Налоговые отношения предприятие и государственным бюджетом. Взаимоотношения финансов с государственным бюджетом



Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятии. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.
Финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом строятся на основе долговременных экономических нормативов. Предприятие вносит в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также иные предусмотренные законодательством платежи и отчисления, в том числе в местный бюджет, по установленным нормативам.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.
Финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом строятся на основе долговременных экономических нормативов. Предприятия вносят в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также предусмотренные законодательством платежи и отчисления, в том числе в местный бюджет, по установленным нормативам.
Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на различные цели.
Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми и материальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с Ценными бумагами. Фондовый рынок в РБ развит пока недостаточно.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в части получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов.
В соответствии с Законом о предприятии финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом строятся на долговременных экономических нормативах. Предприятия вносят в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также иные, предусмотренные законодательством платежи и отчисления. Должны быть предусмотрены новые нормативы - плата за трудовые ресурсы и отчисления на государственные нужды. Их размер следует увязать с объективно сложившимся распределением национального дохода на содержание сферы образования и медицинского обслуживания, управления, науки (академической), на оборону. Другими словами, все нормативы должны быть состыкованы с распределением общественного продукта и национального дохода.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Взаимоотношение предприятий с бюджетом


Введение 4

Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с бюджетом

6

1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия 6

1.2. Действующая налоговая система 14

1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов 19

Глава 2. Критический анализ действующей практики

26

2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами 26

2.2. Прочие налоги и налоговые платежи 51

2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый кредит 62

Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и ответственность

за нарушения

68

3.1. Организация налогового планирования 68

3.2. Ответственность за налоговые правонарушения 71

3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы

оптимизации

77

Заключение

82

Список литературы

85

Приложение 1

89

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

Обеспечение национальной обороны;

Отправление правосудия;

Организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

Образование юношества;

Сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

Цель данной дипломной работы – проанализировать взаимоотношения предприятий с бюджетом, показать влияние налогообложения РФ на экономическое состояние предприятия на примере закрытого акционерного общества «Центропечать», осуществляющего торговую деятельность в г. Москве.

Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, задачи работы включают в себя описание налогового законодательства РФ, освещение вопросов предоставления налоговых льгот и мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существуют также и иные формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом. Важной проблемой представляется возможность получения бюджетного финансирования и кредитования. Поэтому в своей работе я считаю нужным уделить внимание условиям их предоставления.

Данная тема является весьма актуальной, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации налогообложения.

При написании дипломной работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Инструкции Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также данные годовых отчетов и учетная политика анализируемой компании.


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ С БЮДЖЕТОМ

    1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государственного бюджета. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги появились на заре человеческой цивилизации. Как только на земле стали возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная, система налогообложения.

Уже в Древней Греции существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы – война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Примером для подражания послужила налоговая система Древнего Рима. Правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. император Октавиан Август, провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение – расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Шли века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь постепенно в основной источник доходов государства.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, - ее ясность и четкость. Еще 200 лет назад А. Смит писал об этом весьма красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или взятку”. 1 Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в налогообложении.

В ст. 3 Налогового кодекса  1 закреплены важнейшие положения, определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.

Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое конституционное закрепление в конституциях многих стран, однако в Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не имеют. С принятием первой части Налогового кодекса в российском налоговом законодательстве принципы налогообложения получили полноценное закрепление.

Современные принципы налогообложения заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим характеристикам.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

Необлагаемый минимум объекта налога;

Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

Понижение налоговых ставок;

Вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

Налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.

При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом. Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на собственность.

При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже, чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы, налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов покупателей, и по отношению к ним они регрессивны. Также регрессивным является единый социальный налог.

Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит прежде всего от размеров прибыли компании.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера. В 90-х годах в большинстве стран шло снижение ставок налогов. 44 Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет (carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли. Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и перенос убытков вперед на восемь лет.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х гг. около 50% (базовый равнялся 71%).  47 В России, по оценке, он составляет в настоящее время около 65%.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д. Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

В установлении и изменении системы налогообложения;

В определении налоговых ставок, их дифференциации;

В предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственного регулирования экономики.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов - обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель, штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются. Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании: нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам акций).

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному списанию основного капитала.

    1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены в За­коне РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Этим законом была введена трехуровневая система налогообложения предпри­ятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общерос­сийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные ис­точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Статьей 13 Налогового кодекса РФ предусмотрено 16 федеральных налогов и сборов. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;


Введение

Глава 1. Роль предприятия в формировании бюджетов различных уровней: теоретический аспект

1.1 Понятие, сущность и виды бюджетов

1.2 Значение предприятий в формировании доходных статей бюджетов различных уровней

1.3 Расходование бюджетов по финансированию деятельности предприятий

Глава 2. Взаимодействие предприятий с бюджетами на современном этапе развития экономики

2.1 Взаимодействие предприятий с Федеральным бюджетом

2.2 Организация взаимодействия предприятия с региональным бюджетом

2.3 Местные бюджеты как основа развития предприятия

Глава 3. Пути совершенствования отношений предприятий с бюджетами разных уровней

3.1 Роль бюджетного финансирования предприятий в современных условиях

3.2 Проблемы налогообложения предприятия в условиях кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Основой экономики каждого государства неотъемлемо являются предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории данного государства. При осуществлении данной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения с государством, т.е. с бюджетами разных уровней. Данные взаимоотношения действуют в двух направлениях: это формирование бюджета за счет налоговых отчислений предприятия и расходование сформированных государственных средств на развитие, и поддержку предпринимательской деятельности путем их финансирования.

По сути, государство выступает регулятором деятельности предприятий. Оно может снизить рост предприятий, и соответственно экономики, за счет увеличения налогообложения или простимулировать его за счет снижения налогов и увеличения расходных статей бюджета на инвестирование предпринимательства.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения системы взаимоотношений предприятий с бюджетами разных уровней, для повышения эффективности функционирования реального сектора экономики в условиях кризиса, и реформирования межбюджетных отношений. Каждая система имеет свои изъяны и в данной курсовой рассматривается система взаимосвязи предприятий с бюджетами и возможные пути их совершенствования.

Объектами являются предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, и сам государственный бюджет, который состоит из Федерального, Регионального и муниципального бюджетов.

Предметом является система отношений предприятий с бюджетами.

Целью курсовой работы является выявление проблем во взаимоотношениях предприятий и бюджетов разных уровней, а также формулирование возможных путей разрешения данных разногласий.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

Рассмотрение бюджета и бюджетной системы РФ как основного субъекта данного взаимоотношения;

Изучение поступлений бюджета за счет предприятий и расходование его на финансирование предприятий;

Выявление проблемы данного взаимодействия;

Анализ мер, направленных на оптимизацию данных отношений и решение проблем связанных с ними.

В условиях нынешнего финансового кризиса нужно как можно больше снизить все проблемы, существующие на данном этапе экономического развития России. В первую очередь это урегулирование проблем предприятий и государственного бюджета.

В курсовой работе рассматриваются взаимодействия предприятий и бюджетов в докризисный период и корректировка данных отношений в соответствии с антикризисными мерами проводимых государством. Качество данных антикризисных мер сможет проявить только время, хотя уже на начальном этапе они имеют множество недочетов.

Но все, же основной регулирующей стороной взаимоотношений предприятий и госбюджета является Правительство РФ, т.к. «экономика – это оружие в современном мире, а политика – умение вовремя нажать курок».

Глава 1. Роль предприятий в формировании бюджетов различных уровней: теоретический аспект

1.1 Понятие, сущность и виды бюджетов

В любой финансовой системе центральное место занимает бюджет и бюджетная система. Под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решение важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивать проведение государственной экономической и финансовой политики.

Как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.д. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий – возможны поступления из бюджета. Бюджет – это специфический универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемой нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой – государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель (ландов) – в Германии, провинций – в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации также состоит из трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Всего в РФ 89 субъектов, из них: 21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным. Недавно Россия перешла на трехлетнее планирование бюджета и собиралась переходить на долгосрочное планирование (10-15 лет), но в связи с финансовым мировым кризисом Правительство РФ аннулировало бюджетные планы на 2010-2011 года и перешло назад на годичное планирование бюджета, которое вступает в силу с 19 марта 2009 года.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставлении субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

При рассмотрении взаимоотношений бюджета и предприятия можно выделить два основных направления, это: формирование бюджета за счет налоговых отчислений предприятий и расходование бюджета на предприятия в виде инвестиций, субсидий и т.д.

1.2 Значение предприятий в формировании доходных статей бюджетов различных уровней

Основным источником формирования бюджетов являются налоговые отчисления, а также безвозмездные перечисления предприятий в бюджеты разных уровней. Предприятия уплачивают три основных вида налогов: федеральные, региональные и местные.Система налогообложения предприятий на примере ООО "Визит"Курсовая работа >> Финансовые науки

Сложности с формированием доходной части бюджета . Кризис системы , предшествующий, как правило, началу... меньше, чем число индивидуумов- налогоплательщиков, отношения предприятий между собой документально оформляются, поэтому...

  • Предприятие и основные параметры его хозяйственной деятельности

    Реферат >> Экономика

    Частично освобождается от налогообложения (подобная система налогообложения работает в Финляндии); в) подход... ставкам, вследствие чего возникают финансовые отношения предприятия с бюджетом . Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления...

  • Бюджетная система государства

    Курсовая работа >> Финансы

    ... системы и межбюджетных отношений . . Бюджетная система как основное звено финансовой системы России 1.1. Понятие бюджета , ... которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли...

  • Государственный бюджет (14)

    Реферат >> Экономика

    России в целом; в отношении федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в отношении местных бюджетов (в определенной мере). ... которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Необходимость и функции налогов. Проблемы финансирования предприятий в условиях ВТО. Нормативно-правовое регулирование и совершенствование финансового механизма взаимоотношений предприятия с бюджетом. Анализ состава и структуры налогов предприятия.

      курсовая работа , добавлен 17.10.2014

      Сущность, необходимость и роль налогов. Проблемы финансирования предприятий в условиях ВТО. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений предприятий с бюджетом. Совершенствование финансового механизма взаимоотношений ООО "Верховскагро" с бюджетом.

      курсовая работа , добавлен 16.10.2014

      Анализ налогов, уплачиваемых предприятием, и расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Сущность налогов, их виды и функции. Методика определения прибыли предприятия. Основные направления совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

      курсовая работа , добавлен 03.10.2009

      Сущность и назначение платежей в бюджет. Виды, порядок расчетов и взносов бюджетных платежей на примере ООО "Агрофирма "Фаличи". Финансовая поддержка предприятия из бюджета. Контроль финансовых органов и санкции за нарушение налогового законодательства.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2011

      Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Сущность, функции, сущность, виды налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные налоги. Уклонение от налогов.

      курсовая работа , добавлен 14.09.2006

      Предприятие, как основной плательщик в бюджет. Виды налогов и обязательных платежей, выплачиваемых в бюджет. Усовершенствование взаимоотношений между бюджетом и предприятиями-налогоплательщиками. Формирование механизма межбюджетных отношений.

      курсовая работа , добавлен 30.03.2007

      Экономико-финансовая характеристика филиала "Большие новоселки" УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов" ОАО "Минскоблхлебопродукт". Организация взаимоотношений с бюджетом. Приемы и методы контроля, используемые при проверке расчетов с бюджетом.

      курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    В процессе коммерческой деятельности хозяйствующие субъекты вступают в финансовые отношения с различными организациями.
    С бюджетом финансовые отношения возникают в связи с уплатой различного рода налогов, полноту начисления и своевременность уплаты которых контролирует Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговых органов в процессе проверки налоговой отчетности и проведения выборочных проверок.
    С внебюджетными фондами финансовые отношения возникают в процессе начисления и уплаты взносов на формирование средств централизованных фондов, таких как пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Кроме того, для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач создаются децентрализованные внебюджетные фонды, одним из источников формирования которых являются взносы предприятий. Финансовые отношения с внебюджетными фондами возникают также в связи с использованием средств указанных выше фондов в рамках предприятий в соответствии с имеющимися положениями и в пределах установленных нормативов. Представители внебюджетных фондов осуществляют периодический контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов, а также за целевым характером использования средств фондов на предприятиях.
    С кредитными организациями финансовые отношения возникают в связи с обслуживанием расчетных, валютных и специальных счетов в банках, получением и возвратом кредитов, проведением безналичных расчетов с контрагентами, хранением денег на депозитных счетах, применением современных форм управления дебиторской задолженностью (факторинговые услуги, договоры цессии). Взаимоотношения по поводу указанных выше операций строятся на основании соответствующих договоров и других документов, выполнение которых контролируется как со стороны работников кредитных учреждений, так и предприятий.
    Со страховыми организациями финансовые отношения возникают на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов со страховыми компаниями строятся в форме обязательного и добровольного страхования. Обязательное страхование базируется на таких принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения. Основными видами государственного обязательного страхования являются: обязательное медицинское страхование граждан, обязательное социальное страхование граждан, обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы и т. д.
    Добровольное страхование возникает в силу волеизъявления сторон – страховой компании и юридического лица, которое закрепляется в заключенном между ними письменном договоре страхования и удостоверяется выдачей последнему страхового полиса. Эта форма страхования представляет возможность выбора услуг на страховом рынке.
    Финансовые отношения со страховыми компаниями могут возникать по поводу следующих объектов:
    личного страхования (жизни, здоровья и трудоспособности работника);
    имущественного страхования (имущество в различных видах);
    страхования ответственности (ответственность перед третьими лицами, которым может быть нанесен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя);
    страхование экономических рисков (ущерб, возникающий в процессе предпринимательской деятельности);
    социальное страхование (уровень дохода работников предприятия).
    Выбрав на страховом рынке компанию, менеджмент хозяйствующих субъектов должен контролировать качественное и своевременное выполнение обязательств, закрепленных в страховом полисе.

    Еще по теме 1.8. Финансовые взаимоотношения предприятий с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными и страховыми организациями:

    1. Глава 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
    2. 4.4. Налогообложение 4.4.1. Взаимоотношения предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами
    3. Взаимоотношения предприятий с финансовой, бюджетной, налоговой, страховой, кредитной, внебюджетной системами.