Что такое целевая статья расходов. Классификация источников финансирования расходов бюджета

Минфин отменил Указания № 65н приказом Минфина России от 31 января 2019 № 13н. С 1 января 2019 года нужно руководствоваться новыми инструкциями. Подробнее о новшествах - в статье.

Начиная с 2019 года, бухгалтеру организации госсектора для определения кодов бюджетной классификации нужно будет использовать два документа. Порядок применения КОСГУ выделен в Инструкцию 209н , утвержденную приказом Минфина от 29.11.2017 года. КБК будут формироваться по Инструкции 132н , которая проходит регистрацию в Минюсте. Мы рассказываем об основных изменениях в содержании этих нормативных актов по сравнению с действующими до конца 2018 года Указаниями 65н.

Последние изменения в бюджетной классификации в 2019 году

С 1 января 2019 года руководствуйтесь двумя новыми приказами Минфина, которые регламентируют порядок применения кодов бюджетной классификации и КОСГУ:

  1. Приказ от 8 июня 2018 г. № 132н о порядке применения бюджетной классификации (далее - Порядок №132н);
  2. Приказ от 29 ноября 2017 г. № 209н о порядке применения статей (подстатей) КОСГУ (далее - Порядок №209н).

Новый Порядок № 132н в основном сохранил структуру бюджетной классификации. Изменения есть, но они незначительны. Например, обновили названия и состав некоторых кодов и группировок статей доходов. Так статья 110 в Указаниях № 65н называлась «Налоговые доходы», а в новом приказе - «Налоговые доходы и таможенные платежи». Также изменения коснулись и виды расходов. Они теперь детализированы более подробно.

КОСГУ 2019

С 2019 года бухгалтеры в счетах учета применяют детализированные КОСГУ. Минфин уточнил классификацию в доходах и расходах (Порядок № 209н) и уже внес в него первые поправки (приказ Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 246н). В Порядке № 209 добавили новые коды, исключили подстатьи КОСГУ 183 и 184, дополнили перечень доходов и расходов (табл. 1. и табл 2.). Поправки связаны с введением федерального стандарта «Доходы».

Таблица 1.

Группа

КОСГУ

Что отражать

Доходы

190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».

Безвозмездные неденежные поступления текущего и капитального характера от граждан, нерезидентов и организаций

460 «Уменьшение стоимости биологических активов».

Доходы от выбытия биологических активов

Исключили

183 «Доходы от субсидии на иные цели».

Поступление целевых субсидий на текущие нужды отразите по подстатье КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», на капитальные – по подстатье КОСГУ 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений».

Такие поступления перенесли на подстатью КОСГУ 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Расходы

280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям».

Расходы бюджетов на безвозмездные и безвозвратные трансферты или субсидии капитального характера

360 «Увеличение стоимости биологических активов».

Расходы на увеличение стоимости биологических активов.

Дополнили перечень расходов

226 «Прочие работы, услуги».

Работы, услуги в рамках оперативно-разыскных мероприятий;

Расходы, чтобы обеспечить безопасность государства от внешних угроз;

Работы, услуги на отдельные мероприятия в сфере национальной обороны и безопасности, исследований и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития ОПК и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химоружия и объектов по его уничтожению.

Приобретение неисключительных прав, в том числе на программное обеспечение, покупку и обновление справочно-информационных баз данных до 1 января 2021. После этой даты надо будет применять подстатьи 352 и 353.

264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме»

Среднемесячный заработок при увольнении после ликвидации, реорганизации. В первой редакции Порядка № 209н эти выплаты относили на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

Таблица 2.

Группа

Статья КОСГУ

Какими подстатьями КОСГУ дополнили

Доходы

110 "Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование"

111 «Налоги»,

112 «Государственная пошлина, сборы»,

113 «Таможенные платежи»,

114 «Обязательные страховые взносы»

180 "Прочие доходы"

Доходы от безвозмездного права пользования активом в зависимости от того, кто право предоставил, учитывайте на:

182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;

185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;

186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;

187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Расходы

210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда»

214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме». По ней учитывайте расходы на выплаты сотрудникам компенсаций, которые не относятся к заработной плате. Например, компенсация расходов по проезду и провозу багажа при переезде. Такие расходы перенесли из подстатьи 212.

220 «Оплата работ, услуг»

227 «Страхование»,

228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»,

229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

240 «Безвозмездные перечисления организациям текущего характера»

243–249, 24А, 24В.

260 «Социальное обеспечение»

266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме». Отражайте социальные пособия и компенсации в денежной форме, например, оплату больничного за первые три дня, выходные пособия и компенсации при увольнении по сокращению штата, компенсацию за отпуск по уходу за ребенком до трех лет;

267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме». Отражайте социальные пособия и компенсации в натуральной форме, например, компенсацию стоимости именных путевок сотрудникам и их детям, медицинских услуг.

290 «Прочие расходы»

297 «Иные выплаты текущего характера организациям». По ней проводите судебные издержки, возмещение вреда, которые платите организациям. К этому коду отнесите взносы за членство в организациях, кроме взносов в международные организации.

230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»

233 «Обслуживание долговых обязательств учреждений»

234«Процентные расходы по обязательствам

Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование перенесли из статьи 160 на новую подстатью КОСГУ 114 «Обязательные страховые взносы».

По подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» учитывайте доходы от возмещения затрат на содержание имущества вне договора аренды или безвозмездного пользования. Доходы в рамках этих договоров по-прежнему остались на подстатье КОСГУ 135.

Доходы по выполненным этапам работ по договору строительного подряда начисляйте по одноименной подстатье КОСГУ 138. При этом кассовые поступления пройдут по подстатье КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Налог на прибыль и НДС бюджетным и автономным учреждениям нужно отражать по подстатье 189 «Иные доходы» (приказ Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 246н)

Обратите внимание, расходы на компенсацию за пользование личным транспортом в служебных целях, проезд и проживание в командировках надо учитывать по подстатьям КОСГУ 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги». На подстатье КОСГУ 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» остались только суточные.

КВР 2019

С 2019 года действует новый порядок применения КВР, который описан в Инструкции 132н от 8 июня 2018. Минфина России привел все изменения о КВР в сопоставительной таблице от 22 июня 2018 г. Также чиновники указали, что новый порядок обновил названия некоторых КВР (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735). Таблицу с новыми названиями КВР смотрите в таблице 3.

Таблица 3. Сопоставление видов расходов

632 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

632 Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению

633 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

633 Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению

634 Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)

634 Гранты иным некоммерческим организациям

812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению

813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления

813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению

814 Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг

814 Гранты юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям

С 1 января 2019 года расширился список выплат. Например, КВР 111, 121, 131 и 141 дополнены выплатами по видам расходов:

  • единовременное денежное поощрение, в том числе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула на основании решения суда.

По КВР 113 теперь нужно относить:

  • компенсации расходов на проезд, проживание и питание при их направлении на различные мероприятия тренерам, спортсменам и учащимся;
  • суточные, компенсации стоимости проезда к месту прохождения преддипломной практики, компенсации расходов на питание (при невозможности приобретения этих услуг) учащимся образовательных учреждений

Коррективы также коснулись КВР: 244, 321, 340, 350, 412, 522, 612, 613, 622, 623, 632, 633, 634, 812, 813, 814, 853, 831. С 1 января изменились правила применения учреждениями КВР: 634 и 814.

Чтобы правильно распределить расходы в бухучете, продолжайте выполнять требование об увязке КВР и КОСГУ. Проверить соответствие кодов можете по сопоставительной таблице. С начала года этот документ уже дважды обновляли.

Если оплатите расходы по КВР, которые не соответствуют ведомственной детализации, ревизоры установят нецелевой расход бюджетных средств (ст. 38, п. 1 ст. 306.4 БК)

Изменения от 11.02.2019. Добавили соответствие КВР 321 КОСГУ 296. Также ввели соответствие КВР 870 КОСГУ 200, при резервировании средств, подлежащих перераспределению, указывается не детализированный код КОСГУ 200. КВР 112 и 122 можно относить с КОСГУ 226 при иных выплатах и компенсациях, которые не включены в фонд оплаты труда.

