Принципы налогообложения. Общие принципы налогообложения теоретически разработал и сформулировал А.Смит, в экономическом учении которого находится аргументация для всех школ

Анализ проблем налогового федерализма имеет особую актуальность для совре­менной России. Переход от административной системы СССР на федеративные принципы управления и методы перераспределения доходов оказался сложным и болезненным. Формирование новой модели управления осложняется отсутстви­ем соответствующих теоретических разработок, измерений сущностных характе­ристик федерализма как системы власти, а также адекватного правового обеспе­чения методов разделения собственности, реальных источников доходов и налогов, В этом смысле чрезвычайно интересен опыт стран с устойчивыми традициями федерализма и правилами взаимосвязей и взаимозависимости субъектов федера­ции и центра.

По определению федерация - форма объединения ряда государств, при которой объединяющиеся государства, сохраняя определенную юридическую государ­ственную самостоятельность, создают новое единое государственное образование. Форма федерации предполагает единые: союзное гражданство, армию, союзные государственные органы. В свою очередь, конфедерация - это союз отдельных государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, но объединен­ных одним или несколькими органами управления. В мировой практике примера­ми федеративных государств являются США, ФРГ и Канада, а конфедеративного - Швейцария. Различие между этими формами объединения ярко иллюстрируется страницами истории США, когда в войне между Севером и Югом одна часть (се­веряне) боролась за федерацию, а другая - за конфедерацию.

Современный федерализм принято квалифицировать как конкурентном федера­лизм. Его основой является принцип субсидиарности, означающий, что конкретные задачи сравнительно небольших административных единиц должны решаться на возможно более низком уровне власти. И только такой подход может обеспечить высокую степень независимости и, следовательно, подлинной демократизации управления. В свою очередь, каждое движение в сторону централизации ведет к ограничению гражданских и избирательных прав населения, когда усиливается «анонимность» власти.

Понятие «субсидиарность» раскрывается в ряде принципов, первым их кото­рых является принцип происхождения. Он относится к свободной торговле това­рами и услугами и означает, что местные власти не должны проверять и лицензи­ровать подлежащие продаже товары, поставщики которых получили лицензии в другом районе страны. Тогда у местных властей появляются возможности рас­ширения базы налогообложения за счет привлечения «чужих» предпринимателей и стимул к соперничеству в области установления правил, наилучшим образом отвечающих нуждам граждан.

Следующий принцип - «исключительности», т. е. эксклюзивное, четкое и определенное возложение ответственности за коллектив­ные действия на данный уровень власти. Третьим принципом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования конкурентного федерализма, яв­ляется фискальная эквивалентность. Он означает, что каждая административная территория должна финансировать свои властные функции, переданные ей или взятые ею на себя, за счет средств, полученных от налогов, сборов и заимст­вовании, за которые она несет ответственность. Таким образом, государственные расходы «дисциплинируются» благодаря необходимости собирать налоги или брать в долг. Фискальная децентрализация в сочетании с фискальной эквивалент­ностью (платность за все государственные услуги) создает для местных органов власти стимул к расширению доходной базы и развитию. Этот принцип означает также, что все уровни власти имеют большие права в построении собственных налоговых систем.

Упомянутые принципы, вместе определяющие конкурентный федерализм, име­ют тенденцию усиливать друг друга. А при нарушении хотя бы одного из них стра­дает конкуренция между территориями. Например, право центра устанавливать все ставки налогов наносит серьезный удар по независимости и ответственности местных властей и т. д. Таким образом, подлинный конкурентный федерализм может быть понят только как взаимосвязанное целое.

Система налогообложения при федеративном государственном устройстве долж­на быть структурирована исходя из указанных принципов и поэтому серьезно отличается от подходов к ее формированию в унитарном государстве. У послед­него политическая воля сосредоточивается в едином центре, а местные самоуправ­ляемые корпорации все-таки не имеют статуса государственного суверенитета. В федеративном государстве существуют по крайней мере два уровня с подлин­ным государственным суверенитетом - центральный и региональный. Однако для соблюдения целостности государства необходимо обеспечить единое налоговое законодательство с двухканальной системой. Для иллюстрации этих положений необходимо рассмотреть конкретные налоговые системы объединенных федера­цией государств.


Налоговый федерализм

Федеративный тип государственного устройства влияет на основы построения бюджетной системы страны. Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджетов, во всех странах с рыночной экономикой налоги являются главным рычагом воздействия на экономическое развитие страны. Важнейшее значение в построении качественно новой модели бюджетного федерализма имеет теоретическое и практическое развитие ее составной части- налогового федерализма

В РФ задача развития налогового федерализма на государственном уровне была поставлена в 1996 году в Указе Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 08.05.96 г. № 685.

Понятие «налоговый федерализм» следует рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

В узком смысле «налоговый федерализм» – это разграничение и распределение налоговых источников доходов между уровнями бюджетной системы страны.

В широком смысле «налоговый федерализм» – это сложная и многомерная совокупность отношений в налоговой сфере между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления.

Основными задачами налогового федерализма являются:


  1. обеспечение единства российского федеративного государства,

  2. обеспечение стабильности социально-экономического развития страны через удовлетворение потребности в денежных средствах всех уровней власти и управления,

  3. рациональное перераспределение изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы,

  4. предоставление налоговой инициативы региональным и местным органам власти в пределах единого налогового пространства.

В мировой практике известно 4 основных подхода к решению проблемы разграничения и распределения налогов между бюджетами.


  1. Кумулятивный – соединение в одной ставке налога своих ставок каждым уровнем власти

  2. Нормативный – долевое распределение доходов от налогов между уровнями бюджетной системы (по нормативам в %)

  3. Дистрибутивный – концентрация налоговых поступлений первоначально на единый счет или в фонд с дальнейшим перераспределением между звеньями бюджетной системы

  4. Фиксированный – разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма.
В мире нет страны которая отдавала бы предпочтение одному из этих методов, так как каждый из них имеет свои плюсы и минусы. До 1992 г. в нашей стране распределение налогов между звеньями бюджетной системы производилась 2 методами: нормативным и дистрибутивным.

На современном этапе используются кумулятивный метод, нормативный метод, а налоговая система РФ построена на фиксированном методе распределения налогов между бюджетами.

^ Кумулятивный метод считается одним из индикаторов развития бюджетного и налогового федерализма. С 1 января 1994 г. налог на прибыль организаций взимается по ставке, которая соединяет в себе ставки всех звеньев бюджетной системы.

Распределение основной ставки налога на прибыль (%) (таблица 1)

Таблица 1


2001 г. (справочно)

Гл. 25 НК РФ

2002г.

2003г.

2004г.

2005 г.

Федеральный бюджет

11%

7,5%

6%

5%

6,5%

Бюджет субъектов РФ

19%

14,5%

(до 10,5%)*


16% (до 12%)*

17% (до 13%)*

17,5% (до 13,5%

Местные бюджеты

5%

2%

2%

2%

-

Итого

35%

24%

24%

24%

24%

*Законодательные органы власти имеют право снизить ставку налога, поступающего в их бюджеты но не более чем на 4 процентных пункта

^ Нормативный метод основан на регулирующей функции налогов. Налоговая система воздействует на разные стороны национальной экономики, в т.ч. на выравнивание социально-экономического развития территории. Нормативный метод предусматривает долевое распределение регулирующих налогов между бюджетами разных уровней. Нормативы отчислений подвергаются корректировке каждый год и подлежат ежегодному утверждению в законе о Федеральном бюджете, затем внутри субъектов федерации соответствующим региональном законом о бюджете. В результате местные и региональные власти становятся в полную зависимость от вышестоящих органов. Значительная доля «регулирующих» налогов по сравнению с закрепленными означает усиление межбюджетных потоков денежных средств. Федеративное правительство в силу ведущего политико-правового положения мобилизует свое распоряжение наиболее крупные и стабильные виды налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДФЛ).

Т.о. данный метод не гарантирует финансово-экономической самостоятельности территории провозглашенной Конституцией РФ.

^ Фиксированный метод согласно ст. 12 НК РФ «Не могут устанавливаться региональные и местные налоги не предусмотренные НК РФ. Перечень региональных и местных налогов смотри схему.

Ст. 3 НК РФ определила следующие принципы налогового федерализма:


  1. принцип единства налоговой политики

  2. принцип единства системы налогов

  3. принцип разграничения полномочий в области налогообложения – органы власти субъекта федерации и органов местного самоуправления обладают следующими полномочиями
а) Устанавливать и вводить в действие обязательные к уплате на данной территории региональные налоги, предусмотренные НК (т.е. могут и не вводить)

Б) определять следующие элементы региональных и местных налогов:


  • порядок и сроки уплаты налога

  • льготы по налогу (в пределах, установленных НК РФ)

  • ставка налога (в пределах, установленных НК РФ).

Форма правления, такая как демократия, к которой так стремится Российская Федерация, невозможна без соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, без без свободы слова и многих других принципов правового государства.

Для начала необходимо понять, а что же такое федерализм и в чем заключаются его основные и бюджетные принципы. Федерализм - это единая система внутри одного государства, разделенная на области, которые отчасти сохраняют свою самостоятельность в экономических, политических, социальных, культурных и других сферах жизни общества. Иными словами, каждый субъект государства с имеет право на внесение поправок в местное законодательство, а также на распределение бюджетных средств.

Развитие федерализма в России имеет долгий и С введением Конституции, принятой на в 1993 году, Россия получила статус федерации. В статье 5, части 3 Конституции РФ прописаны основные принципы федерализма. Итак, основные принципы федерализма заключаются в том, что:

  • Во-первых, каждый субъект федерации (край, автономный округ, область, автономная область, имеет собственное законодательство и устав. Республики имеют Конституцию и местное законодательство.
  • Во-вторых, происходит разделение предметов ведения между органами территориальных единиц федерации и органами государственной власти.
  • В-третьих, несмотря на размеры территории, все субъекты РФ имеют равные, одинаковые права и общий экономический, политический, социальный статус.
  • В-четвертых, Конституция закрепляет принцип федерализма, гласящий о том, что все народы, которые проживают на равны и имеют право на самоопределение (то есть право обозначать свой политический статус внутри государства, культурный, социальный курс развития общества, изменять территориальную форму и др.).
  • В-пятых, несмотря на разграничение областей ведения между органами государственной власти и органами субъектов, на территории государства существует единая, целостная система правления.

Безусловно, принципы федерализма, закрепленные в статье 5 Конституции РФ, необходимы для создания демократического государства. Но если проанализировать современную российскую действительность с её многонациональным народом и огромной территорией, принципы федерализма открывают колоссальное количество проблем, которые требуют незамедлительного решения (это и равные дотации в субъекты РФ для поддержания экономики, и ущемление прав граждан по национальному признаку, и др.).

В Конституции РФ прописаны и основные принципы бюджетного федерализма (статья 73). Принципы бюджетного федерализма означают то, что каждая территориальная единица федерации обладает самостоятельностью в бюджетной деятельности. Но бюджетная деятельность субъектов РФ не должна расходиться в принципах проведения единой государственной целями, задачами и курсами развития экономики федерации в целом, реализация которых должна происходить из средств федерального бюджета.

Основным принципом бюджетного федерализма в РФ является то, что на всей территории государства существует единая налоговая и бюджетная система. Единство или целостность бюджетной системы заключается в том, что, во-первых, в федерации существует единая денежная система, а, во-вторых, за нарушения законодательства, касающегося бюджета РФ, применяются одни и те же санкции. Второй принцип бюджетного федерализма заключается в самостоятельности бюджетов субъектов, иными словами, территориальные единицы имеют право в пределах компетенции осуществлять бюджетный закреплять налоговые сборы, а также разрабатывать планы по расходам и получениям финансов. Третий принцип - равенство бюджетных прав.

Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

В США - система трансфертов, на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

система финансовых отношений субъектов иерархической структуры административно-территориальных образований, в которой каждый субъект является членом более чем одного образования. Это понятие, с одной стороны, выходит за чисто бюджетные рамки, с др., – не замыкается на отношениях между центром и регионами, включая и финансы муниципальных образований. Неразделимость осн. функций разных уровней власти (образование, здравоохранение, соц. обеспечение, правопорядок одинаково важны и для местного самоуправления, и для региона, и для федерации в целом) не позволяет говорить о какой-то единой модели Ф.ф. В высокой степени здесь отражаются историч. особенности формирования государственности и нац. традиции. Для России с ее характерно высокой централизацией внедрение либеральных идей в 90-х гг. проходило особенно остро (провозглашение «районных суверенитетов», образование муниципальной милиции, желание иметь местную налоговую службу, отказ федерального бюджета от подоходного налога, местное налоготворчество). Региональные и местные налоги всегда в той или иной форме находятся под общегос. контролем, чтобы гос-во могло проводить единую налоговую политику, обеспечивать системность налогов, управлять их общей тяжестью, не допускать ущемления доходной базы одних бюджетов за счет др., регулировать механизм перераспределения части средств между бюджетами, предотвращать возможные случаи ошибочных решений на местах. В мире используется две модели Ф.ф.: соответственно с высокой и низкой долей подоходного налога в бюджетах низших уровней. При этом во всех странах действуют системы межбюджетного регулирования, обусловленные неравномерностью социально-экономич. развития территорий, концентрацией доходов и децентрализацией расходов. Огромное значение для России с т.з. бюджетного регулирования имеет усиление роли центра в перераспределении ресурсов и повышение его доли в консолидированном бюджете. Из всех федераций Россия относится к числу стран с самой низкой долей центрального бюджета. Решение главных проблем Ф.ф. связано с ростом экономики и увеличением бюджетных доходов. Поэтому налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и инициировать запуск инвестиционного процесса. Отсюда следует неизбежность усиления роли налогов в выходе России из финансово-экономич. кризиса. Важным шагом в этом направлении стало принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т.д.  

Исторически сложилось так, что сбор налогов в штатах и на местном уровне всегда значительно отставал от расходов этих властей. Нехватка поступлений покрывается в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20% всех своих доходов. Федеральные субсидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собственными субсидиями местным органам управления . Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом. Из-за постоянного и крупного дефицита федерального бюджета субсидии со стороны федерального правительства в последнее время  

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использования. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов сокращаются или полностью покрываются дефициты бюджетов сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства.  

В основе бюджетного (фискального) федерализма лежат следую-  

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы , связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством . В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств , которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так, за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов содержание учреждений социальной сферы , развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.д.  

С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строго целевого назначения . Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение . Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.  

ФЕДЕРАЛИЗМ ФИСКАЛЬНЫЙ - см. ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ  

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере , основанный на приоритете федерации.  

финансовой сфере , основанный на главенстве федерации. Усиление федерального правительства , предоставление ему больших полномочий и прав (по сравнению со штатами) были основаны на объективной тенденции к экономической и политической централизации. Самостоятельность (автономия) штатов в финансовой сфере основывается на возможности штатов вводить отдельные виды налогов и сборов, устанавливать лимит государственного долга для штата, маневрировать финансовыми ресурсами . За федеральным правительством закреплено право осуществления контроля за расходованием средств , направляемых в бюджеты низших звеньев государственной власти и бюджеты органов местного самоуправления.  

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере , основанный на главенстве федерации.  

В обзоре ИЭПП Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы был проведен анализ влияния новой системы выборов глав субъектов РФ на организацию межбюджетных отношений и фискального федерализма в целом. 2005 г. позволяет подвести некоторые промежуточные итоги введения новой модели федерализма в России. Подтвердился прогноз, сделанный нами о том, что решение о фактической отмене выборности глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет оказывать влияние на состояние межбюджетных отношений и субнациональных финансов в среднесрочной перспективе.  

Существование региональных диспаритетов в Канаде - результат различий в межрегиональном развитии и национальной модели фискального федерализма. Начиная с 1961 г. миграция между провинциями привела к значительному перераспределению населения, что было вызвано относительным падением производительности труда в обрабатывающем секторе и ее ростом в аграрном секторе.  

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов . Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды , государственный кредит , фонды страхования и фондовый рынок . Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы . Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий . Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.  

Однако фискальный федерализм имеет и негативную сторону, осложняющую налоговые отношения и их координацию. Децентрализация снижает возможности федерального центра в маневрировании по обеспечению макроэкономической стабильности и перераспределению доходов.  

Такая система межправительственного перераспределения средств называется фискальным федерализмом. Вследствие крупного и устойчивого дефицита федерального бюджета и резкого сокращения федеральных субсидий, правительства штатов и органы местной власти вынуждены увеличивать налоговые ставки , вводить новые налоги и сдерживать расходы.  

Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // Финансы, 1992. № 12.  

Рефьюз Роберт У. Финансирование правительственных расходов . Сравнительный анализ систем фискального федерализма в различных странахЛ В кн. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. Материалы российско-американских семинаров.- М. Агентство США по международному развитию, 1996.-С. 14.  

Фискальный федерализм (fis al federalism) - система трансфертов (дотаций), на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти.  

Наиболее распространенным в настоящее время принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма. Он используется и в Российской Федерации . Согласно данному принципу четко разграничиваются функции между отдельными звеньями финансовой системы. Так, федеральное правительство полностью независим в национальных расходах на оборону, космос, осуществление внешнеэкономических связей . Местные органы власти осуществляют финансирование жизне-  

Определить, что перевешивает - недостатки или преимущества участия в валютной зоне , - можно с помощью критериев оптимальности (см. таблицу). Между критериями существует взаимозависимость, например рост внешней открытости экономики приводит к большей гибкости внутренних цен по отношению к валютному курсу высокая степень мобильности факторов производства и финансовой интеграции между членами зоны делает необязательным условие гибкости цен наличие фискального федерализма позволяет не беспокоиться о последствиях шоков и т.д. Это свидетельствует об эндогенной связи между критериями оптимальности , и одни критерии оптимальности могут выступать заменителями других. Даже если по предварительной оценке кандидаты на участие в валютной зоне не удовлетворяют критериям оптимальности , вхождение в зону приведет к преобразованию экономической системы , и она станет соответствовать необходимым критериям. Благодаря эндогенной природе изменений многие страны будут удовлетворять критериям присоединения к валютному союзу ex post, а не ex ante.  

Фискальный федерализм П. Кенен, 1969 Издержки растущей безработицы в случае макроэкономического дисбаланса могут быть покрыты за счет бюджетных трансфертов от других членов валютной зоны  

После завершения работы группы по совершенствованию межбюджетных отношений в конце декабря 1998 г., основные аспекты развития фискального федерализма в 1999 г. были согласованы между