Роль и функции государства в смешанной экономике. Создание правовых основ, гарантирующих экономическую свободу и частную собственность

Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Формирование жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. На сегодняшний день в отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

1. Экономические функции государства в смешанной экономике

Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Государственное регулирование экономики – это совокупность методов воздействия на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений, в интересах общества.

Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.

Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.

Осуществляемые в стране реформы ведут к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышающих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений.

Всякая крупная акция требует тщательной подготовки и осмысления. Здесь не может быть безальтернативных вариантов. Государственное регулирование экономики ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.

Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды.

Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. При этом вначале, в силу сложившихся особых условий реформирования, решаются острые экономические и социальные проблемы, в том числе структурные преобразования, технологическое обновление, преодоление кризисных явлений.

Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс расширенного воспроизводства. При этом формы и методы государственного регулирования всецело зависят от конкретной экономической обстановки, характера и масштабов решаемых задач. Страны, развивающиеся в острой экономической ситуации, нуждаются в более сильном государственном руководстве и участии, применении прямых административных методов, чем развитые страны, имеющие стабильное положение. При этом во всех случаях необходимое государственное планирование экономики не может опуститься ниже определенного предела, за которым становится невозможным воспроизводство.

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.

Рыночная экономика привносит режим конкуренции. Конкуренция и рынок потребителя являются ключевыми условиями экономического прогресса. Изменение же форм собственности имеет смысл тогда, когда устраняется монопольное положение производителя. Сама смена собственности никак не влияет на эффективность, а доходность может снизиться, так как надо платить еще и собственнику. Частная собственность имеет преимущества в мелком производстве, основанном на личном трудовом участии. Применительно к крупным предприятиям большим стимулом становится не частная собственность, а приватизация управления.

При реформировании широко использовались теории и советы западных экспертов, которые, возможно, и грамотные специалисты, но далеки от российской действительности. Известно, что даже положительный опыт полезен только в конкретных условиях. Сделанный с помощью западных советников выбор модели оказался неспособным обеспечить современный уровень организации и управления производством. Чистый продукт, который прежде направлялся на нужды всех граждан страны, теперь в большой степени присваивается владельцами капитала. Следовало рыночные отношения постепенно вмонтировать в планирование, а не ликвидировать его; дать больше самостоятельности хозяйствующим субъектам, а не проводить дележ общенародной собственности.

Задачей государственного регулирования, поэтому является объединение в едином механизме преимуществ обеих систем. Это тем более актуально, что в стране осуществлен лишь первый, самый простейший этап перехода к рынку - либерализация экономики. Второй этап - финансовая стабилизация - затягивается, а начало последнего третьего этапа - повышение эффективности, стимулирование производства и инвестиций, освоение модели интенсивного экономического роста - пока не поддается прогнозированию.

Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением.

Вопрос о том, является ли рыночная экономическая система наилучшим способом решения основных экономических проблем, остается без научно-обоснованного ответа. Однако заслуживают внимания аргументация её достоинств и недостатков.

Сторонники рынка доказывают, прежде всего, что конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех благ, в которых общество более всего нуждается, диктует применение наиболее эффективного комбинирования ресурсов, способствует разработке и внедрению новых технологий производства, обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых благ из имеющихся ресурсов.

Вторым аргументом в пользу рыночной системы служит ее опора на роль личной свободы. Именно этим обусловлена ее способность координировать деятельность всего множества экономических субъектов (индивидов, предприятий) без принуждения. Она предоставляет им свободу предпринимательства и выбора, и на этой основе преуспевает. Экономические субъекты могут желать и добиваться увеличения собственной выгоды.

Противники рыночной системы указывают на ряд ее негативных особенностей. Во-первых, она сама способствует угасанию конкуренции по двум причинам. Первая представлена стремлением экономических субъектов освободиться от безжалостного воздействия на них конкуренции через слияния фирм-конкурентов или их тайные сговоры. Вторая обусловлена НТП. Объективно использование новейших технологий производства требует капитала большей величины, более крупных и надежных поставщиков сырья, оптовых покупателей, рынков сбыта. Таким образом, технико-технологическое обновление сопровождается укрупнением фирм и одновременным сокращением их числа в соответствующей отрасли, а значит – угасанием конкуренции.

Обе причины, ослабляя конкуренцию, снижают эффективность рыночной экономической системы. При этом концентрация экономической власти в руках наиболее крупных экономических субъектов позволяет им осуществлять меры принуждения в отношении мелких, в том числе и потребителей благ, и поставщиков ресурсов. А это означает, что по мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя (независимость его от производителя), теряется способность распределения ресурсов в соответствии с желаниями потребителей. Производство становится более расточительным и менее эффективным.

Во-вторых, возрастает уровень имущественного неравенства и неравенства в распределении денежных доходов. Рыночная система позволяет отдельным ловким, способным, предприимчивым людям сосредотачивать в своих руках огромные количества материальных ресурсов, а на их основе – денежных доходов. В результате растет разрыв в уровне возможностей бедных и состоятельных семей приобретать блага для удовлетворения своих потребностей. Производство начинает ориентировать использование ограниченных ресурсов на изготовление более дорогих благ.

В-третьих, неспособность рыночной системы учитывать потребность и организовывать производство «общественных товаров».

В-четвертых, неспособность обеспечить достаточный уровень занятости трудоспособного населения и стабильности уровня цен. Имеющие место взлеты и падения экономической активности, сопровождающиеся ростом инфляции или безработицы, весьма болезненны для общества.

В современных смешанных системах учтены наиболее существенные элементы критики рыночной экономики. Через функционирование своих правительств общества приняли меры, направленные на сглаживание её недостатков. В свою очередь, сами эти недостатки являются причинами, делающими необходимым вмешательство государства в сферы экономической деятельности. Границы его вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег;

2) регулирование «внешних эффектов производства»;

3) удовлетворение потребностей населения в «общественных товарах».

Деньги (как посредник в обмене товаров) требуются в определенном количестве. Обеспечить соблюдение этого условия может только государство.

Внешние эффекты производства (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называется «внешними», так как касаются не участвующих в сделке – третьих лиц. Например, загрязнение природной среды отходами производства вызывает у населения близлежащих к нему территорий затраты на лечение заболеваний, вызванных этим загрязнением.

С ростом объемов производства усиливается негативное воздействие на экологию. Для контроля и ограничения отрицательных внешних эффектов востребовано государство.

Категория «общественные товары» возникла и стала использоваться в связи с неспособностью рыночного механизма обеспечить общество благами в необходимом ассортименте. Частное производство реагирует лишь на те потребности, которые выражаются через спрос. Блага, производимые для их удовлетворения, называют частными товарами. Но рыночный механизм не замечает потребностей, которые не представлены в спросе. Блага, необходимые для их удовлетворения, отнесены к группе «общественных товаров». Их особенность проявляется в том, что они: а) не исключаемы из потребления; б) неконкурентные в потреблении. «Неисключаемость из потребления» означает, что такое благо служит всем жителям территории, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков» и разделить это благо на части. «Неконкурентность общественного товара» означает, что увеличение количества его потребителей не уменьшает полезности этого блага для каждого из них. Примером «общественного товара» может служить национальная оборона.

Есть товары, имеющие черты и «общественного», и «частного». Их производство развивается на государственной и частной основах. Например, система высшего образования, здравоохранение.

Выполнение государством следующих двух функций необходимо для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы.

Это, во-первых, обеспечение правовой базы частного предпринимательства. Устанавливая «правила игры», правительство регулирует отношения между производителями, поставщиками ресурсов и потребителями, получает возможность играть роль арбитра в их экономических противоречиях. Общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона.

Во-вторых, необходимость защиты конкуренции, являющейся основным регулирующим механизмом в рыночной системе, становится актуальной с возникновением и ростом числа монополий. В результате зарождается возможность нерационального распределения ресурсов, недопроизводства отдельных благ, угасает стремление снижать средние издержки производства и т. д. С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизма. Предотвращение монополизации экономики и защита конкуренции становится задачей, функцией государства.

Выполняя следующие три функции: перераспределение дохода и богатства, перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, правительство призвано сгладить погрешности и недостатки функционирования рыночной системы.

Перераспределение дохода и богатства необходимо вследствие беспристрастности рыночного механизма в формировании доходов малых для одних и очень крупных – для других экономических субъектов. Вне зависимости от причин, обусловливающих эти различия, бедность части населения среди общего богатства, порождает острые экономические и социальные проблемы. Поэтому правительству предписано решение задачи по уменьшению неравенства доходов и по поддержанию наименее обеспеченных его членов общества.

Государственное перераспределение ресурсов необходимо, во-первых, для организации производства «общественных товаров», во- вторых, в связи с превышением объема перерабатываемого сырья сверх имеющихся у предприятия мощностей по очистке и утилизации отходов, увеличивающих загрязнение окружающей среды. Государство призвано применять меры для корректировки рыночного распределения экономических ресурсов и объемов их использования отдельными предприятиями.

Стабилизация экономики, как проблема, порождается в обществе колебаниями экономической конъюнктуры, экономической активности, а отражается в изменениях в уровне занятости трудоспособного населения и в уровне инфляции. Функцией правительства становится осуществление контроля над уровнем занятости и инфляции, сглаживание циклической формы развития национальной экономики, стимулирование экономического роста.

Таким образом, государство, выполнением ряда предписанных ему функций, призвано дополнять работу рыночного механизма. Именно на таком их сочетании формируются модели смешанной экономической системы.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

Устойчивый экономический рост.

Стабилизация цен

Мах занятости

Соблюдение внешнеэкономического равновесия

Охрана окружающей среды

Обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики .


  • Рынок и государство в смешанной экономике . Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается
    Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства , который...


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл.
    Провал (несовершенство, изъян) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рациональн.


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный характер опред-ся наличием разных форм собс... подробнее ».
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в национальной экономике . В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции , конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных...


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл. Масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.


  • В смешанной экономике рынок и государство экономике функций .


  • Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни - это, с одной стороны, Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа.


  • В смешанной экономике рынок и государство делят ответственность за состояние дел в экономике . Могут сосуществовать гос-ные и рыночные механизмы, эффективно работающие с точки зрения разных целевых функций .

Найдено похожих страниц:10


Экономические функции государства в смешанной экономике.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Экономических функций государства в смешанной экономике много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широ­ких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функ­ций.

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облег­чать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида де­ятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функ­ционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач прави­тельство усиливает и модифицирует функциониро­вание рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального проду­кта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых коле­баниями экономической конъюнктуры, а также сти­мулирование экономического роста.

Хотя этот перечень пяти функций государства обычно служит базой для анализа его экономичес­кой роли, мы в дальнейшем увидим, что большинст­во правительственных форм деятельности и полити­ческих мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ре­сурсов, поскольку бедные покупают товары и услу­ги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями обще­ства. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляцион­ного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.

Кратко рассмотрим сначала первые две из пере­численных функций правительства и затем подверг­нем более подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства, распреде­лении ресурсов и стабилизации экономики.

Правовая база и общественная атмосфера

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, явля­ющихся предпосылкой эффективного функциониро­вания рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, опреде­ление прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавли­вает также законные "правила игры", регулиру­ющие отношения между предприятиями, поставщи­ками ресурсов и потребителями. На основе законо­дательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономичес­ких связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для на­ложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания об­щественного порядка, введение стандартов измере­ния веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гаранти­рование качества продуктов, определение прав соб­ственности и ответственность за соблюдение усло­вий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рын­ки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3, означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые счита­ют, что правительство чрезмерно регулирует вза­имоотношения предприятий, потребителей и рабо­чих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции

Конкуренция служит основным регулирующим ме­ханизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и постав­щиков ресурсов диктату покупателя или суверените­ту потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желани­ям покупателей, которые рыночная система регист­рирует и доводит до сведения продавцов. Конкури­рующих производителей, подчиняющихся воле ры­ночной системы, ждут прибыль и упрочение их по­зиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоя­нии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, про­давцы могут воздействовать на рынок или манипу­лировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополи­сты могут искусственно ограничивать объем проду­кции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие кон­курентные, прямо противоречат интересам потреби­телей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заме­няет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы рас­пределяются таким образом, что это отвечает ин­тересам монополистических продавцов, добиваю­щихся высоких прибылей, и не целям удовлетворе­ния потребностей общества в целом. Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределе­ние экономических ресурсов.

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

  • Обеспечение занятости
  • Стабилизация цен
  • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
  • Равновесие платежного баланса
  • Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш