Экономическая помощь послевоенной европе. Экспансионистские планы ссср

Стала не только самой масштабной и кровопролитной, но и наиболее разрушительной. В результате массированных бомбардировок с обеих враждующих сторон множество строений на территории Европы оказались разрушенными, а значительные жертвы среди населения явились причиной ощутимого экономического спада. Кроме того, Западная Европа была разобщена, так как во время войны многие находились на разных сторонах конфликта.

Реализация плана Маршалла

Действие программы началось в 1948 году, а свернута она была в 1968. Объектами реализации плана Маршалла стали 16 государств, расположенных в Западной Европе. Америка выдвинула ряд условий, соблюдение которых было необходимо для участия в программе. Одним из наиболее значимых с политической точки зрения требований стало исключение из состава правительств стран-участниц представителей коммунистических партий. Это позволило США значительно ослабить позиции коммунистов в Европе.

Помимо европейских стран, помощь в рамках «Плана Маршалла» получила Япония и несколько государств Юго-Восточной Азии.

Были и другие важные ограничения, поскольку Америка руководствовалась, в том числе, и собственными интересами. К примеру, именно США выбирали, именно будут импортированы в пострадавшие государства. Это касалось не только продовольствия, но и производства, станков, сырья и оборудования. В ряде случаев подобный выбор оказывался не самым оптимальным с точки зрения , однако общие преимущества участия в программе были значительно выше.

Страны Восточной Европы не попали под влияние плана Маршалла, поскольку руководство СССР, опасаясь за свои интересы, настояло на том, чтобы восточноевропейские государства не подавали заявки на участие в программе восстановления. Что касается самого СССР, то он не подходил под критерии плана Маршалла с чисто формальной точки зрения, так как не заявлял об имеющемся дефиците.

За первые три года реализации плана США перевели в Европу более 13 миллиардов долларов, при этом около 20% этой суммы получила Великобритания.

Результаты плана Маршалла оказались достаточно эффективны: экономика Европы получила мощный толчок, позволивший быстро отправиться от войны, влияние СССР было снижено, а средний оказался не только восстановлен в довоенных позициях, но и изрядно укрепился, что, в конечном счете, обеспечило политическую и экономическую стабильность.

Окончилась Вторая мировая война. Ее последствия для Европы были ужасны. Десятки миллионов людей погибли, была разрушена большая часть жилого фонда, сельскохозяйственное производство едва достигало 70% от довоенного уровня.

Общие экономические потери по самым скромным оценкам составляли 1 440 миллиардов довоенных франков. Без поддержки извне, страны, пострадавшие от войны, не могли решить возникших проблем. То, какой эта помощь должна быть, определил план Маршалла, названный в честь его инициатора, госсекретаря США и отставного военного Джорджа Маршалла.

Европа была разделена на две части, восточная находилась в сфере влияния СССР, и сталинское руководство не скрывало своего враждебного отношения к системе свободного рынка, как и намерений установить социалистический порядок во всех европейских странах.

На этом фоне активизировались силы, которые принято называть «левыми». Коммунистические партии, поддерживаемые Советским Союзом, начали завоевывать позиции, их популярность росла.

В этот момент США начали ощущать угрозу прихода коммунистов к власти на контролируемой ими территории Западной Европы.

План Маршалла стал самым успешным экономической помощи в

Армейский генерал, ставший госсекретарем при Трумене, Дж. Маршалл не имел Настоящими отцами плана был Дж. Кеннан и его группа, они и разработали основные детали его реализации. Им просто была поставлена задача - выработать меры по ограничению советского влияния в Западной Европе, где, в случае прихода коммунистов к власти, США могли потерять важнейшие а в перспективе столкнуться и с прямой военной угрозой.

В результате, выработанный экономистами документ получил название «план Маршалла». При его реализации шестнадцать стран Европы получили суммарную помощь на сумму 17 миллиардов долларов. Однако план Маршалла предусматривал не просто раздачу продуктов и проедание американских денег, помощь оказывалась при соблюдении очень жестких условий, таких, как снижение таможенных пошлин, отказ от национализации предприятий и поддержка рыночных экономических принципов, ее могли получать только демократические страны. 17% от получаемых средств должны были расходоваться на приобретение производственного оборудования.

Сам во время гарвардской речи 5 июня 1947 года выразил суть государственной политики США по-военному четко. Борьба с коммунизмом невозможна, если Европа будет слабой.

План Маршалла - это удавшаяся попытка восстановления экономики пострадавших от войны стран, причем уже к 1950 году все они превысили довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.

Часть помощи предоставлялась безвозмездно, но в основном это были кредиты по небольшим ставкам.

План Маршалла подвергался критике со стороны руководства СССР и восточноевропейских стран «народной демократии», однако достигнутые всего за четыре неполных года говорили сами за себя. Уровень влияния компартий стал стремительно снижаться, а Америка получила огромный рынок сбыта для своих товаров.

22 марта 2015 года президент Польши Бронислав Коморовский , выступая в Брюсселе, . Именно таким образом, по мнению Коморовского, можно обеспечить выживание Украины и успешное проведение в ней реформ.

О новом «плане Маршалла» для Украины разговоры идут с самого момента победы «Евромайдана» в феврале 2014 года. О необходимости такого плана говорят как западные, так и украинские политики, в частности премьер-министр Арсений Яценюк .

Плакат, посвящённый плану Маршалла (перевод: «Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»). Фото: Commons.wikimedia.org

При этом об оригинальном «плане Маршалла» у непосвящённой аудитории имеется довольно смутное представление. В советской историографии ему давались исключительно негативные оценки, в постсоветский период — сплошь комплиментарные.

Программа, официальное название которой звучало как «Программа восстановления Европы», была впервые обнародована 5 июня 1947 года в речи государственного секретаря США Джорджа Маршалла, произнесённой в Гарвардском университете.

Кадровый военный Джордж Маршалл в разные годы занимал посты начальника Генерального штаба и министра обороны США, а с 1942 по 1944 годы фактически руководил всеми военными операциями американской армии.

В 1947 году вышедший в отставку генерал Маршалл занял пост госсекретаря в администрации президента Гарри Трумэна.

Трумэну, решительно взявшему курс на эскалацию холодной войны, нужен был человек, способный продвигать американские интересы как военными, так и экономическими методами. Джордж Маршалл для этой роли подходил как нельзя кстати.

«Программа восстановления Европы»

К 1947 году экономическое положение Европы было незавидным. Разрушениям подверглись большинство европейских стран, были понесены чудовищные человеческие потери (55- 60 млн погибло, около 100 млн искалечено). И спустя два года после окончания войны повсюду царила разруха, ощущалась острая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, европейские валюты были сильно обесценены из-за галопирующей инфляции.

Восстановление европейских экономик шло крайне медленно, при этом в большинстве стран усиливались позиции коммунистов и других левых партий, что в США рассматривалось как прямая угроза национальной безопасности.

К моменту создания «Программы восстановления Европы» у Маршалла уже был за плечами опыт успешного осуществления антикризисной программы — в 1933 году в рамках «Нового курса» Франклина Рузвельта Маршалл занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программы трудоустройства молодых безработных.

12 июля 1947 года в Париже для обсуждения «плана Маршалла» собрались представители 16 стран Европы. От участия во встрече отказались так называемые «страны народной демократии», входившие в сферу влияния СССР, а также Финляндия.

Официально заявленной целью программы были восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Первая страница текста Плана Маршалла (англ.). Фото: Commons.wikimedia.org

Круговорот долларов в природе

«План Маршалла» вступил в действие 4 апреля 1948 года. В его рамках Соединённые Штаты в течение четырёх лет предоставили 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешёвых кредитов и долгосрочного лизинга.

Помощь выделялась согласно предварительным договорённостям в соответствии с потребностями стран. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия — 1,3 млрд, ФРГ — 1,3 млрд и Нидерланды — 1 млрд долларов США.

В «плане Маршалла» нужно различать экономическую и политическую составляющую.

После Второй мировой войны Соединённые Штаты оказались единственной из крупнейших индустриальных держав, экономика которой не подверглась разрушениям. Благодаря этому США на многие годы вперёд смогли закрепить за собой место мирового экономического лидера. Тогда же и доллар стал главной мировой резервной валютой, что дало Соединённым Штатам исключительные возможности на десятилетия вперёд.

Но успешной американской экономике позарез нужны были рынки сбыта, и в этой связи экономическое восстановление Европы являлось жизненной потребностью крупного американского бизнеса.

По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное дальнейшее развитие.

Важный момент — согласно условиям «плана Маршалла», выделяемые деньги шли не на латание дыр в бюджете, а на закупку промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Структура поставок на две трети состояла из продовольствия, топлива и удобрений, и около трети импорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию, а именно на американскую муку. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по «плану Маршалла» вернулась назад в США.

Политические условия

Нужно очень чётко понимать, что безвозмездная помощь США — это своеобразный бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.

Например, знаменитые поставки оружия и продовольствия в СССР по ленд-лизу. Об их значимости спорят до сих пор, но часто забывают о том, что со стороны США это отнюдь не было широким и бескорыстным жестом. За танки, самолёты и американскую тушёнку Советский Союз расплачивался золотом, и свои долги по ленд-лизу ему приходилось отдавать до 1970-х годов.

«План Маршалла» действительно обеспечил странам-участницам большие темпы экономического роста. За первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% Франции, почти 22% Западной Германии и чуть более 33% Италии.

Мемориальная доска на памятнике Маршаллу на Лангвассере. Нюрнберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Энтузиасты «плана Маршалла» крайне неохотно говорят о его политической составляющей. Между тем, без неё остаётся непонятным резко негативное отношение к плану Советского Союза.

Одним из обязательных требований США к странам-участницам плана было исключение из состава правительств коммунистов.

Данное положение было продолжением так называемой «доктрины Трумэна», согласно которой Греции и Турции выделялись 400 млн долларов для борьбы с «коммунистической угрозой».

Как уже говорилось, влияние коммунистических партий в странах Европы в послевоенный период было чрезвычайно велико. «План Маршалла» фактически стал орудием, при помощи которого Соединённые Штаты вмешивались в политическую жизнь стран Европы с целью вытеснения на обочину «просоветских партий».

Цена «бесплатного сыра»

Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.

Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности».

Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США.

Попытки уйти от этой порочной схемы предпринимались неоднократно такими европейскими лидерами, как президент Франции Шарль де Голль , но в целом они потерпели неудачу.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла».

Инструмент холодной войны

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес , занимавший этот пост при Франклине Рузвельте , без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.

«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне. Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Ну и последнее, о чём стоит вспомнить в связи с «планом Маршалла». Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.

План Маршалла (Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 г. государственного секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы с целью недопущения прихода к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире.

План Маршалла был поддержан Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь-июль 1947 г.) создать в Европе «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности. СССР также соглашался принять американскую помощь, но отвергал любые формы контроля за ее распределением и использованием. В связи с этим, страны социалистического лагеря отказались быть участниками плана Маршалла.

На основании американского закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апреля 1948 г. США заключили двусторонние соглашения с 16 странами Европы (Великобританией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Швецией, Норвегией, Данией, Ирландией, Исландией, Португалией, Австрией, Швейцарией, Грецией, Турцией) об условиях американской помощи по восстановлению их экономик после 2-й мировой войны.

План Маршалла действовал с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г., когда был заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривающим одновременное предоставление экономической и военной помощи. На Парижской конференции, состоявшейся в 1948 г., потребности в американской помощи были определены в размере 20,4 млрд. долл. на 1948–1951 гг.

