Федеральный бюджет сколько процентов. Федеральный бюджет

Конечно, есть внутренний доход, а есть внешний. Внешний доход страны образуется от продажи товаров, ресурсов и других благ которыми богата наша страна на экспорт в другие государства и страны.

Более подробно рассмотрим структуру доходов бюджета федерального значения. Или откуда берутся деньги в федеральном бюджете:

Таможенные пошлины. Для юридических и физических лиц не относящиеся к продаже природных ресурсов, также действует система налогов и сборов для продажи и перепродажи товаров;

Продажа отечественных автомобилей в другие страны (в основном страны бывшего СССР);

Таможенные пошлины на ввоз и вывоз нефтепродуктов, природного газа, сырой нефти, и других природных ресурсов плюс утилизационный сбор;

Нефтегазовые доходы обуславливается налогом на добычу природных ресурсов плюс водный ;

Налог на прибыль от предприятий и организаций, иностранных в том числе;

Взимаемый НДС на все товары, оказываемые услуги, проводимые работы, которые проходят на территории российской федерации;

Акцизы разрешающие продавать на территории страны табачную продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и топливо;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Прочие доходы, к которым относятся все государственные пошлины и другие безвозмездные поступления в федеральный бюджет юридическими лицами, а также правительствами и иностранными организациями.

Почему упала прибыль экспорта нефти

В страны дальнего зарубежья за год было отправлено на экспорт нефтепродуктов на сумму более 136 миллиардов долларов. На первый взгляд может показаться, что это очень большая сумма, однако отнюдь, в предыдущем году показатель был выше на 7,8 %. Это говорит о том, что мы продали нефти в этом году меньше почти на 8 процентов. Второй существенный момент, который повлиял на причину падения доходов в другие страны - это страны СНГ. Причина в том, что если взять, к примеру, в Белоруссию то там действуют льготная система продаж, то есть Россия дает Белоруссии сырую Белоруссия, часть переработанных нефтепродуктов должны возвращаться обратно в Россия. Однако, по статистике российская федерация в 2013 году не досчиталось своей выгоды.

Это не значит, что теперь Россия не будет поставлять в Белоруссию нефть, это опять же не значит что это плохо, что вот мы отдали нефть, а взамен ничего не получили. Так как в дальнейшем с перспективой смотря в будущее Белоруссия, к примеру, в следующем году или в последующие годы вернет свою часть нефтепродуктами обратно в Россию, больше чем РФ продала на экспорт нефти в РБ.

Еще один фактор падение продаж нефти это вообще снижение потребления и экспорта в целом. Вот, например, есть ли взять предыдущий 2014 год, когда было продано более 213 миллионов тонн сырой нефти, в 2013 году экспорт составлял почти 229 миллионов тонн.

И все же кто бы, что не говорил, главный виновник падения экспорта сырой нефти - это низкий средний годовой ценник за баррель, который упал на целых 10%.

Аналитический прогноз на грядущий год по экспорту нефти

Если говорить о прогнозах на текущий 2015 год, то ситуация будет зависеть от того сколько выходит среднегодовой ценник на нефть, здесь доходы в бюджет РФ от экспорта либо снизятся, либо повысятся.

Учитывая, что первые два квартала года уже прошли, и уже можно сделать вывод, потому как цены на нефть все-таки падали, в третьем и четвертом квартале года может произойти отскок, где цена будет составлять 50 долларов за баррель - это серьезная . Аналитики говорят, что цена сейчас может начать расти так же быстро, как и упала и в итоге среднегодовая цена может дойти до 70 долларов за . Из-за этого конечно ожидается очередное падение экспорта нефти, даже по сравнению с 2014 годом где тоже наблюдалось серьезное падение доходов от экспорта нефти на 30-60%.

Однако государство придумала выручку для федерального бюджета, вернее поступления прибыли за счет невидимого налога. Этот маневр позволит выровнять и где-то даже немного выиграть от потерь на экспорте нефти из-за сложившейся в данный момент ситуации, и все такое. Кроме того, по прогнозам может конвертировать потери в федеральный бюджет страны от потери доходов продажи нефти на экспорт. Безусловно, это не спасет бюджет от недополученной прибыли и это все понимают. Поэтому собственно государственной власти и заниматься тем, что разрабатывают антисанкционные сценарий пополнения федерального бюджета.

Но это лучше чем то, что происходило в 2014 году, когда бюджет России явное не дополучал доходы от экспорта нефти. В этом году ожидается не только отсутствие денежных средств в резерве от экспорта нефти ну и большой поток доходов от налоговых сборов и платежей, которые копится в резерве и при необходимости непонятных ситуациях в экономике страны, где не последнюю роль играет нефтяная конъектура, облегчить, так сказать, удар и скорректировать бюджет.

Государство не надеяться на авось и 2015 год будет тем годом, который перевернет общие правила поведения правительства, где придется принимать новаторские решение тактические стратегии, чтобы всячески взаимозаменить какие-то недостачи и максимальной нивелировать дырки в федеральном бюджете РФ.

Почему упала прибыль в федеральном бюджете от экспорта газа

Газпром сообщает, что за прошедший год продажа природного газа за границу уменьшилась на 15,7 % чем годом ранее. Все из-за падения объемов спроса. Это не значит, что дело только в том, что Украина стала отказываться покупать газ, причем им необходимый российский природный газ, так как поставка природного газа в Украину проходила только в собственный ущерб нашей страны. Дело в том, что снизился спрос у европейских стран. Возможно, во втором случае немалую роль сыграли именно санкции, при которых многие европейские страны отказываются из-за чужих принципов от российского газа.

Вторая причина падения доходов от экспорта газа это более низкая цена сравнение с предыдущими годами. Это значит, что цены на газ зависимы от цен на нефть, они просто не успели повлиять еще на цену экспортного газа. Происходит это таким образом, сначала формируется и высчитывается средняя цена на нефть за последние девять месяцев и уже исходя из этой цены, рассчитываются газовые цены для долгосрочных контрактов экспорта по поставкам газа. В целом если говорить о падении в 2014 прошлом году цены на газ стали меньше на 10%. Почему мы собственно сейчас и наблюдаем снижение цен на газ, это общая тенденция влияние низких цен на нефть. Газ даже может подешеветь на 90%.

Если судить чисто экономически сниженная цена на газ должно повысить на потребление энергоресурсов. Однако европейцы и нынешняя украинская власть всячески пытается сдерживать цены и не только сдерживание, но и занижать манипуляторными действиями и всячески задержать закупку газа в российской федерации другими странами.

Однако наше государство, которое тоже неплохо разбирается в экономике и политике прекрасно знает, сколько газа осталось в хранилищах и у европейцев и у Украины. Во втором варианте все совсем плачевно там давно хранилища уже пусты, им требуется газ для потребления и энергетической системы, а они занимаются странными действиями.

Российский газ дискредитируют даже в ущерб экономике таким образом стараясь сильно снизит цены на газ. Однако такое резкое падение цен на газ не приведет Россию к разорению, так как курса рубля к доллару спасет ситуацию.

Рост спроса на отечественный автопром плюс прибыль в федеральный бюджет России

Ввиду последних сложившейся ситуации российскую федерацию поддерживает почти все страны СНГ. Может быть из-за этого, а может по каким-либо другим причинам европейские автомобили стали покупать все меньше. Может снижение покупательской способности автомобилей у нынешних стран СНГ в европейских странах связано с большими таможенными налоговыми пошлинами, что люди все чаще стали приобретать именно российские автомобили отечественного производства.

И неудивительно на данный момент российские автомобили почти ничем не уступает европейским по комфортабельности, безопасности, качеству и красивому внешнему виду. Все это есть и у российского автомобилестроителя в довесок к этому всему идет приятно низкая цена за хороший качественный автомобиль. И поэтому никого не удивишь, что первые два квартала этого года российский автопром пользуется огромным спросом по отношению со всеми предыдущими годам и непросто высоким, а даже супер повышенным спросом.

РФ зарабатывает миллиарды на инвестициях в федеральный бюджет страны

Кризис не утих и никуда не делся, а пестрые страницы популярной желтой прессы продолжают пестрить заголовками, развивающими тему экономического падения и бедствования многих стран. Россия страна, которую кризис не обошел стороной, однако грамотная политика ведения политической и экономической власти, позволила не опуститься ниже уровня своих возможностей. Инвестиции – это один из способов привлечь иностранный на территорию страны, посредством чего улучшить ее экономическое положение.

Механизм работы инвестиций

Экономические инвестиции позволяют накапливать бюджет странам всего мира. Эта механизм, который действует безотказно, а по практике, работает как часы.

Как правило, с просьбой развить предпринимательскую деятельность на территории той или иной страны, обращаются сами иностранные инвесторы, выдвигая предложения, планы и предлагая некоторое количество денежных средств, чтобы им позволили развиваться.


Стоит уточнить, что просто так инвестировать какое-либо или компанию ни у кого не получится, без наличия направленной мотивации и поставленных целей, которые предстоит реализовать. Предложения предварительно рассматриваются компетентными органами, проводится экономическая оценка инвестиций, после чего выдвигается окончательное решение по поводу поступившего запроса.

Будущий проект должен быть выгоден не только инвестирующей стороне и финансирующему предприятию или любой другой компании, имеющей определенную организационно-правовую форму, но и государству, а также отвечать установленным нормам законодательства, не нарушая прав, обязанностей граждан и других субъектов хозяйственной деятельности.

Особой популярностью в России пользуются , которые подразумевают под собой не только вложение определенного количества денег инвесторами, но и их непосредственное участие в реализации предоставленного бизнес плана.

План экономической оценки инвестиций

Перед заключительным решением, дающим право инвестировать бизнес на территории России, используются методы оценки инвестиций:

1. Проводиться анализ, будут ли инвестиции выгодными, и за какие сроки вложения окупятся.

2. Анализ предполагаемого количества прибыли, которую возможно будет получить в результате вложений.

3. Анализ рентабельности вложений.

4. Проанализировать процент заработанных денежных средств в соответствие с затраченными, а так же другие методы, в зависимости от размера бизнес плана.

Прямые инвестиции в России позволяют не только организовать стабильную работу предпринимателей в стране, но и существенно увеличивают прибыль РФ на несколько десятков миллиардов долларов и это только за 1 год.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней важное место после косвенных налогов. Налог на прибыль широко используется в российской практике регулирования межбюджетных отношений. Ежегодно, с принятием закона о федеральном бюджете устанавливаются пропорции распределения сумм налога по звеньям бюджетной системы. За время, прошедшее с 01.01.2002 г., в главу 25 НК РФ были внесены многочисленные существенные изменения и дополнения. Последние основные изменения в главе 25 НК РФ были внесены с 2009 года федеральными законами от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 30.06.2008 № 108-ФЗ, от 22.07.2008 № 135-ФЗ, от 22.07.2008 № 158-ФЗ, от 26.11.2008 № 224-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ. Как федеральный налог, налог на прибыль организаций формирует собственные налоговые доходы федерального бюджета. Механизм распределения доходов от взимания налога на прибыль организаций между бюджетами разных уровней бюджетной системы заключен в системе ставок этого налога. Согласно ст. 284 НК РФ итоговая ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 20%. При этом:

1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Рассмотрим роль налогообложения прибыли в наполнении бюджетов различных уровней. Согласно статистической информации Федеральной налоговой службы проанализируем поступление налогов в федеральный бюджет за 2007 -2010 годы в таблицах 1и 2.

Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007-2008 гг.

млрд. рублей

в процентах к 2008 году

в процентах к 2007 году

Всего поступило в бюджетную систему РФ

в том числе:

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

Государственные внебюджетные фонды

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

Налог на прибыль организаций

в федеральный бюджет

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Таблица 2. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за январь-сентябрь 2009-2010 гг.

Сделаем выводы по таблицам 1 и 2: в структуре доходов федерального и консолидированного бюджетов:

1. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2008 году составили 1751,9 млрд.руб. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 221 млрд. рублей, или на 14.4%.

2. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 565,7 млрд. рублей, или на 75%. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2009 году составили 10690 млрд.руб. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 682,9 мрд.руб, или на 39%.

3. В январе-сентябре 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ выросли на 40 млрд. руб., или на 28%.

В январе-сентябре 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ выросли на 43,3% - до 1 трлн 342,1 млрд руб.. При этом перечисления этого налога в федеральный бюджет выросли на 28% - до 182,9 млрд. руб., а в целом поступления в консолидированный бюджет субъектов РФ выросли на 46% - до 1 трлн 159,2 млрд руб. За период 2008 -2009 г.г. в связи с экономическим кризисом поступления налога на прибыль в бюджеты разных уровней уменьшились. Положительно то, что по результатам девяти месяцев 2010 года перечисления этого налога в федеральный бюджет выросли на 28%, а консолидированный бюджет на 46%. Рассчитаем удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Таблица 3. Удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Отразим на диаграмме динамику удельного веса налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Рис.1.

Полученные данные по динамике поступлений в консолидированный бюджет РФ налога на прибыль за период 2007-9 мес. 2010 г.г. позволяют сделать следующие выводы. Доля налога на прибыль в общей доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет увеличилась в 2008г. на 0,2% по сравнению с 2007 годом, в 2009 году -уменьшилась на 11,1% по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году увеличилась на 5,3% по сравнению с 2009 годом. Таким образом, в связи с кризисом в 2009 году доля налога на прибыль уменьшилась, но по результатам девяти месяцев 2010 года удельный вес налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ вырос на 5,3%.

Рассмотрим динамику удельного веса налога на прибыль в доходах федерального бюджета РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Таблица 4. Удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года.

Отразим удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ за период 2007- 9 мес. 2010 года на диаграмме рис.2.

Рис.2.

Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%. Удельный вес налога на прибыль организаций в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 2007 году составлял 17%.

В 2008 году основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. Удельный вес налога на прибыль организаций в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 2008 году составлял 19%.

Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

ВВП за 2009 год уменьшился на 7,9%. В 2009 году основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%). Удельный вес налога на прибыль организаций в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году составлял 6%.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом его поступления снизились в 3,9 раза в связи с экономическим кризисом.

За девять месяцев 2010 года (январь-сентябрь 2010 года) по предварительным данным в федеральный бюджет поступило 2 351,1 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. В январе-сентябре 2010г. основная масса администрируемых ФНС доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДПИ (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%).

Таким образом, удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ в 2008 году составлял 19%, что больше на 2%, чем в 2007 году, в 2009 году он уменьшился до 6%, что меньше на 13% чем в предыдущем году. За 9 месяцев 2010 года удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ составил 8%, что больше на 2%, чем в 2009 году. При этом в январе-сентябре 2010г. поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ выросли на 43,3%. Отсюда можно сделать вывод, что предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на прибыль начинает составлять все более весомую долю в доходах федерального и консолидированных бюджетов.

Применяющие общий режим налогообложения, а также в определенных случаях организации на специальных налоговых режимах. Посмотрим, какова сегодня ставка налога на прибыль.

Налог на прибыль организаций 2016: сколько процентов

Налог на прибыль организаций 2016 в большинстве случаев рассчитывается по основной ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Налоговые платежи распределяются между бюджетами следующим образом:

  • 18% поступают в бюджет субъектов РФ;
  • 2% — в федеральный бюджет.

Вместе с тем ставка налога на прибыль организаций 2016, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, региональным законодательным актом может быть снижена, максимум до 13,5%. То есть минимальная ставка налога на прибыль в 2016 году может составлять 15,5% (13,5% + 2%).

Налог на прибыль 2016: другие ставки

В отношении некоторых видов доходов установлены иные ставки налога на прибыль. Сколько процентов они составляют и в каких случаях применяются, указано в таблице ниже.

Вид дохода Налог на прибыль: ставка 2016
Дивиденды, полученные российской организацией от российских или иностранных организаций (пп. 1,2 п. 3 , п. 6 ст. 284 НК РФ) 13%, но в определенных случаях - 0%.
Проценты по ряду государственных и муниципальных ценных бумаг (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ) 15%
Налоговая база организаций, которые ведут медицинскую или образовательную деятельность (кроме доходов в виде дивидендов и от операций с некоторыми долговыми обязательствами) (п. 1.1 , 3, 4 ст. 284 , ст. 284.1 НК РФ) 0%
Налоговая база по операциям, связанным с реализацией долей в уставном капитале при выполнении определенных условий (п. 4.1 ст. 284 НК РФ) 0%

Выше приведены не все виды доходов, по которым налог на прибыль предприятия должен рассчитываться по ставке, отличной от основной. Другие случаи можно найти в ст. 284 НК РФ .

Размер налога на прибыль 2016

Размер налога на прибыль в 2016 году, как и ранее, определяется как произведение налоговой базы на соответствующую ставку (п. 1 ст. 286 НК РФ).

Ставка налога на прибыль организаций является прогрессивной?

Прогрессивная шкала налогообложения предполагает применение более высокой ставки при бОльших суммах дохода. То есть чем больше доход лица, тем выше будет ставка, по которой с него должен рассчитываться налог.

Так вот ставка налога на прибыль организаций является фиксированной и не зависит от размера полученного дохода. Поэтому считать «прогрессивным» налог на прибыль организаций с этой точки зрения нельзя.

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет важнейший элемент . Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, уровень занятости, .

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

См.также:

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
  • , установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;
  • части прибыли .
В доходах федерального бюджета также учитываются:
  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:
  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

План развития государственной экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:
  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:
  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.

Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.

Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:

  • предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
  • прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
  • планом развития государственного сектора экономики;
  • прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
  • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
  • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
  • проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
  • проектом структуры государственного внешнего долга;
  • проектом структуры государственного внутреннего долга.

Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.

Первое чтение бюджета

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
  • общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

  • передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии правительству РФ.

По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

Второе чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении

Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

Третье чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.

Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.

Четвертое чтение

Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию.

При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.

В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.

Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:
  • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  • осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
  • формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

Рис. 5. Цели чтений проекта закона о федеральном бюджете в Государственной думе

Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

В хозяйственной жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события внутри страны, так и резкие колебания конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:

  • отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;
  • отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.

Сокращение бюджетных расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях.

В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.