В составе финансов субъектов хозяйствования выделяют. Характеристика звеньев сферы финансов предприятий

  • 13 Виды и особенности предоставления межбанковских кредитов и кредитов Банка России коммерческим банкам
  • 15.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их характеристика.
  • 16.Виды финансовых рынков и их функции.
  • 17. Выпуск денег в хозяйственный оборот и денежная эмиссия.
  • 18. Государственное регулирование страховой деятельности: основные принципы и формы.
  • 19.Государственный и муниципальный долг: понятие структура и особенности управления
  • 20.Депозитные способы формирования ресурсов коммерческих банков
  • 21 Диагностика вероятности банкротства корпорации.
  • 22 Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
  • 23 Задачи и инструменты стратегического планирования.
  • 24 Изменения денежной массы в современной экономике России.
  • 25 Инструменты и инфраструктура финансового рынка
  • 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
  • 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:
  • 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
  • 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
  • 5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
  • 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
  • 1. Основными финансовыми инструментами кредитного рынка являются:
  • 2. Основными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг являются:
  • 3. Основными финансовыми инструментами валютного рынка являются:
  • 4. Основными финансовыми инструментами страхового рынка являются:
  • 5. Основными финансовыми инструментами рынка золота являются:
  • 26 Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия
  • 28 Классификация издержек. Методы дифференциации затрат
  • 2.Оборотные активы
  • 3. Финансовые активы
  • 30 Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.
  • 31. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
  • 32. Лизинг как форма финансирования инвестиций
  • 34. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение»
  • 1)Объем потребительских расходов, связанный с:
  • 2)Объем инвестиционных расходов, связанный с:
  • 3)Объем государственных расходов: с увеличением этих расходов спрос растет, с уменьшением – падает;
  • 4)Объем расходов на чистый экспорт, связанный с:
  • 35. Межбюджетные трансферты, их характеристика, условия предоставления
  • 1 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
  • 3.Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов рф бюджетам бюджетной системы рф предоставляются в форме:
  • 4.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
  • 36. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.
  • 37.Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в современной России
  • 38. Методы и формы государственного регулирования страхового рынка
  • 39. Методы кредитования, виды ссудных счетов способы и современная практика предоставления и погашения кредитов.
  • 40. Методы определения ставки дисконтирования.
  • 41. Пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
  • 42. Модели дисконтирования дивидендов
  • Investocks объясняет «модель дисконтирвоания дивидендов, ddm»
  • 43. Модель оценки финансовых активов
  • 44.Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций
  • 45. Мсфо и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета
  • 46 Налог на добавленную стоимость: порядок исчисления и уплаты
  • 47 Налог на доходы физических лиц: порядок исчисления и уплаты.
  • 48 Налог на прибыль организаций: определение налоговой базы, порядок исчисления и сроки уплаты.
  • 49 Налоговая система рф: принципы организации, виды налогов и сборов
  • 50 Налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения (налоги лекция 2)
  • 51 Новые явления в биржевой торговле ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  • 52 Общие принципы построения страховых тарифов, актуарные расчеты (страхование лекция 3)
  • 53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана
  • 54 Обязательные виды страхования понятие и характеристика
  • 55 Организация межбюджетных отношений в рф (бюджет лекция 4)
  • 56.Основные мировые тенденции развития мировых рынков
  • 57. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.
  • 58. Оценка заемного потенциала фирмы.
  • 59. Оценка кредитоспособности заемщика в системе управления кредитным риском
  • 60. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика(страховой компании)
  • 61. Понятие и виды денежных потоков.
  • 62. Понятие и виды иностранных инвестиций.
  • 63. Понятие и классификация корпоративных облигаций.
  • 64.Понятие инвестиционного портфеля, виды и принципы его формирования.
  • 65. Понятие о счетах, сущность двойной записи, классификация счетов по отношению к балансу.
  • 66 Понятие структуры и стоимости капитала.
  • 67 Применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, восстановление и порядок возмещения из бюджета.
  • 68 Принципы антимонопольной политики
  • 69. Принципы разработки бюджета капиталовложений
  • 70. Принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков
  • 71 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов.
  • 72 Производные финансовые инструменты: понятие, виды, фундаментальные свойства.
  • 73 Развитие форм кредита и их роль в современной экономике России
  • 74.Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы рф
  • 75. Разграничение расходных бюджетных обязательств в рф: виды расходов, необходимость разграничения, правовое обеспечение.
  • 76. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение, механизм исчисления и уплаты есхн.
  • 77.Снс как система взаимосвязанных экономических показателей
  • 78. Современные основы организации безналичного денежного оборота.
  • 79. Содержание корпоративного налогового планирования.
  • 80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
  • 81. Состав трудовых ресурсов и показатели трудоспособности, занятости, экономической активности населения
  • 2.Уровень занятости трудоспособного населения.
  • 82. Состав, структура и критерии оценки качества активов коммерческих банков.
  • 83. Состояние и особенности развития современной банковской системы России.
  • 84. Статистические методы изучения динамики экономических явлений.
  • 85. Стратегии влияния на стоимость компании, связанные с дивидендной политикой.
  • 86. Страховые резервы и порядок их формирования.
  • 88. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи.
  • 89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.
  • 90. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
  • Раздел 2. Оборотные активы.
  • Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
  • Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
  • 91. Сущность и функции корпоративных финансов.
  • 92. Сущность предмета, объектов и методов бухгалтерского учета.
  • 93. Сущность финансов, их роль в экономике и социальной сфере.
  • 94. Теория (модель) арбитражного ценообразования (атр).
  • 95. Типы дивидентов, формы, порядок и методы их выплат.
  • 96. Типы финансового планированияи виды финансовых планов.
  • 97. Управление оборотным капиталом, чистого оборотного капитала, финансовый и операционный циклы.
  • 98. Управление финансами: содержание, функц-ные элементы, организация.
  • 99. Управление формированим прибыли, точка безубыточности.
  • 100. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и порядок уплаты налога.
  • 101. Участники финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия
  • 102.Факторы, способствующие формированию благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.
  • 103. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев.
  • 104. Финансовый контроль в системе управления корпоративными финансами.
  • 105. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.
  • 106. Финансовый рынок как элемент мобилизации финансовых ресурсов.
  • 107.Финансы коммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
  • 108. Финансы некоммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
  • 109. Фондовая биржа и участники биржевых торгов
  • 110 Формирование собственного капитала организации
  • 111Формы обеспечения возвратности кредита
  • 112. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
  • 113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
  • 114.Цели, задачи и функции финансового менеджмента
  • сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

    Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъ­екты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услуга­ми, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осу­ществления своих функций.

    Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финан­сы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой фи­нансовой системы, именно в этой сфере происходит формирова­ние первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъ­ектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечива­ют процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка фи­нансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяй­ствования осуществляется в зависимости от характера деятель­ности субъекта, который оказывает влияние на источники фор­мирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

    Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйство­вания выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей .

    В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются:

    - финансы акционерных обществ (открытых и закрытых),

    - финансы хозяй­ственных товариществ,

    - финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью,

    - финансы производственных кооперативов,

    - финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Осо­бое место среди них занимают финансы государственных и муни­ципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитар­ных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий на­ходятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.

    В составе финансов некоммерческих организаций в соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют :

    - финансы уч­реждений,

    -финансы потребительских кооперативов,

    -финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

    Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательство.

    Звено финансов индивидуальных предпринимателей появи­лось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуаль­ных предпринимателей.

    Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.

    Финансовые отношения внутри данной сферы обладают воз­можностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финан­совой системы, воздействовать на объем и структуру обществен­ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

    В соста­ве сферы государственных и муниципальных финансов выделя­ют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

    С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансо­вых отношений, имеет следующий вид (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы

    . Финансы субъектов хозяйствования взаи­модействуют с государственными и муниципальными финанса­ми - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и вне­бюджетные фонды, при получении бюджетных средств некото­рыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между орга­низациями существуют взаимосвязи при осуществлении финан­совых операций, к которым относятся, например, уплата штра­фов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивиден­дов и т. п.

    Государственные и муниципальные финансы как сфера фи­нансовой системы также характеризуются тесным взаимодей­ствием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюд­жетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фон­дам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных цен­ных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ре­сурсы последних формируются в основном за счет средств бюд­жетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финан­сами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, нало­гов и других платежей и при получении субъектами хозяйствова­ния сумм на определенные виды расходов; с бюджете - при по­лучении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного саль­до для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджет­ными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.

    Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

  • Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

    · федеральный бюджет;

    · специальные государственные внебюджетные фонды;

    · государственный кредит;

    · финансы предприятий различных форм собственности;

    · финансовый рынок.

    Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

    Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

    Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

    Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных

    средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов.

    Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

    Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

    1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

    2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

    3. система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

    Финансовая система - 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

    Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.

    Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

    Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

    Звенья первой сферы:

    1. Федеральный бюджет;

    2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

    · Пенсионный фонд;

    · Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

    · Фонд обязательного медицинского страхования.

    Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

    3. Государственный кредит

    Звенья второй сферы (финансы предприятий):

    1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

    2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

    3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);

    Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

    1) Социальное страхование;

    2) Личное страхование;

    3) Имущественное страхование;

    4) Страхование ответственности;

    5) Страхование предпринимательских рисков.

    точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

    3. влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

    Существуют следующие ЗАДАЧИ финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

    Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России.

    развитии капиталистических отношений.

    Характерными чертами планово-директивной финансовой политики являются жёсткая централизация финансовых ресурсов и перераспределение их через государственный бюджет в пропорциях, определённых директивами высшего уровня власти. Данная политика ориентируется на внутренние финансовые ресурсы государства практически без его участия в международных финансовых отношениях. Этот тип финансовой политики был характерен для СССР и других стран социалистической ориентации.

    Регулирующий тип финансовой политики вытекает из экономической теории Дж. Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования и вмешательства государства в циклическое развитие рыночной экономики в целях предотвращения кризисов. Характерная черта данного типа финансовой политики – государственное вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью таких финансово-кредитных механизмов, как увеличение расходов государства, инфляционная и циклическая налоговая политика, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста заработной платы, регулирование процентных ставок и занятости.

    Неоконсервативный тип финансовой политики отличает поиск эффективного соотношения государственного регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. В первую очередь, изучаются причины возникновения экономических проблем (высокой инфляции, безработицы, незначительной динамики экономического роста и т.д.), искажающих мотивы рационального поведения человека в рыночной экономике, разрушающих рыночные механизмы, снижающих эффективность факторов производства. После этого определяются возможности устранения этих причин, способы преобразования системы государственного регулирования для мобилизации предпринимательского потенциала экономики. Этот тип финансово-экономической политики использовался всеми развитыми странами в последней трети двадцатого века.

    Инструменты финансовой политики – выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.

    Срок: отчетность предоставляется 1 раз в год по результатам налогового периода в срок организациями до 30 марта. Индивидуальными предпринимателями до 30 апреля, следующего за испекшим нал. периодом.

    Погашение производится по результатам отч. периода в срок до 25 числа, следующего за отчет. периодом, по деятельности за год – в срок предоставления декларации.

    При переходе на УСН организации освобождаются от сл. Налогов:

    · Налог ни прибыль

    · Налог на имущество

    ИП освобождены от сл. Налогов:

    · Налог на имущество др. лиц, используемых в качестве предприниматель. деятельности

    Еще по теме Финансовая система, ее сфера, звенья и элементы:

    1. СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ
    2. 3. Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика.
    3. 1. Основные звенья финансовой системы и ее вспомогательные подсистемы
    4. Финансовая система РФ и ее элементы (институциональный аспект).

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

    По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

    Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

    Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

    Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

    Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

    В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

    Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

    Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

    Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

    1.2 Сферы и звенья финансовой системы

    Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

    Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

    Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике .

    Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

    Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей .

    Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

    Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы - по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений .

    Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

    1)финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

    2)государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

    Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

    Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

    В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

    1) финансы коммерческих организаций

    Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

    Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

    2) финансы некоммерческих организаций.

    Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

    Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.

    Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;

    3) финансы домашних хозяйств.

    Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников .

    Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

    Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

    В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

    Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

    В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам .

    Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

    По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

    В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны .

    Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

    В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

    Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах .

    Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения .

    Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами - финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

    Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

    Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

    Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства .

    Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

    Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.2

    Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.



    Рисунок 1.2 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

    Примечание: источник

    Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.


    Эффективного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Третья глава была посвящена изучению складывающихся тенденций и выявлению на их основе перспектив дальнейшего развития платежной системы Республики Беларусь. Дальнейшее развитие НПС Беларуси должно происходить с учетом общих тенденций, характерных для платежных систем в условиях глобализации и интеграции рынков, роста...

    Сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах, а денежно-кредитная политика стала скорее важным дополнением к бюджетно-налоговой. 3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития и пути ее совершенствования 3.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе Одним из условий...

    Образом в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных...

    Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

    По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

    Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

    Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

    Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

    Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

    Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

    Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

    Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

    Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

    Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

    В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

    1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

    2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

    3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

    4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

    5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

    В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

    Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

    Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

    Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

    1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы