Сч 86 типовые проводки. Использование целевых средств на текущие нужды


Руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон .

Несмотря на разгосударствление экономики, огромное количество предприятий и организаций, не являющихся бюджетными, - как государственных и муниципальных унитарных предприятий, так и прочих хозяйственных товариществ и обществ, - до сих пор в той ли иной степени финансируется из бюджета. Кроме того, в хозяйственной практике и между коммерческими организациями возникают операции, соответствующие характеристикам целевого финансирования.

В настоящей статье рассматривается порядок ведения бухгалтерского учета, а также вопросы исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость при поступлении и расходовании средств целевого финансирования.

Бухгалтерский учет получения и использования целевого финансирования


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. № 278 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 в России с 1998 года осуществляется поэтапный переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. В международной практике учета существует два способа признания в учете безвозмездно получаемых активов: отнесение их на увеличение капитала или на увеличение доходов.

В российской практике учета до 1999 года включительно применялся первый вариант: безвозмездно получаемые средства, в том числе целевое финансирование капитальных вложений и текущей деятельности, отражались на счете 87 «Добавочный капитал» (при этом имущество, приобретенное за счет целевого финансирования, не амортизировалось).

С 2000 года в связи с принятием ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» подобные поступления приводят к появлению внереализационных доходов и расходов в соответствующих периодах.

Методика ведения бухгалтерского учета бюджетного целевого финансирования определена Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» - ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н). Особенности бухгалтерского учета целевого финансирования, в котором источником не является бюджет Российской Федерации, изложены далее в соответствующем подразделе.

Прежде чем перейти к рассмотрению порядка учета целевого финансирования, необходимо сделать два важных замечания.

Во-первых, следует помнить, что изложенный в данной статье порядок учета и налогообложения не распространяется на учет средств (в том числе бюджетных), получаемых по договорам, предметом которых является продажа продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг. Основная характеристика таких договоров заключается в том, что источнику финансирования (или иному другому лицу, определенному этим источником) передаются права собственности на товары, результат работ или оказываются услуги. Наиболее характерным примером является выполнение предприятиями научно-исследовательских работ по заказу органов исполнительной власти и внебюджетных фондов.

Бухгалтерский учет в рамках подобных договоров должен вестись в общеустановленном порядке с применением счета 90 «Продажи». Получение средств, на наш взгляд, более корректно в данном случае отражать в корреспонденции со счетом 62, нежели 86. Следует также учесть, что и в рассматриваемых случаях подобные средства подлежат обособленному учету, поскольку, например, в части целевого бюджетного финансирования на них распространяются положения бюджетного законодательства о санкциях за нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, в случае если информация о государственных закупках и заказах является существенной для характеристики финансового положения организации, то она подлежит раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (п. 18 ПБУ 13/2000).

Во-вторых, рассматриваемая в данной статье методика учета и налогообложения не распространяется также на учет средств (в том числе бюджетных), получаемых по договорам, предусматривающим безусловную обязанность организации возвратить полученные средства. Учет получения средств в рамках таких договоров регламентируется ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Вместе с тем, согласно п. 17 ПБУ 13/2000, если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученного бюджетного кредита и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000.

Поступление средств целевого бюджетного финансирования отражается на счете 86 «Целевое финансирование» в зависимости от учетной политики организации. Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 организация имеет право выбора между двумя способами учета поступления целевого финансирования:

1. По мере фактического получения ресурсов (Дебет 51, 55, 10, 08,... Кредит 86);

2. По мере возникновения уверенности в получении бюджетных средств (Дебет 76 Кредит 86, далее при получении ресурсов - Дебет 51, 55, 10, 08,... Кредит 76).

Аналогично если целевое финансирование предоставляется не в виде перечисления денежных средств непосредственно на счета предприятия, а на счета третьих лиц (поставщиков, прочих контрагентов), то в учете отражается задолженность по целевому финансированию и погашение задолженности перед поставщиками: Дебет 60, 76 Кредит 86 (76).

В отличие от действовавшего до 2000 года порядка средства целевого финансирования списываются со счета 86 на увеличение финансовых результатов организации, а затраты, произведенные за счет бюджетных средств, отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе расходов организации.

Следует подчеркнуть, что порядок учета в ПБУ 13/2000 основан на допущении временной определенности (п. 6 ПБУ 1/98) и принципе соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99). Так, если организация осуществляет капитальные вложения или текущие расходы, то целевое финансирование признается доходами вне зависимости от того, были ли на момент признания расходов уже оплачены счета поставщиков. Аналогично при перечислении полученных средств поставщикам (исполнителям) авансом внереализационные доходы не отражаются до фактического признания расходов.

И еще одно очень важное замечание. Учитывая принцип соответствия доходов и расходов, внереализационные доходы от целевого финансирования должны признаваться не при начислении амортизации, отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, начислении оплаты труда и признании других расходов, как того требует п. 9 ПБУ 13/2000, а при признании этих расходов в отчете о прибылях и убытках.

Например, при отпуске материалов в производство часть расходов может не быть признана в отчете о прибылях и убытках при наличии незавершенного производства. Тогда признание внереализационных доходов в полном объеме приведет к дисбалансу доходов и расходов и искажению финансовых результатов нескольких отчетных периодов.

Таким образом, признание расходов в бухгалтерском учете не является достаточным основанием для отражения внереализационных доходов: определяющим фактором, на взгляд автора, должно являться признание расходов в отчете о прибылях и убытках. Поэтому в примерах в данной статье делается допущение, что признанные в бухгалтерском учете расходы признаются в том же периоде и в отчете о прибылях и убытках (отсутствует незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.п.).

В случае если организация будет отступать от предложенного порядка, то помимо искажения финансовых результатов дополнительно усложнится и ведение бухгалтерского учета, поскольку будет необходимо также отражать временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Так, в общем случае при получении бюджетного финансирования не возникает ни постоянных, ни временных разниц, так как не увеличиваются доходы ни в бухгалтерском учете, ни в налоговом (см. далее раздел о налоге на прибыль). Впоследствии в налоговом учете расходы, произведенные за счет целевого финансирования, не будут признаваться. В бухгалтерском учете при признании расходов на такую же сумму будут отражаться и внереализационные доходы, за счет чего окончательный финансовый результат в бухгалтерском учете не изменится. Поэтому снова не возникнет ни постоянных, ни временных разниц. Однако если часть расходов будет учтена в незавершенном производстве, а доходы будут отражены полностью, то в периоде признания доходов бухгалтерская прибыль будет больше налоговой базы, а следующем периоде - меньше. Это потребует отражать налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства согласно пп. 12 и 15 ПБУ 18/02.

Итак, перейдем к методике дальнейшего учета целевого финансирования, установленной ПБУ 13/2000. Момент списания сумм со счета 86 зависит от вида расходов, на финансирование которых поступили данные средства (п. 9 ПБУ 13/2000).

