Поддержка отечественного производителя называется политика. Положение российского химпрома в трех картинках

2018: Импортеров компьютерной техники обяжут устанавливать российские антивирусы

20 августа 2018 года стало известно о предложении Минкомсвязи ввести обязательную предустановку отечественного антивирусного софта на компьютеры, импортируемые в Россию . Участники рынка видят в этой инициативе опасность для рынка.

По мнению эксперта по кибербезопасности Кирилла Керценбаума , принудительная установка российских продуктов вряд ли сможет помочь в обеспечении национальной безопасности, а отсутствие конкуренции повлияет на качество антивирусов.


Глава производителя антивирусов ESET в России и СНГ Денис Матеев назвал "не очень здоровой" ситуацию, когда человеку не позволяют выбрать продукт для удовлетворения своих потребностей. По его словам, требование устанавливать российские антивирусы на ввозимые компьютеры может привести к снижению качества антивирусов и уровня безопасности пользователей.

С 1 января 2016 года была утверждена работа Реестра отечественного программного обеспечения , который должен использоваться госорганами и госкорпорациями России при выборе программного обеспечения, способного заменить иностранные решения.

2015

Утверждены правила формирования реестра отечественного ПО

Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236 утверждены правила формирования реестра отечественного ПО .

Минфин отказывает Минкомсвязи в создании организации для финансирования ПО

В думской комиссии признают, что на 30 июля 2014 года единого нормативного акта, куда все эти определения можно было бы внести, не существует, но совершенно очевидно, что они потребуются, если законодательно пытаться поддерживать отечественные компании и создавать для них преференции при госзакупках. Поэтому в контексте декларируемой в государстве политики импортозамещения вся эта работа представляется весьма актуальной.

23 июля 2014: Определение Минпромторга

23 июля 2014 года в администрации президента состоялось совещание, на котором обсуждались разработанные Минпромторгом критерии определения отечественного программного обеспечения (ПО). Об этом рассказали «Ведомостям » несколько человек, участвовавших в совещании или близких к российским разработчикам. В распоряжении «Ведомостей» оказался проект предложения министерства с определением «программного обеспечения российского происхождения», практически полностью совпадающего с рекомендациями нескольких объединений российских софтверных компаний - Ассоциации разработчиков программных продуктов, «Руссофта», Российской ассоциации свободного программного обеспечения и Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

В начале июня 2014 г. администрация президента рекомендовала Минпромторгу и Минкомсвязи разработать определение отечественного софта. У ведомств было время до 10 июля, чтобы исполнить это поручение: во-первых, подготовить определения отечественного софта и его производителя, а во-вторых, разработать поправки в законодательство, стимулирующие органы государственной власти и госкорпорации приобретать в первую очередь ПО российского происхождения.

Минпромторг предлагает считать отечественным тот программный продукт, права на который принадлежат российскому юрлицу, не менее 51% уставного капитала которого принадлежит российским резидентам - частным лицам или компаниям, госкомпаниям и госкорпорациям, унитарным предприятиям или субъектам Федерации. Речь идет о конечных бенефициарах, а не о формальных собственниках, следует из предложений, разработанных Минпромторгом.

Государственная поддержка отечественных разработчиков софта поможет развитию отрасли и будет способствовать укреплению позиций российских компаний на внутреннем и международном рынках, говорится в документе, изученном «Ведомостями». Правда, предупреждают его авторы, навязывание госпокупателям отечественного софта чревато снижением конкуренции: отечественный разработчик будет заведомо уверен в господдержке, и у него не будет мотивации развивать программный продукт. Участники вчерашнего совещания сошлись во мнении, что, обсуждая импортозамещение, надо отделять экономический аспект (поддержка российской IT-индустрии) от технологического (IT-безопасность), говорит присутствовавший на нем директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов .

Основным инструментом регулирования отрасли эксперты Минпромторга видят создание и ведение реестра отечественного ПО. Присваивать российский статус программным продуктам ведомство предлагает по той же схеме, которая действует в отношении телекоммуникационного оборудования (статус российского присваивается оборудованию в зависимости от того, какая доля его себестоимости приходится на Россию).

