Особые налоговые режимы. К специальным налоговым режимам относятся…

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

Малый бизнес по праву считается основой экономики государства – именно его регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса. Частные предприниматели с малым оборотом денежных средств составляют костяк целых отраслей деятельности (торговли, услуг, производства ряда товаров и так далее).

Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях.

Даже небольшая смена курса властей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей . Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения – альтернативной схемы уплаты отчислений в казну.

Определение и понятие

Впервые это понятие на законодательном уровне было закреплено еще в далеком 1995 году, когда был принят соответствующий Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса.

Этот документ не только дал возможность уплачивать налоги по упрощенной схеме, но и обойтись без большинства формальностей в бухгалтерском учете, которые также снижали привлекательность малого предпринимательства как сферы получения дохода.

Но с того времени реалии рынка сильно изменились и законодательство нуждалось в серьезной модификации и расширении разновидностей специальных режимов налогообложения. Обширный список изменений был принят в 2013 году и вместо одной схемы предприниматели получили почти полдесятка.

По факту, именно с этого документа начинается повсеместное использование специальных режимов уплаты налогов.

Физические лица, как и частные предприниматели, по умолчанию уплачивают сразу четыре вида налогов :

  1. Налог на доходы физических лиц , также известный как . Взимается при получении дохода от деятельности, заработной платы, сделки купли-продажи или аренды имущества (например, недвижимости).
  2. Земельный налог . В случае, если в списке собственности числится земельный участок, вы платите за него взносы в налоговую службу, пропорционально его оценочной стоимости. Это касается как неиспользуемой территории, так и такой, которая используется для любого рода предпринимательской деятельности.
  3. Налог на имущество физических лиц . Также является разновидностью обложения лиц с собственностью, но для осуществления отчислений по этой статье необходимо владеть недвижимым имуществом. К слову, предназначение объекта не играет роли: подлежит уплате налог как на жилые помещения (дача, частный дом, квартира), так и на нежилые (гараж и т.п.).
  4. Транспортный налог . Оплачивается собственниками автомобиля, автобуса, спецтехники.

Помимо этого, в случае в качестве индивидуального предпринимателя, появляется необходимость пополнять казну государства с собственных доходов от деятельности. Характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

Субъекты

В зависимости от категории физического лица, которая определяется видом его деятельности, в качестве субъекта специального налогового режима может выступать:

  1. Инвестор , который выполняет условия сделки по разделу товаров (применяется льготное обложение налогом).
  2. Индивидуальные предприниматели , которые соответствуют ряду критериев, прописанных в налоговом кодексе (по патентной системе).
  3. Определенные региональным законодательством виды бизнеса (для Единого налога на вмененный доход) при наличии соответствующего нормативно-правового акта для данного вида деятельности.
  4. Для юридических лиц , имеющих годовой оборот средств в компании менее 150 миллионов рублей, используется упрощенная система налогообложения (сокр. ). Также необходимо, чтобы число постоянных сотрудников компании в отдельно взятый отчетный период не превышало 100 человек.
  5. Производители сельскохозяйственной продукции (на основании законов, регламентирующих – единый налог для данного вида предпринимательской деятельности).

Сразу под несколько схем может подходить ведение бизнеса фермерами и рядом инвестиционных компаний. Также на выбор несколько вариантов уплаты налогов предлагается компаниям, имеющим причастность к освоению или переработке полезных ископаемых ресурсов.

Виды специального налогообложения

В целом, специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, имеют ряд единых специфических особенностей :

  • четкие ограничения по сфере деятельности;
  • лимит по совокупному объему дохода или таковому от каждого вида деятельности;
  • использование лишь для индивидуальных предпринимателей (с численностью работников не более 15) или небольших компаний (менее 100 сотрудников);
  • невозможность совмещения специальных налоговых режимов друг с другом;
  • существенная зависимость ставок и условий от регионального налогового законодательства;
  • возможность выбора между обложением дохода либо чистой прибыли (разницы дохода и расхода).

УСН

УСН (упрощенная система налогообложения) является наиболее распространенным специальным режимом из используемых в малой предпринимательской деятельности. Он может использоваться лишь в том случае, если за подотчетный период компания соответствует таким критериям :

  1. Не более 150 миллионов рублей дохода за календарный год.
  2. Остаточная суммарная цена всех активов компании – менее 100 (ранее – 150) миллионов рублей.
  3. Количество сотрудников компании – не более 100.

Также существует ряд второстепенных требований , которые прописаны в налоговом законодательстве и обязательны к исполнению. К примеру, бизнес не может облагаться по упрощенной системе, если более четвертью активов компании владеет другое юридическое лицо. Невозможно применение УСН и для юридических лиц, которые частично или полностью спонсируются государственным или муниципальным бюджетом.

Достаточно жестко законодатель ограничивает и сферы деятельности предпринимателей, желающих применять упрощенную систему налогообложения. Ни при каких условиях на нее не могут претендовать компании, основной доход которых получается за счет :

  • банковских операций;
  • инвестирования в другие компании;
  • страхования;
  • изготовления товаров, которые являются подакцизными;
  • недропользователи;
  • представители игорного бизнеса.

Если юридическое лицо имеет хотя бы один филиал – использование УСН для него законодатель также не предусматривает. Также нельзя использовать упрощенную систему налогообложения в сочетании с другими его формами. При эксплуатации УСН предприниматель полностью освобождается от выплат НДС, налогов на имущество и прибыль для юридических лиц.

Переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь в том случае, если компания подает все подтверждающие соответствие заявленным критериям документы до конца календарного года. В случае одобрения со стороны муниципального (или регионального) отдела ФНС обложение по УСН происходит уже с первого дня нового года.

Законодатель не накладывает ограничений на длительность ведения предпринимательской деятельности – с «упрощенкой» юридическое лицо может работать уже с первого дня своего существования. Важно лишь подать документы в течении месяца после получения пакета учредительных документов, иначе придется дожидаться конца года и оплачивать налоги по общей ставке.

При подаче заявки можно выбрать, какой именно финансовый показатель будет использован для расчета отчислений в ФНС. Для первого варианта (доход) применяется ставка в 6% , второй же (разница доходов и расходов) предусматривает уже 15% .

Для обоих сценариев подотчетный период составляет календарный год . Ряд особенностей и льгот могут изменяться от региона к региону – вышеупомянутый федеральный закон оставляет право вносить изменения в соответствующие пункты.

Особого внимания заслуживает тот факт, что законодатель обязует каждое использующее УСН лицо, вышедшее за рамки указанных требований, сообщить об этом за 15 календарных дней до конца отчетного налогового периода . В таком случае переход на общую систему уплаты налогов пройдет без применения к последнему штрафных санкций.

ЕНВД

Основная особенность ЕНВД (Единого налога на вмененный доход) – использование сугубо в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством . Ставки налогов и виды деятельности, подлежащие обложению по этой схеме, также могут радикально отличаться от области к области, от региона к региону. Налоговый кодекс РФ лишь дает базовый перечень, за рамки которого муниципальные образования не могут выходить при создании особых условий.

Переход на ЕНВД возможен лишь в случаях, когда:

  • численность сотрудников за год в среднем не превышала 100 человек;
  • юридическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества;
  • предприниматель не использует ЕСХН как схему уплаты налогов;
  • его вид деятельности имеется в регламентирующей ЕНВД статье в Налоговом кодексе РФ.

В случае, когда компания задействована сразу в нескольких видах деятельности, облагаться налогом по ЕНВД будут лишь доходы в сферах, указанных в НК РФ. Ставка составляет 15%, но в зависимости от корректирующих показателей может изменяться в меньшую сторону.

Переход на ЕНВД возможен в любое удобное юридическому лицу время, а вот прекращение уплаты налогов по этой схеме возможно лишь по окончанию календарного года. Если в ходе проверки ФСН выяснится, что компания не соответствует заявленным требованиям, то помимо штрафных санкций, она будет переведена на общую систему налогообложения в принудительном порядке.

ПСН

Основной особенностью ПСН является то, что эта система предназначена лишь для индивидуальных предпринимателей – юридические лица использовать схему не могут ни при каких условиях . При соответствии ряда требований (среднесписочная численность сотрудников не более 15 человек, доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более миллиона рублей) вместо уплаты налога приобретает патент, цена которого составит 6% от налоговой базы ИП.

Большим плюсом является освобождение предпринимателя от подачи налоговой декларации в ФСН, но взамен придется вести учет по доходам от каждого вида деятельности отдельно друг от друга.

ЕСХН

Для Единого сельскохозяйственного налога свойственна устойчивая ставка в 6% от разницы между доходом и расходами компании. При этом законодатель по новым требованиям предъявляет лишь одно ключевое требование к ИП или юридическому лицу – доля его дохода, полученная в ходе реализации товара, не должна превышать 70% от общей суммы.

Другой нюанс: по компания должна относиться к тем, которые оказывают вспомогательную деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Но если производством культур или продукции компания не занимается, то претендовать на ЕСХН она не в праве.

Лекция про специальные налоговые режимы представлена ниже.

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных законодательством. Установление специальных налоговых режимов продиктовано стимулированием и улучшением регулирования дея-тельности отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Рассмотрим более подробно данные налоговые режимы.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (или единый сельскохозяйственный налог) установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, но вводится в действие законом субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога и производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу. Основным условием перевода организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату данного налога является доля дохода от реализации сельскохо-зяйственной продукции или выращенной рыбы, которая должна составить не менее 70 процентов от общего дохода при реализации товаров по итогам девяти месяцев того года, в котором по-

дается заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог. Указанное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства).

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога рас-пределяется по следующим нормативам:

в федеральный бюджет - 30 процентов;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;

в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;

в бюджеты субъектов Российской Федерации - 30 про центов;

в местные бюджеты - 30 процентов.

Организации по истечении налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации. По итогам отчетного периода налоговая декларация подается не позднее 25 дней после его окончания, а по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истек-шим налоговым периодом. Для индивидуальных предпринимателей срок подачи налоговой декларации установлен до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются федеральным налоговым органом.

Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) могут перейти на упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Также организации уплачивают и иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога, который исчисляется по результатам предпринимательской деятельности за налоговый период.

Одним из условий перехода на упрощенную систему для организаций является непревышение дохода по итогам девяти месяцев 11 млн рублей в год подачи заявления о переходе. В то же время не все организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:

организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

страховщики;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, пере веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;

организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего перехо-ду.

При этом в заявлении указывается размер доходов, полученных за девять месяцев текущего года.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении налогового или отчетного периода, в котором его доход превысил указанные ограничения. Также налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта на-логообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов организации или индивидуального предпринимателя. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения установлен календарный год, а отчетными периодами - пер-вый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка, если объектом налогообложения являются доходы, устанавливается в размере 6 процентов, а по доходам, уменьшенным на величину расходов, - 15 процентов.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется на-логоплательщиком самостоятельно. Авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, - не позднее срока подачи налоговой декларации. Срок подачи налоговой декларации организация-ми - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации подаются налогоплательщиками - организациями и по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего налогового

Налогоплательщики-индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводится в действие наряду с общей системой налогообложения. Данная система может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, розничная торговля и оказание услуг общественного питания (с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров), оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Следует отметить, что вмененный доход представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непо-средственно влияющих на получение указанного дохода, и ис-

пользуемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Если налогоплательщики не состоят на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, то они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала и производить уплату налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя для данного вида предпринимательской деятельности

Для исчисления суммы единого налога используются физические показатели, характеризующие определенный вид предприни-мательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые представлены в таблице 7.

НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Специальный режим - это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим - это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

К специальным налоговым режимам относятся…

Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ .

К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) - гл. 26.1 НК РФ ;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) - гл. 26.2 НК РФ ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) —