Денежно-кредитная политика банка россии. Инструменты кредитно-денежной политики цб рф

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов .

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Монетарная политика

    ✪ Лекция 10: Центральные банки. Механизмы денежно-кредитной политики

    ✪ Видеоурок по обществознанию "Монетарная политика государства"

    ✪ Простыми словами об устройстве денежно-кредитной системы

    Субтитры

Ограничительная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде

Ограниченная (рестриктивная) кредитно-денежная политика в краткосрочном периоде приводит к снижению нормы процента.

Роль денежно-кредитной политики в экономике

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка [ ] , т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Виды монетарных политик

  • Жёсткая - направлена на поддержание определённого размера денежной массы.
  • Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки .

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Её инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учётной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учётной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы - административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определённый период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации , повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке

Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путём кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учётной ставки

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учётной ставкой . С понижением учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учётную ставку. Повышение учётной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того, чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Инструменты денежно-кредитной политики

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке , чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательных резервов Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учётной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учётную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объёма на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом - операциями на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на решение следующих задач:

Регулирование экономического роста;

Сдерживание инфляции;

Обеспечение занятости населения страны;

Выравнивание платёжного баланса.

Денежно-кредитная политика, направленная на увеличение де­нежной массы в экономике,называется экспансионистской, на сокращение денежной, массы - рестрикционной.

В соответствии с выбранной стратегией Банк России проводит следующие виды политики:

Денежную;

Учетную;

Депозитную;

Валютную.

Каждое направление политики Центробанка время от времени (в зависимости от ситуации в экономике) является приоритетным.

Денежная политика - выпуск (эмиссия) денег и регулирование денежного обращения в стране.

Учетная политика Центрального банки основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Цен­тральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учет­ный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране. При его повышении проводится жесткая политика "до­рогих денег", при понижении - политика "дешевых денег".

Дополнением учетной политики служит ломбардная или зало­говая политика, основанная на предоставлении Центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение вексе­лей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке ка­питалов.

Учетная и ломбардная политика Центрального банка - это ме­ханизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений косвенного воздействия на экономику в целом.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Центральным банком, тем самым оказывая влияние на состояние резервов кредитных институтов.



При проведении экспансивной депозитной политики денеж­ные средства государственного сектора экономики, размещен­ные в Центральном банке, уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы коммерческих банков. Однако при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что приводит к снижению процентных ставок и инфляции. При проведении контрактивной депозит­ной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политики - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений. На­ правление и формы валютной политики, проводимой Цен­тральным банком, зависят от внутриэкономического положе­ния данной страны.
В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменение пари­тетов (девальвация и ревальвация), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика. Одним из средств реализации валютной по­литики является валютное регулирование, направленное на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем кущи-продажи иностранной валюты:

В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает иностранную валюту;

А для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика проводится главным образом в форме валют­ной интервенции, т. е. вмешательства Центрального банка в опе­рации на валютном рынке с целью воздействия на курс нацио­нальной валюты. Особенностью валютной интервенций являет­ся относительно крупные масштабы и короткий период времени.

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ яв­ляются:

1. административные методы - к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как:

Квотирование отдельных видов активных и пассивных опе­раций;

Введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

Ограничения на открытие различных филиалов и отделений;

Лимитирование процентных ставок, тарифов и т. д,;

2. экономические методы - к ним относят использование меро­приятий, не предполагающих установления прямых запретов, на­пример таких, как:

налоговые меры;

Нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кре­дитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточно­сти банковского капитала, а также другие виды отчислений).

Основными инструментами денежно-кредитной политики Бан­ка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии (резервные требования);.

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование кредитных организаций;

Валютные интервенции;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения;

Эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фик­сации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой мини­мальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обяза­тельных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хра­нятся на беспроцентном счете в Центральном банке. Как инструмент денежной политики минимальные резервы вы­полняют двоякую роль: служат текущему регулированию лик­видности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифферен­цированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на 5 пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк Рос­сии имеет право списать в бесспорном порядке с корреспон­дентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кре­дитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Операции на открытом рынке - купля-продажа Банком Рос­сии казначейских векселей, государственных облигаций, про-> чих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные, операций с указанными ценными бума­гами с совершением позднее обратной сделки. Воздействие Центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на от­крытом рынке, Банк создает выгодные условия кредитным ин­ститутам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на откры­том рынке - это наиболее гибкий метод регулирования лик­видности и кредитных возможностей банков путем размеще­ний государственного долга.

Рефинансирование кредитных организаций - кредитование Бан­ком России кредитных организаций. В современных условиях рефинансирование используется как инструмент оказания фи­нансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им
свести до минимума запас ликвидных средств.
Валютные интервенции - купля-продажа Банком России ино­странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в ис­ключительных случаях в целях проведения единой государст­венной денежно-кредитной политики только после консульта­ций с Правительством РФ.

Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одного иди нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направле­ний единой государственной денежно-кредитной политики.

Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуще­ствлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стои­мости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения Советом директоров об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между мак­симально возможной суммой обязательных резервов кредит­ных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего нормати­ва обязательных резервов.

Центральный банк РФ

Центральный банк (Банк России) является основным проводни­ком денежно-кредитной политики, направленной на стабилиза­цию денежного обращения.

Роль ЦБ РФ в экономике заключается: в защите и обеспечении устойчивость рубля; регулировании совокупной денежной массы в экономике; развитии и укреплении банковской системы; воздействии на активность коммерческих банков; установлении единых правил банковской деятельности разъ­яснении отдельных вопросов банковской практики; содействии бесперебойному функционированию системы расчётов.

По мере развития экономики роль ЦБ усиливается и возраста­ет, поскольку именно через денежно-кредитный механизм обес­печивается основа развития денежной системы страны,

Банк России - главное звено современной банковской системы России. Его отличительные особенности:

  • уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью;
  • Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;
  • Банк не регистрируется в налоговых органах;
  • Банк России является юридическим лицом;
  • государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;
  • полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России без его согласия не допускаются.

Для ЦБ РФ характерен принцип независимости - ключевой элемент статуса Банка Рос­сии - проявляется прежде всего в том, что он не входит в струк­туру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом:

Денежной эмиссии;

Организации денежного обращения.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает и освобождает от должности:

Председателя Банка России;

Членов Совета директоров Банка России;

Аудитора Банка России.

Также Государственная Дума утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

1. функцию эмиссионного центра - заключается в том, что ЦБ обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резерв в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижен так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

2. функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, Что главными его клиентами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

3. функцию банка правительства. Независимоот принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и совет­ником правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими по­ставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управле­ние государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним.

Центральный банк использу­ет следующие методы управления государственным долгом:

  • покупает или продаёт государственные обязательства с це­лью воздействия на их курсы и доходность;
  • изменяет условия продажи государственных обязательств;
  • различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов.

4. функцию валютного центра. Исторически сложилось; что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путём учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в Международных и региональ­ных валютно-финансовых, учреждениях.

5. функцию денежно-кредитного регулирования, котораяна совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса.

6. функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения.

Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

Обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

Способствовать проведению более эффективной денежной политики;

Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денеги органи­зует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правша осуществления расчетовв Российской Федерации;

устанавливает единые для всей страну правилапроведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы российской Федерации,если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов; .

Осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервамиБанка России;

Принимает решение о государственной регистрации кредитных
организаций,выдает кредитным организациям лицензии на осу­ществление банковских операций, приостанавливает их дейст­вие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организацийи банковских групп;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­мив соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительст­ва РФ все виды банковских операцийи иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контрольв соответствии с законодательством РФ;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами,а также с юри­дическими и физическими лицами;

Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской
системы РФ;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранныхва­лют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
РФ и организует составление платежного ба­ланса РФ;

Выполняет иные задачи.

Операции ЦБ

1. Пассивные операции Банка России отличаются тем, что источ­ником образования их ресурсов служат преимущественно не соб­ственные капиталы и привлеченные вклады, а. эмиссия банкнот.

К основным пассивным операциям Центробанка относятся:

Эмиссия банкнот;

Прием вкладов коммерческих) банков и казначейства.

Главным Источником ресурсов центральных банков в большин­стве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Повсеместно отменено официальное золотое содержание де­нежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан:

На кредитовании коммерческих банков, государства;

Увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот при кредитовании банкой обеспечена вексе­лями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранных валют -золотом и иностранной валютой. Отсюда следует, что обеспечением банк­нотной эмиссии служат активы Центрального банка. Размеры эмиссии банкнот зависят от активных операций Центрального банка.

Однако не все ссуды Центрального банка кредитной, или государству связаны с новым выпуском банкнот. Кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейст­ва, открытые в Центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия Центрального банка. Источником ресурсов центральных банков также служат вклады казначейства и коммерческих банков. Часть средств коммерче­ские банки обязаны хранить в виде кассовых резервов. Кор­респондентский счет коммерческого банка в Центральном равно­значен по своей ликвидности денежной наличности. Как прави­ло, коммерческие банки имеют определенный остаток на своем корреспондентском счете в Центральном банке, который ста­новится сосредоточением денежных резервов коммерческих банков. Центральный банк не уплачивает процентов по депо­зитам, однако бесплатно осуществляет расчетные операции.

Наряду с банковскими вкладами большое место в пассивах эмис­сионных банков занимают вклады государства. На долю собствен­ного капитала обычно приходится не более 4% пассива ЦБ.

2. Активными операциями называются операции по размещению банковских ресурсов. К основным активным операциям банка относятся:

1. учетно-ссудные операции

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами операций:

Учетными операциями;

Краткосрочными ссудами государству и банкам.

Главными заемщиками центрального банка выступают КБ и государство. К ссудам центральных банковкоммерческие банки прибегают для целевого кредитования своих клиентов, а также в период на­пряженного положения на денежном рынке. Такие ссуды принимают следующие формы:

Переучет и перезалог векселей;

Перезалог ценных бумаг;

Целевые ссуды Центрального банка на инвестиционные цели.

Переучет и перезалог векселей заключается в том, что ЦБ переучитывает векселя, предоставляемые коммерческими банками. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленных стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства. Перезалог векселей - это кратко­срочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческим банкам.

Перезалог ценных бумаг - выдача, банковских ссуд под государ­ственные ценные бумаги, однако в некоторых странах допус­кается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг. Методом покрытия кассовых резервов могут быть прямые бан­ковские ссуды правительству сроком не более одного года. Крат­косрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

2. вложения в государственные ценные бумаги осуществ­ляться банком с различными целями. Покупка центральными банками государственных облигаций служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покры­тия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства практически отсутствует или ограничено законом,

вышеуказанных мер.

3.операции с золотом и иностранной валютой практикуются, как правило, в условиях крайней необходимости для государства и применяются реже вышеуказанных мер.

    Денежно-кредитная политика - (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Денежно кредитная (монетарная) политика это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную … Википедия

    Денежно кредитная политика это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Воздействие на макроэкономические… … Википедия

    - (monetary policy) Использование правительством или центральным банком процентных ставок или контроля за денежной массой с целью оказания воздействия на экономику. Целью денежно кредитной политики может быть достижение желаемого уровня или… … Экономический словарь

    Действия, предпринимаемые советом управляющих Центрального банка (Федеральной резервной системы в США) с целью оказания влияния на предложение денег или процентные ставки в экономике. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов.… … Финансовый словарь

    Система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики. В капиталистических странах буржуазное… … Большая советская энциклопедия

    Основная статья: Денежно кредитная политика Денежно кредитная политика Центрального банка совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного… … Википедия

    Основная статья: Денежно кредитная политика Денежно кредитная политика Центрального банка совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного… … Википедия

    Финансовая политика совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика совокупность … Википедия

Книги

  • Организация деятельности центрального банка , Акопов В.С.. В учебнике освещаются ключевые вопросы структуры организации деятельности и функций центральных банков. Дано теоретическое обоснование выполняемых центральнымибанками функций и…

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ста­вок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных ка­питалов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической по­литики. Ее главная задача - регулирование предложения де­нег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на об­щие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денеж­ных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных пока­зателей, конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулиро­вания, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики госу­дарства. Этим законодательным документом определяются важ­нейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государст­ва. В данном документе конкретизированы на планируемый пе­риод мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэконо­мической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом стра­ны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной поли­тики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанав­ливаются конечные цели денежно-кредитной политики в фор­ме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состо­яния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели де­нежно-кредитной политики в форме конкретных количествен­ных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших де­нежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относят­ся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Нацио­нального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию цен­трального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливае­мые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов де­нежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитно­го регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирова­ния выступают макроэкономические характеристики исполь­зования кредита, посредством которых центральный банк име­ет возможность воздействовать на экономику, текущее потреб­ление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономиче­ского эффекта центральный банк обеспечивает путем использо­вания рычагов экономического воздействия, корректируя эко­номические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

· по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

· по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

· по форме воздействия - прямые и косвенные;

· по числу объектов воздействия - общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулиро­вания банковских систем. В условиях слабо развитого внутри­государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на за­рубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру опера­ций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использова­ние не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регули­рования выделяют следующие основные группы:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

· переучет векселей;

· ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

· ломбардный кредитный аукцион;

· операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтраль­ную процентную политику (ставка значительно превышает уро­вень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Занижен­ный уровень процентной ставки центрального банка по сравне­нию с уровнем инфляции представляет собой форму внеэконо­мического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммер­ческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повы­шение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Та­ким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и од­новременно служит ограничителем верхнего предела их коле­баний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, централь­ный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требо­вания) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке долж­ны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следую­щие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), ста­билизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности бан­ков. Таким образом, резервные требования выступают инстру­ментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлечен­ных денежных средств в фонде обязательных резервов, разме­щаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовне-сенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспор­ного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненно­го выполнения резервных требований, что создает саморегули­руемую систему стабилизации объемов ликвидности банков­ской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматри­ваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резерв­ных требований кредитной организации (среднюю арифмети­ческую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уров­не по сравнению с установленной величиной резервных требо­ваний, при этом происходит автоматическое изъятие избыточ­ной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законо­дательном порядке и представляет собой процентное отноше­ние суммы минимальных резервов к абсолютным или относи­тельным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы об­щие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требо­ваний, центральный банк регулирует объемы, структуру и ди­намику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных ак­тивов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обя­зательного резервирования как инструмента денежно-кредит­ной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резерв­ных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие струк­турные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официаль­ные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осущест­вляется управление ими. Центральные банки регулируют обра­щение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и ре­жим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резиден­тов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил бир­жевой торговли иностранными валютами и драгоценными ме­таллами, определения порядка лицензирования биржевой дея­тельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представле­ния необходимой информации о валютных операциях в цен­тральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с упол­номоченными государственными органами устанавливает по­рядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осущест­влении банковских операций, иностранной и национальной ва­люты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функ­ции агентов валютного контроля, которые могут быть возложе­ны на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмис­сионным банком, состоят из операций покупки-продажи цен­ных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен­ных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным бан­ком ценных бумаг у кредитных организаций резервы послед­них увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет лик­видность как отдельных банков, так и банковской системы в це­лом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покуп­ки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздей­ствует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокраще­ние) кредитных вложений в реальный сектор экономики со сто­роны кредитных организаций. Таким образом операции эмис­сионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики приме­няется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, ре­же - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рын­ке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяют­ся стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние проце­дуры. При проведении операций на открытом рынке использу­ются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государствен­ными ценными бумагами могут влиять на изменение валютно­го курса, и потому используются центральным банком для воз­действия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной ос­нове. Например, продажа краткосрочных казначейских вексе­лей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции бо­лее многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валют­ном рынке, которые он проводит в целях реализации денеж­но-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегу­лярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию лик­видности банковской отрасли и процентных ставок на денеж­ном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в цен­тральном банке) осуществляется на основе ежедневного состав­ления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увели­чения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской сис­темы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты:

· постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕПО;

· доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

· дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъя­тия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рын­ке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъя­тие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществля­ется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные про­центные ставки; квотирование (прямые количественные огра­ничения на объемы путем установления индивидуальных ли­митов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индиви­дуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики цен­трального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебани­ях ликвидности, процентных ставок и других значимых пере­менах финансового рынка. Инструменты антикризисного ре­гулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депо­зитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контра­гентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 10 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 11 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 12 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 13 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 14 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 15 страница

  • Томский государственный университет

    Экономический факультет

    Кафедра государственного регулирования национальной экономики

    Денежно-кредитная политика

    центральных банков.

    Научный руководитель:

    Доктор экономических наук,

    профессор Шушарин А.Л.

    Томск 1997

    План.

    1. Введение..................................................................................................................

    2. Ðîëü è çíà÷åíèå öåíòðàëüíîãî áàíêà ...............................................................

    2.1 Öåëü äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè öåíòðàëüíîãî áàíêà....................................

    2.2 Ôóíêöèè öåíòðàëüíîãî áàíêà...............................................................................

    2.3 Òèïû äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè.....................................................................

    3. Èíñòðóìåíòàðèé äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè..........................................

    3.1 Êîíòðîëü íàä áàíêîâñêîé ñèñòåìîé....................................................................

    3.2 Ðåãóëèðîâàíèå ñèñòåìû ïëàòåæåé..................................................................

    3.3 Îïåðàöèè íà îòêðûòîì ðûíêå...............................................................................

    3.4 Ó÷åòíàÿ ïîëèòèêà...............................................................................................

    3.5 Ðåçåðâíûå òðåáîâàíèÿ......................................................................................

    4. Заключение..........................................................................................................

    5. список ипользованной литературы.......................................................

    Введение

    Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-кредитной политики, а также затронем мировой опыт использования инструментов данной политики.

    На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших социалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливо показали огромную роль центрального банка западного образца в осуществлении важнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статус центрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебаты по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение о чрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их с полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

    На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двух долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров на экономических и политических границах. Эти процессы открывают новые возможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. В то же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры, частью которой является центральный банк со своей особой ролью в регулировании этих процессов.

    Любое государство ставит перед собой цели экономического развития, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен, сохранение внешнеэкономического равновесия.

    Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире центральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся постоянно в поле зрения центрального банка.

    Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также необходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

    Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Совета управляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главных целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовывать степень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальная политика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственных расходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровне ликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос о степени независимости центрального банка от правительства, чтобы не было возможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, так как такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровню инфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса о разделении функций.

    Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ее следует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системы государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных законодательной властью.

    Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременную стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния на принятие хозяйственных решений.

    (1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113

    Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений. Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочным макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания в экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержать экономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают воздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как решениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее. Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей применяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между политическими решениями и конечными результатами, например, темпы роста номинального и реального доходов или номинальные или реальные процентные ставки.

    Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования заключается в косвенном характере ее воздействия на производство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иных хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций, условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так: смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие дискуссии о методах решениях поставленных задач.

    В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными законами.

    Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:

    «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;