Какие налоги идут в региональный бюджет. Льготы по земельному налогу

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость ;

2) акцизы ;

3) налог на доходы физических лиц ;

4) налог на прибыль организаций ;

5) налог на добычу полезных ископаемых ;

6) водный налог ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

8) государственная пошлина .

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций ;

2) налог на игорный бизнес ;

3) транспортный налог .

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог ;

2) налог на имущество физических лиц ;

3) торговый сбор .

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Налог считается установленнымтолько в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Установление налогаозначает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.

Федеральные налогиустанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.

Региональные налогиустанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.

Местные налогиустанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.

Ввести налог (сбор) –значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Под налоговым периодомпонимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

О делении налогов и сборов на федеральные, региональные и местные мы рассказывали в . В этом материале приведем общую характеристику федеральных налогов и сборов, а также приведем перечень федеральных налогов 2017 года.

Виды федеральных налогов

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается и отменяется НК РФ (п.п. 2, 5 ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ .

В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Приведем в таблице перечень федеральных налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Глава НК РФ
НДС
Акцизы
НДФЛ
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог 25.2
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 25.1
Государственная пошлина 25.3
ЕСХН 26.1
УСН 26.2
ЕНВД 26.3
СРП 26.4
ПСН 26.5

Налоги федерального бюджета

Признак налогов и сборов «федеральный» характеризует скорее порядок установления и применения налога, а не зачисления его в бюджет. Ведь налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, и федеральные налоги - это не одно и то же. Федеральные налоги - это налоги, установленные НК РФ, а система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается Бюджетным кодексом РФ. Какие налоги идут в федеральный бюджет, указано в ст. 50 БК РФ . К примеру, налоги, перечисляемые в федеральный бюджет в размере 100%, — это НДС, водный налог, отдельные виды акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. Однако для налогов в федеральный бюджет список включает в себя не все федеральные налоги, указанные в таблице. Кроме того, отдельные федеральные налоги и сборы зачисляются в региональный и даже местный бюджеты.

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (

Главными и бюджетообразующими платежами России являются НДС, НДФЛ, налог на прибыль. Они имеют мощную фискальную отдачу и всегда занимают место в концепциях налоговой политики. Однако, эти платежи, кроме налога на прибыль, обеспечивают федеральный бюджет (17% ставки налога на прибыль поступают в регионы). Хотя на федеральном уровне распределение происходит эффективно, муниципалитетам требуются свои собственные безвозмездные доходы.

В таком разрезе местные налоги и сборы крайне важны в налоговой системе любой страны и могут значительно влиять на муниципальное благосостояние при разумном управлении.

Определение и распределение полномочий

Глава 2 Налогового кодекса раскрывает основные положения системы налогов и сборов России. В статье 12 главы указано, что все фискальные платежи страны делятся на три ступени по бюджетам - федеральные, региональные, местные.

В четвертом пункте этой статьи указано, что местные налоги и сборы — это платежи, закрепленные во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.

Относятся к органам муниципального самоуправления :

  • представительные органы муниципальных образований;
  • представительные органы муниципальных районов (поселений);
  • представительные органы городских районов (округов).

Таким образом, все виды населенных пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-Петербург, Москва и Севастополь - как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы.

Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.

В пункте 7 статьи зафиксированы полномочия муниципалитетов наряду с региональными субъектами по принятию правовых актов, вводящих специальные режимы. По сути - также платежи местной ступени, однако для них использована иная терминология.

Приводит все существующие местные налоги и сборы:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;

Последний платеж появился в кодексе с принятием соответствующих поправок в 2014 году.

База - это цена объекта налогообложения в денежном выражении, стоимостная характеристика объекта.

В случае земельного налога база равна кадастровой стоимости участка. Переход на кадастровую оценку недвижимости - земли и домов - обусловлен долгосрочной концепцией унификации имущественных платежей в единый налог.

Кадастровая стоимость земельных участков выводится при помощи следующего: умножение общей площади участка земли и удельного показателя .

Удельный показатель зависит от ряда характеристик земли, основные из них: вид разрешенного использования земли и принадлежность к определенному административно-территориальному округу. На сайте Росреестра rosreestr.ru приведен подробный порядок кадастровой оценки недвижимости и нормативно-правовая база этих технических операций

В целях налогообложения кадастровая стоимость вычисляется по каждому земельному участку обособленно и рассчитывается на начало каждого года. Если земельный участок появился в течение года, то оценка и расчет стоимости осуществляется в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы.

ЕГРН - новый единый свод информации обо всех объектах недвижимости, содержащий как сведения о правах собственности, так и кадастровые данные.

Когда земельный участок располагается на границе двух или более местных административно-территориальных зон, то база исчисляется в долях кадастровой стоимости соответственно долям участка в каждой муниципальной зоне.

В общей собственности налоговая база для каждого налогоплательщика рассчитывается обособленно, согласно его доле в собственности.

Физические лица освобождены от самостоятельного исчисления базы и дальнейших расчетов земельного налога. Они уплачивают этот платеж по налоговым уведомлениям, которые ИФНС рассылают несколько раз за год - до истечения крайнего срока уплаты . Организации вычисляют налоговую базу самостоятельно.

Кодекс указал налоговую преференцию федерального уровня в статье 391 , в пункте 5, определив не облагаемую налогом часть базы - 10000 рублей. Льгота предоставляется не всем лицам, а только кругу плательщиков:

  • Герои России, СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • ветераны и инвалиды военных и боевых действий;
  • инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы;
  • лица, подвергшиеся радиационному действию АЭС в Чернобыле и «Маяке»;
  • испытатели ядерного оружия и ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с воздействием ядерной техники.

Налогоплательщики, подходящие под несколько приведенных категорий, выбирают одно из оснований по своему усмотрению.

Местные власти вправе увеличивать размер не \облагаемой налогом части, расширять список исключенных от уплаты земельного налога. Например, московский закон установил не подлежащую обложению сумму в отметке 1 миллион рублей.

Предприятия перечисляют платеж до 1 февраля, а физические лица - до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце организациями и физическими лицами соответственно.

Налог на имущество физических лиц

Как говорилось, российская налоговая политика ориентирована на масштабные преобразования в вопросе имущественных налогов и приведение всех нынешних платежей по имуществу - земельного, физических лиц и организаций, возможно, транспортного - к одному платежу с дифференцированными тарифами, коррелирующими со стоимостью объектов (налог на роскошь, столь активно обсуждаемый в последние годы, и есть часть будущего единого имущественного налога).

В этих целях на всей территории России производятся работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде исчисляемого от инвентаризационной стоимости, проводятся мероприятия перевода оценки в кадастровую.

Кадастровая стоимость по каждому объекту высчитывается обособленно. Налоговые органы опираются на данные из ЕГРН. По данному платежу также имеются преференции :

  • квартира - уменьшение на 20 кв. метров кадастровой стоимости;
  • комната - на 10 кв. метров;
  • дом - на 50 кв. метров;
  • комплекс недвижимости - на 1 миллион рублей.

Расчет налога исполняется самими налоговыми органами, физические лица лишь обязаны вовремя перечислить платеж в бюджет - до 1 декабря последующего года . Перед наступлением этой даты инспекции рассылают собственникам недвижимости налоговые уведомления.

По торговому сбору отсутствует статья, посвященная налоговой базе. Данный платеж имеет сходства с и патентной системой. Базой допустимо считать физический показатель, используемый в расчете налога - объект недвижимого или движимого имущества или площадь этих объектов.

Расчет налога стандартен и также напоминает исчисление ЕНВД и ПСН: умножение физического показателя и ставки . Кодекс также установил ограничения по ставкам, которые вводят местные власти, правилами введения ставок по патентной системе.

Торговый сбор перечисляется в бюджет за каждым кварталом до наступления 25 числа последующего месяца . На сегодняшний день этот платеж действует в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Сбор стал большой неожиданностью для предпринимателей России, так как в концепциях налоговой политики на протяжении плановых периодов перед его введением не упоминалось о таком преобразовании. Однако сложившаяся кризисная экономическая ситуация в стране и попытки оптимизации бюджетный программ привели к внеплановому принятию закона о торговом сборе.

Платеж зачисляется в бюджеты регионального уровня, хотя является местным. Благодаря положению об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и УСН, он эффективно противодействует искусственному занижению базы, так увеличение размера сбора приведет к необходимости фактической его уплаты в таком же размере.

Однако, проблемой платежа является несправедливость, возникающая среди плательщиков УСН по объектам «Доходы минус расходы» и «Доходы», так как последние не могут вычитать сбор из базы УСН, хотя так же платят торговый сбор.

Также существуют проблемы, связанные с новизной платежа и неполноценностью судебной практики, пробелами в правовом тексте. Например, продажа выставочных экземпляров товара на семинарах не регламентирована законодательством. Неясен вопрос интернет-продаж - попадают ли они в категории торговли со склада.

Доходы от торгового сбора в бюджете Москвы крайне малы - меньше 0,2% от общих налоговых поступлений. На данный момент эффективность платежа невелика.

Выпуск новостей о новых местных налогах представлен ниже.

Федеральные региональные и местные налоги - это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы (УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .

Региональные

  • на имущество организаций ;
  • транспортный ;
  • на игорный бизнес .
  • на имущество граждан ;
  • земельный ;
  • торговый сбор .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.