Либерализация и протекционизм в международной торговле. Политическая реформа во внешней торговле

Сущность либерализации внешней торговли

Замечание 1

Развитие международных кооперации и специализации является основой роста международной торговли. Процесс международного разделения труда значительно ускоряется благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса. Эти объективные процессы значительно меняют структуры мировой экономики и геополитическую карту мира в целом. Постепенно в процесс экономической глобализации все больше вовлекаются даже самые отсталые страны, в структуре экспорта которых часто преобладают сырьевые товары.

Либерализация внешней торговли представляет собой устранение протекционистских барьеров для обмена экономическими благами между странами. Речь идет о снижении или отмене некоторых тарифных и нетарифных внешнеторговых барьеров. Таким образом, чем меньше преград внешней торговле в виде пошлин, квот, лицензий и т. д., тем более открыта экономическая система.

Степень вовлеченности национальной экономики в мировой рынок можно выяснить при помощи такого показателя, как экспортная квота (иногда его называют «коэффициентом открытости»). Он представляет собой отношение объема экспорта страны к ее ВВП.

Цели либерализации

Внешнеторговая либерализация играет важную роль, особенно для переходной (транзитивной) экономики. Развитие рыночной экономики невозможно без либерализации внешней торговли. Любая развитая страна мира должна быть вовлечена в мировой рынок, поскольку от этого во многом зависят:

  • платежный баланс страны,
  • приток необходимых экономике потребительских и инвестиционных товаров,
  • курс национальной валюты,
  • инвестиционный климат,
  • уровень инфляции и покупательная способность населения,
  • развитие конкуренции,
  • импорт новых технологий,
  • и многие другие важные аспекты.

Основные цели либерализации внешней торговли:

  • выход национальных производителей на внешние рынки
  • ужесточение конкуренции между национальными производителями и иностранными, которое побуждает отечественные предприятия снижать издержки, инвестировать в расширенное воспроизводство, повышать качество товаров и услуг, а также расширять их ассортимент (это в итоге приводит к росту экономики на макроуровне)
  • повышение конкурентоспособности национального производства, приведение его качества к мировым стандартам
  • развитие предпринимательства
  • импорт структуры мировых цен, ведущее к более рациональному ценообразованию на национальном рынке
  • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг)
  • заимствование навыков эффективного менеджмента и т. д.

На ранней стадии экономических преобразований либерализация внешней торговли – вынужденная и необходимая мера для долгосрочного достижения макроэкономической стабильности и начала структурных реформ. Когда экономика страны становится более открытой, она теснее интегрируется в мировой рынок. Для этого правительство и законодатели увязывают внешнеторговый режим страны мировыми стандартами (в том числе с нормами Всемирной торговой организации, ВТО). С другой стороны, правительствам развивающихся стран следует понимать, что либерализация не должна быть самоцелью, а, скорее, средством достижения стратегических целей устойчивого экономического роста и развития.

Замечание 2

По мере развития рыночной экономики, стоящие перед государством задачи в сфере внешнеторговой политики, могут значительно меняться (как в сторону большего протекционизма или же фритредерства). В идеале, краткосрочные проблемы, связанные с макроэкономической стабилизацией, улучшением платежного баланса, пополнением госбюджета, устранением дефицита на товарном рынке и т. д. постепенно уступают место долгосрочным целям, связанным с качественными изменениями структуры экономики, инвестиционной привлекательностью и увеличением роли наукоемких производств в ВВП.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70% промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация — это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997г. в России он составлял 13,4%. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5%), США (4,2%), Японии (2,7%).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, т. е. отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики.

постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами. В более широком смысле под Л.в.т. понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Резкое падение цен и активное использование демпинга для внешнеторговой экспансии в период кризиса 1929-1933 гг. снизили эффективность таможенных пошлин как средства для защиты западными странами своих внутренних рынков от наплыва иностранных товаров. В этих условиях большинство промышленно развитых стран начали применять контингентирование внешней торговли (система количественных ограничений ввоза или вывоза определенных товаров), для чего активно использовалась лицензионная система. Вторая мировая война 1939-1945 гг. и последовавшее за ней ослабление экономики западноевропейских стран, неуравновешенность их платежных балансов привели к более широкому применению ими количественных ограничений во внешней торговле.

