Основные элементы экономического механизма охраны окружающей среды. Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды

В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.

Связь экономики и охраны природы

С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).

Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.

Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.

Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.

Роль Росприроднадзора

Росприроднадзор - это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.

Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.

На федеральном уровне служба выполняет такие функции:

  • Осуществляет
  • Организует государственный надзор за строго охраняемыми природными объектами федерального значения, обеспечивает лесной надзор.
  • Осуществляет контроль над изучениями в сфере геологии, а также охраны и использования недр земли.

Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:

  • Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
  • Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
  • Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
  • Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.

Органы контроля природопользования в округах

В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.

Такие образования отвечают за:

  • охрану окружающей человека среды;
  • расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
  • экологическую безопасность региона;
  • разработку региона;
  • разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
  • просвещение региона в части экологии.

Департамент оказывает такие услуги:

  • Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
  • Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
  • Аннулирование и выдача охотничьего билета.
  • Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
  • Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
  • Проведение экологической экспертизы.
  • Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.

Методы экономического механизма

Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ "Об охране окружающей среды" номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Его методы включают:

  • Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
  • Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
  • Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
  • Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
  • Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
  • Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
  • Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
  • Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
  • Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.

Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.

Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.

Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду

Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.

Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:

  • Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
  • Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
  • Загрязнение почвы.
  • Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
  • Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное окружающего природного пространства.

Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.

Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения. Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты. Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.

Неналоговые поступления в бюджет

Федеральный законодательный акт «Об отходах» № 89-Ф3 от 24.06.1987 года определяет порядок обращения с отходами потребления и производства и призван предотвратить их вредное воздействие на население. Экономический механизм регулирования и контроля над предполагает уплату предприятиями экологического сбора. Росприроднадзором определяется форма расчета суммы таких платежей. Процедура подробно описана в Приказе Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.

Экономический механизм в сфере размещения отходов потребления и производства предполагает стимулирование деятельности предприятий такими методами:

Поддержка финансовых субъектов

Если предприятие вовремя вносит средства за загрязнение и плату за пользование природными ресурсами, а также стремится минимизировать негативное влияние на природу, то государство обеспечивает поддержку в виде льгот.

Законодательно установлены способы стимулирования хозяйствующего субъекта с целью его экологического воспитания. Так, экономический механизм в сфере охраны природопользования включает такие элементы:

  • Организация планирования природопользования и способов охраны природы.
  • Финансирование сферы охраны природы.
  • Применение платежей за использование ресурсов, загрязнение атмосферы и водных объектов.
  • Создание внебюджетных экологических фондов.
  • Внедрение экологического страхования.
  • Предоставление кредитных либо налоговых льгот, а также иных поощрительных мер в сфере, касающейся охраны природного окружения.
  • Проведение экологического аудита.

Создание специальных фондов и проведение экологического аудита являются новшеством в российском экономическом механизме охраны окружающей среды.

Экологическим страхованием называется правовая мера в сфере охраны природы, которая обеспечивает защиту от экологических рисков, которые могут причинить вред страхователю, застрахованному или третьему лицу по причине сверхнормативного загрязнения природы.

Выделяют такие виды:

Экологический аудит проводится в качестве независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования по соблюдению экологического законодательства.

Выделяют такие типы:

Фонды, созданные с целью защиты экологии, служат финансовой базой, которая может потребоваться в решении неотложных проблем сохранности природы.

В России существуют такие внебюджетные организации:

Экологические фонды образованы за счет тех средств, что поступают от граждан, предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Все поступления денежных средств таких фондов распределяются согласно схеме:

  • 60 % определяется на реализацию запланированных мероприятий местного значения, например городов или районов;
  • 30 % расходуется на реализацию программ территориального значения, например республиканского или областного;
  • 10 % - на реализацию мероприятий федерального уровня.

Создание фондов в экологическом секторе было призвано решить такие проблемы:

  • восстановить потери природной среды;
  • компенсировать вред, нанесенный здоровью населения;
  • начать возведение очистных сооружений;
  • материально обеспечить проведение акций по охране природы и просветительской работе.

Также Фонды предоставляют возможность для развития природоохранной деятельности с помощью таких инструментов экономического механизма охраны окружающей среды:

  • помощь в формировании начального капитала предприятий, которые создаются с целью производства продукции придоохранного назначения;
  • обеспечение гарантий банкам по кредитам для предприятий по реализации проектов по охране природы.

Разрешения на природопользование

С целью охраны и рационального использования природных ресурсов законодательно определены некоторые рычаги экономического воздействия.

Рассмотри их подробней:

  • Лицензирование действий комплексного природопользования. Такой документ выдается на фиксированный срок (1 год) и определяет права владельца относительно природного ресурса, размещения отходов, произведения сбросов и выбросов.
  • Заключение договора о комплексном природопользовании, который определяет условия и правила использования ресурсов природы предприятием, а также размеры экологических платежей. Обязательно в документе указываются обязанности сторон и их ответственность.
  • Установление лимитов на природопользование, например лимит потребления вод промышленного назначения, лимит по отлову животных. Если предприятие превышает установленные нормы, то с него взимается дополнительная плата.

Выдачу документов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды региона на основании Закона под номером 7-Ф3.

Концепция экологического развития

После Конференции ООН в 1992 году понятие концепции устойчивого экологического развития вошло в мировой лексикон. Она предполагала достижение гармонии природы и человека и позиционировалась как движение вперед с целью максимального удовлетворения потребностей нынешнего поколения, одновременно не лишая такой возможности будущие поколения.

В рамках Конференции были определены связи экономики и экологии:

  • Зависимость между экологическим и экономическим развитием. При достижении прогресса второго без участия первого планета превратится в пустыню.
  • Если большее внимание уделяется развитию экологии без экономической направленности, то это порождает нищету и несправедливость.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды в России все еще требует доработок и будет изменяться с введением новых правовых норм. Но можно сказать, что основа рационального, расчетливого и бережного использования ресурсов окружающей природы уже заложена, а значит, остается решить сопутствующие эколого-экономические задачи.

В состав экономического механизма входят: природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружа­ющей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и осво­бождение от обложения налогами.

Это постоянно действующие эконо­мико-правовые институты. Сейчас, при продвижении к рынку, появились новые экономические стимулы. Среди них: экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохра­нительных производственных фондов, а также введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и, наоборот, снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию. Формируется также банк экологических услуг, совершенствуются договорные отношения, где ВИД-

ное место занимает экономический механизм регулирования - догово­ры на комплексное природопользование, аренды, передачи в постоянное пользование объектов, охрана памятников природы и т.д.

Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характе­ризующих количество и качество природного ресурса, состав и катего­рии природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рацио­нального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они пред­ставлены по их видам и в целом образуют единую экономико-право­вую систему.

Земельный кадастр (ведет Роскомзем РФ).

Кадастр месторождений полезных ископаемых (ведет Роскомгео- логия).

Лесной кадастр (ведет Федеральная служба лесного хозяйства РФ).

Водный кадастр (ведет Роскомгидромет, Роскомвод, Роскомнедр).

Учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охот­ничьего хозяйства при Минсельхозе РФ.

Реестр рыбных запасов по внутрихозяйственным водоемам со­ставляет Комитет по рыболовству. Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Федерации, Красные книги субъектов Федерации.

Платность природных ресурсов. Платность повышает заинтере­сованность в эффективном использовании ресурсов, в их сохранении и воспроизводстве, а также обеспечивает получение дополнительных средств на природоохранительную работу. Закон предусматривает два вида платы за ресурсы природы: а) за право пользования ресур­сами; б) за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерациональное их использование; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Так, плата за землю выступает в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. За использование недр установлено три формы платы: за право на поиск и разведку место­рождений полезных ископаемых, их добычу, а также за использова­ние недр для иных целей не связанных с добычей полезного сырья. За пользование водными объектами взимается плата: за право пользо­вания и на восстановление и охрану вод.

За пользование лесными ресурсами установлены: лесная подать (лесной налог), арендная плата и отчисления в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса. Соот­ветствующие платежи установлены также за пользование растительны­ми ресурсами, животным миром.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается за: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах лимитов; выбросы, сбро­сы вредных веществ сверх лимитов, либо без разрешения; размещение отходов. Базовые нормативы выплат определяются по каждому виду загрязняющих веществ и иного вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные колебания) с учетом степени их вредности. Разра­ботчик - Минприроды с участием заинтересованных ведомств.

Конкретные размеры платежей для предприятий-загрязнителей оп­ределяются органами местной администрации с участием природоох­ранительных органов. Платежи зачисляются в местный бюджет для расходования на нужды охраны и воспроизводства природных ре­сурсов.

Экологические фонды. В соответствии с законом в России формиру­ется система внебюджетных экологических фондов: федеральный фонд, фонды субъектов федерации, местные фонды. Средства в фонды посту­пают от предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также из плат за загрязнение среды; из сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; за счет средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и др.

Средства фондов зачисляются на специальные счета банков и рас­пределяются в следующем порядке: 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного значения (город, район); 30 процентов - на мероприятия республиканского, краевого, областного значения; 10 процентов - на мероприятия федерального значения.

Экологическое страхование. Цель страхования - защита иму­щественных интересов лиц, потерпевших ущерб в результате вне­запного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружаю­щей среды. Страхование является добровольным. Страхователями являются предприятия, учреждения, организации, которые заключа­ют договор с государственной страховой компанией. В договоре указываются: страховая оценка договора, страховые платежи, поря­док и условия их выплаты. Страховая оценка - это размер годо­вого оборота предприятия, т.е. выручка от реализации продукции и оказания услуг. Страховые платежи уплачиваются по ставкам, кото­рые устанавливаются в процентах от годового оборота. Потерпев­шие ущерб граждане и юридические лица получают компенсацию за причиненный вред за счет страховой суммы, накопленной предприя­тием (страхователем). Если же страховщик (страховая компания) откажет предприятию в выплате страховой суммы (закон это пре­дусматривает), то потерпевшие в таком случае обращаются в суд. Иск рассматривается в соответствии со ст. 88 Закона РФ об охране окружающей природной среды, которая конкретизирует гражданско- правовую ответственность за причиненный вред источником повы­шенной опасности.

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

    Кадастры

    Финансовое и

    Экономическое

    природных

    материально-

    пользование

    стимулирование

    ресурсов

    техническое

    природными

    Экологическое

    обеспечение

    ресурсами и

    Экологические

    страхование

    их загрязнение

    Рис.20.6. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

    Основным принципом экономического механизма природопользо-

    вания является платность , что означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. В основе принципа платности лежитстоимостная оценка природных ресурсов .

    Учет и оценка природных ресурсов. Государственные приро-

    доохранительные органы Республики Казахстан совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку(кадастры водных объектов, недр, лесов, отходов и др.).

    Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве, например атмосферный воздух, вода в Мировом океане.

    Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия к рациональному использованию и охране этих ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия производства на окружающую среду.

    Лимиты на природопользованиеявляются системой экологи-

    ческих ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (ОПС) и размещения отходов производства. Эти лимиты уста-

    Экология

    навливаются специально уполномоченными на то государственными органами РК в области охраны,ОПСисходя из необходимости

    поэтапного

    достижения

    нормативных

    использования

    (изъятия) природных ресурсов, ПДВ и ПДС и нормативных объемов

    размещения отходов производства с учетом экологической обстановки

    в регионе.

    природопользование является

    основных

    принципов закона РК об охране окружающей среды (ст. 3).

    за природные

    ресурсы(землю,

    иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    - на воспроизводство и охрану природных ресурсов (рис.20.7).

    Плата за пользование природным ресурсом– это цена потреб-

    ляемого количества ресурса. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы(.е. платежи за природные ресурсы являются налогами) (статья 28).

    Плата за воспроизводство и охрану природного ресурса– это компенсация бюджетных затрат на осуществление указанной деятельности. При определении размеров этого вида платежа учитываются:

    - затраты на воспроизводство природного ресурса;

    - системы контроля и мониторинга состояния природного - ре

    Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

    ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

    Плата за загрязнение

    Плата за пользование

    Плата за другие

    природной среды

    природными ресурсами

    виды воздействия

    В пределах допустимых

    В пределах

    нормативов

    установленных лимитов

    В пределах временно

    За сверхлимитное

    РЕГУЛИРУЕТСЯ

    согласованных

    и нерациональное

    нормативов

    использование

    Отраслевым

    природноресурсным

    За сверхлимитное

    За воспроизводство

    законодательством

    Загрязнение

    ПОСТУПАЕТ

    За размещение

    на воспроизводство и охрану

    Экология

    природных ресурсов

    Рис.20.7. Платежи за природопользование (по Культелееву С.Т., 2001)

    Плата за землю регулируется Законом РК «О Земле» от 24.01.01., а также другими нормативно-законодательными документами.

    Формами платы за землю показаны на рис. 20.8.

    Рис. 20.8. Форма платы за землю

    Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Таким образом, земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи при постоянном землепользовании.

    Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель.

    Арендная плата – взимается за землю, предоставленную государством во временное пользование.

    Размер арендной платы определяется, исходя из экономической оценки арендуемого участка, затрат на воспроизводство (поддержание состояния). Величина арендной платы базируется на нормативах -зе мельного налога и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора.

    Система платежей при пользовании недрамивключает следую-

    щие виды платежей (рис.20.9).

    ФОРМА ПЛАТЫ ЗА НЕДРА

    За право на

    За право поль-

    За воспро-

    поиски, раз-

    зования нед-

    изводство

    ведку полез-

    чу полез-

    минераль-

    ных иско-

    но-сырьевой

    копаемых

    Рис. 20.9. Формы платы за недра

    Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством. При добыче мине-

    Экология

    рального сырья из лучших месторождений, благодаря чему получена сверхнормативная прибыль, производится акцизный сбор.

    Плата за воду определяется по тарифу за 1 м3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. В целях рационального использования забираемой воды для промышленных предприятий устанавливаются лимиты водопользования(месячные, годовые)

    ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ВОДЫ

    Рис.20.10. Форма платы за воды

    Плата за лесные ресурсы и растительные ресурсы. Установлены сле-

    дующие виды платежей за пользование лесным фондом (рис. 20.11, 20.12).

    ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЛЕСА

    Рис. 20.11. Форма платы за ресурсы леса

    Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Размер минимальных ставок дифференцирован в зависимости от группы лесных пород, вида древесины и других показателей.

    ФОРМЫ ПЛАТЫ ЗА РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

    Рис. 20.12. Формы платы за растительные ресурсы

    Плата за пользование животным миром представлена на рисун-

    ФОРМА ПЛАТЫ ЗА РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА

    Рис.20.13. Форма платы за ресурсы животного мира

    Экология

    Она включает плату за лицензию на отстрел диких животных. За плату в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира, например, отнесенные к объектам рыболовства и др.

    Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи предпри-

    ятий за загрязнение окружающей среды устанавливаются отдельно за:

    - выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

    - за сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов:

    Для расчета размеров платежей устанавливаются региональные нормативы платы (базовые).

    Общая величина платежей предприятия за выбросы(сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов определяются суммирова-

    нием платежей за нормативные выбросы (сбросы) и размещение отходов и за их превышение.

    Таким образом, система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

    Экономическое стимулирование. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

    К основным видам экономического стимулирования относятся:

    - льготное налогообложение и кредитование предприятий при внедрении мало- и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов;

    - применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;

    - освобождение от налогообложения экологических фондов;

    - введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий и др.

    Система налоговых льгот может иметь место при осуществлении природоохранных мероприятий на сумму в размере30 % и больше за счет прибыли предприятия.

    Экология

    Экономические санкции (штрафы, выплаты и т.п.) за нарушение природоохранного законодательства, превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ выплачивают за счет прибыли предприятия, что также относится к рычагам экономического стимулирования природоохранной деятельности.

    Экологические фонды. Согласно Закону РК«Об охране окружающей среды» фонды охраны окружающей среды могут быть государственными и общественными. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан (рис.20.14).

    Средства от прода-

    Прибыль от

    Пожертво-

    жи конфискованных

    участия в дея-

    вания и про-

    орудий охоты и не-

    тельности

    чие поступ-

    законной продукции

    предприятий

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

    На охрану ОПС

    На оздоровление ОПС

    Строительство очистных сооруженийВнедрение экологически чистых технологий Компенсация вреда здоровью граждан Научные исследования Экологическое воспитание и образование

    Рис. 20.14. Образование и распределение средств экологического фонда

    Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет средств бюджетов всех уровней; собственных средств предприятий; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения и других источников. Источниками финансирования экофондов являются средства, поступающие от природопользователей в виде плат за загрязнение окружающей среды, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за нарушения Законодательства об охране окружающей среды, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, а также иных поступлений, не противоречащих Законодательству РК.

    Для решения неотложных задач охраны окружающей среды, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других мероприятий в области охраны окружающей сре-

    Экология

    ды создается Единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая экологические фонды всех уровней.

    Экологическое страхование. Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в общем ущербе от загрязнения окружающей среды достигает25 – 30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования. Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

    Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде и здоровью людей.

    Предприятие (страхователь) заключает договор со страховой компанией (страховщиком) согласно этому договору, страхователь уплачивает страховой взнос, то есть вносит плату за страховую услугу.

    А услуга состоит в том, чтобы при наступлении страхового случая выплатить предприятию страховое возмещение, дающее страхователю средства для возмещения ущерба.

    Государственное экологическое страхование предприятий, уч-

    реждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф, может осуществляться вдобровольной и обязательной форме.

    Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком согласно Закону о страховании.

    Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. В соответствии с ним государственные органы выделяют экологически опасные предприятия(в соответствии с классом опасности объекта), подлежащие обязательному страхованию.

    Оценка экономических ущербов от негативных воздействий на окружающую среду производят, имея полную информацию о качестве окружающей среды, которую получают по схеме, представленной на рис. 20.15.

    В настоящее время разработано множество методик оценки экономического ущерба окружающей среды, представленные на рис. 20.16.

    Экология

    Рис.20.15. Схема сбора информации (по О.Ф.Балацкому, 1984)

    Экология

    Рис. 20.16. Классификация методик оценки экономического ущерба (по О.Ф.Балацкому, 1984)

    Экология

    приятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

    Экологический менеджмент. Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта

    Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое должно сочетать эффективность производства с охраной окружающей среды (в том числе среды обитания человека), а также с рациональным использованием природных ресурсов.

    биосфера», которое должно вести к коэволюции природы и общества. Функции ЭМ. ЭМ выполняет следующиефункции :

    - управление состоянием природных ресурсов;

    - управление состоянием социоприродных систем;

    - управление состоянием и использованием природных ресурсов;

    - управление восстановлением запасов природных ресурсов;

    - управление процессами антропогенной нагрузки на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения ОС и использования отходов производства).

    Для успешного ведения экологического менеджмента необходимы:

    - новое мировоззрение экологической направленности;

    - экологическая грамотность и информированность;

    - изучение и контроль экологических проблем (мониторинг);

    - экологизация всех сфер деятельности;

    - экономическая и финансовая поддержка.

    21. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

    - Экологическое образование;

    - Экологическое воспитание.

    Экологическое образова-

    ние - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения

    Экология

    экологическими знаниями, умениями, навыками.

    Цель и задача. Вместе с cоциально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали выходу Казахстана из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

    В 1992 г принят закон РК «Об образовании», который определил проблему «Экологической направленности образования» как принцип государственной политики. Таким образом, законодательно созданы все условия для всесторонней подготовки населения в области экологических знаний.

    В целях реализации закона «Об охране окружающей среды» было создано образовательное учреждение по экологии в Казахстане«Экоцентр» – некоммерческая организация, деятельность которой регламентируется действующим законодательством РК.

    Вступившая в действие система экологического образования -се годня носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Вводится экологизация предметов. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется

    и экологический компонент содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня во многих университетах, академиях и педагогических вузах Казахстана.

    Открыты магистратуры и аспирантуры по экологическим специальностям. Развивается международное сотрудничество в области образования по программе ТАСИС, «Болашак».

    Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считает необходимым постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому…. простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990 г.)

    Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Рей-

    Экология

    мерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

    Впервые общество по охране природы в Казахстане было организовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казахстан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахстана». 18 июня 1991 г. – вышел Закон «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Государственный комитет по экологии и использованию природных ресурсов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат».

    Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

    Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

    - Природа – была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

    - Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

    - Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

    - Если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20 – 50 лет, Земля ответит

    одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»;

    - Сложившийся в массовом сознании в течении многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;

    - люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающих стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы за-

    Экология

    висит от переоценки ценностей и смены«приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической работе по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с экономикой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание.

    Высшей стадией экологизации сознания являетсяэкологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры– совместном гармоническом развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев(1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой – т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

    Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле че-

    ловечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

    В настоящее время Республика Казахстан участвует в международных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израилем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при содействии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития. Выполняются научные исследования и экологический мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется ин- формационно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, общественное экологическое движение.

    Экология

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

    2. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Кн. для учителя. М.: Школа-пресс, 1996. 192 с.

    3. Экология: Учеб. Пособие / Под ред. С.А. Боголюбова М.:

    Знание, 1997. 288 с.

    4. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учеб. пособие. М.:

    Агар, 1997. 87 с.

    5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

    6. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. М.: Центр, 1998. 240 с.

    7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. 320 с.

    8. Экология: Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

    9. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы

    и гипотезы. М.: Молодая гвардия, 1994. 367 с.

    10. Киселев В.Н. Основы экологии: Учеб. пособие. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1998. 367 с.

    11. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. М.: Просвещение, 1976. C.58 – 80

    12. С-Пб.: Гидрометеоиз-

    дат, 1992. 59 с.

    13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание: Концептуальная эко-

    логия. М., 1992. 368 с.

    14. Экологическое состояние окружающей природной среды Республики Казахстан и меры по ее улучшению. Государственный доклад. Алматы, 1996. 129 с.

    15. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АО МДС, 1996. C. 66 – 68

    17. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведе-

    ния. М.: Владос, 1998. 384 с.

    18. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан. 3 квартал. Алматы, 1993. 13. с.

    19. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997. 82 с.

    Экология

    20. Экология: задания, тесты. М.: Школа-пресс, 1996. 176 с.

    21. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на

    уроках химии. Минск: Красико-принт, 1996. 208 с.

    22. Методы анализа объектов окружающей среды. Сб. статей. Новосибирск, 1988. 142 с.

    23. Сборник нормативных документов по вопросам охраны -ок ружающей среды. Минск, 1995. Вып. 9. 163 с.

    24. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. Справочное издание. М.: Химия, 1991. 368 с.

    25. Лапицкая М.П. Очистка сточных вод. Примеры расчетов. Минск: Вышэйшая школа, 1969. 168 с.

    26. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе

    вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

    27. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Основы промышленной экологии. Минск: Вышэйшая школа, 2001. 343 с.

    28. Список ПДК и действующих ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Алматы, 1993.

    29. Методика определения размеров платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками. Алматы, 1996.

    31. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. С-Пб.: Госкомгидромет, 1992.

    32. Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

    33. Мирзаев Г.Г., Иванов Б.А. Экология горного производства.

    М.: Недра, 1991. 320 с.

    34. Панов Г.Е., Петряшин Л.Ф., Лысяный Г.Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1986.

    35. Луканин В.,.Н Трофименко Ю. .В Промышленнотранспортная экология. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.

    специальностей. Алматы: КазНТУ, 2003. 28 с.

    39. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей / Под ред. Н.В. Лазарева и др. М.: Химия, 1977. Т. 3. 608 с.

    40. Тлеубергенов С.Т. Полигоны Казахстана. Алматы: Гылым, 1997.

    41. Воробейков Г.А. Нитраты вокруг нас. С-Пб.: Гидрометеоиз-

    42. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия.: Учебник. М.:

    Логос, 2000.

    43. Яковлев С.В., Стрелков А.К. Охрана окружающей среды.

    М.: АСВ, 1998.

    44. Ревелль П., Ревелль Ч. М. Среда нашего обитания. В 4-х кн.

    М.: Мир, 1994.

    45. Агроэкология / Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса М.:

    Колос, 2000.

    46. Лунин В.В., Попович М.П., Ткаченко С.Н. Физическая химия озона. М.: МГУ, 1998.

    47. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. Алматы: Санат, 1995.

    48. Судо М.М. Геоэкология. М.: МНЭПУ, 1999.

    49. Козлов Ю.С., Меньшова В.П., Святкин И.А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: 2000.

    50. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Пресс, 1999. 143 с.

    51. Сахаев В.Г., Щербицкий Б.В. Справочник по охране окружающей среды. Киев: Будивельник, 1986.

    52. Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В., Савицкий А.И. Экология и безопасность. Справочник в 3-х томах: Безопасность человека. Т. 1. Экологическая безопасность. Т. 2. Технологическая безопасность. Т. 3. М.: ЭКИП. АУТО, 1994.

    53. Кожемякин В.А. Маплоотходные процессы и охрана окружающей среды в металлургии редких металлов. М.: Недра, 1991. 140с.

    1.3. Взаимосвязь экологии с другими науками……………...…..12

    2. АУТОЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ОСОБЕЙ

    (ФАКТОРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)………………………….. ..17

    2.1. Организмы и среды их обитания ……………………………...17

    2.2. Факторы среды……………………………………………….. ..19

    2.3. Закономерности действия факторов среды на организмы.... .22 2.3.1.Закон минимума Либиха ………………………………...…...23

    2.3.2. Закон толерантности (оптимума) Шелфорда….…………....23

    2.3.3. Обобщающая концепция лимитирующих

    факторов Одума……………………………………………...25

    2.3.4. Адаптация к природным явлениям ………………………....26

    3. ДЕМЭКОЛОГИЯ – ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ И

    СООБЩЕСТВ............................................................................................

    3.1. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции…………………………………………………….. ...31

    3.2. Классификация популяций …………………………………....33

    3.3. Количественные показатели (характеристики, свойства)

    популяции……………………………………………………....34

    3.3.1. Статические показатели популяции………………………...34

    3.3.2. Динамические показатели популяции……………………....35

    3.4. Действие экологических факторов на популяции………....41 3.4.1. Действие экологических факторов ………………………....42 3.4.2.Закон квантитативной компенсации Чижевского ………....43 3.4.3. Действие биотических факторов в популяциях…………....43

    Гаузе. «Золотой закон» экологии ………………………….....71

    4.4.1. Свойства экосистем…………………………………..……...71

    4.4.2. Основной «золотой» закон экологии ……………………....77

    4.4.3. Закон (принцип) конкурентного исключения Гаузе...........3

    5. ВАЖНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ…………….......84

    6. БИОСФЕРА И БИОСФЕРНО-НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    В.И.ВЕРНАДСКОГО………………………………………….........89

    6.1. Эволюция биосферы ………………………………………......89

    6.2. Сфера жизни…………………………………………………....91

    6.3. Границы биосферы …………………………………………....92

    6.4. Биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского…….....95

    6.4.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере………………….........95

    6.4.2. Ноосфера – сфера разума…………………………………....98

    6.5. Функции живого вещества …………………………………..101

    6.6. Свойства живого вещества …………………………………..103

    6.7. Основные свойства биосферы………………………………..104

    6.7.1. Фотосинтез ………………………………………………….104

    6.7.2. Биомасса поверхности суши ……………………………....106

    6.7.3. Биомасса почвы …………………………………………….106

    6.7.4. Биомасса мирового океана ………………………………...107

    7. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ……………………....108

    7.1. Характеристика круговоротов ……………………………....109

    7.2. Круговорот воды ……………………………………………..112

    7.3. Круговорот углерода …………………………...………….. .114

    7.4. Круговорот кислорода ……………………………………….117

    7.5. Круговорот азота ……………………………………………..119

    7.6. Круговорот фосфора………………………………………….122

    7.7. Круговорот серы ………………………………………….….124

    7.8. Круговорот неорганических катионов ………………….….126

    7.9. Антропогенный круговорот: круговорот ксенобиотиков

    (ртуть, свинец, хром)......................................................................

    8. ЧЕЛОВЕК В ЭКОСИСТЕМЕ. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ……..…133

    8.1. Человек как биологический вид………………………...…...133

    8.2. Наследственность – фактор здоровья человека………….…133

    До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность -- ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.

    Нарастание негативных явлений в окружающей среде закономерно поставило еще в 70-х годах XX в. вопрос о необходимости принятия неотложных природоохранных мер как приоритетной задачи, а глобальный характер этих явлений потребовал подключения к ее решению международных организаций. В результате начал формироваться и продолжает совершенствоваться общемировой природоохранный механизм, состоящий из ряда взаимодополняющих компонентов (организаций, решений и мероприятий).

    Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

    Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

    Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

    Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

    Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

    • - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
    • - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
    • - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
    • - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
    • - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    Прежде всего экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма -- стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

    В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    Применение принципа “загрязнитель платит” направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности.

    Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.