В состав децентрализованных финансов входят. Централизованные финансы

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий ит. п.).

Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности).

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты.

Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является условным.

Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находятся на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в т.ч. СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного муниципального кредита характерными являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время муниципальные государственные кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти. Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера .

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случает несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и в иностранных государств.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов .

Внутрифирменный финансовый контроль

Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. -за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочернихструктур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью ицеле­сообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовыхрезультатов с прогнозируемыми, финан­совую оценку результатов инвестиционныхпроектов, контроли­руют финансовое состояние предприятия.Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала. Такназываемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатовна каждой стадии произ­водственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучше­ния методовфинансового прогнозирования. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установлениеопределенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемыхэкономических благ между государством в лице верховной власти и остальнымисубъектами воспроизводимых отношений. Собственно, эти отношения иопределялись в прошлом понятием «финансы».Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж присделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределениеми использованием централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условийрасширенного воспроизводства.По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают вформе движения частных (децентрализованных) и государственных(централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы идоходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах,постольку система финансов включает в себя два больших звена:частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные(централизованные, включая муниципальные) финансы.В этой работе более подробно будут изучены централизованные(общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансовхарактерными признаками являются:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующимисубъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также вовнебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органовместного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектамии населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействияк указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупногообщественного продукта, в его денежной форме.Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельныхзвеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системыРоссии, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другиепредставления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов). Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации,так и других государств) в зависимости от методов формирования доходовэкономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:централизованные и децентрализованные финансы.Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежныеотношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм,организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именнов этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансовогоправа в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этомзначительная часть указанных средств направляется в дальнейшем нафинансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в видесубвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальныхтрансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированиеми использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах длярешения экономических, социальных и политических задач) состоят изгосударственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные имуниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,финансы иных государственных и муниципальных институтов.


Общегосударственные (централизованные) фонды денежных ресурсов создаютсяпутем распределения и перераспределения национального дохода (национальныйдоход - вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как частьВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов), созданного вотраслях материального производства. Важная роль, которую выполняетгосударство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования как видно из схемы являются бюджетные ивнебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты, обеспечивающиеЦентрализованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенныхтемпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределениифинансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны,производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности,отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовыхресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.Через финансовую систему государство воздействует на формированиецентрализованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления ипотребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,государственный кредит.Рассмотрим бюджетное устройство и бюджетную систему РФ.

Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид:

1. Государственные финансы:

· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

· система государственных внебюджетных фондов;

· государственный кредит.

2. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений):

· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);

· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);

· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);

· финансы общественных объединений и организаций.

3. Страхование:

· самострахование;

· государственное страхование;

· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев.

4. Финансы населения (домашних хозяйств).

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета, финансовый рынок входят в состав финансовой системы. Структура финансовой системы РФ приведена на рисунке 2.

Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.


Рис. 2. Финансовая система России

Государственным финансам принадлежит ведущая роль в организации финансовых отношений в государстве, в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.



Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Основу государственных финансов составляет государственный бюджет оформленный как бюджетная система страны .

Государственные внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов в зависимости от текущей потребности в дополнительных внебюджетных средств финансирования социально-экономической сферы.

В самостоятельное звено выделяется государственный кредит . По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства для финансирования дефицита бюджета. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

Страхование представляет собой финансовые отношения, которые складываются при перераспределении конечных доходов государства, хозяйствующих субъектов и населения с целью формирования страховых и резервных фондов для возмещения возможного ущерба

При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".

Специфичность страхования как экономической категории выражается в:

Случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величины причиненного ущерба от этого случая;

Вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды;

Неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами;

Частичном возврате страхователям поступивших в фонд страховщика взносов.

Сущность страхования проявляется в его функциях - рисковой и предупредительной.

Страхование внутри финансовой системы принимает следующие формы:

1. Самострахование – финансовые отношения, которые складываются при внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства с целью формирования резервных фондов для возмещения возможного ущерба. Все резервные фонды (предприятий и организаций, бюджетов разных уровней) всегда формируются за счет собственных финансовых ресурсов и поэтому выражают отношения, складывающиеся внутри того или иного элемента финансовой системы .

2. Государственное страхование (некоммерческое) осуществляется с позиции общественной целесообразности и является обязательным в силу закона. В случае обязательного страхования страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Все страховые отношения, в которых государство выступает одним из субъектов страхования, можно отнести к "государственным финансам". Существуют два вида государственных страховых отношений:

· Обязательное общее страхование (государство является страховщиком) распространяется на всех граждан общества с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны. К обязательному общему социальному страхованию относится система государственных социальных внебюджетных фондов, которые являются страховыми по сути своей. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы во внебюджетные фонды государства, выступают как страхователи, а государство, аккумулируя эти средства, – как страховщик.

· Обязательное государственное профессиональное страхование (государство является страхователем) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых министерством или иным федеральным органом исполнительной власти. Государство выступает в роли страхователя и заключает договор с выбранной или законодательно определенной страховой компанией. Например, обязательное государственное личное страхование военнослужащих производится путем договора Министерства обороны РФ с Военно-страховой компанией. Число видов государственного профессионального страхования в настоящее время приближается к пятидесяти.

3. Коммерческое страхование осуществляется согласно договору между страхователем и страховщиком. Страховые отношения между страховщиком (государственной или негосударственной страховой компанией) и страхователем (физическим или юридическим лицом) – это финансовые отношения подсистемы "финансы хозяйствующих субъектов". Коммерческое страхование обычно является добровольным , но может быть и обязательным . Несмотря на то, что обязательное коммерческое страхование регламентируется соответствующим законодательством, плательщиком премии обычно выступает сам страхователь. В РФ к обязательному страхованию на коммерческой основе относятся следующие виды страхования:

· страхование пассажиров воздушного, железнодорожного водного и др. видов транспорта,

· страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных),

· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

· страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью.

В отличие от обязательного добровольное страхование всегда носит выборочный охват.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования :

· личное страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния;

· имущественное страхование, в котором объектом страховых отношений выступают имущество различных видов и имущественные интересы;

· страхование ответственности, которое защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Из отраслей страхования выделяют подотрасли и виды страхования. Вид страхования – это часть отрасли страхования, которая отражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Вид страхования включает отдельные разновидности – страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности.

Виды личного страхования :

· страхование жизни;

· страхование от несчастных случаев и болезни;

· медицинское страхование.

Виды имущественного страхования :

· страхование наземного транспорта;

· страхование воздушного транспорта;

· страхование средств водного транспорта;

· страхование грузов;

· страхование других видов имущества;

· страхование финансовых или предпринимательских рисков.

Виды страхования ответственности :

· страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита;

· страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности предприятий;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование иных видов гражданской ответственности.

Все виды страхования могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.

Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на основах коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:

· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;

· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и пр.);

· отношения со страховыми организациями;

· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и пр.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и пр.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в условиях рыночной экономики финансы предприятий и организаций и материального, и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы согласно законодательству. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и пр.).

Финансы населения (домашних хозяйств) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относится к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства - распределения стоимости ВВП и НД, т.е. как и финансов в целом. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, поскольку, являясь собственником рабочей силы, получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству, они имеют право на пенсии, пособия, трансфертные платежи и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов; таким образом, домохозяйства принимают участие во вторичном распределении (перераспределении) ВВП и НД, т.е. приобретают право на вторичные доходы.

Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме.

Они выполняют две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную .

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:

фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретения продуктов питания, товаров промышленного производства, оплаты различных платных услуг и др.);

фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи, - зарплату, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.

1. Финансовый механизм - это:

Способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве

Определение целей и задач, а также совокупности государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов

Контроль за использованием денежных потоков внутри страны

Система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве

Совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

2. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:

Финансовую стратегию и тактику

Регулирующий и директивный финансовый механизм

Коммерческий, банковский и государственный кредит

3. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений называется:

Финансовой политикой

Финансовым механизмом

Финансовой системой

4. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Центральный Банк РФ

+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ

5. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:

Регулирующим

Планово-директивным

+ классическим

6. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:

+ регулирующего типа

Планово-директивного типа

Классического типа

7. Финансовая политика – это:

Деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства

Деятельность государства в области финансовых отношений

Деятельность органов Федерального казначейства

8. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:

Заявления Правительства РФ

Бюджетное послание Президента РФ

Финансовое законодательство

Административный кодекс РФ

9. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:

Планово-директивный

Регулирующая

Классическая

Хозяйственный

10. Финансовая политика направлена на:

Мобилизацию финансовых ресурсов

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов

Использование финансовых ресурсов

Все перечисленное

11. Фискальная политика представляет собой:

Денежную политику

Ценовую политику

Кредитную политику

Налоговую политику

Политику доходов и заработной платы

12. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:

Финансовая тактика

Финансовый механизм

Финансовая стратегия

13. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:

+ Счетная палата РФ

Федеральное казначейство

Министерство финансов РФ

Министерство по налогам и сборам РФ

14. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:

Банковская

+ казначейская

Смешанная

15. Аудиторский контроль – это:

+ независимый финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

Ведомственный контроль

16. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:

Предварительный

Текущий

+ последующий

17. Для регулирующего финансового механизма характерно:

Прямое непосредственное участие государства

Государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники

Вся система отношений детально разрабатывается государством

Каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги

18. Контрольная функция финансов осуществляется:

Только органами государственной власти

Хозяйствующими субъектами

+ и государством, и хозяйствующими субъектами

19. Содержание финансовой политики включает: 1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов; 2) принятие адресных программ поддержки населения; 3) принятие законодательных актов в сфере финансового права; 4) определение основных направлений использования финансовых ресурсов; 5) разработку государственной экономической политики; 6) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в рамках концепции развития финансов:

+ 1, 4, 6

+ разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов

Разработку научно обоснованной концепции развития финансов

Нет верного ответа

21. Выделите положение, не имеющее отношение к типам финансовой политики:

Классическая финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика

Регулирующая финансовая политика

+ дисконтная финансовая политика

22. Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Стратегического типа

Монетаристического типа

23. Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Монетаристического типа

24. Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Нет верного ответа

Советского типа

25. Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Классический

Планово-директивный

Регулирующий

Монетаристический

26. Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:

+ финансовые ресурсы

Финансы

Финансовую систему

27. В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи:

Дж. М. Кейнса

А. Смита

К. Маркса

В.И. Ленина

З. Фрейда

28. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:

Распределительная

Регулирующая

+ контрольная

Стабилизационная

29. Финансовая политика является составной частью____________ политики государства:

+ экономической

Денежной

Налоговой

Бюджетной

31. Выделите этапы проведения государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей:

32. Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) финансовый механизм; 4) налоги; 5) экспортно-импортные пошлины; 6) ВВП:

Финансовая система»

1. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:

Финансовая система

Финансовые ресурсы

Финансовая политика

Финансовые отношения

Финансовый механизм

Финансы

2. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:

Государственный бюджет

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

3. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:

Государственные финансы

Различия в источниках ресурсов всех звеньев

Денежные отношения

Особенности в формировании и использовании фондов денежных средств

4. Звеном финансовой системы НЕ являются:

Внебюджетные фонды

Финансы домашних хозяйств

Внебюджетные фонды и финансы домохозяйств

Структурные подразделения предприятий

5. Из перечисленных бюджетов не являются составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:

6. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:

1, 2, 4, 7 и 8

7. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Коммерческий кредит

Государственный кредит

Финансы предприятий

8. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:

1, 2, 3, 4 и 5

9. Термин бюджетное регулирование относится к:

Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы

Управлению бюджетом

Бюджетному управлению сферами и субъектами экономики

Управлению государственным долгом

10. Централизованные фонды денежных средств формируются:

+ на государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

На всех уровнях

11.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:

Государственный бюджет

Финансовая политика, проводимая государством

Единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход

Действие рыночных механизмов хозяйствования

12. Финансы страхования относятся к:

И к централизованной, и к децентрализованной сфере

13. Финансы населения относятся к:

Сфере централизованных финансов

+ сфере децентрализованных финансов

И к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений

14. К государственным финансам относят:

+ сферу централизованных финансов

Сферу децентрализованных финансов

Централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений

15. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:

Государственный бюджет

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

+ финансы населения

16. Через звенья финансовой системы перераспределяется:

+ национальный доход

Только прибыль предприятий

Страховое возмещение

17. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере централизованных финансов: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:

+ 1, 2 и 5

18. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере децентрализованных финансов: 1) бюджет государства; 2) финансы населения; 3) государственный кредит; 4) финансы предприятий; 5) финансы страхования; 6) внебюджетные фонды:

+ 2, 4 и 5

19. В структуре финансовой системы выделяют:

Централизованные и децентрализованные государственные финансы

+ централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Централизованные и децентрализованные предприятия

20. Государственный кредит с точки зрения совокупности присущих финансовых отношений:

+ выделяют в отдельное звено финансовой системы

Включают в состав внебюджетной системы

21. Финансы населения:

Не включают в состав финансовой системы

+ выделяют в качестве звена финансовой системы

Выделяют в составе централизованных фондов денежных средств

22. Пенсионный фонд РФ:

Относится к централизованным финансам

Относится к децентрализованным финансам

Не относится ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам

23. Финансы негосударственных пенсионных фондов:

Относятся к сфере децентрализованных финансов

Относятся к сфере централизованных финансов

Относятся к внебюджетным фондам

Не относятся ни к сфере централизованных, ни к сфере децентрализованных финансов

24. Финансы государственных предприятий относятся к:

Централизованным финансам

+ децентрализованным финансам

Государственной бюджетной системе

25. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Банковские кредиты, выдаваемые банками с государственным участием

Государственный кредит

Денежные фонды государственных предприятий

26. Различные группы финансовых отношений объединены в финансовую систему государства вследствие:

+ взаимосвязи ее отдельных звеньев

Подчиненности звеньев единому центру

Отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях

Наличие единого начала в лице государственной власти

27. К сфере децентрализованных финансов не относят такое звено, как:

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ государственный кредит

28. К децентрализованным финансам не относят такое звено, как:

Финансы населения

Финансы предприятий

+ финансы муниципальных органов власти

29. К централизованной сфере финансовой системы государства не относят такое звено, как:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ коммерческие банки

30. Из перечисленных звеньев к децентрализованным финансам не относят: 1) финансы государственных предприятий; 2) бюджет государства; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) бюджет субъекта федерации:

+ 2, 5, 6

31. Из перечисленных звеньев к централизованным финансам относят: 1) бюджет государства; 2) финансы государственных предприятий; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) финансы домашних хозяйств, членами которого являются государственные служащие; 7) государственные внебюджетные фонды:

+ 1, 5, 7

32. Финансы страхования:

+ являются самостоятельным звеном финансовой системы

Подчинены государственным финансам

Включаются в состав государственных внебюджетных фондов

33. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ финансы предприятий

Финансы населения

34. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:

Государственный бюджет

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ внебюджетные фонды

35. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в таком звене финансовой системы, как:

Бюджет государства

Внебюджетные фонды

Финансы предприятий

+ финансы страхования

36. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:

Государственный кредит

+ финансы населения

Финансы предприятий

37. На децентрализованном уровне формируются:

+ фонды предприятий

Фонды государства

Внебюджетные фонды

38. На централизованном уровне формируются:

Фонды предприятий

Фонды страхования

+ внебюджетные фонды

39. Формирование финансовой системы связано с функционированием:

+ финансовых отношений

Кредитных отношений

Международных отношений

40. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:

+ сфер и звеньев финансовой системы

Институтов финансовой системы

Финансового контроля

41. Не является звеном финансовой системы:

Бюджет государства

Государственный кредит

+ банковский кредит

42. Выделите звено финансовой системы:

+ бюджет государства

Государственный банк

Государственная власть

43. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:

Децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам

Централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам

В структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы финансовых отношений: централизованную и децентрализованную

44. Выберите верное утверждение:

+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам финансовой системы

Финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов

Финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе государства

45. Выделите неверное утверждение:

В составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий

+ внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства

Государственный кредит входит в состав государственных финансов

46. Финансы муниципальных образований:

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

Относятсяк такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

47. Выделите верное утверждение:

+ все звенья финансовой системы характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве

Звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством

С общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий

48. Фондом денежных средств не является:

+ годовая выручка

Бюджет государства

Семейный бюджет

Фонд заработной платы

49. В настоящее время страховой фонд страховщика создается:

В централизованном порядке

+ в децентрализованном порядке

И в централизованном, и в децентрализованном порядках

50. В широком смысле страховой фонд – это:

+ часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных неблагоприятными событиями

Страховой фонд самострахования

Только государственный централизованный страховой фонд

51. Финансы муниципальных учреждений образования:

Относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

Находятся на стыке двух сфер: централизованных и децентрализованных финансов

Имеют непосредственное отношение к государственным финансам

В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.

Общие сведения

Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).

Перемещение средств

Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.

Централизованные и децентрализованные финансы

С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.

Публичные фонды

Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:

  1. Федеральный.
  2. Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
  3. Муниципальных образований.

Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.

Состав децентрализованных финансов

Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.

Источники формирования

Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:

1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:

  • оплате труда сотрудникам;
  • авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
  • налоговым и неналоговым отчислениям.

2. Заемные средства. К ним относят:


3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.

4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.

Принципы функционирования института

В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.

Распределение средств

Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:


Независимость субъектов

В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:

  • Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
  • Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
  • Формировать социальные и производственные фонды.
  • Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).

Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.

Некоммерческие структуры

К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.

Домашние хозяйства

Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.

Сводный баланс

Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.

Заключение

В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.