Федеральный закон по федеральным налогам. Налог на имущество: заплачут все

Налогоплательщики и контролирующие налоговые сборы органы обязаны руководствоваться:

  • - законами о налогах (федеральными, региональными, местными);
  • - подзаконными актами;
    - решениями судебных инстанций;
  • - международными договорами, заключёнными РФ по поводу налогов.

Законы о налогах: федеральные, региональные, местные. Налоги вводятся законами, издаваемыми законодательными органами соответствующих уровней - федеральным, региональным, местным.

Федеральные налоговые законы – главные налоговые документы на территории Федерации. Ими руководствуются прежде всего. Принимаются такие законы о налогах депутатами Государственной Думы, после чего они одобряются Советом Федерации и подписываются главой государства.

Главный закон о налогах федерального уровня – Налоговый кодекс (НК РФ). Остальные законодательные акты, принимаемые федеральными органами, не могут противоречить НК РФ.

Налоговый кодекс представлен в двух частях, в первой из которых устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков, а также налоговых инспекций, приводится перечень налоговых правонарушений и определяется мера ответственности за каждое. Во второй части НК определяются конкретные налоги и сборы. В зависимости от объекта налогообложения и статуса налогоплательщика выделяют налоги на:

  • - добавленную стоимость;
  • - доходы физических лиц;
  • - прибыль организаций;
  • - добычу полезных ископаемых;
  • - игорный бизнес;
  • - имущество организаций.

Здесь же отражены основные положения по взиманию акцизов, транспортного, земельного и водного налогов, госпошлины, налога, взимающегося при выполнении соглашений о разделе продукции и различных сборов за пользование объектами биологических ресурсов и животного мира. Отдельно определяются налоги, относящиеся к категории Единого:

  • - сельскохозяйственный налог;
  • - налог при упрощенной системе налогообложения;
  • - ЕНВД (на вменённый доход).

Под сферу действия ЕНВД объекты дистанционной торговли (посредством интернета, телевидения, телефонной и радиосвязи) не подпадают.

Взимание отдельных налогов (в частности, на имущество физических лиц) устанавливается на основе ФЗ, принятых до 01.01.1999 г., даты вступления НК РФ в силу. Эти законодательные акты будут действительными до принятия новых глав кодекса.

Региональные законодательные акты о налогах принимаются соответствующими законодательными органами регионального уровня: краевой, областной или республиканской думой, либо советом или собранием - конкретное наименование в каждом из регионов может варьироваться.

Местные законодательные акты о налогах, часто именуемые положениями или решениями, принимаются муниципальными либо районными законодательными органами.

Принимая законы, региональные и местные законодательные собрания обязаны руководствоваться положениями ФЗ, определяющего правила и нормы взимания данного типа налога, а также устанавливающего рамки законодательных полномочий местных и региональных властей. Местные решения не могут противоречить федеральным законам о налогах.

Подзаконные акты

Документы данного типа принимаются органами исполнительной власти трёх уровней: федерального, регионального, местного. К органам, принимающим подзаконные акты по поводу налогов, относятся:
- Правительство РФ;
- министерства и ведомства РФ (Минфин, ФНС, и пр.);
- государственные внебюджетные фонды;
- органы исполнительной власти и должностные лица регионального и местного уровней управления (президенты республик, губернаторы, главы муниципальных образований и т. д.). Подзаконные акты не могут противоречить законам. Данный тип документов подразделяется на нормативные, обязательные к исполнению, и ненормативные, следовать которым необязательно.

Обязательный к исполнению подзаконный акт должен удовлетворять определённым условиям:

  • 1. Согласно статье 4 НК РФ обязательность к исполнению возникает только при издании акта по прямому предусмотрению законом (федеральным, региональным, местным);
  • 2. Подзаконные акты, обязательные к исполнению, изданные министерствами и ведомствами РФ, а также государственными внебюджетными фондами, проходят проверку в Минюсте РФ. В противном случае акт не обладает статусом обязательного;
  • 3. К видам обязательных к исполнению подзаконных актов относятся: постановления, распоряжения, приказы, положения и инструкции. Различные письма и рекомендации, издаваемые в массовом порядке подразделениями ФНС, ФТС и иных органов не относятся к обязательным;
  • 4. Адресатом подзаконных актов, обязательных к исполнению налогоплательщиками, должны выступать сами налогоплательщики. Документ, адресованный чиновникам, обязателен для исполнения самими чиновниками, но не налогоплательщиками. При этом нарушение законов при следовании внутренним распоряжениям не правомочно и наказуемо.

Международные договоры по поводу налогообложения

Деятельность с участием иностранных граждан и компаний регулируется в первую очередь статьями международных договоров, заключённых Россией с другими странами во избежание случаев двойного налогообложения. Положения о налогах данных договоров главнее федеральных законов России. Согласно статье 7 НК РФ, при расхождениях в правилах налогообложения российского законодательства и международных договоров, заключённых Россией, руководствоваться нужно последними.

Вступает в силу новый закон о налоге на имущество физических лиц. В обществе сразу же наметилось беспокойство, ведь закон касается недвижимости — квартир, дач, домов. Не станут ли новые налоги, например, тяжким бременем для владельцев одной - единственной жилой квартиры или дома? Не менее интересно то, как отразится закон на богатых россиянах.


Госдума введёт "налог на уклонистов"?

Президент России Владимир Путин подписал закон о налоге на имущество физических лиц. Согласно закону, вводится трехуровневая ставка налога. Вроде бы все черным по белому, но все равно вопросов масса — даже не по тексту, а по возможным последствиям. Что выиграет население от этого налога? Велики ли будут поступления в бюджет, поможет ли это экономике страны? Можно ли рассматривать ввод расчета по кадастровой стоимости как меру по восстановлению экономики страны, или это самостоятельное решение?

Если коротко, то этот федеральный закон предусматривает переход до 2020 года к расчету налога на имущество физлиц, исходя из его кадастровой стоимости, причем предложено установить минимальную цену продажи квартир, не облагаемую налогом. Несколько озадачились, так сказать, самые простые люди — у которых миллионов в кубышке или в офшорах нет, но у которых есть и квартира, и дача, и хорошая машина — не будет ли новый налог неким ударом по кошельку? Поскольку закон позволяет муниципалитетам повышать базовую ставку налога с 0,1 до 0,3 процента или понижать ее до нуля, смогут ли граждане оспаривать ставку налога, установленную, скажем, муниципалитетом? Например, те же пенсионеры?

"Вопросы закономерны, но ответы на многие из них уже появились и в прессе, и на официальных сайтах, — рассказал в интервью Pravda. Ru кандидат юридических наук, консультант Общественной палаты, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Шмидт . — Давайте заглянем в текст документа, который своевременно был опубликован на сайте Кремля, и внимательно, не спеша, просто его проанализируем — все ответы именно там. Итак, согласно закону, вводится трехуровневая ставка налога. Основная ставка в размере 0,1 процента будет установлена для существующих и строящихся жилых домов и помещений, предназначенных для жилья. Также она будет применяться для комплексов недвижимости, куда входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, хозяйственных построек на садовых и дачных участках, площадь каждой из которых не превышает 50 квадратных метров.

Обычные граждане, не имеющие "палат каменных и алмазов пламенных", но относящиеся по нашим российским стандартам к среднему классу, в денежном выражении налога для себя изменений почувствовать не должны. Так называемые "богатые" (хотя где соответствующие стандарты — богатый ты вообще или нет?) могут воспользоваться услугами соответствующих специалистов, чтобы просчитать наиболее выгодный вариант своего налогообложения. Ну, а так называемые "бедные" — те могут вообще ничего не ощутить. Так что волнения тут излишни, во всяком случае, пока".

Итак, по совету юриста обратимся к первоисточнику. Налог для квартир в 0,1 процента будет рассчитываться по уже давно известной формуле "кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 квадратных метров от площади этой квартиры". При этом для жилых домов налогом будет облагаться, как указано в первоисточнике, "кадастровая стоимость дома минус кадастровая стоимость 50 квадратных метров от площади этого дома".

Налоговая база для комнаты сокращена на стоимость 10 квадратных метров площади комнаты. Налоговая база в отношении единых недвижимых комплексов, в состав которых входит минимум одно жилое помещение, определяется как "его кадастровая стоимость минус один миллион рублей". То есть закон позволяет муниципалитетам повышать базовую ставку налога с до 0,3 процентов или понижать ее вообще до нуля. Тут уж на усмотрение самих местных властей, ограничений к этому нет.

Кроме того, согласно документу, налог на имущество будет взиматься с торговых центров, офисов и объектов общепита. Ставка будет составлять два процента от кадастровой стоимости объекта. По этой же ставке будут облагаться объекты, кадастровая стоимость которых выше 300 миллионов рублей. Причем муниципалитеты не смогут ее изменить.

В отношении прочих объектов установлена налоговая ставка 0,5 процента. Закон устанавливает переходный период до 2020 года. В это время регионы смогут работать по существующей налоговой базе, рассчитывая налог по инвентаризационной, а не кадастровой стоимости. Любой гражданин сможет обжаловать оценку кадастровой стоимости. Вот такова суть.

Статья 1. Плательщики налогов

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Статья 2. Объекты налогообложения

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

2) исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

Статья 3. Ставки налога

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:


2. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
(абзац введен Федеральным законом от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

3. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

4. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 168-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.07.1999 N 168-ФЗ.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

8. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

9. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

11. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, закрепленных в Федеральных законах, законах субъекта РФ и актах органов местного самоуправления, которые у3станавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

В состав законодательства РФ о налогах и сборах входят:

1. Законодательство РФ о налогах и сбора х; Налоговый кодекс РФ и иные принятые в соответствии с НК федеральные законы о налогах и сборах. НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах ; законы субъектов РФ, принятые в соответствии с НК; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъекта РФ;

3. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

Нормативные правовые акты исполнительных органов власти по вопросам налогообложения

Нормативные правовые акты исполнительных органов власти по вопросам налогообложения включают:

    Акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые органами местного самоуправления;

    Акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК. (Минфин, Минэкономразвитие, ФНС).

Нормы налогового законодательства обладают юридической силой на всей территории РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ обладают юридической силой на территории этого субъекта РФ, а принятые органами местного самоуправления – на территории соответствующего муниципального образования.

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

Акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия;

Все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Статья 5 НК устанавливает определенные правила в отношении обратной силы актов налогового законодательства:

    Акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

    Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

    Акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Участниками отношений , регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Начало налоговой системы РФ как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 г. В СССР в условиях жестко централизованной системы управления налоговая система отсутствовала, хотя и существовали ее отдельные элементы.

Налоги как таковые были установлены для личных доходов граждан, а также для кооперативного и частного секторов, доля которых в экономике была исключительно мала и не играла практически никакой роли.. Только во второй половине 1980-х гг. стали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и др.) и началось постепенное изменение экономического строя общества, в Советском Союзе появились первые признаки налоговой системы. В соответствии с Законом СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций» с 1 января 1991 г. установлен ряд налогов, в том числе налог на прибыль, налог с оборота и некоторые другие.

В это же время проводится широкомасштабная налоговая реформа. В декабре 1991 г. принимаются законы РФ, ставшие фундаментом налоговой системы РФ; от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»; от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»; от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на территории России взимались налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действовавшая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась несовершенной в силу многих причин:

Из-за отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения;

Многочисленности нормативных документов и частого несоответствия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;

Нестабильности налогового законодательства, что ограничивало возможности и эффективность планирования у хозяйствующих субъектов;



Чрезмерной жестокости норм ответственности за нарушение налогового законодательства;

Большого количества налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом;

Обременительной налоговой нагрузки.

Необходимость реформирования всей сложившейся налоговой системы России стала очевидной. Государственной думой был принят Налоговый кодекс РФ (часть 1), введенный в действие с 01.01.1999 г. Предполагается, что он решает следующие важнейшие задачи:

Построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;

Развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходами;

Создание налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов, а также способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

Снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов;

Формирование единой налоговой правовой базы;

Совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения НК РФ. Во-первых, НК РФ содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. Во-вторых, НК содержит положение о невозможности придания обратной силы налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

Налоговым кодексом РФ определяются также полномочиями органов власти различных уровней в области налогообложения. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Список налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального Собрания Российской Федерации, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем. Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое, на первый взгляд, демократическое право породило со стороны субфедеральных структур произвол и дискриминацию налогоплательщиков. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был «закрыт».

Формирование налоговой системы продолжается несколько лет и пока еще полностью не завершено. Из 18 глав второй части НК РФ к настоящему времени принято 17. Не включен в НК РФ НИФЛ. Порядок исчисления и уплаты данного налога до сих пор регулируется отдельным законом, принятым еще в 1991 г.

Вместе с тем можно утверждать, что НК РФ в настоящее время является основным инструментом реализации задач в области налоговой политики. Он представляет собой систематизированный свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения в Российской Федерации.

Принятие НК РФ способствовало созданию и построению единой налоговой системы РФ, обеспечивающей сбалансированность как общегосударственных, так и частных интересов. Решение этой задачи обеспечивается за счет установления закрытого перечня налогов и сборов, с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

Следует отметить, что с принятием НК РФ обеспечено формирование единой правовой базы налогообложения, систематизированы действовавшие ранее нормы и положения, регулирующие процесс налогового производства пу­тем приведения их в формализованную, единую, логически цельную и согласованную систему. Устранены также такие недостатки существовавшей до принятия НК РФ налоговой системы, как многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Необходимо подчеркнуть, что до принятия Кодекса, кроме законодательных органов, право издания актов, регулирующих налоговые отношения, имели Правительство РФ и многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной власти.

К моменту принятия части первой НК РФ в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции, письма, телеграммы, разъяснения налоговых и финансовых органов. С принятием Кодекса все эти ведомственные подзаконные акта были отменены. НК РФ не предусматривает издания ни инструкций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и. других толкований налоговых органов.

Кодекс юридически однозначно регулирует весь комплекс проблем, возникающих между налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволяет налогоплательщику четко знать «правила игры» и избежать, что невозможно было ранее, произвола со стороны фискальных служб. Тем самым полномочия исполнительных органов власти жестко ограничиваются исключительно теми вопросами, которые им делегированы НК РФ.

В частности, предусмотрено большое количество процессуальных положений, которые призваны вывести на качественно новый уровень весь процесс налогообложения. Установлены формы и методы налоговых проверок, строго определен перечень государственных органов, уполномоченных их проводить. Четко регламентированы правила и процедуры налоговых проверок, определены сроки их осуществления, поставлены жесткие ограничения на проведение повторных проверок.

Кодекс установил порядок введения в действие и отмены налогов и сборов, изменения правил налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все без исключения основные элементы налогообложения, в том числе налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. При этом налоги в Российской Федерации должны устанавливаться исключительно налоговым законодательством.

Кодексом установлено также, что законы о налогах не могут вступать в силу ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. При этом предусмотрено, что по соответствующему налогу закон может вступить в силу не ранее первого числа очередного налогового периода по данному налогу. Поясним это положение на примере НДФЛ. По данному налогу налоговый период составляет один календарный год. Допустим, что закон о поправках в НК РФ в части этого налога был опубликован в официальной печати 15 декабря 2009 г. Согласно приведенному выше положению он может быть введен в действие не ранее 1 января 2011 г. В том случае, если же закон ухудшает положение налогоплательщиков (устанавливает новые налоги, повышает налоговые ставки, отягчает ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д.), то он согласно Кодексу не может иметь обратной силы. В том же случае, если закон улучшает положение налогоплательщиков, то он может иметь обратную силу.

Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в НК РФ четко прописаны права и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. Это позиционирует налоговое правовое поле, вводит в законодательное русло процесс налоговых взаимоотношений, улучшает налоговое администрирование. Подробно вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и государственных контролирующих органов будут рассмотрены в следующей главе учебника.

Впервые за все время действия налоговой системы России установлен четкий порядок возможного изменения срока уплаты налогоплательщиком налогов. Изменение срока уплаты налога осуществляется в виде отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита. НК РФ оговаривает платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока уплаты налога по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из государственного бюджета или неоплатой государственного заказа. В Кодексе предусмотрены также конкретные сроки возврата налоговым органом излишне взысканных с налогоплательщика или излишне уплаченных им самостоятельно сумм налога. При нарушении налоговым органом установленного срока возврат этих сумм осуществляется с уплатой налогоплательщику соответствующих процентов.

В НК РФ четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Важно подчеркнуть, что ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения существенно смягчены. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.

Таким образом, принятие НК РФ обеспечивает реальную гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия.

Благодаря указанным положениям НК РФ налоговая система стала более понятной и простой. НК РФ при этом в значительной степени максимально унифицирует налоговые базы и правила исчисления и порядка уплаты отдельных налогов и, как следствие, - упрощает налогообложение.

Важнейшее значение НК РФ состоит в том, что он обеспечивает стабильность налоговой системы. Создана определенность в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Также обеспечена относительно долгосрочная предсказуемость в комплексе взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными органами налогового контроля.

Указанная стабильность обеспечивается, в первую очередь, за счет того, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в неизменности налоговой системы на конкретную перспективу.

Стабильность налоговой системы в определенной мере гарантируется за счет законодательно установленного порядка введения в действие и отмены налогов и сборов, изменения правил налогообложения, а также установленного
в Кодексе порядка введения во времени в действие законов о налогах и сборах.

Принципиальная направленность НК РФ - снижение общей налоговой нагрузки на экономику и более равномерное ее распределение на всех налогоплательщиков.

Это обеспечено, в первую очередь, за счет сокращения количества налогов, а также путем ликвидации оборотных налогов, уплачиваемых с выручки.

Наиболее серьезное влияние на снижение налогового бремени оказало снижение налоговых ставок. Для реализации целей налоговых преобразований Кодексом отменена прогрессивная шкала налогообложения с одновременным существенным снижением ставки налога на доходы физических лиц.

С 20 до 18% снижена также ставка налога на добавленную стоимость, что позволило увеличить оборотные средства налогоплательщиков более чем на 100 млрд. руб. в расчете на год.

Самые революционные изменения в части налоговых ставок произошли по налогу на прибыль организаций. Существовавшая до принятия НК РФ предельная ставка налога в размере 35% снижена до 24%, а с 1 января 2009 г. - до 20%.

Большое значение НК РФ состоит в формировании справедливой налоговой системы. Указанная задача была решена, прежде всего, за счет сокращения огромного количества бессистемно действовавших налоговых льгот. Налоговые льготы нарушали основополагающий принцип налогообложения - принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями. Общеизвестно, что льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное фискальное давление для других. Кроме того, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали тех адресатов, для которых они вводились. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения.

Напротив, отмена преобладающего большинства, как правило, неоправданных налоговых льгот привела к росту собираемости налогов за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения. Общая либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков призваны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших «в тень» или вывезенных в последние годы за рубеж.

Вместе с тем отмена большей части льгот не означает, что в результате налоговая система страны не будет выполнять распределительную и стимулирующую функции. Разумеется, НК РФ сохранены принципиальные льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных граждан страны.

Осуществление всего комплекса указанных мер способствовало возрастанию справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков.

Формирование справедливой налоговой системы обеспечивается, кроме того, оптимальным налоговым администрированием. Оно направлено на уменьшение величины затрат по фактической реализации процесса налогообложения как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государственных органов налогового контроля. Иначе говоря, принципы налогового администрирования ориентированы Кодексом одновременно и на максимально возможный сбор налогов, и на минимизацию соответствующих издержек, включая административное бремя на налогоплательщиков.

Налоговый кодекс РФ является основой формирования рациональной налоговой системы. Это достигается, прежде всего, посредством соблюдения финансового равновесия между обеспечением фискальных потребностей государства и неснижением долгосрочных стимулов налогоплательщиков к предпринимательской деятельности при постоянном поиске ими путей повышения эффективности хозяйствования.

Одновременно НК РФ направлен на создание условий для нормальной работы каждого хозяйствующего субъекта на основе оптимальной величины налоговой нагрузки на него. Уровень налоговой нагрузки, установленный Кодексом, не оказывает негативного воздействия на производственную и инвестиционную активность налогоплательщика и не допускает свертывания его экономической деятельности.

Кроме того, НК РФ предусматривает всесторонний учет неоднородности развития отдельных секторов экономики. С этой целью законодательно устанавливаются для отдельных категорий налогоплательщиков специальные налоговые режимы, предусматривающие их освобождение от уплаты большинства налогов. К ним относятся, в первую очередь, предприятия и организации малого бизнеса, сельскохозяйственные организации. Несомненно, указанные режимы в большей степени способствуют созданию более рациональной системы налогообложения, приспосабливая ее к индивидуальным особенностям деятельности этой категории налогоплательщиков.

При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации следует признать, что воздействие налогов на экономику происходит опосредованно и проявляется с некоторым опозданием, так как осуществляется через участие государства в перераспределении ВВП. Налоги являются важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.

В качестве приоритетных направлений дальнейшего реформирования налоговой системы известными учеными-экономистами, правительством РФ предлагается поэтапное решение следующих наиболее важных задач:

Отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов;

Снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда;

Пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов;

Изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами.

Кроме того, предполагается, что снижение налоговых ставок ограничит необходимость вмешательства государства в эффективные секторы экономики, положительно отразится на стимулах к труду и предпринимательской активности, приведет к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Что, в свою очередь, будет способствовать увеличению государственных доходов, а также легализации части теневой экономики.

1.1.9. Контрольные вопросы и задания

1. Какие экономические принципы налогообложения применяются при построении современных налоговых систем?

2. Раскройте суть экономического и юридического принципов равенства и справедливости.

5. Какие основные теории налогообложения вы знаете? Охарактеризуйте их кратко.

6. Чем налог отличается от других видов платежей?

7. Назовите основные признаки налога. Охарактеризуйте их.

8. Что означает признак императивности налога?

9. В чем состоит суть индивидуальной безвозмездности налога?

10. Назовите и охарактеризуйте элементы налогообложения.

11. Перечислите виды налоговых ставок и дайте им характеристику.

12. Какие существуют методы исчисления налога?

13. Какие способы исчисления и уплаты налога применяются в практике налогообложения?

14. Перечислите источники уплаты налога.

15. Назовите наиболее часто применяемые формы налоговых льгот. В каких целях они предоставляются?

16. Какие функции присущи налогам?

17. Раскройте содержание фискальной функции налогов.

18. В чем состоит содержание распределительной функции налогов?

19. В чем суть стимулирующей функции налогов?

20. Раскройте содержание контрольной функции налогов.

21. Дайте характеристику экономическому и организационному принципам эффективности налогообложения?

22. Назовите основные организационные принципы налогообложения и дайте им характеристику.

23. На каких юридических принципах базируются современные системы налогообложения? Охарактеризуйте их.

24. Все ли принципы налогообложения могут быть учтены при построении современных налоговых систем?

25. Как налоги Российской Федерации классифицируются по принадлежности к уровню власти?

26. Какие особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты?

27. Какие налоги являются важнейшими с позиций формирования доходов бюджетов в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах?

28. Назовите методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

29. Какова сущность закрепленных налогов? Чем они отличаются от регулирующих?

30. Дайте характеристику классификации налогов по методу взимания. Как подразделяются налоги в зависимости от объекта налогообложения?

31. Назовите отличительные черты взимания налогов «у источника», «по декларации», «по кадастру».

32. Какова классификация налогов Российской Федераций, уплачиваемых юридическими лицами, по источнику обложения?

33. Чем вызвана необходимость принятия НК РФ?

34. Перечислите и дайте характеристику задач в сфере налоговых отношений, решение которых обеспечивает НК РФ.

35. Какова роль НК РФ в формировании единой и целостной налоговой системы?

36. Изложите установленный в НК РФ порядок введения и отмены налогов и сборов, а также изменения правил налогообложения.

37. Как обеспечивается стабильность российской налоговой системы в НК РФ?

38. Назовите факторы, за счет которых было обеспечено снижение общей налоговой нагрузки при принятии НК РФ.

39. Что собой представляет справедливая и рациональная налоговая система?

40. Каково определение понятие «налоговое бремя»?

41. Каковы показатели налогового бремени на микроуровне, как они рассчитываются?

42. Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является универсальным? Обоснуйте ответ.