Финансовые рычаги регулирования экономики. Объект исследования. Объектом исследования в данном курсовом проекте является государственный аппарат регулирования финансовых отношений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методические основы регулирования экономики

1.1 Финансовый механизм, его составные звенья и элементы

1.2 Система финансовых рычагов и стимулов

РАЗДЕЛ 2. Перестройка финансового механизма в условиях рыночной экономики

2.1 Сущность, задачи и цели перестройки в условиях рыночной экономики

2.2 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

финансовый механизм макроэкономический равновесие

Актуальность темы исследования. В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства.

Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Вопросам становления и развития финансового механизма, посвящены научные исследования и публикации отечественных и зарубежных учёных - Дворецкая А.Е., Ковалев В.В., Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Романовский М.В., Врублевская О.В., Самфонов Н.Ф.

Таким образом, теоретико-методические аспекты исследования занимают важное место в экономической науке.

Цель и задачи исследования. Главная цель данной курсовой работы - обобщить и систематизировать знания о финансовых механизмах воздействия на экономику страны.

Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи :

ь Раскрыть теоретико-методические основы регулирования экономики;

ь Проанализировать возможность перестройки финансового механизма в условиях рыночной экономики.

Объект исследования. Объектом исследования в данном курсовом проекте является государственный аппарат регулирования финансовых отношений.

Методы исследования. В процессе исследования использовались такие методы исследования: методы анализа и синтеза; экономические - статистические методы исследования; графические методы исследования; корреляционно - регрессионный анализ.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования являются нормативно - правовые документы; материалы статистических данных; периодические издания; материалы зарубежных и отечественных - экономистов; информация в сети Интернет; результаты собственных исследований автора курсового проекта.

Работа состоит из введения, двух разделов, вывода, списка используемой литературы, приложения. Основной текст работы изложен на 21 странице машинописного текста.

РАЗДЕЛ 1.

Теоретико - методические основы регулирования экономики

1.1 Финансовый механизм, его составные звенья и элементы

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера.

Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов.

При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и пере распределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства.

Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества.

Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались.

Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества:

ь финансовое обеспечение;

ь финансовое регулирование.

Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах:

Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг.

Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций -- важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на определённом этапе.

Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они, по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.

Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные отчисления и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры.

К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом -- составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны -- поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно представить в следующем виде (см. Приложение А).

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства.

Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.

С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности.

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере.

Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.

Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств.

Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг.

Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования -- переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей.

Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.).

Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений.

1.2 Система финансовых рычагов и стимулов

Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюджетного устройства, корректированию денежного обращения, организацию кредита, совершенствованию ценообразования не в состоянии преодолеть экономический кризис, составляющий основу кризиса финансов.

Выход состоит в повышении производительности труда в сфере материального производства, в увеличении емкости рынка, как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, укрепление финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь являются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства.

Инструментами же формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги.

В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п.

При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных используются финансовые рычаги, связанные с финансированием капитальных вложений, расходованием оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и др.

Каждый финансовый рычаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.

Участвуя в формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хоз. органов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета.

Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике.

Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном -- непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом.

В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод -- все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения, как при их разработке, так и при применении.

Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство.

Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов -- поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.

Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты.

Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

Льготы и санкции применяются и при организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Например, они могут быть применены за не целевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эффективности экономического развития государства.

Выводы раздела 1

:

1) прибыль;

2) налог на прибыль;

5) налоги с населения.

Роль финансовых рычагов

:

Наибольшую роль играют налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятия. Изымая часть накоплений, государство создает у предприятия стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли, прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям преобладают налоговые методы изъятия доходов предприятий.

Налог на сверхприбыль,

Подоходный налог

Выделяют:

4) система финансовых льгот и санкций. Льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции

РАЗДЕЛ 2.

Перестройка финансового механизма в условиях рыночной экономики

2.1 Сущность, задачи и цели перестройки в условиях рыночной экономики

Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.

Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не соответствующая требованиям объективных законов развития общества, стали питательной средой для внеэкономических методов перераспределения национального дохода, развития «теневой» экономики.

В противоречии с потребностями развития материального производства и укрепления финансов находились и кредитные отношения.

Все это открывало дополнительные каналы для разбухания денежного оборота, развития инфляции и обесценивания денежной единицы, обусловливая и углубляя кризис финансовой системы.

Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.

Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

ь использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

ь стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;

ь развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.

Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.

2.2 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов

Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов.

Наибольшее значение имеют:

Направления повышения эффективности:

1) налоги. Налоговый механизм оказывает на предприятие двойственное влияние. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-технические и опытно-конструкторские работы, стимулируя повышение эффективности производства. Однако высокий общий уровень налогообложения предприятия резко ограничивает его финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания ослабляет действенность налоговых льгот. Необходима устойчивая налоговая система с отлаженным контролем за полнотой и своевременностью уплаты налогов, с таким порядком исчисления размера платежа, который заинтересует плательщика в лучших результатах деятельности, во включении режима экономии ресурсов;

2) финансовые санкции и льготы используются очень мало. Перечень льгот по налоговому законодательству был резко уменьшен с введением 25 гл. Налогового кодекса, особенно в части реинвестирования прибыли, отсутствует их дифференциация по территории страны, нет системы льгот, ориентирующей предприятие на приоритетные отрасли. Бюджетное финансирование в качестве финансовой льготы не рассматривается, что послужило причиной распространения иждивенчества при формировании финансовых ресурсов предприятия.

Система финансовых санкций также нуждается в коренной перестройке.

Чтобы они стали реально действующими и эффективными, необходимо изменить содержание заключаемых между партнерами договоров, предусмотрев значительное усиление материальной ответственности за невыполнение принятых обязательств.

Действенность финансовых санкций во многом зависит от эффективной работы органов финансового контроля, экономических, судебных и арбитражных органов. Повысить эффективность действующих финансовых санкций можно путем оздоровления экономики, арбитражных служб, пересмотрев сами санкции в сторону ужесточения;

3) прибыль - обобщающий измеритель работы предприятия, в котором находят отражение качественные и количественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости, рост объема производства.

Выводы раздела 2

Задача финансового регулирования - обеспечить оптимальные размеры и соотношения между фондами возмещения, потребления и накопления и рациональные пропорции между денежными фондами, входящими в их состав.

Эффективность финансовых рычагов и стимулов - способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.

Наибольшее значение имеют:

1) финансовое регулирование и стимулирование производства;

2) финансирование научно-технического прогресса;

3) страховая защита общественного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать следующие выводы.

Финансовый рычаг - инструмент формирования и использования финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. В их состав входят:

1) прибыль;

2) налог на прибыль;

3) амортизационные отчисления;

4) отчисления на социальное страхование;

5) налоги с населения.

Роль финансовых рычаговв условиях перехода от административно-командных к рыночным методам хозяйствования существенно возросла. Финансовые рычаги стали важнейшим инструментом стимулирования народного хозяйства.

С помощью финансовых рычагов решаются задачи:

1) регулирования общего уровня финансовых ресурсов в сфере производства;

2) ограничения монопольной деятельности;

3) регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, пропорции распределения денежных средств, инвестиционных и инновационных процессов.

Наибольшую роль играют налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятия. Изымая часть накоплений, государство создает у предприятия стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли, прежде всего, за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям преобладают налоговые методы изъятия доходов предприятий.

Налог на сверхприбыль, применяющийся в ряде стран, способствует ограничению монополий.

Подоходный налогс населения играет определенную роль в повышении трудовой активности работников.

В условиях рыночной экономики система финансовых рычагов воздействует на развитие производства и через прямое регулирование пропорции между денежными фондами, участвующими в производственном процессе. Чтобы не допустить сбоев в работе, предприятие широко использует финансовые нормы и нормативы, резервные фонды и т. д.

Через изменение соотношения между фондами накопления и потребления финансовые рычаги непосредственно влияют на экономический рост.

Финансовый стимул - организационная форма финансовых отношений, с помощью которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов.

Выделяют:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;

2) поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;

3) бюджетные стимулы. Субъектом стимулированиявыступает государство. Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;

4) система финансовых льгот и санкций. Льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия.

Санкцииусиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бегугин, Ю.М. Сберегательное дело; М.: Финансы, 2008. - 256 c.

2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория; Высшее образование, 2008. - 400 c.

3. Брейли, Р.; Майерс, С. Принципы корпоративных финансов; М.: Олимп-Бизнес, 2002.- 787c.

4. Гальперин, В.М.; Гребенников, П.И.; Леусский, А.И. Макроэкономика; СПб: СПбУЭФ, 2007. - 719 c.

6. Градобитова, Л.Д.; Пискулов, Ю.В. Экономика и дипломатия; М.: Наука, 2011. - 160 c.

7. Долан, Эдвин Дж; Кэмпбелл, Колин Д.; Кэмпбелл, Розмари Дж Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика; М.-СПб: Автокомп; Профико, 2002. - 448 c.

8. Колесников, В.И.; Кроливецкая, Л.П. и др. Банковское дело; М.: Финансы и статистика, 2005. - 480 c.

9. Колесников, В.И.; Кроливецкая, Л.П. и др. Банковское дело; М.: Финансы и статистика, 2001. - 480 c.

10. Котлер, Филип Основы маркетинга; М.: Прогресс, 2005. - 736 c.

11. Липсиц, И.В. Экономика без тайн; М.: Дело ЛТД, 2012. - 352 c.

12. Лобанова, Т.Н. Банки: организация и персонал. Современная концепция управления. Специализированный обучающий кейс-курс; БДЦ-пресс, 2005. - 108 c.

13. Мамедова, Р.А.; Руденко, И.Е. Организация, планирование и управление в шерстопрядильном производства; Легкая индустрия, 2008. - 280 c.

14. Мицкевич, А.А. Сборник заданий по экономике; М.: Вита-Пресс, 2006. - 527 c.

15. Петерс, Э.Э. Фрактальный анализ финансовых рынков: Применение теории Хаоса в инвестициях и экономике; интернет-трейд, 2004. - 304 c.

16. Романова, М.В. Банковская деятельность: налоговый аспект; М.: БДЦ-пресс, 2004. - 312 c.

17. Севрук, В.Т. Банковские риски; Дело ЛТД, 2005. - 557 c.

18. Сокольников, Г.Я. Новая финансовая политика на пути к твердой валюте; М.: Наука, 2003. - 336 c.

19. Хейне, Пол Экономический образ мышления; М.: Дело; Издание 2-е, стер., 2011. - 704 c.

20. ред. Шанин, Т. Неформальная экономика. Россия и мир; М.: Логос, 2008. - 576 c.

Приложение A

Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Основные признаки финансов и их функции. Методологические принципы проведения финансовой политики, ее типы. Задачи бюджетной политики. Финансовая деятельность государства, тенденции развития системы рычагов и стимулов в условиях рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Сущность совокупных спроса и предложения. Специфика экономики. Основные факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения. Влияние теневой экономики и коррупции на макроэкономическое равновесие в Украине.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2010

    Определение сущности финансового сектора и рассмотрение его организационной структуры. Выявление значения финансового сектора для достижения динамичного развития экономики Республики Казахстан; описание основных методов и направлений его регулирования.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Условия выбора конкретных методов воздействия государства на экономику, виды инструментов государственной экономической политики. Связь между процессом регулирования экономики и носителями хозяйственных интересов. Инновационное развитие экономики России.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2011

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Исторический опыт влияния государства на экономику страны. Определение цели и задач государственного регулирования экономики. Меры воздействия государства на экономику страны. Основные инструменты воздействие государства на макроэкономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2010

    Сущность и классификация издержек фирмы. Понятие и цели операций на открытом рынке как метода денежно-кредитного регулирования экономики. Зависимость величины спроса на деньги от номинального дохода. Основные условия макроэкономического равновесия.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2011

    Исследование экономической политики России. Анализ методов государственного воздействия. Преимущества и недостатки действия рыночного механизма. Финансовые меры воздействия по регулированию экономики. Модернизация государственного управления экономикой.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2016

    Эффективное управление экономикой предприятия. Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка. Теоретическая и прикладная экономика. Объекты и субъекты экономики. Рыночная система хозяйствования. Сущность и функции рынка.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Общая характеристика необходимости государственного регулирования экономики, рассмотрение его форм и методов воздействия. Проведение сравнительного анализа влияния государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы.

Рыночная экономика.

5. налоговая политика

Читайте также:

Государственное регулирование рынка, его структура. Основные методы государственного регулирования рынка

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Борьба с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются вышеуказанные цели:

  • Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;
  • Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;
  • Путем установления фиксированных цен.

Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность получения и частному лицу. Фиксированные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен равновесия. Таким образом, методы позволяют регулировать цены на рынках государством.

Государственное регулирование рынка труда.

Государственное регулирование рынка труда является особой сферой деятельности государственного вмешательства в социально-экономические процессы многогранными подходами и средствами. Оно направлено на получение рациональных результатов в социально-экономических условиях относительно уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемых рабочих мест, а также решение проблем безработицы.

Методы государственного регулирования рынка труда представлены в следующем виде:

  • Создание новых рабочих мест – это возможно осуществить путем сокращения рабочего времени каждого сотрудника;
  • Регулирование режима труда и отдыха – это осуществляется путем установления максимального рабочего времени в течении всей рабочей недели.

Применять данные методы стоит с особой осторожностью, поскольку они смогут не только снизить уровень безработицы в стране, но и в значительной степени ухудшить эффективность экономики всей страны в общем. Одним из методов государственного регулирования рынка труда является снижение пенсионного возраста. Подобная практика осуществляется странами Швеции, Испании и Германии.

При организации собственного дела службы занятости труда оказывают активное содействие в оказании материальной и консультативной помощи, а также помощи в подготовке или отборе сотрудников для создаваемых фирм. Данная государственная помощь заключается не только в трудоустройстве работоспособного населения, но и в организации собственного бизнеса и организации новых рабочих мест. В основном данная мера позволяет защищать права безработных граждан. Государственное регулирование рынка труда имеет все экономические средства и предложения рабочей силы с помощью налоговых рычагов. Главной экономической мерой регулирования данной структуры является переподготовка работоспособного населения за счет фонда занятости труда. Финансирование системы переподготовки осуществляется из средств юридических лиц.

Основные рычаги государственного воздействия на экономику.

Данная мера носит не только экономический характер, но и является специализированной, позволяя облегчить трудоустройства работоспособного населения, не имеющего постоянного рабочего места. Таким образом, данные меры регулирования позволяют повысить заработную плату рабочих, создать новые рабочие места, развить предпринимательскую деятельность, организовать процесс переподготовки и выплаты пособий по безработице.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, его сущность и структура.

Ценные бумаги являются главным атрибутом товарного оборота. В связи с эти, государственное регулирование рынка ценных бумаг стало одним из главнейших инструментов государственного регулирования финансового рынка. Главными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, лотерейные билеты и векселя. Государственное регулирование финансового рынка основано на его структуре:

  • Денежный рынок – где функции ценных бумаг выполняют наличные денежные средства;
  • Рынок краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов (или рынок ссудного капитала) – охватывает все финансовые отношения, связанные с предоставлением кредитных ссуд;
  • Рынок ценных бумаг – связывает все финансовые и кредитные отношения, поскольку ценные бумаги имеют конкретную собственную стоимость и могут свободно обращаться на рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг позволяет:

  • Упорядочить финансовую деятельность и всех участников рынка;
  • Создать нормальные финансовые условия функционирования рынка;
  • Защитить участников рынка от мошенничества и недобросовестности других участников рынка;
  • Формировать новые рынки.

Государственное регулирование финансового рынка Украины: сущность, сферы и рычаги регулирования

Найдите в приведенном списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства

Назовите три фактора, которые влияют на изменение спроса и проиллюстрируйте каждый примером.

Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каждый примером.

Постоянные — плата за аренду офиса фирмы

Переменные – плата за используемое сырье в процессе производства.

Изменение цены товара-заменителя – если цена на Т1 увеличится, то спрос на Т2 увеличится.

Изменение цены дополняющего товара – если цена на дополняющий товар повышается, то спрос на основной товар понижается.

Изменений ожиданий потребителей относительно цен – если потребитель ожидает повышение цен на Т1, то они будут стремиться купить его сейчас, до того.

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии – 27%, в Японии – 11%). Так в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости японских – 6,6%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости товара?

Стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду, уровень квалификации работников, условия труда, спрос и предложение на рынке труда, региональные различия.

В.Леонтьев: Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что они иногда дают сбой и не могут действовать без присмотра. Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которая эта система способна решать самостоятельно, две – которые требуют вмешательства государства.

Рыночная экономика.

Самостоятельно – создание условия для эффективного распределения ресурсов в экономике, обеспечение свободы выбора потребителя и производителя, ограничение возможностей возникновения монополий, создание стимулов к труду.

Не может решить самостоятельно – обеспечение производства общественных благ, обеспечение всех людей достаточным доходом, регулирование побочных эффектов

1. антимонопольное законодательство

2. кредиты, предоставляемые предпринимателям

3. развитие системы экономического образования в школе

4. вручение государственных наград за производственные успехи

5. налоговая политика

Читайте также:

12Следующая ⇒

ТЕСТЫ

По дисциплине «Маркетинг»

Тема 1 Понятие и организация маркетинга

Маркетинг можно определить как:

управление сбытом;

рыночный потенциал фирмы;

Деятельность, направленная на продвижение товара;

деятельность, направленная на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей.

Исторической предпосылкой возникновения маркетинга является:

Кризис сбыта;

рост производительности труда;

повышение профессионализма работников сбыта;

распыление промышленного и торгового капиталов.

Сущность концепции «социально-этического» маркетинга заключается в том, что:

спросом пользуются товары с низкой ценой и широко представленные в торговле;

Качество товара – главное условие успешного бизнеса;

общественное благосостояние – обязательный фактор бизнеса;

необходимо производство только тех товаров, на которые уже существует или может быть сформирован спрос.

Пассивный маркетинг – это:

изменение старых и создание новых потребностей, забота о потребителе;

Ориентация на товар, производство;

нейтральное отношение к окружающей среде маркетинга;

ориентация на обнаружение и организацию рынка сбыта.

Принципы, на основе которых реализуется функциональный маркетинг, объединяются концепцией:

совершенствования сбыта;

Комплексного маркетинга (5 «P»);

совершенствования производства;

социально-этичного маркетинга.

Цель Генри Форда состояла в массовом выпуске автомобилей по доступной цене, что соответствует классической концепции…

маркетинга

Совершенствования производства

совершенствования товара

социально-этического маркетинга

Основной принцип проблемной формы организации маркетинга на фирме заключается в:

регулярном применении экспертных методов анализа возникающих проблем;

осуществлении маркетинговых мероприятия по решению различных проблем;

Создании административной группы различных специалистов для решения возникшей проблемы;

распределении функций маркетинга внутри маркетинговой службы.

Маркетинговая служба на фирме может быть организована по принципу:

иерархическому;

потребительскому;

Матричному;

производственному.

Среди концептуальных подходов к маркетингу не выделяют:

идеологический аспект;

Психологический аспект;

аналитический аспект;

прикладной аспект.

Особенность современного этапа мирового развития маркетинга заключается в том, что это:

потребительский маркетинг;

производственный маркетинг;

организационный маркетинг;

+активный микро-, макро-, мега- и социальный маркетинг.

Тема 2 Маркетинговая среда фирмы

Маркетинговая среда фирмы – это:

Субъекты и факторы, влияющие на маркетинговую деятельность фирмы;

отделы маркетинговой службы фирмы;

информация, на основе которой работает маркетинг фирмы;

коммуникационные каналы фирмы, ее референтные группы.

К микросреде ВУЗа относится:

+рост числа выпускников школ

образовательные Интернет-порталы

политика

розничный магазин канцтоваров

Внутренняя микросреда предприятия включает:

дистрибьюторов;

клиентуру;

конкурентов;

Внешняя микросреда маркетинга включает силы и факторы

Полностью контролируемые компанией;

регулируемые компанией;

государственной политики;

не влияющие на деятельность компании.

Микросреда маркетинга обусловлена:

деятельностью высшего руководства фирмы и службы управления маркетингом;

состоянием контролируемых факторов и деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий;

состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и техники, окружающей среды;

деятельностью высшего руководства фирмы и службы управления маркетингом, а также состоянием неконтролируемых факторов.

Макросреда маркетинга обусловлена:

Состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и техники, окружающей среды;

деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий;

существующим законодательством;

деятельностью государственных органов управления.

Рынок, с точки зрения маркетинга, – это:

место встречи покупателя и продавца;

любое взаимодействие людей по поводу товара;

совокупность производителей и потребителей;

Система отношений купли-продажи между продавцами и покупателями.

Факторы, обеспечивающие возможность регулирования рынка, – это:

планирование деятельности фирмы;

наличие зависимостей различных рыночных факторов;

наличие микросреды маркетинга;

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. II. Ревизия стратегии маркетинга
  2. II. Факторы опасности, воздействующие на семью.
  3. III.

    Финансовые рычаги регулирования экономики

    Эндотелиальные факторы, влияющие на сосудистый тонус, АД и местный кровоток. Ауторегуляция.

  4. IV. Ревизия систем маркетинга
  5. Lt;question1> Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии? засушливость климата, усиленный ветровой режим переувлажненность почвы
  6. PEST-анализ — технологические факторы
  7. S2 ПЕПТИДНЫЕ ГОРМОНЫ, ФАКТОРЫ РОСТА, ПОДОБНЫЕ СУБСТАНЦИИ И МИМЕТИКИ
  8. V. Ревизия результативности маркетинга
  9. V2: Экология как наука. Экологические факторы.
  10. V2: {{3}} 2.1. Условия и факторы организационных изменений
  11. VI. Ревизия функциональных составляющих маркетинга
  12. А) социально-демографические, научно-технические, экономические, культурные, правовые, политические факторы

Поиск на сайте:

Экономика. Билет 15. Государственное регулирование рынка.

    Государственное регулирование рынка.

Государство постоянно должно контролировать рынок, т. е. система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование . С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи - выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондов предприятием и начислением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применяют стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов.

Государственное регулирование имеет две модели:

Адаптационная модель эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.

Координирующая модель – она основана на планировании деятельности, прогнозировании и постоянных переговорах. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия; косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Для того чтобы достигнуть целей, делают прогноз, т. е. строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом сталкивается на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Рыночное регулирование в экономики

Введение.

В условиях рыночной экономики одновременно осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируется спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения.

Однако методы валютного регулирования не всегда оказываются достаточно эффективными. Расширение и активизация мировой торговли, увеличение объемов спекулятивных операций с валютами на международных рынках приводит к необходимости госу4дарственного контроля и регулирования валютных операций.

В настоящее время рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, стимулирует развитие валютной системы, а второе имеет своей целью преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между данными методами в каждой конкретной стране устанавливается в зависимости от сложившейся ситуации.

Новый этап реформ в России характеризуется укреплением роли государства в народном хозяйстве и переходом к более сильной экономической политике. В связи с этим основная цель валютного регулирования и валютного контроля – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанном с ним рынках (финансовом, денежном).

Это будет способствовать росту конкурентоспособности предприятий, расширению ёмкости внутреннего рынка, внешнеэкономической экспансии в высокотехнологических отраслях. Жёсткость стратегии валютного регулирования и валютного контроля должна способствовать недопущению ущемления экономических интересов России. По мере встраивания в мировую хозяйственную систему будет происходить либерализация валютного регулирования и контроля, как это происходило в большинстве странÄ .

Раздел I

Организация деятельности ЦБ РФ.

1. Банк России как основной орган валютного регулирования и валютного контроля.

Современных этап валютного регулирования в России начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговля и валютной монополии государства привела к децентрализации валютного рынка. Основным органом валютного регулирования был определён Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляю Центральные банки (национальные) соответствующих стран. Центральный банк стал приемником Госбанка СССР как органа валютного контроля.

Деятельность ЦБ РФ в области валютного регулирования и валютного контроля строится в соответствии с целями экономической политики и направлена на решение вопросов, связанных с защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной системы, правовым регулированием валютных операций на территории РФ, а также предотвращением незаконных действий с валютными ценностями.

Департамент валютного регулирования и Департамент валютного контроля устанавливают правила проведения резидентами и нерезидентами операций с инвалютой и ценными бумагами в инвалюте, правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, устанавливают единые формы учёта, отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их предоставления. К компетенции Банка России относится:

— Установление порядка приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами;

— Определение порядка и целей покупки резидентами инвалюты на внутреннем валютном рынке;

— Определение условий открытия ми ведения счетов резидентов в инвалюте в банках за пределами РФ;

— Установление порядка открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в инвалюте;

— Определение порядка осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала;

— Определение порядка открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в инвалюте и в валюте РФ, порядка продажи, покупки ими инвалюты за валюту РФ.

Главная задача Банка России как основного органа валютного контроля состоит в обеспечении соблюдения установленных правил проведения валютных операций участниками валютных отношений, что выражается в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства, взаимодействие органов валютного контроля.

Требования, содержащиеся в нормативных актах Банка России обязательны для исполнения всеми участниками внутреннего валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

2. Счета резидентов.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской федерации без ограничений.

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках,

Резиденты могут иметь счета в свободно конвертируемой иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации, а также в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами — гражданами Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с этими договорами. Резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии указанных счетов на основании указанных выше договоров и ежемесячно отчитываться перед указанными налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России.

При этом без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

— расчеты за экспорт товаров, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы РФ;

— расчеты за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;

— расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;

— переводы физическим лицом — резидентом иностранной валюты в РФ и из РФ на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги.

39.Сущность, механизмы и рычаги государственного регулирования экономики.

Указанные переводы осуществляются физическим лицом — резидентом через счет в уполномоченном банке. При переводе иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, резидент и банк, через который был совершен перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица — резидента, приложив банковские выписки по указанному счету;

Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке. 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки.

Льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) устанавливаются настоящим фз «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года.

2.1 Счета юридических лиц.

Для осуществления внешнеэкономических расчётов в уполномоченном банке резидентам открываются счета в инвалюте.

Для открытия валютного счёта клиент должен предоставить в банк следующие документы:

— заявление на открытие текущего балансового валютного счёта по установленной форме;

— заявление на открытие транзитного валютного счёта;

— нотариально заверенную копию устава или положения о деятельности предприятия, учредительский договор;

— карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия (в трёх экземплярах);

— решение о создании или реорганизации предприятия;

— справку из налоговой инспекции и пенсионного фонда о регистрации предприятияÄ .

При открытии валютного счёта коммерческие банки учитывают: наличие у клиента квалифицированного финансового аппарата, подготовленного для осуществления валютных операций; законность источников поступления валютных ценностей; перспективы внешнеэкономической деятельности с точки зрения валютных поступлений. При открытии валютного счёта банк может потребовать от клиента акт последней ревизии (аудиторскую справку) или бухгалтерский отчёт на последнюю отчётную дату.

Найдите в приведенном списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства

Назовите три фактора, которые влияют на изменение спроса и проиллюстрируйте каждый примером.

Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каждый примером.

Постоянные - плата за аренду офиса фирмы

Переменные – плата за используемое сырье в процессе производства.

Изменение цены товара-заменителя – если цена на Т1 увеличится, то спрос на Т2 увеличится.

Изменение цены дополняющего товара – если цена на дополняющий товар повышается, то спрос на основной товар понижается.

Изменений ожиданий потребителей относительно цен – если потребитель ожидает повышение цен на Т1, то они будут стремиться купить его сейчас, до того.

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии – 27%, в Японии – 11%). Так в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости японских – 6,6%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости товара?

Стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду, уровень квалификации работников, условия труда, спрос и предложение на рынке труда, региональные различия.

В.Леонтьев: Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что они иногда дают сбой и не могут действовать без присмотра. Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которая эта система способна решать самостоятельно, две – которые требуют вмешательства государства.

Рыночная экономика.

Самостоятельно – создание условия для эффективного распределения ресурсов в экономике, обеспечение свободы выбора потребителя и производителя, ограничение возможностей возникновения монополий, создание стимулов к труду.

Не может решить самостоятельно – обеспечение производства общественных благ, обеспечение всех людей достаточным доходом, регулирование побочных эффектов

1. антимонопольное законодательство

2. кредиты, предоставляемые предпринимателям

3. развитие системы экономического образования в школе

4. вручение государственных наград за производственные успехи

5. налоговая политика

а б в г д

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.
Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент.
Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
  • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.