Основным показателем в балансе народного хозяйства был. Основные показатели развития народного хозяйства ссср в годы великой отечественной войны

Чистый продукт (ЧП) общества представлял собой валовой продукт за вычетом амортизационных отчислений. По вещественному содержанию ЧП - это предметы личного потребления и средства производства, предназначенные для расширенного производства. Вместе с тем, чистый продукт является результатом затраченного в данном году труда, поэтому в политэкономии он рассматривался как национальный доход, т. е. созданная за год стоимость. По вещественному содержанию НД распадался на две части: фонд потребления и фонд накопления.

Потребность перехода нашей страны к СНС стала проявляться в 70-е гг., когда СССР начал активно взаимодействовать с торговым рынком. Это выявило существенные недостатки системы баланса народного хозяйства (см. схему 38).

Схема 38 Недостатки БХН

В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стало ощущаться все более ясно. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание. Также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ, также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т. п.). Переход к рыночной экономике явился еще одним важным фактором, способствующим распространению СНС как наиболее универсального метода в восточно-европейских странах и СССР. В 1988 году был сделан следующий важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. В 1992 г. была утверждена специальная государственная программа, в которой предусматривалось приведение в соответствие с требованиями рыночной экономики действующей системы статистических показателей. В современный период состояние СНС в России может рассматриваться только как начальная стадия перехода к международному стандарту оценки основных экономических показателей страны. Это подтверждается существованием ряда проблем, связанных с несоответствием системы бухучета международному стандарту; несостыковкой учетных данных между разными уровнями экономики; ограниченным характером использования показателей СНС на практике.

Вместе с тем переход от БНХ к СНС является необходимым, т. к. предусматривает решение важных задач. Он обеспечит более широкую и ориентированную на рыночную экономику систему макроэкономической информации, необходимой прежде всего для разработки экономической политики органами государственного управления. Кроме того внедрение показателей СНС будет содействовать налаживанию международного сотрудничества на основе универсального статистического языка. Это позволит решить проблему предоставления данных в международные экономические организации.

Решение проблем, связанных с переходом к СНС, требует значительных ресурсов. Однако для такого перехода есть и благоприятные условия. Между СНС и БНХ существует много общего в методах упорядочения данных с целью выявления наиболее значимых результатов и закономерностей экономического процесса. Например, в обеих системах проводится различие между потоками товаров и потоками доходов; потоками и запасами ресурсов; промежуточным и конечным потреблением; доходами, созданными в производстве, и доходами, полученными от перераспределения; текущими и единовременными расходами; произведенными и непроизведенными активами.

Тренировочные задания к теме 8

  • 1. Предположим, что в 1-ом (базисном) году номинальный ВНП составил 500 д. е. Через 6 лет дефлятор ВНП увеличился в 2 раза, а реальный ВНП возрос на 40%. Чему будет равен номинальный ВНП через 6 лет?
  • 2. Определите ВНП по следующим данным (в трл. руб.): экспорт - 22, 7; личные расходы граждан - 3110, 3; импорт - 14,4; зарплата - 275, 6; государственные закупки - 90, 2; налоги с граждан - 20, 4; налоги с предприятий - 76, 5; валовые внутренние инвестиции -10, 1.
  • 3. В данном году в стране произведено 22 кг муки и 60 кг яблок. Цена 1 кг муки - 4 д. е., яблок - 6 д. е. В прошлом году цена яблок составляла 5 д. е., а цена муки была такой же. Найдите дефлятор ВНП.
  • 4. На основе приведенных в таблице данных определите величину добавленной стоимости и заполните соответствующий столбец.

Стадии производства Выручка от продажи продукции Добавленная стоимость

  • 1. Овцеводческое предприятие
  • 2. Шерстеперерабатывающее предприятие
  • 3. Ателье по пошиву одежды
  • 4. Оптовый склад одежды
  • 5. Магазин розничной торговли 50
  • 5. Экономика, состоящая из шести отраслей, имела следующие результаты (в д. е.). Руды было добыто - 100. Из нее металлурги выплавили 500 металла, который был использован в машиностроении - 300 и при производстве товаров народного потребления (ТНП) -200. Угля добыто - 150; он был поровну поделен между производством электроэнергии, металлургией и домохозяйствами. Произведенная электроэнергия в объеме 250 была использована следующим образом: по 30 - на добычу руды и угля, 4- - в металлургии и по 50 - в машиностроении, при производстве ТНП и в быту. Вся продукция машиностроения - 1000 составила объем валовых инвестиций, а все ТНП в объеме 2000 потребили домохозяйства. За прошедший год амортизация составила: при добыче руды - 10, угля - 25, производстве электроэнергии - 15, выплавке металла - 40, в машиностроении - 110 и при производстве ТНП - 50. Определите ВНП и ЧНП.
  • 6. В прошедшем году страна имела следующие показатели (в д. е.): ВНП - 500, чистые инвестиции - 75, госзакупки - 80, потребление домашних хозяйств - 250, поступление в госбюджет прямых налогов - 30, косвенных налогов -20, субвенции - 25, чистый экспорт - 40. Определите располагаемый доход домашних хозяйств, амортизационный фонд и состояние госбюджета.

Тест к теме 8

Определите все верные ответы.

  • 1. НД не может превысить:
    • а) ВВП, выраженный в рыночных ценах;
    • б) ВНП, выраженный в текущих ценах;
    • в) ЧНП, выраженный в рыночных ценах;
    • г) ВВП, выраженный в ценах базового года.
  • 2. Расчет ВНП по «доходам» дает возможность установить:
  • 3. Национальное богатство - это
  • а) факторы производства и культурные ценности;
  • б) совокупность материальных ценностей;
  • в) накопленное имущество граждан;
  • г) вновь созданные культурные ценности.
  • 4. Если фирмы начнут все свои прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, то в национальных счетах возрастет показатель:
    • а) ВНП; б) чистых инвестиций;
    • в) амортизации; г) личного дохода.
  • 5. Потенциальный ВНП измеряется как
  • а) стоимость всех товаров и услуг, произведенных в обществе, начиная с базового года до настоящего времени;
  • б) стоимость товаров и услуг, которые могут быть произведены в условиях полного использования всех ресурсов;
  • в) разница между номинальным и реальным ВНП;
  • г) степень, в которой ВНП может возрасти, если уровень инвестиций будет максимальным.
  • 6. К чистым инвестициям относится:
    • а) строительство нового дома; б) покупка нового автомобиля;
    • в) замена изношенного оборудования новым; г) ремонт офиса.
  • 7. НД отличается от располагаемого дохода домашних хозяйств на величину:
    • а) трансфертных выплат государства населению; б) амортизации;
    • в) доходов населения, полученных из-за границы;
    • г) доходов от индивидуальной трудовой деятельности.
  • 8. Какие из указанных ниже доходов или расходов не учитываются при подсчете ВНП:
    • а) арендная плата за сдачу квартиры; б) покупка акций на бирже;
    • в) чаевые официанта в ресторане;
    • г) выплата процентов по срочному банковскому вкладу.

Баланс народного хозяйства

С 20-х гг. в СССР в качестве альтернативной системы измерения национального богатства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). Он был разработан для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов.

Баланс народного хозяйства – система таблиц с макроэкономическими показателями, характеризующими в планируемом (отчетном) периоде уровень развития экономики, масштабы и темпы общественного воспроизводства, а также важнейшие общегосударственные пропорции.

Важными частями БНХ являлись: баланс производства, распределения и использования национального дохода, баланс национального богатства, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс производства и распределения продукции. БНХ отражал развитие всех отраслей и секторов экономики, как охватываемых государственным планом, так и не планируемых непосредственно (например, личные подсобные хозяйства населения).

Новаторские разработки в области БНХ, осуществленные в СССР в 20-е годы, оказали существенное влияние на развитие макроэкономических исследований, в том числе и на СНС. Известно, в частности, что таблица первого баланса народного хозяйства СССР за 1923/24 гг. содержала черты межотраслевого баланса. Традиционный МОБ в системе БНХ может быть представлен таблицей 19.

Таблица 19.

Одна из важнейших предпосылок МОБ в БНХ – линейность связей – состояла в том, что выпуск продукции предполагался пропорциональным прямым затратам предметов труда и живого труда, т. е. Если прямые затраты увеличить вдвое, то и выпуск (валовая продукция) вырастет то же вдвое, а если в выпуске данного продукта участвует несколько отраслей, то этот выпуск оказывается линейной (пропорционально) функцией всех прямых затрат.

Важно отметить, что в МОБе использовались два метода оценки продукции:

– по ценам производителей, учитывающим затарты на производство;

– по ценам конечного потребления, учмитывающим также затраты, связанные с реализацией продукции.

Основным показателем в БНХ был совокупный (валовой) общественный продукт (СОП или ВОП). Он определялся как сумма производимых в обществе за год материальных благ. В этом показателе содержался повторный счет предметов труда, т. е. сырья, материалов, инструментов, топлива и энергии. Для избежания повторного счета использовался показатель конечного продукта (КП). Он включал предметы личного и общественного непроизводственного потребления и инвестиционные средства и вычислялся как разница между ВОП и оборотом предметов труда.

Чистый продукт (ЧП) общества представлял собой валовой продукт за вычетом амортизационных отчислений. По вещественному содержанию ЧП – это предметы личного потребления и средства производства, предназначенные для расширенного производства. Вместе с тем, чистый продукт является результатом затраченного в данном году труда, поэтому в политэкономии он рассматривался как национальный доход , т. е. созданная за год стоимость. По вещественному содержанию НД распадался на две части: фонд потребления и фонд накопления.

Потребность перехода нашей страны к СНС стала проявляться в 70-е гг., когда СССР начал активно взаимодействовать с торговым рынком. Это выявило существенные недостатки системы баланса народного хозяйства (см. схему 44).

Схема 44.

Недостатки БХН.

В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стало ощущаться все более ясно. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание. Также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ, также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т. п.). Переход к рыночной экономике явился еще одним важным фактором, способствующим распространению СНС как наиболее универсального метода в восточно-европейских странах и СССР. В 1988 году был сделан следующий важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. В современный период состояние СНС в России может рассматриваться только как начальная стадия перехода к международному стандарту оценки основных экономических показателей страны. Это подтверждается существованием ряда проблем, связанных с несоответствием системы бухучета международному стандарту; несостыковкой учетных данных между разными уровнями экономики; ограниченным характером использования показателей СНС на практике.

Вместе с тем переход от БНХ к СНС является необходимым, т. к. предусматривает решение важных задач. Он обеспечит более широкую и ориентированную на рыночную экономику систему макроэкономической информации, необходимой прежде всего для разработки экономической политики органами государственного управления. Кроме того внедрение показателей СНС будет содействовать налаживанию международного сотрудничества на основе универсального статистического языка. Это позволит решить проблему предоставления данных в международные экономические организации.

Баланс народного хозяйства (БНХ)

В России в течение 70 лет для решения задач, сходных с теми, для которых разрабатывается СНС, применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Схема БНХ представляла собой систему взаимосвязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности.

В основе БНХ лежат концепции А. Смита и К. Маркса о трудовой теории стоимости, о сфере материального производства, в рамках которой создается национальный доход, и др. Таким образом, БНХ базируется на других концепциях политического характера, и поэтому его основные показатели (валовой общественный продукт, национальный доход, реальные доходы и др.) прямо несравнимы с центральными показателями СНС. В нашей стране до недавнего времени основными макроэкономическими показателями были совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД)

СОП представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и услуг только в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо, энергию и т.п., то есть не был свободен от повторного счета.

Следует подчеркнуть, что БНХ был разработан в СССР для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов. По этой причине многие аспекты экономического процесса, особенно важные в условиях рыночной экономики, не получили в нем должного развития и представлены в упрощенном виде, например, анализ внешнеэкономических связей. В БНХ он ограничен потоками экспорта и импорта товаров и не охватывает других важных элементов платежного баланса. Упрощенный подход характерен для БНХ и в отношении анализа процесса движения доходов и финансовых ресурсов. Он не предусматривает, в частности, таких общепринятых в мировой практике показателей, как располагаемый доход и сбережения. В одной из центральных таблиц БНХ - финансовом балансе - не проводится четкого различия между операциями с доходами и финансовыми активами и пассивами.

Весьма серьезным ограничением БНХ является исключение значительной части услуг из определения экономического производства. Между тем, ещё В. Петти около 300 лет тому назад отметил, что по мере экономического развития всё большая часть производственного продукта будет охватывать услуги. Сегодня эта тенденция, получившая известность как закон В. Петтти, проявляется особенно четко. Например, доля услуг в ВВП США возросла примерно с 50-и % в 50-х годах до 76-и % в начале 90-х годов. По данным ОЭСР, в стоимости продукции обрабатывающей промышленности капиталистических стран всё больший удельный вес занимает оплата услуг (аренда, реклама, финансовые услуги и т.д.). Поэтому ясно, что исключение услуг из подсчетов результатов экономического развития обедняет экономический анализ, игнорирует тенденцию современного экономического развития.

Отмеченные недостатки привели к тому, что, начиная с 70-х годов, все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке макростатистической модели воспроизводства типа БНХ и соответственно учета по стране в целом.

В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стала ощущаться ещё более ясно. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание, также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т.п.).

В 1988 году был сделан следующий важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации - валового национального продукта (ВНП) не только облегчают международное сопоставление уровней и темпов экономического развития, структуры народного хозяйства, не только содействуют нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, но и позволяют углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукции (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста.

Данные о размерах и динамике ВНП публиковались официальными статистическими органами, но следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, то есть они получались вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в аполитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один - создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства (СНС как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели), интегрированной на макроуровне, с действовавшим в нашей статистике в течение многих десятилетий БНХ, базировавшимся на концепции примата материального производства и марксовых системах воспроизводства общественного продукта.

Позицию, которую занимает Статистический комитет СНГ при определении стратегии и тактики перехода от БНХ к СНС, можно охарактеризовать следующим образом.

СНС - это очень широкая система макроэкрномических показателей, интегрирующая практически всю экономическую статистику. Поэтому нереалистично ожидать полного внедрения СНС в практику стран СНГ в ближайшие несколько лет. В течение предстоящих 4-5 лет усилия должны быть сосредоточены на введение основных счетов и показателей; в течение предстоящих 5-8 лет целесообразно сохранить расчеты некоторых центральных показателей БНХ, так как отказ от них в условиях, когда СНС ещё полностью не основана, представляется рискованным; в процессе переходного периода следует гармонизировать расчеты национального дохода по методологии БНХ и ВВП, по методологии СНС.

Это сочетание на практике могло бы означать, что в рамках вновь вводимых счетов СНС будет проведено различие между отраслями сферы материального производства и нематериальной сферы. Надо отметить, что последний международный стандарт отраслевой классификации ООН (ISIC rev. 3) на практике проводит это различие, и лишь небольшое число корректив необходимо для полного обособления материального производства от других видов деятельности. Целесообразность параллельного существования элементов СНС и БНХ в течение переходного периода признают и международные экономические организации. Переход на СНС объективно необходим из-за трансформирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также из-за включения стран в интенсивное международное разделение труда.

В конце 1992 года Совет РФ одобрил Государственную программу перехода на международные стандарты. Центральное место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход в течение 5 лет от БНХ на систему национальных счетов, разрабатываемую более, чем в 20-и странах мира и рекомендованную ООН и другими международными организациями. Аналогичные программы и планы приняты во многих странах СНГ.

Баланс народного хозяйства (БНХ).

В основе БНХ лежат концепции А.Смитта и К.Маркса о трудовой теории стоимости, о сфере материального производства, в рамках которой создается национальный доход.

Основные показатели БНХ:

1) валовой общественный продукт;

2) национальный доход;

3) реальные доходы.

БНХ – это система взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц, счетов или сочетании и тех, и других.

В системе БНХ проводятся различия между:

а) потоками товаров и потоками доходов;

б) потоками и запасами ресурсов;

в) промежуточным и конечным потреблением;

г) доходами, созданными в производстве;

д) доходами, полученными от перераспределения;

е) текущими и единовременными расходами;

ж) произведенными и непроизведенными активами.

Формой БНХ являются таблицы, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ.

БНХ – это замкнутая система показателей, т.к. ограничивается отражение движения доходов лишь в той степени, в какой оно связано с движениями материальных благ.

Задачи БНХ .

1. Наблюдать за процессом производства и движением материальных ресурсов.

2. Обеспечить концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, т.е. определить систему показателей, характеризующих развитие экономики и, их содержание, взаимосвязи.

3. Координировать экономическую статистику, т.е. обеспечить методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики:

Отраслевой,

Финансовой,

Банковской,

Внешне-экономической,

т.е. единство классификаций, содержания показателей.

Концепции БНХ.

1. Стоимостной состав продукта БНХ – это перенесенная стоимость (затраты предметов труда и износ основных фондов) и вновь созданная стоимость (первичные доходы участников производства, населения, занятого в сфере материального производства, и предприятия этой сферы, т.е. оплата труда, чистая продукция личного подсобного хозяйства и другие элементы прибавочного продукта).

2. Производственная деятельность БНХ – деятельность в сфере материального производства.

3. Финансовые потоки (займы, кредиты) в БНХ – они рассматриваются как форма временного перераспределения национального дохода.

4. Классификация доходов и расходов, определение категорий сбережений – в БНХ четкого распределения доходов и расходов на текущее и единовременное не предусмотрено. Нет позиций «сбережения» как разницы между текущими доходами и расходами, в то же время отдельные виды сбережений (например, прирост денежной наличности, прирост вкладов в банки) рассматриваются в форме перераспределения национального дохода.

Баланс народного хозяйства СССР

Методологический разбор работы ЦСУ.

В ряду многообразных задач, разрешение которых предстоит современной русской статистике, может быть наиболее интересной, но и наиболее сложной является задача представить в цифрах общий кругооборот хозяйственной жизни. В результате многолетних работ Центрального Статистического Управления появился „Баланс Народного Хозяйства СССР в 1923/24 г. Принципиально новым в этом балансе, при сравнении его с обычными хозяйственно-статистическими обследованиями, как например, с американским и английским цензом, является попытка охватить цифрами не только производство, но и распределение общественного продукта, чтобы таким путем получить общую картину всего процесса воспроизводства в форме некоторого "Tableau économique" („экономической таблицы).

На сторона прихода в таблице баланса дана ценность общей суммы "благ", находившихся в распоряжении всего народного хозяйства в течение рассматриваемого года.

Bсе эти "блага" разбиты на отдельные статьи и именно в трех направлениях. Во-первых, отделены друг от друга три крупные отрасли хозяйства-промышленность, сельское хозяйство и строительство. Во-вторых, все созданные "блага" распределены сообразно с их, так сказать, функциональными отношениями к процессу производства на четыре группы: 1) "блага", предназначенные для личного потребления (фактор производства-труд); 2) сырье и материалы; 3) топливо и 4) орудия производства. Наконец, все названные ценностные величины разложены, соответственно образованию цен, на их составные части, которые представляют собой собственно суммы цен потребления, т. е. цен производства на месте, с прибавкой транспортных расходов и торговых надбавок. На стороне расхода в таблице показано, как распределены и использованы все ценности, составляющие народно-хозяйственные приходы. Разделение расходов соответствует, в основном, подразделениям доходов. Сообразно их происхождению вся совокупность ценностей разбита на три главные группы: продукты промышленности, сельского хо-