Страны Западной Европы для восстановления позиций своих компаний резко ограничили импорт, особенно из США. Для усиления внешнеторговой экспансии американских компаний правительство США добивалось от стран Западной Европы отмены количественных ограничений. В этих целях оно оказывало давление на Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в 1948 г. западноевропейскими странами. В ОЕЭС был принят «кодекс либерализации», в соответствии с которым участники взяли на себя обязательства постепенно либерализовать подавляющую часть импорта и экспорта. Однако Л.в.т. более широко стала осуществляться странами Западной Европы, а также Японией со второй половины 50-х гг., когда в результате более высоких темпов экономического роста по сравнению с США, интенсивного процесса концентрации и централизации капитала, развития интеграционных процессов им удалось повысить конкурентоспособность национальных товаров. С конца 50-х гг.

Либерализация

после прекращения деятельности ОЕЭС важную роль в осуществлении Л.в.т. играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Хотя к настоящему времени промышленно развитые страны в основном отказались от использования в своей внешнеторговой политике количественных ограничений в прямой форме, по ряду товаров (особенно продукции сельского хозяйства, легкой промышленности) они продолжают применять эту форму регулирования импорта. По существу роль количественных ограничений выполняют сейчас и добровольные ограничения экспорта, которые формально вводятся странами-экспортерами, но на самом деле их заставляют вводить страны — импортеры этой продукции. Особенно активно требуют от своих партнеров использования добровольных ограничений экспорта США, которые таким путем добиваются сокращения поставок товаров из Японии, стран Западной Европы и даже из развивающихся стран. В последнее время под влиянием обострения конкурентной борьбы соглашения о добровольном ограничении экспорта распространяются не только на продукцию старых отраслей, но и новых наукоемких производств. Наряду с ослаблением количественных ограничений Л.в.т. в широком смысле осуществляется путем снижения таможенных пошлин. В результате нескольких раундов переговоров по таможенным вопросам в рамках ГАТТ, среди которых наиболее существенное значение имели Кеннеди раунд и Токио раунд, уровень таможенных пошлин в отношениях между промышленно развитыми странами существенно снизился. Новые шаги по снижению пошлин осуществлены в итоге Уругвайского раунда. Одним из путей Л.в.т. выступают и интеграционные процессы, поскольку в отношениях между странами — членами интеграционных группировок отменяются не только количественные ограничения, но и таможенные пошлины и другие барьеры. Наиболее существенные результаты в этом отношении достигнуты в Европе, где деятельность Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (сейчас Европейский союз — ЕС), и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) позволила осуществлять торговлю между западноевропейскими странами беспошлинно. Вслед за таможенными пошлинами Л.в.т. предполагает снятие нетарифных барьеров во внешней торговле. Определенные шаги для этого были сделаны в процессе Токио раунда, когда были приняты кодексы, направленные на упорядочение и ослабление нетарифных барьеров. В рамках Уругвайского раунда началась Л.в.т. торговли услугами. В этих целях было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией).

56. Либерализация экономики и ее социально – экономические последствия.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Особенности внутриэкономяческой либерализации
в различных группах стран мира

Внутриэкономическая либерализация бурно идет в 80-90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить по доле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60-80-е гг. еще росла.

В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран - членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост.

Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах - членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г. — 9, 1920 г. — 15, 1937 г. — 21, 1960 г. — 18, 1980 г. - 44 и в 1990 г. - 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.). Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.

Относительно развитых стран можно сделать вывод, что в тех сферах, где роль государства была чрезмерной, она уменьшается, а там, где оказалась недостаточной, - возрастает. В результате, во-первых, государственные расходы все больше переключаются на социально-культурные отрасли и науку, т.е. главные отрасли постиндустриальной экономики; во-вторых, государство все меньше использует в экономике прямые рычаги регулирования, к тому же требующие больших расходов (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии), и все больше прибегает к косвенным рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной и налоговой политики).

В целом по мере упрочения рыночной экономики и превращения ее в постиндустриальную государственное регулирование внутрихозяйственной жизни во всех трех группах стран становится более либеральным. Так, начавшаяся в 80-е гг. в развитых странах волна приватизации, т.е. продажи или передачи на различных условиях государственной собственности частным хозяйствующим субъектам, в настоящее время охватила большинство развивающихся и постсоциалистических стран. В мире приватизируются прежде всего такие отрасли производственной инфраструктуры, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, финансовая сфера.

⇐ Предыдущая39404142434445464748Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 676 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Либерализация рынков – процесс освобождения экономики от ограничений, накладываемых государством и монополиями, характерный для современных рыночных отношений.

Либерализация рынков включает в себя:

  • Cнятие государственных ограничений в отношении размера оплаты труда и рыночных расценок.
  • Отмена экспортных запретов.
  • Создание открытого экономического пространства, интеграция с иностранными компаниями.
  • Удержание размеров налогообложения и пошлин.

Методы либерализации рынков:

  • Стабилизация рынка – политика в экономической сфере, призванная удержать инфляцию, добиваясь ее постепенного снижения, и насытить рынок, происходит с помощью:

– либерализации цен;

– поддержка коммерческих организаций, как следствие – снижение бюджетных расходов на поддержку бизнеса;

– повышение ставок по кредитам;

– создание национальной валюты с высокой конвертируемостью;

– создание механизмов сдерживания роста доходов.

  • Смена форм собственности – процесс, направленный на развитие частного сектора и коммерциализацию рынка, включает в себя:

– приватизацию собственности;

– минимизацию ограничений для коммерческих проектов;

– создание условий для развития частного предпринимательства.

  • Структурные экономические изменения:

– конверсия;

– разработка эффективного механизма банкротства;

– разработка антимонопольного законодательства;

– объединений рынков, международное сотрудничество.

Признаки эффективной либерализации рынка:

  • Стабилизация национальной валюты.
  • Постоянное развитие внутренних рынков.
  • Политика, ориентированная на интеграцию в свободные рынки.

Либерализация рынков также включает в себя изменения в процессах функционирования предприятий внутреннего рынка, а также либерализацию внешней торговли .

Предприниматели получают возможность самостоятельно выбирать поставщиков, производить любые виды продукции в любом объеме, искать инвесторов и партнеров, реализовывать продукцию наиболее удобным образом.

Основная проблема, которую порождает либерализация рынков – рост инфляции, характерный для переходных экономик. Для эффективной реформации требуется заранее наметить экономический курс, чтобы переход к рыночной свободной экономике завершился в минимальные сроки.

Задача либерализации

Основная задача либерализации – снятие запретов и создание свободного рынка, предоставление предпринимателям возможности самостоятельно принимать управленческие решения .

Тем не менее, процесс либерализации не подразумевает отсутствие правил, наоборот, при грамотной реструктуризации, появляются новые ограничения, которые способствуют экономическому развитию, а не тормозят его. В первую очередь, это изменения в законодательстве, например, защита частной собственности, создание конкурентного рынка, контроль над соблюдением правил Трудового Кодекса. Затем следует процесс реформации экономических институтов, изменение форм собственности, создание коммерческих финансовых организаций, привлечение частных инвестиций.

Институциональная трансформация – основа для либерализации рынков. Без реформации невозможно изменение экономической системы и дальнейшее развитие торговли и предпринимательства.

Причины и последствия либерализации рынков

Опыт развивающихся стран с рыночной экономикой свидетельствует, что либерализация – процесс, необходимый для ускорения развития.

Причины для создания свободной экономики и интеграции в мировое сообщество заключаются в следующем:

  • Очевидно, что абсолютное большинство развитых стран функционируют в условиях открытых рынков.
  • Экономическая теория гласит, что все негативные последствия аннигилируют в ходе экономического развития, соответственно выгода от либерализации значительно превосходит все временные неудобства, связанные преимущественно с институциональной трансформацией и ростом инфляции.

Известно, что в условиях развития переходной экономики, необходимо введение новых ограничений, связанных с движением капитала и торговыми рынками, замечена закономерность, что запреты со временем становятся жестче и сильно мешают развитию частного предпринимательства. Изменить ситуацию может либерализация рынков. В противном случае высока вероятность девальвации национальной валюты, если есть предпосылки в макроэкономике. Именно такую политику демонстрировала Россия в 1998 году, что привело к дестабилизации валютного курса, и для развития и преодоления кризиса был намечен курс либерализации экономики.

Снятие запретов способствует притоку инвестиций, причем не только со стороны внутригосударственных компаний.

Либерализация экономики

Либеральная экономика дает инвесторам уверенность в том, что они в состоянии контролировать и самостоятельно распоряжаться своим капиталом, получать прибыль в условиях свободного рынка и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Эффективность либерализации рынков зависит от наличия законодательной поддержки и от адекватной финансовой политики.

Перспективы либерализации рынков в России

Понятно, что последствия либерализации рынков в краткосрочной перспективе могут негативно сказаться на благосостоянии граждан, однако необходимость экономических реформ очевидна. В настоящее время больше всего изменений происходит в нефтегазовой и электроэнергетической сферах.

Важно не допустить перехода вопроса о либерализации из экономической сферы в социально-политическую, что неизбежно при длительном кризисе и девальвации. Несмотря на то, что либерализация рынков – это сложный процесс, требующий учета множества макроэкономических факторов, на данный момент это единственный способ создания свободного рынка и перехода к рыночной экономике.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 6 октября 2017; проверки требует.

Либерализа́ция цен или отпуск цен - элемент экономической политикироссийского правительства в начале1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам» . В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а продолжающийся производственный спад - к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным проблему не решили. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.

Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против») .

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен» , в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения [источник не указан 2422 дня ] , поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства . Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены приблизительно 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета, тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться .

Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара, благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования . Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау, «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» .

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств .

Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. За этим последовала инфляция, которая по итогам 1992 года составила 2600 %. По мнению, Андрея Илларионова столь высокая инфляция имела своими причинами повышение государственных расходов в год либерализации почти на 14 % ВВП и то, что в год либерализации не была проведена денежная реформа. Илларионов таким образом делает упор на принципиальном отличии политики Гайдара от политики других постсоциалистических правительств. Польский экономист Лешек Бальцерович возлагает вину за негативные последствия либерализации цен и других российских экономических реформ на политические конфликты, помешавшие нормальной работе правительства.

Либерализация цен привела к гиперинфляции, обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков . Сочетание этих факторов с экономическим спадом, выросшего неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию . Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 % .

Кроме того, гиперинфляция привела к слишком резкому падению покупательского спроса, что поначалу только усугубило экономический спад. В 1998 г. ВВП на душу населения составлял 61 % от уровня 1991 г. - эффект, который стал неожиданностью для самих реформаторов, ожидавших от либерализации цен противоположного результата , однако который в меньшей степени наблюдался и в других странах, где была проведена «шоковая терапия».

Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен . В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства . Таким образом проявился типично монопольный эффект . По мнению сотрудника МичГАУБ. И. Смагина, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства . По мнению экономиста Г. А. Явлинского, монополии начали диктовать цены реализации и закупочные цены на сырье, что дало толчок гиперинфляции, избежать этого можно было, дав населению перед началом либерализации цен возможность на приобретение средств производства - магазинов, земли, грузового автотранспорта.

То есть, проведя малую приватизацию.

По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).

По мнению экономиста С. Ю. Глазьева, не сопровождавшаяся созданием сдерживающих механизмов либерализация цен привела «не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путём взвинчивания цен», к тому же допущенные ошибки «спровоцировали гиперинфляцию издержек, которая не только дезорганизовала производство, но и привела к обесценению доходов и сбережений граждан».

В СССР до конца 80-х годов XX века в обороте использовались только монеты номиналом не более 1 руб., а благодаря гиперинфляции в обращении появились монеты в 100 руб.

Гиперинфляция обесценила сбережения советского периода. Несмотря на принятые Верховным Советом РСФСР (а впоследствии и Госдумой) законы, согласно которым вклады в Сбербанке должны быть индексированы в соответствии с покупательной способностью рубля , Правительство неоднократно отказывалось признать за собой этот внутренний долг, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране . Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией .

Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация, которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора (хотя бы малого бизнеса) привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства («вьетнамский опыт»). Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. д. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики («китайский путь»), чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени .

На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти - Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» не были возможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке

Министерство образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инжененрно-экономический университет

институт туризма и гостиничного хозяйства

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: Экономическая теория

«Торговая политика (либерализация и протекционизм»

Выполнила

студентка

1 курса, группы 5022

Смирнова Антонина.

В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны в каждый данный момент выигрывают от международной торговли. Средством такой конкурентной борьбы является торговая политика.

Торговая политика это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма. Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и вдет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).

Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация с их отменой.

К основным инструментам торговой политики относятся:

1. Таможенный тариф акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода.

2. Торговые квоты (импортные и экспортные) установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.

3. Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах.

4. Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений. С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:

  • ? включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства;
  • ? укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;
  • ? установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы «импортируя» мировую структуру цен;
  • ? через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики;
  • ? открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг);
  • ? «импорт» навыков управления в национальную экономику.

На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все или почти все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции). Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений. Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования. Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.

Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту «задушит» отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.

Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых. Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема здесь состоит в росте коррупции, буквально процветающей в странах с переходной экономикой. Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких- либо пошлин или налогов.

В первые годы либерализации внешней торговли в России произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках: а) переориентация торговли на дальнее зарубежье; б) сокращение размеров торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).

импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего, продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений.

С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:

Включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства;

Укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;

Установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы «импортируя» мировую структуру цен;

Через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики;

Открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг);

«импорт» навыков управления в национальную экономику.

На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все или почти все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции). Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений. Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования. Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.

Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту «задушит» отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.

Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых. Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например, на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема здесь состоит в росте коррупции, буквально процветающей в странах с переходной экономикой. Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких-либо пошлин или налогов.

В первые годы либерализации внешней торговли в России произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках: а) переориентация торговли на дальнее зарубежье; б) сокращение размеров торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).

В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности Все меры государственного воздействия могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные.

  • 1) Протекционизм -- защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Он характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары.
  • 2) Свободная торговля (либерализация) -- это свободный беспошлинный или облагаемый незначительными пошлинами ввоз товаров. Меры либерализации направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.

В зависимости от характера воздействия на экономические процессы меры могут быть разделены на административные и экономические.

Одним из направлений государственного регулирования внешнеторговой деятельности является антимонопольное регулирование, выступающее важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства и обеспечивающее развитие конкурентной среды.

Важнейшим этапом либерализации внешней торговли в России явилось создание правовых основ в виде законов и нормативных актов.

Протекционизм -- политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутри страны. Таким образом, либерализация внешней торговли - постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами. В более широком смысле либерализацией внешней торговли понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами.

Для усиления внешнеторговой экспансии американских компаний правительство США добивалось от стран Западной Европы отмены количественных ограничений. В этих целях оно оказывало давление на Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в 1948 г. западноевропейскими странами. В ОЕЭС был принят "кодекс либерализации", в соответствии с которым участники взяли на себя обязательства постепенно либерализовать подавляющую часть импорта и экспорта. Однако либерализация внешней торговли более широко стала осуществляться странами Западной Европы, а также Японией со второй половины 50-х гг., когда в результате более высоких темпов экономического роста по сравнению с США, интенсивного процесса концентрации и централизации капитала, развития интеграционных процессов им удалось повысить конкурентоспособность национальных товаров.

Интеграционные процессы в Латинской Америке. МЕРКОСУР.

Активные центры интеграции в развивающемся мире - это Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и страны Азии. Интеграция на этом уровне - это инструмент ослабления трудностей. Интеграция начала активно развиваться в 50-60-годы.

В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория “периферийной экономики”: отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт. Большая роль уделялась региональной интеграции. С ее помощью предполагалось добиться следующих результатов: - преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров; - увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлечения иностранного капитала; -расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в Л.Америку; -снижение напряженности платежного баланса и ослабление проблемы внешней задолженности и т.д. На основании этого широкое признание получил принцип договорной специализации, т.е. заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран. Что привело к ориентации на производственное сотрудничество + протекционизм. Все это привело в 60-70-х годах к созданию около 20 региональных объединений.

Сегодня существуют несколько крупных региональных группировок: Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), в ее рамках образованы:Андская группа, Лаплатская группа, Амазонский пакт, Карибское сообщество (КАРИКОМ), Центрально-американский общий рынок, Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС), МЕРКОСУР (интеграция стран южного конуса).

МЕРКОСУР.

В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР. МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка --исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.

Цели МЕРКОСУР:

  • · свободное движение четырех факторов производства;
  • · единая таможенная политика по отношению к третьим странам;
  • · обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах;
  • · проведение координации и доведение до сопоставимости законодательства в отношении экономической политики;
  • · резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.

Недостатки МЕРКОСУР : разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы - все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции.