Человек как «совокупность общественных отношений. Социальная система как совокупность общественных связей

Г.П. Щедровицкий

15.12.86.

лекция №5

Красноярск

Щедровицкий: Восстановить ситуацию, ту, которая у нас была при обсуждении темы «Производство и клуб».Сделаю я это не очень обычным приемом. Я получил после прошлой лекции очень интересные вопросы. Хотел он вам их прочесть и затем вернусь к этой ситуации. "Что же получается, - спрашивает автор, - человек – совокупность общественных отношений. Т.е. есть такое место, в которое вкладывается определенное содержание, я бы сказал в дополнение биоид. Согласно его, этого места, форме вкладывается согласно месту. Нет, тут не все просто. И место, и время определяются, вроде, одними и тем же: культурой и воспитанием. Но что происходит, когда в место попадает, не, занимает это место личность ее не устраивает это ее место. Тогда, если есть в этой личности нечто, только ей присущее, эта личность меняет и все связи, к нему приводящие. Хотя можно сделать иначе: личность выбирает новое место по себе".

Понятно, да, что спрашивает автор? И вот этот вопрос я бы выделили как второй. Который вытекает из обсуждавшейся нами группы вопросов. А дальше вот идет очень интересный текст, поднимающий ряд вопросов, которые я и попробую сегодня обсудить,

«Общество представляет нам много разных мест, и человек волен выбирать любое, а это означает, что у человека нет души, душа есть у общества. Ведь это оно определяет, сколько мест поставят в поле твоего зрения. Поставляет в поле твоего зрения. Но тогда человек должен, или может точно знать свое место и тут два варианта: может влезть в другое или функционировать в старом. А ведь можно взять и место, которое много больше твоего содержания, врастать в него постепенно, заполняя каналы. Значит, каждый человек, чтобы жить, должен уметь видеть места, свою траекторию впереди себя, через личностные отношения к этим местам. А здесь без рефлексии никуда.»

Вот на этих выдержках я бы и остановился, и стал бы обсуждать дальше тот контекст, который я задавал до этого с разделения производства и клуба и переходить к тем вопросам, которые для меня будут сегодня главные. Их несколько. Одно: как же живет реально человек в условиях производства и клуба. И два других. Какие же представления о развитии мы имеем сегодня. И третье, очень важное и, на мой взгляд, практически значимое для Красноярского Университета и может быть самое важное из всех, это как при этом мы будем относиться к культуре в процессах образования, т.е. в процессах воспитания и обучения. Это, как бы, первое вступление, описывающее то, что я сегодня предполагаю обсуждать и что для меня является важным и принципиальным.

Теперь, значит, начинаю с прошлой лекции. Постараюсь восстановить ее основные тезисы.

Итак, я рассказывал сначала об исторических условиях выделения производства как основы подсистемы или сферы внутри общества, главными процессами которого являются, утверждал я, процессы воспроизводства. Все что происходит в обществе, определяется отношение к этому процессу воспроизводства. То, что не соответствует процессу воспроизводства в нашем личном поведении, в поведении и действиях групп, обществе, даже целых государств, моментально отбрасывает их с основной линии развития, по сути дела выбрасывает из общества. Они вываливаются из культуры и, соответственно, вываливаются из истории и примеров таких знаем очень много.

После того, как мы выделили с вами систему производства в систему (), которая повышает производительность труда, потому что в условиях системы воспроизводства повышать производительность труда не нужно, нет надобности. Следовательно, был этот вопрос: «Зачем нам развиваться?», следовательно, там где действует чистый закон воспроизводства, простого воспроизводства, там развития нет, оно не нужно, и бежать вперед не нужно, даже бессмысленно и вредно. Надо ж разжевать отведенный процесс воспроизводства и поддерживать существование всякого общественного организма на том уровне, которого он достиг.

С повышением производительности труда появляется масса лишних людей. И проблема лишних людей становится, по сути дела, основной проблемой социальной жизни и истории. И Америку открывали именно эти линие люди, поскольку создавалось давление и крестовые походы в десятом веке начались в силу того, что в Европе скопилось большое количество лишних людей и надо было дать им какое-то направление, работу. Хитроумные монахи…..очень интересная история, вообще, да еще глазами Вас, Герман, посмотреть эту историю невероятно интересно. Тогда у Вас будут более, на мой взгляд, адекватные представления о соотношении между массовыми процессами и личными естественно-техническими планами. А то Вы все время пытаетесь рассматривать человеческую историю наподобие эволюции биологического животного мира с естественным отбором или что-то вроде.

Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности и структурные связи. Разнообразные виды социальных связей, отношений и элементов образуют тот «язык», на котором общество говорит с человеком. На деятельность индивидов всегда накладывается некая социальная форма, присущая историческому человечеству или отдельному этапу его истории. Эта форма является результатом исторической деятельности людей и потому составляет для человека жизненную реальность.

Основная проблема социальной философии заключается в вопросе – что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов и утонченная сфера духа.

Общество изначально вписано в контекст взаимоотношений не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное общество, потому общество можно определить как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой.

Говоря о человеческом обществе, мы имеем в виду объединение всех людей. Если бы не было объединения общностью интересов, целей, традиций, то это было бы не общество, а известное количество разрозненных лиц.

Понятие «общество» охватывает не только ныне живущие поколения, но и прошлые и будущие, т.е. человечество в его истории и перспективе. Акт рождения неизбежно включает человека в общественную жизнь.

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными индивидами. Совокупность сложных и противоречивых человеческих отношений, действий и их результатов – и есть то, что составляет общество как целое.

Таким образом, человеческое общество – это расчлененная внутри себя целостная система, которая непрерывно развивается, проходя стадии качественных превращений. Каждый элемент системы может пониматься только в связи с системой в целом. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых лежит человеческий труд.

Нет общества вообще, как нет человека вообще, есть конкретные формы общественной организации людей.

Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе экономические, социальные отношения, включающие в себя семейные, национальные и классовые отношения; политические отношения; духовная сфера – наука, философия, искусство, религия и т.д. все компоненты общества находятся в тесной взаимосвязи. Без общественного целого, без людей, неразрывно связанных системой общественных отношений – нет ни экономики, ни политики, ни нравственности.

Именно общество являет собой основное условие нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек бессилен против стихий природы, хищных животных. Вне общества человек выжить не смог бы. Однако, при этом общество ограничивает свободу человека определенными нормами, но эти нормы вытекают из сущего дела, т.е. из интересов всех членов общества. Эти нормы и отличают человека от других животных, сообщества которых образуются инстинктивно, движимые биологическими потребностями.

Общество – это союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности.

Первым предложил анализ общества и общественного бытия Г.Гегель, который, оторвавшись от методологии политико-центризма попытался нарисовать объективный портрет общества и бытия человека в обществе. В основе общества и его истории, по мнению Гегеля, лежит идея свободы человека и идея ее реализации.

К.Маркс представляет общество, как специфически сложное, многослойное образование, основу которого составляет общественное производство и ряд специальных объективных структур. Законы общества определены им как объективные, а саморазвитие общества – как естественно-исторический процесс.

Если Гегель подошел к проблема общества, опираясь на диалектико-идеалистические концепции, то Маркс – на диалектико-материалистические.

Сторонник позитивизма О.Конт понимал общество как сложный целостный организм, имеющий свою качественную определенность и отличный от составляющих его индивидов. При анализе общества он ввел разделение на социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика имеет дело с устойчивыми (естественными) условиями существования и функционирования общества, она характеризует воспроизводство общества в определенном качественном состоянии.

Социальная динамика раскрывает общество со стороны его движения, эволюции. Рассматривая эволюцию общества, О.Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции:

Теологическую, когда все явления и процессы объяснялись на основе религиозных представлений;

Метафизическую, когда разрушаются старые верования и развивается критика;

Позитивную, или научную, когда возникают науки об обществе и его рациональной организации.

Г.Спенсер развивал органический подход к изучению общества, проводя аналогию между биологическим организмом и обществом, как социальным организмом. Эволюцию общества он трактовал по аналогии с эволюцией живого организма и понимал ее как закономерный процесс. Исходя из органического подхода Спенсер проанализировал роль составных частей общества, социальных институтов, показал их взаимосвязь, раскрыл движение общества, как движение от простого к сложному, как общественную закономерность.

О.Конт и Г.Спенсер конкретизировали понимание структуры общества, обосновали дифференциацию на статику и динамику, выявили его духовные механизмы, заставили более внимательно посмотреть на аналогию живых организмов и общества.

Общество – это организованная человеком форма материи. Она продукт человеческой деятельности. В отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладение готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком. Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизни продукты, товары и средства для жизни.

Животные действуют в рамках программы природы (генетически), без включения сознания, а человек тождественен тому, что он производит. Наряду с производством продуктов для жизни (материальных и духовных), идет одновременно формирование человека, его образа жизни. Один способ производства отличается от другого не тем, что производят, а тем как производят.

В зависимости от способа производства средств своей жизни, а значит, в зависимости от способа производства самого себя, существует конкретный общественный человек. Он предстает или как пещерный человек каменного века, или как современный человек – продукт индустриального производства. Человек предстает во всех его проявлениях: его мысли, фантазии, теории, предрассудки являются осознанием своего бытия, своего отношения к природе и другим людям.

Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни и одновременно воспроизводство самого себя, как материального и духовного существа, называется общественным бытием.

Процесс общественного бытия нельзя представлять как совершающийся вне человеческого сознания и познания.

Деятельность человека порождает и нравственные потребности, в соответствии с которыми строится поведение человека. Поскольку человек может жить только в общении с другими, то регулирование поведения на основе нравственных обычаев, предписаний, складывающихся норм взаимоотношений, становится неотъемлемой чертой человеческого бытия.

С усложнением общественной жизни возрастают и потребности (религиозные, экономические, политические), складываются государство и другие социальные институты, удовлетворяющие эти потребности.

Общественную жизнь нельзя сводить только к материальной деятельности, т.к. она осуществляется одновременно и как познавательный, эстетический, религиозный, а затем политический и правовой процесс. То есть, общество представляет собой совокупность общественных отношений – экономических, духовных, политических, правовых и др.

Мы говорили о том, что каждому способу производства, соответствует конкретный общественный человек. Т.е. способ производства имеет исторический характер. Он зависит от производительных сил и производственных отношений. Это означает, что производство общественных индивидов зависит от того, при каких производительных силах и производственных отношениях оно совершается.

Главным элементом производительных сил является человек. Вторым элементом производительных сил выступают средства производства: орудия труда, техника, источники энергии и др.

Первый элемент представляет живой труд человека (материальный и духовный); второй элемент – это овеществленный человеческий труд. Т.о. в производительных силах представлен весь культурный запас человечества, а вся всемирная история – есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Вторую сторону способа производства составляют производственные отношения, которые характеризуются спецификой соединения работника со средствами производства. Эта специфика вырастает из форм собственности, которые являются определяющим фактором производственных отношений. Ими определяются взаимоотношения между людьми, мера социального равенства, свободы, распределения, потребления и качества жизни.

Производственные отношения складываются в зависимости от уровня развития производительных сил. В обществе действует закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Человек, поднявшись выше на ступеньку по сравнению с животным, не способен был в одиночку добывать средства существования и противостоять природе. Люди были обречены трудиться сообща. Главной производительной силой была сила самого первобытного сообщества. На основе этих производительных сил вырос общий тип собственности, когда слаборазвитые средства производства принадлежали всему коллективу.

Развитие производительных сил, переход от каменных орудий труда к бронзовым, а затем железным – повысили производительность труда, что привело к появлению избыточного продукта и частной собственности. В условиях низкого уровня развития производительных сил, малой эффективности орудий труда и частной собственности, возникает рабство – форма собственности на средства производства, где сам раб – орудие труда.

Частичное ослабление рабства способствовало развитию производительных сил и возникновению феодальных производственных отношений, основанных на укрупненной земельной собственности феодала, создающей зависимость крестьянина, обрабатывающего эту землю своими орудиями труда. Феодальные производственные отношения вели к развитию производительности труда, орудий производства и самого производителя.

Возникшее машинное производство, резко повысившее производительность труда, привело к возникновению крупной капиталистической собственности, развивающейся на основе наемного труда работников.

Итак, общественная трудовая деятельность связана со всеми сторонами жизнедеятельности общественного субъекта. Трудовая деятельность выступает важнейшей характеристикой культуры общества на том или ином этапе его развития.

К.Маркс отмечал, что любую трудовую деятельность определяет цель. В целеполагании труда отражаются и богатство общественного сознания, и успехи познавательной деятельности общества, общественные цели производства и широкий спектр общественных отношений. Оптимальное развитие и функционирование системы общественного труда на любом этапе развития общества является важнейшим фактором его устойчивости, социальной стабильности и динамизма.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. Общество характеризуется высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.

Взгляд на общество как систему предполагает отношения и связи между входящими в него элементами, которые образуют их в определенную целостность.

Одной из попыток постичь системность общества выступает его рассмотрение по аналогии с живым организмом, и, прежде всего, с организмом человека.

В частности органическая школа социологии конца 19 – начала 20 вв. рассматривает общество как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и руководимых неким предзаданным принципом.

Сторонники консерватизма рассматривали общество, как социальное тело, состоящее из разнообразных первичных ячеек (семья, коммуна, корпорация и т.д.), обеспечивающее преобладание общества над индивидом как целого над частным. Такому обществу свойственен иерархический порядок, ценности, обычаи и традиции коллективистского типа.

Э.Дюркгейм полагал, что функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности.

Человеческое общество представляет собой социальную макросистему, включающую ее подсистемы: социальные институты, социальные общности и т.д. любая из этих подсистем, выключенная из анализа, предстает как самостоятельное целое, т.е. как система.

Подсистемы, образующие общество, различаются степенью саморегулирования, включая процессы самоуправления и саморазвития.

Первым источником саморазвития общества являются противоречия между природной и культурной организацией человека и его сообществ.

Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Для сложных самоуправляемых систем, какими являются социальные системы, характерна многофункциональность. Однако все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным:

Функции сохранения системы, ее устойчивого состояния;

Функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде.

Однако далеко не все философы признают существование в обществе постоянных, направленных, систематических изменений.

Сторонники детерминизма (определение причинно-следственных связей в развитии общества) Г.Гегель и К.Маркс признают направленность развития от низших форм к высшим и утверждают, что развитие носит по преимуществу прогрессивный характер, ведет к постоянному улучшению общества.

Сторонники индетерминизма (учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана), А.Шопенгауэр, Ф.Ницше абсолютизируют роль бессознательных начал в человеческой психики, связывают с ними все социальное развитие, поэтому отрицают направленность и закономерность развития.

Функционирование такой сложной системы как общество, а также его свойства, целостность и внутреннее единство, определяется структурностью этой системы. Существует два основных уровня структурной организации общества:

Микроуровень – отражает устойчивые связи малых социальных групп (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.);

Макроуровень – характеризует состав классов, слоев, этнических групп, совокупность отношений между ними и особенности их внутренней организации.

Определяющую роль в жизни общества играют структурные процессы, происходящие в больших социальных группах – макроструктурах.

Наряду с классами важную роль в жизни общества играют неустойчивые слои (страты). Принадлежность к страте определяется материальным богатством, властью, привилегиями и престижем. Деление общества на подобные социальные структуры называется стратификацией.

    Цели и структура общественного производства.

    Состав общественного производства. Экономические законы

3. Экономические ресурсы и факторы современного производства

    Предмет, метод и функции экономической теории.

Цели и структура общественного производства.

Слово «экономика» происходит от греческого – управление домашним

хозяйством. Однако, в современном языке, оно более многозначно и имеет, по меньшей мере, три основных значения. Во-первых, экономика – это хозяйство отдельного района, страны, группы стран или всего мира. Говорят, к примеру, что экономика Москвы, Сибири, России, экономика стран Западной Европы – мировая экономика. В силу разделения труда она распадается на отдельные отрасли, комплексы отраслей (машиностроительный, топливно-энергетический, агропромышленный и др.), экономические районы и инфраструктуру – совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей: транспорт, связь, сеть электропередач, система водоснабжения и др.

Во-вторых, экономика – это совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно-командную, феодальную, капиталистическую и пр. И, в-третьих, экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.

В системе экономических наук можно выделить два главных направления: 1. Экономическую теорию, которая является общетеоретической базой для всех экономических наук и 2. Конкретные экономические науки, изучающие те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества, например, экономику определенных отраслей национального хозяйства: экономика строительства, экономика сельского хозяйства, экономика промышленности, экономика здравоохранения и т.д.

Среди многочисленных аспектов деятельности человека основополагающее место занимает создание материальных и духовных благ.

Производство - это процесс взаимодействия человека и природы в определенной общественной форме в целях создания предметов, удовлетворяющих потребности людей.

Цель общественного производства заключается в удовлетворении потребностей людей.

Потребность – это та надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Удовлетворение тех или иных потребностей человека, вытекает из необходимости в них. Потребности удовлетворяются через потребление благ. Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Нет предела человеческим потребностям по мере поступательного развития общества. Данная черта лежит в основе действия закона возвышающихся потребностей как всеобщего закона экономической жизни.

Структура потребностей классифицируется по определенным признакам.

По значимости:

Первичные потребности (в питании, одежде, жилье, в средствах, необходи­мых для создания предметов потребления);

Вторичные потребности (в культуре, спорте, туризме и т. д.). Первичные потребности, как правило, не взаимозаменяемые, вторичные - взаимозаменяемые.

По характеру:-

    личные потребности, удовлетворение которых обеспечива­ет приобретение и развитие способностей человека к трудовой де­ятельности (в питании, одежде, здравоохранении и т. д.);

    производственные (инвестиционные) потребности, обеспе­чивающие нормальное функционирование производственных структур (в машинах, сырье, зданиях и т. д.);

    непроизводственные потребности, связанные с развитием социальной сферы и имеющие совместный (коллективный) харак­тер потребления (в образовании, культуре, в социальной защите населения и т. д.).

Американский социолог А. Маслоу предложил специ­альную пирамиду личных потребностей человека, в которой они расположены в следующей иерархической последовательности, от ее основания до вершины:

а) физиологические потребности (в еде. одежде, жилье, вос­произведении рода и др.);

б) потребности в безопасности (потребности выживания - физическом, экономическом, социальном, профессиональном);

в) социальные потребности (в образовании, культуре, в люб­ви, дружбе, в общении с людьми по общим интересам и т. д.);

г) потребность в уважении (со стороны других людей и в са­моуважении);

д) потребность в самореализации (в развитии своих возмож­ностей и способностей и их активном использовании, т. е. в по­полнении своих профессиональных знаний, учении новому, выпол­нении сложной и разнообразной работы и т. д.)

Структура потребностей тесно взаимосвязана со структурой производства . Поскольку потребности человека стали многообразными, то и структура общественного производства сложилась мно­госторонняя. Удовлетворение потребностей возможно лишь посредством созданных благ.

Блага - это совокупность вещей, предметов и услуг, удов­ летворяющих потребности людей. Блага и потребности взаимосвязаны между собой. Чем больше создано в стране благ, тем выше уровень благосостояния людей, т. е. степень обеспеченности граж­дан товарами, услугами, условиями жизни, необходимыми для удовлетворения их потребностей.

Блага обладают следующими чертами:

а) их ограниченность по сравнению с потребностями, так как для производства нужного количества благ не хватает ресурсов;

б) их предоставление одному потребителю приводит к уменьшению объема потребления другими по причине ограниченности благ;

в) блага реализуются за деньги; те, кто нуждается в благах, но не имеет возможности оплатить их по рыночной цене, из числа потребителей исключаются.

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего. Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность. В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения. Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение – торговля, головной мозг – правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н.А. Бердяев утверждает, что историческая действительность есть «...особая и высшая духовная действительность». Материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи.



Общество – это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы?

Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек – это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы – общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее – в некоторую органическую целостность, в общество.

Но что такое общественные отношения? Общественные отношения – это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.

При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Человек, деятельность, общественные отношения – такова триада определяющих элементов общества как системы.

(1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположников мировой социологии, наш соотечественник Питирим Сорокин заметил, что социология — это «слово об обществе». Вся же совокупность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, которая изучается социологией. Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.

Основу этих отношений составляют не сиюминутные порывы и настроения людей (хотя их изучению социологи также уделяют должное внимание), а фундаментальные потребности самой жизни и, прежде всего, потребности в достижении разумной (научной) организации любой формы социальной деятельности — политики, торговли, бизнеса, управления, экономики, культуры, образования, науки, — всего того, где действуют преследующие свои цели как отдельно взятые индивиды, так и различные их объединения. Отсюда социологи — это квалифицированные команды людей, объединяющихся для комплексного решения конкретных социальных задач. Каждый отдельно взятый специалист, например психолог, юрист или менеджер, может при необходимости достаточно эффективно выявить слабые или сильные стороны своей «технологической цепи» общественных отношений. Однако освоение всего исследуемого пространства (цеха, завода, отрасли, области, страны, нации, цивилизации) с учетом всей совокупности действующих в этом пространстве социальных факторов — развивающих, препятствующих или разрушающих — может быть достигнуто лишь с помошью специалиста с социологически развитым мышлением. В этом смысле социология способствует глубокому осознанию социальной сущности и смысла человеческой деятельности, что, несомненно, не может не сказываться на ее эффективности и качестве.

Объект социологии

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию научного статуса социологии, равно как и любой другой науки, лежит в различии се объекта и предмета.

Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследователя. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук. Когда речь идет о предмете исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки. На это смешение или отождествление двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на размывание границ науки.

Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. В то же время каждая наука отличается от другой науки своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т. д. Все эти науки в целом изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов. Однако каждая из них изучает, во-первых, особую сторону или сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности; в-третьих, особую форму проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Причем одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность — объект исследования множества естественных и технических наук, социальная — наук общественных и гуманитарных. Определения специфики науки только по объекту исследования недостаточно. Объектов исследований любой науки может быть бесконечное множество, а ее предмет всегда однозначен, ограничен и специфичен.

Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. В связи с этим части данной объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук. Например, труд, быт, образование, семья, город, деревня и др. — объекты исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии.

Законы и закономерности какой-либо науки можно проследить в специфических явлениях и процессах объективной реальности, включенных в механизм их действия. Так, биологические законы и закономерности проявляются в многообразных формах живых организмов, их строении, функциях, эволюции, индивидуальном развитии и взаимоотношении с окружающей средой; социальные законы и закономерности — в исторически определенных типах общества или отдельных его системах, выступающих как результаты и как условие социальной деятельности людей.

Предмет науки не может быть тождествен объекту (или объектам), который она изучает. Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение такой реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития изучаемого объекта, специфические именно для данной науки. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социатьной реальности, на которую направлена деятельность социолога.

Определение предмета социологии

Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) — и становление се в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания в качестве «ключевого» выделяется то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповые взаимодействия, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» — дихотомия «равенство-неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и структуры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений даст известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете своей науки социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из самых различных объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки.

Определяющим свойством предмета является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.

Понятие социального

Чтобы лучше понять содержание понятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный»(gesel / schaftlich ) и «социальный» (soziale ). Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон ею жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества(society ) , традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal ), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т. д.).

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.