Основы стратегии и тактики экономической реформы в промышленном комплексе. Экономические преобразования

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

15.1 Преобразования в экономике

К середине 1980-х г. в Советском Союзе отчетливо проявил себя глубокий экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства. В промышленности и сельском хозяйстве происходило снижение темпов механизации и автоматизации производства. Снизилась производительность труда, ухудшилось качество продукции. Экономика стала еще более затратной, маловосприимчивой к нововведениям. На ее состоянии отрицательно сказывалось несовершенство системы ценообразования. В результате образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Обострились проблемы снабжения товарами народного потребления, продовольствием, неудовлетворительно работала сфера быта. Дефицит услуг и товаров народного потребления в свою очередь способствовал росту «теневой экономики».

Ввиду слабой эффективности финансовой политики усиливалась инфляция. Количество наличных денежных средств в обращении росло быстрее темпов роста производства продуктов питания и потребительских товаров. В результате увеличивались денежные сбережения граждан (в среднем в 19811985 гг. на 15 млрд. рублей в год). Значительно вырос дефицит государственного бюджета.

Проблемы развития экономики отрицательно воздействовали на социальную сферу . Неудовлетворительно решались проблемы продовольственного снабжения, транспорта, медицинского обслуживания, улучшения жилищных условий населения. Резко сократилась материальная база социальной сферы, снизился объем ресурсов, выделяемых на ее развитие. Недостаточное количество материальных средств направлялось на строительство социально-бытовых объектов. В городах и на селе не хватало больниц, поликлиник, родильных домов.

Проблемы периода «перестройки» показывали, что главным тормозом развития общества выступали отсутствие реальных демократических прав и свобод в стране, сосредоточение в руках Коммунистической партии всей полноты власти. Советы депутатов всех уровней были лишены возможности выполнять свои функции полновластных представителей народа. Все государственные органы были подконтрольны и подотчетны КПСС. Как и в предыдущие десятилетия, расстановку руководящих кадров в стране осуществлял Центральный Комитет КПСС.

Конституционное закрепление руководящей и направляющей роли КПСС в жизни общества исключало контроль над партийной номенклатурой, которая формировала всю систему органов власти. Выборы народных депутатов были безальтернативными. Процедура принятия Советами народных депутатов решений ограничивалась простым утверждением на их сессиях документов, разработанных и рекомендованных партийными органами.

КПСС контролировала работу профсоюзов, комсомола и других общественных организаций. Осложнились отношения между партийно-государственной властью и творческими союзами, церковью и другими религиозными организациями.

Но главная причина политических трудностей состояла в том, высшее руководство страны, прежде всего в силу субъективных причин, не смогло своевременно и в полном объеме оценить глубину кризиса и ее опасность, необходимость перемен в обществе, выработать четкую линию социально-экономических реформ.

Политика «ускорения»

В целях преодоления кризисных явлений апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил концепцию ускорения социально-экономического развития страны . Новый курс был конкретизирован на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.), получил закрепление в планах на 12-ю пятилетку (1986–1990). М. С. Горбачев заявил, что новая политика должна осуществляться в рамках социализма. Эта политика включала в себя следующие меры: своевременное внедрение в народное хозяйство достижений науки и техники; повышение производительности труда и качества продукции; совершенствование планирования и управления народным хозяйством; утверждение принципа материальной заинтересованности людей в результатах своего труда и активизация «человеческого фактора».

На XXVII съезде КПСС были выдвинуты задачи первоочередного развития машиностроения, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтяной и угольной промышленности. В сельском хозяйстве намечалось проведение крупных мер по мелиорации, химизации, технического перевооружения земледелия и животноводства.

Рост экономики должен был сопровождаться продуманной социальной политикой, в основу которой, как заявлялось в партийных документах, должны были быть положены принципы социальной справедливости. В связи с этим планы 12-й пятилетки предусматривали решение острейших жилищной и продовольственной проблем. Программа жилищного строительства реализовывалась под лозунгом: «Каждой семье благоустроенную отдельную квартиру». В качестве резерва экономического роста и решения задач социальной сферы было названо повышение качества выпускаемой продукции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая организация – государственная приемка.

С 1987 г. начался спад производства, который так и не удалось преодолеть.

В 1987 г. был взят курс на перестройку, которая должна была включать в себя глубокое обновление всех сторон жизни общества: радикальную экономическую реформу, преобразование политической системы, курс на «обновление» идеологии. Все эти цели предполагалось решать в рамках социализма.

Основу реформы экономики составляло усиление рыночных товарно-денежных отношений в рамках социализма. Первым шагом на пути ее реализации стал Закон о государственном предприятии (объединении), принятый в 1987 г. Закон значительно расширил права предприятий и трудовых коллективов. Они получили возможность реализовывать по рыночным ценам продукцию, которую производили сверх государственного заказа, право устанавливать внешние экономические связи, создавать совместные предприятия и т. п.

Однако на практике многие положения закона не работали. Отсутствовала необходимая инфраструктура в виде посреднических фирм, бирж и т. п., которые помогали бы предприятиям в налаживании экономических связей. Большая часть производимой продукции включалась в госзаказ и тем самым выводилась из свободной рыночной продажи. Все это резко ограничивало заявленную в законе самостоятельность предприятий.

В июле 1988 г. вышел Закон о кооперации, согласно которому разрешалось повсеместно создавать кооперативные объединения, в том числе и на базе государственных предприятий. В том же году был принят Закон об индивидуальной предпринимательской деятельности (ИПД), которым открывалась возможность развития частного предпринимательства. Число кооперативов быстро росло, но создавались они главным образом в посредническо-торговой сфере. Между тем в производственных отраслях никаких сдвигов не происходило. И в 1988 г. продолжалось общее падение промышленного производства.

В 1988–1990 гг. перестройка вступила в свой второй этап. Однако и он не принес желаемых результатов. Тем не менее партийно-государственное руководство СССР предприняло еще одну попытку экономических преобразований.

В мае 1990 г. в докладе Н. И. Рыжкова на сессии Верховного Совета СССР была выдвинута концепция регулируемой рыночной экономики. Ставилась задача создания новой экономической модели – многоукладной, с разнообразными формами собственности, современной рыночной инфраструктурой. В этих целях планировалось осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозяйственный расчет и самофинансирование; перестроить структуру управления с целью повышения его эффективности; внедрить кооперативные формы хозяйства, подряда и аренды. В финансовой области ставилась задача реформирования ценообразования, кредитной системы, стабилизации государственного бюджета.

Третий этап перестройки планировался на 1990–1991 гг.

На сессии Верховного Совета СССР 21 сентября 1990 г. было решено разработать единую экономическую программу развития страны. В октябре 1990 г. были приняты «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Они предусматривали постепенное разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.

Однако и новая программа не дала результатов. Продолжали сокращаться объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушались хозяйственные связи. По добыче нефти и угля, выплавке металла, производству товаров народного потребления и продовольствия СССР откатился на уровень начала 80-х гг. Остродефицитными стали многие товары первой необходимости и продукты питания, выросли розничные цены. Широкое распространение получила спекуляция. Усилилась социальная напряженность в обществе, развернулось забастовочное движение. Советский Союз оказался в еще более глубоком социально-экономическом и политическом кризисе.

Причинами углубления кризиса явились стремление проводить реформы при сохранении в неприкосновенности основ социалистической системы, которая не подлежала реформированию, неспособность правительства справиться с дефицитом бюджета, инфляцией, ростом цен и другими финансово-экономическими проблемами. Серьезным тормозом было сопротивление многочисленного чиновничьего управленческого аппарата, который видел в начавшихся преобразованиях серьезную угрозу для себя.

Трудности реформирования экономики имели и объективные причины, такие, как сложная демографическая ситуация, удаленность источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экологических проблем, непосильное бремя военных расходов, чрезмерная централизация управления народным хозяйством. Проведение реформ осложнило снижение мировых рыночных цен на нефть. Колоссальный удар по перестройке нанесли тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), беспрецедентное по разрушительной силе землетрясение в Армении (1988 г.).

К началу 1991 г. экономическая и политическая ситуация в СССР обострилась до предела. Процесс перестройки экономики становился неуправляемым.

Граждане СССР испытывали неудовлетворенность низким уровнем заработной платы, отсутствием демократии, утратой многих нравственных ценностей. Все больше в их настроении проявлялось недовольство политикой КПСС. Советское общество нуждалось в кардинальных политических переменах.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

15.1 Преобразования в экономике К середине 1980-х г. в Советском Союзе отчетливо проявил себя глубокий экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства. В промышленности и сельском хозяйстве происходило снижение темпов механизации и автоматизации

Из книги Кто на самом деле развязал Вторую Мировую войну? автора Мухин Юрий Игнатьевич

Немного об экономике Социалистический СССР был государством, построенным на идеях справедливости, поэтому окружавшие его капиталистические государства в идейной борьбе не могли ему ничего противопоставить. Оставалось лишь одно - утверждать, что это очень нищая

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СДВИГИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Жизнь Европы во второй половине XIV–XV в. можно воспринимать под знаком своего рода «сейсмических» сдвигов в ее базовых основах, сдвигов, имеющих квазифизическую природу. Это изменение геополитической карты, связанное с падением Византии и

Из книги Тюремные тетради [Избранное] автора Грамши Антонио

V. ЗАМЕТКИ ПО ЭКОНОМИКЕ К размышлениям об изучении экономики. На что делается особый акцент в научных исследованиях классической политэкономии и на что – в критической политэкономии, и по каким причинам, то есть в силу каких практических целей или в силу каких подлежащих

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Эксперименты в экономике Наследники Сталина огромное внимание уделяли повышению экономической эффективности советской системы. От успехов в этой области в первую очередь зависело, сможет ли Советский Союз обогнать Запад экономически и таким образом сплотить своих

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Глава 8. …К экономике производящей «Из нищеты нет другого выхода, кроме труда». Генри Форд «На их слова «Это невозможно», мы неизменно отвечаем: «Это нужно сделать». Генри Форд Но совершить этот отказ от транспортно-сырьевой модели не так-то просто, как может показаться

Из книги Совершенно секретно: БНД автора Ульфкотте Удо

Бум в криминальной экономике По мнению БНД, многое свидетельствует о том, что активность организованной преступности во всем мире - и в том числе, в Германии - будет и дальше усиливаться:1. Доходы преступных объединений будут возрастать. При этом Германии угрожает

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

XVI век: застой в экономике В 1490 г. Марино Санудо описывает чарующую картину процветания на берегах лагуны: «Все покупают и живут как настоящие сеньоры… И хотя в этом городе ничего не произрастает, тем не менее в нем всего в изобилии, ибо все поступает сюда изо всех городов

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Изменения в экономике Колониальный режим предопределил коренные перемены в экономическом базисе, на котором основывалось общество майя. Первый же удар по производительным силам привел к катастрофическим последствиям: смерть в боях тысяч мужчин, жестокие репрессии

автора Ясин Евгений Григорьевич

Теория равновесия в экономике В конце XIX века благодаря трудам Л. Вальраса и А. Маршалла, а также многих других ученых возникла теория равновесия, составившая фундамент современной экономической науки. В ней, по сути, воспроизводится идея всеобщего блага. Пожалуй, лучше

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

2. 2. Структурные реформы в экономике Российская экономика для своего устойчивого развития на основе частной инициативы нуждается в завершении структурных преобразований, призванных обеспечить эффективное функционирование рыночных механизмов. Наиболее болезненные

Из книги Факел Новороссии автора Губарев Павел Юрьевич

Народовластие в экономике Считаю, что нам нужно народовластие и в экономике. Передовой технике нужны передовые общественные отношения. Надо покончить с отчуждением и рабочих, и инженерно-технических работников от собственности. Они не должны быть простыми винтиками.

Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 38. Кое-что об экономике Верно, экономика СССР не выдержала конкуренции с экономикой Запада, это так. Но возникает естественный вопрос: почему экономика СССР выстояла и даже победила европейскую во время великого кризиса 1941–1945 годов? Многие известные экономисты

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

21 ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (1689–1725 ГГ.). СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I Петр I, став единоличным правителем России (1696 гг.), понял неотложную необходимость проведения широкомасштабных реформ практически во всех сферах жизнедеятельности страны. В этом он

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. Словакия в экономике Венгрии Революция 1848-1849 гг., освободив рабочую силу (отмена феодальной зависимости), открыв дорогу движению товаров (ликвидация внутренней таможенной границы) и капитала, создала самые главные условия для оживления рыночных отношений. Последующий

Из книги Сибирь не понаслышке автора Аганбегян Абел Гезович

Сибирь в экономике страны То есть, конечно, официальное название у задачи другое, и длиннее и сложнее, но один из результатов экономико-математической задачи, сформулированной и решенной сибирскими учеными, сводится именно к этому: место Сибири в народнохозяйственном

1.1. Проблемная ситуация............................................................................ 2

1.2. Цели и задачи исследования................................................................ 3

1.3.Объект и предмет исследования........................................................... 3

1.4. Теоретическая и методическая основа исследования...................... 3

1. 5. Научная новизна исследования.......................................................... 4

1.6. Практическая значимость результатов исследования..................... 4

1.8. Научная апробация работы.................................................................. 4

II. ЧАСТЬ ВТОРАЯ....................................................................................... 5

2.1. Анализ состояния ЖКХ......................................................................... 5

2.2. Анализ хода реформирования ЖКХ.................................................... 6

2.3. Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве. 11

2.3.1. Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства........................... 14

2.3.2. Рыночные механизмы функционирования коммунального хозяйства.................... 19

III. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.................................................................................... 25

Список используемой литературы........................................................... 27


I . ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Cтраница 1


Экономические преобразования требуют системного решения. Следовательно, в выборе и оценке направлений налогового реформирования необходим крайне взвешенный подход. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Прежде всего необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов. Практика немыслима без теории. Теория - это комплекс идей, который истолковывает глубинные основы, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества, и позволяет использовать это с максимальной отдачей в той или иной сфере бытия.  

Экономические преобразования, или экономическая реформа, не есть чисто российский синдром (от гр. Реформы проводили все страны, все народы и во все времена. Реформа - это такое изменение в государственной политике, которое неизбежно ведет к изменениям в экономическом поведении хозяйствующих субъектов. Реформы различаются по глубине преобразований. Спектр этих преобразований может развиваться от косметических псевдопреобразований до полной смены всех экономических институтов и форм хозяйствования. Качественно в реформах всегда надо видеть общее, особенное и конкретное, присущее экономике данной страны. Вот почему учиться у других опыту проведения реформ полезно, однако копировать этот опыт - глупо.  

Экономические преобразования в России ориентированы на развитие рыночных отношений и регуляторов, а также на создание эффективной системы функционирования финансового рынка. Поэтому актуальна проблема управления их инвестиционным портфелем, состоящим из реальных и финансовых активов.  

Экономические преобразования, проводимые в России, привели к серьезным изменениям во всех сферах управления промышленной безопасностью. В течение 90 - х годов в результате децентрализации государственного управления промышленностью и развития различных форм собственности нарушилась целостность системы управления безопасностью, перестали существовать отраслевые структуры управления промышленной безопасностью. В настоящее время действующие на многих предприятиях системы управления не обеспечивают соблюдения требований правил безопасности и не исключают аварийности и травматизма на производстве.  

Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число АЗС, а также полностью изменилось их качество.  

Технологические и экономические преобразования, связанные с внедрением станков с ЧПУ, не ограничиваются только упрощением изготовления перфолент, а служат одновременно и для оптимизации всего технологического цикла.  

Осуществимость современных экономических преобразований, носящих качественно глубинный характер, во многом зависит от нравственного их обоснования и исполнения. Даже самые продуманные экономические новации дискредитируются при несоблюдении этого требования.  

Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и неадекватными методами.  

В период экономических преобразований после 1991 г. в России предпринимаются стремительные попытки утвердить постулаты экономического человека А.  

Мировой опыт экономических преобразований показал, что есть два основных пути решения поставленных задач: радикальный, или шоковый, и эволюционный, или умеренный.  

Ключевой проблемой экономических преобразований в современной России становится вопрос о том, как остановить падение производства, не ввергая страну в новый виток инфляции. Новейшая мировая история не знала еще примера, когда спад производства продолжается в течение 8 лет. Российское экономическое чудо должно состоять не в феномене экономического падения, а в примере экономического роста.  

Уровень развития экономических преобразований в России требует ускоренных и устойчивых темпов развития. Специалисты считают, что одной из причин, сдерживающих это развитие, является несоответствие российской системы нормирования, стандартизации и сертификации современному уровню развития экономики страны и стоящим перед ней задачам. Повысить конкурентоспособность российской продукции в мире, развить предпринимательскую инициативу и одновременно эффективно защитить рынок от некачественной продукции в рамках действующей практики удается не всегда.  

В ходе экономических преобразований в России появились новые институты, начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.  

В области экономических преобразований деятельность правительства умеренных ограничилась упразднением некоторых церковных налогов, отменой гильдий и цехов и законами о свободном открытии фабрик, мастерских.  

Важным элементом экономических преобразований в ходе революции является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех сферах общественной жизни.  

Для выбора эффективного курса и реализации реформ в ПК РБ требуется определить цели, стратегию и тактику реформирования экономики.

Стратегическая цель экономической реформы в промышленном комплексе, прежде всего, ориентирована на замену распределительных методов и механизмов хозяйствования экономическими, на методы, основанные на законах рынка.

Как известно, существуют различные концепции и формы рыночной экономики, имеющие разные исторические корни и опыт. Отсюда возникает первая проблема - по какому пути следует идти при реформировании экономики промышленного комплекса. В обобщенном виде можно выделить два возможных варианта реформирования экономики ПК. Первый - коллективный, или корпоративный, опирающийся на всеобщие или интегрированные ресурсно-вещественные ценности в экономике. Второй - в основе которого лежат ценности индивидуума или собственника.

Для реформирования экономики промышленного комплекса (ПК) РБ наиболее приемлемым на данном этапе является первый вариант по следующим причинам.

Во-первых, ПК РБ представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникший на базе интеграции ценностей ряда отраслей и предметно-технологического разделения труда. Отраслевая структура ПК отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей материального производства: нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой, а также других отраслей.

В рамках ПК в процессе реформ появились различные субъекты (кооперативы, малые предприятия, акционерные общества) и структуры с разными формами собственности. Однако появление новых образований не уменьшает, а усиливает корпоративный дух ПК благодаря сохранению личного интереса предпринимателей и совместной промышленной деятельности. Более того, формирование и развитие новых структур способствуют углублению структурной модернизации и развитию конкуренции в ее цивилизованных формах.

В ходе реформы неизбежно корректирование ее стратегии, особенно в части перехода на рыночные отношения и овладения рыночными механизмами. Эту задачу в настоящее время успешно решают органы законодательной и исполнительной власти РБ. Анализ результатов экономической реформы РБ показывает, что формирование новой, присущей рыночной экономике структуры ПК с развитием акционирования, предпринимательства и приватизации, расширением самостоятельности и либерализации приносят определенные плоды, начиная с 1994 г.

С 1998 г. устойчивый рост производства отмечен в топливной промышленности, металлургии, химии и нефтехимии, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности. Относительно стабильным, на уровне 1997 г., сохранился в 2000 г. выпуск продукции в электроэнергетике, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.



Однако сократилось производство в пищевой промышленности и в некоторых отраслях, производящих конечную продукцию для внутреннего рынка. В 1996 г. наблюдался значительный спад: в машиностроении, легкой и микробиологической промышленности, а в 1999-2001 гг. в некоторых из этих отраслей наблюдалось оживление.

Основными проблемами в целом по промышленности остаются:

1) структурная модернизация;

2) снижение издержек производства;

3) улучшение качества и конкурентоспособности продукции.

В отраслевом разрезе эти проблемы еще более обостряются. Поэтому требуется решение ряда тактических задач реформы.

Реформирование структуры экономики такого гиганта, каким является промышленный комплекс, должно осуществляться поэтапно, системно. Это прежде всего обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера. Среди них - износ основных фондов, уменьшение качественных природных ресурсов, инерция социального иждивенчества и психологически негативное отношение населения к радикальным переменам, ограниченность контингента лиц, способных к рыночному предпринимательству. Отсюда встают серьезные тактические проблемы реформирования экономики ПК. Они также носят как объективный, так и субъективный характер. Но в большей мере все же субъективный, так как связаны с просчетами в проведении промышленной политики, низкой результативностью мер в борьбе со спадом и инфляцией, монополизмом и расточительством. Все это, как известно, вызвало чрезмерно неоправданные издержки в процессе рыночных реформ, связанные с приватизацией и акционированием, спадом производства при общем кризисе сбыта.

Другой важный фактор заключается в том, что взаимные неплатежи во многом также обусловлены недостатками тактики реформирования ПК. Многие факторы структурного кризиса усугубляются правовой неразберихой, коррупцией и чиновничьим произволом федерального уровня. Все это крайне усложняет реформирование экономики, порождает социальную напряженность и, как итог, неверие людей в успех преобразований.

Анализ основных технико-экономических показателей по статистическим отчетам ряда отраслей ПК РБ в динамике за шесть лет реформирования подтверждает выводы относительно неэффективности стратегических и тактических мер по реформированию экономики ПК.

В тех отраслях, где комплекс мер по реформированию экономики был стратегически определен и тактически обеспечен, результаты оказались положительными. В других отраслях из-за допущенных просчетов и серьезных недостатков по адаптации к рыночным условиям хозяйствования все еще наблюдается тенденция к падению и свертыванию производства.

Рассмотрим эти явления на примере основных отраслей промышленного комплекса РБ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ - К РЫНОЧНОЙ

Экономическое развитие в 1985-1986 годах. Перестройка экономики была на первых порах лишь развитием начатого при Андропове политического курса. Продолжался "широкомасштабный экономический эксперимент" в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, предполагавший внедрение элементов хозрасчета.

С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало.

Привыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

Экономическая реформа 1987 года. Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

Социальные аспекты реформы. С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку. Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.