1. Приобретение амортизируемых активов (основных средств, нематериальных активов, предметов лизинга), а также осуществление иных капитальных вложений (достройка, реконструкция, модернизация амортизируемых основных средств и т.п.).

При получении бюджетных средств на осуществление данных расходов целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию.

После признания расходов (начисления амортизации по объектам, приобретенным за счет средств целевого финансирования, либо полученным в виде целевого финансирования) суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», списываются в сумме, соответствующей амортизации, на счет 91 в качестве внереализационных доходов. Таким образом, на конец отчетного периода к балансовой прибыли будут присоединены суммы средств, израсходованных на оплату расходов, в частности на приобретение ценностей, стоимость которых была в течение этого отчетного периода перенесена на издержки производства и обращения. Тем самым достигается компенсация произведенных затрат, поскольку они реально производились не за счет средств организации. Остатки средств, не компенсирующих произведенные затраты, отражаются в качестве доходов будущих периодов до осуществления соответствующих расходов.

Пример . ОАО «Кемерово» 17 апреля 2002 года получило бюджетные средства в размере 1200000 руб. на приобретение фильтров для основного производства:

Дебет 55 Кредит 86 - 1200000 руб.

12 мая 2002 года были приобретены ленточные вакуум-фильтры стоимостью 1200000 руб. (в т.ч. НДС - 200000 руб.):

Дебет 60 Кредит 55 - 1200000 руб. - оплата поставщику; Дебет 08 Кредит 60 - 1000000 руб. - стоимость фильтров; Дебет 19 Кредит 60 - 200000 руб. - сумма НДС;

Дебет 86 Кредит 19 - 200000 руб. - сумма НДС списана за счет целевого финансирования (см. далее раздел о налоге на добавленную стоимость).

Дебет 01 Кредит 08 - 1000000 руб. - основные средства введены в эксплуатацию; Дебет 86 Кредит 98 - 1000000 руб. - средства целевого финансирования отражены в составе доходов будущих периодов (п. 9 ПБУ 13/2000).

Организация определяет срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Однако в этом документе нет данного объекта, поэтому необходимо обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359) вакуум-фильтрам ленточным соответствует код 142919327. В соответствии с Классификацией коды 142919000 («Машины и оборудование прочего назначения») относятся к пятой группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Организация принимает решение установить срок полезного использования по объекту в размере 100 месяцев (8 лет и 4 месяца).

Соответственно, начиная с июля 2002 года сумма ежемесячно начисляемой амортизации составит 1000000/100 = 10000 руб. (линейный способ амортизации). Такая же сумма должна быть согласно п. 9 ПБУ 13/2000 отражена и в составе внереализационных доходов:

Дебет 25 Кредит 02 - 10000 руб. Дебет 98 Кредит 91 - 10000 руб.

После полного погашения стоимости актива счет 98 «Доходы будущих периодов» будет закрыт. Если выбытие объекта основных средств произойдет ранее начисления амортизации в полном объеме (по причине продажи, ликвидации и т.п.), то остаток на счете 98 «Доходы будущих периодов» также должен быть списан в соответствующем отчетном периоде. По причине морального износа фильтры были списаны 19 июля 2004 года. Срок фактического использования - 25 месяцев, сумма начисленной амортизации - 250000 руб., остаточная стоимость - 750000 руб.:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 - 1000000 руб. Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 250000 руб.

Дебет 91 субсчет «Операционные расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 750000 руб.

Дебет 98 Кредит 91 субсчет «Внереализационные доходы» - 750000 руб.

2. Приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации

Особые правила установлены ПБУ 13/2000 в отношении учета целевого финансирования, полученного на осуществление капитальных расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. В этом случае внереализационные доходы признаются в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств.

Пример. Организации выделен земельный участок в собственность для расширения производства - строительства нового цеха. Согласно п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» земельные участки не подлежат амортизации.

Оценка полученного земельного участка должна быть осуществлена в соответствии с п.6 ПБУ 13/2000, то есть исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. При невозможности определения стоимости участка таким образом, на наш взгляд, целесообразно оценить его по рыночной стоимости согласно п. 10 ПБУ 6/01.

Величина средств целевого финансирования, соответствующая оценке земельного участка и отраженная на счете 98 «Доходы будущих периодов», будет списываться на счет 91 в составе внереализационных доходов по мере начисления амортизации по построенному зданию цеха.

Пример. Организации администрацией города выделяются средства на реконструкцию жилого фонда (общежития для работников), не являющегося амортизируемым имуществом (доход от предоставления общежития работникам не извлекается).

В данном случае правила, установленные ПБУ 13/2000, не могут быть применены, поскольку затраты на реконструкцию должны будут увеличить стоимость неамортизируемого актива и расходы в отчете о прибылях и убытках не будут признаны. В такой ситуации, на наш взгляд, внереализационные доходы следует признать в том периоде, в котором организация выполнит условия предоставления целевых средств - осуществит реконструкцию жилого фонда. Этот вывод следует из абз. 4 п. 9 ПБУ 13/2000 в его понимании исходя из п. 19 МСФО 20 «Учет правительственных субсидий», на основании которого и было разработано Положение. Отнесение бюджетных средств на увеличение капитала ПБУ 13/2000 не предусмотрено.

3. Приобретение материалов, товаров и прочих оборотных активов

В случае приобретения оборотных активов, не подлежащих амортизации, для осуществления текущих расходов целевое финансирование согласно п. 9 ПБУ 13/2000 признается в качестве доходов будущих периодов в момент их принятия к бухгалтерскому учету.

В дальнейшем внереализационные доходы признаются при отпуске материально- производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг) и при прочем выбытии таких активов.

Пример. ЗАО «Лабинский элеватор» выделило бюджетные средства в размере 1800000 руб. на приобретение:

1. Химических препаратов для обработки запасов на сумму 600.000 руб. (в т.ч. НДС 100.000 руб.);

2. ГСМ для эксплуатации техники на сумму 450000 руб. (в т.ч. НДС 75000 руб.);

3. Строительных материалов на сумму 750000 руб. (в т.ч. НДС - 125000 руб.) для ремонта (270000 руб.) и реконструкции (480000 руб.) производственных мощностей.

Операции отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: Дебет 55 Кредит 86 - 1800000 руб. - поступили бюджетные средства; Дебет 60 Кредит 55 - 1800000 руб. - оплачены счета поставщиков;

Дебет 10 Кредит 60 - 1500000 руб. - поставлены на учет товарно-материальные запасы;

Дебет 19 Кредит 60 - 300000 руб. - выделен НДС;

Дебет 86 Кредит 19 - 300000 руб. - НДС списан за счет целевого финансирования (см. далее раздел о налоге на добавленную стоимость);

Дебет 86 Кредит 98 - 1500000 руб. - средства целевого финансирования отражены в составе доходов будущих периодов.

По итогам отчетного периода было отпущено в производство химических препаратов на сумму 450000 руб. и ГСМ на сумму 200000 руб.:

Дебет 20 Кредит 10 - 650000 руб. Дебет 98 Кредит 91 - 650000 руб.

Оставшаяся часть химических препаратов (на сумму 50000 руб.) была реализована заказчикам услуг элеватора по себестоимости для обработки их продукции препаратами на давальческой основе:

Дебет 62 Кредит 91 - 60000 руб. - отражена реализация; Дебет 91 Кредит 68 - 10000 руб. - отражен НДС;

Дебет 91 Кредит 10 - 50000 руб. - списаны материалы; Дебет 98 Кредит 91 - 50000 руб.

Для ремонта производственных мощностей было отпущено строительных материалов на сумму 150000 руб., а на реконструкцию - 350000 руб.:

Дебет 25 Кредит 10 - 150000 руб. Дебет 98 Кредит 91 - 150000 руб. Дебет 08 Кредит 10 - 350000 руб.

Поскольку затраты на реконструкцию представляют собой капитальные расходы, целевое финансирование будет отражаться в составе внереализационных доходов только по мере начисления амортизации по объекту после проведения реконструкции (см. порядок выше). Заметим также, что если подходить к выполнению ПБУ 13/2000 буквально, то и проводку Дебет 86 Кредит 98 на сумму, полученную для приобретения материалов для реконструкции (480000 руб.), следует отразить не в момент приобретения материалов, а только после окончания реконструкции. Однако с точки зрения отчетности этот вопрос может быть принципиален, лишь если организация отражает остаток целевого финансирования не по статье «Доходы будущих периодов», а обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства» (п. 20 ПБУ 13/2000).

Итого по итогам отчетного периода материалы отпущены на осуществление текущих расходов на сумму 850000 руб., отражены внереализационные доходы в размере 850000 руб.

4. Осуществление прочих текущих расходов

При получении целевого финансирования на осуществление текущих расходов без приобретения материальных ценностей: начисление заработной платы, на приобретение работ и услуг, наоплату процентов по заемным средствам, полученным на пополнение оборотных средств, и т.д. - доходы будущих периодов признаются в периоде отражения задолженности перед поставщиками, исполнителями, работниками и т.д.

Сумма доходов будущих периодов согласно п. 9 ПБУ 13/2000 будет списываться во внереализационные доходы по мере признания соответствующих расходов. При этом, очевидно, момент списания целевого финансирования на доходы будущих периодов и доходов будущих периодов на внереализационные доходы, как правило, будет совпадать.

Исключение составляют случаи, когда работы (услуги) и заработная плата начисляются при осуществлении капитальных расходов - в такой ситуации доходы будут признаваться по мере начисления амортизации (см. выше). На наш взгляд, для сохранения соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 13/2000) аналогичного принципа следует придерживаться и при отражении полученных работ (услуг) и начисленной оплаты труда в составе расходов будущих периодов.

5. Финансирование расходов (покрытие убытков) прошлых периодов

Как и до вступления в силу ПБУ 13/2000, бюджетные средства, предоставленные организации на финансирование расходов (покрытие убытков), понесенных в предыдущие отчетные периоды, увеличивают внереализационные доходы отчетного периода без отражения доходов будущих периодов.

Зачастую организации известно, что убытки, полученные ею в одном периоде, будут в той или иной степени компенсированы государством в последующих периодах. В таких случаях указанный порядок учета применим, если организация признает целевое финансирование только по мере его фактического получения (п. 7 ПБУ 13/2000) или если в периоде признания расходов не имеется достаточной уверенности в получении и/или размере государственной помощи.

Пример . МУП «Гортранс» получает из бюджета города целевое финансирование на покрытие убытков от предоставления транспортных услуг населению по регулируемым тарифам, а также на социальные нужды работников.

По итогам года на социальные нужды работников предприятием осуществлено текущих расходов на сумму 900000 руб. На финансирование этих расходов в бюджете города была заложена сумма 500000 руб. Если организация в соответствии с учетной политикой признает целевое финансирование по мере получения средств, то внереализационные доходы не будут отражаться до фактического получения государственной помощи:

Дебет 55 Кредит 86 - 500000 руб. - получены бюджетные средства; Дебет 86 Кредит 91 - 500000 руб. - отражено погашение убытков.

В противном случае внереализационные доходы должны отражаться в периоде осуществления расходов, а получение бюджетных средств - в соответствующем периоде в погашение задолженности (п. 7 ПБУ 13/2000).

Дебет 29 Кредит 10, 60, 70,... - 900000 руб.; Дебет 86 Кредит 76 - 500000 руб.;

Дебет 76 Кредит 91 - 500000 руб.; Дебет 55 Кредит 76 - 500000 руб.

Убытки от оказания транспортных услуг по итогам периода составили 3200000 руб. Поскольку в нашем примере на момент составления отчетности предприятию доподлинно неизвестно, какая величина убытков будет компенсирована бюджетом, целевое финансирование в бухгалтерском учете и отчетности не признается (п. 5 ПБУ 13/2000). Впоследствии при получении государственной помощи погашение убытков будет отражено в порядке, изложенном выше.

Вместе с тем, как правило, бюджет города ранее компенсировал около 70% убытков предприятия, но не более 2000000 руб. Если организация рассматривает вероятность получения бюджетных средств в размере 2000000 руб. как высокую, то она должна отразить условный актив в этой сумме в пояснительной записке к отчетности без отражения его в балансе и на счетах бухгалтерского учета (п. 11 ПБУ 13/2000 и п. 23 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»).

Ведение учета при возврате целевого финансирования

Важной особенностью целевого финансирования является то, что бюджетные средства подлежат возврату в случаях их неиспользования в установленные сроки, а также при их нецелевом использовании бюджетополучателем (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет:

1. Наложение штрафов на должностных лиц организации (от 40 до 50 МРОТ), на организацию (от 400 до 500 МРОТ) в соответствии со ст. 15.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ;

2. Изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ;

3. При наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Ответственность за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов установлена в ст. 73 Федерального закона о федеральном бюджете на 2003 год.

Порядок ведения бухгалтерского учета при возврате бюджетных средств зависит от даты возникновения обстоятельств, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в качестве бюджетных средств.

Если организация должна возвратить ресурсы, признанные в качестве бюджетных средств ранее в этом же году, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи (п. 13 ПБУ 13/2000).

Пример . В течение 9 месяцев 2002 года ФГУП «НПБС» получило из бюджета целевое финансирование на сумму 1200.000 руб. Из них 11200000 руб. было использовано на осуществление капитальных вложений (введены в эксплуатацию, начислено амортизации на сумму 400000 руб.) и 800000 руб. - на текущие расходы. Проведенная проверка показала, что 2300000 руб. бюджетных средств были использованы не по целевому назначению, в т.ч. 300000 руб. - в части текущих расходов.

Организация должна сделать следующие исправительные записи: Дебет 86 Кредит 76 - 2300000 руб.

Дебет 86 Кредит 98 - сторно - 2000000 руб. Дебет 86 Кредит 98 - сторно - 300000 руб. Дебет 98 Кредит 91 - сторно - 400000 руб. Дебет 98 Кредит 91 - сторно - 300000 руб.

Если же организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то согласно п. 14 ПБУ 13/2000 на сумму, подлежащую возврату, производится запись в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату.

При этом в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов.

А если бюджетные средства были получены на финансирование текущих расходов и сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.

Пример . Используем данные предыдущего примера. При этом допустим, что все приведенные в примере показатели были сформированы по итогам 2002 года, а нецелевое использование бюджетных средств было обнаружено в середине 2003 года (то есть уже после того, как отчетность за 2002 год была сформирована).

Организация должна сделать следующие бухгалтерские записи:

Дебет 86 Кредит 76 - 2000000 руб. - отражается задолженность по возврату бюджетных средств в части капитальных вложений;

Дебет 98 Кредит 86 - 1600000 руб. - отражаются несписанные суммы доходов будущих периодов в части капитальных вложений;

Дебет 91 Кредит 86 - 400000 руб. - признанные ранее доходы в части капитальных вложений отражаются в составе убытков прошлых лет;

Дебет 91 Кредит 76 - 300000 руб. - признанные ранее доходы в части текущих расходов отражаются в составе убытков прошлых лет с отражением задолженности по их возврату (в данном случае было бы более удобно, хотя и не в полном соответствии с п. 14 ПБУ 13/2000, отразить первой проводкой всю задолженность - 2300000 руб., а последнюю отразить по аналогии с капитальными вложениями - Дебет 91 Кредит 86).

В расшифровке к отчету о прибылях и убытках отраженные по дебету счета 91 суммы показываются в составе внереализационных расходов по статье «Убытки прошлых лет» (п. 21 ПБУ 13/2000).

Отражение целевого финансирования в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской отчетности информация о целевом финансировании раскрывается в следующем порядке.

В балансе остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства» (п. 20 ПБУ 13/2000).

Ранее в рекомендуемой форме баланса (утв. приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н) имелась строка 450 «Целевые финансирования и поступления». Однако эта строка с 2000 года должна была использоваться только некоммерческими организациями (пп. 47, 94 и 101 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н)).

Согласно п. 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 № 67н, в отчетности за 2003 год этот порядок остается неизменным: в III разделе баланса неизрасходованная сумма средств целевого финансирования отражается только некоммерческими организациями.

В отношении коммерческих организаций сохраняются аналогичные правила: если на конец отчетного периода средства целевого финансирования фактически не были израсходованы, то неизрасходованная сумма средств целевого финансирования должна оставаться в учете на счете 86, однако в отчетности ее следует отражать по строке 640 «Доходы будущих периодов» или по отдельной строке (например, 670 «Неиспользованные средства целевого финансирования»).

Выбор того или иного варианта определяется требуемой степенью информативности отчетности. Например, при выборе первого варианта по строке «Доходы будущих периодов» будут учитываться как уже использованные, так и неиспользованные средства целевого финансирования.

В отчете о прибылях и убытках бюджетные средства, признанные доходами отчетного периода, отражаются согласно п.21 ПБУ 13/2000 в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно. На наш взгляд, целесообразно выделить такие поступления в отчете или расшифровке к нему отдельной строкой.

Также операции по получению и расходованию бюджетных средств отражаются в отчете об изменениях капитала, отчете о движении денежных средств и в разделе «Государственная помощь» приложения к бухгалтерскому балансу. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) может представляться только некоммерческими организациями (п.4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н).

Кроме того, в пояснительной записке согласно п. 22 ПБУ 13/2000 должна быть раскрыта как минимум следующая информация в отношении полученных бюджетных средств:

  • характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • назначение и величина бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды (к прочим формам государственной помощи согласно п.

  • 18 ПБУ 13/2000 относится предоставленная организации материальная выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также материальная выгода, которая не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки));
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

  • Особенности бухгалтерского учета внебюджетного целевого финансирования

    Несмотря на то что ПБУ 13/2000 было введено с отчетности за 2001 год, аналогичная методика учета должна была применяться и в 2000 году. Согласно п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, вступивших в силу с отчетности за 2000 год, остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования отражаются по группе статей «Доходы будущих периодов». Уменьшение этих остатков осуществляется по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов (при отпуске на цели деятельности организации материально- производственных запасов, приобретенных за счет целевых средств; начислении амортизации по имуществу, приобретенному за счет указанных средств; завершении и сдаче научно- исследовательских работ и пр.).

    По существу, данный порядок учета практически полностью совпадал с порядком учета государственной помощи, установленным ПБУ 13/2000.

    Вместе с тем приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности были признаны утратившими силу. При этом не было учтено, что указанные Методические рекомендации давали ответы на многие вопросы, так и не урегулированные положениями по бухгалтерскому учету. Одним из таких вопросов является порядок учета целевого финансирования, поступающего из внебюджетных источников - от организаций и физических лиц.

    Согласно п. 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерского учету. Таким образом, предполагается, что в условиях правовой неопределенности именно действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету должны стать основой для определения учетной политики по аналогии.

    Поэтому, на взгляд автора, в рассматриваемой ситуации логически и методологически правильным является применение порядка учета, полностью аналогичного учету бюджетного целевого финансирования. Это относится как к основному принципу учета таких средств - отражению доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках без использования добавочного капитала, - так и к особенностям ведения учета, определенным ПБУ 13/2000 (в отношении момента признания сумм целевого финансирования доходами будущих периодов; наличия уверенности в получении средств и выполнении условий; порядка отражения средств целевого финансирования, если на конец отчетного периода произведены только кассовые расходы; особенностей учета при возврате целевого финансирования; отражения информации о целевом финансировании в бухгалтерской отчетности и т.п.).

    Налогообложение при получении и использовании целевого финансирования

    Налог на добавленную стоимость

    Получение средств в виде целевого финансирования не приводит к возникновению базы по налогу на добавленную стоимость, если только эти средства непосредственно не связаны с реализацией подлежащих налогообложению товаров (работ, услуг) (см. подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Доказать отсутствие такой связи (если ее, конечно, нет), как правило, не составляет труда. Напомним также, что согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации заключенных налогоплательщиком сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика.

    Расходы, на осуществление которых организация получает целевое финансирование, как правило, включают в себя налог на добавленную стоимость. В этом случае возникает вопрос, каким образом его следует учитывать. Рассмотрим два варианта: получение целевого финансирования из бюджета и от третьих лиц.

    В первую очередь следует отметить, что главой 21 НК РФ формально не установлено запрета на вычет налога по расходам, оплаченным за счет целевого финансирования независимо от его источников.

    Однако налоговые органы твердо придерживаются мнения, что НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет средств целевого бюджетного финансирования, вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника (пп. 32.1 и 33.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, утв. приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447). Исключение составляют ситуации, когда бюджетные средства получаются на возвратной основе (фактически представляют собой заемные средства).

    Таким образом, Методическими рекомендациями также формально не запрещается принимать к вычету НДС по целевому финансированию, полученному не из бюджета. Однако существует вероятность, что налоговые органы не примут данный аргумент как обоснование возможности зачета НДС. В этом случае, по нашему мнению, ввиду специфики целевого финансирования вероятность отстоять в судебном порядке возможность принятия налога на добавленную стоимость к вычету также не очень высока.

    Относительно учета НДС по расходам за счет средств целевого финансирования, если организация не принимает его к вычету. Согласно п. 32.1 указанных Методических рекомендаций налоговые органы считают, что суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств целевого бюджетного финансирования на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников (то есть списываются со счета 19 в дебет счета 86 «Целевое финансирование»). Как уже указывалось, данный пункт распространяется только на бюджетное финансирование. Однако налоговые органы вполне могут требовать его распространения и на прочие виды целевого финансирования.

    Как ни странно, Министерство финансов придерживается аналогичной позиции в отношении учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина РФ от 20.10.2000 № 04-03-11, от 11.01.2000 № 04-03-11 и т.п.). Вместе с тем эти письма принадлежат Департаменту налоговой политики Минфина, а не Департаменту методологии бухгалтерского учета, в компетенцию которого входит регламентация ведения бухгалтерского учета. Все доступные разъяснения этого департамента принадлежат к периодам до 2000 года, когда методология учета целевого финансирования была совершенно иной. На наш взгляд, списание НДС за счет целевого финансирования в разрезе методологии бухгалтерского учета некорректно.

    Так, поскольку в рассматриваемом случае суммы НДС не возмещаются, то расходы по его уплате поставщикам представляют собой невозмещаемые суммы налога. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материальных ценностей, включаются в их стоимость наряду с прочими затратами по их приобретению (в этом случае суммы НДС ничем не отличаются от прочих обычных расходов в соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Поэтому, по нашему мнению, с точки зрения законодательства по бухгалтерскому учету суммы НДС, уплачиваемые при приобретении имущества, включаются в его стоимость, а суммы НДС, уплачиваемые по текущим расходам, относятся на счета затрат в составе расходов по обычным видам деятельности.

    С одной стороны, при применении варианта, предложенного налоговыми органами, уменьшается налоговая база по налогу на имущество в тех случаях, когда приобретается имущество, которое не освобождено от уплаты этого налога. Кроме того, применение данного метода означает, по-видимому, меньшую вероятность несогласия территориальной налоговой инспекции при проверке. С другой стороны, как было показано выше, данный вариант противоречит законодательству по бухгалтерскому учету, согласно которому суммы налога должны включаться в стоимость приобретенного имущества, и, кроме того, при его применении снижается величина чистых активов предприятия.

    Таким образом, у организации есть два варианта ведения учета:

    1. С отнесением сумм НДС на увеличение балансовой стоимости приобретаемых активов: o правильный с точки зрения бухгалтерского учета;

    O как правило, способствует улучшению показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия;

    O невыгодный с точки зрения налогообложения, если приобретаемый объект облагается налогом на имущество.

    2. С отнесением сумм на НДС на уменьшение целевого финансирования:

    O неправильный с точки зрения бухгалтерского учета;

    O как правило, способствует ухудшению показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия;

    O выгодный с точки зрения налогообложения, если приобретаемый объект облагается налогом на имущество.

    В дальнейшем при реализации имущества, приобретенного с использованием бюджетного финансирования, налоговая база согласно п. 33.3 Методических рекомендаций МНС РФ по главе 21 НК РФ определяется как разница между ценой реализуемого имущества без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

    Налог на прибыль

    Средства, поступающие в виде целевого финансирования, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль, только если основания их получения приведены в ст. 251 НК РФ. Рассмотрим наиболее характерные виды целевого финансирования, касающиеся коммерческих организаций, и последствия их получения.

    1. Целевое финансирование поперечню, приведенному в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

    В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования для целей налогообложения приравнивается ограниченный перечень поступлений, в частности гранты.

    Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • предоставление на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • предоставление на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным отчетом грантодателю о целевом использовании гранта;
  • предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923;
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов);
  • средства дольщиков и (или) инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные из следующих источников:

  • - Российского фонда фундаментальных исследований,
    - Российского фонда технологического развития,
    - Российского гуманитарного научного фонда,
    - Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
    - Федерального фонда производственных инноваций;
  • инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
  • В Кодексе не определено, что имеется в виду под капитальными вложениями производственного назначения, поэтому, на наш взгляд, согласно ст. 11 НК РФ следует руководствоваться постановлением Госкомстата РФ от 03.10.1996 № 123 «Об утверждении инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству».

    Данные поступления согласно НК РФ облагаются налогом на прибыль при неиспользовании их в течение одного календарного года с момента получения (в данном случае, по-видимому, имелся в виду не «календарный год», а «год» - согласно ст. 6.1 НК РФ календарным годом является период с 1 января по 31 декабря). Следует обратить внимание, что указанный порядок применяется вне зависимости от срока использования средств, установленного договором, поэтому при заключении соответствующих договоров с иностранными инвесторами целесообразно учитывать нормы НК РФ.

    Все вышеуказанные поступления подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае и в момент, когда получатель фактически использовал средства не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

    В отношении остальных средств целевого финансирования (кроме иностранных инвестиций и поступлений на обеспечение радиационной и ядерной безопасности) ни Кодексом, ни Методическими рекомендациями МНС РФ по применению главы 25 НК РФ не установлено, подлежат ли они налогообложению (и если подлежат, то когда) при неиспользовании в установленный договором срок. Но согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению. В связи с этим налогоплательщик должен помнить о том, что у налоговых органов может возникнуть мнение, что рассматриваемые поступления не будут увеличивать налогооблагаемую прибыль только в том отчетном периоде, в котором они были использованы по назначению. На взгляд автора, отстоять противоположный вывод может быть достаточно проблематично, поэтому целесообразно стремиться использовать все средства целевого финансирования и целевые поступления в течение того же периода (по крайней мере налогового), в котором они были получены.

    Рассмотрим вопросы налоговой ответственности за нецелевое использование и неиспользование в срок указанных средств целевого финансирования.

    Налоговые штрафы по факту нецелевого использования (неиспользования в срок) не подлежат уплате. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В данном случае за нецелевое использование (неиспользование в срок) средств, полученных в рамках целевого финансирования, Кодексом ответственность не предусмотрена. Это связано с тем, что гражданские правоотношения не являются предметом регулирования НК РФ, так как налогоплательщик совершает нецелевое использование средств (не использует их в срок) не в нарушение законодательства о налогах и сборах, а в нарушение договора с источником этих средств или в нарушение иного законодательства. Тем не менее НК РФ вводятся нормы, обязывающие налогоплательщиков уплачивать налоги в порядке и в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В частности, НК РФ установлена обязанность по уплате налога на прибыль с суммы средств целевого финансирования, использованных не по целевому назначению (не использованных в срок). И если налог не будет уплачен с этих сумм в установленный срок, налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ. Что касается пеней. В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, пени подлежат уплате, только если налогоплательщик не уплатил налог на прибыль в срок, например если налог не был уплачен в том периоде, в котором поступили средства целевого финансирования при отсутствии раздельного учета.

    2. Целевые поступления из бюджета бюджетополучателям (п. 2 ст. 251 НК РФ)

    Данное основание для исключения из налоговой базы распространяется не только на на бюджетные учреждения, а на все организации, получающие средства из бюджета (ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

    Налогообложение при получении целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ) в целом аналогично целевому финансированию (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), за исключением следующих аспектов:

    1) к целевым поступлениям не относятся поступления в виде подакцизных товаров, в том числе подакцизного минерального сырья (если организация получает целевые средства в виде подакцизных товаров и сырья (ст. 181 НК РФ), то эти поступления увеличивают налоговую базу в общеустановленном порядке);

    2) налогоплательщики, получившие целевое финансирование, при отсутствии раздельного учета должны включить суммы поступлений в налоговую базу (с даты их получения), в то время как налогоплательщики, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет, однако последствий его неведения Кодексом не установлено.

    3) если целевое финансирование, использованное не по целевому назначению, приводит к появлению налоговой базы, то к бюджетным средствам, использованным не по целевому назначению, согласно п. 14 ст. 250 НК РФ применяются нормы бюджетного законодательства РФ (см. выше раздел «Ведение учета при возврате целевого финансирования»).

    Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевых поступлений или целевого финансирования, по окончании налогового периода должны представить в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной приказом МНС России от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций»

    3. Прочие виды целевого финансирования

    В ст. 251 НК РФ приведено еще несколько случаев, когда поступления, сходные по характеру с целевым финансированием (безвозмездно и на определенные цели), не приводят к появлению подлежащих включению в налоговую базу доходов, в частности:

    1) в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями объектов сельскохозяйственного назначения, построенных за счет средств бюджетов всех уровней (подп. 19 п. 1 ст. 251 НК РФ);

    2) в виде имущества, безвозмездно полученного образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ);

    3) в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (подп. 26 п.1 ст. 251 НК РФ).

    Последний пункт можно выделить особо. Дело в том, что унитарные предприятия могут получать средства на безвозмездной и безвозвратной основе не только из бюджетов всех уровней, но и из иных источников по решению собственника имущества унитарного предприятия (из централизованных фондов министерств и ведомств, от вышестоящих организаций и предприятий и т.п.).

    Аналогично всем прочим видам целевого финансирования в этом случае поступления не включаются в налоговую базу. Однако в отличие от всех прочих видов целевого финансирования в этом случае Кодексом формально не установлены основания для исключения из налоговой базы произведенных на средства целевого финансирования расходов.

    Так, в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации, в частности:

    Имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (кроме имущества, полученного при приватизации);

    Имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подп.14, 19, 22 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса (то есть все перечисленные выше случаи, кроме средств, полученных унитарным предприятием по решению собственника).

    В первоначальной редакции НК РФ указывалось, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное за счет средств бюджетного финансирования, только в части стоимости, приходящейся на величину этих средств. Однако исходя из новой редакции главы 25 НК РФ получается, что сколько бы налогоплательщик не затратил собственных средств на приобретение имущества, если он получил хоть небольшую помощь из бюджета, то амортизировать приобретенный объект он уже не может.

    К счастью, налоговые органы пока заняли благоприятную для налогоплательщиков позицию, указав в Методических рекомендациях по главе 25 НК РФ, что при приобретении (создании) имущества с использованием бюджетных средств целевого финансирования амортизация начисляется на стоимость имущества, приобретенного (созданного) налогоплательщиком за счет собственных средств.

    Вместе с тем налоговые органы при проверке могут не распространять это уточнение на иные средства целевого финансирования, помимо бюджетных. По убеждению автора, такой порядок ни в коей мере не согласуется с принципами налогообложения прибыли и налогообложения вообще и поэтому не подлежит применению. Если налоговые органы будут с этим не согласны, налогоплательщику, столкнувшемуся с этими проблемами, безусловно, следует обращаться в арбитражный суд.

    На наш взгляд, изложенный выше принцип в полной мере распространяется и на остальные расходы налогоплательщика, помимо амортизации, произведенные за счет полученных средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые не приводят к увеличению налоговой базы.

    Руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон

    Дата : 2003

    Место публикации : издание «Новое в бухгалтерском учете и отчетности». 2003

    АКГ «Интерэкспертиза» просит вас при использовании публикаций иметь в виду, что:

  • статья представляет собой мнение автора, согласованное во всех существенных отношениях с мнением Экспертного совета АКГ «Интерэкспертиза» на момент её подготовки;
  • мнение автора не всегда совпадает с мнением официальных органов;
  • необходимо помнить, что законодательство или правоприменительная практика могли измениться с момента выпуска данной статьи;
  • все вопросы, рассмотренные в статье, носят общий характер и не предназначены для непосредственного использования в практической деятельности без согласования всех конкретных обстоятельств дела с профессиональными консультантами.
  • С учетом средств целевого финансирования сталкиваются многие современные коммерческие компании, производственные предприятия и некоммерческие организации. Источником получение целевых средств могут выступать как государственные органы, так и специализированные фонды и даже физические лица.

    Для отражения таких операций используется 86 счет бухгалтерского учета. В статье мы подробно поговорим о том, что такое целевое финансирования и каким образом отражать целевые средства в проводках.

    Под целевым финансированием понимают выделение предприятию средств, цель использования которых строго определена, а процедура использования контролируема. Задачи, на решение которых возможно использование средств, оговариваются и согласовываются субъектом, который является источником финансирования.

    Основными целями для выделения средств являются:

    • научно-исследовательские работы;
    • капитальное строительство;
    • целевые мероприятия (например, рекламная компания, направленная на продвижение услуг организации на рынке);
    • развитие нового направления деятельности предприятия.

    Использование средств осуществляется исключительно для реализации целевых проектов и проведения утвержденных мероприятий.

    Различают целевое финансирование за счет бюджета и выделение средств за счет негосударственных фондов.

    К основным видам ассигнований из государственного бюджета относят субсидии (например, на компенсацию оплаты коммунальных услуг для населения), трансферты на капитальное строительство, а также средства для поддержки проведения научно-исследовательских работ. Отличительной особенностью государственного целевого финансирования является безвозвратность перечисляемых средств.

    Средства, получаемые из негосударственных источников, могут выделяться в виде:

    • грантов и стипендий (например, на развитие научной деятельности, поддержки искусства);
    • инвестиций по результатам учрежденного конкурса;
    • вложений иностранных компаний.

    Средства, получаемые от коммерческих организаций, как и государственное целевое финансирование, оформляются соответствующим договором. В заключенном соглашении фиксируются условия, выполнение которых необходимо для получения средств, а также их целевая направленность.

    Субсчета 86 счета

    Всего на счете 86 обычно выделяют два субсчета:

    Типовые проводки по учету средств целевого назначения

    Для обобщения информации о средствах и операциях целевого назначения используют счет 86. Основные операции по учету целевого финансирования рассмотрим на примерах.

    Целевое финансирование некоммерческой организации

    Допустим:

    НКО «Благодать» была получена оргтехника с целью автоматизации работы и упрощения документооборота. Согласно отчета об оценке, рыночная стоимость полученной оргтехники составила 174 500 руб.

    В учете НКО «Благодать» были сделаны такие проводки по 86 счету:

    02.10.2015 НКО «Благодать» безвозмездно получены строительные материалы. Цель их использования — ремонт помещений в медицинском учреждении. Стоимость стройматериалов — 294 800 руб.

    Операция была отражена в учете НКО «Благодать» таким образом:

    Государственное финансирование производственного предприятия

    Рассмотрим пример:

    ООО «Статус Плюс» получены средства из государственного бюджета в сумме 3 985 000 руб. Цель использования средств — приобретение земельного участка для строительства полиграфической фабрики (срок строительства — 1 год). 24.01.2015 средства были зачислены на расчетный счет ООО «Статус Плюс».

    Бухгалтер ООО «Статус Плюс» отразил операции в проводках так:

    Дт Кт Описание Сумма Документ
    76 Отражение задолженности по предоставлению средств целевого назначения 3 985 000 руб.
    76 Поступление средств на расчетный счет ООО «Статус Плюс» 3 985 000 руб. Банковская выписка
    08 60 Отражение стоимости приобретенного земельного участка 3 985 000 руб. Договор купли-продажи
    01 08 Поступление земельного участка в состав основных средств 3 985 000 руб. Договор купли-продажи, акт приема-передачи
    98.2 Отражение целевого финансирование в составе доходов будущих периодов 3 985 000 руб. Договор на получение средств целевого назначения
    98.2 91.1 Учет ежемесячных прочих доходов (3 985 000 руб. / мес.) 362 272 руб. Договор на получение средств целевого назначения, договор купли-продажи земельного участка

    Выделенные из бюджетных средств или поступившие от сторонних лиц активы, назначение которых строго определено, формирует счет 86 «Целевое финансирование». Анализ записей позволяет определить источники образования финансов и результат их использования.

    86 счет бухгалтерского учета

    У юридических лиц данные о денежных поступлениях целевой направленности формирует счет 86 «Целевое финансирование». Полученные активы необходимо использовать на определенные запланированные цели.

    Условия зачисления финансовой помощи такого характера не предполагают возврата. Деньги поступают безвозмездно, учитываются, как собственные на балансе предприятия. Однако при нарушении условий расходования средств или невыполнении их может быть образована кредиторская задолженность перед источниками поступления. При этом нередко допускается необходимость возврата.

    Счет 86 может фиксировать выделенные государством суммы или безвозмездные субсидии от прочих лиц. Но основной источник формирования активов ― средства бюджета, учет которых подчиняется правилам ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

    Полученные в качестве целевого финансирования средства могут быть использованы на обеспечение следующих целей:

    • финансирование предстоящих определенных затрат или покрытие полученных в результате убытков;
    • финансовое оздоровление предприятия за счет увеличения активов;
    • приобретение запасов, прочих материалов.

    Выделенные активы рассматриваются как целевое финансирование, если существует уверенность, что средства будут получены и израсходованы на конкретные цели. При этом не каждое оказание помощи сторонних лиц, направленное на улучшение текущей экономической ситуации, рассматривается как целевое финансирование. Под это определение не попадают следующие действия:

    • получение всех видов налоговых льгот ;
    • привлечение кредитов и прочих заемных средств;
    • операции, связанные с привлечением капитала от государства в работе организации.

    Счет 86 в балансе

    Ответ на вопрос, счет 86 активный или пассивный, зависит от заранее оговоренных условий предмета финансирования. План счетов 86 счет рассматривает как активно-пассивный. Хотя чаще всего сальдо записи носит кредитовый характер. В случае же перерасхода выделенных средств счет может иметь и дебетовое сальдо.

    Неизрасходованные средства 86 счет в бухгалтерском балансе отразит в пассивной части по строкам 1450 и 1550. При перерасходе выделенных средств целевой направленности используется строка актива 1190, куда относят прочие внеоборотные активы.

    Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта.

    Счет 86 «Целевое финансирование» проводки (пример записей коммерческой организации):

    • Дт 76 ― Кт 86 ―возникло соглашение о необходимости использования активов целевой направленности;
    • Дт 10, 50, 51 ― Кт 76 ― в качестве целевого учета оприходованы материалы, денежные ресурсы и прочие активы;
    • Кт 20, 26 ― Кт 10 ―в составе прочих расходов учтены поступившие материалы.

    Полученные из бюджета средства могут сразу же учитываться на счетах с появлением соответствующих записей, например:

    • Дт 50, 51 ― Кт 86 ― зачислена денежная помощь.

    Как закрывается 86 счет?

    Результат использования средств целевой направленности отражается по дебету счета 86. Сформированные записи будут зависеть от характера операций и действующей учетной политики. Оприходование имущества и материалов, которые поступили в рамках указанных условий, в коммерческих предприятиях отражается проводками:

    • Дт 86 ― Кт 98 ― полученные активы рассматриваются как доходы будущих периодов;
    • Дт 60 ― Кт 51 ― потрачены выделенные суммы в качестве отплаты поставщиками за предоставленные ценности;
    • Дт 10 ― Кт 60 ― материалы поставлены на приход;
    • Дт 20 ― Кт 10 ― списание материалов в расходы;
    • Дт 91 ― Кт 20 ―закрытие затратного счета.
    • Дт 98 ― Кт 91 ― полученные активы целевой направленности отражены как прочие доходы.

    За счет средств целевой направленности некоммерческие организации свои затраты могут покрывать напрямую:

    • Дт 86 ― Кт 20, 26 ― поступления направлены на расходы организации.

    Кроме того, полученные активы могут увеличить добавочный капитал:

    • Дт 86 ― Кт 83 ― использование некоммерческим субъектом вложенных средств.

    Как закрывается 86 счет в конце года? Если поступившие активы не получится использовать полностью, остаток по целевому финансированию будет учтен в пассиве баланса бухгалтерской отчетности. В ситуации, когда потребовалось на осуществление задачи меньше средств, чем было выделено, организация остаток денег учитывает, как прочий доход: Дт 86 ― Кт 91. В зависимости от действующих условий договора, может быть и осуществлен возврат денег: Дт 86 ― Кт 51.

    Аналитический учет активов, чье поступление связано с целевым финансированием, необходимо вести по каждому источнику поступлений. При необходимости к счету 86 открываются субсчета.

    Целевые финансирование и поступления - это средства, получен­ные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального на­значения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

    К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

    Источниками целевого финансирования являются:

      в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

      в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

    гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

    гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

    гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

      в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

      в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

      в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

      в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;

      в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

      в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

    Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.

    Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

    Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

    Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

    В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

    Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

      направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;

      используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

    ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

    1. по мере фактического получения бюджетных средств;

      при наличии следующих условий:

    имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;

    имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.

    Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.

    Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

    При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:

    Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

    Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

    Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

    При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:

    Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

    Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

    В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

    Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

    Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

    Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

    20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

    83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

    98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

    В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.

    При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».

    На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:

    Списание денежных средств за счет целевого финансирования

    С начальное - сумма неизрасходованных средств

    Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг

    Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц

    Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений

    Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д.

    Начисление средств целевого назначения унитарной организации

    Использование средств полученных в виде инвестиций

    Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер

    Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»

    Инструкция

    Откройте в бухгалтерском учете пассивный счет 86 «Целевые финансирования и поступления». Заведите к нему аналитические счета в разрезе источников финансирования по назначению целевых средств.

    Отразите поступление средств, сделав запись : Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 86 «Целевые финансирования и поступления».

    Оформите проводку при расходовании средств на содержание некоммерческой организации: Дебет счета 86 «Целевые финансирования и поступления», Кредит счета 20 «Основное производство» или счета 26 «Общехозяйственные расходы».

    Сделайте запись проводки при направлении бюджетных средств на финансирование расходов : Дебет счета 86 «Целевые финансирования и поступления», Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».

    Запишите бухгалтерскую проводку при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств: Дебет счета 86 «Целевые финансирования и поступления», Кредит счета 83 «Добавочный капитал».

    Ведите раздельный налоговый учет доходов и расходов целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В противном случае полученные средства необходимо включить в налогооблагаемый доход. Не учитывайте затраты, произведенные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    Отразите в бухгалтерском балансе коммерческой организации остаток средств целевого финансирования в составе долгосрочных обязательств, если они должны быть использованы в срок более двенадцати месяцев. Если целевое финансирование должно быть использовано в течение двенадцати месяцев, отразите их в составе краткосрочных обязательств бухгалтерского баланса.

    Включите средства целевого финансирования в состав капитала (раздел III баланса), если организация является некоммерческой. При составлении годовой отчетности такой организации оформите дополнительно отчет о целевом использовании полученных средств.

    Обратите внимание

    Расходуйте средства целевого финансирования в соответствии с утверждаемыми сметами по назначению, которое определяется источником этого финансирования.

    Источники:

    • Целевое финансирование и целевое поступление:методология учета

    Совет 2: Как получить целевое финансирование в 2019 году

    Большинство организаций получают финансирование целевого назначения за счет целевых фондов, бюджетных фондов и других источников. Для бюджетных организаций процесс получения финансирования урегулирован решениями Государственного Казначейства, а для хозяйственных предприятий правильное получение и использование бюджетных средств несколько затруднено.

    Вам понадобится

    • Убыточный финансовый результат.

    Инструкция

    Целевое финансирование не является доходом до тех пор, пока нет подтверждения его получения, то есть пока организация не выполнит все условия по . Доходом оно признается в течение того периода, когда были понесены расходы, имеющие отношение к выполнению условий получения целевого финансирования.

    Трудности возникают при получении финансирования на покрытие убытков, так как средства выделяются после окончания отчетного периода и составления финансовой отчетности. Если предусматривается получение средств, то расходы в отчетном периоде признавать неправильно, так как нарушается принцип соответствия доходов и расходов. Однако без предварительного определения убыточного финансового результата организация не получит средства на покрытие убытков.

    Получение точных данных о поступлении на покрытие убытков целевого финансирования, которые возникли в прошлых периодах, является событием, требующим изменения учетных оценок, а также внесения корректировок в отчетность после закрытия баланса. Поэтому чтобы получить , составьте уточняющую финансовую отчетность, предусмотрите отнесение расходов на сумму финансирования в состав расходов будущих периодов. После чего расходы перенесите в состав того периода, когда было получено финансирование.

    Видео по теме

    Обратите внимание

    Целевое финансирование в виде капитальных трансфертов не облагается налогом на прибыль, так как его получение не связано с видами деятельности организации, а направляется на реализацию экономического и социального развития страны.

    Полезный совет

    Налоговый кредит не может быть признан, если расходы на приобретение услуг или товаров понесены бюджетом, а не организацией.

    Отражение прибыли в балансе является конечным этапом подведения финансового результата деятельности предприятия. При этом учитываются все суммы расходов и доходов компании, зафиксированные в течение отчетного периода. Результат отражается на счете 99 «Прибыль и убытки».

    Инструкция

    Определите финансовый результат от основного вида деятельности предприятия. Для этого используется счет 90.5 «Прибыль от продаж». При этом сумма выручки отражается на кредите субсчета 90.1 «Выручка», а себестоимость и расходы реализации на дебете субсчетов 90.2, 90.3 и 90.4.

    Проведите реформацию баланса. Закройте по окончанию года внутренними записями все субсчета. Для этого дебетовый оборот субсчета 90.1 и кредитовый оборот субсчетов 90.2, 90.3, 90.4 и 90.5 необходимо списать на счет 90.9. Прочие доходы откройте в дебете, а прочие расходы в кредите и спишите на счет 91.9 «Сальдо».

    Отразите прибыль предприятия открытием дебета субсчета 90.9 и субсчета 91.9 в корреспонденции с кредитов счета 99 «Прибыль и убыток». Если финансовый результат показал отрицательное значение, то его необходимо отразить на дебете счета 99.

    Отразите сумму чистой прибыли счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 84 «Нераспределенная прибыль». После этого примите решение о ее распределении, которое должно быть подтверждено приказом руководителя или протоколом собрания учредителей. Если прибыль было решено направить на выплату дивидендов, то она отражается на дебете счета 84 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом» или 75.2 «Расчеты по выплате доходов». Для создания резервного капитала производится открытие кредита по счету 82 «Резервный капитал» и дебета по счету 84.

    Далее необходимо определить цель резерва и использовать его на покрытие убытков будущих периодов, выкуп собственных акций или погашение облигаций. Если необходимо довести уставной капитал до величины чистых активов, то прибыль переносится на дебет счета 80.

    В бухгалтерском балансе отражается стоимость имущества и обязательств организации по состоянию на определенную дату. При составлении этого документа необходимо также отразить расчеты по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды.