Поступление целевых средств проводки. Бухчет и налогообложение средств целевого финансирования

Впервые применил «систему» организации и управления предприятием Р.Аркрайт (1732 -1792 г.г.) - английский текстильный фабрикант. Он установил для рабочих «фабричный кодекс», согласно которому рабочие должны были работать строго по расписанию.

Наука об организации производства зародилась во второй половине XIX в.

Один из основоположников этой науки Ф.У. Тейлор (1856-1915 г.г.) - американский инженер, в своем труде «Принципы научного управления» писал, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Ф. Тейлор впервые осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:

Отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;

Дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;

Ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;

Разработал системы учета и контроля;

Предложил аппарат функциональных руководителей - мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего.

Используя принцип дробления работы на операции и приемы, Г. Форд-старший (1863-1947 г.г.) -известный американский промышленник по производству автомобилей, ввел в 1913 г. на своем автомобильном заводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 мин.

Система Г. Форда также как и система Ф. Тейлора, носит двойственный характер, так как в ней соединены утонченные методы эксплуатации с рядом научных положений в области организации труда.

В числе других организаторов капиталистического производства, внесших заметный вклад в разработку теории и практики его организации, следует назвать:

Г. Эмерсона (1853-1931 г.г.), выдвинувшего 12 принципов, соблюдение которых обеспечивает повышение производительности труда в любой сфере деятельности.

К этим принципам относятся:

1. точность формирования целей, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3. компетентность консультации - необходимость специальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

4. дисциплина;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. диспетчерование;

8. нормы и расписания;

9. нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10. нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11. составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12. вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

А. Фаиоля (1841-1925 г.г.), создателя системы управления производством, основанной на выделении шести групп функций - технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных;

Работавшего в России и Польше К. Адамецки (1866-1933 г.г.) - создателя теории построения производственных процессов во времени, разработавшего графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Интересную идею о науке организации выдвинул российский ученый энциклопедист Богданов (псевд.; настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, врач.

Истина, по Богданову, есть организующая форма коллективного опыта.

Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии, выступив одним из пионеров системного подхода в современной науке.

Большую роль в развитии современных систем организации, планирования и управления сыграло создание в середине 50-х годов XX в. системы сетевого планирования и управления, разработанное американскими учеными М. Уокером, Д.Келли и математиком Д. Мальмкольмом (системы СРМ и PERT).

Представляет интерес и «теория зет», выдвинутая в конце 70-х начале 80-х годов нашего века проф. У. Оучи (США) о возможности перенесения японских методов организации производства в другие страны.

Современное строительное производство начало также развиваться на принципах поточности в промышленности, т.е. непрерывности и равномерности.

Строительный поток является важнейшим и обязательным элементом индустриализации, без осуществления которого невозможно использовать в полной мере преимущества строительства из сборных элементов, изготовленных на заводах.

Поточный метод - научный метод строительного производства, обеспечивающий высокую организацию технологического процесса строительства, ликвидацию потерь времени, труда и ресурсов за счет устранения его неритмичности, прерывности.

Опыт показал, что поточный метод резко уменьшает неритмичность производства и снижает потребность в производственных мощностях.

Поточный метод создает благоприятные условия для значительного (на 20 - 30%) роста производительности труда за счет специализации исполнителей и приобретения ими мастерства при непрерывно повторяющихся процессах, а также вследствие высокой организации труда, избавляющей от простоев, авралов и других случайностей.

Способствуя экономии труда, времени и ресурсов, поточный метод приводит к снижению себестоимости строительства до 6-12%.

Начало применения поточных методов в строительном производстве в нашей стране относится к 30-м годам XX века. За семь десятилетий строители и ученые разработали теорию и развили практику строительного потока.

Теория строительного потока разрабатывалась в трудах профессоров А.В, Барановского, М.С. Будникова, А.А.Тармаша, А.И. Неровецкого, М.В. Вавилова, Б.П. Горбушина, В.В. Чихачева, В.И. Батурина, Н.И. Пентковского и др.

В развитии поточных методов строительства в нашей стране можно выделить четыре периода:

Первый период (1930 - 1948 г.г.) - разработка начальных основ поточности в строительстве и экспериментальное применение потока при возведении в основном одинаковых жилых домов;

Второй период (1948 - 1961 г.г.) - становление современной теории потока и экспериментальное применение его в разных видах строительства;

Третий период (1961 - 1967 г.г.) - переход от экспериментирования к массовому применению поточных методов в строительстве, переход к современным методам проектирования организации строительства, к разработке основ сетевых методов планирования и управления;

Четвертый период (1967 - по наст, время) – массовое применение в масштабе страны сетевого моделирования, внедрение ЭВМ в проектировании организации поточного строительства и создание системы автоматизированного проектирования и строительства (САПР, АСУС),

разработка локальных экономико-математических моделей строительного производства, исследования организационно-технологической надежности строительного производства, применение поточного строительства в рыночных условиях и конкуренции.

Прежде всего, рассмотрим основные понятия и термины по организации и планированию строительного производства и управления строительством и их определения.

Строительство (капитальное строительство) – отрасль материального производства (отрасль экономики, сектор экономики), продукцией которой являются законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания и сооружения и др. объекты производственного и непроизводственного фонда.

Важнейшая задача строительства – обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов отраслей материального производства при эффективном использовании капитальных вложений, интенсификации строительного производства и на этой основе повышение эффективности общественного производства.

Строительство осуществляют общестроительные и монтажные организации, выполняющие строительные и монтажные работы.

Строительное производство – взаимосвязанный комплекс строительных и монтажных работ и процессов, результатом которых являются готовые к эксплуатации здания и сооружения, или их части, готовые к монтажу технологического оборудования. Строительное производство на общестроительные и специализированные работы.

Организация – 1) упорядоченность, согласованность, взаимодействие отдельных частей целого;

2) объединение людей, совместно реализующих про­грамму или цель и действующих на основе определенных пра­вил и процедур.

Организация строительства - взаимоувязанная система подготовки к строительству, установления и обеспечения об­щего порядка, очередности и сроков выполнения работ, снаб­жения всеми видами ресурсов, для обеспечения эффективности и качества строительного комплекса, (строительство промыш­ленного предприятия, градостроительный комплекс или жилой микрорайон).

Организация строительства должна обеспечить направ­ленность всех организационных, технических и технологиче­ских решений на достижение конечного результата - ввода в эксплуатацию объектов с необходимым качеством и в установ­ленные сроки.

Организация строительного производства взаимо­увязанная система подготовки к выполнению отдельных видов работ, установления и обеспечения общего порядка, очередно­сти и сроков выполнения работ, снабжения всеми видами ре­сурсов для обеспечения эффективности и качества выполнения отдельных видов работ или строительства объекта.

Организация строительного производства обеспечивает достижение конечного результата - ввод в эксплуатацию каж­дого объекта с необходимым качеством и в установленный срок.

План - комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последова­тельности и в установленные сроки.

Планирование - функция управления и представляет процесс разработки планов, включающий определение показа­телей деятельности организаций в условиях ограничений по ресурсам и по времени.

Планирование строительного производства - функция управления, ориентированная на формирование плана деятель­ности строительной организации в плановом периоде для обес­печения непрерывной, равномерной и напряженной работы на строительных объектах.

Управление - процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управ­ляющую систему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Управление строительством - процесс воздействия подсистемы управления на работников строительной организации, контроль и регулирование для обеспечения эффективного достижения поставленной цели.

Такими целями в строительстве могут являться достиже­ние максимальной прибыли (дохода), выполнение производст­венной программы, своевременная сдача объекта в эксплуата­цию и т.д.

Эффект - результат деятельности и следствие каких-либо причин, соответствующий поставленной цели. Эффект разли­чают экономический, социальный, производственный, научный и др.

Эффективность результативность, характеризующая степень использования ресурсов, предназначенных для дости­жения цели и анализирующих соотношение полученных ре­зультатов и произведенных затрат.

    Этапы развития теории организации производства.

Впервые применил «систему» организации и управления предприятием Р.Аркрайт (1732 - 1792 г.г.) - английский текстильный фабрикант. Он установил для рабо­чих «фабричный кодекс», согласно которому рабочие должны были работать строго по расписанию.

Наука об организации производства зародилась во второй половине XIXв.

Один из основоположников этой науки Ф.У. Тейлор (1856-1915 г.г.) - американский инженер, в своем труде «Принципы научного управления» писал, что главнейшей за­дачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Ф. Тейлор впер­вые осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:

    отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;

    дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;

    ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;

    разработал системы учета и контроля;

    предложил аппарат функциональных руководителей - мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего.

Используя принцип дробления работы на операции и приемы, Г. Форд-старший (1863-1947 г.г.) - известный аме­риканский промышленник по производству автомобилей, ввел в 1913 г. на своем автомобильном заводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 мин.

Система Г. Форда также как и система Ф. Тейлора, носит двойственный характер, так как в ней соединены утонченные методы эксплуатации с рядом научных положений в области организации труда.

В числе других организаторов капиталистического произ­водства, внесших заметный вклад в разработку теории и прак­тики его организации, следует назвать:

Г. Эмерсона (1853-1931 г.г.), выдвинувшего 12 прин­ципов, соблюдение которых обеспечивает повышение произво­дительности труда в любой сфере деятельности.

К этим принципам относятся:

    точность формирования целей, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

    подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

    компетентность консультации - необходимость спе­циальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

    дисциплина;

    справедливое отношение к персоналу;

    быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведения­ми;

    диспетчерование;

    нормы и расписания;

    нормализация условий, обеспечивающая такое соче­тание времени, усилий и себестоимости, при котором достига­ются наилучшие результаты;

    нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

    составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работ;

    вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

А. Фаиоля (1841-1925 г.г.), создателя системы управ­ления производством, основанной на выделении шести групп функций - технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных;

Работавшего в России и Польше К. Адамецки (1866-1933 г.г.) - создателя теории построения производственных процессов во времени, разработавшего графики движения де­талей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Интересную идею о науке организации выдвинул россий­ский ученый энциклопедист Богданов (псевд.; настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, врач.

Истина, по Богданову, есть организующая форма коллек­тивного опыта.

Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии, выступив одним из пионе­ров системного подхода в современной науке.

Большую роль в развитии современных систем организа­ции, планирования и управления сыграло создание в середине 50-х годов XXв. системы сетевого планирования и управления, разработанное американскими учеными М. Уокером, Д.Келли и математиком Д. Мальмкольмом (системы СРМ иPERT).

Представляет интерес и «теория зет», выдвинутая в конце 70-х начале 80-х годов нашего века проф. У. Оучи (США) о возможности перенесения японских методов организации про­изводства в другие страны.

Современное строительное производство начало также развиваться на принципах поточности в промышленности, т.е. непрерывности и равномерности.

Строительный поток является важнейшим и обязатель­ным элементом индустриализации, без осуществления которо­го невозможно использовать в полной мере преимущества строительства из сборных элементов, изготовленных на заво­дах.

Поточный метод - научный метод строительного произ­водства, обеспечивающий высокую организацию технологиче­ского процесса строительства, ликвидацию потерь времени, труда и ресурсов за счет устранения его неритмичности, пре­рывности.

Опыт показал, что поточный метод резко уменьшает не­ритмичность производства и снижает потребность в производ­ственных мощностях.

Поточный метод создает благоприятные условия для зна­чительного (на 20 - 30%) роста производительности труда за счет специализации исполнителей и приобретения ими мастер­ства при непрерывно повторяющихся процессах, а также вследствие высокой организации труда, избавляющей от про­стоев, авралов и других случайностей.

Способствуя экономии труда, времени и ресурсов, поточ­ный метод приводит к снижению себестоимости строительства до 6-12%.

Начало применения поточных методов в строительном производстве в нашей стране относится к 30-м годам XXвека. За семь десятилетий строители и ученые разработали теорию и развили практику строительного потока.

Теория строительного потока разрабатывалась в трудах профессоров А.В, Барановского, М.С. Будникова, А.А.Тармаша, А.И. Неровецкого, М.В. Вавилова, Б.П. Горбушина, В.В. Чихачева, В.И. Батурина, Н.И. Пентковского и др.

В развитии поточных методов строительства в нашей стране можно выделить четыре периода:

Первый период (1930 - 1948 г.г.) - разработка началь­ных основ поточности в строительстве и экспериментальное применение потока при возведении в основном одинаковых жилых домов;

    второй период (1948 - 1961 г.г.) - становление совре­менной теории потока и экспериментальное применение его в разных видах строительства;

    третий период (1961 - 1967 г.г.) - переход от экспе­риментирования к массовому применению поточных методов в строительстве, переход к современным методам проектирова­ния организации строительства, к разработке основ сетевых методов планирования и управления;

    четвертый период (1967 - по наст, время) – массовое применение в масштабе страны сетевого моделирования, вне­дрение ЭВМ в проектировании организации поточного строи­тельства и создание системы автоматизированного проектиро­вания и строительства (САПР, АСУС), разработка локальных экономико-математических моделей строительного производ­ства, исследования организационно-технологической надежно­сти строительного производства, применение поточного строи­тельства в рыночных условиях и конкуренции.

Первые зафиксированные идеи в области организации производства относятся к временам еги­петских фараонов. Основные принципы были сформулированы в Вавилоне, в древней Элладе, в Греции, Перси, позднее в Европе.

В конце XIХ в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги как в самом производстве, так и в человеческом потенциале.

Первой возникла рационалистическая школа . У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор (1856 – 1913), который во всем мире признан родоначальником научных основ организации производства.

Помимо Тейлора, крупнейшими представителями рациона­листической школы были Френк и Лилиан Гилберт , которые изобрели прибор - микрохронометр, Г. Гант раз­работавший график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время, а также урочную систему заработной платы.

В целом рационалистическая школа опирается на следующие основные положения:

Расчленение процесса производства и трудовых one на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона трат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;

Планирование на основе норм рабочих заданий;

Выполнение функций планирования специальными разделениями, определяющими последовательность, в сроки выполнения тех или иных работ;

Увеличение производительности труда с помощью высоких заработков;

Подбор работников в соответствии с физиологически психологическими требованиями и их обучение;

Признание менеджмента самостоятельной сферой и деятельности, основной функцией которого становит рационализация производства.

Школа административного (классического) менеджмента

Эта школа разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. «Крестным отцом» классической школы считается француз Анри Файоль (1841 - 1925). Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами.

Американским последователем А. Файоля был инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931), сфор­мулировал 12 принципов производительности.

С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распростра­нение науки об организации производства в странах Европы.

В этом же направлении развивал свои принципы организа­ции управления Генри Форд I (1863 - 1947).

Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим:

1. Строго построенная по вертикали организация управле­ния нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.



2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и макси­мально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

5. Постоянное совершенствование управления.

В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую сис­тему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности.

Школа человеческих отношений

К двадцатым годам XX века крупное машинное производ­ство довело интенсификацию использования физических воз­можностей человека до предела. Наступила очередь интенси­фикации интеллектуальных возможностей личности. Школа челове­ческих отношений, рассматривала каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему.

Свой вклад в развитие школы внесли управляющий одной из американских компаний Р. Вулф, профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг . Самыми крупными представителями школы человеческих отношений были Мэри Фоллет и Элтон Мейо.

1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности.

2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общ­ности интересов».

Большинство крупных компаний создало у себя специальные отделы по управлению персоналом.

В 60-е годы свою концепцию стимулирования труда вы­двинул американский специалист по психическим заболева­ниям промышленных рабочихФ. Херцберг.



Предприниматели, менеджеры и организаторы про­изводства в своих практических действиях по улучшению «человеческих отношений» руководствовались следующими положениями:

Сотрудники в равной степени желают получить удовольст­вие как от самого процесса работы, так и от успеха всего предприятия и хотят, чтобы руководство наглядно демонст­рировало, что они хорошо выполняют возложенную на них работу;

Только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести существенный вклад в достижение пред­приятием высоких результатов, и лишь довольные всем со­трудники могут с высокой ответственностью относиться к работе своего предприятия;

Положительные или отрицательные взаимоотношения меж­ду руководством, рабочими и служащими довольно быстро сказываются в положительном и отрицательном смысле на положении предприятия на рынке, от которого предпри­ятие зависит.

И все же «школа человеческих отношений» не смогла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих кон­цепций, разработчики которых ставили перед собой задачу по­мочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние воз­можности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт .

И, наконец, с появлением ЭВМ, широким распростране­нием кибернетики и математических методов возникли коли­чественные теории управления. Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоя­щих перед организацией проблем.

Как и в других странах, в России передовые мыслители вы­сказывали в своих трудах немало ценных идей.

Большой вклад в развитие теории организации внесли А. А. Богданов (Малиновский) (1873 - 1920) – концепция «организационного управления », О. А. Ерманский (1866- 1941) - концепцию «физиологического оптимума» , А. К. Гастева (1882 - 1941) - концепция «узкой базы »,Е. Ф. Розирович (1886 - 1953) - «производственная трактовка» управ­ленческих процессов,

К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева) (1881 - 1940). Другой сторонник социального управления Н. А. Витке (даты жизни неизвестны). Еще одной важной вехой в развитии социальных концепций управления в нашей стране можно считать теорию «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского (1887 - 1960).

На гребне нового этапа НТР получило распространение «технико-кибернетическое направление в управленческой тео­рии и практике », например, стали формироваться АСУП С повсе­местным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоваться экономические методы управления. В результате возникла идея комплексного подхода к нему как к единству базисных и надстроечных процессов, что было су­щественным методологическим достижением. Сформирова­лась концепция хозяйственного механизма как единства соци­альной, экономической, организационной систем.

Наконец, в 1980-х гг. начался новый этап развития отече­ственной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях пере­хода к рыночным отношениям.

Рост масштабов производства в конце 19 века и начале 20 века вызвал необходимость разработки теории эффективной организации. Первые теории организации формировались в русле классической модели капитализма, которая сформировала требования и условия деятельности производственной организации. К основным социально - экономическим чертам классической модели капитализма относятся:

· Частная собственность

· Личный интерес – основной мотив в поведении субъектов экономической деятельности.

· Свобода предпринимательства

· Свобода выбора для потребителя

· Конкуренция, как основной регулирующий механизм деятельности субъектов экономики

· Цена, как главный индикатор рынка

· Соотнесение спроса и предложения.

Перечисленные характеристики экономической системы требовали от организаций снижении издержек производства, повышения качества продукции, дисциплины и исполнительности.

Указанные требования могли быть обеспечены рациональным использованием всех ресурсов, жесткой дисциплиной производства.

Организационные теории предлагали набор правил и действий, которые должны были обеспечить организации эффективное функционирование.

В разработке теории организации можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1900-1930)- рассмотрение организации как закрытой системы, главный источник развития которой заключается в повышении эффективности внутренних ресурсов. Основными представителями этого направления были: Тейлор, Файоль, Вебер.

Работник в этой концепции рассматривается преимущественно как «человек экономический».

Второй этап (1930-1960).Представители которого Мэйо, Фоллетт, Мак-Грегор, Лайкерт рассматривая организацию как закрытую систему, теоретически обосновали и ввели в практику управления и организации социально-психологические, поведенческие факторы, рассматривая работника как «человека социального».



Третий этап (1960-1973).Организация рассматривается как открытая система. Основные ее отличия от закрытой, это переориентация в развитии организации с внутренних факторов, на отношение с внешней средой.

Четвертый этап (1975-до н.д.). Это период открытых систем и самоорганизующего развития, который продолжается и в настоящее время. Одним из родоначальников данного направления можно назвать Саймона и Марча.

Современная теория организации развивается в трех направлениях:

· Ситуационный подход исходит из положений, выдвинутых одним из ведущих теоретиков менеджмента П. Друкером, что каждому типу управленческие ситуации, решаемых задач, состоянию внешней среды соответствует своя структура, стратегия.

· Подход организационного обучения предлагает формирование обучающейся организации. Это означает что знания полученные в ходе приспособления организации к изменениям внешней среды включены в культуру, систему ценностей организации.

· Институциональные теории. В 90-х годах появились работы американского ученого Норта Д, которые дали толчок формированию институциональной концепции функционирования и развития общества и организаций. Организации в рамках институциональной теории строит свою деятельность руководствуясь не внутренними требованиями обеспечения эффективности, а прежде всего исходя из требований внешней среды, которые выражаются через институты общества.

Для изучении процессов развития организации целесообразно использовать модели, которые позволяют наглядно представить изменения в объекте исследования, которые были вскрыты в ходе эволюции организационных теорий.

Организационное развитие рассматривается двояко.

С одной стороны организационное развитие понимается как всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на постоянные изменения в организации и использующая современные подходы к организации и управлению. С другой стороны- это широкая философская концепция и методология внутриорганизационных изменений.

Предлагаемая организационная модель включает основные элементы организации и управления, позволяет проследить за их изменением.

В модели выделены:

Цели организации, которые оказывают влияние на все элементы и связи организации.

Принципы управления и организации, которые подразделяются на принципы структуры, принципы процесса, принципы результата. Изменение принципов меняет и организационное управление.

Организационное управление включает:

· преимущественный метод принятия решений

· стиль управления

· методы мотивации

· методы контроля

· методы координации.

Организационное управление определяет состояние внутренних переменных, к которым относятся:

· тип структуры

· персонал

· процессы в организации

· материальные ресурсы.

Описанная модель показана на рис.5.1.

Рис.5.1. Основные компоненты организационной модели организации.

Данная модель предполагает, что организация, имея цели деятельности, принимая определенную систему принципов формирует организационное управление, включающее методы принятия решений, стиль управления, методы мотивации, контроля, координации, соответствующим образом определяет организационную структуру, подбирает персонал, организует внутриорганизационные процессы и обеспечивает деятельность ресурсами.