Экономическая система, как объект государственного регулирования. Типы экономических систем: сравнительная характеристика

Объектом государственного регулирования экономики является экономическая система . Одной из наиболее существенных тенденций в развитии и совершенствовании управления является широкое применение основополагающих идей и выводов теории систем. Система , - это комплекс взаимодействующих элементов, которые в своём единстве образуют некоторую целостность. Система – это не простая, случайная совокупность объектов, лишённых каких либо внутренних связей, а такая их совокупность, в которой все составляющие взаимосвязаны друг с другом и которая вследствие этого реагирует на внешние взаимодействия как нечто целое. Наиболее важными, характеристиками (системообразующими) признаками системы считаются: во-первых , сложность объекта, во-вторых , его целостность, в-третьих , способность делиться на компоненты (части, подсистемы), в-четвертых , быть, как правило, элементом системы более высокого порядка, в-пятых , образовывать особое единство со средой.

Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в образующих её элементах. Система - это целое, которое больше суммы образующих её частей. Система имеет ряд специфических свойств. К их числу относят свойства синергии и эмерджентности.

Синергия – это свойство системности, когда эффект, образуемый в процессе функционирования системы, оказывается отличным от суммы эффектов её элементов, действующих обособленно. Синергетический эффект может быть положительным или отрицательным. Положительный синергетический эффект свидетельствует о том, что система эффективна. Если эффект функционирования системы оказался отрицательным, то имеет место нерациональное состояние системы, её элементы мешают действию друг друга. Эффективность их совместной деятельности низка. Система нуждается в совершенствовании её структуры.

Эмерджентность – это свойство системы приобретать новые возможности, отсутствующие у её элементов и не являющиеся их формальным следствием. Например, рабочий не может изготовить деталь без станка и инструмента, последние не могут работать без человека. Объединение человека, станка и инструментов в систему под названием рабочее место приводит к возникновению нового свойства – возможности изготовления детали.

Экономическая система как объект ГРЭ охватывает сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, образующие условия нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих имущественных отношений (отношений собственности) и организационно-правовых форм хозяйствования.


Экономические системыпо своей структуре не однородны. Всё зависит от степени развития производительных сил и форм хозяйствования. В каждой системе имеются различные хозяйственные уклады – от патриархального, основанного на примитивном ручном труде, до высоко автоматизированного корпоративного производства, обеспечивающего потребности миллионов людей земного шара. В современном мире, в результате промышленной, научно-технической и информационной революций, произошли значительные изменения в системе производства материальных благ и услуг, а индустриальная экономика повсеместно стала высоко технологичной со многими непосредственно прямыми связями производителей, сохранив товарно-денежные отношения. Одновременно происходят изменения в организации производства и формах хозяйствования. В свою очередь, от форм организации производства и форм хозяйствования зависит механизм регулирования экономикой.

На основе вышесказанного рассмотрим типы экономических систем в условиях господствующих рыночных отношениях.

Для нас важно классифицировать экономические системы по степени их индустриализации , ибо хозяйственные уклады и формы организации производства зависят от развития средств производства. Степень индустриализации характеризует уровень развития технологий производства, уровень специализации и кооперации производства, масштабы и формы его организации и управления. Исторически сложились три типа индустриальных систем.

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Объект исследования - государственное регулирование экономики.

Предмет исследования - методы и последствия государственного регулирования экономики.

Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.

Задачи исследования:

рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;

проанализировать современные задачи государственного регулирования;

изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;

рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;

раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния;

Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики

Экономика как объект общественного регулирования

В любой современной стране государство, правительство играет серьезную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Такой макроэкономической системы история нигде и никогда не знала. Теперь, после того как раскрыты причины необходимости государственного вмешательства в рыночные экономические процессы, освещены основные задачи в экономике, выпадающие на долю государственных институтов, предстоит более подробно проанализировать конкретные функции государства в современной экономике и механизмы их реализации. При этом нужно учесть произошедшие за последнее время большие изменения в функционировании национальных экономик под влиянием процессов глобализации, понять высокий динамизм трансформирования институциональных систем в большой группе стран под воздействием новых потребностей и противоречий.

Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

Институты - весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д. Норта и др.) институты - это "правила игры" в обществе, т.е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire ("позволять делать" - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается "стандартное" оправдание государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето". Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение.

Использование принципов laissez-faire и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований считать, - замечают американские ученые Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц, - что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику" Аткинсон Э.Б., Стигяиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ, под ред. Л.Л.Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 18-23..

Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.

Можно выделить следующие основные причины для государственного вмешательства:

1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;

2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;

3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку;

4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);

5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;

6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);

7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.). Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.

Крайне неразвита специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной частью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж. Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института" Сапир Ж. Структурные аспекты реформы / Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12. С. 64.. К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

В соответствии с такими особенностями переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа (инфраструктура, рыночные институты, база поддержки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

Таким образом, в условиях России экономическая роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.

Введение.............................................................................................3

Объекты и цели государственного регулирования.....................................4

Средства государственного регулирования..............................................8

Заключение........................................................................................14

Литература........................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты и цели государственного регулирования

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

    экономический цикл;

    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

    условия накопления капитала;

    занятость;

    денежное обращение;

    платежный баланс;

    НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

    условия конкуренции;

    социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

    подготовка и переподготовка кадров;

    окружающая среда;

    внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства государственного регулирования

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

    установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

    операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолжности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

    Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002

    Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: Инфра–М, 1997

    Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

Хозяйство, изучаемое экономической теорией, существует, в конечном счете, для удовлетворения людей всем необходимым для их жизнедеятельности. Причем хозяйство не следует рассматривать как некую разнородную, хаотически перемешанную массу различных вещей. Социально - экономическая система - особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ, определенный способ производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономика любой страны представляет собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, каждое из которых, в свою очередь, состоит из многих различных видов деятельности, причем любое из них не может полноценно существовать и развиваться без остальных.

Все субъекты экономики принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения, в результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство. И именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией.

Условно социально – экономическая система состоит из следующих элементов:

Материально-техническая – материальные ресурсы общества, его природные ресурсы, предметы труда, средства труда, предприятия, производственная инфраструктура;

Социально-экономическая - совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем Образования, квалификацией, производственным опытом;

Организационно-хозяйственная (хозяйственный механизм) - совокупность способов, инструментов, форм организации связей между различными субъектами экономической системы, механизм распределения ограниченных ресурсов общества.

Экономическую систему можно структурировать по различным признакам: по функциональному назначению; отраслевому набору; воспроизводственному подходу; институциональному составу; социальному содержанию.

Функциональная структура экономической системы предусматривает согласование взаимодействия человека, природы и продукта, создаваемого с их участием. Современная функциональная структура российского хозяйства далеко не совершенна. Это выражается в том, что производство нужных стране товаров недостаточно развито по целому ряду позиций. Вместе с тем Россия пытается продавать на мировых рынках товары, которые есть в достаточном количестве в других странах. Примером несовершенства функциональной структуры российской экономики является чрезмерный экспорт леса, нефти и газа.



Отраслевая структура выражает производственно - технологические связи в хозяйстве, которые в процессе общественного разделения труда обособляются в вертикальные и горизонтальные структуры. По вертикали формируются отрасли единого технологического передела исходного или сопутствующего сырья, а по горизонтали (регионам) - отрасли, связанные единством территориальных интересов.

В нашей стране в годы перестройки отраслевая структура народного хозяйства была гипертрофирована при преобладании оборонных отраслей и производств. Сегодня требуется реструктуризация экономики. Процесс этот длительный и по обоснованным оценкам экспертов может растянуться на два-три десятилетия.

Воспроизводственная структура экономики формируется с целью получения макроэкономических параметров при формировании прогнозных горизонтов развития страны на перспективу.

Институциональная структура экономики представлена формами организации и управления производством, которые закреплены хозяйственным законодательством. Совершенствование институциональной структуры экономики для России - большая и сложная проблема.

Социальная структура фокусирует изменения, происходящие среди групп и слоев населения. За 1985-2000 гг., когда шла перестройка и переход к рынку, в 2-3 раза понизилось благосостояние основной массы населения. В этих условиях экономические преобразования и начинающийся экономический рост наталкивались на низкий платежеспособный спрос потребителей. В последние годы совершенствованию социальной структуры экономики в России уделяется все больше внимания, происходит рост номинальной и реальной заработной платы.



Структурные элементы экономической системы динамичны. В своем взаимодействии они постоянно формируют пропорции , т.е. количественные соотношения частей в рамках целого. Наиболее важными среди таких пропорций являются:

Макроэкономические, складывающиеся на национальном уровне, характеризующие движение валового внутреннего продукта;

Межотраслевые, показывающие соотношение между добычей и переработкой сырья, между производственной и непроизводственной сферой и др.;

Внутриотраслевые, свидетельствующие о процессах, происходящих в технологической цепочке по производству тех или иных продуктов;

Международные, которые ориентируют национальную экономику страны на мировой рынок.

На основе развития теории экономических систем сформировались современные взгляды на типы экономических систем общества. В самом общем виде можно выделить три типа экономических систем:

- традиционная система , где в экономике сильны национальные и исторические традиции и обычаи хозяйствования. Основа - натуральное хозяйство, крайне инерционна, опирается на традиции, обычаи, новации затруднены, ручной труд, низкие эффективность и уровень развития производительных сил. Превалировала до начала промышленной революции (18 в.). В современных условиях характерна для наименее развитых стран (Афганистан, Бангладеш, Сомали и т.п.).

- рыночная система , в которой центральную роль играет не государство, а рынок. В целом эта система основана на частной собственности. Принцип свободного предпринимательства, рыночное ценообразование, договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Исключительно теоретизированная модель. Многие черты присущи странам Европы 19 века, где роль государства в экономике была минимальной.

- командно-административная система , в которой государство господствует в форме диктата и регламентации хозяйственной деятельности. Его регулирующие функции носят тотальный характер как в производстве, так и в распределении товаров и услуг. По существу в этой системе рано или поздно интерес бюрократии, ведомства подменяет все остальные интересы и выдается за общественный. Государственная собственность на средства производства, директивное планирование, централизованное распределение произведенной продукции, государственные цены, возможность концентрации ресурсов по приоритетам, дефицитность, затратность производства, слабая восприимчивость к научно – технического прогресса. Преимущества системы в том, что в условиях внешней угрозы у государства есть возможность в краткие сроки перераспределить ресурсы по приоритетным направлениям. Эффективна во время войны (СССР во время Великой отечественной войны).

Смешанная система - государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Присутствует многоукладность: регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

· обеспечение занятости;

· полное использование производственных мощностей;

· стабилизация цен;

· параллельный рост заработной платы и производительности труда;

· равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

· приоритетность рыночной организации экономики;

· многосекторность экономики;

· государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

· ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

· социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для большинства стран мира: России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и других. Различные модели смешанной экономики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Модели смешанной экономики

Модель Основные характеристики
Американская модель Малый удельный вес государственной собственности Минимальная регулирующая роль государства Всемерное поощрение предпринимательства Высокая дифференциация на богатых и бедных Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Японская модель Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики Составление планов развития экономики Социальная направленность модели Незначительные различия в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими
Немецкая модель Высокий уровень государственного воздействия на экономику Прогнозирование основных макроэкономических показателей Незначительные различия в уровне заработной платы
Шведская модель Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных граждан Государство активно вмешивается в ценообразование Высокий удельный вес государственного сектора
Французская модель Высокая регулирующая роль государства Вмешательство государства в процесс накопления капитала Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства
Южнокорейская модель Использование планирования экономического развития Длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере Регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта
Китайская модель Переход от «централизованной плановой экономики» к «социальной плановой товарной экономике» Сочетание рынка с государственным планированием В сельском хозяйстве осуществлен переход от «народных коммун» к системе «семейного подряда» оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования» Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями

Эволюция экономики смешанного типа протекает в рамках тех или иных моделей экономических систем, весьма отличающихся по своим качественным и количественным характеристикам и сложившихся под влиянием исторических, социальных и национальных условий, а также достигнутых уровней экономического развития. Одна и та же по своей природе система, как известно, может иметь несколько моделей: социально ориентированная рыночная экономика, шведская модель китайская социалистическая рыночная экономика, германское социальное рыночное хозяйство, англосаксонская модель фондового рынка и др. Не ставя задачу детального анализа всех существующих в современном обществе разновидностей смешанных экономических систем, рассмотрим некоторые их модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. Малообеспеченным слоям создается приемлемый уровень жизни за счет разнообразных льгот и пособий. Однако задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. У подобной ориентации имеется и обратная сторона: агрессивность, авантюризм, алчность, легкомыслие американцев. Последнее проявляется сегодня, например, в крайне низкой (вплоть до нуля) сберегательной активности населения и его стремлении к потреблению в долг, что делает США мировым чемпионом по задолженности. Хотя США считаются страной с либеральной экономикой, тяготеющей к минимальной границе государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, на практике данная граница явно не соблюдается. Об активном участии правительства в регулировании социально-экономических процессов свидетельствует, например, существование Федеральной контрактной системы, которая обеспечивает размещение на конкурсной основе и реализацию заказов для государственных нужд, или жесткая протекционистская защита внутреннего рынка от импорта японских автомобилей, аргентинского мяса, российского металла и др. Это дало основания П. Самуэльсону охарактеризовать в учебнике «Экономикс» (1964) американскую экономику как смешанную систему государственного и частного предпринимательства. Характерной чертой американской модели по сей день остается масштабная гонка вооружений. И несмотря на завершение, казалось бы, холодной войны, избыточно милитаризованная экономика США настойчиво продолжает бесплодно перемалывать немалую долю ВВП и нацеливать пирамиду создаваемого чудовищного госдолга на закрепление своего лидирующего статуса в нынешнем во многом однополярном мире.

Японская модель характеризуется органическим сочетанием свободного предпринимательства с активной структурно-инвестиционной и внешнеэкономической политикой государства, направленной на последовательное достижение приоритетных макроэкономических целей. В своей социальной политике власти осознанно стремятся здесь к определенному отставанию уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от динамики производительности труда. За счет этого достигается снижение издержек производства и неуклонное повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Видимых препятствий к имущественному расслоению населения не ощущается. Интересы нации ставятся заведомо выше интересов конкретного человека, население психологически готово к немалым материальным жертвам в настоящем во имя процветания страны и ее мирового господства в будущем. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, прежде всего рынка труда. Всемерно поощряется верность компании, крайне редки случаи увольнения или перехода из одной компании в другую. В результате перекрестного акционирования экономическая структура японской экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость.

Шведская модель , которую восприняли и другие Скандинавские страны, а также наиболее успешные, хотя и отстающие от Швеции по уровню экономического развития постсоциалистические государства Восточной Европы, отличается сильной социальной ориентацией экономики. Ведущими макроэкономическими целями здесь признаны справедливость и полная занятость, поэтому социальная политика государства направлена в основном на сокращение имущественного расслоения путем перераспределения национального дохода в пользу наименее защищенных слоев населения. Такое перераспределение осуществляется с помощью высокопрогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, при которой с ростом доходов населения резко увеличиваются ставки налогов. Не исключая конечно же существования теневой экономики, высокие налоговые ставки оказались вполне совместимыми с высоким уровнем лояльности налогоплательщиков, поскольку для этой страны характерна социальная солидарность, национальное и культурное единение населения. При этом достаточно обширный для страны с рыночной экономикой государственный сектор (не с точки зрения размеров госсобственности, которая здесь невелика, а по критерию соотношения величины госбюджета и ВВП) позволяет правительству последовательно искоренять глубинные причины безработицы. На этом особо настаивают сохранившиеся в Швеции независимые от правительства профсоюзы. Шведская модель получила название функциональной социализации, поскольку функции производства выполняются частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе, а решение задач обеспечения высокого уровня жизни и развития инфраструктуры возложено на государство. Впрочем, данной модели (как некоему современному олицетворению кейнсианской модели государственного регулирования экономики) присущи серьезные дефекты, проявляющиеся в долгосрочном периоде в подрыве конкурентоспособности национальной экономики, особенно в связи с высокой налоговой нагрузкой и ростом издержек на оплату труда. Они явно дают о себе знать в обстановке экономического подъема, когда правительство зачастую не имеет возможности адекватно сокращать объем социальных обязательств для противодействия нарастающей инфляции.

Немецкая модель социального рыночного хозяйства основывается на предоставлении всем хозяйственным формам равных возможностей устойчивого развития. Особым покровительством властей пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство, не воспринимая роль «ночного сторожа», активно влияет здесь на цены, таможенные пошлины, технологические стандарты и т.п. В формировании и реализации социально-экономической политики активно участвуют разнообразные общественные институты экологические движения, профсоюзы, общества потребителей. Эта модель имеет немало сходных черт со шведской моделью, и поэтому их зачастую объединяют в германо-скандинавскую, или балтийскую, модель - модель социально ориентированной рыночной экономики. Если в либеральной (англо­саксонской, атлантической) модели на долю 20% наиболее состоятельных граждан приходится примерно 50% доходов, а доля 10% самых богатых обычно составляет около 33-35%, то в балтийской модели эти цифры заметно скромнее: 40 и менее 25% соответственно.

Южнокорейская модель опирается на сочетание плановых и рыночных методов регулирования. В рамках структурной политики здесь традиционно определяются отрасли, способные стать «полюсами роста», т.е. обладающие конкурентными преимуществами на мировом рынке. Разрабатываются и активно внедряются система правительственных мер по обеспечению перелива трудовых и капитальных ресурсов из традиционных отраслей в новые, а также проекты свертывания производства в неперспективных сферах деятельности. Параллельно с этим запускаются государственные программы переподготовки высвобождаемой рабочей силы. Структурная политика включает разработку централизованных планов в интересах обеспечения тех прогрессивных сдвигов, которые недостижимы на основе рыночных механизмов. Банки и финансовые ресурсы, объем и структура иностранных инвестиций в экономику и экспортно-импортные операции, строительство крупных промышленных объектов находятся под жестким административным контролем правительства. Государство оказывает мощную поддержку экспортно-ориентированным отраслям в виде льготных кредитов, выгодных условий для приобретения оборудования, предоставления налоговых льгот и разного рода монопольных прав. Для южнокорейской модели характерен высокий уровень монополизации промышленности: примерно половина производимого здесь национального продукта приходится на пять крупнейших конгломератов (таких, как «Самсунг»), представляющих интересы страны на мировых рынках.

Китайская модель трансформации экономики, реализуемая в Китае в конце ХХ-начале XXI века. Китайское руководство выработало и реализовало специфическую модель преобразований социально-экономической системы страны, которая оказалась наиболее успешной по сравнению со всеми другими переходными экономиками по своим результатам. В последние три десятилетия Китай добился наивысших в мире темпов экономического развития, превратившись во вторую державу мира по объёмам производства, первую – по экспорту и по валютным резервам. Был существенно повышен жизненный уровень населения. Китаю удалось добиться существенного снижения рождаемости, улучшив тем самым демографическую ситуацию в стране. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., Китаю удалось сохранились высокие темпы экономического роста.

Основные черты китайской модели преобразований:

Инициатором и мотором преобразований выступила китайская компартия, которая сохранила свои доминирующие позиции в государстве и обществе. Большую роль в выборе пути сыграл руководитель КПК Дэн Сяопин;

Китай не разрушил целиком прежний механизм централизованной административно-командной экономической системы, как это было сделано практически во всех бывших социалистических странах, а начал параллельно и в конкуренции активно развивать рыночную систему. Элементы прежней системы постепенно вытеснялись и преобразовывались, а новой - рыночной - расширялись и развивались («двухсистемная модель преобразований»);

Главным путём создания частного сектора экономики стала не приватизация госсобственности, как в других социалистических странах, а саморазвитие частного сектора, которому власть создавала в целом благоприятные условия.

Начальным этапом преобразований стала аграрная реформа, главным содержанием которой был роспуск коммун в деревне и распределение земли в пользование крестьянам на основе «семейного подряда». Крестьяне платили налоги и могли распоряжаться произведённой продукцией по своему усмотрению. В результате реформ Китай в целом смог накормить огромное население страны;

Был выбран экспортно-ориентированный тип развития и открытость экономики для внешней и внутренней конкуренции;

Круг директивных показателей для предприятий постепенно сужался до ограниченного количества;

Государство сохраняло значительный контроль за денежно-кредитной системой.