Функции государства в смешанной экономике. Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики

Замечание 1

Выделяют следующие основные функции государства в современной смешанной экономике.

  1. Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность;
  2. Повышение эффективности экономической системы;
  3. Управление внешними явлениями и общественными товарами;
  4. Представление правильной информации;
  5. Перераспределение доходов с целью улучшения социальной ситуации;
  6. Гранты, субсидии и социальные выплаты;
  7. Макроэкономическая стабилизация;
  8. Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики;
  9. Государственное вмешательство в механизм цен;
  10. Представление страны на международном уровне.

Рассмотрим особенности каждого из них.

Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность

Чтобы рынок мог работать качественно, государство должно создать рамки законов и обеспечить их исполнение, Например, оно обеспечивает существование и защиту прав частной собственности, устанавливает каналы для разрешения разногласий. Государство предоставляет экономические свободы и равные возможности для экономических операторов. Эти лица должны быть признаваемы исключительными собственниками конкретных благ или обладать привилегией вести себя определенным образом по отношению к ним. Это, в свою очередь, потребует от правительства выполнения определенных вспомогательных действий. Суды и полицейские силы надобны для обеспечения выполнения контрактов, ненасильственного поведения, свободы от воровства и внешней агрессии и отстаивания прав собственности.

Повышение эффективности экономической системы

Важной функцией правительства является помощь в социально желательном распределении ограниченных ресурсов. Правительственное вмешательство необходимо прежде всего для обеспечения оптимальной коррекции каждого отказа рынка. А нарушения рынка связаны с деградацией совершенной конкуренции или затруднении его применения к общественным благам. Это и ситуации, когда рынок не может эффективно распределять ресурсы (дороги, медицинское обслуживание, охрана полиции, уличное регулирование и освещение, канализация).

Управление внешними явлениями и общественными товарами

Государство вмешивается, когда возникают рыночные неудачи, которые препятствуют эффективному результату. Нерегулируемый рынок может производить слишком много загрязнения воздуха, воды и земли, а также выбросы парниковых газов, предоставляя слишком мало ресурсов для инвестиций в общественное здравоохранение или знания. Оно контролирует справедливость адресации внешних издержек. Внешние издержки - это стоимость, убыток или выгода, наложенная транзакцией на кого-то, кто не являлся стороной сделки. Контроль внешних факторов является одной из важных функций правительства.

Общественные товары (удовлетворяющие коллективные потребности) , по необходимости, должны предоставляться правительством. В противном случае возникнет проблема свободного райдера, то есть большинство людей будут потреблять такие товары без каких-либо платежей с полной неясностью относительно источника их восстановления или поддержания.

Представление правильной информации

Знания и информация теперь рассматриваются как отдельный фактор производства, новая форма капитала, особенно после недавней информационной революции во всем мире. И когда в условиях неопределенности потребителям необходимо собрать соответствующую информацию, чтобы иметь возможность принять правильное решение, правительство должно содействовать этому.

Именно поэтому предприятия по переработке пищевых продуктов по закону обязаны предоставлять информацию о ингредиентах пищевых продуктов и об энергоэффективности бытовых приборов, таких как водяные охладители и стиральные машины. Аналогичным образом, фирмы, производящие жизненно важные лекарства и фармацевтические препараты, должны предоставлять правительству достаточную информацию о безопасности и полезности новых лекарств, прежде чем они могут быть коммерчески введены.

Перераспределение доходов с целью улучшения социальной ситуации

Держава производит перераспределение доходов аккумулированных с помощью налогов и передаваемых через различные виды денежной поддержки, например пособия по безработице или инвалидности. Ведь даже когда невидимая рука работает плавно и эффективно, свободная игра рыночных сил создает еще эту проблему - проблема неравенства доходов.

Замечание 2

Фактически, рыночная система представляет собой систему вознаграждений и штрафов. Он вознаграждает эффективных, то есть тех, кто может правильно читать рыночные сигналы и производить товары, которые большинство людей хочет купить по равновесной цене. В то же время он наказывает неэффективных, то есть тех, кто неправильно считывает сигналы и производит товары, которые большинство людей не хочет покупать.

Это неравенство в распределении доходов является фактом жизни. К этому мы должны добавить неравенство в распределение собственности, богатство, которое возникает по разным причинам: законы наследования (собственности), удачи, талантов и усилий. И одним из важных экономических функций современного правительства является перераспределение доходов (и богатства) от богатых до бедных.

Гранты, субсидии и социальные выплаты

Правительства также присуждают гранты, которые предоставляют фирмам исключительные права на национальный ресурс или на производство товара или услуги. Правительства также часто решают поддержать некоторые фирмы и целые отрасли по сравнению с другими. Эта поддержка часто предоставляется в виде субсидии. Субсидии правительств охватывают широкий спектр фирм и отраслей: музеи, общественное телевидение и радиостанции, услуги автобусных и пассажирских поездов, общественные парки, автомагистрали и мосты, а также университеты.

Макроэкономическая стабилизация

Правительство несет ответственность за предотвращение экономических колебаний путем разумного и надлежащего использования денежных и фискальных мер, а также жесткого регулирования финансовой системы. Оно обязано сгладить взлеты и падения бизнес-цикла, чтобы избежать либо крупномасштабной безработицы в нижней части цикла, либо ускорения инфляции цен в верхней части цикла и должно беспокоиться о содействии долгосрочному росту экономики

Государство контролирует и регулирует определенные сферы экономики

Государство само по себе или путем найма частных компаний обеспечивает доставку общественных благ и услуг, таких как образование, национальная оборона или внутренняя безопасность. Также обеспечивает адресно предоставление некоторых товаров и услуг, необходимых для людей, но не выгодных для компаний.

Государственное вмешательство в механизм цен

Это имеет важное значение, поскольку контроль над ценами и контроль ценами включают в себя ценовой диапазон (этаж, от минимальной до максимальной цены) или ценовой потолок (если установлен только её максимум и ценовой механизм, связанный с спросом и предложением Механизм цен разрешен к работе, но в некоторых случаях механизм цены не работает или действует против общественных интересов и, значит, требует упорядочивания.

Представительство страны на международном уровне

В последние годы международная торговля и инвестиции стали гораздо более объёмными и правительство играет важную роль, представляя интересы нации на международном уровне, заключая выгодные соглашения с другими странами по широкому кругу вопросов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Канашский филиал

Экономический факультет

Контрольная работа

по Государственному регулированию национальной экономики

Функции государства в смешанной экономике

студента III курса

Пыркина Ильи Михайловича

Введение

1. Необходимость государственного регулирования экономики

2. Экономические функции государства

3. Финансовая политика государства

Заключение

Список литературы

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

1. Необходимость государственного регулирования экон о мики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

2. Экономические функции государства

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

государственный финансовый социальный антимонопольный

3.Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

увеличения государственных расходов;

снижения налогов;

сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

уменьшения государственных расходов;

увеличения налогов;

сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список литературы:

1. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 2003 г.

2. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 2000 г.

3. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2002 г.

4. Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2003

    Конкуренция в России. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция в рыночной экономике: совершенная, монополистическая, олигополия, чистая монополия. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Сущность, возникновение несовершенной конкуренции. Виды монополи, формы монополистических объединений. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы. Демонополизация экономики России. Современная антимонопольная политика.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Рыночный механизм формирования доходов населения. Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика: функции и направления. Анализ реализации политики доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика государства. Цели и показатели деятельности Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) как система мер воздействия государства на экономическую жизнь. Понятие прямого и косвенного вмешательства государства. Основные функции и задачи ГРЭ. Состояние платежного баланса, борьба с инфляцией.

    доклад , добавлен 28.12.2009

    Фискальная политика государства как система и метод государственного регулирования экономики. Необходимости преобразования, реформирования, Принципы и механизмы воздействия на функционирование экономики, необходимость реформирования и совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2008

    Основные средства, методы, цели и направления государственного регулирования экономики. Этапы изменения роли государства в экономике. Доля государственных расходов в ВВП развитых стран. Причины усиления государственного вмешательства в экономику.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Социально-экономическое обоснование необходимости вмешательства государства в рыночную экономику. Изучение функций, методов и главных направлений государственного регулирования экономики. Тактика, подходы и стратегия макроэкономической политики России.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

В экономической теории в явном виде дискуссия о функциях государства в экономике началась в эпоху меркантилизма. При этом государство провозглашалось ключевым субъектом экономики. Так предлагая королю "урегулировать всю мелкую торговлю в королевстве", автор термина «политическая экономия», французский ученый А. Монкретьен ссылается на теоретическое положение, "что основа ценности неизменна, тогда как рыночные цены зависят в большей или меньшей степени от множества обстоятельств". Но уже во второй половине XVIII века в той же Франции группа, называвшая себя сначала "экономистами", а затем "физиократами" (Ф. Кенэ, А. Тюрго, и др.), провозгласила, что наилучшим для национальной экономики является не государственное управление, а совсем наоборот, невмешательство государства в экономические процессы, "естественные" законы которых они и начинают изучать. Суть провозглашенного ими лозунга "laissez faire, laissez passer" (пусть все идет, как идет) - в требовании неограниченной свободы, сообразной "естественному порядку". Одновременно в Англии А. Смит формулирует знаменитую "теорему о невидимой руке", согласно которой всякий производитель, преследуя свои собственные интересы, "как бы невидимой рукой" направляется к служению общему благу, так что не возникает никакой надобности, а тем более необходимости, в государственном вмешательстве в рыночный механизм.

В течение XVIII-XIX веков идеи либерализма, невмешательства государства были определяющими в экономической науке. Государство рассматривалось как «ночной сторож», минимизирующий свое присутствие в экономике, прежде всего, в части вмешательство в ценообразование и хозяйственную деятельность субъектов. Типичная позиция о функциях государства представлена в пятой книге «Богатства народов» А. Смита, в которой были представлены такие функции госдударства, как оборона, безопасность, внешние связи, образование, содержание судебной системы, т.е. те, которые связаны с производством общественных благ. Близко к идее провалов рынка подошел Джон Стюарт Милль. Вместе с тем, в явном виде неоклассический подход к функциям государства был сформирован уже в XX веке в работах сперва А. Пигу, а впоследствии Р. Масгрейва и П. Самуэльсона.

Вместе с тем, под влиянием Кейнсианской революции сформировались современные функции государства в смешанной экономике. Основные направления для деятельности государства следующие:

1) Производство чистых (оборона безопасность, государственное управление, и, в меньшей степени, смешанных (здравоохранение, образование) общественных благ.

2) Создание институциональной среды функционирования рынка. В идеальной неоклассической модели государство как выразитель интересов всех граждан создавая 3 ветви власти, координирует и разрешает споры путем создания правовых рамок деятельности. Способствует снижению неопределенности и асимметрии информации на рынках факторов производства (рынке труда, фондовом рынке)

3) Развитие конкуренции и реализация антимонопольной политики

4) Сглаживание внешних эффектов

5) Стабилизационная политика, в части выравнивания неравновесия на рынках, управления совокупным спросом)

6) Социальная политика и перераспределение доходов

Вместе с тем, чрезмерный государственный активизм привел к кризису в 1970-х годов моделей «государства всеобщего благоденствия», предусматривавшей широкое участие государства в экономике, перераспределение доходов и т.д. В результате концепция «провалов рынка» дополнилась неолиберальной концепцией «провалов государства». Направлением критики стали такие формы провалов государства, как бюрократизм, запаздывания (лаги) в экономической политике, неэффективность функционирования организаций общественного сектора, чрезмерность регуляций и т.д.

46. Конкуренция и монополия: сущность, классификации, вопросы теории.

Конкуренция в переводе с латинского языка означает «сталкиваться». В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов monos – единственный, один и poleo – продаю). Монополизм понимают двояко:

1. Как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения кон-курентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

2. Как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

В ХХ веке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые тем не менее не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурирует множество независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т. п.



Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать прежде всего марксистскую теорию , точнее – ряд не совпадающих во многом теорий сторонников марксизма.

Рассматривая конкуренцию при капитализме, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. К. Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается прежде всего на разнице между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

В работах Р. Гильфердинг «Финансовый капитал» (1910) подчеркивается, что монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм, прежде всего в финансовой сфере, означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил. В свою очередь, австрийский марксист К. Каутский в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма . Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.

Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал В.И. Ленин, хотя он критиковал теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложены в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (написана в 1915–1916 гг., опубликована в 1917 г.). Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом , т. е. монополистическим капитализмом . Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными. Едва ли не решающими источниками прибыли становятся монопольный взлет цен на продукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов.

Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции . Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский) экономист Й. Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологии, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она оказалась порождением нововведений, вознаграждением за техническое и организационное новаторство.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

В 30-е гг. XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции .

Автором первой был американский ученый Э. Чемберлин. Э. Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно одинаковых условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.

В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т. п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть, по существу, конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.

Английский экономист Дж. Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены.

До Дж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии на стороне предложения. Дж. Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуется монопсонией.

При сходстве многих моментов теории Э. Чемберлина и Дж. Робинсон глубоко различны. Э. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможность эксплуатации и не обеспечивается оптимальное использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала за правительственное регулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенных условиях государственное регулирование цен.

Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений НТП в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению НТП.

В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

В качестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинства экономистов, они приводят к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом же современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях , которые выделяются в экономической литературе:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными предприятиями, преобразование и т. п.;

стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

· Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевуюконкуренцию . Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат труда, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

· Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная .

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

Количество производителей и потребителей на рынке;

Тип производимой продукции;

Способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

Барьеры на пути вступления в отрасль;

Отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борь-бы.

С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1.1. Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).

1.2. Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

2.1. Чистые монополии (монопсонии ) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

2.2. Абсолютная монополия (монопсония ) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

3.1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т. п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т. п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.

3.2. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имеют несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХIХ века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии , которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:

· Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.

· Товарные знаки – закрепляют исключительное право владель-ца товарного знака пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком и запрещают его использование другими лицами.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к массовым выступлениям против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и разработке антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

ограничение монополизации рынка;

запрещение слияний конкурирующих компаний;

запрещение установления монопольных цен;

сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде и США. Последний – это знаменитый закон Шермана (1890), получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (1914, 1939, 1950). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона – Пэтмэна (1936) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли («ножницы цен», ценовая дискриминация и др.), т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера – Кефовера (1950) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Теперь запрещались не только горизонтальные слияния, но также вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса).

В Западной Европе (Нидерланды – 1933; Бельгия – 1935; Дания – 1937) также были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

Вопрос о том, является ли рыночная экономическая система наилучшим способом решения основных экономических проблем, остается без научно-обоснованного ответа. Однако заслуживают внимания аргументация её достоинств и недостатков.

Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех благ, в которых общество более всего нуждается, диктует применение наиболее эффективного комбинирования ресурсов, способствует разработке и внедрению новых технологий производства, обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых благ из имеющихся ресурсов.

Вторым аргументом в пользу рыночной системы служит ее опора на роль личной свободы. Именно этим обусловлена ее способность координировать деятельность всего множества экономических субъектов (индивидов, предприятий) без принуждения. Она предоставляет им свободу предпринимательства и выбора, и на этой основе преуспевает. Экономические субъекты могут желать и добиваться увеличения собственной выгоды.

Противники рыночной системы указывают на ряд ее негативных особенностей. Во-первых, она сама способствует угасанию конкуренции по двум причинам. Первая представлена стремлением экономических субъектов освободиться от безжалостного воздействия на них конкуренции через слияния фирм-конкурентов или их тайные сговоры. Вторая обусловлена НТП. Объективно использование новейших технологий производства требует капитала большей величины, более крупных и надежных поставщиков сырья, оптовых покупателей, рынков сбыта. Таким образом, технико-технологическое обновление сопровождается укрупнением фирм и одновременным сокращением их числа в соответствующей отрасли, а значит – угасанием конкуренции.

Обе причины, ослабляя конкуренцию, снижают эффективность рыночной экономической системы. При этом концентрация экономической власти в руках наиболее крупных экономических субъектов позволяет им осуществлять меры принуждения в отношении мелких, в том числе и потребителей благ, и поставщиков ресурсов. А это означает, что по мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя (независимость его от производителя), теряется способность распределения ресурсов в соответствии с желаниями потребителей. Производство становится более расточительным и менее эффективным.

Во-вторых, возрастает уровень имущественного неравенства и неравенства в распределении денежных доходов. Рыночная система позволяет отдельным ловким, способным, предприимчивым людям сосредотачивать в своих руках огромные количества материальных ресурсов, а на их основе – денежных доходов. В результате растет разрыв в уровне возможностей бедных и состоятельных семей приобретать блага для удовлетворения своих потребностей. Производство начинает ориентировать использование ограниченных ресурсов на изготовление более дорогих благ.

В-третьих, неспособность рыночной системы учитывать потребность и организовывать производство «общественных товаров».

В-четвертых, неспособность обеспечить достаточный уровень занятости трудоспособного населения и стабильности уровня цен. Имеющие место взлеты и падения экономической активности, сопровождающиеся ростом инфляции или безработицы, весьма болезненны для общества.

В современных смешанных системах учтены наиболее существенные элементы критики рыночной экономики. Через функционирование своих правительств общества приняли меры, направленные на сглаживание её недостатков. В свою очередь, сами эти недостатки являются причинами, делающими необходимым вмешательство государства в сферы экономической деятельности. Границы его вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег;

2) регулирование «внешних эффектов производства»;

3) удовлетворение потребностей населения в «общественных товарах».

Деньги (как посредник в обмене товаров) требуются в определенном количестве. Обеспечить соблюдение этого условия может только государство.

Внешние эффекты производства (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называется «внешними», так как касаются не участвующих в сделке – третьих лиц. Например, загрязнение природной среды отходами производства вызывает у населения близлежащих к нему территорий затраты на лечение заболеваний, вызванных этим загрязнением.

С ростом объемов производства усиливается негативное воздействие на экологию. Для контроля и ограничения отрицательных внешних эффектов востребовано государство.

Категория «общественные товары» возникла и стала использоваться в связи с неспособностью рыночного механизма обеспечить общество благами в необходимом ассортименте. Частное производство реагирует лишь на те потребности, которые выражаются через спрос. Блага, производимые для их удовлетворения, называют частными товарами. Но рыночный механизм не замечает потребностей, которые не представлены в спросе. Блага, необходимые для их удовлетворения, отнесены к группе «общественных товаров». Их особенность проявляется в том, что они: а) не исключаемы из потребления; б) неконкурентные в потреблении. «Неисключаемость из потребления» означает, что такое благо служит всем жителям территории, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков» и разделить это благо на части. «Неконкурентность общественного товара» означает, что увеличение количества его потребителей не уменьшает полезности этого блага для каждого из них. Примером «общественного товара» может служить национальная оборона.

Есть товары, имеющие черты и «общественного», и «частного». Их производство развивается на государственной и частной основах. Например, система высшего образования, здравоохранение.

Выполнение государством следующих двух функций необходимо для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы.

Это, во-первых, обеспечение правовой базы частного предпринимательства. Устанавливая «правила игры», правительство регулирует отношения между производителями, поставщиками ресурсов и потребителями, получает возможность играть роль арбитра в их экономических противоречиях. Общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона.

Во-вторых, необходимость защиты конкуренции, являющейся основным регулирующим механизмом в рыночной системе, становится актуальной с возникновением и ростом числа монополий. В результате зарождается возможность нерационального распределения ресурсов, недопроизводства отдельных благ, угасает стремление снижать средние издержки производства и т. д. С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизма. Предотвращение монополизации экономики и защита конкуренции становится задачей, функцией государства.

Выполняя следующие три функции: перераспределение дохода и богатства, перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, правительство призвано сгладить погрешности и недостатки функционирования рыночной системы.

Перераспределение дохода и богатства необходимо вследствие беспристрастности рыночного механизма в формировании доходов малых для одних и очень крупных – для других экономических субъектов. Вне зависимости от причин, обусловливающих эти различия, бедность части населения среди общего богатства, порождает острые экономические и социальные проблемы. Поэтому правительству предписано решение задачи по уменьшению неравенства доходов и по поддержанию наименее обеспеченных его членов общества.

Государственное перераспределение ресурсов необходимо, во-первых, для организации производства «общественных товаров», во- вторых, в связи с превышением объема перерабатываемого сырья сверх имеющихся у предприятия мощностей по очистке и утилизации отходов, увеличивающих загрязнение окружающей среды. Государство призвано применять меры для корректировки рыночного распределения экономических ресурсов и объемов их использования отдельными предприятиями.

Стабилизация экономики, как проблема, порождается в обществе колебаниями экономической конъюнктуры, экономической активности, а отражается в изменениях в уровне занятости трудоспособного населения и в уровне инфляции. Функцией правительства становится осуществление контроля над уровнем занятости и инфляции, сглаживание циклической формы развития национальной экономики, стимулирование экономического роста.

Таким образом, государство, выполнением ряда предписанных ему функций, призвано дополнять работу рыночного механизма. Именно на таком их сочетании формируются модели смешанной экономической системы.

Экономические функции государства в смешанной экономике. К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. Антимонопольное регулирование К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Макроэкономическая стабилизация Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. Размещение ресурсов Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы.

Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия.

В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования.

Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. Перераспределение доходов Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. 3 Основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение роли государства в переходной экономике России. Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба.

Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические инструменты - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей.

Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Модель «шоковой терапии» осуществлялась в российской экономике в переходный период.

Модель «шоковой терапии» - наиболее «жесткий» вариант трансформации. Ее типичными чертами являются: стремление к одномоментному и административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного планирования и «внедрению» рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение «точки невозврата» как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену. Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принци­пов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак: - Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. - Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров. - Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприя­тий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. - Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриа­ции прибылей и конвертируемый рубль. - Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

Успешное завершение экономической реформы требует полного пересмотра традиционной роли государствa.

Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. Д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключае­мых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др. - Макроэкономическая стабилизация, означающая ликви­дацию дефицита государственного бюджета.

Упражнение Вопрос: Каким образом правительство может манипулировать расходами и налоговыми поступлениями с целью снизить: а) безработицу; б) уровень инфляции; Ответ: Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику.

Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция.

Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Список использованной литературы 1.Бункина М. К Семенов В. А. Макроэкономика, (основы экономической политики) М.: АО «ДИС», 1996 г. 2.Гайгер Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика М.: Инфра-Н, 1996 г. 3.Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир М 2001 г №3 С. 5 - 19; 4.Рябикин С. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998 - №8 – с. 80-84. 5.Семенова О. Г. Основные принципы функционирования рыночной экономики России (макро - уровень) / Отв. ред. О. Ю. Мамедов Ростов -на - Дону: РГУ, 1994 г.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Государство в рыночной экономике

Рынок и государственное вмешательство. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит.. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование.. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией)..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: