Центробанк нормативно правовые акты полномочия. Локальные нормативные акты

1. "Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (утв. ЦБ РФ 01.06.2004 № 258-П) (ред. от 26.09.2008)"Вестник Банка России", № 35, 17.06.2004.

2. "Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. ЦБ РФ 29.08.2008 N 321-П) " Вестник Банка России", N 54, 26.09.2008.

3. "Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. ЦБ РФ 19.08.2004 № 262-П) (ред. от 14.09.2006) Вестник Банка России", N 54, 10.09.2004.

4. "Положение о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования"(утв. ЦБ РФ 20.07.2007 N 308-П) "Вестник Банка России", N 46, 15.08.2007.

5. "Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 № 302-П) (ред. от 12.12.2008)// "Вестник Банка России", № 20 - 21, 16.04.2007.

6. "Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 30.11.2004)//"Вестник Банка России", № 7, 04.02.2004.

7. "Положение ЦБ РФ о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (утв. ЦБ РФ 20.03.2006 N 283-П) (ред. от 01.09.2008) //"Вестник Банка России", N 26, 04.05.2006.

8. "Положение о порядке расчета кредитным организациями величины рыночного риска» (утв. ЦБ РФ 14.11.2007 N 313-П)// "Вестник Банка России", N 68, 12.12.2007.

9. Инструкция ЦБ РФ от 15.07.2005 N 124-И (ред. от 14.11.2007) "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" "Вестник Банка России", N 44, 19.08.2005.

10. Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И (ред. от 29.03.2006) "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" Вестник Банка России", N 29, 13.05.2004.


11. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И (ред. от 12.08.2008) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" "Вестник Банка России", № 36, 18.06.2004.

12. Инструкции ЦБ РФ от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" "Вестник Банка России", N 4, 17.01.2002.

13. Инструкция ЦБ РФ от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006) "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой российской федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" "Вестник Банка России", N 33, 09.06.2004.

14. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И (ред. от 30.12.2008) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"//"Вестник Банка России", №15, 20.02.2004.

15. Инструкция ЦБ РФ от 10.03.2006 № 128-И (ред. от 28.03.2007) "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" "Вестник Банка России", № 25, 27.04.2006.

16. Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И (ред. от 14.05.2008) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)"// Вестник Банка России", № 57, 25.10.2006.

17. Инструкция ЦБ РФ от 30.11.2000 N 94-И "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях" Вестник Банка России", № 66-67, 07.12.2000.

18. Указание ЦБ РФ от 28.04.2004 № 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками" "Вестник Банка России", №33, 09.06.2004.

19. Указание ЦБ РФ от 07.08.2003 N 1317-У (ред. от 27.12.2006) "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" "Вестник Банка России", № 51, 17.09.2003.

20. Указание от 20.07.2007 № 1868-У "О представлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций" "Вестник Банка России", № 46, 15.08.2007.

21. Указание ЦБ РФ от 09.02.2009 N 2181-У "О порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России" Вестник Банка России", №11, 20.02.2009.

22. Письмо ЦБ РФ от 15.02.2001 N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" (вместе со "Всеобщими директивами по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергскими принципами)" от 30.10.2000) "Вестник Банка России", N 15, 21.02.2001.

23. Письмо ЦБ РФ от 01.08.2006 N 105-Т "О документах Вольфсбергской группы" "Вестник Банка России", N 43, 09.08.2006.

24. Письмо ЦБ РФ от 03.09.2008 N 111-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций" Вестник Банка России", N 48, 10.09.2008.

25. Письмо ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" "Вестник Банка России", N 37, 20.07.2005.

Основная литература:

1. Валютное право: учебник для вузов / под ред. Ю.А.Крохиной.- 2-е изд., М.: Высшее образование; Юрайт- Издат, 2009- 430 с.

2. Валютное право: учебное пособие / Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Н.В.Сапожников, Я.М.Фальковская-2-е изд.,доп.-М.: Норма, 2008.-368с.

3. Дорофеев, Б.Ю. Валютное право России. Учебник / Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.А. Пушин. –М: Норма, 2008.- 240 с.

4. Тедеев А.А. Валютное право. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.-192с.

Дополнительная литература:

1. Аграновский, А.В. О расчетах в иностранной валюте между резидентами на территории Российской Федерации // Современное право. - 2004. - № 11.

2. Алексанова, К.А. Операции международного факторинга и российское законодательство о финансировании под уступку денежного требования // Юрист. - 2002. - № 7.

3. Банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд./ Под ред. Г.Белоглазовой, Л. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2008.

4. Банковское дело: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина - 3-е изд. доп. и перераб. М.: Изд-во «КноРус», 2005 г.

5. Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е.Ф.Жукова – М.: Вузовский учебник, 2007.

6. Бажанов, С.В. Российские банки: прошлое и настоящее / С.В. Баженов, М.Х. Лапидус, Ю.И. Львов, Л.С. Тарасевич. - СПб.: Культ-Информ - Пресс, 2004. Бакшеева, Ю.Н

7. Батанов, Е.Г. Чрезвычайные меры валютного регулирования: правовая процедура и принципы применения // Финансовое право.-2006. № 5.

8. Бурыкин, Д. Проблемы правового регулирования расчетов банковскими картами // Хозяйство и право. – 2008. - № 3.

9. Гейвандов, Я.А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства // Государство и право. - 2005. - № 9.

10. Гейдванов, Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы России / Я.А. Гайдванов. - М.: Аванта, 2003.

11. Гейдванов, А.Я. Иностранные инвестиции в банковскую систему России (проблемы правового регулирования и правоприменительной практики) // Государство и право. - 2003. - № 1.

12. Гизатуллин, Ф. Правовые вопросы практического использования аккредитивной формы расчетов // Хозяйство и право. - 2007. - № 1.

13. Добрынин, И.Н. Конституционно-правовые аспекты функционирования банковской системы Российской Федерации и проблема ее адаптации к вступлению в ВТО // Государство и право. – 2008. - № 2.

14. Емельянцев, В.П. Договор банковского счета: частно-правовые и публично-правовые начала // Журнал российского права. – 2008. - № 10.

15. Икрянникова, О.Н. Договор факторинга в российском и международном праве // Журнал российского права. - 2000. - № 9.

16. Игбаева, Г.Р. Использование иностранной валюты в качестве средства платежа // Кодекс. - 2005. - № 3, 4.

17. Игнатьева, С.В. Правовая природа валютных правоотношений / С.В.Игнатьева, Г.Р.Игбаева // Банковское право.-2004.-№4.

18. Лисицын, А.Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по валютному законодательству Российской Федерации//Финансовое право.-2006.-№2.

19. Мозговой, Р Переводы без открытия счета и валютное законодательство// Бухгалтерия и банки.-2006.-№ 34.

20. Муранов А.И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов.-М.: Статут, 2006.-536с.

21. Овсейко, С.В. Отдельные способы обеспечения исполнения обязательств с участием банков во внешнеэкономических сделках // Банковское право. - 2000. - № 4.

22. Ражков, Р.А. Валютное обязательство как вид гражданско-правового обязательства // Банковское право.-2005.-№6.

23. Сайфуллин, Р.Р. Некоторые вопросы, связанные с открытием карточных счетов физических лиц // Гражданское право. – 2006. - № 1.

24. Сидорук, М. Вопросы правового регулирования расчетов с использованием банковских карт // Хозяйство и право. – 2008. - № 11.

25. Слепухин С.Н. Актуальные вопросы производства предварительного расследования по делам о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ИД «Юриспруденция», 2005.-144с.

26. Токарев, Е.А. Переводные векселя с «осложненной» структурой правовых связей // Правоведение. – 2008. - № 3.

27. Тосунян Г.А. Теория банковского права: В 2 т. – М.: Юристъ, 2-е изд., переераб. и доп., т.1- 2004, т.2-2009.

28. Сидорук, М. Вопросы правового регулирования расчетов с использованием банковских карт // Хозяйство и право. – 2008. - № 11.

29. Шамраев А.В. Правовое регулирование международных банковских сделок на международных финансовых рынках. М.: КноРус, 2009.-192с.

30. Токарев, Е.А. Переводные векселя с «осложненной» структурой правовых связей // Правоведение. – 2008. - № 3.

31. Тосунян, Г.А. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере // Журнал российского права. - 2005. - № 12.

32. Хаменушко, И.В. Об изменениях в валютном законодательстве// Налоговый вестник.-2004.-№6.

33. Шилкин, С.А. Все о валютных операциях // Главбух.- 2006.-№4.

Как и любой другой орган власти специальной компетенции, ЦБ РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

    нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

    ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции от 18.04.2002), утвержденные приказом ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов:

    указания;

    положения;

    инструкции.

Все эти формы являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц. Правила подготовки нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются ЦБ РФ самостоятельно. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – Вестнике Банка России. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, существовавшие до вступления нормативного акта в силу. Нормативные акты ЦБ РФ должны быть зарегистрированы Минюстом в установленном порядке.

Нормативные правовые акты ЦБ РФ.

    носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

    регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

    обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

    вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров;

    не имеют обратной силы;

    в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

    не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

    иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Кроме того, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-ГТ "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России", ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов . Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ".

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты ЦБ РФ , устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    правила бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ, а также иные акты.

Нормативные акты ЦБ РФ в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

ЦБ РФ возможно принятие подзаконных ненормативных правовых актов и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются :

    разъяснения;

  • телеграммы.

Таким образом, ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами:

    они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех лиц, кому непосредственно адресованы;

    не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов;

    направлены на разрешение и разъяснение конкретных аспектов банковской деятельности.

В соответствии со ст. 7 Закона Центральный банк РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции в законах, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (в той мере, естественно, в какой они имеют дело с кредитными организациями).

При этом правила подготовки таких актов Банк России вправе устанавливать самостоятельно.

Нормотворческая деятельность Банка России огромна как по объемам, так и по значению для коммерческих банков и НКО. Результатом ее, по классификации самого Центробанка, являются следующие виды нормативных правовых актов ЦБ (см. Положение ЦБ «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»от 15 сентября 1997 г. № 519).

Указание - нормативный акт, в котором устанавливается отдельное правило по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ. Указания также могут быть: об изменении и дополнении действующего нормативного акта ЦБ; об отмене действующего нормативного акта ЦБ.

Положение - нормативный акт, в котором устанавливаются системно св зан- ные между собой правила по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ.

Инструкция - нормативный акт, в котором определяется порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции ЦБ (в том числе указаний и положений ЦБ).

Нормативные правовые акты Банка России (за некоторыми исключениями, указанными в самом Законе) в установленном порядке должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В противном случае они не вступают в силу и не могут применяться.

Следует отметить, что ЦБ РФ очень часто меняет содержание своих нормативных актов, внося в них многочисленные изменения и дополнения, чем создает немалые трудности как для банков, так и для их клиентов.

Результатом деятельности сотрудников ЦБ являются и другие, подчас не менее интересные документы - рекомендации и разъяснения. Самостоятельный интерес представляют договоры, которые Банк России использует в своей работе.

Рекомендации (советы) Банка России условно можно разделить на две большие группы: рекомендации методические ц рекомендации «поведенческие». В первом случае могут рекомендоваться те или иные методики, необходимые их адресатам в практической работе (к примеру, методики разработки внутрибанковских документов, расчетов разных показателей, оценки тех или иных процессов либо документов). Главное в данных рекомендациях - предложение соответствующих технологий работы. Такие рекомендации Центральный банк адресует как собственным территориальным учреждениям или их подразделениям, так и коммерческим банкам.

Во втором случае рекомендации исходят из действующей нормативно-правовой базы и принятых в банковском деле технологий, включая технологии управления, и обычно касаются вопросов лучшей (с точки зрения ЦБ) организации работы банков в указанных нормативных и технологических рамках. Такие рекомендации могут относиться как к Частным моментам функционирования банков, так и к целым направлениям в их деятельности. В отдельных случаях рекомендации данного рода даются как бы в неявной форме, поскольку вытекают из разъяснений или просто информации, которую ЦБ доводит до своих «подопечных» организаций.

Что касается собственно разъяснений, то они выполняют в основном «просветительскую» роль (хотя и в них иногда встречаются элементы и «приказа», и рекомендаций), имея в виду доведение до «широких банковских масс» объяснений того, что на самом деле хотел сказать Центробанк в тех или иных своих нормативных актах и что по разным причинам не удалось ясно, просто и однозначно выразить в самих этих актах. Нет сомнений в том, что эта их роль на практике может быть весьма важной. В то же время следует, видимо, признать, что количество необходимых или неизбежных разъяснений обратно пропорционально качеству подготовки нормативных актов, нуждающихся в таких вспомогательных документах. Чем выше указанное качество, т.е. чем тщательнее отшлифованы содержание, структура и форма (юридическая и литературная) нормативного акта, тем меньше нужно разъяснений. В этом смысле значительное количество вспомогательных документов ЦБ данного вида следует рассматривать как тревожный сигнал.

Разъяснения Банка России бывают обычные и официальные. Последнее понятие впервые появилось в ныне отмененном Законе «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ. Пункт 3 ст. 46 Закона гласил: «Поручить Банку России давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего... Закона, имеющие обязательную силу на всей территории РФ». Что значит «официальные разъяснения», в Законе не объяснялось, но определенно было сказано, что такие разъяснения могут касаться вопросов применения только норм данного Закона.

На деле получилось несколько иначе, свидетельством чего является Положение ЦБ «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» от 18 июля 2000 г. № 115-П, в котором Центробанк собственным решением распространил право давать такие разъяснения по вопросам применения неограниченно широкого круга законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных актов самого ЦБ.

Территориальные учреждения ЦБ

Коммерческие банки и иные кредитные организации на местах непосредственно имеют дело с территориальными учреждениями (территориальными управлениями или национальными банками) Банка России. Эти внешние подразделения ЦБ РФ, предусмотренные в ст. 83-85 Закона, не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер. Их полномочия определены в Положении ЦБ «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. № 46-П.

О совершенствовании организации деятельности Банка России и его территориальных учреждений

Необходимость повышения эффективности организационной деятельности Банка России и его ТУ в настоящее время очевидна и обусловлена целым рядом обстоятельств. Целью такого совершенствования должно быть обеспечение максимально эффективного выполнения Центральным банком его законодательно установленных целей и задач.

Вертикальная структура Банка России и ее оптимизация. Сложившаяся вертикальная структура Банка России в целом соответствует характеру выполняемых им задач, связанных с реализацией государственной денежно-кредитной политики, эмиссией наличных денег и организацией налично-денежного обращения, предоставлением расчетно-платежных услуг и др. В то же время очевидна необходимость существования развитой территориальной сети учреждений Банка России для эффективной организации эмиссии денег, предоставления расчетно-платежных услуг, обеспечения равного доступа всех кредитных организаций к инструментам рефинансирования.

Единая централизованная организационная структура ЦБ соответствует современному государственному устройству РФ и имеющемуся распределению полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а потому нуждается не в перестройке (пересмотре порядка исполнения функций и структуры Банка России), а в эволюционной оптимизации на собственной основе. Представляется, что этот вывод не противоречит и таким относительно новым обстоятельствам, как формирование федеральных округов, переход к казначейскому исполнению бюджетов и формирование сети органов казначейства.

Указанную оптимизацию организационной структуры Банка России (реинжиниринг) целесообразно вести в основном за счет модификации способов выполнения его задач на базе сложившихся крупных звеньев Центробанка - центрального аппарата, ТУ, РКЦ. В результате должны стать возможными, в частности: четкая (желательно количественная) оценка результативности выполнения основных задач каждым звеном системы Банка России; эффективное определение потребности в ресурсах и их распределение между звеньями системы ЦБ с целью максимизации отдачи при их использовании; постоянное приведение в соответствие организационной структуры и используемых ресурсов объему выполняемых функций.

Для этого необходимо ввести в практику организации деятельности Центрального банка два принципа: переход к функционально-целевому подходу при выполнении задач Банка России; пересмотр принципов распределения полномочий ЦБ между его звеньями.

Первый из названных принципов предполагает формирование единых методологических подходов к функциям Банка России и их классификацию по степени участия в реализации целей его деятельности. По этому критерию функции могут быть подразделены, например, следующим образом: основные (технологические) - сюда могут быть отнесены все функции, закрепленные в Законе «О Центральном банке РФ»; обеспечивающие - функции, связанные с созданием внутренней инфраструктуры, а также ресурсным обеспечением деятельности подразделений ЦБ; обслуживающие - функции поддержания жизнедеятельности и материально-технического обеспечения подразделений ЦБ.

При этом основные функции Банка России можно разделить на два типа: 1)

функции, которые Центробанк осуществляет как орган власти, а именно: регулятивные (например, выработка денежно-кредитной политики, регулирование налично-денежного обращения), исполнительно-распорядительные (например, лицензирование и надзор за деятельностью банков), контрольные (например, инспектирование деятельности банков). 2)

функции, связанные с оказанием услуг банкам и другим экономическим субъектам на основе гражданско-правовых отношений и финансируемые в основном за счет оплаты соответствующих услуг потребителями (например, обеспечение потребителей наличными деньгами и расчетно-платежными услугами).

Суть проблемы в том, что в настоящее время полномочия исполнения указанных функций возложены в различных пропорциях и на центральный аппарат, и на ТУ, и на РКЦ, что, конечно, нельзя признать нормальным.

В связи с этим необходим второй принцип, предполагающий распределение указанных полномочий в части основных функций Банка России между его основными организационно-управленческими звеньями на основе предоставления каждому из них полномочий для исполнения (и соответственно возложения на них ответственности за требуемые результаты) законченной части того или иного вида функции. Организация деятельности по такому принципу наконец-то позволит оценить эффективность каждого звена системы Банка России на основе показателей, характеризующих результативность выполнения каждой функции.

С учетом изложенного целесообразно было бы все перечисленные выше функции распределить следующим образом: центральный аппарат ЦБ мог бы выполнять в основном регулятивные функции правоустанавливающего характера; исполнение функций, связанных с оказанием государственного воздействия, можно закрепить за центральным аппаратом и ТУ; на ТУ можно возложить исполнительно-распорядительные и контрольные функции правоприменительного характера; оказание услуг (расчетно-кассовое обслуживание) следует поручить РКЦ.

Изменение системы планирования в Банке России. Повышение эффективности деятельности Банка России требует внесения изменений в систему общего, ресурсного и финансового планирования и обеспечения деятельности подразделений Банка России. Здесь были бы уместны следующие меры. 1.

В соответствии с изложенным выше подходом к распределению полномочий и функций предусмотреть дифференцированные подходы к определению организационной структуры, численности персонала и объемов затрат на содержание подразделений ЦБ на основе функционально-стоимостного анализа и нормативного планирования затрат на реализацию различных функций. 2.

На этой основе организовать эффективную систему общего, ресурсного и финансового планирования. Система общего планирования деятельности, включающая цели и задачи подразделений Банка России на плановый период в разрезе выполняемых функций, критерии оценки эффективности выполнения функций, количественные ориентиры, определяющие объемы выполняемых функций, может быть построена путем модификации годового отчета ТУ, паспорта ТУ и паспорта РКЦ.

Так, примерная структура паспорта ТУ может включать следующие разделы. I.

Показатели экономического развития региона, определяющие объемы спроса на показатели деятельности (в том числе услуги) ТУ. II.

Расчетные и фактические показатели, характеризующие объемы необходимой региону деятельности ТУ, в том числе укрупненные показатели по подведомственным РКЦ. III.

Расчетные потребности ТУ в сметных ассигнованиях и фактические затраты, расчетные нормативы и фактическая численность персонала, необходимые для полноценной деятельности ТУ, в разрезе видов выполняемых функций, групп затрат, типов подразделений (основных, обеспечивающих и обслуживающих). IV.

Введение

Тема преддипломной практики - Развитие государственного регулирования банковской системы Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки - это одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации. Актуальность выбора темы работы связана с видением автором проблем белорусских банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях снижения уровня инфляции и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Цель преддипломной практики - изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должной убедительностью. Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.

При написании отчета использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников. А также вырезки из статей газет и журналов таких, как ""Национальная Экономическая Газета"", ""Вестник Ассоциации белорусских банков"".

В Республике Беларусь первые нормативные правовые акты, направленные на регулирование порядка создания деятельности банков были приняты лишь в 1990 г.: Закон "О Национальном банке Республики Беларусь" и Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Впоследствии данные законы в связи с принятием Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.) утратили силу.

Как сложному экономико-правовому явлению банковской деятельности свойственен дуализм функций: с одной стороны - это обеспечение деятельности субъектов хозяйствования (предпринимательства), а с другой - собственно хозяйственная (предпринимательская) деятельность.

Законодательство о банковской деятельности. Нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование отношений в сфере банковской деятельности могут быть разделены на две группы:

  • 1. Нормативные правовые акты, определяющие порядок создания и деятельности банков, а также порядок прекращения их деятельности (Банковский кодекс и иные нормативные правовые акты).
  • 2. Нормативные правовые акты, определяющие порядок совершения банковских операций (Банковский кодекс, иные нормативные правовые акты).

В соответствии со ст. 2 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) Банковское законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

К актам банковского законодательства относятся:

  • - законодательные акты Республики Беларусь;
  • - распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
  • - постановления Правительства Республики Беларусь;
  • - нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь;
  • - нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение Банковского кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь.

Банковская система Республики Беларусь - это составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

В соответствии со ст. 7 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Правовой статус, цели и функции Национального банка Республики Беларусь определены главой 4 Банковского кодекса.

Согласно ст. 24 БК Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

  • - осуществляет эмиссию денег;
  • - регулирует денежное обращение;
  • - регулирует кредитные отношения;
  • - организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
  • - является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  • - осуществляет валютное регулирование;
  • - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса.

Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в форме акционерного общества или унитарного предприятия в порядке, установленном Банковским кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. банк правовой коммерческий

Доктринальная классификация банков учитывает самые различные критерии, среди которых наиболее важными являются: виды осуществляемых банками операций, обслуживаемые банками отрасли, организационно-правовые формы и формы собственности. Учредительным документом банка является устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы (акционерное общество или унитарное предприятие).

В уставе банка должны содержаться:

  • - наименование банка с учетом требований, установленных Банковским кодексом;
  • - указание на его организационно-правовую форму;
  • - сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);
  • - перечень банковских операций в соответствии с Банковским кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
  • - сведения о размере уставного фонда;
  • - сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • - иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму (акционерное общество или унитарное предприятие).

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением юридических лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской деятельности. Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Весь уставный фонд должен быть объявлен в белорусских рублях. Пересчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения денежного вклада в уставный фонд (дату поступления денежных средств для зачисления на временный счет в соответствии с частью второй статьи 76 Банковского кодекса).

Исследование зарубежного опыта нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность

Банковская деятельность в странах с рыночной экономикой получила свое правовое выявления в многочисленных законодательных и нормативных актах различной юридической силы. Эти источники банковского права чрезвычайно различны по содержанию, форме и значению в правовом регулировании банковских правоотношений. С одной стороны, основой банковского законодательства в зарубежных странах является система уставных законов, то есть таких, которые определяют правовое положение банков (центрального и коммерческих банков), а с другой - эта группа законов и нормативных актов, регулирующих различные аспекты банковской деятельности, устанавливая режимы осуществление банковских операций на территории того или иного государства.

Для банковского права зарубежных стран характерно использование широкого спектра различных по юридической природе источников, определяется спецификой субъектов, объекта и методов банковского регулирования. Рассмотрим основные источники банковского права.

1 Национальное банковское законодательство, составляет систему нормативных актов, нормы которые регулируют банковские правоотношения. Это, прежде всего законы. В США действует развитая система законодательных актов, характеризуется тщательностью правовой регламентации всех сторон банковской деятельности. Это Закон о национальной валюте (1863), Закон о деятельности национальных банков (1864), Закон о Федеральной резервной системе (1913), Закон Еджа о международных банковских операциях (1919), Закон Макфеддена о деятельности иностранных банков (1927), законы о финансовой деятельности (1933, 1935), Закон об эмиссии ценных бумаг (1933), Закон о кредитовании собственников жилья (1933), Закон о банковских холдинговых компаниях (1956), законы о слиянии банков (1960, 1966, 1994), Закон о защите банков (1968), Закон об одинаковых кредитных возможностях (1974), Закон о правильном погашения кредита (1977), Закон о праве на финансовую тайну (1978), Закон Хорошая - Сен-Жермена о депозитных институтах (1982), Закон о Федеральной резервной системе США (1995) и др. Крупнейшим по объему законодательным актом, где значительную часть статей посвящено регулированию банковских сделок, является Единый торговый кодекс США (1962), который называют "кодексом банкиров".

Следует отметить, что законодательство США, регулируя банковскую деятельности, в течение полувека оставалось неизменным, т.е. характеризовалось стабильностью и консерватизмом правовых актов. Лишь в 70 и 80-х годах законодательные органы США пересмотрели правовые ограничения, ослабили административный контроль за банками и предоставили им возможность эффективно работать в условиях жесткой конкуренции. Некоторые изменения банковского законодательства в плане его либерализации были проведены и в последние годы. Для США характерно отсутствие единого банковского законодательства, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Каждый штат вправе регулировать банковскую деятельность по своим собственным законам, и это находит отражение в банковском законодательстве страны.

К сравнению с законодательством США банковское законодательство Германии всегда отмечалось либерализацией правового регулирования в этой сфере. Среди банковских законов можно назвать Закон о Немецком Федеральном банке (в редакции от 16.07.1994 г), Закон о банках Федеративной республики Германии (1957), Закон о кредитной политике (1993), Закон о Немецком кооперативном банке (1975), Закон о Немецком компенсационном банке, Закон о сберегательных кассах, Закон об ипотечных банках (1990).

В Других европейских странах также действуют законы, определяющие правовое положение банков, например, во Франции - закон "Об Уставе банка Франции" (1993), "О деятельности и контроль за деятельностью кредитных учреждений" (1993). В Великобритании действует Закон о национализации (1946), законы о банковской деятельности (1979, 1987) и Закон о Банке Англии (1998), а правовое положение банков, действующих в формах и торговых обществ, регулируется законодательством о торговых товариществах. В Швейцарии деятельность банков, их регулирование и контроль определяются в соответствии с Федеральным банковским законом: О банках и сберегательных кассах (от 08.11.1934 г) и Закона "Швейцарский Национальный банк" (2003).

Законодательную основу современной банковской системы России было создано в 1990 г. с принятием законов "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности" Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 27 июня 2002 предусматривает более четкое и детальное описание функций главного банка страны, дает право Центральному банку России издание нормативных актов, обязательных для выполнения всеми юридическими и физическими лицами и органами государственной власти Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" (2006 г.) определяет три основных принципа: либерализации я ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы России.

В отличие от развитых стран Европы и США, где действует разветвленная система законов, в Японии незначительное количество законодательных актов регламентирует банковскую деятельность (в 1997 г. парламентом Японии принят то пакет законов по реформе банковской системы и новую редакцию Закона о банке Японии). В Японии банки в своей деятельности руководствуются устными распоряжениями Министерства финансов, которые не имеют силы с АКОН, однако банки должны их выполнять.

Важное место в иерархии источников банковского права занимают коммерческие (торговые) кодексы ведущих зарубежных стран (Германии, США, Франции, России, Швейцарии, Японии), в которых содержатся нормы, посвященные некоторым аспектам регулирования банковской деятельно.

Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации имеется значительное количество статей (кредит, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение ценностей в банке, банковская тайна и т.п.), которые регулируют банковские правоотношения. Во Французском Коммерческом кодексе и Немецком торговом положении содержатся нормы, касающиеся банковских операций.

Источниками правового регулирования банковской деятельности в зарубежных странах иногда выступают нормативные акты, издаваемые главами государств и органами исполнительной власти (постановления правительства, акты финансовых органов). В России, например, указы Президента Российской Федерации регулировали вопросы валютных отношений. Актами правительства часто вводятся валютные ограничения. Так, в 1971 г. в Швейцарии был принят акт, который и предоставил правительству возможность принимать меры по защите валютной системы страны без консультаций с парламентом.

Значительный по объему блок банковского законодательства составляют положения, инструкции, правила, выдаваемых банками, а также многочисленные формуляры, используемые в банковской практике для оформления банковских сделок, акты локального регулирования (например, уставы банков и их ассоциаций), правила обслуживания клиентов, о службах банк.

В качестве примера можно назвать Кодекс добросовестной банковской практики, принятый Британской банковской ассоциацией, Кодекс банковской деятельности Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга, видим играют важную роль в регламентировании отношений банков с клиентами, в регулировании деятельности банковских учреждений. Существенное значение для банковского права составляют правовые обычаи и обычаи деловых кругов.

Международные конвенции и договора в сфере банковского права, ратифицированные парламентами стран, также относятся к источникам банковского права. Например, Женевские вексельные конвенции 1930 г. (Единый вексельный закон), Женевские чековые конвенции 1931 г. (Единый закон о чеках), Оттавская конвенция УНИДРУА 1988 (О международном факторинге), Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997г., Сорок рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) (Международный договор от 24 сентября 2003г.).

Международные обычаи, сформировавшиеся в межбанковской практике становятся объектами международной унификации в рамках Международной торговой палаты (МТП), являются актами неофициальной кодификации международных обычаев. В банковском праве к ним можно отнести Унифицированные правила МТП по инкассо в редакции 1995г., Унифицированные правила и обычаи МТП дня документарных аккредитивов в редакции 1993г., Унифицированные правила МТП по договорным гарантиям в редакции 1978г.

В сфере международной банковской деятельности важное место занимают международные банковские стандарты, которые разрабатывает Международная организация стандартизации (ISO) Стандарты собой совокупность технических требований к оформлению банковских документов, соблюдение которых имеет правовое значение, поскольку их используют в международной банковской практике.

В странах, принадлежащих к англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада и др.), где действует прецедентное право, важную роль в правовой регламентации банковской деятельности играет судебная и арбитражная практика, то есть решение судебных органов и арбитражей по конкретным делам с участием банков, а также прецеденты, создаваемые Судом.

Важным элементом правового регулирования банковской деятельности в различных странах являются нормативно-правовые акты международных организаций, применяемые на территории их государств-участников. Так, с образованием Международного валютного фонда (МВФ) 1944 г.

Международной валютно-кредитной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН, важнейшей источником правового регулирования банковской деятельности, особенно центральных эмиссионных банков, стал в МВФ - документ международно-правового характера. Устав МВФ играет важную роль в развитии международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением, регулированием порядка осуществления системы платежей при заключении международных валютных соглашений, межбанковских соглашений о порядке ведения расчетов и других вопросов Примером Европейского сотрудничества в сфере банковского регулирования является ЕС и Европейская Комиссия, наделены правом принятия нормативных актов, которые имеют юридически обязательный характер для государств - членов ЕС. Совокупность таких актов (регламенты, решения, директивы, регулирующие банковскую деятельность в рамках ЕС) получила название Европейского банковского законодательства. Для таких банковских директив следует отнести и: Директиву ЕС от 12 декабря 1977 г. "О Координацию законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций", Директиву ЕС от 17 апреля 1989 г. "О собственных средств кредитных организаций", Директиву ЕС от 15 мая 1994 г. "О схемах по защите вкладов в кредитных организациях", Директиву ЕС от 29 июня 1995 г. "Об улучшении надзора за кредитными организациями", Директиву ЕС от 14 июня 2006 г" Об учреждении и последующей деятельности кредитных учреждений ".

Важная роль в этом плане также принадлежит Европейскому центральному банку, который принимает нормативные документы, как: "Роль Евросистемы в сфере контроля за платежными системами" (июнь 2000 г.), "Стандарты контроля за системами розничных расчетов в евро" (июнь 2001 г.), "Достижения безопасности в системе расчетов электронными деньгами "(май 2003) и другие, которыми установлены базовые правовые принципы контроля за платежными системами стран еврозоны и основные функции центрального банка в сфере контроля банковского сектора.

Подводя итоги рассмотрения вопроса об источниках банковского права в зарубежных странах, можно сделать следующие выводы:

  • 1) в ведущих зарубежных странах сложилась и развивается разветвленная система банковского законодательства, которая состоит из правовых норм, которые традиционно принадлежат к нормам публичного и частного права;
  • 2) в банковском законодательстве зарубежных стран следует выделить две большие группы правовых норм: а) нормы, обеспечивающие стратегическое регулирование банковской деятельности, которые имеют стабильный и длительный и характер б) нормы, обеспечивающие оперативное регулирование и содержатся, как правило, в подзаконных нормативных актах
  • 3) для национальных систем банковского права характерно включение не только источников внутреннего государственного права, но и источников международного права: международных договоров, международных обычаев. Важным моментом, характеризующим банковское законодательство зарубежных стран, является тенденция к его сближению и унификации, особенно после создания ЕС и формирования Национального европейского права.

Таким образом, правовая регламентация банковской деятельности в зарубежных странах характеризуется множеством и разнообразием различных по юридической природе источников банковского права, высокоразвитой системой нормативных актов о банках и банковской деятельности, тщательностью их правовой регламентации и проникновением иностранных элементов в национальное банковское законодательства.

§ 5. Нормативные акты Банка России

1. Федеральный закон «О Центральном Банке

Российской Федерации (Банке России)» о правомочиях Банка России по изданию нормативных актов

Значение нормативных актов Банка России. Банковское право содержится в Конституции РФ, федеральных законах и в нормативных актах Банка России. В Конституции РФ и в федеральных законах предусмотрены основные нормы банковского права. Большая их часть закреплена в нормативных актах Банка России. Предмет банковского права - банковская деятельность и банковские отношения. Последние постоянно изменяются. Причин тому много. Во-первых, российское банковское право не кодифицировано. Во-вторых, Банк России в соответствии с поставленными перед ним целями осуществляет валютное и пруденциальное регулирование, которое сопровождается изданием многочисленных инструкций. В-третьих, банковская система довольно часто испытывает трудности, вынуждающие Банк России активизировать банковское регулирование и надзор, что увеличивает объем нормативных актов. Поэтому в отдельные времена в течение одного года Банк России издавал около тысячи нормативных актов. Начиная с 1990 г., их насчитывается несколько тысяч. От подготовки и издания нормативных актов Банка России, от регулируемых им вопросов во многом зависит качество услуг, предоставляемых кредитными организациями своим клиентам. С точки зрения укрепления законности и правопорядка в банковских отношениях, необходимо добиться соответствия между законами и нормативными актами Банка России. Верховенство закона - принцип правового государства и непременное условие формирования гражданского общества. К сожалению, в ряде случаев реальная практика нормотворчества не соответствует этому конституционному требованию. Все еще встречаются противоречия между требованиями законодательства и нормативными актами Банка России. Это касается не только содержательной стороны нормотворчества, но и его формы. Многие нормативные акты, затрагивающие интересы граждан, механизм реализации прав вкладчиков и иных лиц, которые пользуются банковскими услугами, не регистрируются и не публикуются, что в конечном счете отрицательно сказывается на работе кредитных организаций. Банк России издал специальный нормативный акт, регулирующий порядок подготовки, принятия, регистрации и опубликования его нормативных актов*(149). В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519» приводится ряд требований, которые имеют существенное значение для уяснения смысла правовых норм и их правильного применения: общее понятие нормативного акта, как такого акта, в котором содержится одна и более норм права, разъясняются некоторые отличие нормативных и ненормативных актов, а также приводится их классификация (положения, инструкции, указания), устанавливается порядок разработки проектов нормативных актов, их принятия, регистрации и опубликования. Для понимания проблем, которые существуют в этой области и имеют отношение к практике работы кредитных организаций, рассмотрим следующие вопросы: а) понятие банковского права; б) место нормативных актов Банка России в системе нормативного регулирования банковской деятельности; в) порядок принятия, опубликования и регистрации нормативных актов Банка России; г) порядок подготовки нормативных актов Банка России. В ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривается, что «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России». Все эти нормы Федерального закона взаимосвязаны с некоторыми нормами Конституции РФ и нормами других федеральных законов. Поэтому они нуждаются в системном изучении.

2. Банковское право и нормативные акты Банка России

Нормативные акты Банка России- один из источников банковского права, предусмотренный в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». И поскольку банковское право- это содержание, а нормативный акт - форма его выражения, то рассмотрим вопрос о понятии банковского права. В юридической литературе нет единого мнения о понятии банковского права. На наш взгляд, банковское право - самостоятельная отрасль российского права. Такое понимание продиктовано не только соображениями теоретического порядка, но и практикой банковской деятельности, в частности практикой взаимоотношений кредитных организаций и Банка России. В интересах укрепления правовых гарантий во взаимоотношениях между банками и их клиентами, между Банком России и кредитными организациями нужна правовая определенность. Надо провести четкое различие между гражданским правом, которое построено на принципе равенства сторон, и банковским правом, такого равенства не предусматривающим. Смешение этих понятий нежелательно с точки зрения интересов всех участников банковской деятельности и банковских отношений. Точно также нужно различать понятия «банковское право» и «финансовое право». Первая отрасль права регулирует отношения, возникающие в банковской системе, как правило, в связи с банковскими операциями. Вторая отрасль права регулирует отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием государственной финансовой системы (государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и др. вопросы). В силу известных причин в советской науке банковское право рассматривалось как часть финансового права. Это неудивительно, поскольку в те времена все было построено на основе государственной собственности. О банковском праве могла идти речь только как о составной части финансового права. По мнению И. С. Гуревича, банковское право является особой подотраслью финансового права*(150). Сегодня наука банковского права остается недостаточно разработанной в юридической науке. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что вопросы банковского права рассматриваются в учебной литературе по банковскому делу, финансам и финансовому праву. Еще не произошло размежевание между различными учебными дисциплинами, в которых изучаются банки, банковская система и банковское дело. В юридической литературе высказывалось мнение, что банковское право не может рассматриваться как отрасль права, так как представляет собой комплексную отрасль права. На наш взгляд, банковское право отличается и от финансового, и от административного, и от гражданского права. И это одна из актуальных проблем во взаимоотношениях между Банком России и, кредитными организациями, особенно в конфликтных ситуациях. Сошлемся только на один пример таких взаимоотношений. В тех случаях, когда Банк России проводит инспектирование кредитной организации, как никогда актуален вопрос о компетенции Банка России. Если встать на позицию, что банковское право является комплексной отраслью права, то Банк России имеет право проверять соблюдение не только банковского законодательства, но и норм гражданского и других отраслей права. По крайней мере, так можно истолковать ст. 55 и некоторые другие статьи Федерального закона. Однако выход за пределы своей компетенции не нужен и самому Банку России. И дело не только в затратах ресурсов не в том направлении. Гражданско-правовые отношения возникают автономно, на основе равенства и диспозитивности. Банк России не должен отвечать за то, за что отвечать не может. Он не стремится разбираться в гражданско-правовых отношениях между кредитными организациями и их клиентами. С этой точки зрения, он тоже заинтересован в четком различии между гражданским и банковским правом, а отнюдь не в том, чтобы называть это объектом своего надзора. Здесь необходимо юридически точно определить предмет проводимой проверки согласно действующему законодательству. По сути это вопрос законности. Банковское право не может быть составной частью гражданского и административного права. Его нельзя рассматривать как некий конгломерат этих норм, как какую-то комплексную отрасль права или комплексную отрасль законодательства. Банковское право не имеет ничего общего с административным правом. Во-первых, согласно ст. 72 (п. «к») Конституции РФ административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривается правовое регулирование банковской деятельности только на уровне федеральных законов и нормативных актов Банка России. Во-вторых, банковское право предусматривает правомочия Банка России по применению санкций к кредитным организациям. Однако характер этих санкций, предусмотренных ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», таков, что они не могут считаться санкциями административного права. Эти санкции применяются к кредитной организации, а не к ее руководителям. В административном праве существует принцип вины. В банковском праве принцип вины не учитывается и в отношении кредитной организации, как коллективного субъекта, не имеет смысла. Размер штрафа, предусмотренного в ст. 75 названного закона, не идет ни в какое сравнение с административным штрафом и превышает его максимальный предел. В-третьих, Банк России не является органом государственной власти, а его служащие - государственными служащими. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», они служащие Банка России. Банковское право отличается и от гражданского права. В ст. 1 ГК РФ закрепляются принципы гражданского права: свобода договоров, равенство сторон, диспозитивность, а также некоторые другие, которые никоим образом не могут применяться в банковском праве, где отсутствуют равенство сторон, свобода договоров, диспозитивность. В гражданском праве источниками права могут быть не только федеральные законы, но и нормативные акты министерств и ведомств. В банковском праве состав источников права исчерпывается только федеральными законами и нормативными актами Банка России (ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Предмет регулирования в банковском праве. Право разграничивает и согласовывает частные, групповые и общественные интересы. Стало быть, правильное понимание сущности банковского права может способствовать разграничению и согласованию этих интересов в сфере банковской деятельности. Как уже говорилось, система общественных отношений имеет свои закономерности. Не все отношения можно и нужно регулировать. Есть объективно складывающиеся общественные отношения. На них можно влиять с помощью права, но их нельзя регулировать. Есть частные и публичные отношения. В сфере частных отношений регулирование имеет самый общий характер. Здесь нет никакой вертикали, иерархии, построенной на основе публичной власти. Классический пример таких отношений - гражданско-правовые отношения. Другое дело, когда речь идет о публично-правовых отношениях, которые как бы конструируются государством. Взаимоотношения кредитных организаций между собой и со своими клиентами - сфера частных отношений, регулируемых гражданским правом. Гражданско-правовые отношения - это горизонтальные отношения. Вместе с тем на банк возлагаются определенные обязанности по проведению банковских операций в соответствии с правилами, установленными законом и нормативными актами Банка России. Этим обязанностям корреспондируют права Банка России требовать исполнения данных обязанностей. Между Банком России и кредитной организацией существует общественное отношение, в рамках которого реализуются их взаимные права и обязанности. В этих отношениях присутствует властное начало. Такие отношения, в отличие от гражданско-правовых, схематически могут быть представлены как вертикальные. Объектом таких правоотношений является часть банковской деятельности - процедура проведения банковской операции как таковой или процедура банковской операции, обеспечивающей осуществление банковской сделки*(151). Гражданское и банковское право - две самостоятельные отрасли права, которые, если речь идет о банковских отношениях, регулируют один и тот же объект - банковскую деятельность. Но в банковской деятельности каждая из названных отраслей права имеет собственный предмет регулирования. Метод правового регулирования. Объективно кредитные организации берут на себя повышенную ответственность перед обществом. Ведь они работают не столько со своими, сколько с чужими средствами. Поэтому между центральным банком и всеми остальными кредитными организациями складывается система отношений, которая и относится к публичному праву, и построена на основе власти и подчинения центральному банку. 3. Нормативные акты Банка России в системе нормативного регулирования банковской деятельности Виды нормативно-правовых актов, принимаемых Банком России. Положением о Банке России предусмотрены виды нормативных актов Банка России: а) указание Банка России; б) положение Банка России; в) инструкция Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний: а) если по своему содержанию они устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России; б) изменяют и дополняют действующие нормативные акты Банка России; в) отменяют действующие нормативные акты Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России). На наш взгляд, понятие «положение» определено неточно. Ведь нормы инструкции - тоже системно связанные правила. Положение- это такой нормативный акт, который регламентирует определенный комплекс банковских отношений или закрепляет структуру и функции подразделения, осуществляющего определенный вид банковской деятельности. По Положению председатель Банка России может делегировать право подписания нормативных актов своему первому заместителю. Здесь налицо противоречие требованиям Федерального закона. Видимо, такое полномочие нужно предусмотреть в самом Федеральном законе.

Виды нормативных актов Банка России

Виды нормативных актов Банка России Указания Банка России Положения Банка России Инструкции Банка России Устанавливают отдельные правила по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Устанавливают системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Определяют порядок применения положений федеральных законов иных нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Вносят отдельные изменения и дополнения в действующие нормативные акты Банка России Отменяют действующие нормативные акты Банка России в целом

В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519 сказано, что «направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации подлежат нормативные акты: содержащие одну и более норм, непосредственно затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах; устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления нормативного акта на государственную регистрацию». Из приведенной цитаты видно, что Положение расширяет круг тех нормативных актов, которые должны регистрироваться в Министерстве юстиции РФ, поскольку в нем к требованиям ст. 6 Федерального закона добавляет еще одно - регистрации подлежат и те нормативные акты Банка России, которые квалифицируются как «устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов». Поскольку речь идет о правах граждан, то такие акты должны быть опубликованы в установленном законом порядке. Получается, что принимая Положение, Банк России взял на себя «повышенные обязательства» в отношении регистрации и опубликования своих нормативных актов. Федеральный закон от него таких «повышенных обязательств» не требовал. Это как бы инициатива самого Банка России. Попутно заметим, что и без того непростая для Банка России проблема опубликования и регистрации его нормативных актов после принятия Положения стала еще более сложной. Ведь еще до принятия Положения многие нормативные акты не проходили регистрацию. По справедливому замечанию Я.А.Гейвандова: «...основная масса нормативных актов Банка России, содержащих правовые нормы, на предмет их соответствия федеральному законодательству не контролируется и не проверяется, юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РФ не проходит, прокурорским надзором в полном объеме не охватывается, а в связи с этим незаконные нормативные акты не отменяются и не опротестовываются»*(152). Но вернемся к вопросу о критериях регистрации. Что означает формулировка «организационно-правовой механизм реализации прав, свобод и законных интересов»? Банк России не регулирует права вкладчиков и прочих банковских клиентов и не устанавливает для них ограничения. Это сфера гражданского права. В отличие от гражданского, банковское право регулирует вертикальные отношения власти и подчинения, которые складываются между Банком России и кредитными организациями в связи с тем, что кредитные организации вступают в гражданско-правовые отношения (построенные на принципах свободы договоров, равенства, диспозитивности и т. п.) со своими клиентами. Банк России может регулировать только порядок проведения и учета банковских операций, которые взаимосвязаны с договорными отношениями между кредитными организациями и их клиентами, но не договорные отношения как таковые. Поэтому тот организационно-правовой механизм реализации прав свобод и законных интересов, о котором идет речь, не может относиться к гражданскому праву. Следовательно, имеются в виду действия Банка России по созданию разного рода банковских правил. Последние адресованы кредитным организациям и регулируют их деятельность. Они могут либо расширять возможности для кредитных организаций, поощрять их на совершение определенных действий, либо ограничивать их действия или даже устанавливать для них запреты. Используя такие способы правового регулирования как дозволение, установление субъективного права, обязывание, ограничение и запрет по отношению к кредитной организации, Банк России либо расширяет, либо сужает возможности для вкладчиков и всех иных лиц, заключивших договоры с кредитной организацией. Самый очевидный пример - ограничение или запрет банковских операций, отзыв лицензии. Например, нормативные акты, регулирующие применение запретов и ограничений по отношению к кредитным организациям или, скажем, отзыв банковской лицензии, тем самым ограничивают механизм реализации прав граждан, пользующихся банковскими услугами. Или скажем, вопросы пруденциального регулирования и пруденциального надзора: установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением, особенно когда речь идет о предотвращении угроз для интересов вкладчиков. Если кредитная организация проводит рискованную кредитную политику, то это затрагивает механизм реализации прав граждан - клиентов организации. Такие нормативные акты должны быть зарегистрированы и опубликованы. Тогда любой вкладчик будет знать, каким образом регулируется экономическая деятельность банка, и будет действовать с учетом этого знания. Укрепится доверие вкладчиков к банковской системе, а значит, появятся финансовые ресурсы. Пока же в вопросе опубликования, регистрации нормативных актов мы не видим стремления укрепить доверие вкладчиков и всех лиц, пользующихся банковскими услугами. Одними декларативными положениями о механизме реализации прав граждан, не подкрепленными реальными действиями, делу не поможешь. Наоборот, такая декларативность способна приносить один вред. В некоторых случаях в нормативных актах Банка России делаются ссылки на неопубликованные акты, что затрудняет их нормальную реализацию. Достаточно привести такой пример. В п. 2.3 Положения ЦБР от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденного ЦБР 19 декабря 1997 г., говорится: «Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56»*(153). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» «нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». В банковском праве этот вопрос затрагивает интересы кредиторов. Телеграмма, например, затрудняет понимание текста, его грамматическое толкование. Было бы правильнее придерживаться единой классификации нормативно-правовых актов, принятой в стране. Как известно, законность во многом определяется качеством правотворчества, единством требований, предъявляемых к форме нормативно-правовых актов. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 17 апреля 1998 г. № 42 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»*(154) со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер. В этом же документе предусматривается, что нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими. При этом нормативный акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций). Если по закону согласование нормативного правового акта обязательно, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций. И в Правилах, и в Разъяснениях предусматривается, что структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В Разъяснениях сказано, что ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный до 15 мая 1992 г. и не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не допускается. Это обстоятельство существенно для банковского права, поскольку нормативные акты Банка России в ряде случаев отсылают правоприменителя к нормативным актам Госбанка СССР. В целях упорядочения своей нормотворческой деятельности Банк России со значительным опозданием все же принял Положение «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519. Внешняя форма нормативных актов Банка России - это то, как они взаимосвязаны с другими нормативными актами в правовой системе. В таком качестве они выступают как элементы всей правовой системы. Рассмотрим форму самих актов Банка России. В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519 сформулирован ряд требований к названным актам. Ими являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и настоящим Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации. Нормативные акты Банка России принимаются им по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Они не имеют обратной силы. В Положении говорится, что если акт Банка России содержит одну и более норм права, то он относится к нормативным актам Банка России и подлежит принятию в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России, регулирующими порядок подготовки и введения в действие нормативных актов Банка России. Не являются нормативными актами Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если он непосредственно уполномочен давать толкование указанным нормативно-правовым актам; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным в п. 1.2 настоящего Положения. Однако в Положении не разъясняется, что следует понимать под распорядительными актами. Известно, что в некоторых территориальных учреждениях издавались и издаются распоряжения, по сути имеющие нормативный характер, в то время как территориальные учреждения не имеют права издавать нормативные акты. Эта тема имеет важное значение для укрепления вертикали в самом Банке России. Последний, согласно Федеральному закону, является централизованной организацией и все изменения в его внутренней структуре могут производиться только Советом директоров. Следовательно, речь идет о законности в деятельности Банка России. В Положении подробно регламентируется процедура подготовки и опубликования нормативных актов. Подготовка нормативного акта начинается с издания соответствующего приказа председателем Банка России. Тем не менее, некоторые территориальные учреждения слишком много внимания уделяют этому вопросу, хотя он составляет компетенцию соответствующих подразделений центрального аппарата. На наш взгляд, в Положении мало уделяется внимания такому аспекту нормотворчества, как инициирование принятия нормативных актов. В низовых звеньях Банка России лучше видны многие практические проблемы банковской системы.