Бухгалтерский учет ведется организацией. Бухгалтерский учет

26 декабря 1991 года стало окончательным потрясением всей страны. В двери врывался ветер демократии. Распалась Великая и Мощная держава, распался Советский Союз. Изменения затронули все сферы жизни и самих людей. Конечно, экономическая политика в первую очередь претерпела трансформацию. Тогда произошел переход на рыночную систему от командно-административной, а это, в свою очередь, меняло систему бухучета. Так появился современный бухгалтерский учет.

Если сравнить бухучет СССР и бухучет России, то можно увидеть глобальные изменения. Например, чтобы подготовить документы, регулирующие бухучет, были взяты во внимание международные стандарты финансового отчетности (МСФО) и различные положения. Но не все забыто. Некоторые понятия, методы, разработанные в советские годы, сейчас активно используются бухгалтерами в практике, также они начинают набирать популярность в практике отчета в развитых странах. Некоторые аспекты отличия бухучета СССР и РФ носят номинальный характер, как правило, это видно на расхождении понятий терминов.

Некоторые разработки стандартов современной российской системы значительно снижают ценность бухучета, что становится препятствием хорошему развитию экономики. Параллельно экономика РФ активно трансформируется, что порождает новые виды деятельности, которые по правилам должны найти адекватное отражение в учете и отчете. Все преобразования были созданы с целью нормального функционирования рынка. Два главных отличия современной тенденции от прошлого:

  1. основной потребитель – государство в виде налоговых органов;
  2. регулирующая роль участников делового оборота минимизирована.

Участники делового оборота:

  • менеджеры;
  • кредиторы;
  • инвесторы;
  • аудиты;
  • бухгалтеры.

На данном этапе развитие современного бухучета РФ находится в самом начале. Тому свидетельствует низкая компетентность бухгалтеров и потребителей данной информации, как таковой, действительной потребности в данных учета не было.

Стандарты бухгалтерского учета в России

Нормативную базу составляют различные законодательные акты, Положения по бухгалтерскому учету, или ПБУ, документы и др. Издаются они:

  • Минфином РФ;
  • Правительством РФ;
  • ФНС России;
  • Банком РФ;
  • государственными внебюджетными фондами.

Задачи отражены в Федеральном законе от 21.10.96 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • предприятие обязано предоставлять полную и достоверную информацию о деятельности и имущественном положении внутренним(руководителям, работникам и т.д.) и внешним (инвесторы, кредиторы и т.д.) пользователям бухгалтерского отчета;
  • при запросе информации, организация обязана ее предоставить, с целью контроля над соблюдением законодательства при осуществлении операций, использованием материальных/трудовых/денежных ресурсов и т.п.;
  • организация должна пресекать отрицательные результаты соей работы и выявлять внутрихозяйственные резервы, обеспечивая финансовой устойчивостью.

Для того, что выполнить задачи, бухгалтерия должна:

  • оценить имущество в рублях;
  • составлять отдельно учет собственного имущества и других предприятий;
  • непрерывно составлять учет;
  • вести учет двойной записью;
  • сохранять тождество данных синтетического и аналитического учетов;
  • вести запись операций без изъятия;
  • составлять отдельно документы по затратам на производство и капитальное вложение.

Принятие управленческих решений напрямую зависят от полученных данных, отраженные в отчете, на основе которого проводится исследование и оценивание деятельности организации. Именно поэтому информация, содержащая учет, должна быть достоверна, своевременна и оперативна.

В марте 98 года Правительство Российской Федерации приняло Программу реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Цель – вывести систему бухучета РФ на должный уровень, который будет отвечать всем требованиям рыночной экономики. Цели и задачи:

  • создание стандартов учета и отчета, которые обеспечивают должной информацией пользователей (например, инвесторов);
  • реформы бухучета РФ не должны противоречить международным стандартам, должна быть гармония;
  • оказание методической помощи предприятиям, если у них есть недопонимание модели бухучета.

