Кто такой налоговый агент по НДС? Приобретение товаров у иностранных компаний. Особенности заполнения декларации по НДС для налоговых агентов

Организация или ИП становится налоговым агентом по НДС, если:

  • приобретает у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ (п. 1,2 ст. 161 НК РФ);
  • как посредник реализует на территории РФ товары (работы, услуги, имущественные права) иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, и участвует при этом в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ). В поименованных двух ситуациях исполнять обязанности налогового агента вы не должны, если приобретаете имущество у физлица-иностранца, не являющегося ИП (Письмо Минфина от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • арендует у госорганов и органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципалитетов (абз.1 п.3 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает у органов власти государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (абз.2 п.3 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает (кроме освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика) сырые шкуры животных, лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы (п.8 ст.161 НК РФ);
  • продает на территории РФ конфискованное имущество, имущество, продаваемое по решению суда (кроме случаев, когда должник признан банкротом), клады, ценности (бесхозяйные, скупленные, а также перешедшие по праву наследования государству) (пп. 15 п. 2 ст. 146 , п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает судно, которое в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • предоставляет на территории РФ железнодорожный подвижной состав или контейнеры на основании посреднического договора (за исключением международной перевозки товаров и транспортировки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ) (п.5.1 ст.161 НК РФ).

Обязанности налогового агента по НДС

Говоря простым языком, налоговый агент по НДС должен уплатить налог вместо налогоплательщика, который не может это сделать. В обязанности налогового агента в общем случае входит:

  • исчисление суммы налога;
  • удержание налога из доходов налогоплательщика, выплачиваемых налоговым агентом;
  • перечисление налога в бюджет (п. 1 , пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

При этом не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Даже если вы применяете какой-либо из спецрежимов или применяете общий режим, но освобождены от уплаты НДС, в указанных выше ситуациях вы должны будете выполнять обязанности налогового агента по НДС (Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96).

Плательщики НДС, удержавшие и перечислившие налог в качестве налогового агента, смогут принять его к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Исключение составляют случаи уплаты налога в соответствии с пп. 4 , , 5.1 ст.161 НК РФ .

Если НДС удержать невозможно

Если удержать НДС из доходов налогоплательщика вы не можете, поскольку между вами нет денежных расчетов, то о невозможности удержания налога и сумме образовавшейся задолженности плательщика перед бюджетом необходимо сообщить налоговикам (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ , п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). На это у налогового агента есть месяц со дня, когда стало известно о невозможности удержания НДС. Утвержденной формы для сообщения нет, поэтому можно направить в ИФНС письмо в произвольной форме.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечислять в бюджет удержанный из доходов налогоплательщика НДС налоговый агент должен по месту своего нахождения. Исчисленную сумму налога нужно разделить на 3 и каждую из полученных сумм перечислить в бюджет каждого из 3-х месяцев, следующих за кварталом, в котором сумма НДС была удержана (п. 1 , 3 ст. 174 НК РФ). То есть, например, когда:

  • перечислена оплата иностранной организации за поставленный товар (Письмо Минфина от 11.07.2012 № 03-07-08/177),
  • перечислены деньги органу госвласти по договору аренды помещения;
  • посредником получена оплата за реализованные товары (работы, услуги) иностранного лица (Письмо ФНС от 03.04.2009 № ШС-22-3/257@).

Иное правило установлено для перечисления сумм налога при приобретении облагаемых НДС работ и услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. В этом случае НДС должен быть уплачен в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Поэтому в банк нужно направлять сразу 2 платежки: одну на оплату работ или услуг иностранца, другую - на перечисление налога в бюджет (Письмо Минфина от 09.02.2012 № 03-07-08/33).

Особенности заполнения платежки на уплату налога

При оформлении платежки на перечисление НДС налоговый агент указывает в поле 101 код «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н). А КБК должен быть поставлен тот же, что и при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В 2018-2019 гг. это 182 1 03 01000 01 1000 110.

Как заполнить декларацию по НДС налоговому агенту

В декларации по НДС налоговый агент в обязательном порядке заполняет титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ , п. 3 Порядка заполнения декларации).

В зависимости от того, по каким операциям вы являетесь налоговым агентом, раздел 2 декларации заполняется отдельно (п. 36 Порядка заполнения декларации):

  • по каждому иностранному лицу;
  • по каждому органу госвласти и управления, местного самоуправления.

Другие разделы включаются в декларацию при необходимости отражения в них соответствующих данных. Например, организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками НДС, в обязательном порядке сдают в составе декларации раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».

Скачать бланк декларации можно .

Способы представления декларации налоговыми агентами

Налоговые агенты должны сдавать декларации по НДС в ту ИФНС, в которой состоят на учете. Некоторые из них вправе сами выбирать - сдавать им декларацию на бумаге или в электронном виде. Это налоговые агенты, которые одновременно:

  • не являются посредниками, действующими в интересах другого лица;
  • не являются плательщиками НДС, либо являются плательщиками, но освобождены от обязанности платить НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • не являются крупнейшими налогоплательщиками;
  • имеют среднесписочную численность работников за предыдущий календарный год не более 100 человек (для вновь созданных организаций в указанный лимит должна укладываться численность работников) (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Остальные налоговые агенты должны сдавать декларацию по НДС исключительно в электронном виде. Декларация же, представленная в ИФНС на бумаге, не будет считаться принятой. Из-за чего налоговики могут оштрафовать и заблокировать счета налогового агента (пп. 1 п. 3 ст. 76 , п. 5 ст. 174 НК РФ , Письмо ФНС от 30.01.2015 № ОА-4-17/1350@).

Срок представления декларации

Декларация должна быть представлена налоговикам не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества ?

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС - в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором - организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет : подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы - налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы - арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации - уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету .

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество? Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты - арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества?

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован?

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом ?

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

Совет : есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

Организация - ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности?

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай - когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение - арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды - 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды - 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) - 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) - 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией?

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Ответственность

Внимание: если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.

НДС представляет собой налог федерального значения системы налогового контроля России. Напрямую плательщиками данного бюджетного платежа он не уплачивается, так как считается налогом косвенным.

При выборе системы налогообложения необходимость перечислять государству НДС зачастую играет ключевую роль, вследствие чего многие компании выбирают для своей деятельности специальные налоговые системы.

Однако в том случае, если деятельность по своим характеристикам все же подстроить под УСН или ЕНВД нельзя, налогоплательщики вынуждены работать на ОСНО.

НДС по праву считается самым сложным для понимания налогом. Учет операций по НДС ведется с использованием активного счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и активно-пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Объекты налогообложения и размер ставок

Какие же виды операций подлежат обложению этим налогом? В первую очередь, это реализации товаров. Под реализацией понимается передача товара покупателю с целью получения денежного дохода. Посредством внедрения такого налогового сбора, как НДС, в российскую практику, государство регулирует цены на жизненно важные продукты. Ведь чем больше будет заявленная продавцом цена, тем больший налог, подлежит уплате в федеральный бюджет.

Таким образом, объектом обложения этим налогом является добавленная стоимость при передаче товаров конечному потребителю.

Налоговые ставки в зависимости от объекта дифференцируются и представлены в трех вариантах: 0%, 10% и 18%.

  1. Ставка 0% является экспортной ставкой и распространяется на операции, связанные с передачей товаров за пределы территории России. Правомерное применение этой ставки необходимо подтвердить в органах фискального контроля в течение 180 дней со дня оформления таможенных деклараций, представив полный пакет документов.
  2. Ставка 10% применяется при продаже продуктов питания, товаров для детей и медицинских учреждений, за исключением предметов роскоши.
  3. Ставка 18% является основной расчетной ставкой и применяется во всех случаях не указанных выше.

Отчитываться по НДС следует по истечении каждого квартала до 25 числа следующего месяца.

Налоговый агент по НДС

На практике очень часто возникают ситуации, когда компания, не являющаяся плательщиком НДС, обязана его уплатить, выступая в роли налогового агента.

Компания принимает на себя функции налогового агента по налогу в следующих случаях:

  • Приобретения объектов недвижимости в собственность или в аренду у органов муниципального самоуправления;
  • Продажа имущества, принадлежащего государству (например, конфискованный товар);
  • Приобретение товаров у организаций, не зарегистрированных в России;
  • Если компания выступает в роли посредника между зарубежными компаниями при реализации, которые не зарегистрированы в РФ.

В случае возникновения любого случая из указанного выше списка компания автоматически становится налоговым агентом по НДС.

Права и обязанности

По закону российской Федерации агенты имеют те же права, что и компании, которым вменено уплачивать налог в связи с применением основного налогового режима. Помимо обязанностей по перечислению налога и составлению налоговой декларации в обязанности агента входит:

  • В письменной форме уведомлять налоговые органы о невозможности уплаты перечисления налога в федеральный бюджет;
  • Хранить документы на протяжении четырех лет;
  • Вести учет доходов, как начисленных, так и уплаченных.

Приобретение товаров у иностранных компаний

Самым распространенным случаем возникновения обязанности уплатить НДС за своего контрагента является приобретение товаров у зарубежной организации, не имеющей регистрации в России. Вы станете налоговым агентом, если товар был приобретен на территории нашей страны и этот товар по российским законам облагается НДС.

Если отечественная организация сотрудничает с иностранной компанией, не являющейся резидентом, ей следует определить, кто будет перечислять в бюджет налог. В случае, когда у иностранной компании открыто на территории России постоянное представительство и все расчеты осуществляются с ним, платить НДС за контрагента не нужно. А если же средства перечисляются в головную организацию, расположенную за рубежом, обязанность уплатить налог ложится на российскую компанию.

Как же эта схема реализована на практике? Приобретая товары или услуги у компании-нерезидента, налоговый агент по налогу должен удержать сумму налога к уплате из доходов иностранного контрагента и перечислить его в бюджет. После уплаты налога агент получает право на налоговый вычет по НДС.

Перечислить налог в федеральный бюджет необходимо одновременно с уплатой денег иностранной компании, так как банк не примет к исполнению платежное поручение на перечисление средств компании-нерезиденту, если не предоставлено поручение на уплату налога государству.

В связи с тем, что расчеты с иностранными фирмами осуществляются в валюте другого государства, а НДС необходимо перечислить в рублях, налоговому агенту необходимо произвести пересчет суммы налога в рубли по курсу на дату осуществления платежа.

Посредник в расчетах с иностранной компанией

Имеет место быть и другая ситуация с участием иностранной компании, не имеющей регистрации в России. Когда российская компания является комиссионером и выполняет поручение по приобретению товаров или услуг у компании-нерезидента от имени другой компании, то она выступает налоговым агентом по данному налогу и должна уплатить налог за иностранного партнера. Налог в этом случае рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118%. Расчетная ставка соответствует ставке налога 18%, однако определяется она как отношение ставки налога к расчетной базе, принятой за сто процентов. После перечисления налога компания, являющаяся комитентом, может принять налог к вычету. Только в этом случае отечественная фирма – комиссионер должна выставить ей счет-фактуру от своего имени, но, указав, что этот НДС уплачен за иностранную компанию. Этот документ комиссионер отражает в книге продаж.

Аренда и приобретение в собственность государственного имущества

Еще один распространенный случай уплаты налога агентом возникает, когда компания арендует или приобретает в собственность муниципальное имущество. В случае аренды имущества арендатор должен в течение пяти дней после перечисления арендной платы выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Сроки перечисления НДС налоговым агентом при получении в аренду муниципального имущества такие же, как и для остальных налогоплательщиков до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

В том случае, если налоговый агент сам осуществляет деятельность облагаемую налогом на добавленную стоимость, то он вправе принять уплаченный НДС к вычету. Для этого необходимо чтобы арендованное имущество использовать в облагаемой налогом деятельности, аренда имущества отражена в бухгалтерском учете, а также правильно оформлен счет-фактура и есть документ подтверждающий перечисление налога в бюджет. Принять к вычету НДС можно в том налоговом периоде, когда было произведено перечисление налога в бюджет.

Реализация государственного имущества

Обязанность по уплате НДС налоговым агентом возникает в случае продажи государственного имущества. К этой категории собственности относится конфискованный товар, имущество, подлежащее реализации в соответствие с решением суда, материальные ценности, перешедшие в собственность государству. Если Российской Федерации нужна помощь в реализации такого имущества, привлекаются компании и организации. Для этого Российским фондом федерального имущества проводится конкурс, принять участие в котором могут все желающие. Деятельность компаний, которые прошли конкурсный отбор, регулируется договором поручением на реализацию имущества.

ВАЖНО: Все организации, занимающиеся продажей госимущества, получают особый статус и выполнят функцию налоговых агентов по НДС.

На основе данных о стоимости реализуемого имущества определяется налоговая расчетная база по этому налогу. Если товар является подакцизным, то в стоимость также включается величина акциза.

При продаже имущества нашей страны ставка по налогу установлена в размере 18%. Величина налога к уплате определяется как произведение расчетной базы по налогу и утвержденной налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в полном объеме удерживается из доходов, полученных от реализации государственного имущества. Сроки перечисления налога и представления налоговой декларации такие же, как и для других категорий плательщиков НДС, то есть до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Налоговый агент, ни при каких обстоятельствах, не может принять к вычету уплаченный налог. В его обязанности входит только перечисление налога и составление декларации.

Налоговая декларация для агента

Утвержденная форма декларации по НДС разработана для всех категорий плательщиков этого налога. Пустой бланк налоговой декларации по НДС и образец её заполнения можно скачать по ссылке ниже.

При составлении декларации по НДС компания, являющаяся налоговым агентом по НДС, обязательно заполняет титульный лист документа и раздел №2, который называется «Сумма на­ло­га, под­ле­жа­щая упла­те в бюд­жет, по дан­ным на­логово­го аген­та».

ВАЖНО: В зависимости от того, по каким операциям компания становится налоговым агентом, налоговая декларация отдельно заполняется по каждой иностранной компании или каждому органу муниципального самоуправления.

Помимо раздела №2 налогоплательщик в случае необходимо заполняет и другие разделы декларации. Например, в том случае, если агент сам обязан уплачивать НДС, ему следует оформить раздел №1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика».

При заполнении налоговой декларации по НДС сумму налога следует указывать в полных рублях, то есть округлять по правилам округления.

Способы передачи налоговой декларации

Представлять отчет по налогу, если компания признается налоговым агентом по этому налогу, следует по месту регистрации своей организации.

В соответствие с законом России представлять налоговую декларацию по НДС необходимо только в электронном виде.

Однако в том случае, если выполняются следующие условия, плательщики налога могут самостоятельно определить, как им передать в инспекции декларацию: электронно или на бумаге:

  • Налоговый агент не входит в число крупнейших налогоплательщиков;
  • Среднесписочная численность персонала в год не превышает ста человек;
  • Налоговый агент не выступает в роли посредника и не действует в интересах других компаний;
  • Налоговый агент не является плательщиком данного налога или освобожден от его уплаты.

Организации, в отношении которых эти условия не удовлетворяются, обязаны передать декларацию по НДС в электронном виде.

Ответственность

По закону, если компания не исполнила обязанность налогового агента и не перечислила налог в бюджет Российской Федерации в указанные сроки, для нее предусмотрен штраф в сумме 20% от суммы не перечисленного НДС. Однако штраф может быть наложен только в том случае, если возможность исполнить предписание закона у агента существовала, но не была реализована.

Функции налогового агента имеют свои тонкости, поэтому перед совершением того или иного действия нужно досконально изучить налоговое законодательство, регламентирующее деятельность налоговых агентов.

При исполнении обязанности агентов по НДС при сотрудничестве с иностранными фирмами, компании должны обратить внимание на то, что расчетная база в этом случае определяется не за квартал, а отдельно по каждой сделке в момент получения дохода.

НДС является важным фискальным инструментом государства. Для тех компаний, которые не могут самостоятельно уплачивать данный налог, но осуществляют на территории нашей страны операции, облагаемые НДС, государство разработало систему, позволяющую эту проблему решить. В процессе выполнения роли налоговых агентов компании могут опираться на статью 161 Налогового кодекса России.

Благодаря внедрению НДС в жизнь российского предпринимательства, у государства появилась возможность регулировать поступление налоговых сумм в федеральный бюджет, как от отечественных компаний, так и от нерезидентов, которые осуществляют на территории России торговую и производственную деятельность.

Встречаются ситуации, при которых обязанности по уплате налога в бюджет государства ложатся не на налогоплательщиков непосредственно, а на иных лиц ― налоговых агентов. От них зависит полнота расчета и перечисление налогов, таких как НДФД, НДС и налог на прибыль. Рассмотрим подробнее кто такой налоговый агент по НДС.

Кто такие налоговые агенты

В процессе хозяйственной деятельности у экономических субъектов помимо обязанности перечислять налоги в бюджет по результатам работ может возникнуть и необходимость совершать платежи и в качестве налоговых агентов. Налогами в таких ситуациях выступают НДФЛ, налог на прибыль и НДС. Такие субъекты признаются налоговыми агентами. При этом налоговые агенты сами могут и не быть плательщиками перечисленных налогов. Например, налоговый агент по НДС вправе не рассчитывать налоги от собственной деятельности, но перечислять его за прочих представителей обязан при возникновении некоторых ситуаций.

Обязанности налоговых агентов

Налог За кого перечисляется В каких случаях
НДФЛ За физ.лиц Если физ.лица являются наемными работниками или оказывают определенные виды услуг
Налог на прибыль За юр.лица российские и зарубежные При выплате дивидендов, начислении доходов иностранным организациям
НДС Юр. лица За аренду муниципального имущества, при работе с иностранными учреждениями

Согласно НК РФ, у налогового агента имеются те же права, что и у непосредственных налогоплательщиков. Это лица, которые должны удержать у определенных категорий субъектов налог и перечислить его своевременно и в полном объеме в бюджет страны.

Обязанности налоговых агентов

Возникновение обязанностей у налоговых агентов, касающихся начислений и выплат денежных средств в пользу государства, возникает лишь в случае появления денежных расчетов с непосредственными плательщиками. Если при совершении сделки предусмотрены выплаты в натуральной форме или проведение взаимозачетов, то необходимости в выполнении функций налоговых агентов не возникает.

В таких ситуациях потенциальные агенты обязаны известить налоговые органы о невозможности удержания налога у субъекта и перечислении в бюджет требуемых сумм. Предоставить соответствующее уведомление требуется не позже месяца с момента возникновения причины, в результате которой налог удержан не будет.

Обязанности у субъектов в качестве налоговых агентов по НДС возникают в следующих случаях:

  1. При покупке товаров у незарегистрированных в РФ иностранных лиц.
  2. Приобретение в собственность или в аренду имущества у органов муниципальной власти.
  3. Выступление в качестве посредников при реализации товаров иностранными лицами, не имеющими регистрации в РФ.
  4. Продажа имущества (конфиската, бесхозных вещей), принадлежащего государству.

Не имеют статуса налогового агента лица, занимающиеся реализацией товаров иностранных поставщиков, связанных с проведением Олимпийских игр. Данное правило действует до начала 2017 года.

Налоговыми агентами могут быть признаны и лица, сами плательщиками НДС не являющимися.

Ответственность налогового агента

Налоговые агенты уполномочены совершать следующие действия:

  1. Ведение учета по полученным доходам, начисленным налогам и перечисленным суммам плательщиков, отдельно по каждому представителю.
  2. Своевременное предоставление в контролирующие органы документов с расчетами о начисленных и удержанных суммах. В качестве такого документа налоговые агенты по НДС используют налоговую декларацию по НДС. Сюда же относят и уведомление о невозможности удержания суммы в денежном выражении.
  3. Обеспечение хранения документов, подтверждающих начисление и уплату в сроки не менее 4-х лет.

В зависимости от видов налогов, функции агентов могут быть более расширенными.

При неисполнении своих обязательств налоговые агенты несут ответственность согласно законодательству. Основными причинами выступают случаи неудержания или перечисления налогов не полностью. Подобные действия могут привести к штрафам, равным 20% от стоимости недоимки.

Однако если сама сумма налога не была вовремя удержана из средств непосредственно налогоплательщика, то принудить налогового агента выплатить недостающие средства за счет собственных невозможно, о чем свидетельствует в последнее время судебная практика. Но следует помнить, что неуплата влечет за собой штрафы и растущие пени за каждый просроченный день платежа. Неуведомление о действиях контролирующие органы (отсутствие декларации) также приводит к начислению штрафов.

Налоговый агент по НДС для иностранных организаций

Приобретение товаров и услуг у поставщиков ― иностранцев порождает необходимость исполнения агентских обязательств по НДС.

Условия для возникновения исполнения обязанностей налоговых агентов следующие:

  • покупатель зарегистрирован в налоговых органах как юр. лицо или ИП;
  • местом приобретения товара у иностранного лица признается территория РФ;
  • иностранный продавец не обладает регистрации в ФНС РФ.

Несоблюдение даже одного из условий означает, что дальнейшей необходимости по исполнению обязанностей лица как налогового агента по НДС не возникает. Например, если иностранный продавец зарегистрирован в качестве налогоплательщика в органах ФНС, то у него же и появляется необходимость начислять и уплачивать НДС.

В целях устранения дальнейших разногласий рекомендуется запрашивать при заключении договоров у иностранных контрагентов документы, подтверждающие регистрацию на территории РФ.

Налоговая ставка к перечислению в бюджет рассчитывается в зависимости от условий договора. Применение цены, включающей НДС, предполагает ставку 10/110 или 18/118. Если в стоимости товара НДС не учтен, используют 10% или 18%.

Если предметом реализации представляется товар, освобожденный от НДС согласно НК РФ, то необходимости выполнять функции налоговых агентов не возникает.

Налоговый агент по муниципальному имуществу

При использовании экономическим субъектом муниципального имущества (приобретение, аренда помещения) требуется рассчитать НДС в качестве налогового агента. По итогам расчетов предоставляется декларация в органы ФНС.

Пример . Организация ООО «Ветер» применяет режим ЕНВД (про учет на ЕНВД читайте :). Основой вид деятельности ― розничная торговля. С этими целями ООО «Ветер» арендует помещение у муниципальных властей. Стоимость аренды ― 30 000 рублей в месяц. Организация на этих условиях обязана ежеквартально предоставлять декларацию в органы ФНС по месту осуществления деятельности. Размер начисленного и перечисленного налога за квартал составит 18% от 30 000 за каждый месяц, равен 16 200 рублей.