уникальный вид предоставления займов, с помощью которого удается решить проблему недостатка средств. Здесь речь идет о таком явлении, как инвестиционные налоговые кредиты. Они находятся в ведении государства. Следует разобраться, что это такое.

Общая характеристика

В соответствии с Налоговым кодексом, принятым в РФ, инвестиционный налоговый кредит - это не заем, а своеобразный отложенный платеж. Им не предусмотрено реальное получение средств организацией, а только оформление возможности уплаты налогов государству в заметно более малом размере. в своем большинстве повторяют условия, по которым выдаются заемные средства различными кредитными учреждениями, а именно банками и фондовыми организациями. Соглашение при этом заключается с государственной структурой.

Как и обычные банковские займы, инвестиционные налоговые кредиты подразумевают, что имеется определенный период действия займа, при этом на него будут начислены проценты, часто они очень малы, а также указаны сроки его погашения. Кроме того, в договоре определяется имущественная ответственность за непогашение, а также предусмотрена гарантия того, что обеими сторонами будут исполнены их обязательства.

Особенности

Довольно часто долги по налогам отмечаются не только в компаниях крупных размеров, но и у индивидуальных предприятий, которым тоже необходима поддержка при разрешении проблем с бюджетными платежами. Однако инвестиционные - это то, что доступно только юридическим лицам. Эта особенность состоит в принципах имущественной ответственности кредитозаемщика перед кредитором. У организации могут изъять все заложенное имущество даже без соответствующего судебного решения. А лишить обычного гражданина его жилья практически невозможно в аналогичной ситуации. В Гражданском кодексе РФ четко прописаны пункты по защите частной собственности, особенно если она необходима для постоянного проживания.

Цели кредитования

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, к примеру, для погашения налога на прибыль. При нарушении сроков его уплаты государством часто налагаются разнообразные санкции, пени, а также штрафы. Именно поэтому для того чтобы избежать необходимости уплачивать в казну значительные суммы средств, требуется не нарушать сроки по выплате налогов. Инвестиционные налоговые кредиты можно использовать не на такой уж обширный перечень целей, о чем позаботилось государство. Совместно с налогом на прибыль производится кредитование региональных и местных бюджетных платежей.

Действие

Инвестиционные налоговые кредиты, как и прочие обладают своим определенным механизмом действия, с помощью которого организация, как выше упоминалось, может снизить платежи за прошедший период. А договорные взаимоотношения между сторонами будут закончены тогда, когда сумма недоплаченного налога выйдет на один уровень с суммой кредита. Такое соглашение со стороны выглядит как разрешение государства на наличие долгов. У организации нет права снижать платежи бесконечно. Государство установило предел, равный 50% от общей налоговой суммы, уплачиваемой в обычных условиях. Инвестиционные налоговые кредиты предусматривают временные рамки, традиционные для всех остальных займов. И тут речь идет о большинстве банковских продуктов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок 1-5 лет. Обычно этого времени вполне достаточно для решения финансовых проблем организации.

Особенности работы

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен любой организации, при этом бывают случаи, когда такая компания получает в определенный период убытки либо должна уплатить меньшую сумму налогов, чем ожидалось. В таком случае возникает так называемый излишек кредитных ресурсов. Из такого положения очень просто выйти - все сэкономленные средства требуется перенести на следующий период.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок 1-5 лет, все это время налоговые органы довольно скрупулезно контролируют организацию, которая его оформила. Она не только должна подготовить весьма солидное обоснование необходимости в таком снижении сумм выплат налогов, но и предоставлять в течение всего действия кредита подробные отчеты о проведенной финансовой деятельности. Помимо этого, организацию будут постоянно проверять налоговики, гораздо чаще обычного. Это вполне закономерно, так как государство нацелено на строжайший контроль расходования средств из бюджета.

Тонкости процесса

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой хорошую возможность для налогоплательщика в течение установленного срока уменьшить свои платежи по налогам в определенных пределах, чтобы в будущем поэтапно производить выплаты не только самого кредита, но и процентов, начисленных по нему. Этот тип займа предоставляется по налогу на прибыль, а также по некоторым местным и региональным.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации. При этом у организации, получившей его, есть право на уменьшение своих платежей по налогу во время действия договора. Уменьшение будет произведено для соответствующего налога по каждому платежу. Это делается до тех пор, пока средства, не уплаченные компанией благодаря таким уменьшениям, не сравняются с суммой кредита, который был предоставлен по соответствующему договору. В самом документе предусматриваются все моменты, касающиеся конкретного порядка уменьшения налоговых платежей.

Несколько договоров

В случае если у компании имеется несколько заключенных договоров о предоставлении соответствующего займа, срок действия которых на момент очередного платежа не истек, по каждому из них отдельно будет определяться накопленная сумма кредита. Ее увеличение при этом производится по порядку, начиная с договора, который был заключен первым, после достижения суммы по этому документу установленных пределов у организации будет возможность для увеличения накопленной суммы по следующему договору.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, его сумма не может превышать половины от общей суммы налога. Если сумма накоплений по кредиту превысила эти 50%, то разница между полученной суммой и предельно допустимой переносится на следующий период формирования отчетности. В случае когда за отдельный у организации были убытки по результатам деятельности, тогда излишки накопленной суммы переносятся на следующий период, но при этом признается накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде.

Кому предоставляется?

В соответствии со статьей 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, если компания соответствует определенным требованиям:

Организация занимается научно-исследовательской, опытно-конструкторской работой или техническим перевооружением своего производства, в том числе направленных на формирование рабочих мест для людей с инвалидностью, а также на защиту окружающей среды от загрязнений отходами промышленного производства. В подобной ситуации инвестиционные налоговые кредиты предоставляются на сумму, которая составляет 30% стоимости купленного оборудования, предназначенного для всех указанных целей.

Для организаций, которые ведут инновационную или внедренческую деятельность, в том числе занимаются созданием новых либо совершенствованием применяемых технологий, созданием новых видов материалов или сырья. В данном случае инвестиционные налоговые кредиты могут предоставляться на суммы, которые будут обговариваться организацией и уполномоченным органом.

Для организаций, которые занимаются выполнением заказов по социально-экономическому развитию особой важности, а также предоставляющих особо важные услуги гражданскому населению. В данном случае сумма кредита тоже будет определяться по результатам соглашения сторон.

Пункт договора

В договоре или соглашении о предоставлении кредита обязательно содержатся следующие пункты:

Порядок, соответственно которому будут уменьшаться налоговые платежи;

Сумма кредита;

Срок действия;

Указание налога, по которому будет предоставлен описываемый кредит;

Сумма процентов, которые будут начислены на сумму кредита;

Порядок погашения;

Ответственность сторон.

Сопутствующие документы

Инвестиционные налоговые кредиты не будут предоставлены, если не оформить залог на имущество либо договор поручительства. В связи с этим требуется приложить к договору документы об имуществе, которое будет служить предметом залога. Кроме того, в договоре требуется указать положения о недопущении во время его действия передачи во владение или реализации оборудования или остального имущества, если его приобретение стало одним из пунктов для предоставления организации описываемого кредита.

Выводы

По отношению к местным или региональным налоговым органам устанавливаются собственные условия по предоставлению инвестиционного налогового кредита. При этом законодательством разрешается устанавливать собственные условия предоставления займа и основания для этого, а также изменять допускаемые сроки для действия кредита.

О.З. Закариев,
начальник отдела общего аудита ООО "Аудиторская фирма "ОСБИ-М", эксперт Аудиторской Палаты России, к.э.н.

1. Основания предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности организаций. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать при наличии соответствующих оснований свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита в значительной степени отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику по следующим основаниям:

Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.

Согласно п. 3 ст. 67 НК РФ основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Например, проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, создание новых или совершенствование применяемых технологий, использование новых видов сырья или материалов должно быть подтверждено документами о закупке оборудования, необходимого для выполнения этих видов работ.

В отличие от иных форм изменения срока уплаты налога инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - налогу на прибыль (доход) организации.

Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Следует также отметить, что законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право расширять перечень оснований, по которым может быть заключен договор об инвестиционном налоговом кредите в части региональных и местных налогов (п. 7 ст. 67 НК РФ).

Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России.

2. Оформление инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и заинтересованной организацией после принятия решения о его предоставлении. Срок принятия решения - один месяц со дня получения заявления.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

Порядок уменьшения налоговых платежей;

Сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

Срок действия договора;

Начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Банка России);

Порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

Условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;

Сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;

Ответственность сторон.

Иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами представительных органов местного самоуправления соответственно по региональным и местным налогам.

3. Размер инвестиционного налогового кредита

Общая сумма производимых в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите уменьшений налоговых платежей не должна превышать сумму кредита. Если таких договоров два или более и срок их действия не истек к моменту очередного платежа по налогу, соотношение суммы уменьшений и суммы кредита определяется отдельно по каждому из договоров.

При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, налогоплательщик может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50 % соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма уменьшений не может превышать 50 % суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Может возникнуть ситуация, при которой организация имеет убытки по итогам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо по итогам всего налогового периода. В этом случае сумма уменьшений в налоговом периоде может превысить установленные пределы. Этот излишек переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

4. Основания и последствия прекращения действия измененного срока уплаты налога

Законодательно предусмотрены следующие основания прекращения действия измененного срока уплаты налога:

Истечение срока действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

Досрочное исполнение обязанным лицом налоговых обязательств в полном объеме;

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки;

Соглашение сторон о досрочном прекращении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите;

Решение суда о расторжении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите.

Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Основанием решения уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть только нарушение заинтересованным лицом условий ее предоставления. Такое нарушение может выразиться в несоблюдении сроков и порядка уплаты суммы задолженности и процентов, нарушении заинтересованным лицом условий договора о залоге, если оно само является залогодателем. Решение о прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть обжаловано в соответствии со ст. 137-142 НК РФ.

Последствия досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки) по этому основанию предусмотрены п. 4 ст. 68 НК РФ. Обязанное лицо в течение 30 дней после получения им решения о прекращении действия отсрочки (рассрочки) должно уплатить:

Неуплаченную сумму задолженности, которая определяется как разница между суммой задолженности, зафиксированной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с этим решением за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными в этот период суммами и процентами, а также

Пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты неуплаченной суммы задолженности включительно.

При исчислении процентов под периодом действия отсрочки (рассрочки) понимается период со дня вступления в действие решения об отсрочке (рассрочке) по день получения обязанным лицом решения о прекращении ее действия.

В ст. 68 НК РФ не указаны основания и последствия досрочного расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите в судебном порядке. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ налогоплательщикам следует ориентироваться на ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющую основания расторжения договора. К рассматриваемому случаю применимо такое основание, как существенное нарушение договора заинтересованным лицом.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Поскольку при заключении договора инвестиционного налогового кредита уполномоченный орган рассчитывает на то, что суммы налога и проценты будут уплачены в установленный договором срок, существенным нарушением здесь считается значительное отступление от предусмотренного договором порядка погашения задолженности и процентов.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должна быть предусмотрена ответственность за его нарушение. Последствия двух наиболее существенных видов нарушений этого договора прямо предусмотрены в п. 8 и 9 ст. 68 НК РФ. Одно из них - нарушение заинтересованной организацией предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления кредита (п. 8 ст. 68 НК РФ).

