Собственность в переходный период и преобразование национальной экономики. Экономические преобразования в россии

Концепция экономических реформ. Проблемы переходного периода

Экономическое развитие Китая в дореформенный период 50-70-х годов проходило в рамках стратегии догоняющего развития. В обобщающем виде она представляла собой, прежде всего, приоритетное развитие тяжелой промышленности за счет легкой промышленности и сельского хозяйства, ускоренный, мобилизационный рост базовых отраслей, которые, однако, не могли обеспечить свое развитие в условиях существовавшей производственной структуры и структуры ресурсов в условиях открытого дефицита капиталов.

Созданная к концу 50-х годов централизованная система обладала низкой экономической эффективностью и низкой конкурентоспособностью. На микроуровне лишенный самостоятельности хозяйственный механизм обусловил недостаточность стимулов для хозяйственной и производственной деятельности предприятий и их работников, в результате чего производство не могло выйти за границы предельных производственных возможностей. Деформированная макроэкономическая среда привела к искажению отраслевой структуры экономики и структуры занятости, приоритетное развитие получили капиталоемкие отрасли тяжелой промышленности, в то время как трудоемкие отрасли находились в подавленном состоянии. Чрезмерно завышенная норма накопления, которая к концу периода 50-70-х годов поднялась до уровня более 30% ВВП, консервировала крайне низкий жизненный уровень населения. Наконец, централизованная экономическая система характеризовалась чрезвычайной замкнутостью и закрытостью по отношению к внешнему миру и была очень слабо включена в систему международных экономических связей.

В 50-е годы ХХ в. не только Китай, но и многие развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки начали осуществление стратегии догоняющего развития. В результате в этих странах также сформировались экономические системы, страдающие недостатком экономической эффективности и имеющие неудовлетворительные результаты развития.

На рубеже 80-х годов Китай, как и другие восточноевропейские страны с плановой экономикой пришел к осознанию необходимости кардинальной смены экономического курса и проведения глубоких институциональных реформ. Однако характер и темпы проводимых в Китае преобразований определялись рядом важных социально-политических и экономических особенностей развития страны. В результате внутриполитических потрясений и дезорганизации экономической жизни, вызванной «большим скачком» и «культурной революцией», в стране серьезно ослабли административные, государственные и хозяйственные институты. Крайне низкий уровень жизни населения определил готовность его основной части к переменам.

В основу новой стратегии экономического развития был положен опыт прежде всего азиатских НИСЮжной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга. Новая стратегия сравнительных преимуществ, принятая руководством Китая, в отличие от стратегии догоняющего развития, акцентирующей внимание на развитии базовых капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, исходит из необходимости эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, позволяет раскрыть имеющиеся у страны сравнительные преимущества – занять избыточную рабочую силу в трудоемких отраслях, увеличить объем производства валового продукта и в конечном итоге повысить совокупную экономическую мощь страны…

Однако, как показывает опыт российских реформ, при быстром переходе к рыночной экономике существует опасность недооценки роли государства в регулировании рыночных отношений и, прежде всего, в регулировании социальной сферы, которая оказывается наименее защищенной в новых экономических условиях. Все это приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе, падению общественной производительности труда.

Такие негативные явления можно объяснить наличием «квазирынка», возникшего в результате быстрых реформ в России в соответствии с концепцией «шоковой терапии», то есть перехода к рынку через проведение политики либерализации цен и приватизации большей части государственного имущества. При этом большая часть российского населения за это время потеряла свои сбережения, не смогла принять участие в процессе приватизации, а ее доходы оказались намного ниже, чем были до 90-х годов. В результате проведения экономических реформ в России сложился рынок, основу которого составил потребительский рынок и рынок средств производства, где цены в значительной степени формировались под влиянием рыночной среды, при этом практически не сложился рынок факторов производства – рынок рабочей силы, природных ресурсов и капитала, где цены в основном формировались монопольно. В результате избыток капитала идет либо в прибыльные сферы деятельности, где все распределено между различными монополиями, либо уходит за рубеж, так как он не может быть востребован из-за убыточности большинства обрабатывающих и наукоемких отраслей.

Переходя к китайскому опыту, следует отметить ряд важных условий проведения экономических реформ. В основе проведения реформ в Китае лежит «градуалистская» стратегия, которая отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом экономическом росте и увеличении объемов производства можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, необходимых для поддержания уровня и формирования структуры потребления и инвестиций, создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации. Целью экономической реформы в Китае является перестройка экономической системы, урегулирование производственной структуры и поддержание высоких темпов экономического роста. На начальном этапе реформ в Китае государство не стало разрушать централизованную плановую систему, а сохраняло ее на протяжении длительного времени, по мере того как формировались и укреплялись элементы рыночной экономики. Экономическая реформа проводилась на основе экспериментов на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов, что позволяло своевременно оценить все плюсы и минусы проведенного эксперимента, внести в него необходимые коррективы или отказаться от него.

В отличие от России и стран Восточной Европы, для которых был характерен в течение длительного времени отрицательный экономический рост, Китаю, как отмечают китайские ученые, удалось совместить проведение реформ и высокий экономический рост. В годы реформ средний прирост ВВП повысился по сравнению с дореформенным периодом более чем на 3 процентных пункта, составив 9%, и что особенно важно, оказался стабильным в достаточно долгосрочной перспективе. В результате стабильно высокого экономического роста жизненный уровень населения значительно повысился.

Важнейшим условием проведения китайской реформы являлась необходимость постепенного перехода к рыночной экономической системе. Поэтому вначале проводились реформы на предприятиях, в отраслях и регионах, то есть реформы в системе управления хозяйственных субъектов на микроуровне, а затем под воздействием этих изменений происходила реформа макроэкономических условий или макроэкономической среды. Постепенное и последовательное проведение реформ способствовало снижению себестоимости и рисков реформ. За исключением введения семейного подряда в деревне, которое прошло в течение короткого времени (1982-1984 годы), все остальные реформы проводились достаточно медленно и поэтапно.

В отношениях собственности было устранено монопольное положение общественной собственности, которая включала в себя государственную (общенародную) и коллективную, и сформирована многоуровневая система собственности (государственная, акционерная, коллективная, кооперативно-паевая, национальная индивидуально-частная, смешанная с участием иностранного капитала). Сформировавшаяся в результате реформ многоуровневая система собственности позволила создать конкурентную среду, оказывавшую существенное влияние на дальнейшее реформирование государственного сектора, а также обеспечивала динамику и взаимодействие всех экономических секторов.

В экономике в основном создан рыночный механизм, выстроена современная конкурентная рыночная система, которая характеризуется, с одной стороны, высокой степенью рыночных отношений, а с другой стороны, высоким уровнем участия государства в рыночных отношениях, как субъекта этих отношений, выполняющего как предпринимательские, так и регулирующие функции, и достигнута довольно высокая степень маркетизации экономики.

В результате проведения реформ финансовой, налоговой, денежной и инвестиционной систем в сфере макроэкономического контроля осуществлен переход от директивных методов регулирования экономики к применению косвенных экономических рычагов (процентная ставка, валютный курс)

Государство перешло к проведению политики открытости, что означало привлечение иностранного капитала, заимствование относительно передовых технологий, импорт оборудования и техники, развитие экспортной торговли и экспортноориентированного производства, создание специальных экономических зон

Произошли изменения в системе занятости (отмена системы пожизненного найма и закрепления работника за местом его работы) и системе распределения доходов (диверсификация источников доходов, создание зависимости между трудом работника и вознаграждением за труд).

Произошел переход к новому типу экономического роста, который получил название восточно-азиатской модели экономического роста.

Экономический рост, который характеризуется через показатели объема ВВП и душевого ВВП, рассматривается как основа экономического развития страны. Динамика этого показателя характеризуется темпами роста. Восточно-азиатская модель экономического роста была реализована впервые Японией после второй мировой войны, а затем новыми индустриальными странами Восточной Азии (Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем и Гонконгом).

Главная цель, которую ставили перед собой развивающиеся страны Восточной Азии, использующие восточно-азиатскую модель экономического роста, - трансформировать отсталое хозяйство в эффективную конкурентоспособную экономику. Несмотря на наличие множества культурных, политических и социальных различий между этими странами общим для них было активное присутствие и участие государства в экономике. Именно государство, а не рынок должно было определять вектор экономического развития.

Важнейшей составляющей присутствия государства в экономике развивающихся стран являлась промышленная стратегия и поддержка промышленности. Решение о том, какая отрасль промышленности будет процветать, а в какой производство будет сворачиваться, не отдавалось рынку или иностранным инвесторам. Формулируя промышленную стратегию, правительство проводило протекционистскую политику в отношении конкурентоспособных на внешних рынках отраслей, защищая эти отрасли от конкуренции импортеров, предоставляя экспортерам субсидии, налоговые скидки и другую финансовую помощь. Успешный экономический рост также обеспечивался путем использования валютных курсов как важнейшего инструмента экономической политики. Валютные курсы не отпускались в свободное рыночное плавание, а устанавливались таким образом, чтобы стимулировать экспорт и сбережения и сдерживать импорт.

Соответственно, следующей важной характеристикой восточно-азиатской модели экономического роста является открытость экономики, то есть степень включенности экономики страны в мировую экономику, внешнеэкономическая либерализация. Если в 80-е годы открытость экономики восточно-азиатских стран определялась преимущественно как соотношение произведенного в стране ВВП и экспорта или доля внешней торговли в процентах к ВВП, то в 90-е годы она стала определяться как институциональная, то есть открытость внешнеэкономических, инвестиционных и валютных систем внешнему миру.

Несмотря на безусловно значительные отличия экономической системы от других развивающихся стран в период экономических реформ Китай смог достаточно успешно использовать восточно-азиатскую модель экономического роста. Высокие темпы экономического роста обеспечивались прежде всего за счет государственных инвестиций, а также капитала негосударственных секторов. В промышленной стратегии в 80-е годы он отдавал приоритет развитию трудоемких производств, решив сначала проблемы внутреннего спроса в потребительских товарах, а затем в 90-е годы активно развивая экспорт потребительской продукции. Развитие трудоинтенсивных производств основывалось на использовании дешевых трудовых ресурсов и сыграло огромную роль в возрождении сельской экономики страны. Вместе с тем, китайская модель экономического роста, сформировавшаяся в период экономических реформ 80-90-х годов, носила экстенсивный характер, Вопросы интенсификации производства, улучшения качественных характеристик произведенной продукции не выдвигались в число первоочередных. Поэтому осуществляя данную модель экономического роста, государство несло огромное финансовое бремя по поддержанию убыточных государственных крупных промышленных предприятий, государственных банков, объектов транспорта и производственной инфраструктуры.

Важнейшей задачей государства в период экономических реформ в Китае становится проведение политики постепенного, поэтапного перехода к открытой экономике. В результате к началу 21 века Китай занимает ведущие позиции в мировой торговле, а показатель удельного веса внешнеторгового оборота в ВВП страны составляет более 60%.

Вместе с тем, Китай проводит крайне осторожную и постепенную политику в отношении либерализации движения капитала и валютной системы. До вступления Китая в ВТО прямой иностранный капитал был допущен исключительно в промышленный сектор и сельское хозяйство, существовало очень большое количество ограничений в отношении отраслей третичного сектора, еще большее количество ограничений сохранялось в отношении движения китайских инвестиций за рубеж. Очень жесткий контроль государство осуществляло в валютной системе, осуществляя так называемый «контролируемый государством» плавающий валютный курс.

Процесс разработки концепции экономической реформы и формирования новой модели экономического развития в Китае прошел несколько этапов. Отходя от концепции плановой централизованной экономики, в начале 80-х годов руководство страны выдвигает концепцию «плановой товарной экономики», которая представляла собой сочетание плановой и рыночной экономики, или так называемую двухколейную систему. Эта стратегия получила название «государство регулирует рынок, рынок регулирует предприятия». На 14 съезде КПК в 1992 году была объявлена стратегическая задача построения социалистической рыночной экономики.

Использование термина «социалистический» в модели рыночной экономики Китая призвано, с точки зрения китайских экономистов, подчеркнуть специфичность, особенность рыночной экономики, строительство которой осуществляется в стране. Он подчеркивает не только особую роль государства, но и социальную направленность экономического развития. Практически на протяжении всего периода реформ в процессе обсуждения путей развития, китайские экономисты подчеркивали специфичность китайской модели экономического развития, выступая против идеи общей для всех стран модели перехода к рынку. Они очень критически оценивали опыт экономических реформ в странах Восточной Европы и особенно России, считая его безусловно ошибочным и абсолютно неприемлемым для Китая.

Идеи либерализации и приватизации, перехода к свободному рынку, которые, как они считают, лежат в основе концепции «шоковой терапии», проводившейся в том или ином объеме во всех странах Восточной Европы и России, не могли стать основой китайских экономических реформ. Более того, китайские экономисты считают идеи либерализации и приватизации навязанными извне американскими и европейскими политиками и экономистами. По этой же причине они критически отнеслись к книге крупнейшего венгерского экономиста Я.Корнаи «Путь к свободной экономике», который до этого считался в Китае одним из наиболее авторитетных специалистов по переходной экономике. Переход к рыночной экономике, по их мнению, возможен только под контролем государства, которое должно учитывать политические, экономические и социальные особенности своей страны при проведении реформ, уделяя особое внимание институциональным преобразованиям, проводя политику последовательного и поэтапного перехода к рынку, а также учитывая способность всех слоев общества выдержать издержки реформ.

Дискуссии на тему о специфике национальной модели перехода к рынку развернулись в Китае в 90-е годы на фоне сопоставления китайского опыта постепенных преобразований с радикальными трансформациями в России и странах Восточной Европы. Однако на рубеже веков эта тема отошла на второй план, когда экономическая стабилизация и экономический рост в странах бывшего социалистического лагеря лишили это сравнение разительного контраста, выгодно оттенявшего успешность китайской модели. Однако в последние годы дискуссии о модели перехода к рынку в Китае вновь возобновились. Поводом для этого стал доклад Дж. Рамо, профессора Университета Цинхуа «Пекинский консенсус», опубликованный в 2004 г. Лондонским Центром Международной политики. По мнению Дж. Рамо, построенная на основе «пекинского консенсуса» китайская модель экономического развития имеет всеобщую ценность и может быть использована другими развивающимися странами, которые не только стремятся к достижению экономического роста и повышению уровня благосостояния населения, но и хотят сохранить независимость, защитить свой собственный образ жизни и политический выбор.

Это положение очень удачно вписалось в контекст официальной кампании по критике западных идей «нового либерализма», развернутой китайским руководством в 2004 г. В ходе обсуждения отмечалось, что попытки следовать модели экономического развития, предложенной западными экономистами и политиками, привели к возникновению у ряда развивающихся стран, например, Индонезии и Аргентины, многих серьезных проблем. Кроме того, китайские экономисты подчеркивают «всемирную ценность» китайского опыта реформ. Подобная постановка проблемы отличается от прежних трактовок национального опыта, в которых акцент ставился на специфичности китайского пути развития. Теперь китайские экономисты не только подчеркивают превосходство избранной в КНР модели перехода к рынку, но и делают вывод о ее всеобщей применимости.

В нынешнем виде широко обсуждаемый в КНР «пекинский консенсус» не является концепцией перехода к рынку. Это своевременно появившийся броский лозунг, который при соответствующей обработке и содержательном наполнении впоследствии можно будет использовать для демонстрации преимуществ китайского пути рыночной трансформации. Тем не менее, как отмечают известные китайские экономисты, многие элементы китайской модели перехода к рынку могут быть использованы при реформировании других переходных экономик.

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

15.1 Преобразования в экономике

К середине 1980-х г. в Советском Союзе отчетливо проявил себя глубокий экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства. В промышленности и сельском хозяйстве происходило снижение темпов механизации и автоматизации производства. Снизилась производительность труда, ухудшилось качество продукции. Экономика стала еще более затратной, маловосприимчивой к нововведениям. На ее состоянии отрицательно сказывалось несовершенство системы ценообразования. В результате образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Обострились проблемы снабжения товарами народного потребления, продовольствием, неудовлетворительно работала сфера быта. Дефицит услуг и товаров народного потребления в свою очередь способствовал росту «теневой экономики».

Ввиду слабой эффективности финансовой политики усиливалась инфляция. Количество наличных денежных средств в обращении росло быстрее темпов роста производства продуктов питания и потребительских товаров. В результате увеличивались денежные сбережения граждан (в среднем в 19811985 гг. на 15 млрд. рублей в год). Значительно вырос дефицит государственного бюджета.

Проблемы развития экономики отрицательно воздействовали на социальную сферу . Неудовлетворительно решались проблемы продовольственного снабжения, транспорта, медицинского обслуживания, улучшения жилищных условий населения. Резко сократилась материальная база социальной сферы, снизился объем ресурсов, выделяемых на ее развитие. Недостаточное количество материальных средств направлялось на строительство социально-бытовых объектов. В городах и на селе не хватало больниц, поликлиник, родильных домов.

Проблемы периода «перестройки» показывали, что главным тормозом развития общества выступали отсутствие реальных демократических прав и свобод в стране, сосредоточение в руках Коммунистической партии всей полноты власти. Советы депутатов всех уровней были лишены возможности выполнять свои функции полновластных представителей народа. Все государственные органы были подконтрольны и подотчетны КПСС. Как и в предыдущие десятилетия, расстановку руководящих кадров в стране осуществлял Центральный Комитет КПСС.

Конституционное закрепление руководящей и направляющей роли КПСС в жизни общества исключало контроль над партийной номенклатурой, которая формировала всю систему органов власти. Выборы народных депутатов были безальтернативными. Процедура принятия Советами народных депутатов решений ограничивалась простым утверждением на их сессиях документов, разработанных и рекомендованных партийными органами.

КПСС контролировала работу профсоюзов, комсомола и других общественных организаций. Осложнились отношения между партийно-государственной властью и творческими союзами, церковью и другими религиозными организациями.

Но главная причина политических трудностей состояла в том, высшее руководство страны, прежде всего в силу субъективных причин, не смогло своевременно и в полном объеме оценить глубину кризиса и ее опасность, необходимость перемен в обществе, выработать четкую линию социально-экономических реформ.

Политика «ускорения»

В целях преодоления кризисных явлений апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил концепцию ускорения социально-экономического развития страны . Новый курс был конкретизирован на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.), получил закрепление в планах на 12-ю пятилетку (1986–1990). М. С. Горбачев заявил, что новая политика должна осуществляться в рамках социализма. Эта политика включала в себя следующие меры: своевременное внедрение в народное хозяйство достижений науки и техники; повышение производительности труда и качества продукции; совершенствование планирования и управления народным хозяйством; утверждение принципа материальной заинтересованности людей в результатах своего труда и активизация «человеческого фактора».

На XXVII съезде КПСС были выдвинуты задачи первоочередного развития машиностроения, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтяной и угольной промышленности. В сельском хозяйстве намечалось проведение крупных мер по мелиорации, химизации, технического перевооружения земледелия и животноводства.

Рост экономики должен был сопровождаться продуманной социальной политикой, в основу которой, как заявлялось в партийных документах, должны были быть положены принципы социальной справедливости. В связи с этим планы 12-й пятилетки предусматривали решение острейших жилищной и продовольственной проблем. Программа жилищного строительства реализовывалась под лозунгом: «Каждой семье благоустроенную отдельную квартиру». В качестве резерва экономического роста и решения задач социальной сферы было названо повышение качества выпускаемой продукции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая организация – государственная приемка.

С 1987 г. начался спад производства, который так и не удалось преодолеть.

В 1987 г. был взят курс на перестройку, которая должна была включать в себя глубокое обновление всех сторон жизни общества: радикальную экономическую реформу, преобразование политической системы, курс на «обновление» идеологии. Все эти цели предполагалось решать в рамках социализма.

Основу реформы экономики составляло усиление рыночных товарно-денежных отношений в рамках социализма. Первым шагом на пути ее реализации стал Закон о государственном предприятии (объединении), принятый в 1987 г. Закон значительно расширил права предприятий и трудовых коллективов. Они получили возможность реализовывать по рыночным ценам продукцию, которую производили сверх государственного заказа, право устанавливать внешние экономические связи, создавать совместные предприятия и т. п.

Однако на практике многие положения закона не работали. Отсутствовала необходимая инфраструктура в виде посреднических фирм, бирж и т. п., которые помогали бы предприятиям в налаживании экономических связей. Большая часть производимой продукции включалась в госзаказ и тем самым выводилась из свободной рыночной продажи. Все это резко ограничивало заявленную в законе самостоятельность предприятий.

В июле 1988 г. вышел Закон о кооперации, согласно которому разрешалось повсеместно создавать кооперативные объединения, в том числе и на базе государственных предприятий. В том же году был принят Закон об индивидуальной предпринимательской деятельности (ИПД), которым открывалась возможность развития частного предпринимательства. Число кооперативов быстро росло, но создавались они главным образом в посредническо-торговой сфере. Между тем в производственных отраслях никаких сдвигов не происходило. И в 1988 г. продолжалось общее падение промышленного производства.

В 1988–1990 гг. перестройка вступила в свой второй этап. Однако и он не принес желаемых результатов. Тем не менее партийно-государственное руководство СССР предприняло еще одну попытку экономических преобразований.

В мае 1990 г. в докладе Н. И. Рыжкова на сессии Верховного Совета СССР была выдвинута концепция регулируемой рыночной экономики. Ставилась задача создания новой экономической модели – многоукладной, с разнообразными формами собственности, современной рыночной инфраструктурой. В этих целях планировалось осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозяйственный расчет и самофинансирование; перестроить структуру управления с целью повышения его эффективности; внедрить кооперативные формы хозяйства, подряда и аренды. В финансовой области ставилась задача реформирования ценообразования, кредитной системы, стабилизации государственного бюджета.

Третий этап перестройки планировался на 1990–1991 гг.

На сессии Верховного Совета СССР 21 сентября 1990 г. было решено разработать единую экономическую программу развития страны. В октябре 1990 г. были приняты «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Они предусматривали постепенное разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.

Однако и новая программа не дала результатов. Продолжали сокращаться объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушались хозяйственные связи. По добыче нефти и угля, выплавке металла, производству товаров народного потребления и продовольствия СССР откатился на уровень начала 80-х гг. Остродефицитными стали многие товары первой необходимости и продукты питания, выросли розничные цены. Широкое распространение получила спекуляция. Усилилась социальная напряженность в обществе, развернулось забастовочное движение. Советский Союз оказался в еще более глубоком социально-экономическом и политическом кризисе.

Причинами углубления кризиса явились стремление проводить реформы при сохранении в неприкосновенности основ социалистической системы, которая не подлежала реформированию, неспособность правительства справиться с дефицитом бюджета, инфляцией, ростом цен и другими финансово-экономическими проблемами. Серьезным тормозом было сопротивление многочисленного чиновничьего управленческого аппарата, который видел в начавшихся преобразованиях серьезную угрозу для себя.

Трудности реформирования экономики имели и объективные причины, такие, как сложная демографическая ситуация, удаленность источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экологических проблем, непосильное бремя военных расходов, чрезмерная централизация управления народным хозяйством. Проведение реформ осложнило снижение мировых рыночных цен на нефть. Колоссальный удар по перестройке нанесли тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), беспрецедентное по разрушительной силе землетрясение в Армении (1988 г.).

К началу 1991 г. экономическая и политическая ситуация в СССР обострилась до предела. Процесс перестройки экономики становился неуправляемым.

Граждане СССР испытывали неудовлетворенность низким уровнем заработной платы, отсутствием демократии, утратой многих нравственных ценностей. Все больше в их настроении проявлялось недовольство политикой КПСС. Советское общество нуждалось в кардинальных политических переменах.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

15.1 Преобразования в экономике К середине 1980-х г. в Советском Союзе отчетливо проявил себя глубокий экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства. В промышленности и сельском хозяйстве происходило снижение темпов механизации и автоматизации

Из книги Кто на самом деле развязал Вторую Мировую войну? автора Мухин Юрий Игнатьевич

Немного об экономике Социалистический СССР был государством, построенным на идеях справедливости, поэтому окружавшие его капиталистические государства в идейной борьбе не могли ему ничего противопоставить. Оставалось лишь одно - утверждать, что это очень нищая

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СДВИГИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Жизнь Европы во второй половине XIV–XV в. можно воспринимать под знаком своего рода «сейсмических» сдвигов в ее базовых основах, сдвигов, имеющих квазифизическую природу. Это изменение геополитической карты, связанное с падением Византии и

Из книги Тюремные тетради [Избранное] автора Грамши Антонио

V. ЗАМЕТКИ ПО ЭКОНОМИКЕ К размышлениям об изучении экономики. На что делается особый акцент в научных исследованиях классической политэкономии и на что – в критической политэкономии, и по каким причинам, то есть в силу каких практических целей или в силу каких подлежащих

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Эксперименты в экономике Наследники Сталина огромное внимание уделяли повышению экономической эффективности советской системы. От успехов в этой области в первую очередь зависело, сможет ли Советский Союз обогнать Запад экономически и таким образом сплотить своих

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Глава 8. …К экономике производящей «Из нищеты нет другого выхода, кроме труда». Генри Форд «На их слова «Это невозможно», мы неизменно отвечаем: «Это нужно сделать». Генри Форд Но совершить этот отказ от транспортно-сырьевой модели не так-то просто, как может показаться

Из книги Совершенно секретно: БНД автора Ульфкотте Удо

Бум в криминальной экономике По мнению БНД, многое свидетельствует о том, что активность организованной преступности во всем мире - и в том числе, в Германии - будет и дальше усиливаться:1. Доходы преступных объединений будут возрастать. При этом Германии угрожает

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

XVI век: застой в экономике В 1490 г. Марино Санудо описывает чарующую картину процветания на берегах лагуны: «Все покупают и живут как настоящие сеньоры… И хотя в этом городе ничего не произрастает, тем не менее в нем всего в изобилии, ибо все поступает сюда изо всех городов

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Изменения в экономике Колониальный режим предопределил коренные перемены в экономическом базисе, на котором основывалось общество майя. Первый же удар по производительным силам привел к катастрофическим последствиям: смерть в боях тысяч мужчин, жестокие репрессии

автора Ясин Евгений Григорьевич

Теория равновесия в экономике В конце XIX века благодаря трудам Л. Вальраса и А. Маршалла, а также многих других ученых возникла теория равновесия, составившая фундамент современной экономической науки. В ней, по сути, воспроизводится идея всеобщего блага. Пожалуй, лучше

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

2. 2. Структурные реформы в экономике Российская экономика для своего устойчивого развития на основе частной инициативы нуждается в завершении структурных преобразований, призванных обеспечить эффективное функционирование рыночных механизмов. Наиболее болезненные

Из книги Факел Новороссии автора Губарев Павел Юрьевич

Народовластие в экономике Считаю, что нам нужно народовластие и в экономике. Передовой технике нужны передовые общественные отношения. Надо покончить с отчуждением и рабочих, и инженерно-технических работников от собственности. Они не должны быть простыми винтиками.

Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 38. Кое-что об экономике Верно, экономика СССР не выдержала конкуренции с экономикой Запада, это так. Но возникает естественный вопрос: почему экономика СССР выстояла и даже победила европейскую во время великого кризиса 1941–1945 годов? Многие известные экономисты

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

21 ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (1689–1725 ГГ.). СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I Петр I, став единоличным правителем России (1696 гг.), понял неотложную необходимость проведения широкомасштабных реформ практически во всех сферах жизнедеятельности страны. В этом он

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. Словакия в экономике Венгрии Революция 1848-1849 гг., освободив рабочую силу (отмена феодальной зависимости), открыв дорогу движению товаров (ликвидация внутренней таможенной границы) и капитала, создала самые главные условия для оживления рыночных отношений. Последующий

Из книги Сибирь не понаслышке автора Аганбегян Абел Гезович

Сибирь в экономике страны То есть, конечно, официальное название у задачи другое, и длиннее и сложнее, но один из результатов экономико-математической задачи, сформулированной и решенной сибирскими учеными, сводится именно к этому: место Сибири в народнохозяйственном

План

Лекция 9.1. Реформы в СССР. 1985–1991 гг.

РОССИЯ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.

Тема 9. Россия и мир в период перестройки.

1. Перестройка: предпосылки, понятие, периодизация.

2. Экономические преобразования.

3. Реформа политической системы.

4. Распад СССР.

  1. Перестройка: предпосылки, понятие, периодизация

К середине 1980-х гг. в СССР произошли такие изменения, которые сделали возможными и в какой-то степени неизбежными глубокие преобразования сложившихся здесь социально-экономических и политических отношений.

Во второй половине 80-х гг. в освещении проблемы предпосылок реформ преобладали идеолого-публицистические аспекты. Инициаторы преобразований, стремясь обосновать их радикальность, проводили мысль о существовании в СССР в 1970-х – середине 1980-х гг. «механизма торможения». Глубинные же причины реформ в лучшем случае только упоминались. Это объясняется уровнем информированности общества и состоянием социальных наук. В конце 90-х гг. появились публикации, авторы которых исследовали те факторы, которые можно объединить понятием исторические предпосылки перестройки (В.А. Красильников, Н.Ф. Наумова, А.В. Шубин).

Среди объективных предпосылок реформирования общества можно выделить: стагнацию в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере, политический кризис. Подталкивали к переменам апатия и негативные явления в духовной жизни.

Субъективная предпосылка реформирования советского общества – приход во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачева, Е.К. Лигачева, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева), которые понимали необходимость перемен .

Динамизм, присущий ранее советской экономике, был в середине 70-х гг. утрачен. Середина 70-х – 1984 гг. – период начала стагнации и отдельных попыток преобразований . Снизились темпы прироста по всем основным макроэкономическим показателям. Прирост производительности общественного труда в 1966–1971 гг. составил 39 %, в 1971–1975 гг. – 25, в 1976–1980 – 17, а в следующей пятилетке 16 %; национальный доход составил соответственно 41 % (1966–1971) и 17 % (1981–1985). В 1983–1984 гг. были попытки провести «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, большую свободу предприятий, изменение ценообразования на уровне предприятий и регионов и т. д.

СССР ограниченно участвовал в мирохозяйственных связях. Несмотря на это в 50–70-е гг. он испытывал влияние технологических изменений, которые происходили в развитых странах. Уровень развития той или иной страны определяется уже использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР отставал на десятилетия не только от западных стран, но и от новых индустриальных государств (Южной Кореи, Тайваня).


Итак, в основе исторических предпосылок реформ в СССР второй половине 80-х гг. лежали прежде всего глубокие технологические перемены , происходившие в развитых странах в 1960–1970-е гг ., означавшие вступление человеческой цивилизации в качественно новую фазу развития. Очевидно, что отсутствие адекватной реакции со стороны советского руководства на это обстоятельство грозило СССР отставанием от Запада не на 10 или 20 лет, а «навсегда».

Необходимость перемен во всех сферах жизни в СССР вызревала постепенно в ходе длительного периода противостояния СССР и США в «холодной войне». Связанная с ней гонка вооружений оказала деформирующее влияние на экономическое развитие и структуру производства. Советский Союз вступил в соревнование по производству вооружений с потенциальным противником, уступая ему по экономическим возможностям в 6–8 раз.

В 70-е – первой половине 80-х гг. экономика СССР была предельно милитаризована . Это привело к торможению решения социальных проблем, в науке и производственных отраслях стали преобладать военные программы. Низкий уровень благосостояния советского народа и отставание в использовании достижений научно-технического прогресса – запрограммированный результат холодной войны; то есть старение техники и технологий, высокая доля ручного труда, низкое качество продукции, низкие темпы роста производительности труда, запущенность социальной сферы – все это объяснялось фундаментальными причинами.

Приведенные обстоятельства позволяют объективно оценить роль внешнего фактора в инициировании реформ в СССР . Приход к власти в США в 1981 г. антикоммуниста Р. Рейгана «ломал» сложившуюся в 70-е гг. ситуацию. Целью американского президента и его администрации было фундаментальное изменение советской системы. Средством достижения этой цели стала экономическая война против Советского Союза (П. Швейцер).

У Р. Рейгана было два основания рассчитывать на победу: первое – снижение динамики экономического развития, несостоявшийся переход советской экономики на путь интенсивного развития и связанные с этим трудности конца 1970-х – начала 1980-х гг.; второе – ввод советских войск в Афганистан, вызвавший отрицательную реакцию в мире. Война имела международный резонанс, оказала негативное экономическое, политическое, моральное влияние на внутреннюю жизнь СССР.

Для элементарного поддержания советской экономики на плаву были необходимы поступления твердой валюты . Средства, получаемые от продажи нефти и газа, позволяли части партийно-хозяйственной бюрократии, воспитанной в 30–50-е гг., не торопиться с введением даже объективно назревших экономических новаций, сказалось на объеме валютных поступлений. В результате антисоветской аргументации в диалоге со странами ОПЕК США удалось добиться изменений на нефтяном рынке. СССР одномоментно (1986) лишился 10 млрд. дол., т. е. половины валютных поступлений.

Пагубное влияние на советскую экономику оказала и новая американская линия в сфере гонки вооружений. Был взят курс на достижение качественного превосходства (программа СОИ). СССР предлагали конкурировать в более слабом для него направлении – в сфере микроэлектроники и компьютерной техники. Финансовые и военные перспективы страны не вызывали оптимизма.

Истощение экономики страны в результате гонки вооружений, политическое, военное и экономическое давление со стороны Североатлантического блока во многом предопределяли временные рамки начала преобразований. Их возможность и реальность подкреплялись внутренними изменениями в среде советской элиты, которые происходили в послесталинскую эпоху и имели свою логику .

Процесс трансформации элиты начался в середине 50-х гг. и особенно интенсивно проходил в 70-е – начале 80-х гг. Известно, что в 30 – 40-е гг. в СССР был осуществлен переход от раннеиндустриального производства к развитому индустриальному. Это происходило по мобилизационному типу развития (способ развития необходимых ресурсов в условиях дефицита и (или) в случае опережения постановки задач, относящихся к вопросу о степени зрелости внутренних факторов развития). В СССР была создана модель формирования элиты (30-е гг.), которая должна была способствовать скорейшему решению поставленных задач. Модель включала:

приоритет госслужбы в качестве механизма рекрутирования политической элиты;

доминирование политической элиты над экономической;

сохранение двухкомпонентной структуры политической элиты (верховная власть – правящий класс);

высокую степень монополизации власти и информации, а также централизации властной иерархии;

сохранение чистки в качестве элитной ротации .

Эффективное функционирование такой модели возможно при двух условиях: при четком осознании (на концептуальном уровне) целей развития и наличии политической воли. Отсутствие одного из условий приводит к сбою в работе системы или ее «разбалтыванию», что и наблюдалось в СССР с середины 1950-х гг.

В период пребывания у власти Н.С. Хрущёва была осуществлена либерализация режима без изменения его «несущих конструкций». Первый секретарь ЦК КПСС ликвидировал положение, при котором властный аппарат был почти бесправен перед лицом верховной власти. Однако, убрав угрозу физического насилия, Н.С. Хрущёв не смог наладить новую систему внутриэлитного взаимодействия; в последние годы пребывания у власти он многие важные решения принимал единолично. Вопрос о трансформации политического режима оставался открытым.

Л. И. Брежнев пришел к руководству в период, когда постепенно нарастало осознание того, что экстенсивные методы развития и связанные с ними методы управления экономикой исчерпали себя . Формировались предпосылки перехода от мобилизационного типа развития к инновационному. Политическая элита должна была делегировать значительный объем властных полномочий элите экономической. По мере повышения роли экономических факторов усиливалось влияние ведомственных и региональных субэлитных образований, внутри которых, складывались различные кланы.

Брежневский курс на стабильность кадров привел к превращению региональных партийных «баронов» в мощную элитную касту, которая стала оспаривать права ведомств, центральных госорганов на распоряжение территориальными производственными и природными ресурсами.

Таким образом, период правления Брежнева можно определить как время институализации интересов ведущих элитных групп. Новые условия общественного развития пришли в противоречие с механизмом принятия решений и элитообразования. Необходимость перемен ощущалась всеми, однако пути выхода из кризиса еще предстояло определить.

Остается дискуссионным вопрос о времени реформ, связанных с именем М. С. Горбачева:

1) М. С. Горбачёв, политики и публицисты из его окружения считают, что новая эпоха в СССР началась с мартовского и апрельского (1985) пленумов ЦК КПСС, когда к власти пришел новый генеральный секретарь;

2) экономист Т.И. Корягина полагает, что «отцом перестройки» был Ю. В. Андропов;

3) В. А. Медведев выделяет «эмбриональный период» перестройки (1983–1985);

4) А. В. Шубин считает, что политика Горбачёва продолжала намеченные Андроповым линии.

В период пребывания Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС обозначились намерения правящей элиты существенно модернизировать сложившуюся социально-экономическую систему (создана рабочая группа по разработке реформы, направленной на развитие частного и кооперативных секторов в народном хозяйстве СССР; расширение прав предприятий промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и др.). Однако расклад сил в «верхах», идеологизированная привязанность к определенной системе ценностей диктовали достаточно жесткие рамки возможных изменений. Тем не менее, реформаторский импульс, заданный в 1982–1984 гг., оказал влияние на последующее развитие событий.

Реальное выдвижение М С. Горбачёва на первые роли связано с именем Ю.В. Андропова, который видел в Горбачеве своего преемника. Не случайно Андропов рекомендовал ему не ограничиваться аграрными вопросами, принимать участие в решении общих экономических проблем. М. С. Горбачев и Н.И. Рыжков– координировали поиск модели экономического развития (1982–1985).

Существовала ли проработанная концепция преобразований ?

· Большинство западных исследователей считает, что план преобразований был разработан до начала реформ, именно тогда, когда М. С. Горбачёв осознал катастрофическое состояние экономики, невозможность дальнейшей гонки вооружений.

· А. Яковлев, В. Болдин, историк Ж. Фролова считают, что до начала перестройки план реформ отсутствовал. Преобразование экономики не являлось главной причиной начала перестройки. Главные причины – политические, внутрипартийные.

· Г. Х. Попов утверждает, что реформы «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном» и что «концепция перестройки и практика во многом являются чистой импровизацией».

В 1985 году. термин «перестройка » имел смысл, отличный от современного. Слово «перестройка» было близким по смыслу сочетанию «изменение стиля работы».

В исторической литературе даются различные определения перестройки.

Перестройка – социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений (С.Г. Могилевский).

Перестройка это попытка сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии, рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя (А. Ю. Днепров).
Перестройка – это широкомасштабный процесс, который привел советскую систему государственного социализма к разрушению во всех сферах отношений: политической, социокультурной, экономической, внешнеполитической (А. Маркова, И. Андреева).

Переход к перестройке был вынужденным. Цели перестройки со временем менялись. Ю.А. Щетинов считает, что первоначально она была призвана остановить распад системы государственного социализма, обеспечить интересы правящей элиты. Средство достижения целей – осторожное реформирование общественных структур прежде всего экономики .

В истории перестройки , в широком смысле этого понятия, П.Я. Циткилов
выделяет три периода :

2) 1987–1989 гг. – социал-демократический;

3) 1990–1991 гг. – либерал-радикальный.

В соответствии с названными периодами эволюционировала преобразовательная деятельность М. С. Горбачева, менялись его идеологические позиции.

Некоторые исследователи в перестроечном процессе выделяют четыре периода :

2) 1987–1988г г. – лозунг «больше демократии»;

3) 1989–1991 гг. – период размежеваний и расколов в лагере перестройки;

4) августовский путч 1991 г. и отстранение от власти М.С. Горбачева, резкое
изменение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок, приход их к власти и начало соединения идейно-политической революции с радикальными антисоциалистическими преобразованиями. Октябрьскими событиями 1993 г. завершился перелом в истории России.

Однако многие исследователи полагают, что четвертый период следует рассматривать в рамках 1990–1991 гг., указывая при этом на кризис перестройки. Основные события четвертого периода: колебания М. С. Горбачева в выборе направления развития экономики, ГКЧП и распад Советского Союза.

Экономические преобразования эпохи Горбачева можно разделить на три этапа. В их основе – смена ориентиров экономической политики.

В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дельнейшем получит название «перестройка». Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.

Перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического развития страны. Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. Основные капиталовложения были направлены в отечественное машиностроение.

Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономически издержки такой инициативы самым негативным образом повлияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло, так как использовались традиционные командно-административные меры.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Был принят Закон о государственном предприятии (объединении) (1987), утверждено постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов.

К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие: предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет; сокращение плановых показателей; радикальная перестройка централизованного руководства экономикой; создание новых организационных структур управления; всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций. Но реального воплощения эти меры не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.



Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. Однако общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы. Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.



Правительственная программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенность, поэтапное введение рыночных механизмов.

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программы «500 дней» (С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский). Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике. Эта программа у многих отечественных и зарубежных ученых вызвала настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено составить программу на их основе. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР.

Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета Министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т. п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

Косыгинская реформа (реформа Либермана) – экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 году, однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 года, после чего реформа была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Также эта реформа известна, как «Реформа Либермана» - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Основная суть реформы, заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Косыгинская экономическая реформа

После того, как в октябре 1964 года пост главы государства покидает Н.С. Хрущев , заканчивается вместе с ним и знаменитая «хрущевская оттепель», во время которой в СССР активно проводились самые разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. на смену им приходят уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

    Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

    Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

    Переход на экономические стимулы;

    Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

    Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.