Объем государственных закупок. Госзакупки что это такое и как в них участвовать

«Закупки у единственного поставщика составляют 31,6%, закупки с применением «иных способов» — 62,7% от общего объема закупок (по количеству закупок. — РБК )», — приводит Минфин данные за первое полугодие. В прошлом году за этот же период объем закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ был выше — 48,4%, следует из доклада. Но его сокращение в этом году характеризуется соразмерным ростом объема закупок, осуществляемых «иными способами», — на 26,3% по сравнению с первым полугодием 2016 года. «Данная тенденция негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками», — подчеркивает в докладе Минфин.

Заказчики по 223-ФЗ применяют уже около 4,8 тыс. способов определения поставщика, но зачастую все сводится к закупкам у единственного поставщика, отмечает ведомство. Количество конкурентных закупок можно увеличить, если создать перечень конкурентных способов осуществления закупок и установить основные требования к проведению закупки указанными способами, считают авторы документа.

По сравнению с первым полугодием 2016 года вырос объем «закрытых» (секретных) закупок (с 308 млрд руб. в прошлом году до 376 млрд руб. в этом) и сократился объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (с 1,1 трлн до 0,9 трлн руб.). Согласно стратегии развития МСП до 2030 года, госкомпании у субъектов малого и среднего предпринимательства. Но предприниматели неоднократно жаловались на ограничения конкуренции в сфере госзакупок — госкомпании предъявляют необоснованные требования, а процесс добровольной сертификации могут намеренно затягивать в интересах других организаций.

Госзаказчики ищут единственного поставщика

Общий объем контрактов, заключенных по 44-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»), составил в первом полугодии 2,27 трлн руб., говорится в докладе (.pdf) Минфина. Госзакупки по 44-ФЗ более конкурентны: самым распространенным способом определения поставщика является электронный аукцион (55% от общего объема контрактов в первом полугодии 2017 года).

На втором месте по объему извещений — закупки у единственного поставщика, их доля в денежном выражении в первом полугодии достигла 31,5%, объем вырос на 35% относительно показателя 2016 года (количество самих контрактов сократилось на 2%, отмечает Минфин).

Общий объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком в первом полугодии 2017 года, составил 574 млрд руб. (в первом полугодии 2016 года этот показатель составлял 422 млрд руб., в первом полугодии 2015-го — 603 млрд руб.). Увеличение объема таких закупок авторы доклада связывают с ростом закупок по решениям президента России (на 56 млрд руб.), закупок коммунальных услуг (на 26 млрд руб.), энергоснабжения (на 33 млрд руб.).

Рост объема госзакупок у единственного поставщика — негативная тенденция, торги без конкуренции не соответствуют целям, которые ставятся перед 44-ФЗ, указывает профессор Института госслужбы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. «Закупка у единственного поставщика значит, что различными способами пытаются привести к одному поставщику, чтобы не было конкуренции. Увеличение доли таких закупок значит, что фактически торги не проводятся и, даже хуже, что коррупционная составляющая здесь по-прежнему сильна», — размышляет Пронина.

В апреле 2017 года правительство передало полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития Минфину. При госзакупках тратятся деньги бюджета, а значит, регулировать их надо Минфину и, следуя принципу одного окна, ему же отдать регулирование закупок госкомпаний, объяснял логику действий министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. Минфин сейчас активно ратует за введение казначейского сопровождения закупок, напоминает Пронина, и уже принял ряд поправок, направленных на улучшение управления расходами бюджета на госзакупки.

Рекорды и ошибки

При заполнении ежемесячных отчетов о закупках заказчики нередко допускают ошибки, указывает в докладе Минфин. При заполнении форм ежемесячной отчетности заказчики ошибочно меняют местами позиции «количество» и «сумма», указывают стоимость договоров не только в рублях, но и в тысячах рублей, не конвертируют стоимость контрактов в рубли или ведут ежемесячную отчетность с нарастающим итогом, отмечает ведомство. Из-за этого общие цифры по закупкам могут существенно искажаться, данные мониторинга могут быть не всегда репрезентативны.

Так, например, в список крупнейших заказчиков по 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года попала Подольская городская стоматологическая поликлиника. При заполнении отчета в марте поликлиника ошибочно указала стоимость заключенных контрактов в размере 471 млрд руб., хотя общий объем закупок медучреждения в 2017 году составил только 16 млн руб.

В число крупнейших госзакупок у единственного поставщика по 44-ФЗ вошли сразу две закупки МУП «ЖКХ городского поселения Уваровка» (Московская область). Общая сумма обеих закупок — 11,9 млрд руб.— в 200 раз превышала объем годового бюджета поселения, в котором проживают 5 тыс. человек. Но в администрации поселения РБК пояснили, что контракты расторгнуты по инициативе заказчика в связи с технической ошибкой при указании суммы контрактов, оплата не производилась.

В 2017 году, в период непростой экономической ситуации в нашей стране, многие предприниматели были вынуждены обратить свое внимание на сектор государственных и муниципальных закупок.

В данной статье мы подведем итоги государственной закупочной деятельности в 2017 году в рамках 44-ФЗ.

  1. Общий объем размещенных на едином информационном портале извещений составил 7,122 млрд. рублей. При этом, общее количество составило 3 160 724 извещений.

Количество заключенных контрактов по сравнению с 2016 годом, что составило 6,216 трлн рублей. Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что так и не были заключены контракты на 900 млрд. рублей. Заключение контрактов по последним закупкам 2017 год могло перейти в январь 2018 года. Остальные же закупки были отменены в силу разных причин.

  1. Особое внимание следует обратить на , которые стали лидерами страны по сэкономленным денежным средствам. Хотя тут стоит обратить внимание, что данные показатели

не отображают конкретные качественные показатели экономии бюджетных средств, так как выражены в рублевом эквиваленте. При этом общий совокупный объем закупок первой 5 регионов составляет почти 40% от общего объема закупок в Российской Федерации.

Лидерами же по показателям экономии являются следующие регионы:

  • Оренбургская область 25,5% (относительная экономия при заключении контракта)
  • Республика Алтай 17,57%
  • Астраханская область 17,3%

Следует выделить регионы, где экономия бюджета была минимальной по РФ. Среди них:

  • Кабардино-Балкарская республика 2,72%
  • Карачаево-Черкесская Республика 2,21
  • Чеченская Республика 1,5%
  1. Уже привычным для участников закупок стало лидерство , как способа определения поставщика. Не исключено, что статистика среди способов закупок может измениться после введения электронных конкурсов, запросов предложений и запросов котировок, как это уже давно сделано и успешно работает в рамках 223-ФЗ.

  1. К негативному показателю следует отнести «Долю закупок у ». Подавляющее большинство заказчиков не выбирают норму закупок у СМП.

Согласно п. 1 и п. 5 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны отдавать малому и среднему бизнесу не менее 15 % от общего годового объема своих закупок. Как мы видим, средний показатель равен 10,65%. Хотя, конечно, стоит отметить, что данный показатель растет каждый год в среднем на 3%.

  1. Для участников закупок будет весьма интересным показатель доли рынка закупок по секторам.

Как и в предыдущие годы, главной отраслью, владеющей наибольшей долей рынка от общего объема закупок, является строительство и другие производные виды работы. На рисунке этот сектор определен как «Иное».

Таким образом, несмотря на кризисные явления в экономике и разговоры о секвестировании бюджета общий объем закупок по многим отраслям только увеличился. При этом заметно увеличилось количество участников закупок, что приводит к большим падениям на торгах и экономии бюджетных средств. Данные тенденции сложно однозначно назвать положительными в силу того, что потенциальный поставщик, в условия повышения цен, будет вынужден экономить на качестве поставляемых товаров и материалов, а это в свою очередь может отрицательно отразиться на гражданах.

Большинство тендеров в России проводит государство через систему госзакупок. Объем государственных закупок составляет более 40 триллионов рублей в год.

Госзакупки для чайников

Госзакупки это сокращение от слова государственные закупки. Это закупки товаров, работ или услуг, проводимые государственными учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и государственными компаниями по специально определенным процедурам.

Цель госзакупок — удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, экономия бюджета, уменьшение злоупотреблений. Для этого придумана целая система законодательства, называемая контрактной системой.

Госзакупки бывают конкурентные, когда поставщик, подрядчик или исполнитель по государственному контракту определяется в ходе конкурентных процедур, проводимых в различных формах и направленных на выбор лучшего предложения. В них участвуют в среднем 3 потенциальных поставщика.

Существует неконкурентная форма госзакупок — закупка у единственного поставщика, когда госконтракт заключается без конкуренции, то есть в отсутствии выбора из нескольких возможных вариантов.

Виды госзакупок

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других.

  • Механизмы госзакупок определены в законодательстве, постановлениях Правительства
  • Само понятие тендер официально в системе государственных закупок не используется
  • Применяется термин «закупки», их совокупность называется контрактной системой
  • Госзакупки осуществляются на конкурентной основе и призваны экономить средства госзаказчиков

Уделив много внимания в данной работе государственным закупкам, будет целесообразно проанализировать числовые показатели данных операций в нашей стране, рассмотреть сектор госзакупок в его динамическом развитии и сделать некоторые выводы.

В 2016 году в Российской Федерации объявлено 3,05 млн. закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на общую сумму около 6,47 трлн. рублей, что на 1,5 % превышает уровень 2015 года, в том числе: на федеральном уровне – более 798 тысяч закупок на сумму 2 471,0 млрд. рублей, на уровне субъектов Российской Федерации – более 1,37 млн. закупок на сумму 2 745,2 млрд. рублей, на муниципальном уровне – более 874 тысячи закупок на сумму 1 258,2 млрд. рублей. Общий объем закупок, объявленных в 2016 году, в разрезе уровней заказчиков представлен на Рисунке 1 в Приложении А.

В понятие «закупка» в данном анализе включаются все способы закупки, а именно открытый и закрытый конкурсы, конкурс с ограниченным участием, электронный аукцион, запрос котировок и неконкурентный способ закупки у единственного поставщика.

Показатели рассматриваемых в предыдущей главе различных видов государственных закупок разнятся по уровням этих закупок. На Федеральном уровне суммарная максимальная цена контрактов, осуществленных с помощью открытого конкурса, в 2016 году почти не изменилась, по сравнению с прошлым годом и составила 387,9 млрд. рублей. Закрытые конкурсы в 2016 году потеряли в своей популярности в 4 раза по сравнению с предыдущим годом, когда контракты были заключены на 101 млрд. рублей. С помощью конкурса с ограниченным участием закупки осуществлялись примерно на одинаковые суммы как в 2015 так и в 2016 годах – 120 млрд. рублей. Доля запроса котировок в общей сумме закупок минимальна и составляет всего 0,7 %, что в денежном эквиваленте равняется 18 млрд. рублей. В базисном периоде доля такого вида конкурсных закупок составляла 0,8%.

На региональном уровне доля открытого конкурса в 2016 году сократилась на 5% по сравнению с 2015 годом, суммарная цена контрактов составила 343,4 млрд. рублей. Закрытый конкурс на этом уровне не используется, а конкурс с ограниченным участием немного более популярен, чем на рассматриваемом ранее уровне, однако значительно ниже показатели в отчетном периоде, чем в базисном, 301,6 и 128,9 млрд. рублей соответственно. Доля запроса котировок незначительно выше на региональном уровне по сравнению с федеральным, в 2016 году составляет 1,1 %, равный 29,8 млрд. рублей.



На муниципальном уровне цифры естественно значительно меньше, но распределение долей различных видов конкурса схоже с двумя предыдущими уровнями. Покупки государства через открытый конкурс сократились в два раза в 2016 году (71,8 млрд. рублей), по сравнению с прошлым 2015 годом (127,5 млрд.рублей). Конкурс с ограниченным участием имеет в динамике почти идентичным показатели - 34 млрд. рублей. Через запрос котировок в 2016 году было заключено контрактов на сумму 18,5 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей меньше, по сравнению с предыдущим годом.

Все вышеперечисленные данные за 2016 год можно наглядно увидеть на Рисунке 2 (Приложение Б).

Опираясь, на одну из основных целей проведения тендеров стоит упомянуть о экономии, которая с помощью них достигается. Зафиксировано увеличение экономии по итогам осуществления закупок, которая по итогам 2016 года составила 417,9 млрд. рублей (в 2015 году аналогичный показатель составлял 380,4 млрд. рублей). Аналогичный рост имеет показатель относительной экономии (отношение общего снижения начальных (максимальных) цен к общему объему начальных (максимальных) цен закупок): 8,8 % - за 2016 год (7,6 % - за 2015 год), - причем такая тенденция отмечена только по закупкам для федеральных и муниципальных нужд.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия за 2016 год показали, что, по-прежнему, продолжается формирование нормативной правовой базы в сфере закупок путем внесения значительного количества изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и принятия подзаконных актов. Так, по результатам 2016 года внесено 14 изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и принято 44 постановления/изменения в постановления Правительства Российской Федерации, из них 15 – вновь принятых, в том числе 4 постановления Правительства Российской Федерации в рамках реализации антикризисного плана на 2016 год, 28 – о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации, 1 – о признании утратившим силу.



В целом за 2013 – 2016 годы в целях формирования контрактной системы, а также в рамках реализации государственной экономической политики в сфере закупок, в Федеральный закон № 44-ФЗ было внесено 35 изменений, принято 190 нормативных правовых актов, из них фактически действующих в настоящее время более 100 актов.

ФАС России с учетом территориальных органов по итогам 2016 года выявлено 48 745 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок или на 26,9 % больше аналогичного показателя за 2015 год (в 2015 году выявлено 38 405 нарушений).

К наиболее типичным нарушениям, выявляемым ФАС России, относятся нарушения порядка отбора участников закупок, установление требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок, а также требований, не предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, нарушения размещения информации в ЕИС и порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

По итогам 2016 года продолжается активизация деятельности ФАС России в части возбуждения административных дел. При этом уменьшилось количество поданных исков в суд о признании недействительными закупок, осуществленных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.

Процедура малой закупки

Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Обоснования малой закупки

Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
  • культурные и образовательные учреждения;
  • парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
  • театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
  • дворцы и дома культуры, клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения

Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