Что такое бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента для реализации своих функций и как важнейший элемент проведения социально-экономической политики. С помощью бюджета происходит сопоставление потребностей государства и средств для их удовлетворения.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджета.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет является центральным звеном финансов, которые представляют собой экономические отношения, осуществляемые в денежной форме, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды.

Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. Первая функция заключается в образовании основного централизованного фонда денежных средств, что происходит за счет бюджетных доходов (налогов, неналоговых доходов, займов). Вторую функцию - расходование бюджетного фонда, выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. Третья функция, контрольная, заключается в контроле за поступлением доходов и целевым их использованием.

Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации:

  • 1) бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;
  • 2) бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета;
  • 3) погашение долговых обязательств бюджета.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества.

Бюджетное финансирование реализуется через предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.

Бюджетное финансирование, являясь основной системой предоставления денежных средств основывается на определенных принципах, характеризующихся специфическими формами и методами предоставления средств.

  • 1) Достижение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
  • 2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
  • 3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.
  • 4) Безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств осуществляется без условий их обязательного возврата в бюджет.
  • 5) Бесплатность бюджетного финансирования означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в идее процентов, части доходов и т.п.

Согласно Конституции РФ государство гарантирует предоставление минимальных государственных социальных стандартов, т.е. государственных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Расходные бюджетные обязательства осуществляются посредством бюджетных ассигнований - предельных объемов денежных средств конкретного целевого назначения, предусмотренных в бюджетах на соответствующий год.

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Существует ряд методов, с помощью которых осуществляется бюджетное финансирование. Наибольшее распространение в практике занимает сметное финансирование. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Среди методов бюджетного финансирования можно также выделить: программное финансирование, метод финансирования на покрытие части издержек, финансирование капиталовложений.

бюджетный социальный финансирование спорт


ВВЕДЕНИЕ

1. Необходимость, основы бюджетного финансирования бюджетных учреждений

2. Основы и принципы предоставления «бесплатных услуг» бюджетными учреждениями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет различных источников финансирования. Основным источником погашения их затрат несомненно являются выделяемые им бюджетные ассигнования. Однако, с расширением и развитием разрешенных учреждениям видов предпринимательской деятельности все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, с увеличением количества источников финансирования затрат бюджетного учреждения все более остро встают проблемы распределения его расходов между источниками как в целях бухгалтерского учета, так и для налогообложения прибыли учреждения, полученной от осуществления им предпринимательской деятельности.

Целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение доходов и расходов бюджетных учреждений.

Основными задачами, поставленными при выполнении данной работы можно отметить:

Основы бюджетного финансирования учреждений;

Основы и принципы предоставления «бесплатных услуг» бюджетных учреждений»;

Определение источников финансирования бюджетных учреждений.



1. Необходимость, основы бюджетного финансирования

бюджетных учреждений

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.д.

В расходы бюджета включаются затраты на финансирование народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и правоохранительных органов и др. Разумеется, расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера - важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования - это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Например, законодательством определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как контингент обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной), сферы; гарантируется одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения.

Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения. Например, одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.

Рассмотрим классификацию расходов бюджета на социальные цели. Для этого используем функциональную классификацию расходов бюджета. К расходам на социальные цели относятся пять разделов этой классификации:

Образование (код – 1400)

Культура и искусство. Кинематография (код – 1500)

СМИ (код – 1600)

Здравоохранение и физическая культура (код – 1700)

Социальная политика (код – 1800)

Каждый из разделов функциональной классификации делится на соответствующие подразделы.

Виды расходов в свою очередь делятся на экономические статьи. Технология распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от экономического содержания, делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы объединены в две группы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретение предметов снабжения и расходных материалов (канцелярских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, продуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги.

Из второй группы расходов наиболее значимы такие трансферты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания, компенсационные выплаты учителям на приобретение книгоиздательской продукции, пособия на опекаемых детей и т.п. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользования, новое строительство, капитальный ремонт.

Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.

Рассмотрим структуру расходов бюджета на социальные цели за 2003-2005 годы. Доля этих расходов в Федеральном Бюджете неодинакова, она составила 16% в 2003 году, 29% - в 2004 и 13%- в 2005. Традиционно, наибольший вес имеют расходы на социальную политику: 9% всего Федерального Бюджета в 2003 году, 22% - в 2004 и 6% в 2005, а также на образование – около 4% в период с 2003-2005 г. Наименьшая доля у расходов на культуру и искусство и СМИ – около 1%.

Непосредственно в расходах на социальные цели наибольший вес также у расходов на социальную политику: 56% в 2003 году, 76% - в 2004 году и 48% в 2005%; образование – 25% в 2003 году, 14% в 2004 году и 31% в 2005; здравоохранение – 12% - в 2003 году, 6% в 2004 и 13% в 2005. Расходы на культуру, СМИ также составляют ничтожную долю всех расходов на социальные цели и колеблются от 2 до 4% .

В бюджете на 2005 год виден рост расходов по всем статьям расходов на социальные цели за счет снижения расходов на социальную политику. Так расходы на здравоохранение в 2005 году составят 13%, на образование –31%, по сравнению с 6 и 14% в 2004 году.

За годы экономических и социальных реформ произошли принципиальные изменения в составе и структуре источников финансирования социально-культурной сферы. Помимо бюджетных ассигнований используются внебюджетные источники, в том числе и средства населения.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на бюджетных учреждений во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы бюджетных учреждений обусловлена в первую очередь свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства, в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Существуют основные принципы бюджетного финансирования :

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов; законодательное закрепление регулирующих походов бюджетов; право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и т.д.;

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обяэательном порядке и в полном объеме;

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

8. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов;

10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей .

2. Основы и принципы предоставления «бесплатных услуг»

бюджетными учреждениями

Органы исполнительной власти с учетом всех источников финансирования (бюджет и средства ОМС), утвержденных территориальных нормативов финансовых затрат, анализа потребности населения образования в социальной помощи и потоков пациентов из других территорий формируют муниципальный заказ - задание на предоставление государственных, муниципальных социальных услуг, доводя его до учреждений. При этом должно предусматриваться совершенствование структуры сети ЛПУ для оказания населению максимально возможного объема социальных услуг по месту жительства.

Задание на предоставление государственных, муниципальных социальных услуг (далее - муниципальный заказ) - это комплексный план, содержащий объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования в целом и всех муниципальных социальных учреждений на очередной год, формируемый на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, и необходимых финансовых ресурсов. Муниципальный заказ - задание определяет обязательства муниципального образования (города, района) по предоставлению населению данной территории помощи за счет средств бюджета и средств ОМС, объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий, условия и порядок оказания медицинской помощи, а также требования к эффективной деятельности здравоохранения, образования и других социальных услуг территории. Муниципальный заказ разрабатывается на основе Территориальной программы государственных гарантий оказания населению субъекта Российской Федерации бесплатной помощи и контрольных цифр, устанавливаемых органом управления здравоохранением на очередной финансовый год.

С целью планирования развития здравоохранения субъекта Российской Федерации для муниципальных образований устанавливаются следующие показатели и параметры:

Показатели, характеризующие состояние здоровья населения муниципального образования;

Рекомендованные объемы медицинской помощи, оказываемые населению муниципального образования на базе муниципальных социальных учреждений в рамках Территориальной программы государственных гарантий по профилям, уровням;

Объемы социальной помощи, оказываемые в рамках Территориальной программы на базе социальных учреждений жителям других субъектов Российской Федерации;

Квоты на оказание помощи жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы на базе государственных ЛПУ субъекта Российской Федерации, ЛПУ других муниципальных образований, ведомственных ЛПУ;

Подушевые нормативы финансирования за счет бюджета и средств ОМС;

Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по профилям и уровням оказания медицинской помощи;

Проекты муниципальных заказов - заданий на предоставление государственных, муниципальных социальных услуг согласовываются с администрациями муниципальных образований и администрацией субъекта Российской Федерации с учетом имеющихся финансовых ресурсов и установленных финансовых нормативов.

Согласованные проекты муниципальных заказов - заданий на предоставление государственных, муниципальных социальных услуг муниципальных образований, планы - задания медицинским учреждениям областного (республиканского) уровня на предоставление государственных социальных услуг и квоты субъекта Российской Федерации для лечения граждан в федеральных учреждениях здравоохранения (за счет средств федерального бюджета) составляют Территориальную программу государственных гарантий оказания населению субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа утверждается постановлением Главы администрации или законом субъекта Российской Федерации.

Система предоставления бесплатных услуг имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на предоставления бесплатных услуг закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Предоставления бесплатных услуг в России включает в себя следующие виды:

Пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

Пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

Протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

Льготы и преимущества инвалидам.

И хотя всей системе предоставления бесплатных услуг присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

Принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

Принципа опоры на общественное участие:

Принципа территориальности:

Принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

3. Бюджетные источники финансирования бюджетных учреждений

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.

На сметно-бюджетном финансировании находятся бюджетные учреждения: здравоохранения, правоохранительные учреждения, образовательные учреждения; учреждения культуры.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством РФ. В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.

В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

Учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

Деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

Основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Правовое регулирование закрепления за учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется ГК РФ.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от реализации движимого имущества поступают в распоряжение учреждений, в том числе в качестве дополнительного источника финансирования из бюджета при зачислении этих доходов в бюджет в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Инструкцией суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Оформление закрепления государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.95 № 1190, Министерством государственного имущества РФ.

Для учета важен момент возникновения права оперативного управления. В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

При наделении учреждения имуществом его собственником или при приобретении имущества за счет выделенных по смете бюджетных средств бюджетные учреждения должны присваивать соответствующим субсчетам отличительный признак 1.

Для учета имущества, приобретаемого учреждением по договору или иным основаниям, применяются номера 2 (при приобретении имущества в результате осуществления предпринимательской деятельности) и 3 (при получении имущества безвозмездно для его использования в соответствии с учредительными документами или приобретении за счет целевых и безвозмездных поступлений).

Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной и квартирной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.

Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях, и т.д.

Принцип финансирования расходов бюджетных учреждений - сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

К целевым средствам на содержание бюджетных учреждений и другие мероприятия относятся:

Средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;

Средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;

Средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;

Средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;

Средства, заработанные учащимися в организациях;

Средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

Средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;

Безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);

Средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;

Другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе, средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы-» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.

Смета – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения.

Предусмотренные в смете ассигнования считаются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается.

Форма сметы, основные ее показатели, нормы расходов определяются и сообщаются вышестоящей организацией. В типовой смете содержатся данные общие для всех бюджетных учреждений. Типовая смета состоит из:

1 часть – отражается наименование, адрес, бюджет, из которого учреждение финансируется, свод расходов по статьям с распределением по кварталам,

2 часть – отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые показатели,

3 часть – приводятся обоснования и отчеты по каждой статье расходов на планируемый год. Расчеты производятся исходя из объемов деятельности и из фактического исполнения сметы за предыдущий год. Все расходы по смете группируются по видам и целевому назначению.

При утверждении сметы проверяется необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объемам работы учреждения и соблюдение норм расходов. Утверждение сметы производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого финансируется данное учреждение. Утвержденная смета определяет сумму средств, которая должна быть выделена на содержание учреждения из бюджета.

Утверждение сметы производится вышестоящей организацией. Смета считается утвержденной при наличии подписи руководителя вышестоящей организации, печати и дата утверждения.

Сметы могут составляться на любой период - на месяц, квартал, год, на пять лет. Во многих организациях составление смет носит характер непрерывного процесса; в них после выполнения сметы одного квартала приступают к выполнению сметы на следующий квартал. В некоторых организациях сметы составляются на каждый месяц и такие месячные сметы аккумулируются в общую смету. В некоторых организациях сметы составляются только раз в году на период финансового года. Однако при подобной системе приходится затрачивать большие усилия на составление смет.

Если смета постоянно проверяется и по мере необходимости в нее вносятся соответствующие поправки, то поддержание сметной системы, после того как она вступила в действие, не требует специальных усилий.

Контроль на основе сметы - использование сметы в качестве измерителя эффективности операций с точки зрения расходов является сам по себе действием, направленным на получение положительного результата. Даже самая лучшая смета - правильный расчет разумно возможного соответствия доходов и расходов, окажется бесполезной, если она не будет выполнена.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

Ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

Кредиты иностранным государствам;

Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

2. В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.

3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность развития бюджетных учреждений в большой степени зависит от планирования государственных финансов.

Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений. Оно включает определение объема денежных средств и их источников, выявление резервов роста доходов, экономии расходов и других показателей.

В этой работе рассмотрены основы и принципы финансирования бюджетных организаций.

Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования учреждений. От этого зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.

Поставленные задачи при выполнении курсовой работы выполнены. Цель достигнута.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 2004г.

2. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.

3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г № 51-ФЗ редакция от 21.07.2005г.

4. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.

5. Ходорович М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2003 г.- 154с.

6. Федеральный закон от 26.03.04 № 81-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 год»

7. Финансы. Учебное пособие /Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2003г.- 196с.

9. Финансы: Учебник/ Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Ф и С,2005г. – с.244

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005 – 251с.

11. Федеральный закон от 23.12.2004 № 173 – ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005г»

12. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

13. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Бюджетное финансирование (budget financing) — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на:

  • общие, касающиеся всех бюджетополучателей;
  • частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства.

К общим принципам относят:

  • соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи);
  • целевой характер предоставления бюджетных средств;
  • выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных бюджетных ассигнований.

К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования:

  • ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.);
  • населению и нижестоящим бюджетам;
  • юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.);
  • ссуды, ;
  • средства на обслуживание долговых обязательств;
  • кредиты иностранным государствам и др.

Отечественная система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР:

  • значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования — бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время;
  • деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ;
  • средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанным органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов;
  • введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.

Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленным им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на:

  • выполнение государственных инвестиционных программ, содержание объектов социальной инфраструктуры;
  • компенсацию убытков от выполнения плана-заказа;
  • проведение конверсионных мероприятий и т.д.

Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет.

По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год. На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов.

Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных средств, включают:

  • списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физического и юридического лиц;
  • зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет).

Бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой — для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая бюджетное финансирование, — не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в том числе из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов.

Бюджетное финансирование  это система предоставления денежных средств предприятиям, фирмам, акционерным обществам и организациям на реализацию мероприятий за счет бюджета.

Оно основывается на некоторых принципах и отличается своими особыми формами и методами предоставления средств. Эти принципы, формы и методы бюджетного финансирования формируют систему бюджетного финансирования.

К принципам относятся:

Достижение максимальной эффективности (она проявляется в успешном решении социально-экономических задач, росте доходов в бюджете обратного притока);

Четко целевой характер использования бюджетных средств;

Безвозвратность бюджетных средств (лишь косвенный возврат за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований);

Бесплатность бюджетных ассигнований (без процентов и т.д.);

Предоставление бюджетных средств по мере достижения производственно-экономических показателей.

В настоящее время сложились две формы бюджетного финансирования.

Первая  это финансирование по системе “нетто-бюджет”. Особенность ее состоит в том, что бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат.

Вторая  финансирование по системе “брутто-бюджет”. Особенность ее в том, что бюджетные средства выделяются на все виды расходов (текущее содержание и капитальное расширение). Вторая форма применяется для бюджетных организаций. В системе бюджетного финансирования важную роль играют методы предоставления средств из бюджета. Бюджетными средствами обеспечиваются мероприятия, регулируются пропорции в распределении финансовых ресурсов.

Определенная часть бюджетных средств (до 10%) направляется на развитие отраслей народного хозяйства. Например, в 1998 г. на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, на охрану земельных, лесных и водных ресурсов было направлено около 10% бюджетных средств, в 1999 г.  6%. Кроме того, часть средств выделяется для целевых социальных программ и программ регионального развития. Например, программа «Молодежь России», Федеральная миграционная программа и др.

Значительную часть расходов по народному хозяйству составляет выплата различных видов дотаций и субвенций многим субъектам и отдельным городам.

В бюджетной практике используются две формы дотаций: 1) дотации на продукцию, которая реализуется по государственным регулируемым ценам; 2)дотации предприятиям для покрытия их убытков.

Первая форма используется для всех предприятий, производящих определенные виды продукции (в основном по выработке угля и продукции животноводства).

Вторая  для убыточных государственных предприятий и сельскохозяйственных предприятий.

Основная часть расходов по этой статье предназначена для предприятий агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта.

Нельзя не отметить, что, наряду с безвозмездным бюджетным финансированием, развивается кредитование предприятий выдачей бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными средствами. Они возвратны, но проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже (10% годовых). Они выдаются по специальному распоряжению правительства РФ для целевых программ. С развитием рыночных отношений система бюджетного финансирования народного хозяйства должна быть изменена.

Это изменение обусловлено следующими обстоятельствами:

Сокращением государственной собственности;

Постепенным сокращением дотирования предприятий;

Уменьшением государственных производственных инвестиций за счет централизованных капвложений;

Отменой дотаций на возмещение разницы в ценах по многим видам товаров в связи с либерализацией цен;

Жесткой экономией расходов бюджетных средств.

Несмотря на тенденции сокращения бюджетных расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование затрат обязательно так как, во-первых, будет государственный сектор, во-вторых, для стабилизации экономики необходимы бюджетные субвенции, бюджетные кредиты, в-третьих, необходима поддержка сельского хозяйства, в-четвертых, расходы госбюджета регулируют отраслевую и региональную структуру производства и инвестиций.

По другим направлениям расходов (социально-культурные мероприятия, образование, оборона и др.) имеются свои методы финансирования. Например, по социально-культурным мероприятиям расходы определяются на основе сметного планирования по каждому виду с применением денежных норм (зарплата, пенсии, нормы расхода медикаментов).

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе центральных и местных (региональных) нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения (с учетом количества классов и других показателей). Расходы на образование включают затраты на текущее содержание (заработная плата, учебные и канцелярские расходы и др.), приобретение оборудования и приборов, капитальный ремонт и строительство новых зданий.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данному критерию текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.


ПЛАН
    Введение.
    Понятие и принципы бюджетного финансирования.
    Принципы бюджетного финансирования.
    Принципы финансирования бюджетных учреждений.
    Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия.
    Заключение.

Введение

Бурное развитие рыночных отношений в российском обществе, свободное развитие всех форм собственности, совершенствование механизма государственного регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности остро поставили перед учеными-юристами и практиками проблему разработки современной концепции финансового права, особенностей его предмета, методов, системы и способов воздействия на общественные отношения. На передние рубежи правовой мысли были выдвинуты различные аспекты совершенствования финансового и банковского законодательств в условиях экономических преобразований, затрагивающих все стороны жизнедеятельности страны.
Все это, естественно, не могло не сказаться и на исследовании разнообразных научных проблем финансового права, потребовались свежие оригинальные учебники и учебные пособия по этой новой и очень важной отрасли права. На мой взгляд, самой положительной оценки заслуживают вышедшие в разное время в свет следующие учебники: «Финансовое право» (отв. ред. О.Н. Горбунова. - М.: ЮРИСТЪ, 1996), «Основы банковского права» О.М. Олейника (М.: ЮРИСТЪ, 1997), «Финансовое право» Н.Д. Эриашвили (М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2000) и др. Причем в последнем учебнике, пожалуй, впервые в юридической литературе с глубоким знанием финансовой практики и действующего законодательства освещаются современные проблемы правового регулирования денежного обращения и расчетов, лизинга, валютных операций и платежей.
Опираясь на новые публикации и разработки, кафедра права Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) совместно с ведущими учеными-юристами и экономистами, занимающимися проблемами правого регулирования финансовых отношений, подготовила свое учебное пособие по финансовому праву (с акцентом на системный анализ действующего финансового законодательства).
Поэтому финансовое право рассматривается в книге и с общетеоретических позиций (предмет финансового права, его методы, принципы, финансово-правовые нормы, правоотношения и др.), и с точки зрения основных направлений правового регулирования сфер финансовой деятельности (бюджетное право, правовое регулирование государственных доходов, правовые основы государственного кредита, правовое регулирование государственных расходов, правовые аспекты банковской деятельности, расчетные правоотношения, ценные бумаги и т.д.).

Понятие и принципы бюджетного финансирования.

Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, - это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.
Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.
Хозяйственные организации в системе бюджетного финансирования занимают особое место. Это определяется тем, что свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством. Так, в федеральном бюджете на 1994 г. бюджетные средства были выделены в виде государственной поддержки отраслей народного хозяйства на базовые отрасли промышленности (угольная отрасль), конверсию оборонной промышленности, другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, некоторые отрасли продовольствия и т.д.
Государственные бюджетные организации, так называемая бюджетная сфера, имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей членов общества. К ним относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.
В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций, являясь для них дополнительным источником финансирования.

Принципы бюджетного финансирования.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах , характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.
4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.
5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т.п.
В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное финансирование;
3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);
4) финансирование капиталовложений.
Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т.п.
Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.
Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям - Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.
Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.
Финансирование капиталовложений - это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.
Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.
Начиная с 1997 г. Правительство Российской Федерации выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

Принципы финансирования бюджетных учреждений.

Для выявления специфики бюджетного планирования в непроизводственной сфере целесообразно, прежде всего, классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации по группам с учетом характера их деятельности, методов организации управления и финансирования.
В первую группу могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они организуют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь Законом Республики Беларусь "О предприятии". Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей.

Во вторую группу включаются отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные. Метод ведения хозяйства здесь определяется преобладающим источником возмещения расходов.
К третьей группе принадлежат отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги - бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.
Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:
- республиканского бюджета
- местного бюджета,
- государственных внебюджетных фондов,
- бюджетов всех уровней,
- внебюджетных доходов,
- средств, поступивших во временное распоряжение.
Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:
1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.
2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
3. Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.
4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.
Получатели бюджетных средств имеют право на:
1) своевременное получение и использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
2) своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
3) компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели:
на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законами, законами субъектов и правовыми актами органов местного самоуправления;
на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством;
на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия.

Важнейшей причиной поддержания и наращивания бюджетного дефицита являются огромные бюджетные расходы. Они не только выступают в качестве самого эффективного способа перераспределения общественного богатства в пользу немногих привилегированных групп и организаций, но и являются надежным способом, ведущим к устойчивой деградации отечественной экономики. Отказ от сокращения государственных расходов по причине «дальше просто некуда» означает лишь проявляемую таким образом властями заинтересованность, как в сохранении существующих механизмов перераспределения, так и их не заинтересованность в возобновлении экономического роста.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Следует отметить, что качество самого дефицита может быть различным:
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;
- дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В данном случае бюджетный дефицит представляет собой явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только экономических, но и политических решений.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Однако, бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.
Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой - делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.
Нельзя не акцентировать внимания еще на одном факте: чтобы приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос на нее, поднимает международную ценность и, несомненно, приводит к сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны. Последствием становится уменьшение валового внутреннего продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.
Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:
- инфляция;
- государственный долг;
- истощение валютных резервов;
- снижение инвестиционной активности;
- сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;
- снижение жизненного уровня населения.

Заключение

Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Реформирование бюджетного процесса осуществляется по различным направлениям, среди которых формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки и результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов с одновременным мониторингом и финансовым контролем за достижением намеченных целей и результатов, модернизация механизмов бюджетного финансирования, предполагающая внедрение новых форм финансирования учреждений, оказывающих социальные услуги населению.

Основной предпосылкой для внедрения новых форм финансирования бюджетных учреждений социальной сферы является уточнение их правового статуса. Повышение эффективности использования бюджетных средств в рамках проводимой реформы обеспечивается именно созданием механизмов, при которых государственные и муниципальные социальные услуги могли бы предоставляться учреждениями различных организационно-правовых форм.
Основным изменением в системе финансирования новых учреждений является отказ от финансирования содержания и переход к финансированию оказанных услуг. В рамках бюджетной реформы осуществляется переход к новым формам финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, главными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный социальный заказ.

Список используемой литературы:

1. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с.
2. Современный финансово- кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П. С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.382
3. Законодательство и экономика, 2005, № 12
4. Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопр.экономики - 1998.- № 2. - с. 22-36.
5. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. – Колчина Т. Несложная арифметика. Фискальные службы доказали, что лишних денег не бывает
6. Кудрин А.Л. Бюджет-2002 -- сбалансированный и реалистичный // Финансы. 2002. №1. С. 3-6.
7. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
и т.д.................