О том, что суть предложений министерства такова, знают несколько человек, близких к участникам совещания. А 21 июля 2014 года прошло заседание временной комиссии при Совете Федерации по вопросу импортозамещения ПО, и присутствовавшие там представители Минпромторга и Минкомсвязи соглашались с определением российского ПО как продукта, права на который принадлежат лицу, не менее чем на 51% подконтрольному российским резидентам, говорит член верхней палаты Руслан Гаттаров .

Эта позиция совпадает с предложениями российских ассоциаций разработчиков ПО, но отличается от предложения, высказанного 3 июля 2014 года членами комиссии при комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Те предложили считать российской IT-компанией, достойной приоритетного доступа к госзаказу, такое предприятие, в котором доля иностранного капитала не превышает 25% минус 1 акция, у которого более 75% выручки генерируется в России , которое является российским налоговым и юридическим резидентом, а доля иностранцев среди его сотрудников не превышает 25%. Принадлежала эта идея Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) во главе с Ольгой Усковой , президентом российского разработчика Cognitive Technologies и членом комиссии при думском комитете. Вчера представитель НАИРИТ сказал «Ведомостям», что эта ассоциация уже согласовала позицию с остальными IT-объединениями. А ответственный секретарь комиссии при комитете Думы Андрей Черногоров признал, что ее прежняя позиция была жесткой, - она будет смягчена, знает он.

Вариант, связывавший российское происхождение софта с вкладом России в выручку его разработчика, не оставлял шансов стать «отечественным производителем» ни «Лаборатории Касперского », ни, например, Parallels (Параллелз Софтвер) : у обеих большая часть доходов генерируется вне России. Новые критерии, которые поддержал Минпромторг , «согласованы с участниками рынка и являются гораздо более взвешенными и подходящими для определения отечественного ПО», говорит управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков. Критерий принадлежности интеллектуальной собственности российскому юрлицу имеет смысл, но важно, чтобы и разработка была в России, предупреждает вице-президент по виртуализации персональных компьютеров Parallels Николай Добровольский. Иначе иностранная компания сможет передать права на иностранный продукт не имеющему отношения к его разработке, но аффилированному с ней российскому юрлицу, тогда как быстро перевести в нужную страну еще и разработку невозможно, аргументирует он .

Сотрудник пресс-службы администрации президента ограничился тем, что подтвердил факт вчерашнего совещания. А представитель Минкомсвязи сказал только, что ведомство, исполняя поручение президента, проводит «комплексную работу по развитию российского ПО»: в частности, 18 июля состоялась встреча с представителями крупнейших российских IT-компаний, где «детально обсуждалась целесообразность и практическая польза от введения и определения критериев отечественного ПО» и конкретные меры поддержки.

15 июля 2014: Определение "Отечественного ПО" от отраслевых ассоциаций

15 июля 2014 года профильные ИТ-ассоциации АРПП «Отечественный софт», Руссофт , РАСПО , АПЭАП согласовали единое определение отечественного программного обеспечения. Основной фактор – исключительные права на программные продукты принадлежат России . Правообладателем может являться российское юридическое лицо, контроль в котором осуществляется гражданами России или государством. Критерии опубликованы на сайте Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт».

Утверждение определения отечественного программного обеспечения является первым шагом поддержки российских программных продуктов. Предлагается также создать реестр отечественного программного обеспечения и установить для программных продуктов реестра приоритет при государственных закупках. При этом в случае отсутствия необходимого российского решения у государственных заказчиков должна оставаться возможность закупать иностранные аналоги.

«Мы работали над формулировкой критериев достаточно долго. В этой работе принимали участие российские разработчики ПО, юристы, независимые эксперты. Права на программный продукт определяют его подконтрольность России, а также формируют у нас в стране центр прибыли. Таким образом, этот критерий важен как для обеспечения технологической независимости, так и для экономического развития страны», - говорит Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации АРПП «Отечественный софт».

По её словам, сейчас очень важно создать в стране благоприятные условия для развития российского программного обеспечения. В первую очередь, это связано со стимулированием спроса на национальные продукты, что является распространенной мировой практикой.

«Принятие определения отечественного ПО явилось ответом на санкции против России, которые неожиданно резко повысили риски применения зарубежного ПО. Связанные с этим меры поддержки отечественных производителей ограничены целями закупок ПО государственными органами и предприятиями с гос.участием, и не распространяются на открытый рынок. Мы продолжаем считать, что главными мерами гос.поддержки российских производителей должны быть инвестиции в образование и НИОКР, снижение административных барьеров, а также поддержка экспорта» - комментировал президент НП РУССОФТ

Доброго. Уровень развития страны, логики и конструктива в принятиях решений мы часто определяем по состоянию городов, планировочных решений и т.д. Не имея специального образования человек это определяет на уровне сердца, интуитивно. Один из показателей - отношение к старине. Если победит несозидательный бизнес и уничтожит историю значит все плохо. Если он на месте старого создаст псевдоклассику, значит он сделал еще хуже. Опошлил нашу историю, переписал её. Выкинул память предков, растоптал и унизил её.

Именно поэтому в Швейцарии не строят здания в классическом стиле. Их заменяет конструктивизм и другие современные направления, развивающие логику и мышление человека, стимулируют конструкторскую и инженерную деятельность. Но обязательно сохраняют старину, архитектурные эпохи. Для этого приходится много трудиться, вкладывать не только в штукатурку и краску, но в технологии и промышленность. По тому как восстановят старинное здание можно сказать о всей стране. Вы можете даже не заглядывать в международные рейтинги и зарплаты. Все понятно с первого взгляда.


У нас в Хамовниках (Москва), к счастью, еще встречаются инвесторы, вкладывающие не в снос, изнасилование истории и пошлость, а в сохранение потерянной старины. Могу назвать несколько замечательных объектов. Чтобы восстановить здание гостями в автобусах-призраках не обойтись. Необходимо поднимать документацию, специалистов, изучать и понимать предмет. Но главное нужны технологии, которые позволят, сохранив облик восстановленного здания максимально сохранить его, а в некоторых случаях значительно повысить его качества. И здесь на первую роль выходит продукция химической промышленности на примере защитных составов для кирпича.

Кратко о текущем уровне отечественного химпрома и его отставании говорят три фотографии, сделанные мною на днях около одного из восстановленных дореволюционных зданий. Думаю, комментарии излишни. Кстати, около одной из табличек стоял невыносимый запах. По всей вероятности, запах выветрится как раз к окончанию срока службы.



Поддержи отечественное

Очень часто в обществе распространено мнение, что нужно поддерживать отечественного производителя путем отстранения лучших образцов иностранной продукции и закупки как можно больших объемов своей. Не ставя под сомнение «защиту отечественного производителя» отмечу, что на самом деле, как раз это и в первую очередь и разрушает предприятия. Нужно не закупать хлам и тем более не отстранять конкурентов, а устанавливать рамочные условия ведения бизнеса, железно поднимать стандарты, но в мягком режиме на перспективу.

Федералы, регионалы и муниципалы Швейцарии не поддерживали Штадлер когда он был в тяжелом состоянии. Напротив, поднимали планку требований к технологиям и свойствам продукции наряду с адекватной ценой конечного продукта. Штадлер в честной борьбе проигрывал свои контракты. Но за счёт науки, политехов, образования смог подготовить продукт, который порвал именитых зарубежных конкурентов.

Кстати, швейцарцы знали на что шли, они создали такие условия, при которых зарубежные игроки постепенно переносили свои КБ в Швейцарию, что в мире является абсолютно уникальной ситуацией и еще раз говорит о том качестве условий, которые построены в Швейцарии.

Инфраструктура, суперстандарты, эффективные программы пространственного планирования в которых главным является человек, высокая мобильность и исключительный баланс между жизнедеятельность человека с высоким потреблением и природой.

По сути люди живут в парке, оборудованном всеми благами города без тяжелой побочки. То есть для конструкторов и ученых занимающихся прикладными исследованиями не надо создавать «заповедники». Это страна, в которой построены условия для каждого вне зависимости от его социального статуса, доходов и т.д. Основной принцип в недопущении перенаселения городов и регулирования верхней планки на уровне от 50 до 400 тыс. жителей, развитие агломерациями, состоящими из независимых компактных городов.

Основной вопрос именно в рамочных условиях, которые должны регулировать так называемый «свободный рынок». В странах с переходной экономикой (СПЭ) с этим большие проблемы, а поэтому поддержка путем закупок не дает возможности расти в направлении созидания. Это сравнимо с растениями, которым необходимо создавать направления роста. Если деревом не заниматься, если не поставить подпорки, то оно может вырасти в опасном направлении и в один из моментов испортить собственность или убить человека.

Примерно тоже самое мы получаем при так называемой «поддержке» отечественного производителя путем закупки хлама, шлама и жидких отходов вместо современного продукта. Судите сами, объемы закупки различных красок в Москве на немыслимом уровне. Но сколько её не закупают составами в городе, кроме кузбасслака и токсичной фасадной краски зверской расцветки, ничего не появляется. И не появится пока не прекратится бездумная закупка этого жидкого навоза.

Суть владельца любого предприятия проста. Заработать больше потратить на это меньше. Если у него есть объемы, зачем ему что-то менять? Глупцов нет. Ты производишь товар, гадишь при его производстве, платишь копейки рабочим, душишь цеха. Это ведь не запрещено, почему я этого не могу делать? Напротив, помогут, забудут, простят.

Ты получаешь прибыль, вкладываешь её в себя любимого, в свою семью, покупаешь роскошную недвижимость в Швейцарии, виллу во Франции. Почему там? Ну так там такого нет, а тебе хочется лучшего, жить открыто, а не прятаться за забором и дышать одним грязным воздухом, который гадит твое же предприятие, другие такие же а еще многополосные фривэи.

А дети? Детям тоже хочется лучшего. Учеба в Швейцарии за 1 млн франков в год. А ведь еще нужна им квартира, хотят машинки. Вы наверняка думаете, что, купив всё это можно дальше не тратить? Ошибаетесь. Ведь это нужно содержать. Знаете, сколько нужно платить за обслуживание виллы во Франции и Швейцарии, налоги и все остальное? А если их несколько? Только успевай со счёта деньги отправлять. Поэтому никакого вложения в производство не будет при отсутствии рамочных условий и постоянном доходе от продажи помоев.

Так что же делать, как поддержать химпром и остальную промышленность?

К сожалению, наука и технологии деградировали далеко не сегодня и не вчера. Прикладная наука проигрывала уже глубоко в СССР, проигрывала практически всегда и практически по всем сферам, связанным с жизнью человека и развитием необходимого народного хозяйства. Это одна из причин железного занавеса. И тогда же в СССР было найдено единственное верное решение. Брать зарубежные технологии, заводы, лиценции, выписывать спецов.

Иного пути нет, мы сегодня должны изучать лучшие образцы и уметь договариваться о передаче лицензий, технологий, оборудования, открывать швейцарские политехи, приглашать кадров, перестраивать свою систему образования. Она не должна быть ни такой какая есть сегодня, ни такой как была в СССР. Она должна быть образца 21 века.

Разумеется, необходимо прекратить бездумные закупки ведер с болтами, жидких помоев и прочего душащего страну мусора. Вы же понимаете, что деньги от закупки уходят не в том направлении. Но важно то, что вы получаете от такого продукта одни убытки.

Один из друзей сказал, мол, приехал в один из наших городов и там все плохо. Что плохо? «Разруха, ничего не покрашено». Господа, в нормальном городе ничего не должно быть «покрашено». Смотрите Швейцарию, там вообще ничего не красят. Наука создает такие материалы, которые позволяют не красить ничего кроме фасада. И тот раз в 10-20 лет. Даже металл уже давно делают таким, который в ржавом состоянии блокирует собственное уничтожение создавая защитное покрытие.

Главное то, что без фанатизма. Но иногда можно встретить дом с такими панелями, мосты, уличную мебель и т.д. Наряду с обилием использования алюминия, нержавейки, оцинковки это решает все проблемы города.

Поэтому поддерживайте не закупками, а требованиями к продукции, к рационализации народного хозяйства, к вредным выбросам и технологиям.

А защищать от иностранного нужно. Например, убирать иностранных посредников, давать доступ местному производителю непосредственно на рынок крупных городов без таких организаций.

С уважением, Александр Мостовой

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол», участники которого обсудили проблему зависимости предприятий ТЭК России от поставок оборудования и программного обеспечения крупнейших зарубежных производителей и меры по изменению сложившейся ситуации в пользу отечественных производителей и разработчиков в рамках развития импортозамещения.

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 15 мая 2018 года (Протокол № 150)

В работе «круглого стола», состоявшегося под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике С.В.Шатирова, приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители крупных производственных предприятий, учебных и научно-исследовательских институтов, представители общественных и экспертных организаций.

Участники «круглого стола», обсудив вопросы поддержки отечественных производителей оборудования и программного обеспечения для отраслей топливно-энергетического комплекса, отмечают следующее.

Цена на энергоносители диктует жесткие требования по оптимизации производственных затрат предприятий, повышению эффективности производства. В свете послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года требуется существенная технологическая модернизация основных фондов отраслей ТЭК. Эффективность производства может быть существенно повышена за счет использования новейших технологий добычи, транспортировки, переработки, распределения нефти, газа, нефтепродуктов.

Участники «круглого стола» в своих выступлениях отметили, что ТЭК России находится в критической зависимости от оборудования и программного обеспечения (далее - ПО) крупнейших зарубежных производителей.

Санкции, введенные западными странами в 2014 году, существенно ограничили доступ к технологиям для ряда областей комплекса, например, разведки и добычи на шельфе, добычи сланцевого газа. Имеет место постоянное ужесточение санкционного режима. За последние полгода дополнительные санкции, непосредственно затрагивающие поставки оборудования и программного обеспечения для ТЭК, вводились дважды.

В этих условиях Правительство Российской Федерации принимает меры по поддержке отечественных производителей оборудования и ПО. Ряд федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации создают условия для увеличения доли отечественных производителей в объемах закупок оборудования.

Однако по целому ряду направлений процесс импортозамещения недостаточно эффективен. Это касается, в первую очередь, высокотехнологического и наукоемкого оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами (далее - АСУТП) и программного обеспечения.

Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» создает предпосылки для продвижения продукции российских производителей, но отсутствие проработанных подзаконных актов тормозит его активное применение.

Как показала практика реализации Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» крупнейшие российские компании ТЭК стремятся закупать продукцию в обход установленных законом ограничений. Для этого используются в том числе безальтернативные закупки через дочерние, аффилированные компании либо через совместные предприятия. Отмечается сокращение открытых закупок программного обеспечения на конкурентной основе. Крупнейшие нефтегазовые компании, несмотря на заявленную стратегию импортозамещения, отдают предпочтение импортному программному обеспечению при наличии отечественной альтернативы, ссылаясь на его функциональное преимущество и выстроенную технологию работы. От российских производителей заказчики требуют не просто аналогичную продукцию, а продукцию, превосходящую по своим характеристикам зарубежные аналоги. Был введен термин «импортоопережение». Таким образом, блокируется продвижение отечественных технологий.

Практически все расчеты по подсчету запасов нефтегазовых месторождений осуществляются с помощью иностранных программ. Зачастую модели месторождений строятся и осуществляется подсчёт запасов зарубежными сервисными компаниями. Фактическим стандартом для работы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых стало использование американского программного обеспечения. При этом имеются российские производители, которые в большинстве случаев могут предложить аналогичную продукцию. Доля отечественных производителей в данном сегменте рынка по информации экспертов не превышает 5%.

Процесс локализации зарубежных информационных технологий, фактически сводится к формальному переводу экранных форм и документации на русский язык и оформлению документов на российское юридическое лицо.

Интеллектуальная собственность и развитие технологий остаются за рубежом. В таких условиях особо остро стоит вопрос противодействия киберугрозам, обеспечения информационной и технологической безопасности.

Сегодня развитие технологий происходит на основе международных стандартов, в разработке которых Россия играет далеко не первые роли. Российская Федерация вынуждена использовать технологии, построенные по западным стандартам, попадая в технологическую зависимость от ведущих зарубежных производителей и получая высокие санкционные риски. Весь мир активно обсуждает переход в эру Интернета вещей, в основе которой лежит стандарт Industry 4.0, разработанный международными компаниями. Роль России в наступающей эре не определена. Россия должна разрабатывать собственные стандарты, обеспечивая важнейшее условие технологической независимости, поддерживая интеграцию с ведущими иностранными технологиями.

Отечественное программное обеспечение и ИТ-решения уже сейчас в состоянии заместить большую часть импортных аналогов по различным направлениям деятельности компаний ТЭК, однако российские разработчики неконсолидированы, программные платформы для интеграции отечественных приложений отсутствуют, что снижает конкурентоспособность российских производителей.

Создаваемые на базе отдельных предприятий ТЭК технопарки для тестирования отечественного ПО и ИТ-решений практически не участвуют в процессе выбора технологий для компаний. Эти технопарки не обеспечивают возможность равноправного заинтересованного диалога заказчиков ТЭК с российскими производителями.

Продукция зарубежных производителей используется на особо опасных и критически важных объектах, создавая в условиях санкций и политической напряженности серьезную угрозу производственной, экологической, информационной и энергетической безопасности страны. Степень риска была наглядно продемонстрирована в июне 2017 года, когда вирус Petya поразил целый ряд предприятий ТЭК.

Цифровизация приводит к невозможности разорвать программное обеспечение и технологическое оборудование. Обращаем внимание на то, что в России системы государственного управления развитием программного обеспечения и цифровым оборудованием пока разделены. Разные министерства (Минпромторг России и Минкомсвязь России) отвечают за развитие разных частей единого целого. Считаем, что это отрицательно сказывается на ходе модернизации экономики в стране.

Участники совещания разделяют необходимость обеспечения технологической независимости России от импортного оборудования и программного обеспечения.

Расширяя использование российских технологий на внутреннем рынке, необходимо также реализовывать меры по стимулированию экспорта отечественного оборудования и программного обеспечения на международный рынок.

Обеспечение высоких темпов технологического развития возможно при консолидации отраслевых потребностей, при стандартизации технических требований и опоре на отечественных технологических лидеров. Эти лидеры имеются, им не нужны инвестиции, им нужен платежеспособный спрос, тогда они обеспечат опережающее технологическое развитие.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

Проведения анализа эффективности затрат на технологические инновации в промышленном производстве;

Применения мер налогового стимулирования развития отечественного производства оборудования и программного обеспечения, в том числе конверсионной продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса;

Приоритетного кредитования по минимальным процентным ставкам проектов, направленных на возрождение отечественного нефтяного машиностроения;

Обеспечения бюджетного финансирования Программы государственной поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно­ промышленных работ в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с перечнем машин, оборудования, комплектующих, программного обеспечения и услуг для проведения геологоразведочных и добычных работ, подлежащих импортозамещению в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде, разработанной Минпромторгом России в соответствии с четвертым и пятым абзацами пункта 7 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации, экономике и инновационному развитию России от 17 апреля 2015 г. № 2;

Введения ограничения и/или запрета использования программного обеспечения и автоматизированных систем управления технологическими процессами иностранного производства на особо опасных и критически важных объектах ТЭК;

Введения налоговых заградительных барьеров при закупке зарубежных оборудования, комплектующих и программного обеспечения в интересах предприятий ТЭК;

Введения утилизационного сбора на новое и бывшее в эксплуатации оборудование нефтяного машиностроения и нефтесервисное оборудование импортного производства;

Введения субсидирования НИОКР для российских предприятий - производителей нефтесервисного оборудования, оборудования нефтяного машиностроения, АСУТП и программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. № 1312;

Разработки четких и прозрачных критериев оценки фактической зависимости предприятий ТЭК от экспортного оборудования и программного обеспечения;

Квотирования закупок отечественного оборудования и программного обеспечения предприятиями ТЭК с обязательным ежегодным ростом квот;

Расширения списка субъектов, подпадающих под действие Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», директив и постановлений Правительства Российской Федерации в части обеспечения приоритета закупок отечественного оборудования и программного обеспечения дочерними, аффилированными и зависимыми организациями компаний с государственным участием;

Дальнейшего совершенствования совместно с общественными и научными организациями следующих федеральных законов:

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
«О промышленной политике в Российской Федерации»;
«О науке и государственной научно-технической политике»;
«О государственной тайне»;
«О передаче прав на единые технологии»;
«О банке развития»;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «О недрах» и другие.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность:

Определения базовых пилотных проектов (точек роста) по производству импортозамещающей техники для подземных и открытых горных работ с осуществлением государственной поддержки, предоставлением налоговых льгот и благоприятных условий финансирования;

Проведения анализа отраслевых планов импортозамещения на период до 2020 года с целью расширения номенклатуры продукции, а также мониторинга встречных экспортно-импортных потоков российского и иностранного горного оборудования с целью выявления отечественного конкурентоспособного оборудования, неиспользуемого в России, но имеющего спрос за рубежом;

Разработки прозрачных целевых показателей реализации стратегии импортозамещения, по которым компании ТЭК должны будут регулярно отчитываться перед Правительством Российской Федерации;

Разработки программы развития производства высокотехнологичных инновационных технологий (информационной защиты, АСУТП, ПО), обеспечив потребности ТЭК;

Изменения формата работы и повестки обсуждения вопросов экспертной группы Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования при Минпромторге России по направлению «Программные средства, АСУТП, системы связи и безопасности для процессов бурения, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья», делая упор на практической реализации стратегии импортозамещения, на вопросах организации стандартизации и сертификации программного обеспечения и АСУТП в ТЭК с привлечением всех компаний ТЭК, экспертного сообщества;

Разработки комплекса государственных стандартов на оборудование, ПО и АСУТП в ТЭК, способствующих опережающему развитию отечественных технологий, информационную безопасность систем;

Проработки совместно с Минобрнауки России вопроса о поддержке комплексных научно-технологических проектов полного цикла в рамках существующих инструментов государственной поддержки, а также рассмотреть возможность разработки профессиональных и образовательных стандартов для подготовки специалистов в области организации и управления выпуском инновационной продукции;

Разработки государственной программы поддержки создания опытно­-промышленных полигонов, испытательных центров с учетом отраслевой специфики и при участии промышленных предприятий;

Проведения экспертизы по присвоению радиоэлектронной продукции, продукции АСУТП, произведенной на территории Российской Федерации, статуса продукции российского происхождения силами Экспертных советов с участием независимого экспертного сообщества соответствующих отраслей производства.

3. Министерству энергетики Российской Федерации рассмотреть возможность:

Курирования вопросов, связанных с обеспечением внедрений отечественных технологий на предприятиях ТЭК, в части специализированного оборудования, ПО и АСУТП путем создания Межведомственной комиссии с обязательным привлечением ответственных сотрудников крупнейших предприятий ТЭК, а также ведущих представителей экспертного сообщества;

Консолидации отраслевой потребности ведущих предприятий ТЭК с целью определения ключевых проектов импортозамещения, а также с целью разработки конкурентоспособных технологий, которые будут массово использоваться большинством предприятий ТЭК;

Введения требования об организации стресс-тестирования АСУТП и ПО на критически важных и особо опасных объектах ТЭК с целью выявления рисков и последствий кибервоздействий на эти объекты, а также санкционных ограничений;

Организации центров тестирования и сертификации отечественных технологий, действующих в интересах всех предприятий ТЭК;

Определения перечня объектов топливно-энергетического комплекса, на которых в обязательном порядке должно быть реализовано импортозамещение высоких технологий (ПО и АСУТП), с целью обеспечения производственной, экологической, информационной и энергетической безопасности, в первую очередь на особо опасных и критически важных объектах ТЭК с учетом требований закона №187-ФЗ.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить удобное и эффективное использование реестра российского программного обеспечения для целей осуществления закупок компаниями ТЭК, а также для удобного поиска отечественных технологий.

5. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации создать условия для расширения использования отечественных информационных технологий в процессах поиска, разведки полезных ископаемых, а также государственного управления подведомственными структурами.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о внедрении в отраслевых учебных заведениях образовательных программ по обучению работе с отечественным программным обеспечением.

7. Профильным комитетам Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации принять участие в работе по совершенствованию законодательной базы, направленной на создание условий для расширения использования отечественного оборудования и ПО отечественного производства в отраслях ТЭК.

Как-то так сложилось в нашей стране, что призывы к поддержке отечественного производителя обычно вызывают лишь негативную реакцию. Мол, было бы что поддерживать. А ведь на самом деле есть что.

Автопром

В большинстве случаев сразу же вспоминают российский автопром, давно уже ставший героем всевозможных анекдотов. Но ведь в России сейчас иностранных марок (а также запчастей для них). И на этих заводях работают тысячи людей. Существует также немало небольших компаний, специализирующихся в самых разных отраслях и производящих качественную продукцию. Именно производящих, а не заказывающих её у китайцев, налепляя впоследствии свой бренд.

IT-индустрия

Нельзя забывать также и IT-индустрию. Тут нам есть что вспомнить. Один только «Яндекс» уже может служить прекрасным примером. Не менее примечательна и «Лаборатория Касперского», которая даже входит в небольшое число российских брендов, хорошо известных за рубежом. Обязательного упоминания заслуживают также такие компании, как «1С» и «ABBYY», Parallels.

Электроника

А вот в электронике мы сильно отстаём. Да, существуют российские бренды, под которыми выпускаются ноутбуки, планшеты и смартфоны, производство которых заказывается у азиатских OEM-сборщиков. И проблема тут заключается вовсе не в том, кто именно припаивает микросхемы к платам. Но в том, что используются сторонние технологии. То есть компания просто сообщает, что именно ей нужно и из каких комплектующих, адаптируя чужие технологии к российским условиям. К счастью есть и производители, не просто использующие чужие наработки, но и создающие свои собственные. Такие, как ООО «Телесистемы», выпускающее крошечные диктофоны и аудио/видеорегистраторы.

Edic-Mini Tiny B22 – самый маленький диктофон от «Телесистем»

Продукты

Очень много достойных брендов среди продуктов питания. Пожалуй это единственная сфера деятельности, где мысль о том, что нужно покупать именно российское, не вызывает отторжения у потребителей. Тут можно вспомнить таких производителей молочной продукции, как «Избёнка» или «Рузское молоко». Ну и конечно же, всевозможные кондитерские бренды, вроде «Рот Фронт», «Кондитерская фабрика Россия» или «Красный Октябрь».

Косметика

Можно найти примеры среди производителей косметики. Такие компании как Natura Siberica, Planeta Organica, «Русское поле», «Рецепты бабушки Агафьи» любимы многими женщинами.

Дизайн

Ну и конечно же дизайнеры и модельеры. Прежде всего, как тут не вспомнить ту же «Студию Лебедева». Да, создаваемое ею подчас достаточно спорно, но ведь дизайн и не может нравиться абсолютно всем. В любом случае это известный и уважаемый многими бренд.

Александр Терехов, создающий шикарные и любимые многими платья. Или качественные пальто, автором которых является Виктория Андреянова.

Можно было бы назвать и такие компании, как «Газпром» или производителя металлургических углей «Мечел», вот только страшно далеки они от простых потребителей. Так же, как и предприятия оборонного и аэрокосмического комплекса. Можно гордиться ими, но за рамки данной статьи они однозначно выходят.

Как нам поддержать отечественного производителя?

К сожалению, стереотип «всё российское - плохо» уже настолько прочно въелся в умы многих отечественных потребителей, что они уже просто даже не желают попробовать найти ему хоть какое-нибудь опровержение. Это уже настоящая привычка ругать своё, появившаяся ещё в годы СССР. Призывы к поддержке российского производителя вызывают у людей только негативную реакцию или просто насмешку.

Так что начинать нужно нам, простым потребителям. В наших силах поддержать мелких производителей.

К тому же есть один очень важный нюанс. Обычно, когда речь заходит о поддержке производителя, то совершенно не разъясняется, что именно стоит за этими словами. По сути своей фраза эта несёт в себе не больше смысла, чем популярная некогда «Пьянству - бой!». Слова не несут в себе конкретного посыла. Вроде бы призыв есть, а к чему непонятно.

Негативную окраску ситуации добавляют также и СМИ, усилиями которых у всех на слуху истории про компании, «прославившиеся» чем-то негативным. Редко когда упоминания удостаиваются позитивные примеры.

Всевозможные правительственные программы по поддержке отечественных производителей ещё со времён перестройки неоднократно доказывали свою полную несостоятельность. Так что начинать нужно нам, простым потребителям. Но делать это не просто по методу «купил любое российское - поступил правильно». Поддержку стоит оказывать только производителям, действительно заслуживающим этого. Таких пока ещё не слишком много. Но поверьте, они действительно существуют. Пусть правительство думает о поддержке тяжёлой промышленности и оборонного комплекса (продукция которого, кстати, недаром славится во всём мире). Ну а в наших силах поддержать мелких производителей.

Какие российские компании вы любите? Пишите в комментарии.

И хотелось бы верить, что по прошествии некоторого времени ситуация всё же изменится и фраза «Поддержим отечественного производителя» будет встречаться не только на развлекательных ресурсах в качестве подписей к карикатурам. Когда «Сделано в России» не будет вызывать отторжение.