В соответствии с законом США «О помощи иностранным государствам» ежегодная сумма безвозвратных субсидий составила 4,3 млрд. долл., а сумма кредитов – 1 млрд. долл. Для управления программой в США была создана Администрация экономического сотрудничества, которую с 1 ноября 1951 г. заменило Агентство взаимной безопасности.

Европейские государства образовали Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству для координации Европейской программы восстановления (European Recovery Programme), который позднее был преобразован в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Основную долю (60%) получили Великобритания, Италия, Франция, Западная Германия (как 17-й участник плана Маршалла).

Условия помощи по плану Маршалла отражали прежде всего интересы США и их стремление предотвратить экономическую, политическую и социальную нестабильность стран Западной Европы. Эти страны были обязаны:

  • направлять план-заявку на одобрение американской администрации;
  • снижать в торговле с США;
  • не вывозить товары, перечисленные в американском списке, в СССР и в страны Восточной Европы;
  • предоставлять США любую информацию, а американским гражданам – равные права в промышленной и коммерческой деятельности.

Выручка от продажи американских товаров и услуг, поступивших по плану Маршалла, зачислялась на специальные счета на имя американской администрации в банках соответствующей страны и могла использоваться только на приобретение американских товаров, что стимулировало экспорт США.

План Маршалла содействовал укреплению пошатнувшихся позиций стран Западной Европы. В соответствии с военно-экономическими расчетами США план Маршалла подготовил условия для создания НАТО.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

  1. Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризованы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
  2. Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
  3. Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
  4. Был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

"ПЛАН МАРШАЛЛА"

Назван по имени государственного секретаря США Маршалла (см.), впервые выдвинувшего этот план в своём выступлении в Гарвардском университете 5. VI 1947; наряду с "доктриной Трумэна" "П. М." явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского курса внешней политики правящих кругов США после второй мировой войны.

"П. М." был задуман американской дипломатией как продолжение "доктрины Трумэна".

"Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна". Однако "существо туманных, нарочито завуалированных формулировок "плана Маршалла" состоит в том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в отношении США, и предоставить американские кредиты как плату за отказ европейских государств от экономической, а затем, и от политической самостоятельности. При этом основой "плана Маршалла" является восстановление контролируемых американскими монополиями промышленных районов Западной Германии.

"План Маршалла", как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-победительницам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капиталистам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить государства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой экономической мощи Германии" (А. А. Жданов).

Выступая в Гарвардском университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь "восстановлению Европы". При этом в выступлении Маршалла не были указаны ни условия и размеры помощи, которую США могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь.

Правительства Англии и Франции немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений.

На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах "помощи", которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий комитет из представителей великих держав, в функции которого входило бы составление всеобъемлющей программы "экономического восстановления и развития" европейских стран: при этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий комитет станет орудием США, с помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская делегация не могла согласиться с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции роль агентуры США) о создании этого комитета.

Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счёт кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчёркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно.

После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М."

12-15. VII 1947 в Париже происходила конференция "европейского экономического сотрудничества" с участием 16 стран, примкнувших к "П. М.", а именно: Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии и Турции.

Конференция создала "Комитет европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США.

Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон.

Для рассмотрения этого доклада в США было организовано 3 специальных комитета, причём наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) "Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам", отчёт которого был опубликован 8. XI 1947. Комитет Гарримана снизил размеры "помощи" Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по "П. М." была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли "помощи", предназначенной для Западной Германии.

Вопрос об утверждении ассигнований на осуществление "П. М." рассматривался конгрессом США в феврале-марте 1948, причём в первоначальный проект закона о т. н. "помощи иностранным государствам" в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать средства, потребные на весь срок осуществления "И. М.", и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс ещё более сократил сумму ассигнований, доведя её до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал ещё более обременительными для европейских стран условия получения американской "помощи".

Обсуждение "П. М." в конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих "помощь" по "П. М." Позднее упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта.

Закон о "помощи иностранным государствам" был подписан президентом Трумэном 3. IV 1948.

Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической "помощи" во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с "П. М.", был назначен Гарриман.

Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь".

Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причём они включали следующие условия:

а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путём одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах.

б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям.

г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии.

Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся превратить европейские страны в потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут конкурировать с промышленностью США. Характерным примером является сокращение под давлением США программы английской и итальянской судостроительной промышленности. Направляя экономическое развитие европейских стран по угодному им пути, США в конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения "маршаллизированных" стран Соединённым Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь "П. М.", ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США "помочь" восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся "маршаллизированных" стран.

США делают откровенную ставку на первоочерёдное развитие экономики Западной Германии, промышленность которой всё более переходит в руки магнатов американского финансового капитала. Правящие круги США стали особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного потенциала Германии после того, как в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область.

"П. М." носит ярко выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с помощью этого плана отколоть от СССР страны народной демократии и в то же время сделать "П. М." основой антисоветского военно-политического блока в Европе. Попытка США с помощью "П. М." расколоть антиимпериалистический лагерь вбить клин между СССР и странами народной демократии потерпела провал. Что же касается "западного блока", то он был оформлен заключением 17. III 1948 Брюссельского пакта, согласно которому 5 государств - Англия, Франция, Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический и военный союз. Вслед за тем по указке американской дипломатии 4. IV 1949 в Вашингтоне был заключён Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь этим американская дипломатия выступила с планами создания других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и стран народной демократии,- Средиземноморского блока (участниками которого должны явиться Греция, Турция и другие страны Ближнего Востока), Тихоокеанского блока и др. Всё это - звенья широко задуманной цепи военных блоков, которые реакционные правящие круги США намерены использовать в своих агрессивных целях, причём экономической основой этих союзов должен стать всё тот же "П. М.", являющийся одним из важнейших орудий американского империализма в его борьбе за мировое господство.

Формально закон об осуществлении "П. М." и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую "помощь", вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д.

Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединённым Штатам стратегического сырья.

"П.М." используется также американской разведкой в целях легализованного шпионажа, поскольку "маршаллизированные" страны обязаны предоставлять США любые сведения, относящиеся к их экономике.

"П. М." находится в вопиющем противоречии с жизненными интересами западноевропейских стран. Однако их реакционные правящие круги, стремясь получить поддержку США в борьбе против демократических сил своих стран, идут на предательство национальных интересов и в конечном итоге на утрату национального суверенитета своих государств.

"П. М." неспособен принести народам Западной Европы действительного восстановления их экономики. Как отмечал В. М. Молотов, американские кредиты по "П. М." "не дали настоящего подъёма промышленности в странах капиталистической Европы. Они и не могут дать этого подъёма, так как американские кредиты предназначены не для того, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирующую с Соединёнными Штатами Америки промышленность европейских государств, а для того, чтобы обеспечить более широкий сбыт американских товаров в Европе и чтобы поставить эти государства в экономическую и политическую зависимость от господствующих в Соединённых Штатах капиталистических монополий и их агрессивных планов, не считаясь с интересами самих народов Европы".

С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа.

Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое ""ПЛАН МАРШАЛЛА"" в других словарях:

    - (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого… … Энциклопедический словарь

    - (Marshall Plan) Крупная программа американской помощи с целью содействия восстановлению европейских стран после второй мировой войны. Этот план был предложен государственным секретарем США Джорджем С. Маршаллом. В течение 1948 – 1951 гг. США… … Экономический словарь

    ПЛАН МАРШАЛЛА - программа т.н. восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны 1939 1945 годов путём оказания ей экономической «помощи» со стороны США. Фактически П.м. вместе с доктриной Трумэна представлял собой составную часть агрессивного… … Юридическая энциклопедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи) … Википедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи). План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program «Программа восстановления Европы»)… … Википедия

    «План Маршалла» - программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16 ти европейским странам. После Второй мировой войны американская модель… … Геоэкономический словарь-справочник

    ПЛАН МАРШАЛЛА - (англ. Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь