Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Общая превенция преследует цель предотвратить совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права

Отметим, что теория права еще не определила место ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) в системе видов юридической ответственности. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности и это является одной из причин дискуссионности этого вопроса.

В теории налогового права сложились два подхода к определению налоговой ответственности. Сторонники первого подхода склоняются к тому, что налоговая ответственность является самостоятельным и самодостаточным видом юридической ответственности, т. к. она характеризуется своими отраслевыми принципами, основанием ответственности и производством по делу о налоговом правонарушении.

Например, А.А. Гогин считает налоговую ответственность самостоятельным видом юридической ответственности, содержащим в себе два аспекта: позитивный, имеющий постоянный, созидательный характер, играющий главенствующую роль и свойственный большинству субъектов налоговых правоотношений; и негативный, представляющий собой временное явление, которое возникает вследствие нарушений требований правовых норм.

Данную точку мнению поддерживает и А.В. Брызгалин, подчеркивая, что в российской правовой системе сформировалось четко выраженное правовое явление - ответственность за налоговые правонарушения, которую вполне обоснованно можно обозначить как налоговую ответственность.

С.Г. Пепеляев поддерживает мнение об ответственности, как о комплексном институте, отмечает: «О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений». Он видит причину отнесения налоговой ответственности к самостоятельному виду в терминологических неточностях законодателя».

Однако анализ норм Налогового Кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим образом. Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов). Для того, чтобы понять может ли являться налоговая ответственность самостоятельным видом, следует соотнести ее со всеми признаками юридической ответственности.

И.Д. Еналеева считает, что юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

  • 1) опирается на государственное принуждение;
  • 2) это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;
  • 3) наступает за совершение правонарушения;
  • 4) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя;
  • 5) воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

  • 1) выражается в применении мер государственного принуждения;
  • 2) наступает на основе норм права и за нарушение правовых норм;
  • 3) является последствием виновного деяния;
  • 4) состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;
  • 5) реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Таким образом, налоговая ответственность имеет все признаки юридической ответственности, но для того чтобы говорить о ней как о самостоятельном виде ответственности, необходимо выделить и особые признаки ответственности за налоговые правонарушения, а именно:

  • 1) основанием ответственности является налоговое правонарушение;
  • 2) применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права;
  • 3) особый субъектный состав;
  • 4) к данной ответственности обязанных лиц привлекают специальные органы: налоговые или таможенные.

Из этого можно заключить, что налоговая ответственность самостоятельными признаками ответственности не обладает и говорить о налоговой ответственности как о самостоятельном виде ответственности и не представляется возможным.

Многие авторы так же полагают, что основания для выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственностью отсутствуют, например, так считают С.Г. Пепеляев, А.В. Демин.

Однако анализ действующих положений Кодекса, предлагаемых изменений и дополнений, а также положений вновь принятого Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяют сделать нам предположения, что законодатель был однозначен в своей позиции по данному вопросу - налоговая ответственность является самостоятельным видом ответственности.

Как следует из положений статьи 10, 106, пунктов 1, 3 и 4 статьи 108 части первой Налогового Кодекса, законодатель отграничивает налоговую ответственность от других видов ответственности. Виды налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности за них могут устанавливаться исключительно Кодексом. Вместе с тем за нарушение законодательства о налогах и сборах могут быть установлены также и меры административной, уголовной и иной ответственности. Единственным нормативным правовым актом, что прямо закреплено в ст. 108 НК РФ, устанавливающим основания, порядок и меры налоговой ответственности, является Налоговый кодекс РФ. Все другие нормативные акты - иные федеральные законы, законы субъектов РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, акты органов исполнительной власти - не могут содержать правовых норм об ответственности за налоговые правонарушения.

Следовательно, любые изменения условий привлечения лиц к налоговой ответственности должны осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Таким образом, установленный законодателем критерий разграничения федеральных законов, относящихся к законодательству о налогах и сборах и выходящих за рамки этого законодательства, позволяет классифицировать все действующие в Российской Федерации федеральные законы на две группы:

  • 1. Акты законодательства о налогах и сборах;
  • 2. Иные федеральные законы.

Более того, согласно п. 2 ст. 1 НК РФ общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации относятся к предмету регулирования нормами Налогового Кодекса РФ. Данные принципы включают и ответственность за совершение налоговых правонарушений (абз. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ).

Таким образом, установленный законодателем источник правового регулирования института ответственности за совершение налоговых правонарушений - Налоговой Кодекс РФ - позволяет отличить его от иных источников, регулирующих смежные отношения, но выходящих за рамки законодательства о налогах и сборах. Признание самостоятельности отрасли права (финансового или налогового) означает самостоятельность входящих в нее правовых институтов (включая институт ответственности) и их обособленность от иных правовых отраслей.

Ю.А. Крохина, придерживаясь позиции, что налоговая ответственность выступает разновидностью финансово-правовой, все же не отказывается от предположений наделения налоговой ответственности самостоятельности.

Как уже было сказано ранее, самостоятельность ответственности некоторые авторы определяют за счет, во-первых, наличия своих отраслевых принципов:

  • 1) законность;
  • 2) однократность привлечения к налоговой ответственности;
  • 3) соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности;
  • 4) разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности (согласно п. 5 ст.108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщиков);
  • 5) презумпция невиновности.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно повлечет нарушение другого, и, как следствие, произойдет искажение сущности ответственности.

Ранее было указано, что из положений статьи 10, 106, пунктов 1, 3 и 4 статьи 108 части первой НК РФ, законодатель отграничивает налоговую ответственность от других видов ответственности, в том числе и от административной. Виды налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности за них могут устанавливаться исключительно Кодексом.

Вместе с тем за нарушение законодательства о налогах и сборах могут быть установлены также и меры административной, уголовной и иной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях, ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. К этому необходимо добавить, что п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из вышеуказанного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Иными словами, единственным актом законодательства об административных правонарушениях на федеральном уровне является КоАП РФ. Следовательно, Налоговый Кодекс РФ не является актом законодательства об административных правонарушениях, рассматриваемые в нем правонарушения не являются административными, а установленная за них ответственность не является административной в смысле КоАП РФ.

Единственным нормативным правовым актом, что прямо закреплено в ст. 108 НК РФ, устанавливающим основания, порядок и меры налоговой ответственности, является Налоговый кодекс РФ. Все другие нормативные акты не могут содержать правовых норм об ответственности за налоговые правонарушения.

Еще один признак самостоятельности ответственности это основание, которым, в данном случае, является налоговое правонарушение. Не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Статья 106 НК РФ дает понятие налогового правонарушения: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность».

Несмотря на приведенную аргументацию ученых, мы считаем, что налоговая ответственность не является самостоятельным видом юридической ответственности и полагаем, что ее природа схожа с административной ответственностью.

Волгина Ольга Владимировна

ДВФУ, г. Владивосток

Пономарев Олег Владимирович

преподаватель кафедры конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ, г. Владивосток

В юридической литературе не утихают дискуссии по вопросу соотношения налоговой и административной ответственности, суть которых делится на два основных подхода. До сих пор не выработано единого подхода к необходимости разграничения этих видов ответственности либо, наоборот, к признанию того, что налоговая ответственность является частью административной ответственности.

Мнения многих авторов сводятся к тому, что налоговая ответственность не является самостоятельным видом юридической ответственности, более того она обладает той же правовой природой, что и административная ответственность.

Л. В. Тернова считает, что выделению налоговой ответственности в отдельный вид юридической ответственности способствует установление Налоговым кодексом процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях .

Аналогичного мнения придерживается И. И. Кучеров, который утверждает, что отличие налоговой ответственности от других видов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах заключается в особенностях ее процессуальной формы .

В рамках второго подхода можно выделить несколько точек зрения: одни авторы считают налоговую ответственность комплексным правовым институтом, исходят из того, что данный вид ответственности является составляющим звеном более крупного института - финансовой ответственности и в отдельных случаях ей присуща некоторая двойственность: с одной стороны, она выступает как разновидность финансовой, а с другой - административной .

С точки зрения других авторов, представляется целесообразным нормы, охраняющие налоговые отношения, но содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, консолидировать в Налоговом кодексе РФ, что будет способствовать повышению эффективности правоохранительной функции ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах .

По мнению А. В. Брызгалина, налоговая ответственность - это разновидность все-таки административной ответственности, но процедура ее применения предусмотрена не Кодексом об административных правонарушениях, а Налоговым кодексом, то есть актом специального законодательства. Тем не менее, административная природа налоговой ответственности сохраняется .

Все правонарушения в области налогов и сборов подразделяются на правонарушения, содержащие признаки административного правонарушения и не содержащие таковых. Поэтому во избежание путаницы при применении НК РФ или КоАП РФ следует установить соотношение данных видов правонарушений и разграничении ответственности за их совершение. Установление типа ответственности связано с некоторыми трудностями, так как данные виды ответственности имеют много общего.

По определению, административная ответственность является разновидностью юридической ответственности. Суть ее сводится к тому, что в результате совершения правонарушения наступают лишения имущественного или личного характера, в результате применения санкций, так же происходит и с налоговой ответственностью.

Налоговым Кодексом РФ, в гл. 16 и гл. 18 закреплен исчерпывающий перечень видов налоговых правонарушений и наказаний за их совершение. Ст. 106 НК РФ указывает на то, что ответственность за нарушение налогового законодательства «устанавливается настоящим Кодексом», но какая именно, налоговая или административная, законодатель не уточняет. Проблема заключается в выборе вида ответственности, которые следует применять. Законодателем прописаны и в НК РФ, и в КоАП РФ одинаковые составы и установлена как административная ответственность, так и налоговая. Примером может служить такое нарушение, как непредставление налоговой декларации.

Административной ответственности присущи свои собственные признаки, как и другим видам ответственности, а именно:

  • к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а так же юридические лица;
  • ее суть заключается в применении к виновным административных наказаний;
  • регулируется нормами административного права, которые содержатся в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации;
  • применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);
  • порядок привлечения к административной ответственности, урегулирован административно-процессуальными нормами.

Статья 3.2. КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень административных наказаний, которые могут применяться за совершение административных правонарушений.

На основе проведенного анализа статей КоАП РФ, можно сделать вывод, что большинство из них предусматривают ответственность в виде административного штрафа. Являясь наказанием имущественного характера, штраф достаточно эффективная и наиболее распространенная мера принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа за административное правонарушение, назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Условия, отягчающие и смягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотрены и в КоАП РФ, и в НК РФ. Анализ статей КоАП РФ и НК РФ дает возможность сделать вывод, что перечень отягчающих обстоятельств совпадает только по одному пункту, а именно повторное совершение правонарушения.

Немало важным фактом является то, что любое из данных обстоятельств может быть не признано судом, органом, или должностным лицом, назначающим административное наказание, в качестве смягчающего или отягчающего.

Поэтому, при установлении наказания за совершение правонарушения в области налогов и сборов, важно определить, каким из кодексов (налоговым или административным) будет налагаться ответственность, и выявить смягчающие обстоятельства, если таковые есть. Это отмечается и многими правоведами . Этот момент является весомым аргументом в пользу первого подхода о налоговой и административной ответственности.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ общий срок исковой давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения составляет 2 месяца, а за нарушения законодательства о налогах и сборах - 1 год со дня совершения правонарушения . Ст. 113 НК РФ устанавливает срок исковой давности - 3 года со дня совершения правонарушения .

Проведя ряд сравнений можно выделить следующие особенности привлечения к административной ответственности за нарушение налогового законодательства:

  • основанием привлечения служит наличие факта административного правонарушения, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства не распространяется на военнослужащих;
  • административный штраф - основной вид наказания, применяемый к нарушителям, выражаемый в денежной сумме неуплаченных налогов и сборов, не может превышать трехкратный размер их суммы;
  • срок исковой давности составляет 1 год;
  • существует перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

Правонарушения, ответственность за которые предусматривает НК РФ можно отнести к числу административных, так как эти правонарушения обладают всеми признаками административного правонарушения. Они представляют собой противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица. Ответственность в обоих случаях преимущественно штрафная, а штраф является основным видом административного наказания.

Исследовав вопрос о применении административной ответственности за налоговые правонарушения, сделан вывод о том, что налоговая ответственность является подвидом административной и нецелесообразно ее выделение в самостоятельный вид по следующим причинам:

  • указанные в НК РФ правонарушения обладают всеми признаками административных правонарушений, то есть это действия (бездействия) физических, либо юридических лиц;
  • объектом посягательства для правонарушений является экономическая безопасность государства, как в КоАП РФ, так и в НК РФ;
  • ответственность, установленная в НК РФ и в КоАП РФ преимущественно штрафная. Штраф - наказание административное. (гражданское - возмещение убытков, уголовное - лишение свободы);
  • статьи, за которые предусмотрена ответственность в обоих кодексах идентичны. Они дублируют друг друга. Разницу лишь составляют размер налагаемого штрафа и круг лиц, привлекаемых к ответственности.

Сложившаяся ситуация с дублированием положений обоих кодексов связана с последовательностью их принятия. КоАП РФ был принят еще в начале 80-х годов ХХ века и не содержал глав о правонарушениях в области налогов и сборов. Впоследствии административное законодательство дополнялось соответствующими статьями, так или иначе касающимися налогов, но этого было недостаточно, и законодатель пришел к выводу о том, что необходимо заполнить пробел включением в разрабатываемое в то время налоговое законодательство соответствующих норм. Так, нормы, которые должны были содержаться в КоАП РФ, попали в НК РФ.

Полностью разделяя точку зрения о том, что налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов, предположим объединение и качественное функционирование норм об ответственности за правонарушения в области налогов и сборов в КоАП РФ, НК РФ либо ином едином нормативно-правовом акте в настоящий момент не может быть обеспечено в силу ряда причин как материального, так и процессуального характера. Необходимо обратить внимание на то, что административная ответственность за налоговый правонарушения наступает только после составления налоговой инспекцией протокола, на основании которого будет вынесено решение суда о назначении административного взыскания, это является разделяющим звеном между налоговой и административной ответственностью, который на данный момент не представляется возможным отменить или обойти.

Список литературы:

  1. Архипенко Т. В. Понятие и сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2004. N 5. - с. 16.
  2. Кодекс Российский Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. : ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 196-ФЗ // Рос. газ. - 2001. - 31 дек. ; Парламент. газ. - 2002. - 5 янв. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1.
  3. Крохина Ю. А. Ответственность за нарушение налогового законодательства: понятие, механизм и стадии реализации // Хозяйство и право. М., 2003. N 5. С. 103;
  4. Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. - М.: 2001. - с. 252, с. 246.
  5. Налоговое право /Под ред. А. В. Брызгалина. М., 2008. - с. 449.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998: ввод. Федер. Законом Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ//Рос. Газ. 1998. - 8 июня; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, с. 3824.
  7. Тернова Л. В. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 2009. N 9. - с. 29.

В пункте 4 ст.10 НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст.108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия Налогового кодекса РФ. Очевидно, с этого пути она не свернет и впредь.

Итак, налоговую ответственность можно определить как применение к лицу, виновному в со­вершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым ко­дексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Однако, существует и другое мнение, которого придерживаюсь и я:

2. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера. Однако государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властные отношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются при нарушении трудовой и служебной дисциплины. Они установлены Кодексом законов о труде, другими актами. Если работник при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинил ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но не имеет непосредственной целью обеспечение его соблюдения. Так, если главный бухгалтер предприятия допустил нарушение правил налогообложения, то на него решением начальника налогового органа может быть наложен административный штраф на основании КоАП РФ.

Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, строгий выговор и т.п.). Дисциплинарную ответственность в этом случае бухгалтер несет не перед государством, а перед предприятием, потерпевшим ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Эти отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния применяются меры административной или уголовной ответственности.

Взгляд на "налоговую ответственность" как на самостоятельный вид ответственности является результатом терминологических неточностей, допускаемых законодателем.

Например, ст.10 НК РФ сформулирована таким образом, что позволяет сделать ошибочный вывод о противопоставлении "налоговой ответственности" административной и уголовной. Однако в этой статье речь идет не о видах ответственности, а о порядке производства по делам о налоговых правонарушениях. Из статьи следует, что производство по правонарушениям, предусмотренным Кодексом, ведется по правилам, закрепленным в гл.14 и 15 НК РФ. Производство по налоговым нарушениям, ответственность за которые установлена Кодексом об административных правонарушениях или УК РФ, по правилам, закрепленным в законодательстве об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном законодательстве; производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в соответствии с таможенным законодательством РФ (однако это не дает оснований выделять особый вид таможенной ответственности за нарушения таможенного законодательства).

Термин "налоговая ответственность" применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения".

Взыскания, установленные НК РФ (раздел VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение", гл.16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение"), являются мерами административной ответственности. Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушений. Ряд таких правонарушений предусмотрен в КоАП РФ (гл.15 ст.ст.15.3 - 15.13). В этом случае субъектами ответственности выступают физические лица.

Характерная черта административной ответственности - применение административного взыскания в качестве меры ответственности. К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа.

Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания - штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП РФ, и т.п.) относятся не к штрафу, а к порядку его применения. Специфических черт налогового (финансового) штрафа, не позволяющих отождествлять его с административным, нет.

Правильность выбора именно этого мнения подтверждает и то, что в настоящее время законодательство РФ о налогах и сборах определяет налоговое правонарушение как "…виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена определённая ответственность" (Налоговый Кодекс РФ в ст.106).


Первый аспект означает установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК. Согласно ст.2 НК правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующие властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Второй аспект означает определение вида и меры государственно- властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражается в денежной форме и взыскиваются только в судебном порядке.

2. Процессуальные признаки , характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемом компетентным органом согласно нормам НК. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях.

3. Функциональные признаки , отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.

1.2. Принципы налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности- это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены ст.108 НК и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции.

Однократность привлечения к налоговой ответственности. Данный принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолировано только в рамках налогового права: в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п.3 и п.4 ст.108 НК определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.

Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика или налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч.1 ст.49 Конституции и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовный процесс).

Виды ответственности за налоговые правонарушения.

2.1. Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом.

В зависимости от субъекта, совершившего противоправные деяния, НК РФ установлены следующие виды ответственности:

    для налогоплательщиков - за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов;

    для налоговых агентов - за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов;

    для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов- за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации;

    для банков- за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается только в форме штрафа .

Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, то есть большая по размеру санкция не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности. Если виновным лицом совершенно несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями НК РФ в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу.

Срок исковой давности взыскания налоговых санкций в соответствии с п.1. ст.115 НК РФ не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Указанный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен заплатить пени. Порядок взыскания пеней определяется ст.75 и 133 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Примеры видов правонарушений и штрафные санкции:

Статья Кодекса

Вид правонарушения

Размер штрафа

Нарушение налогоплательщиком срока

подачи заявления о постановке на учет

в налоговом органе.

Невыполнение налоговым агентом своей

обязанности: неправомерное неперечисле-

ние сумм налога, подлежащего удержанию

и перечислению.

20% суммы,

подлежащей

перечислению.

Непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п.2 ст.86 НК РФ.

Несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

2.2. Административная ответственность.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ о административных правонарушениях (КоАП). Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа.

Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как Налогового кодекса, так и Кодекса об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протокол о выявленных ими нарушениях.

Полномочия по наложению административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи. Размер штрафа установлен в рублях (раннее зависел от минимального размера оплаты труда (МРОТ)).

Кодексом об административных нарушениях определены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.

      Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа в размере:

      • На граждан- от 1500 до 2000 руб;

        На должностных лиц- от 3000 до 40 000 руб;

        На юридических лиц- от 30 000 до 40 000 руб. (ст.14.5 КоАП).

      Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:

    На должностных лиц- от 4000 до 5000 руб;

    На юридических лиц- от 40 000 до 50 000 руб. (ст.15.1 КоАП).

      Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. (п.1. ст.15.3 КоАП).

      Нарушения срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в кредитной организации влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (ст.15.4 КоАП).

      Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст.15.5 КоАП).

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность должностных лиц банков:

    За нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7);

    Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст.15.8);

    Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9)

    Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст.15.10).

2.3. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность - правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если оно совершено в крупном размере. В этом случае лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (п.1 ст.198).

То же деяние совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п.2 ст.198).

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК). Уголовная ответственность наступает за уклонение от внесения этих платежей путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Причем это уклонение должно быть квалифицированно как совершенное в крупном размере (п.1 ст.199).

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соответствующие документы. Наказание за данное преступление - штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

    Группой лиц по предварительному сговору;

    В особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п.2 ст.199).

    Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, если оно совершено в крупном размере. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п.1 ст.199.1).

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового (п.2 ст.199.1).

    Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2). Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или ИП, если оно совершено в крупном размере.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяце до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Заключение.

Таким образом, налоговая ответственность считается применением уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.

Налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмов правового регулирования налоговых отношений.

Целью настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых пра-воотношений.

Список используемой литературы:

    Налоговое право: Учебное пособие/ под ред. С.Г. Пепеляева. М:, 2000.

    «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 № 146 ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г, ред. от 29.12.2009) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 29.01.2010).

    Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004г) (с изм. вступающими в силу с 15.11.2009).

    Крохина Ю.А., : «Налоговое право»; Издательство Юнити-дана; 2009г.

    «Кодекс о административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195ФЗ (в ред. от 29.10.2005 г) (с изм. вступающими в силу с 01.11. 2009).

    Демин А.В. Актуальные вопросы налогового права. Налоги. Сборы: Учебное пособие. Красноярск, 2008г.

Принципы налоговой ответственности отражают ее содержание, сущность, функции и формы реализации. Основные начала налоговой ответственности являются ориентиром для всех субъектов налогового права, участвующих в охранительных налоговых правоотношениях.
Принципы налоговой ответственности указывают правовое положение общества, цели, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление - их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Вопервых, основные начала налоговой ответственности могут выводиться из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Вовторых, принципы налоговой ответственности могут являться достижением науки финансового права, т.е. частью финансовоправовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.
Принципы налоговой ответственности - это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.
Принципы налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах. Широкое понимание принципов налоговой ответственности означает совокупность всех правовых принципов налоговой ответственности. Узкое понимание принципов налоговой ответственности означает их понимание в качестве основных идей, непосредственно закрепленных в налоговом законодательстве. Основные начала налоговой ответственности, имеющие нормативное закрепление, называются нормыпринципы.
Налоговая ответственность основывается на целостной системе принципов, включающих общесоциальные принципы, свойственные всем видам ответственности, общеправовые, принципы финансового права, принципы налогового права и собственно принципы налоговой ответственности как правового института.
Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину. Нормыпринципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (п. 1 ст. 7).
Основным элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.
Вопервых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением считается только такое деяние, признаки которого предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Закрепление признаков налогового правонарушения только самим Кодексом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, то есть применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.
Вовторых, верховенство Налогового кодекса РФ, являющегося единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какоелибо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием РФ и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается самим Кодексом.
Втретьих, противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.
В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная Налоговым кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение имеет самостоятельное значение и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой ответственности с другими видами ответственности.
2. Однократность привлечения к налоговой ответственности. Этот принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое правонарушение означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.
3. Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права - в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
4. Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.
Следовательно, применение налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.
5. Презумпция невиновности. Данный принцип является налоговоправовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).
Факт совершения налогового правонарушения конкретным лицом может быть констатирован только судом. Вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности не является неопровержимым доказательством, однако не ограничивает привлекаемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа. Вместе с тем добровольное исполнение лицом решения налогового органа о применении санкции не означает тем самым признания этого лица виновным в совершении налогового правонарушения, поскольку его вина не была предметом судебного разбирательства.
Принцип презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальных отношений привлечения к ответственности. Вне налогового процесса презумпция невиновности не может существовать, поскольку отсутствует смысл ее наличия. Презумпция невиновности и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их взаимодействия представляет соотношение материальных и процессуальных норм.
Установленный в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным служит одним из обязательных условий для государственного принуждения правонарушителя. Суд признает налогоплательщика или иного фискально обязанного лица правонарушителем в силу совершения им налогового деликта. Правонарушитель становится виновным именно с момента совершения им нарушения налогового законодательства, а не в момент оглашения судебного решения. В налоговых охранительных правоотношениях вопрос о виновности решается уже на стадии рассмотрения дела налоговым органом, поскольку на этой стадии устанавливаются элементы и признаки состава конкретного налогового деликта, в том числе и вина определенного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санкции на основании решения налогового органа не порождает правовых последствий, наступающих только при государственном осуждении в форме решения суда.
Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут опровергать презумпцию невиновности. К таким документам относятся акт налоговой проверки, показания свидетелей, результаты осмотра, результаты выемки и экспертизы, заключения специалиста.
Отсутствие у лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обязанности по доказыванию собственной невиновности не означает лишение его права на защиту. Презумпция невиновности выступает одной из гарантий защиты нарушенных прав и в этом аспекте означает невозможность со стороны какихлибо властных органов принуждать лицо к даче объяснений. Более того, наличие в налоговом процессе презумпции невиновности обязывает налоговые органы в ходе судебного разбирательства доказывать не только достоверность собственных выводов, но и необоснованность возражений привлекаемого лица.
Однако презумпция невиновности в части отсутствия у привлекаемого лица обязанности по доказыванию собственной непричастности к налоговому правонарушению имеет некоторые ограничения. Так, на основании ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговым органам необходимые финансовохозяйственные документы, которые впоследствии могут послужить основанием для привлечения его к ответственности.
Составным элементом принципа презумпции невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правоты налогоплательщика. Презумпция правоты означает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица. Какиелибо обстоятельства совершения налогового правонарушения считаются неустранимыми сомнениями в тех случаях, когда собранные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности лица и при этом допускаемые Налоговым кодексом РФ средства и способы собирания доказательств исчерпаны.
В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или иное фискально обязанное лицо отказался добровольно уплатить сумму штрафа.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку улучшает положение налогоплательщиков и, таким образом, распространяется на налоговые правонарушения, совершенные до вступления Налогового кодекса РФ в действие (до 1 января 1999 г.), но по какимлибо причинам рассматриваемые налоговыми органами или судом после названной даты.
Необходимо учитывать, что презумпция невиновности распространяется только относительно привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. К процедуре доначисления налога (налоговой недоимке) данный принцип не применяется.
Наличие в налоговом праве специальной статьи, закрепляющей принципы налоговой ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой политики государства и правильной ориентации субъектов налоговых отношений в сфере налоговоправового регулирования.
Законодательное установление принципов налоговой ответственности способствует обеспечению правильного практического применения законодательства о налогах и сборах, стабильности финансовой политики государства, соблюдению прав и имущественных интересов всех субъектов налоговых отношений. Нормыпринципы оказывают значительное воздействие и на правотворческий процесс, поскольку при реформировании налоговых отношений законодатель должен руководствоваться не только имущественными интересами государственной казны, но и интересами налогоплательщиков, а также иными социальноправовыми идеями, отраженными в принципах налоговой ответственности.
Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ, принимая постановления по вопросам налогообложения.
В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.
Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы, несоблюдение одного принципа неизбежно повлечет нарушение другого, и, как следствие, произойдет искажение сущности ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.