Чтобы достичь цели, необходимо выполнить три блока мероприятий:

  • обновление нормативной базы бухучета;
  • становление бухгалтерской профессии;
  • повышение профессиональной компетентности кадров бухгалтерии.

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 года № 94н: утверждение нового Плана счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по применению. Минюст РФ принял решение – вышеуказанный документ квалифицировать как не требующего гос. регистрации. Многие организации смогли применить новый План с 1.01.01 года, для другого большинства переход был с 1.01.02 года.

Выполнение реформы бухучета в соответствии с МСФО были созданы три группы, которые, по-разному, формировали бух. отчет в РФ:

  • упрощенная;
  • стандартная;
  • множественная.

Также есть четвертая группа, но она формируется только в соответствии с МСФО без учета правил РФ. Но тем не менее, все группы должны раскрывать прозрачность отчета. Рассмотрим каждую группу.

  1. Упрощенная группа: учет с МСФО. Это говорит о необходимости привлечения иностранного и отечественного капитала для дальнейшего развития организации. Входят: ОАО, акции, котирующие на фондовом рынке.
  2. Стандартная группа: бухгалтерский отчет формируется бухгалтерами по множественному варианту. Входят: оставшиеся ОАО, федеральные и крупные муниципальные унитарные предприятия. У них есть возможность перехода в первую группу.
  3. Множественная: составление отчета по стандарту. Входят: все оставшиеся предприятия, например, ЗАО, ООО и т.д.
  4. Четвертая группа: отчет имеет форму упрощенного варианта. Входят: субъекты малого предпринимательства и некоммерческие предприятия.

Для усовершенствования нормативной базы была создана Концепция бухучета в рыночной экономики РФ. Она была одобрена Методологическим советом по бухучету при Минфине РФ и при Институте профессиональных бухгалтеров РФ в декабре 97 года. Для создания концепции был проведен глубокий анализ российской и международной моделей бухучета, после чего были сформулированы тенденции для создания российской системы бухучета на 10-15 лет.

  • предоставление информации об общих методах организации и ведения бухучета для заинтересованных лиц данной сферы;
  • концепция должна быть фундаментом для разработки новых и пересмотра действующих актов по бухучету на каждом этапе;
  • концепция должна быть основой при принятии решений по вопросам, которые не урегулированы нормативными актами;
  • обязана помогать потребителям информации в расшифровке данных бух. отчета.

С 1.01.13 года начинает действовать новый Федеральный закон от 6.12.11 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором прописана гармония между российской и международной моделями учета. Действия распространяются на:

  • коммерческие и некоммерческие предприятия;
  • гос. органы, органы местного самоуправления/ управления гос. внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов;
  • Банк России;
  • индивидуальных предпринимателей; адвокатов, практикующих частную практику;
  • филиалы на территории РФ, представительства и другие структурные подразделения, которые были созданы в соответствии с законом иностранных государств, международные предприятия и их филиалы и представительства на территории РФ.

Закон применяется при ведении:

  • бюджетного учета активов и обязательств РФ;
  • субъектов Российской Федерации;
  • муниципальных образований;
  • операций, которые меняют активы и права;
  • бюджетного отчета;
  • доверительным лицом.

Закон не применяется при формировании:

  • отчета для внутренних целей;
  • отчета для кредитной организации;
  • отчета для других целей.

Органы гос. регулирования бухучета в РФ:

  • Банк России;
  • уполномоченный федеральный орган;
  • саморегулируемые предприятия (например, предпринимателей, аудиторов и т.п.), их союзы и ассоциации.

Компетенции органов гос. регулирования бухучета в РФ

Банк России:

  • одобряет отраслевые стандарты, объединяет их практику применения;
  • принимает участие в подготовке и согласовании плана разработки фед. стандартов;
  • принимает участие в экспертизе проектов;
  • принимает участие вместе с уполномоченным фед. органом в активной разработке международных стандартов;

Уполномоченный фед. орган:

  • одобряет программу разработки фед. стандартов;
  • одобряет фед. и отраслевые стандарты, объединяет их практику применения;
  • создает условия для проведения экспертизы и одобряет оформление проектов стандартов бухучета;
  • принимает участие в разработке международных стандартов;
  • является лицом РФ в международных предприятиях, связанные с работой по бухучету и отчету;

Саморегулируемые предприятия, их союзы и ассоциации:

  • создают проекты фед. стандартов, проводят публичное обсуждение и предоставляют их в уполномоченный фед. орган;
  • принимают участие в подготовке плана разработки фед.стандартов;
  • принимают участие в экспертизе проектов;
  • следят за соответствием проекта ФСМО;
  • создают и принимают рекомендации для бухучета;
  • создают предложения по улучшению стандартов бухучета;
  • принимают участие в создании международных стандартов.

Помимо этих полномочий данные субъекты помогают повысить профессиональную компетенцию бухгалтеров и аудиторов. В свою очередь, ассоциации бухгалтеров и аудиторов помогают:

  • в разработке и в контроле над соблюдением нормативных документов по бухучету и норм проф. этики;
  • контролировать качество знаний и проф. подготовку своих участников;
  • защите прав бухгалтеров.

Вывод

Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» включает в себя многотрудною и объемную работу, которая необходима для усовершенствования бухучета в России.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

1. Разработчиком федерального стандарта (далее - разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). В случае, если разработчиком федерального стандарта является уполномоченный федеральный орган, уведомление о разработке федерального стандарта и уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа в сети "Интернет".

3. Не позднее 10 рабочих дней после дня размещения на официальном сайте разработчика в сети "Интернет" уведомления о разработке федерального стандарта разработчик размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". Проект федерального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается.

4. Со дня размещения проекта федерального стандарта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет" разработчик проводит публичное обсуждение проекта федерального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети "Интернет".

5. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

1) принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;

2) проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;

3) составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;

4) дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

6. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

7. Доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 10 рабочих дней со дня размещения на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети "Интернет" уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

9. Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.

10. Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его на основании указанных в части 9 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган. Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов в срок не более чем через два месяца со дня представления на экспертизу проекта федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов готовит мотивированное предложение о принятии данного проекта к утверждению и (или) предложения о его корректировке с учетом результатов экспертизы. Такие предложения вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляются в уполномоченный федеральный орган.

11. Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более чем через один месяц принимает проект федерального стандарта бухгалтерского учета к утверждению или отклоняет его. Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов, в срок не более чем через один месяц принимает проект федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов к утверждению или дорабатывает его. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

12. Проект федерального стандарта, предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

13. В случае, если проект федерального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением указанных в части 9 настоящей статьи документов в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.

14. Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей. Внесение изменений в федеральный стандарт, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного федерального органа.

15. Экспертиза проекта отраслевого стандарта бухгалтерского учета проводится советом по стандартам бухгалтерского учета. Экспертиза проекта отраслевого стандарта бухгалтерского учета государственных финансов проводится советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Экспертиза проектов отраслевых стандартов проводится в порядке, установленном для проведения экспертизы федеральных стандартов частями 9 - 13 настоящей статьи.

"Бухучет в сельском хозяйстве", 2012, N 2

22 ноября 2011 г. Государственной Думой был принят во втором и третьем чтении Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон, новый Закон), отдельные нормы которого носят принципиально новый характер по сравнению с действовавшим ранее нормативным актом о бухгалтерском учете. Эти новые положения являются предметом рассмотрения в настоящей статье.

Кто должен вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом?

Согласно п. 1 ст. 6 Закона все экономические субъекты должны вести бухгалтерский учет. От этой обязанности освобождены индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном вышеуказанным законодательством (п. 2 ст. 6 Закона). Следовательно, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ранее освобожденные от обязанности ведения бухгалтерского учета, крестьянские фермерские хозяйства должны вести его в общеустановленном порядке.

Объекты бухгалтерского учета

Перечень ранее определенных Законом объектов бухгалтерского учета (имущество и обязательства организации, хозяйственные операции) расширился. Теперь в соответствии со ст. 5 Закона к объектам бухгалтерского учета относятся активы, в состав которых в отличие от имущества включаются обязательственные права (дебиторская задолженность), обязательства, источники финансирования деятельности организации (заемные средства и собственный капитал), доходы и расходы. Особое внимание читателям журнала следует обратить на такой объект бухгалтерского учета, как факты хозяйственной деятельности, который намного шире ранее принятого объекта - хозяйственные операции и включает, кроме них, сделки, события, способные оказать влияние на финансовые положение организации, финансовый результат деятельности организации и (или) движение денежных средств. Следует отметить, что в настоящее время необходимо принимать во внимание при составлении отчетности не только операции, которые отражались в первичных учетных документах, служащих основанием для записей на счетах бухгалтерского учета, но и заключенные договоры, условия которых могут повлиять как на значение показателей финансовой отчетности, так и в конечном счете на решения ее пользователей.

Учетная политика организации

В новом Законе о бухгалтерском учете содержится статья, регламентирующая формирование и изменение учетной политики организации. Согласно п. 1 ст. 8 Закона учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых организациями АПК в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными Минфином России и методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету Минсельхоза России.

Если способ бухгалтерского учета не регламентирован национальными и отраслевыми стандартами, при его разработке организация должна руководствоваться требованиями, установленными законодательными и нормативными актами, в частности Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, а именно: полнотой, своевременностью, осмотрительностью, приоритетом содержания над формой, непротиворечивостью, рациональностью.

В силу того что согласно п. 5 ст. 8 Закона учетная политика должна применяться последовательно из года в год, ее ежегодное утверждение руководителем организации является излишним, достаточно утверждать изменения, которые вносятся в учетную политику с начала отчетного года. Положения учетной политики, в соответствии с п. 6 ст. 8 Закона, могут изменяться в трех случаях:

  • при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами;
  • при разработке или избрании нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности.

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

Несмотря на то что в новом Законе отсутствует норма, устанавливающая роль первичного учетного документа как основания для записей на счетах бухгалтерского учета, осталось требование, касающееся оформления первичного учетного документа по каждому факту хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Закона). В силу того что факт хозяйственной жизни является объектом бухгалтерского учета, следовательно, он и служит основанием для его признания и оценки. Поэтому мысль о том, что для ведения бухгалтерского учета не нужны документы, является несостоятельной и не соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Принципиально новым является положение о том, что формы первичных документов, так же как регистров бухгалтерского учета, утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. В прошлое ушли документы, которые составлялись по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Теперь формы первичных учетных документов будут относиться к компетенции каждого отдельного хозяйствующего субъекта. Привнесет ли это в деятельность бухгалтера определенную степень свободы и порядка, покажет время. Однако нельзя не признать данное решение, с одной стороны, не соответствующим менталитету русского бухгалтера, а с другой стороны, отходом от унификации учетных процедур, что лежит в основе автоматизации учетного процесса.

Состав необходимых реквизитов первичного учетного документа остался неизменным и знаком всем бухгалтерам. Новеллой Закона является регламентация обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;
  • величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В новом Законе предусматриваются два возможных вида как первичных документов, так и регистров бухгалтерского учета: на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Однако читателям журнала необходимо иметь в виду, что при необходимости, регламентированной законодательством или обусловленной договоренностью сторон, организация обязана представить заявителю документ на бумажном носителе, если даже первоначально он был оформлен в электронном виде.

Порядок внесения исправлений в первичный учетный документ и регистр бухгалтерского учета остался прежним.

Принципиально важным является то обстоятельство, что в новый Закон не включена ранее действовавшая норма о коммерческой тайне информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств

Нормы об инвентаризации в новом Законе по сравнению с ранее действовавшим сократились: исключены перечень инвентаризаций, которые носили обязательный характер, и порядок бухгалтерского учета расхождений между фактическими и учетными данными. В части обязательных инвентаризаций в действующем Законе дается отсылка в законодательство Российской Федерации, национальные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Новый Закон о бухгалтерском учете, в отличие от ранее действовавшего, не содержит положений о порядке оценки имущества и обязательств. Каким образом определяется первоначальная и последующая оценка объектов учета, детально раскрывается в положениях по бухгалтерскому учету по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам и фактам хозяйственной жизни.

Пунктом 3 ст. 12 Закона регламентирован порядок оценки в рублях объектов учета, стоимость которых в соответствии с условиями конкретных сделок выражена в иностранной валюте; причем данная норма носит диспозитивный характер, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится на основании официального курса иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, установленного Банком России.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерской отчетности в новом Законе посвящены шесть статей, что отражает ее большую роль в системе финансово-экономических отношений. Две статьи регламентируют отчетность при реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов. Остальные нормы о порядке составления и представления отчетности носят уточняющий характер.

В соответствии с нормами п. п. 3 и 4 ст. 13 Закона существуют два вида бухгалтерской отчетности: годовая и промежуточная. Если ранее Законом о бухгалтерской отчетности устанавливалась промежуточная отчетность как отчетность за месяц или квартал, то новый Закон уточняет понятие промежуточной отчетности - это отчетность, составленная за отчетный период меньше отчетного года, то есть за полугодие, 9 месяцев.

Внесены также уточняющие детали в порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после ее подписания руководителем экономического субъекта, либо индивидуальным предпринимателем, либо лицом, занимающимся частной практикой.

Порядок утверждения и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируется федеральными законами, например Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах.

Внесены также уточнения в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, то есть исключены аудиторское заключение и пояснительная записка. Информация, подлежащая ранее раскрытию в отдельной самостоятельной форме пояснительной записки, в настоящее время содержится в приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках. И совершенно оправданно аудиторское заключение выведено из состава бухгалтерской отчетности, достоверность которой оно подтверждает (или не подтверждает): "в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением" (п. 10 ст. 13 Закона).

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, устанавливается национальными стандартами.

Внесены также уточнения и в даты, имеющие значение для определения периода, за который должна быть составлена бухгалтерская отчетность. Так, если в ранее действовавшем Законе такой граничной датой было 1 октября, то в новом Законе она изменена на 30 сентября: "В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно" (п. 3 ст. 15 Закона). Существенной является также норма Закона, предоставляющая право организациям сокращать вышеуказанный период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно (п. 3 ст. 15).

Важным является также и уточнение периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская отчетность. Согласно п. 5 ст. 15 Закона в случае, если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 1 января, первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Несмотря на очевидность исходя из определения отчетного периода и, как следствие, излишнюю норму о дате, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетная дата), - последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица, - она имеет значение, так как на практике многие бухгалтеры отчетной датой считали первый день следующего отчетного периода.

В новом Законе статья посвящена вопросам обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если в ранее действовавшем Законе о бухгалтерском учете была установлена обязанность хозяйствующего субъекта представлять отчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики, то согласно п. 1 ст. 18 нового Закона "обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации".

И в отличие от ранее установленных дат представления бухгалтерской отчетности новый Закон регламентирует только срок представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п. 2 ст. 18 Закона).

Статьей 18 Закона определено значение обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности как государственного информационного ресурса, к которому имеют доступ заинтересованные лица, за исключением случая, если в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, правила пользования (включая плату за пользование) государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности (п. 4 ст. 18 Закона).

Внутренний контроль

Принципиально важным и новым является включение в Закон норм, устанавливающих обязанность экономического субъекта организовывать и осуществлять внутренний контроль. Организация внутреннего контроля, согласно ст. 19 Закона, должна предусматривать два направления:

  • контроль за фактами хозяйственной деятельности;
  • контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя), если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" // http://www minfin.ru.

В.М.Баутин

профессор,

член-корреспондент

Н.Н.Карзаева

профессор,

зав. кафедрой экономического

анализа и аудита

РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева

Ведение бухгалтерского учета в ООО — непременная обязанность обществ с ограниченной ответственностью согласно российскому законодательству. Об особенностях организации и ведения бухучета ООО мы вам расскажем в этом материале.

Ведение бухгалтерского учета ООО и закон о бухучете

Согласно ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ каждая коммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет. Не являются исключением и ООО. При этом закон о бухучете предусматривает следующие правила для ООО как разновидности коммерческих структур:

  • Обязанность организации ведения бухгалтерского учета на предприятии и хранения соответствующей учетной документации возлагается на руководителя ООО (п. 1 ст. 7).
  • Руководитель ООО возлагает ведение бухучета на себя, на главного бухгалтера (или иное должностное лицо данного ООО) либо передает ведение бухучета специализированной организации (п. 3 ст. 7).
  • ООО составляет учетную политику — локальный нормативный документ, устанавливающий правила ведения бухучета и налогового учета (ст. 8).
  • Каждая имевшая место в деятельности ООО хозоперация удостоверяется первичным учетным документом (п. 1 ст. 9). При этом первичная документация должна содержать определенные реквизиты, без которых она может быть признана недействительной. Перечень таких реквизитов приведен в п. 2 ст. 9.
  • Данные, зафиксированные в первичной учетной документации, служат основой для составления учетных бухгалтерских регистров ООО (п. 1 ст. 10). Перечень обязательных реквизитов таких регистров приведен в п. 4 ст. 10.
  • Активы и обязательства ООО подлежат периодической инвентаризации (ст. 11), которая заключается в сопоставлении фактического наличия учетных объектов с данными регистров бухучета. Инвентаризация проводится с периодичностью, определяемой руководством общества (кроме случаев, когда в соответствии с действующим законодательством она обязательна).
  • На основе учетных регистров составляется бухгалтерская отчетность ООО — в общем случае раз в год по завершении года (пп. 3, 4 ст. 13). Случаи и порядок иной периодичности представления бухотчетности перечислены в пп. 4, 5 ст. 13.
  • Отчетность считается полностью сформированной после подписания ее руководителем ООО.

О порядке составления бухотчетности ООО см. материал .

  • В ООО должен быть организован эффективный внутренний контроль совершаемых обществом хозопераций.

Трудно ли вести бухучет обществам с ограниченной ответственностью?

Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, определяющих объем и сложность учетной бухгалтерской работы. Перечислим основные из них:

  1. Выбранный режим налогообложения. Будете ли вы работать на ОСНО, УСН или ЕНВД? Каждый режим имеет свои нюансы, и решить, на каком из них будет проще и оптимальнее работать конкретной организации, можно только после тщательного анализа особенностей деятельности ООО. Но с большой долей определенности можно сказать, что бухучет на режиме ОСН будет наиболее трудоемким.

Выбрать подходящий режим налогообложения вам помогут наши публикации:

  1. Является ли ООО субъектом малого предпринимательства (СМП). Критерии принадлежности субъектов к СМП перечислены в ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В том случае, если к обществу применимы данные критерии, оно может вести бухучет и составлять бухотчетность в упрощенном порядке (ст. 4 закона 402-ФЗ), что делать гораздо легче, чем осуществлять бухгалтерскую работу в полном объеме.
  2. Отсутствие или наличие наемного персонала. Если ООО принимает на работу сотрудников, необходимо понимать, что объем учетной работы и отчетности существенно увеличивается. Вы никак не сможете обойтись без учета движения работников (приема на работу в ООО, переводов, увольнений), расчета зарплаты, отпускных, больничных, страховых взносов. При отсутствии работников бухгалтерский и кадровый документооборот значительно сокращается.
  1. Объем хозопераций. К ним, в частности, относятся: отгрузки товаров покупателям, поступление оплаты от них, взаиморасчеты с поставщиками, начисление и выплата зарплаты и многие-многие другие. Иными словами, под хозоперациями общества подразумеваются любые действия, которые привели к увеличению или уменьшению его доходов и расходов. Естественно, чем больше будет таких операций, тем более сложным и трудоемким будет их учет.
  2. Количество и особенности используемых ООО направлений деятельности. Чем больше видов деятельности, тем разнообразнее осуществляемые ООО операции. Безусловно, однотипные хозоперации учитывать значительно проще. Кроме того, у всех сфер бизнеса существует своя определенная специфика (в промышленном производстве, торговле, строительстве, услугах и т. д.). Ее тоже следует принимать во внимание.
  3. Особенности деятельности бизнес-партнеров ООО. Так, контрагенты могут работать на иных налоговых режимах, нежели ООО, осуществлять в партнерстве с ООО внешнеэкономические сделки или, например, быть бюджетными предприятиями. Во всех перечисленных случаях в бухучете будут свои нюансы.

Как вести бухучет на производственном предприятии?

Отдельного разговора заслуживает бухгалтерский учет в ООО, осуществляющих производственные операции, которые являются одним из самых сложных объектов бухучета. Это связано в первую очередь с тем, что учет себестоимости оказывает непосредственное влияние на формирование итоговых показателей деятельности компании. При этом калькуляция затрат, учет расходов очень непросты и имеют массу нюансов.

Какие виды деятельности относятся к производству? Это:

  • промышленность;
  • пищевая отрасль;
  • производство сельхозпродукции;
  • строительство;
  • многие другие виды деятельности.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех тонкостях бухгалтерского учета на производственном предприятии .

Пример организации бухучета в ООО

Какие же шаги нужно предпринять ООО для организации корректного и достоверного бухучета на предприятии ? Рассмотрим примерный план, который поможет вам осуществить эту непростую задачу:

Шаг 1. Выбираем оптимальный режим налогообложения (с режимом необходимо определиться до подачи документов на регистрацию в ИФНС). При этом необходимо помнить, что на различных режимах налоговая нагрузка одного и того же общества может отличаться в несколько раз.

Шаг 2. Определяем ответственного за ведение бухучета в ООО — как мы уже выяснили, эту функцию может на себя взять его руководитель (в установленных п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ случаях), а можно возложить ее на главбуха или передать аутсорсинговой компании.

Шаг 3. Изучаем особенности налогового и бухгалтерского учета деятельности ООО. На основе полученных данных разрабатываем рабочий план счетов (за основу принимается приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), составляем и утверждаем учетную политику в соответствии с порядком, предусмотренным в ПБУ 1/2008.

.

Итоги

Организация и ведение бухгалтерского учета в ООО осуществляются в соответствии с принципами, изложенными в бухгалтерском законодательстве РФ. Сложность ведения учета ООО зависит от многих факторов, основными из которых являются налоговый режим, наличие сотрудников, вид (или виды) осуществляемой ООО деятельности.

Комментарии:

Новым законом 402-ФЗ ведены принципиально новые положения посвященные регулированию бухгалтерского учета (Глава 3).

Положения главы 3 закона 402-ФЗ не затрагивает непосредственно работу бухгалтера, данная глава определяет принципы, документы, а также выделят субъекты в области регулирования бухгалтерского учета.

Согласно ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется согласно принципам: соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; единства требований к бухгалтерскому учету; использования Международных стандартов как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов.

В ст. 3 Закона N 402-ФЗ дано определение международному стандарту как стандарту бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Теперь должны будут разрабатываться стандарты федеральные и отраслевые, регулирующие ведение бухгалтерского учета и обязательные к применению. По своей сути это ныне действующие ПБУ, претерпевшие значительные доработки, поправки и максимально приближенные к МСФО.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, в частности, порядок классификации объектов бухгалтерского учета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Разработкой стандартов будут заниматься Минфин, ЦБ РФ и, что крайне важно, впервые – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета: саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Об этом упоминается в ст. ст. 22 24 Закона N 402-ФЗ.

Большую значимость приобретают опубликование разработанных проектов федеральных стандартов в печатном издании и Интернете и их публичное обсуждение заинтересованными лицами. В результате данные проекты должны будут дорабатываться разработчиками и приниматься уполномоченным федеральным органом с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанный порядок изложен в ст. ст. 26 , 27 Закона N 402-ФЗ.