В этом случае заинтересованная организация в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда о расторжении договора (этот день является днем расторжения договора) обязана уплатить:

Все неуплаченные в соответствии с договором суммы налога, а также

Проценты на каждую из неуплаченных сумм налога, начисленные на каждый день действия договора в отношении такой суммы налога исходя из действовавшей в этот период ставки рефинансирования Банка России, а также

Пени по ставке, определяемой в соответствии со ст. 75 НК РФ, на каждую из неуплаченных сумм налога, начисленные на каждый день действия договора в отношении такой суммы налога.

Сумма этих трех составляющих фиксируется на день расторжения договора, и в течение 30 дней пени на нее не начисляются. Если в этот срок совокупная сумма задолженности не будет уплачена, начисление пени на эту сумму производится в обычном порядке со дня расторжения договора.

Иные последствия наступают в случае, если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит согласно подпункту 3 п. 1 ст. 67 НК РФ, нарушает свои обязательства по выполнению особо важного заказа или услуг.

В этом случае не позднее трех месяцев со дня расторжения договора эта организация обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.

5. Учет и налогообложение инвестиционного налогового кредита

Особенности учета и налогообложения инвестиционного налогового кредита, предоставленного в связи с техническим перевооружением организации, рассмотрим на следующем примере.

Пример.

С 1 апреля 2005 года организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль сроком на два года в сумме 600 000 руб. Процентная ставка, установленная по кредиту в течение первого года, - 6,5% (1/2 ставки рефинансирования Банка России). Сумма авансового платежа, рассчитанного к уплате по итогам I квартала 2005 года, - 44 700 руб., по итогам полугодия - 87 850 руб., по итогам 9 месяцев - 131 550 руб.

Пример рассмотрен на основе порядка заполнения декларации по налогу на прибыль за 2005 год.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате организацией во II квартале текущего налогового периода, принята равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года, в рассматриваемой ситуации - 14 900 руб. (44 700 руб. : 3). Эта сумма, рассчитанная в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, могла уменьшаться организацией ежемесячно на 50 %. Таким образом, за апрель - июнь 2005 года организация уменьшила платежи по налогу на прибыль на сумму 22 350 руб. (14 900 руб. х 50% х 3).

По итогам полугодия исчисленная к уплате сумма авансового платежа по налогу на прибыль составила 87 850 руб. и была отражена по строке 250 декларации по налогу на прибыль, а с учетом авансового платежа за I квартал 2005 года составила 43 150 руб. (87 850 руб. - 44 700 руб.).

По строке 290 декларации по налогу на прибыль были указаны суммы начисленных авансовых платежей за отчетный период, которые для организаций, уплачивавших ежемесячные авансовые платежи, представляли собой суммы, причитавшиеся к уплате согласно декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшиеся к уплате до 28-го числа каждого месяца в течение отчетного квартала. В рассматриваемой ситуации по этой строке была приведена сумма 89 400 руб. (44 700 руб. + 14 900 руб. х 3).

При этом по итогам полугодия по строке 380 была отражена определенная расчетным путем сумма налога к уменьшению, равная 1550 руб. (89 400 руб. - 87 850 руб.).

Вышеуказанная сумма, являвшаяся налогом на прибыль, представляла собой согласно п. 11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, вычитаемую временную разницу, формировавшую отложенный налоговый актив, отражавшийся по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Статьей 66 НК РФ установлено, что если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. В рассматриваемой ситуации по итогам полугодия накопленная сумма кредита составила 22 350 руб., а предельно допустимая сумма - 21 575 руб. (43 150 руб. х 50%). Следовательно, разница между вышеуказанными суммами - 775 руб. (22 350 руб. - 21 575 руб.) должна была переноситься на следующий отчетный период - девять месяцев 2005 года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала (п. 2 ст. 286 НК РФ), и в рассматриваемой ситуации была равна 14 383,33 руб. (43 150 руб. : 3).

В связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита, а также с учетом суммы налога к уменьшению в июле 2005 года организация была вправе уменьшить авансовый платеж по налогу на прибыль на сумму 7191,67 руб. [(14 383,33 руб. - 1550 руб.) х 50% - 775 руб. + 1550 руб.], в августе и сентябре - на сумму 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%).

В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев по строке 370 была отражена сумма налога к доплате, равная 550 руб. (131 550 руб. - 87 850 руб. - 14 383,33 руб. х 3). В связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита организации следовало доплатить в бюджет по итогам девяти месяцев сумму авансового платежа по налогу, равную 275 руб. (550 руб. х 50 %), при этом сумма накопленного кредита не превышала предельно допустимую величину.

Организациям следует учитывать, что сумма предоставленного инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль признается налогооблагаемой временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства, равного сумме накопленного инвестиционного кредита. Ежемесячно при накоплении определенной суммы кредита в течение срока действия договора о его предоставлении производится запись по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции со счетом 68 (п. 15 ПБУ 18/02; письмо Минфина России от 24.11.2003 N 16-00-14/354).

В бухгалтерском учете проценты за пользование заемными средствами отражаются в составе прочих операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), для учета которых предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". Включение в текущие расходы затрат по кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н).

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида для целей налогообложения прибыли включаются в состав внереализационных расходов. Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление налогоплательщикам отсрочки по уплате налога рассматривается как предоставление бюджетных кредитов. При этом налоговые органы придерживаются мнения, что проценты, уплачиваемые за отсрочку, рассрочку, предоставление налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, не учитываются для целей налогообложения прибыли, поскольку к внереализационным расходам относятся проценты по долговым обязательствам в части гражданских договоров кредита и займа (письмо ФНС России от 02.02.2005 N 02-1-07/2). Вывод налоговых органов находит подтверждение и в судебной практике (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 5665/04).

Расходы в виде процентов, формирующие бухгалтерскую прибыль, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 признаются постоянной разницей.

Возникновение постоянной разницы приводит к образованию постоянного налогового обязательства, которым является сумма налога, увеличивающая налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие проводки:

- Учетные записи (ежемесячно не позднее 28.04.2005, 28.05.2005, 28.06.2005):

Д-т 68 К-т 51 "Расчетные счета" - 7450 руб. (14 900 руб. х 50%) - отражена уплата ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль с учетом предоставленного инвестиционного налогового кредита;

Д-т 68 К-т 77 - 7450 руб. (14 900 руб. х 50%) - отражена сумма накопленного инвестиционного кредита в качестве отложенного налогового обязательства.

- Учетные записи 30.04.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 3,98 руб. (7450 руб. х 6,5% : 365 х 3) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 68 - 0,96 руб. (3,98 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи 31.05.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 46,43 руб. (7450 руб. х 6,5% : 365 х 31 + 7450 руб. х 6,5% : 365 х 4) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 11,14 руб. (46,43 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи 30.06.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 83,58 руб. (7450 руб. х 2 х 6,5% : 365 х 30 + 7450 руб. х 6,5% : 365 х 3) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 20,06 руб. (83,58 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи, сделанные не позднее 28.07.2005:

Д-т 09 К-т 68 - 1550 руб. (89 400 руб. - - 87 850 руб.) - отражен отложенный налоговый актив в сумме налога на прибыль, подлежавшей к уменьшению;

Д-т 68 К-т 51 - 7191,66 руб. (14 383,33 руб. - 7191,67 руб.) - отражена уплата ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль с учетом предоставленного инвестиционного налогового кредита и суммы налога к уменьшению;

Д-т 68 К-т 77 - 5641,67 руб. [(14 383,33 руб. - 1550 руб.) х 50% - 775 руб.] - отражена сумма накопленного инвестиционного налогового кредита в качестве отложенного налогового обязательства;

Д-т 68 К-т 09 - 1550 руб. - отражено погашение отложенного налогового актива.

- Учетные записи 31.07.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 127,40 руб. (7450 руб. х 3 х 6,5% : 365 х 31 + 5641,67 руб. х 6,5% : 365 х 4) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 30,58 руб. (127,40 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи (ежемесячно не позднее 30.08.2005, 28.09.2005):

Д-т 68 К-т 51 - 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%) - отражена уплата ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль с учетом предоставленного инвестиционного налогового кредита;

Д-т 68 К-т 77 - 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%) - отражена сумма накопленного инвестиционного налогового кредита в качестве отложенного налогового обязательства.

- Учетные записи 31.08.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 159,65 руб. (7450 руб. х 3 х 6,5% : 365 х 31 + 5641,67 руб. х 6,5% : 365 х 31 + 7191,67 руб. х 6,5% : 365 х 4) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 38,32 руб. (159,65 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

- Учетные записи 30.09.2005:

Д-т 91 К-т 68 - 191,81 руб. (7450 руб. х 3 х 6,5% : 365 х 30 + 5641,67 руб. х 6,5% : 365 х 30 + 7191,67 руб. х 6,5% : 365 х 30 + 7191,67 руб. х 6,5% : 365 х 3) - отражено начисление процентов за предоставленный инвестиционный налоговый кредит;

Д-т 99 К-т 68 - 46,03 руб. (191,81 руб. х 24%) - отражено возникновение постоянного налогового обязательства.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это один из инструментов государственного «плеча», направленных на повышение инвестиционной привлекательности определенной категории инвестиционных проектов. Несмотря на достаточно благоприятное нормативное регулирование, а также возможность применения и регламентирования как на федеральном, так и на региональном уровне, ИНК не получил широкого распространения. В то же время существуют примеры его успешного использования, которые свидетельствуют о стабильном интересе к нему со стороны определенного круга налогоплательщиков.

В российскую правовую терминологию понятие «инвестиционный налоговый кредит» впервые введено Законом РФ от 20.12.91 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Общая концепция ИНК в редакции этого закона предполагала возможность получения кредита не только государственными, но и частными предприятиями. Так, кредит мог быть предоставлен товариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищи являются бывшими работниками приватизируемого предприятия. В 1998 г. названный закон был отменен в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, в рамках которого инвестиционный налоговый кредит действует до сих пор, и Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Нормативно-правовая регламентация

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ). ИНК может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
  • выполнение государственного оборонного заказа;
  • осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит представляет собой механизм государственной инвестиционной поддержки, сочетающий в себе элементы заемного финансирования. Суть инструмента заключается в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в бюджет субъекта РФ. Инвестор — получатель ИНК приобретает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора 1 на срок от года до пяти лет в случаях проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществления внедренческой или инновационной деятельности, создания новых видов сырья или материалов, при выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении особо важных услуг населению, при выполнении организацией государственного оборонного заказа и при осуществлении организацией инвестиций в создание энергоэффективных объектов. Если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития, ИНК может быть предоставлен на срок до десяти лет. Помимо этого резидент зоны территориального развития в отличие от иных организаций, имеющих право на ИНК, не уплачивает проценты на сумму задолженности по соответствующему налогу.

Важно: организация может заключить несколько договоров на предоставление инвестиционного налогового кредита. Как правило, кредит выделяется в размере не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году.

Практика применения

Безусловно, эффективность инвестиционного налогового кредита необходимо оценивать в рамках отдельных инвестиционных проектов с учетом чувствительности финансовой модели проекта к предоставлению кредита по отдельно взятым налогам. В некоторых случаях он играет важную роль среди мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговое бремя инвестора и одновременно решить проблему получения заемного финансирования с достаточно низкой процентной ставкой.

Для получения ИНК инвестору необходимо подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@, приложив документы, подтверждающие:

  • основание для получения кредита;
  • факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования;
  • бизнес-план инвестиционного проекта.

После заключения с региональным органом ФНС России договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копию этого договора нужно в пятидневный срок представить в инспекцию ФНС России по месту учета организации. Общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении или об отказе в предоставлении кредита не должен превышать 30 рабочих дней со дня получения заявления.

На практике получение инвестиционного налогового кредита заметно тормозится, и одна из причин — несовершенство законодательной базы, регулирующей предоставление такого кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК. Ни в федеральном, ни в региональном законодательстве нет четкой информации о сроках и величине кредита (что, безусловно, придает инструменту определенную гибкость), а также сумме процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата» может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени. Между тем этот механизм связан со «скрытым» финансированием инвесторов, он не требует выделения из регионального бюджета дополнительных средств.

Примеры организаций, которым в России предоставлен инвестиционный налоговый кредит, приведены в таблице.

Закономерным является тот факт, что предоставление инвестиционного налогового кредита происходило в регионах с высокими бюджетными показателями, имеющими благоприятный инвестиционный климат. Практика получения ИНК свидетельствует и о том, что в большой степени его широкое распространение на территории какого-либо субъекта РФ зависит от наличия политической воли администрации региона.

Дальнейшее совершенствование инструмента

Несмотря на все указанные преимущества и наличие достаточно большого числа успешных примеров предоставления ИНК не получил широкого применения. И можно сделать вывод, что законодательная цель положений Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите не достигнута — слишком незначительно количество полученных налоговых преференций на фоне потенциала всех предусмотренных для кредита направлений хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение.

На наш взгляд, основными препятствиями для развития механизма ИНК являются существенные ограничения в условиях его предоставления. Так, согласно п. 3 ст. 66 НК РФ накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Для повышения стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо существенно повысить предельный размер — вплоть до 100% размеров суммы налога при благоприятной бюджетной ситуации.

Кроме того, необходимо пересмотреть сроки предоставления инвестиционного налогового кредита. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ такой кредит предоставляется для большинства инвестиционных проектов на срок до пяти лет. Имеет смысл снять это ограничение на максимальный срок ИНК либо существенно повысить данный срок и более тесно увязать условия его предоставления с инвестиционными условиями проекта, включая сроки окупаемости и нормы доходности. Такое регулирование предоставит большую гибкость получателю кредита и налоговым органам в структурировании проекта в части налогообложения и обеспечит более высокую инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов.

В качестве уже существующих положительных характерных особенностей ИНК стоит отметить определенную свободу в отношении его суммы. В налоговом законодательстве нет нормативов, определяющих точную величину кредита, установлены только лимиты суммы. Размер кредита определяется по соглашению между налоговым органом и организацией, что обеспечивает инструменту гибкость.

Таким образом, для более активного использования ИНК необходимо предпринять ряд мер по его усовершенствованию.

Безусловно, нужна модернизация нормативной правовой базы с учетом упомянутых ранее сроков и лимитов суммы инвестиционного налогового кредита. В настоящее время на федеральном уровне кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организаций. И перспективным направлением может стать расширение перечня федеральных налогов, по которым может быть предоставлен кредит, к примеру, в отношении налога на добавленную стоимость.

Кроме того, данный механизм может сделаться существенной поддержкой инвестиционных проектов для малого и среднего бизнеса. Для этого целесообразно дополнить перечень оснований предоставления ИНК новым основанием: «вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности». Естественно, такие субъекты должны вести раздельный учет налоговой базы по деятельности, под которую получен указанный кредит, и по остальной деятельности субъекта. Отсутствие такого раздельного учета должно служить основанием для расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо этого необходимо дать региональным властям возможность предоставлять кредит в отношении специальных налоговых режимов по вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) в отношении нового вида деятельности, которым собирается заниматься уже существующий субъект малого бизнеса. Для предотвращения возможных злоупотреблений максимальная сумма ИНК, которая может быть предоставлена в рассматриваемых условиях, должна быть законодательно ограниченна для субъектов РФ на федеральном уровне. Причем для получения кредита субъект малого бизнеса не должен представлять в обязательном порядке залог, поручительство, гарантию и бизнес-план, а также технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

Наконец, необходима активная позиция самого бизнеса в отношении предоставления инвестиционного налогового кредита. При демонстрации государственному партнеру и налоговым органам очевидного интереса к данному инструменту государственной поддержки шансы на предоставление налогового кредита и развитие его инструментария существенно повышаются. Особенно это важно в отношении субъектов РФ, в которых не существует практики широкого применения ИНК ввиду недостаточной политической воли.

1 Формы договоров как для налога на прибыль, так и для региональных, местных налогов предусмотрены приказом ФНС России от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@.

Примеры компаний, получивших ИНК*

Регион

Получатель

Сумма, руб.

На какой срок предоставлен

Цели

г. Санкт-Петербург

ОАО «Балтийский завод»

Модернизация производства, строительство нового цеха


ОАО «Ижорские заводы»

Модернизация производства труб

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ОАО «Юганскнефтегаз»


ОАО «ТНК» (Нижневартовск)

Проведение НИР, технического перевооружения нефтедобывающего производства

Томская область

ОАО «Томскнефть»

ИНК по НДС

Иркутская область

ОАО «Алюком-Тайшет»

Налог на имущество в областной бюджет/развитие нового производства на предприятии

Ростовская область

ЗАО «Донтелеком»

Развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области

Татарстан

ОАО «Нижне­камскнефтехим»

Строительство комплекса гидроочистки средних дистиллятов

* По данным открытых источников.

к сведению

Что такое инновационная деятельность

В Налоговом кодексе РФ и в нормативно-правовых актах в сфере налогов и сборов понятие инновационной деятельности отсутствует. В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) инновационная деятельность трактуется как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

  • на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
  • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
  • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Отметим, что в дальнейшем Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, а распоряжением Председателя Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р — Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки, рассрочки специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения налоговой задолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, по региональным (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от одного года до пяти лет, в некоторых случаях – до 10 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

За дополнительными разъяснениями по вопросу получения инвестиционного налогового кредита можно обратиться в соответствующее

Информация ниже зависит от вашего региона (09 Карачаево-Черкесская Республика )

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

На территории Карачаево-Черкесской Республики практика предоставления инвестиционного налогового кредита отсутствует из-за отсутствия заявлений от налогоплательщиков.

Поясним, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсроченных налоговых платежей, воплощая одну из форм изменения срока уплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит является не только одной из форм изменения срока уплаты налога, но одновременно одной из форм бюджетного кредитования. Суть данного кредита состоит в том, что в течение некоторого времени сумма налога уменьшается на величину инвестиций. Решение о его предоставлении принимается до срока исполнения налогового обязательства.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, по региональным (налог на имущество, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от одного года до пяти лет.

Фактически налогоплательщик, которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в течение определенного срока уменьшает платежи по налогу, а потом поэтапно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Уменьшение производится за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная учреждением в результате всех уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Органами, уполномоченными по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в форме инвестиционного налогового кредита, являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

Решения об изменении сроков уплаты местных налогов в форме инвестиционного налогового кредита принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 2012 года N 19-ФЗ, внесены изменения в статью 67 Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите.

Изменение заключается в том, что теперь не только в отношении региональных налогов, но и в отношении налога на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные - наряду с предусмотренными НК РФ - основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму.

Представляется, что наделение субъектов РФ полномочием по установлению дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита по зачисляемой в их бюджеты части налога на прибыль организаций должно расширить масштабы использования данного инструмента поддержки инвестиций и позволит более широко использовать инвестиционный налоговый кредит наряду с другими формами поддержки инвестиционной деятельности.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита установлены статьей 67 НК РФ.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. При заключении договора об инвестиционном налоговом кредите определяется порядок погашения суммы этого кредита в пределах срока, на который в соответствии с договором предоставляется такой кредит.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита установлены статьей 68 НК РФ.

В Карачаево-Черкесской Республике пока не изданы нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам. Поэтому налогоплательщикам Карачаево-Черкесии следует руководстоваться Федеральным законом от 30 марта 2012 года N 19-ФЗ, которым внесены изменения в статью 67 Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите.