Необходимость государственного регулирования рынка труда. Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие

В России регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности государства. Идет поиск оптимальных, отвечающих целям государственной социальной политики моделей регулирования. Сложности обусловлены в целом неопределенностью общей стратегии экономического развития.

В федеративном пространстве России не может успешно применяться единая политика на общенациональном рынке труда. Специфика региональных и локальных рынков слишком велика, поэтому в каждом регионе необходимо учитывать особенности при решении данных задач. Современное государственное регулирование рынка труда в России - это комплекс экономических, административных, организационных мер.

Вмешательство государства осуществляется как мерами прямого воздействия (программы создания рабочих мест, программы в области образования, подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве), так и мерами косвенного (экономического) воздействия. К экономическим мерам можно отнести помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление госзаказов, организацию общественных работ. Сюда же относятся меры по налоговому регулированию, воздействие на заработную плату.

К основным направлениям государственного регулирования рынка труда в России относятся:

  • - совершенствование нормативной правовой базы;
  • - социальное партнерство;
  • - содействие занятости;
  • - профориентация и психологическая поддержка безработных граждан, развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;
  • - социальная интеграция и поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • - содействие территориальной мобильности рабочей силы;
  • - социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Совершенствование нормативной правовой базы выражается в основном в разработке положений, направленных на совершенствование базового для политики регулирования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации.

Социальное партнерство - это сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений. Механизмом социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого становится коллективный договор, отражающий вопросы занятости, организации и оплаты труда работника на предприятии и в обществе и дополняющий государственную систему регламентации трудовых отношений. Правительство, администрации субъектов РФ обеспечивают правовую основу переговорного процесса и выполняют роль третейской стороны в разрешении возникающих конфликтов.

Нормативно-правовую базу развития социального партнерства в России обеспечивают Трудовой кодекс Российской Федерации, Законы «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «О коллективных договорах и соглашениях».

Стратегическим направлением формирования партнерских отношений в России признано заключение трех- и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях управления - Генерального, отраслевого (тарифного), профессиональных, территориальных и коллективных договоров.

Основа складывающейся системы социального партнерства - это заключаемые один раз в два (или три) года Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ. Необходимость развития социального партнерства вызвана массой проблем и неурегулированных отношений на рынке труда, неразвитостью партнерских отношений. Интересы работодателей все еще выражают федеральные структуры (отраслевые министерства, концерны), а не ассоциации представителей работодателей или союзов собственников. Профсоюзы концентрируют свою деятельность на распределительных функциях, а также на организации акций протеста.

В развитых странах механизмы и методы социального партнерства применяются не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных групп, слоев пересекаются в одной сфере. Социальное партнерство - новый для страны способ разрешения трудовых проблем. Теперь, по примеру западных стран, расширены права профсоюзов в области заключения и ведения коллективных договоров, участия в разрешении трудовых споров, заключения отраслевых соглашений и т. п.

Трехсторонняя комиссия, заслушав все стороны, может в соответствии с законодательством давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии необходимых нормативно-правовых правил в своей области, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и страхования, охраны труда. Механизмы социального партнерства охватывают социально-трудовые вопросы и на более низком административном уровне. Трехсторонние комиссии создаются в субъектах РФ, в городах.

Содействие занятости населения осуществляется в следующих направлениях: обеспечение функционирования рынка труда и содействие в трудоустройстве; содействие развитию малого предпринимательства; организация общественных работ. Эти направления в политике государства имеют целью снижение напряженности на рынке труда, недопущение угрозы возникновения массовой безработицы, формирование эффективной структуры занятости в России. Главное в этой работе - содействие занятости социально уязвимых групп населения. Государственная политика в этом отношении ориентирована на первоочередное регулирование в отдельных регионах и отраслях с высокой концентрацией застойной безработицы.

Селективный подход к различным группам безработных выражается в особом выделении помощи социально уязвимым группам (женщинам, молодежи, инвалидам). Он проявляется в различных формах, а именно:

  • 1. Создание новых рабочих мест. При этом работодатели, создающие новые рабочие места, поощряются государством различными способами. Значительная часть вновь создаваемых рабочих мест, которые финансируются службами занятости, относится к сфере надомного труда. Это места для инвалидов и женщин, имеющих детей. Они могут быть организованы при крупных швейных предприятиях, в организациях бытового обслуживания, в жилищно-коммунальном хозяйстве. За счет бюджетных средств могут создаваться временные рабочие места для инвалидов, молодежи.
  • 2. Квотирование рабочих мест. Эта форма содействия трудоустройству организуется также с помощью льгот и стимулов для предпринимателей за счет бюджетных средств. Квоты могут предоставляться выпускникам общеобразовательных школ, инвалидам, женщинам с детьми. Региональное законодательство в этом отношении разнообразно.
  • 3. Содействие развитию малого бизнеса осуществляется в различных формах. В их числе - центры по подготовке кадров, обучение основам предпринимательства, помощь в организации собственного дела, предоставление кредитов на покупку оборудования. Осуществляется поощрение самозанятости населения: выдача субсидий для открытия собственного дела.
  • 4. Организация общественных работ - это способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

Если в промышленно развитых странах существует большой опыт организации общественных работ для безработных, охваченных застойными формами безработицы, то в России ситуация иная. Изучение контингента занятых на этих работах показывает, что в основном это форма вторичной занятости.

Система первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Потребность в данной форме регулирования вызвана ситуацией, происходящей в ходе социально-экономических преобразований. Так, первичное обучение связано с безработицей среди молодежи, не имеющей профессии.

Повышение квалификации необходимо значительному числу лиц, длительное время не повышавшим свой профессиональный уровень из-за развала ранее существовавшей системы переподготовки кадров и повышения квалификации. Переподготовка обусловлена массовым высвобождением работников, в основном женщин, а также специалистов и организаций военно-промышленных комплексов (ВПК). Это почти всегда связано с полной сменой профессии.

Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам. Признанные безработными граждане получают пособия по безработице, стипендии (обучающиеся профессии), длительно состоящие на учете в органах службы занятости и потерявшие право на пособие - материальную помощь.

Обеспечение безопасности труда, регулирование оплаты труда осуществляется на базе трудового законодательства. Его основой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, трудовые соглашения, выработанные в процессе сотрудничества по социальному партнерству.(http://eclib.net/27/87.html)

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • -программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • -программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • -программы содействия найму рабочей силы;
  • -правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице. (http://studopedia.org/8-158097.html)

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

– организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

– бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы.

Привели к необходимости вмешательства государства в сферу труда. За счет этого стало возможным видоизменить трудовые отношения, провести их регулирование и ограничить свободу рыночных сил. Как элемент, было создано мощное государственное правовое регулирование рынка труда, с помощью которого регулируются трудовые отношения порядок найма и увольнения, предоставления выходных дней и т.д.) на интернациональном и национальном уровне.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в двух формах - активной (повышения уровня занятости, создание новых рабочих мест, а также преодоление безработицы за счет переобучения и обучения работников) и пассивной (выплата пособий безработным).

Ставит перед собой выполнение следующих целей:

· Обеспечение полной занятости, которая позволит исключить развитие не нарушая так называемого привычного уровня безработицы, который определяется размерами ее структурной и фрикционной форм.

· Создание такого рынка труда, который сможет приспособиться к различным внешним и внутренним изменениям в развитии экономики.

Если говорить об основном направлении, то в последнее время государственное регулирование рынка труда делает все, чтобы достигнуть полной занятости населения. Для этого применяются такие меры, как организация переобучения и переквалификации безработных, стимулирование инвестиций в экономику, развитие служб занятости, содействие в развитии мелкого и семейного предпринимательства, организация общественных работ, международное сотрудничество с целью решения проблем занятости, рассмотрения вопрос, связанных с международной трудовой миграцией.

Государственное регулирование рынка труда касается и поддержки тех лиц, которые оказались без работы. Такая социальная защита является пассивной формой политики государства. Лицам, которые по тем или иным причинам не могут устроиться на работу, государство гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, а также оказание в виде материальной помощи, и некоторых других выплат.

Насколько необходимо государственное, особенно правовое регулирование рынка труда? Понять это, проанализировав плюсы и минусы такой государственной политики. Государственное регулирование рынка труда приводит к тому, что заключение трудовых соглашений происходит не в свободной форме, а согласно закону. До недавнего времени работодатель в том случае, если не оформлялось официальное мог на свое усмотрение устанавливать размер заработной платы и условия труда. Благодаря регулированию такое деяние ограничивается законом об условиях труда и минимальной заработной плате. Конечно, такое обстоятельство является плюсом государственного регулирования. Однако, с другой стороны, сторонники такого регулирования считают, что этот закон приводит к увеличению издержек работодателей, в итоге последние не могут действовать гибко. Так провоцируется рост безработицы, которая особенно высока в отдельных сферах деятельности. Причиной же этому является то, что установленный высокий уровень заработной платы и условия труда устраивают лишь самих рабочих, оставаясь невыгодными для организаций и фирм. В итоге последние буду избегать приема на работу тех людей, у который отсутствует хороший «послужной список». Их этого следует вывод: люди, которые долго не работали или не имеют необходимой квалификации, остаются нетрудоустроенными. Таким образом, государственное регулирование рынка труда не стоит рассматривать только с положительной стороны.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других рынков экономических ресурсов. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими - уровнем рождаемости, темпами и направленностью динамики численности трудо­способного населения, его половозрастной структурой.

Важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы эмиграции и иммиграции.

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику рынка труда, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла.

Существенное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Важнейшим условием становления и развития рынка труда является создание подлинно конкурентной среды. В обстановке конкуренции предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получают возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

На динамику рынка труда оказывает воздействие кадровая работа в компаниях, предприятиях, организациях. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование рабочей силы, осуществляется ее вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и фактора производства.

Рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Это обусловливается многообразием внутренних регуляторов рынка рабочей силы и социальной важностью его эффективного функционирования.

Выделяется четыре основных направления государственного регулирования рынка труда .

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

В-третьих, программы содействия найму рабочей силы.

В-четвертых, программы по социальному обеспечению.

Наряду с указанными направлениями воздействия государства на рынок труда существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социально-трудовых отношений, гражданских прав, социального обеспечения и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают органы службы занятости, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Международная Организация Труда приняла ряд Конвенций и Рекомендаций, посвященных службам занятости. Это, в частности, Конвенция № 88 и Рекомендация № 83 1948 года об организации службы занятости, а также Конвенция № 181 и Рекомендация № I88 1997 года о частных агентствах занятости.

Статья I Конвенции МОТ № 88 1948 года определяет, что каждое государство - член МОТ, для которого эта Конвенция находится в силе, содержит или обеспечивает содержание бесплатной государственной службы занятости. Основной обязанностью службы занятости является обеспечение - если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными общественными и частными учреждениями - наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил.

Органы национальной службы занятости представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран они являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм.

Статья I Конвенции МОТ № 181 1997 года определяет, что термин «частное агентство занятости» означает любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

а) услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;

в) услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом, и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

с) другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Согласно Закону Украины «О занятости населения» основными направлениями деятельности органов государственной службы занятости являются:

Анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информация населения и государственных органов управления о состоянии рынка труда;

Консультация граждан, собственников предприятий, учреждений и организаций о возможностях получения работы и обеспечении рабочей силой;

Ведение учета свободных (вакантных) рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Оказание помощи гражданам в подборе подходящей работы и собственникам предприятий, учреждений, организаций в подборе необходимых работников;

Оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, желающим сменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режимов труда и др.), высвобождаемым работникам и незанятому населению;

Регистрация безработных и предоставление им в пределах своей компетенции помощи, в том числе и денежной;

Организация при необходимости профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или направление их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку или переподготовку работников.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в развитых странах многие граждане трудоустраиваются не через органы государственной службы занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Важное значение имеет регулирование региональных рынков труда. Состояние регионального рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Региональные службы занятости должны работать в тесном контакте с предприятиями. Им не следует ограничиваться информацией об увольнениях и наличии свободных вакансий на предприятиях. Целесообразно, чтобы региональные службы занятости на основе разрабатываемых предприятиями программ улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы заблаговременно осуществляли совместно с другими органами регионального управления необходимые меры по предотвращению роста безработицы в регионе.

В рыночной экономике предприятия в той или иной мере нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов управления. Эта поддержка может осуществляться по таким (далеко не исчерпывающим) направлениям:

Содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции;

Содействие в поиске поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий;

Содействие в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства;

Помощь в укомплектовании персонала предприятий недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых.

Поэтому существенную роль играет регулирование внутренних рынков труда предприятий, осуществляемое во взаимодействии с региональными органами управления.

Анализ состояния внутреннего рынка труда на каждом предприятии имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей силы, а также обнаружение скрытых безработных, то есть числящихся в штате работников, которые по независящим от них причинам заняты работой частично или совсем не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности (или невозможность) и направления обеспечения эффективной занятости указанной категории работников и одновременно выявляются работники, подлежащие сокращению, а также категории работников, дополнительно требующиеся предприятию.

В дальнейшем в условиях Украины исследование проблем внутренних рынков труда во взаимодействии с региональными будет приобретать все большее развитие.

В настоящее время во многих странах мира, в частности в индустриально развитых странах Европы, действует достаточно эффективный механизм непосредственного регулирования рынка рабочей силы. Его деятельность включает разработку и координацию мер регулирования общенационального и местных рынков труда, определение основных направлений профессионально-технического образования, оказание помощи кризисным районам и отраслям, развитию предпринимательской деятельности, а также предприятиям, испытывающим временные трудности.

Среди этих многочисленных направлений деятельности государства особое внимание уделяется следующим проблемам: профессиональной подготовке кадров, программе создания рабочих мест, содействию найму. Если традиционные меры кредитно-денежной и бюджетной политики изменяют спрос на рабочую силу, то прямое регулирование рынка труда влияет главным образом на качество рабочей силы, на структуру ее предложения.

Однако страны весьма существенно отличаются по общему подходу к регулированию структуры рабочей силы, используют различные меры финансирования и организации системы профессионально-технической подготовки.

В настоящее время возросшая мобильность капитала позволяет предпринимателям решать вопросы снижения производства, а следовательно, и повышения конкурентоспособности с помощью перевода как финансовых средств, так и производственных мощностей в страны с более низкой стоимостью рабочей силы. Например, заработная плата, включая социальные пособия, в обрабатывающей промышленности в Европе часто намного выше, чем в Японии и США. Поэтому немецкие фирмы в 1995 году инвестировали за границу примерно в пять раз больше частных капиталовложений, чем в собственной стране.

В процессе развития экономических и социально-трудовых отношений возник целый ряд институтов, которые коренным образом изменили все стороны и формы функционирования рынка труда. И ныне из всей совокупности рынков, существующих в экономике США, рынок труда выделяется, пожалуй, самой четкой и детальной регламентацией различных сторон своей деятельности. К подобной регламентации относятся, во-первых, заключение коллективных договоров, в которых определяются размеры заработной платы, условия труда и численность работающих, во-вторых, установление государством минимального размера заработной платы, в-третьих, введение индексации заработной платы в связи с ростом цен, в-четвертых, создание системы социального страхования, в-пятых, прямое участие государства в формировании рабочей силы и повышении ее качества (инвестиции в образование и здравоохранение).

Особенности американской модели рынка труда связаны, как и в любой другой стране, со спецификой условий, в которых он функционирует. И главное условие - сама экономика, чрезвычайно мощная, включающая в себя одинаково хорошо развитые производственную сферу, сферу нематериального производства (образование, здравоохранение), сектор услуг. Весьма важно, что в хозяйстве страны присутствуют и крупные, и средние, и мелкие предприятия. При этом развитие экономики характеризуется чрезвычайным динамизмом. Быстрая смена технологий сопровождается соответственно быстрым возникновением и исчезновением производств и предприятий и таким же быстрым созданием и сокращением рабочих мест.

За 1980-1992 годы 500 крупнейших корпораций США сократили около четверти числа своих занятых, что составило приблизительно 4,7 млн. человек. При этом взрывного роста числа безработных не произошло, так как параллельно возникали новые рабочие места. Ежегодно число занятых в несельскохозяйственном секторе экономики увеличивается в среднем на 2,2%. С начала 80-х годов основное число новых рабочих мест было предложено вновь созданными фирмами. При этом две трети новых рабочих мест были созданы на малых предприятиях (с числом занятых до 25 человек), среди которых большинство составили фирмы с числом занятых менее 10 человек.

Подсчитано, что в среднем за 12 месяцев в несельскохозяйственном секторе экономики США сокращается 10,3% существующих рабочих мест и одновременно возникает 9,1% новых. Это самый высокий темп обновления среди индустриальных стран.

Свободное действие рыночных механизмов в американской модели труда играет положительную роль, обеспечивая гибкость, мобильность и, в конечном счете, высокую эффективность использования трудовых ресурсов. Однако существуют определенные границы возможностей рыночных механизмов . Самая главная слабость рыночных механизмов заключается в том, что наиболее успешно они действуют в условиях роста производства и роста доходов . В условиях же кризиса рыночные механизмы начинают пробуксовывать, а затем - способствовать углублению кризиса рынка труда. В США в условиях кризиса роль государственных регулирующих механизмов возрастает. Присутствие государства на рынке труда оказывается необходимым не только в годы экономических кризисов, но и в другие периоды. Главная роль государства заключается в том, чтобы осуществить стратегическое видение проблемы развития человеческих ресурсов в долгосрочном плане, реализовать разработанную стратегию, в том числе при помощи рыночных механизмов. Другой задачей государства по-прежнему остается ликвидация негативных последствий функционирования рыночных механизмов, которая требует сокращения безработицы, адаптации отдельных социальных групп к условиям современного производства.

Таким образом, в США государство и рынок играют равнонеобходимую роль, а эффективность всей системы воспроизводства и использования рабочей силы зависит в первую очередь от сопряженности этих двух секторов и их механизмов.

Япония не раз демонстрировала свои возможности по регулированию рынка труда и стабилизации положения с занятостью. Так, в частности, произошло в момент беспрецедентного системного кризиса, чреватого социальной катастрофой, в середине 70-х годов, когда Япония оказалась способной очень быстро мобилизовать механизм государственного регулирования рынка труда и резко увеличить долю наемного труда в национальном доходе. За 1973-1977 годы этот показатель увеличился с 58,8 до 67,5%, отражая прежде всего сдвиги в уровне занятости населения. Если в 1965 году доля лиц, занятых по найму, составляла 80,8%, то в середине 70-х годов она увеличилась до 89,8%.

И когда мировая экономика была потрясена вторым нефтяным шоком, оказалось, что Япония успела сделать для себя весьма важные выводы из «классовых боев» I973-I975 годов, сумев разделить бремя перестройки на рынке труда между его субъектами - наемным трудом и предпринимательством.

Механизм государственной трудовой политики сработал столь же безотказно и во время других драматических событий в японской экономике, связанных с форсированной ревальвацией иены в 1985 году. Упавший в тот момент до 74,3% уровень занятости к середине 90-х годов был восстановлен до своих обычных размеров - до 81,5% в 1995 году.

С японским типом управлении уже давно ассоциируется известная триада так сказать священных признаков, сформулированных английским ученым Абеггленом еще в 1956 году. Это пожизненный наем, корни которого - в возрождении национальных традиций патернализма, принцип старшинства и фирменные профсоюзы, которые обеспечивают долговременные и кооперативные отношения фирмы со своим персоналом.

Согласно сложившимся нормам отношений с кадровым ядром фирмы в периоды кризисных ситуаций всячески избегают увольнений, используя сокращение сверхурочного и даже нормативного времени, предоставляя длительные отпуска или перемещая персонал в дочерние фирмы и филиалы.

С помощью целого комплекса мер государство поощряет такую политику компаний. Как механизм макроэкономического регулирования кризисных ситуаций на рынке труда она вполне доказала свою положительную роль в сдерживании типичного для рыночной модели процесса обвального распространения безработицы. Кроме того, она способствует поддержанию потребительского спроса и обеспечивает в целом более безболезненное протекание экономического спада.

Государственная политика занятости в Японии значительно стабилизирует рынок труда в периоды циклических колебаний экономической конъюнктуры благодаря тому, что учитывает особенности практики управления персоналом в фирмах и образует с ней единый механизм воздействия на рынок труда.

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих .
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.