Если сомневаетесь в правильности применения кодов КВР и КОСГУ, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы:

Сервис: определить КВР и КОСГУ Сервис по КВР и КОСГУ подберет коды для вашей ситуации. Введите запрос – получите быстрый ответ. Также смотрите, как применять новые коды КОСГУ в 2019 году с комментариями, примеры из практики и как сопоставить коды бюджетной классификации 2018 и 2019 годов.

КБК 2019

С 1 января 2019 г. Минфин отменил приказ от 1 июля 2013 г. № 65н, по которому утверждались коды бюджетной классификации. Перечень КБК на 2019 год теперь прописан в Порядке № 132н.

Кодов для страховых взносов стало меньше. Чиновники изменили КБК для штрафов и пеней на страховые взносы по доптарифам. Теперь эти коды не зависят от спецоценки. Смотрите в таблице 4, какие КБК изменились.

Таблица 4 Новые КБК: пени и штрафы по взносам

Наименование платежа

КБК 2018

КБК 2019

Пени

182 1 02 02131 06 2110 160

182 1 02 02131 06 2110 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 2110 160

182 1 02 02132 06 2110 160

182 1 02 02132 06 2110 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 2110 160

Штрафы

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1, если тариф не зависит от спецоценки

182 1 02 02131 06 3010 160

182 1 02 02131 06 3010 160

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1, если тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02131 06 3000 160

182 1 02 02131 06 3010 160

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2, если тариф не зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 3010 160

182 1 02 02132 06 3010 160

Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2, если тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 3000 160

182 1 02 02132 06 3010 160

В таблице 5 и 6 перечислены КБК, которые будут действовать в 2019 году.

Таблица 5. Актуальные КБК: налоги и взносы

Наименование платежа

Налоги

182 1 01 01011 01 1000 110

182 1 01 01012 02 1000 110

НДС, кроме импортного

182 1 03 01000 01 1000 110

Налог на имущество

182 1 06 02010 02 1000 110

182 1 05 01011 01 1000 110

В том числе минимальный налог

182 1 05 01021 01 1000 110

182 1 05 02010 02 1000 110

182 1 05 03010 01 1000 110

НДФЛ налогового агента

182 1 01 02010 01 1000 110

Транспортный налог

182 1 06 04011 02 1000 110

182 1 06 06031 03 1000 110

Пени по налогам

Налог на прибыль в федеральный бюджет

182 1 01 01011 01 2100 110

Налог на прибыль в региональный бюджет

182 1 01 01012 02 2100 110

182 1 03 01000 01 2100 110

Налог на имущество

182 1 06 02010 02 2100 110

Налог по упрощенке с объектом «доходы»

182 1 05 01011 01 2100 110

Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы»

182 1 05 01021 01 2100 110

182 1 05 02010 02 2100 110

182 1 05 03010 01 2100 110

НДФЛ налогового агента

182 1 01 02010 01 2100 110

Транспортный налог

182 1 06 04011 02 2100 110

Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя

182 1 06 06031 03 2100 110

Штрафы по налогам

Налог на прибыль в федеральный бюджет

182 1 01 01011 01 3000 110

Налог на прибыль в региональный бюджет

182 1 01 01012 02 3000 110

182 1 03 01000 01 3000 110

Налог на имущество

182 1 06 02010 02 3000 110

Налог по упрощенке с объектом «доходы»

182 1 05 01011 01 3000 110

Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы»

182 1 05 01021 01 3000 110

182 1 05 02010 02 3000 110

НДФЛ налогового агента

182 1 01 02010 01 3000 110

Транспортный налог

182 1 06 04011 02 3000 110

Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя

182 1 06 06031 03 3000 110

Таблица 6. Актуальные КБК: налоги и взносы

Наименование платежа

Взносы

182 1 02 02010 06 1010 160

Медицинские взносы

182 1 02 02101 08 1013 160

Социальные взносы

182 1 02 02090 07 1010 160

182 1 02 02140 06 1110 160

182 1 02 02103 08 1013 160

Взносы на травматизм

393 1 02 02050 07 1000 160

Пени по взносам

Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам

182 1 02 02010 06 2110 160

Медицинские взносы в фиксированном размере

182 1 02 02103 08 2013 160

Медицинские взносы

182 1 02 02101 08 2013 160

Социальные взносы

182 1 02 02090 07 2110 160

Пенсионные взносы в фиксированном размере, а также с дохода, превышающего 300 000 руб.

182 1 02 02140 06 2110 160

Медицинские взносы в фиксированном размере

182 1 02 02103 08 2013 160

Взносы на травматизм

393 1 02 02050 07 2100 160

Штрафы по взносам

Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам

182 1 02 02010 06 3010 160

Медицинские взносы

182 1 02 02101 08 3013 160

Социальные взносы

182 1 02 02090 07 3010 160

Пенсионные взносы в фиксированном размере, а также с дохода, превышающего 300 000 руб.

182 1 02 02140 06 3010 160

Медицинские взносы в фиксированном размере

182 1 02 02103 08 3013 160

Взносы на травматизм

393 1 02 02050 07 3000 160

Определение бюджетной классификации

Бюджетная классификация (БК) это группировка доходов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Она включает в себя коды:

  • доходов бюджетов;
  • расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • операций публично-правовых образований.

Бюджетная классификация доходов

Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Такая структура едина для бюджетов бюджетной системы РФ. По такому коду составляют и исполняют доходную часть соответствующего бюджета. Он состоит из трех кодов (табл. 7):

  • код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);
  • код вида доходов бюджетов (4 - 13 разряды);
  • код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды).

Таблица 7. Структура кода классификации доходов бюджета

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов

группа доходов

подгруппа доходов

статья доходов

подстатья доходов

элемент доходов

группа подвида доходов бюджетов

аналитическая группа подвида доходов бюджетов

Код ГАДБ указывают на месте 1–3-го разрядов. Их коды приведены в приложении № 3 к Порядку №132н.

Код вида доходов един для всех бюджетов бюджетной системы. Он состоит из 10 знаков и включает:

  • группу доходов (4-й разряд);
  • подгруппу доходов (5–6-й разряды);
  • статью доходов (7–8-й разряды);
  • подстатью доходов (9–11-й разряды);
  • элемент доходов (12–13-й разряды).

Группа доходов имеет следующие значения:

100 - налоговые и неналоговые доходы;

200 - безвозмездные поступления.

Распределение этих групп на подгруппы (5-й и 6-й разряды) смотрите в пункте 10.1.1 и 10.1.2 раздела II Порядка №132н.

Элементы кода (12–13-й разряды) обозначает один из 13 кодов, установлены в пункте 10.3 раздела II Порядка №132н. Так, код 01 – федеральный бюджет, 02 – бюджет субъекта РФ, а 10– бюджет сельского поселения.

Код подвида доходов включает в себя:

  • группу подвида доходов (14–17-й разряды).
  • аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18–20-й разряды).

Минфин утверждает коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов. Они обязательны для применения всеми уровнями бюджетов. Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.

Бюджетная классификация расходов

Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Такая структура едина для бюджетов бюджетной системы РФ. Она включает в себя следующие составные части (табл. 8):

  • кода главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3 разряды);
  • кода раздела (4 - 5 разряды);
  • кода подраздела (6 - 7 разряды);
  • кода целевой статьи (8 - 17 разряды);
  • кода вида расходов (18 - 20 разряды).

Таблица 8. Структура кода классификации расходов бюджета

Код главного распорядителя бюджетных средств (код ГРБС)

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи расходов бюджета

Код вида расходов (КВР)

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Группа

Подгруппа

Элемент

Код ГРБС состоит из трех разрядов. Перечень кода ГРБС можете найти в приложении 4 Порядка №132н.

Коды раздела, подраздела состоят из двух разрядов. Их значения приведены в приложении 5 Порядка №132н.

Код целевой статьи расходов бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов). Их устанавливают соответствующие органы для каждого из бюджетов:

  • для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - Министерством финансов Российской Федерации;
  • для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.

Кодам целевых статей расходов присваивают уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда. Правила их применения установлены в пунктах 42 - 45 Порядка № 132н.

КВР состоит их трех разрядов. С его перечнем можете ознакомиться в приложении 7 Порядка № 132н. А правила применения для него установлены в пункте 51 Порядка № 132н.

Классификация источников финансирования расходов бюджета

Код классификации источников финансирования дефицита бюджета состоит из двадцати знаков. Код состоит из следующих составных частей (табл. 9):

1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1 - 3 разряды);

2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4 - 20 разряды).

Таблица 9. Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджет

Код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов

Код группы источника финансирования дефицитов бюджетов

Код подгруппы источника финансирования дефицитов бюджетов

Код статьи источника финансирования дефицитов бюджетов

Код вида источника финансирования дефицитов бюджетов

Подстатья

Элемент

Подвид источника финансирования дефицитов бюджетов

Аналитическая группа вида источника финансирования дефицитов бюджетов

Перечень кодов главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ приведен в приложении 10 Порядка № 132н.

Группа ИФДБ имеет следующие значения:

0100 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

0200 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Подгруппы ИФДБ детализируют каждую из двух групп КИФ.

Код статьи ИФДБ (8–13-й разряды) включает в себя:

  • подстатью ИФДБ. Подстатьи и подвиды ИФДБ бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований детализируют в соответствии с региональным и местным законодательством о бюджете;
  • элемент ИФДБ принимает один из 13-ти кодов. Например, 01 «федеральный бюджет», 02 «бюджет субъекта РФ», а 7 «бюджет ФСС РФ».

Вид ИФДБ включает:

  • подвид ИФДБ (14–17-й разряды);
  • аналитическую группу вида ИФДБ (18–20-й разряды).

Коды аналитической группы вида ИФДБ обязательны для применения всеми уровнями бюджетов (п.65 Порядка № 132н).

Перечень кодов видов, подвидов, аналитических групп источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов приведен в приложении 9 к Порядку № 132н.

Аналитическая группа вида ИФДБ является группировкой источников по виду финансовых операций. В нее включены такие группы:

100 - Доходы;

300 - Поступления нефинансовых активов;

400 - Выбытие нефинансовых активов;

500 - Поступления финансовых активов;

600 - Выбытие финансовых активов;

700 - Увеличение обязательств;

800 - Уменьшение обязательств.

План

Источники

· Главы 4, 10 Бюджетного кодекса РФ;

· Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";

· Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (с изменениями от 30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г.).

· Классификация расходов бюджетов РФ: главный распорядитель бюджетных средств, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономическая классификация расходов;

· Порядок формирования 20-значного кода классификации расходов бюджетов РФ;

· Сокращения: ФКР, КЦСР, КВР, ППП, ЭКР, КФСР, КВСР, КЭСР;

· Ведомственная структура расходов бюджета;

· Права законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в детализации классификации расходов бюджетов РФ;

· Экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

· Резервные фонды.

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ

Основные положения по осуществлению бюджетных расходов описаны в Бюджетном кодексе (глава 10). Структура и порядок использования бюджетной классификации – в Инструкции 190н (глава 3).

Код классификации расходов бюджетов РФ , также как и код классификации доходов, является 20-значным и представлен в виде 3-х составных частей:

1. Код главного распорядителя бюджетных средств – 3 разряда;

2. Функциональная классификация расходов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) – 14 разрядов;

3. Код экономической классификации расходов – 3 разряда.

Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Экономическая классификация расходов
программа подпрограмма

· Код главного распорядителя бюджетных средств

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета , имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.



Перечень главных распорядителей устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Это значит, что в законе о бюджете есть приложение, которое называется «Ведомственная структура расходов» и в этом приложении перечислены все главные распорядители этого бюджета и сопоставленные им коды классификации расходов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов). Коды главных распорядителей каждый финансовый орган утверждает для своего бюджета самостоятельно. В АС «Бюджет» для обозначения кода главного распорядителя используется сокращение КВСР (код ведомственной статьи расходы). Также можно встретить сокращение ППП.

· Код функциональной статьи расходов (КФСР)

Раздел отражает наиболее общее направление расходов. Всего Инструкция 190н выделяет 14 разделов.

Раздел 01 "Общегосударственные вопросы"

Раздел 02 "Национальная оборона"

Раздел 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"

Раздел 04 "Национальная экономика"

Раздел 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство"

Раздел 06 "Охрана окружающей среды"

Раздел 07 "Образование"

Раздел 08 "Культура, кинематография"

Раздел 09 "Здравоохранение"

Раздел 10 "Социальная политика"

Раздел 11 "Физическая культура и спорт"

Раздел 12 "Средства массовой информации"

Раздел 13 "Обслуживание государственного и муниципального долга"

Раздел 14 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

Подразделы уточняют разделы.

Например,

По подразделу 0101 "Функционирование Президента Российской Федерации";

По подразделу 0102 "Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования";

По подразделу 0103 "Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований";

По подразделу 0104 "Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций";

По подразделу 0105 "Судебная система";

По подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора"…

Коды разделов и подразделов утверждены Инструкцией 190н и являются общими на все территории РФ. По-другому раздел и подраздел (4 разряда) называют КФСР (код функциональной статьи расходов).

· Код целевой статьи расходов (КЦСР)

Целевая статья расходов (другое название – код целевой статьи расходов – КЦСР) отражает расходы по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах указанного подраздела.

Целевая статья включает код программы и подпрограммы. Они нужны, чтобы детальнее закодировать расходы. Например, по целевой статье 100 отражаются Федеральные целевые программы. По программе 22 - «Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России"», 100.22.01 «Подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы»», 100.22.02 «Подпрограмма «Водные ресурсы и водные объекты»», 100). Коды целевых статей федерального бюджета утверждены Инструкцией 190н. Некоторые из них могут также использоваться нижестоящими бюджетами. Финансовый орган дополнительно утверждает свои коды целевых статей.

· Код вида расходов (КВР)

Вид расхода (код вида расходов – КВР). Виды расходов, которые используются в текущем бюджете, утверждаются финансовым органом в законе (решении) о соответствующем бюджете. Инструкция 190н утверждает виды расходов для федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Некоторые из них могут также использоваться бюджетами субъектов и местными бюджетами. Дополнительно финансовый орган конкретного бюджета утверждает свои коды вида расходов в законе о бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Раздел, подраздел, целевая статья и вид расхода вместе называются ФКР (функциональная классификация расходов).

· Экономическая классификация расходов (ЭКР)

Код КОСГУ (ЭКР – экономическая классификация расходов). Все коды КОСГУ утверждены Инструкцией 190н. Код КОСГУ расходов может начинаться с 2 и 3 (кроме 310).

Ведомственная структура расходов – устанавливает расходы по главным распорядителям, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов РФ.

Используемые сокращения:

· Код ГРБС (3 разряда): ППП – перечень прямых получателей, КВСР – классификация ведомственной структуры расходов;

· Код раздела и подраздела (4 разряда): ФКР – функциональная классификация расходов, КФСР – код функциональной статьи расходов.

· Код целевой статьи расходов (7 разрядов): КЦСР – классификация целевых статей расходов;

· Код вида расходов: КВР – классификация видов расходов;

· Код КОСГУ: ЭКР – экономическая классификация расходов, КЭСР – код экономической статьи расходов.

В статье приведены разъяснения по применению Указаний № 65н в части отражения расходов, связанных с выплатой заработной платы (денежного довольствия), а также с уплатой страховых взносов и НДФЛ в 2016 году.

В 2014 году Федеральным законом № 311-ФЗ в ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и порядок применения КОСГУ.

Особо необходимо отметить поправки, которые были внесены в ст. 18 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данной статьи бюджетная классификация является:

  • группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов;
  • группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, применяемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, коды КОСГУ в настоящее время применяются только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

С учетом всех корректировок, внесенных в БК РФ, финансовым ведомством были подготовлены приказы от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н о внесении изменений в Указания № 65н. Так, начиная с 2016 года виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Общие принципы отражения расходов бюджетов

Прежде чем перейти к вопросу отражения расходов бюджета в части выплат, производимых физическим лицам в виде оплаты труда, социальных пособий, страховых взносов и «зарплатных» налогов, необходимо рассмотреть структуру кода классификации расходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 21 БК РФ код классификации расходов бюджета состоит:

  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;
  • из кода вида расходов.
Схематично это выглядит следующим образом.

Код расходов бюджета

Главный распорядитель бюджетных средств

(1 - 3-й разряды кода классификации расходов бюджета)

(4 - 5-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Подраздел

(6 - 7-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевая статья

(8 - 17-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Вид расходов

(18 - 20-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевая статья. Основные изменения коснулись структуры кода целевой статьи. Так, в соответствии с разд. 4.1.1 Указаний № 65н с 1 января 2016 года код целевой статьи расходов бюджета состоит из 10 разрядов (ранее он состоял из семи разрядов) и включает:
  • код программной (непрограммной) статьи (8 - 12-й разряды кода классификации расходов бюджета);
  • код направления расходов (13 - 17-й разряды кода классификации расходов бюджета).

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным (муниципальным) программам и (или) не включенным в государственные (муниципальные) программы по направлениям деятельности государственных органов, органов местного самоуправления (муниципальных органов) наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета.

Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета, непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, установлен в п. 4.1.2.4 Указаний № 65н. Так, например, по целевой статье 01 0 00 00000 Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» отражаются расходы федерального бюджета на реализацию данной гос­программы, разработанной в соответствии с Перечнем государственных программ РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р, по следующим подпрограммам государственной программы:

  • 01 1 00 00000 подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;
  • 01 2 00 00000 подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»;
  • 01 3 00 00000 подпрограмма «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;
  • 01 4 00 00000 подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка» и др.
Вид расходов. Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Так, в соответствии с данным приложением общий код вида расходов 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» включает в себя следующие коды:
  1. 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;
  2. 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
  3. 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»;
  4. 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений».
Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в приложении 5 к Указаниям № 65н.

Рассмотрим несколько примеров по применению приложения 5.

Бюджетное учреждение за январь 2016 года совершило операции, связанные с начислением заработной платы, удержанием НДФЛ с доходов физических лиц и начислением страховых взносов.

Согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с начислением заработной платы и страховых взносов, будут учтены следующим образом:

  • выплата заработной платы работникам и удержание НДФЛ будут отражены по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отнесены на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • начисление и уплата страховых взносов будут отражены по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и отнесены на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Пример 2.

Сотрудница казенного учреждения, работающая по трудовому договору, представила листок нетрудоспособности, в соответствии с которым ей следует выплатить пособие за пять дней.

Как отразить в учете данный вид расходов?

В силу Указаний № 65н расходы казенного учреждения на выплату пособия по временной нетрудоспособности будут учтены так:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, будет отражено по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отнесено на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС, будет отражено по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и отнесено на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Пример 3.

Изменим условия примера 2. Предположим, что сотрудница является государственной служащей и выплата ей пособия осуществляется в соответствии с заключенным с нанимателем контрактом.

Как отразить в учете данный вид расходов?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на выплату пособия будут отражены в учете следующим образом:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, будет отражено по коду вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и отнесено на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС, будет отражено по коду вида расходов 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» и отнесено на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Пример 4.

Как отразить расходы на выплату компенсации в связи с сокращением за пятый и шестой месяцы со дня увольнения гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера? Бывший сотрудник представил справку из службы занятости населения о том, что в данный момент он состоит на учете в центре занятости и не трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится за счет средств государственного органа.

На основании Указаний № 65н расходы на выплату компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера, подлежат отражению:

  • по коду вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств»;
  • по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.

Существенные требования к отражению расходов

Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразд. 5.1.2 разд. 5 «Виды расходов» Указаний № 65н.

Существенные требования утвержденной структуры видов расходов установлены в подразд. 5.1.1 данного раздела. В частности, нужно обратить внимание на следующие положения этого документа.

При отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, важным является их разграничение между элементами видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а также видами расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

  • по форме, в которой они осуществляются (денежная или натуральная);
  • по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
При отражении расходов, связанных с командированием работников, необходимо учитывать, что:
  • выдача командируемым работникам наличных денежных средств (или их перечисление на банковские карты сотрудников) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений отражается по соответствующим элементам вида расходов 112;
  • оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244.
Рассмотрим несколько примеров по применению положений Указаний № 65н.

Бюджетное учреждение отправило в командировку сотрудников, числящихся в штате. Их суточные составили 1 000 руб. Расходы на проезд - 5 000 руб. Все расходы приняты к учету на основании авансовых отчетов и отнесены на себестоимость услуг по основному виду деятельности. Расходы на проживание оплачены учреждением по договору с гостиницей в размере 5 000 руб. Суточные перечислены на банковские карты сотрудников. Денежные средства на проезд выданы наличными. Все операции проведены в рамках выполнения государственного задания.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы бюджетного учреждения будут отражены в учете следующим образом:

  • на выплату суточных и оплату проезда работников - по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
  • на оплату проживания в гостинице - по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В учете бюджетного учреждения согласно Инструкции № 174н данные операции будут отражены так:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены суточные сотрудникам учреждения 4 210 03 660 4 201 11 610 1 000
Выданы денежные средства на проезд к месту командировки 4 208 12 560 4 201 34 610 5 000
Перечислена гостинице плата за проживание 4 206 26 560 4 201 11 610 5 000
Отражены услуги проживания в гостинице 4 109 60 226 4 302 26 730 5 000
Произведен зачет аванса за проживание в гостинице 4 302 26 830 4 206 26 660 5 000
Приняты к учету расходы на выплату суточных сотрудникам 4 109 60 212 4 208 12 660 1 000
Приняты к учету расходы на проезд сотрудников 4 109 60 212 4 208 12 660 5 000

Пример 6.

Как отразить расходы органа местного самоуправления городского округа на выплату ежегодной компенсации за лечение муниципальных служащих, а также граждан, уволенных со службы?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на оплату договоров на медицинское обеспечение государственных (муниципальных) гражданских служащих, а также граждан, уволенных со службы, отражаются по видам расходов в следующем порядке:

  • в случае возмещения служащему расходов на оплату медицинских услуг посредством выдачи (перечисления) денежных средств - по коду вида расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
  • в случае заключения государственным (муниципальным) органом (учреждением) с учреждением здравоохранения контракта на оказание служащим медицинских услуг - по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
  • в случае возмещения бывшему служащему расходов на оплату медицинских услуг в учреждении здравоохранения посредством выдачи (перечисления) денежных средств - по коду вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» и подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ;
  • в случае заключения контракта на оказание медицинских услуг бывшим работникам (служащим) - по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Предположим, что расходы органа местного самоуправления на выплату ежегодной компенсации за лечение муниципальному служащему и бывшему сотруднику составили по 10 500 руб.

Цифры в примере условные.

В соответствии с Инструкцией № 162н данные расходы будут отражены в учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена ежегодная компенсация муниципальному служащему 1 401 20 212 1 302 12 730 10 500
Выдана из кассы учреждения компенсация за лечение муниципальному служащему 1 302 12 830 1 201 34 610 10 500
Начислена ежегодная компенсация бывшему сотруднику 1 401 20 262 1 302 62 730 10 500
Выдана из кассы учреждения компенсация за лечение бывшему сотруднику 1 302 62 830 1 201 34 610 10 500

Пример 7.

Автономное учреждение направило сотрудника в командировку. Из кассы учреждения работнику выданы железнодорожные билеты, приобретенные ранее по безналичному расчету на сумму 10 500 руб. за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Как отразить в учете данную операцию?

В силу Указаний № 65н оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Приобретенные проездные билеты подлежат учету в составе денежных документов на счете 0 201 35 000 (п. 169 Инструкции № 157н ). Их выдача из кассы подотчетному лицу отражается на основании расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) с проставлением на них записи «Фондовый» по кредиту данного счета (п. 90 Инструкции № 183н ).

В соответствии с Инструкцией № 183н в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены денежные средства РЖД за билеты по безналичному расчету 2 206 22 000 2 201 11 000 10 500
Поступили железнодорожные билеты в кассу учреждения 2 201 35 000 2 302 22 000 10 500
Произведен зачет аванса 2 302 22 000 2 206 22 000 10 500
Выданы билеты из кассы подотчетному лицу 2 208 22 000 2 201 35 000 10 500
Работником сдан авансовый отчет 2 109 80 222 2 208 22 000 10 500
* * *

В заключение обобщим вышесказанное.

Начиная с 2016 года виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Коды КОСГУ в настоящее время применяются при отражении операций в бухгалтерском учете и данных учета в бухгалтерской отчетности.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Федеральный закон от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.