Бедность и безработица как социальные феномены. Бедность и нищета как социальные явления

Бедность - крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость. бедность борьба мир россия

Сущность бедности. Выделяют два вида бедности.

  • 1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей - в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.
  • 2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся "нормальным" в данном обществе уровнем жизни. Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на "устойчивую" бедность (бедность "по наследству") и "плавающую" (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Масштабы бедности. Доля бедных в общей численности населения различается от одной страны к другой, а также варьируется в пределах одного государства.

Первые экономико-статистические исследования бедности начались в Великобритании в конце 19 в. В 1889 английский ученый Чарлз Бут опубликовал работу, показавшую, что 1/3 населения Лондона проживает в условиях бедности. Эти данные потрясли общество, так как Англия в тот момент была одной из самых богатых стран мира. На данный момент в Великобритании не существует официального определения бедности, поэтому критерием для выплаты пособий служит доход семьи, а сама черта бедности определяется как уровень дополнительного пособия. К 1990-м, согласно этому критерию, 17 % населения страны было отнесено к бедным.

Рисунок 1. Динамика уровня бедности в США, доля от совокупного населения

В 1960-е в США исследование социолога Майкла Харрингтона продемонстрировало, что в одной из богатейших стран мира более 20 % населения проживало в условиях бедности. В 1964 правительство США установило официальную черту бедности и стало проводить регулярные исследования национального уровня бедности (рис. 1). Основой для отнесения американской семьи в разряд бедных служат ее затраты на питание, которые должны составлять не менее 1/3 всех доходов семьи, чтобы ее посчитали бедной. Благодаря государственным социальным программам, уровень бедности в США к концу 20 в. заметно сократился. Однако даже в начале 21 в. он все еще составляет более 10 % от общего населения страны.


Эссе на тему:

«Бедность как социальный феномен в российском обществе»

В общем виде теоретические рассуждения относительно бедности в современной социологии можно свести к пересечению двух оснований: уровня объяснения (индивид/ общество) и способа объяснения (детерминизм/конструктивизм). Если уровень объяснения предполагает выведение причин бедности из особенностей индивида или социальной системы, то способ объяснения – соотнесение с «детерминистскими» или «конструктивистскими» (волюнтаристскими) аналитическими традициями. Первое отражает стратегию анализа, а второе – метод социологической аргументации в рамках позитивистской или интерпретативной (герменевтической) доктрины.

Детерминизм в данном случае связан с признанием бедности как «естественного» состояния и выведением доминирующего основания в объяснении. В свою очередь, конструктивизм пытается преодолеть однозначность такого подхода и учесть влияние других факторов в формировании социального класса (бедности).

Таблица 1

Теоретические основания бедности

Для первого объяснения центральной является концепция «культуры бедности», которая связывает бедность с особым образом жизни. Второе объяснение – марксистский классовый анализ – прослеживает сущностную связь бедности с капиталистической системой. Оба эти варианта трактуют бедность как естественнонаучный, объективно существующий факт.

Теоретические посылки научного обоснования первой позиции отражены в социал-дарвинизме и в работах Г. Спенсера (1820-1903). Бедность представлялась следствием недостатков личных усилий, а также инструментом изоляции несостоятельных граждан в либеральном обществе. Изменение характера этой связи через государственное вмешательство считалось неприемлемым и даже опасным для общества. Государственное вмешательство означало ограничение свободы деятельности людей, а помощь одним за счет других – перераспределение бедности, а не ее ликвидацию.

Сюда же можно отнести концепцию «культуры бедности» О. Льюиса, изучавшего в 1950 – 1960-е гг. сельскую жизнь в Латинской Америке и оказавшего значительное влияние на социологические исследования бедности того времени, и на политику в отношении бедности. Согласно его концепции, изоляция бедных в обществе происходит через особую, передаваемую из поколения в поколение, культуру, которая, с одной стороны, представляет собой результат индивидуальных реакций на маргинальную позицию в стратифицированном, индивидуалистском капиталистическом обществе, а с другой – относительно устойчивую, независимую от внешних условий, вполне рациональную систему ценностей, норм и правил решения жизненных проблем. Ее воспроизводство объясняется не столько сохранением материальных и социальных условий, в которых она складывается, сколько процессом социализации. Отсюда происходит особое внимание к семье низшего класса и многочисленные рассуждения об изменении института семьи (матриархальная семья, многопроблемная семья и т.д.) и о роли семейной социализации в передаче культуры.

Если в социал-дарвинизме нашла выражение посылка индивидуальной ответственности за бедность, то марксизм разработал теорию научного анализа социальных причин бедности, в котором бедность напрямую связывалась с особенностями капиталистического способа производства и зависимого положения трудящихся от капиталистов, эксплуатируемых от эксплуататоров. Господство частной собственности на средства производства, а отсюда – классовое деление в зависимости от положения в системе общественного производства считалось основной причиной бедности.

К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли три типа бедности: абсолютную, социальную (относительную) и физическую. Абсолютная бедность рабочего означала, что на продажу он может предложить только один товар – свою рабочую силу, и что рабочий противостоит богатству всего лишь как рабочая сила. Показателем социальной бедности , или относительного обнищания рабочего класса - представлялась норма эксплуатации, тесно связанная с величиной расхождений между оплаченным и неоплаченным трудом или долей зарплаты трудящихся в национальном доходе. И, наконец, физическая бедность отражала подчинение потребления рабочего класса целям капиталистического накопления.

Разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом типология бедности подчинена доказательству базового положения о том, что бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе – отношений эксплуатации, обусловленных занимаемым классовым положением. В качестве критериев бедности выступали собственность на средства производства и мера эксплуатации. В марксизме бедность – это следствие и необходимый продукт капиталистического производства, выражение противоречий капитализма. Только пролетарская революция и радикальное переустройство общества могут преодолеть бедность

Два других объяснения (стили и риски бедности, социальное исключение) выстраивают свою аргументацию через тезис постоянного конструирования и реконструирования социальной действительности в ходе взаимодействия множества факторов, а потому признают необходимость иного, недетерминистского объяснения природы бедности. Так, в постмодернистских концепциях стилей и рисков бедности упор делается на человеческой активности (субъектности) и в появлении «новых» бедных видится результат взаимодействия индивидуальных практик поведения и различных институциональных регламентаций. Концепция социального исключения предполагает определение узловых точек интеракций (пересечений) между различными социальными позициями, в ходе которых, с одной стороны, накапливаются трудности и сокращаются возможности их преодоления, а с другой – формируются способы действия с разными перспективами восстановления благополучия.

Экономист А. Сэн, попытался упорядочить концепцию социального исключения перечислением основных черт современной бедности. Во-первых, он понимает бедность не как недостаток чего-либо, а как бедные условия жизни. Низкий доход является лишь одним из множества факторов, конституирующих отсутствие возможности следовать минимально приемлемому уровню жизни. Например, исключение или отлучение от возможности участия в труде или получения кредита ведет к экономическому обеднению, а уж потом – к депривации (лишениям). Таким образом, социальное исключение – это инструментальная причина текущих жизненных трудностей и возможных неудач . Во-вторых, он выделяет характеристики относительной депривации, ведущей к переживанию бедности. Бедность появляется тогда, когда нет возможности следовать принятым социальным практикам без ущемления себя. Например, голод в традиционных обществах может быть связан не только с физической нехваткой пищи, но и с традицией обмениваться продуктами. Во избежание позора приходится следовать этой традиции и голодать. В-третьих, социальная политика может приводить не только к социальному исключению, но и к неудачному включению. Для практического решения вопроса А. Сэн предлагает выявлять все возможные формы социального исключения как лишения возможностей: универсальные – низкий уровень образования, национальные – связанные, например, с низким уровнем экономического развития и т.п.

Попытки обобщить социологический опыт анализа социального исключения и бедности были предприняты коллективом европейских социологов. Они выделили три основных дискурса, в которых разрабатывается концепция исключения/включения: 1) социальные проблемы и неравенства; 2) социальная интеграция и порядок; 3) институциональный механизм участия в обществе. Социальное исключение представляется как многомерный и кумулятивный (совокупный) процесс взаимодействия и взаимовлияния различных факторов. Безработица и ситуация на рынке труда по-прежнему остаются в центре внимания, но уже наряду с другими проявлениями исключения: низкий уровень образования, уязвимые или нестабильные семьи, инвалиды, люди со слабым здоровьем, бездомные и т.д. 1

Что касается нашей страны, то в Советской России бедность считалась нормальным явлением, эталоном жизни в условиях административно-командной системы. Все основные институты: экономические (предприятие и система оплаты труда), политические, социально-культурные были ориентированы на воспроизводство равенства в бедности и оправдание нужды во имя неких идеалов справедливости. Система заработной платы поощряла лень, апатию и социальное иждивенчество, система образования готовила пассивного исполнителя, существующий механизм перераспределения ресурсов и сильная социальная политика поощряли экономическую зависимость. Официально бедных не существовало. Это не исключало наличие категорий людей с низким уровнем жизни, чье материальное положение характеризовало отсутствие или недостаток ресурсов для удовлетворения минимальных потребностей. К ним чаще всего относились пенсионеры, неполные и многодетные семьи, то есть традиционные категории нуждающихся. Общая доля реально бедных колебалась от 10 до 20%. 2

Признание существования в России проблемы бедности в настоящее время и усиление интереса к ней наряду с институализацией в государстве данного явления (создание служб занятости, комитетов социальной защиты) свидетельствует о появлении в России бедности в обычном, общепринятом для стран с рыночной экономикой виде. По разным оценкам доля бедного населения в современной России колеблется от 30 до 50% населения страны. Однако, как правило, в них не учитываются "невидимые" доходы от предпринимательской деятельности и подсобного хозяйства, помощь родственников и сбережения прошлых лет. Кроме того, дополнительно создает трудности в расчетах и анализе масштабов бедности традиционно русская ориентация на экономию (аскетический образ жизни советского времени), противостоящая потребительству, столь характерному на Западе.

Динамика доли малоимущего населения, по данным Госкомстата РФ, начиная с 1992 г. до 1998 г. имела формально тенденцию к снижению (с 33,5% до 20,8%); однако с III квартала 1998 г. (в результате дефолта 17 августа) произошел существенный рост удельного веса бедных с максимальной точкой в I квартале 2000 г. (41,2%). Истекшее десятилетие, когда численность бедного населения колебалась в пределах от 30 до 60 млн. чел., характеризует весьма тяжелую ситуацию в стране, если учитывать, что сам уровень прожиточного минимума (ПМ) обеспечивает лишь физическое выживание: от 68 до 52% его объема составляют расходы на питание. Таким образом, в этих условиях около 45 млн. чел. либо вырабатывали стратегию выживания, либо пауперизировались, переходя в слой маргиналов. По данным Госкомстата РФ в III квартале 2003 г. доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности составляла 21,9% или 31,2 млн. человек. Эти цифры свидетельствуют о динамике существенного снижения бедности.

Детальный анализ состава бедных семей или то, что называется "профилем" бедных, показывает, что в демографическом плане из общего числа членов семей более четверти (27,3%) - это дети до 16 лет, около пятой части (17,2%) - лица старше трудоспособного возраста, а остальные - более половины (55,5%) - трудоспособное население. Специальные расчеты показывают, что по половозрастному признаку в состав населения с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 1999 г. входило 59,1 млн. чел., в том числе 15,2 млн. детей, 24,9 млн. женщин и 19,0 млн. мужчин. Это означает, что бедными были: 52,4% от общей численности детей до 16 лет, 39,5% от числа женщин и 35,6% от числа мужчин. Такова самая общая характеристика. Она свидетельствует о том, что по уровню материальной обеспеченности более половины детей находятся ниже "границы" достойной жизни, а доля бедных женщин выше, чем доля бедных мужчин. Несмотря на то, что разница по полу невелика, все-таки есть все основания говорить о феминизации бедности, что подтверждается и формирующими ее факторами.

По социальному составу среди бедных выделяются следующие группы взрослого населения: более одной трети (39,0%) - это работающие, около одной пятой (20,6%) - пенсионеры, 3% - безработные, 5,3% - домохозяйки, включая женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком. В плане демографической типологии среди бедных семей отмечаются три группы: а) супружеские пары с детьми и другими родственниками (50,8%); б) неполные семьи, которые могут включать в свой состав других родственников (19,4%). 3

Кроме того, наблюдается очевидная тенденция смещения российской бедности в сторону малых городов и сельских поселений. Если в среднем по России по данным социологических исследований насчитывается 23,4% живущих за чертой бедности, то на селе - 30,6%, в малых городах - 24,2%, а в крупных областных и столичных регионах - 18-19%. 4

  1. социального статуса. Глава I. Мода как социальный психологический феномен . На все общество мода... на выявление взаимосвязи такого фактора, как «бедность» и «мода» было выявлено, ...
  2. Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России

    Курсовая работа >> Социология

    Последнее десятилетие в российском обществе расширилась социальная база личностей, ... Объект исследования - благотворительность как социальный феномен . Предмет – возрождение... Профилактические программы борьбы с бедностью , предназначенные для людей...

  3. Социальный российском обществе

    Дипломная работа >> Социология

    Объект исследования: Проституция как социальный феномен . Предмет исследования: Социальный контроль проституции в современном российском обществе . Цель исследования... половое неравенство, расизм и колониализм, бедность , секс-туризм и такие виды экономического...

Первый этап - ииформациоино-аналитичекий. Постановка социального диагноза. На данном этапе происходит идентификация и фиксация ситуации (отдельного случая) как социально-опасной, кризисной, неблагополучной. Идет сбор предварительных данных. Идентификация и оценка потребности клиента (семьи) включает в себя изучение личности, межличностных отношений в семье и особенностей ее взаимодействия с социальным окружением.

Вопросы, на которые необходимо ответить в процессе работы:

  • кто является клиентом, каковы его демографические характеристики и стадия развития жизненного цикла;
  • проблемы, которые больше всего беспокоят семью, ее окружающих, детей, близких родственников, социального работника;
  • как, когда и кто заметил проблему или потребность, и что этому предшествовало;
  • основные внутри-, межличностные, групповые и местные стрессовые факторы, мешающие семье (клиенту) адекватно или оптимально функционировать;
  • необходимость социальной поддержки;
  • необходимость в экстренной помощи семье (какой именно);
  • адекватность роли взрослых членов семьи в решении кризисной обстановки;
  • готовность семьи сотрудничать с социальной службой;
  • какими возможностями при оказании помощи располагает конкретный ребенок, семья, группа или система социальной поддержки;
  • взаимосвязь характеристик семьи и социальных условий, в которых она находится;
  • согласование целей, которые стоят перед социальной службой в плане оказания помощи семье;
  • действия службы, социального работника, наилучшим способом отвечающие характеристики семьи, ее проблемам и потребностям.

Второй этап - прямое вмешательство в семейную ситуацию. Задача - смягчение воздействия стрессового фактора путем оказания экстренной социальной помощи, снятия экономического напряжения и мобилизации усилий семьи на преодоление собственных проблем и кризисов.

Формы и виды социального вмешательства:

  • 1. Экстренное (кризисное) прямое вмешательство на чрезвычайную ситуацию (суицид, психологический, алкогольный или наркотический шоки, угроза жизни и т.д.).
  • 2. Опосредованное квалифицированное вмешательство. На данном этапе специалист по социальной работе анализирует положение дел в семье, определяет причину неспособности членов семьи справиться с ситуацией в остром кризисном периоде. Социальный работник привлекает к работе психологов, психотерапевтов, юристов, т.е. выполняет посреднические, ориентировочные, информационные, интерпретационные и др. функции.
  • 3. Прямое (жесткое, строгое) вмешательство. Данное

вмешательство осуществляется в случаях с семьями с асоциальным поведением (алкоголизм, жестокое обращение и детьми), когда обстановка в семье выходит за рамки дозволенного, нарушаются права и свободы личности.

Третий этап - заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование.

Договор (рабочее соглашение) происходит между семьёй (клиентом) и Центром в лице его специалиста, ответственного за патронаж.

В договоре могут оговариваться:

  • цели предстоящей работы;
  • используемые процедуры и методики;
  • ключевые проблемы, которые необходимо решить в процессе патронажа;
  • круг специалистов, которые будут оказывать помощь бедным семьям, детям из бедных семей, как в рамках социальной службы, так и других органов (образование, здравоохранение, юстиция и т.д.).

Заключенный договор не является юридическим документом. Он содержит только моральные обязательства социальной службы и семьи (клиента), ребенка из этой семьи, друг перед другом и допускает пересмотр отдельных позиций по мере продвижения в работе.

Четвертый этап - непосредственная поддержка (патронат) или социальная терапия.

Оттого, насколько четко будет организована работа с семьёй, ребенком из таких семей, зависит конечный результат работы. Для этого социальному работнику необходимо: во-первых, четко представлять семью, с которой необходимо работать, т.е. знать:

  • материальное положение;
  • каков в пей характер взаимоотношений;
  • моральный облик семьи;
  • воспитательный потенциал семьи;
  • отношение к ребенку в семье.

Во-вторых, создать вокруг семьи атмосферу, максимально благоприятную для решения жизненно важных семейных проблем.

В-третьих, организовать взаимодействие с семьёй и одновременно конкретную помощь ей или ребенку из этой семьи.

В-четвертых, осуществлять контроль в процессе выполнения функций, поддерживающих семью.

Пятый этап - контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

Действия социального контроля - это реакция на индивидуальные действия семьи (порицание или осуждение, выяснение обстоятельств и причин, предложенной помощи и т.д.), преследующие (с позиции социальной службы) цели устранения нежелательных действий членов семьи.

Контроль осуществляется па всех этапах работы в виде различных функций:

  • регулирующая;
  • отслеживающая;
  • оценочная.

Каждая неблагополучная семья характеризуется определённой степенью готовности работать над определением и решением своих проблем. Установление этой степени дает возможность сформулировать актуальную цель работы с семьями по реализации планируемых изменений.

Если говорить в общем, то стоит отметить, что профилактика бедности должна проходить и па педагогическом и на психологическом и па социальном уровне. Только совместная поддержка бедных семей и работа с такими семьями позволит уменьшить разрушительные последствия бедности и минимизировать давление этого социального явления на детей из малообеспеченных и особенно бедных семей. Для осуществления вышеперечисленных задач мы предоставляем алгоритм социальной деятельности социального работника с детьми из бедных семей и бедными семьями, который, надеемся поможет в работе социальных работников.

Мурманский государственный технический университет

Кафедра истории и социологии

Реферат по социологии

Бедность как социальный феномен

Выполнил: студент ТХФ

гр. ПИ 221.1

Стельмах А.В.

Проверил: Артеменков А.А..

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие бедности. История изучения бедности………………………...4

2. Основные концепции изучения и измерения бедности………………...5

3. Проблема бедности в России……………………………………………...7

3.1.Группы «социального дна», их признаки……………………………7

3.2.Причины нисходящей социальной мобильности…………………..10

3.3.На грани «дна»………………………………………………………..11

4. Методы борьбы с бедностью…………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………...14


Введение

Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче.

В данном реферате я рассмотрел следующие вопросы: различные трактовки понятия бедность, история изучения бедности, основные концепции изучения и измерения бедности. Темой реферата, которой я уделил особое внимание, стала проблема бедности в России, при изучении которой я выделил основные группы бедных, их признаки. Рассмотрел категорию людей, стоящих близко к границе бедности. Попытался выяснить причины их падения на «социальное дно», а также методы борьбы с этим явлением.


Понятие бедности. История изучения бедности.

Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ .

Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до пер­вой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и совре­менные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже рабо­ты А. Смита выявили относительную при­роду бедности через связь бедности и со­циального стыда, т.е. разрывом между со­циальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять чер­ту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворе­нием основных потребностей индивида, свя­занных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проб­лем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зре­ния состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.

За последние 20-30 лет были разработа­ны альтернативные теории бедности, по­влиявшие на формирование социальной по­литики по борьбе с бедностью. Значитель­ное влияние в 1980-е гг. оказало эмпириче­ское определение черты бедности (так на­зываемое Лейденское определение), исходя­щее из представления людей о достаточном минимальном доходе, являющемся функци­ей их действительного дохода; широкое рас­пространение он получил в Нидерландах.

В России исследования бедности на осно­ве бюджетных обследований начались в 1908-1909 гг., наиболее известное - прове­денное А.М. Стопани в 1909 г. и опублико­ванное в 1913 г. и полностью в 1916 г. - ка­салось бюджета нефтепромышленного ра­бочего, это единственное до сих пор иссле­дование, давшее анализ потребностей и бюджетов и в национальном разрезе (7 на­циональностей). По этому обследованию са­мые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины; специаль­но исследовались бюджеты безработных. В 1918г. был составлен первый минимальный бюджет, а бюджетные обследования город­ских рабочих и служащих продолжались по 1927 г. и их публикация по 1929 г., бюджеты колхозников на 1-2 года дольше, но послед­ние были в значительной мере фальсифици­рованы. Прекращение сначала публикаций, а затем и самих обследований было связано с резко отличавшейся по их результатам картиной уровня жизни от тех описаний, которые давались официально. Самый "не­приличный" факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни расходам семьи. В послевоен­ное время в СССР была опубликована един­ственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при упот­реблении только термина малообеспечен­ности, который продолжал употребляться даже в многочисленных работах конца 1980-начала 1990-х гг. Реформа цен в 1991 г. и резкое падение уровня жизни привели к вве­дению понятия бедности и появлению спе­циальных исследований этого феномена.

Специальное исследование бедных семей было проведено по опросу ВЦИОМа в 1994 г. на основе репрезентативной выборки взрос­лого населения по полу, возрасту, уровню образования, типам населенных пунктов. Большое значение при таких исследованиях бедности в странах с переходной экономи­кой (транзитные страны) имеет сравнение старых и новых бедных, т.е. тех социально-де­мографических групп, которые традицион­но попадали в разряд бедных (многодетные и неполные семьи, престарелые, живущие только на минимальные пенсии, и т.п.) и тех, кто попал в условия бедности в резуль­тате инфляции, безработицы, неполной за­нятости, среди последних выделяют работа­ющих бедных и находящихся в поисках ра­боты или безработных. Оценка исследова­ния на март 1994 г. давала 58%, живущих в условиях бедности, среди выборки, что поч­ти в 2 раза выше оценок официальных статорганов, но различия вызваны принимае­мой в оценке границей бедности, которая у ВЦИОМа на две трети выше, но больше со­ответствует международным критериям от­носительной бедности и поэтому оценку статорганов исследователи справедливо предлагают считать оценкой уровня нище­ты.

Основные концепции изучения и измерения бедности.

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной , основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; субъективной , базирующейся на оценках собственного положения с самими людьми; относительной , предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установления единого минимального ”порога бедности” по меньшей мере проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны.

Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.

ВЦИОМ, например, регулярно отслеживает мнение населения о необходимой величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.

Критерии прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости от того, что будет под ним пониматься. Помимо официально используемой методики, существуют разные подходы к расчету прожиточного минимума и разные представления о нем. Также существует метод измерения дохода семьи, домохозяйств (RLMS).

В эпоху кризиса так называемого государства всеобщего благосостояния, затронувшего развитие стран мира (в России также фиксируются эти процессы), многие ученые и политики приходят к выводу, что бедность в современном индустриальном обществе должна рассматриваться уже не как абсолютное, а как относительное состояние, и, следовательно, неизбежно будет существовать до тех пор, пока существует общественное неравенство.

Слабым местом любых количественных оценок бедности остается игнорирование широкого спектра других доступных ресурсов, влияющих на поддержание материального состояния людей.

Концепция относительной бедности (П.ТАУЗЕНТ ): (бедных выделяют по принципу медианы): бедными признаются те, чей доход составляет определенную долю «серединного» дохода в данной стране в данный период времени. При этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутой в обществе жизненный стандарт.

Именно в последнее время российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений и ограничений в социальной жизни, которые испытывает определенная доля населения. В том и состоит суть депривационного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбаков Роман Петрович. Бедность как социальный феномен: социально-философский аспект: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Рыбаков Роман Петрович; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2009.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/186

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА БЕДНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ 3

1. Историко-философский анализ проблемы бедности 11

2. Основные методологические подходы к изучению бедности 36

ГЛАВА 2. ПРИРОДА, СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ БЕДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА 56

1. Природа и содержание феномена бедности 56

2. Сущность бедности как индивидуальной, меж индивидуальной, надындивидуальной социальности 66

ГЛАВА 3. ДЕТЕРМИНАЦИЯ БЕДНОСТИ В ЖИЗНЕННОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 75

1. Бедность в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек- человек» 75

2. Бедность в системе жизненного мира человека - «человек и его «Я» 90

3. Современные стратегии жизненного успеха как борьба с бедностью.Л 02

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

ЛИТЕРАТУРА 124

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального феномена, выступающего непременным «спутником» цивилизационного развития. Феномен бедности нуждается не столько в фактической констатации, аргументации, сколько в социально-философском исследовании его природы, сущности, содержания и форм как результата взаимодействия различных общественных явлений и процессов, проявляющихся в бытии человека. Любое общество, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось, имеет среди всех его явлений и то, что называется «бедностью». Ныне в условиях постиндустриального информационного общества феномен бедности приобретает новые качественные составляющие.

Бедность проявляется все больше не только как материальная, но и как духовная составляющая жизненного мира человека, его бытия. Субстанциональная природа бедности, обнаруживающаяся в системе ценностей и доминирующих интересов и целей, выступает как индивидуальная, межиндивидуальная и надындивидуальная. Исследование этих уровней бедности как социального феномена позволяет найти ответ на целый ряд вопросов о критериях бедности; о бедности как экономическом, культурологическом, нравственном, духовном явлении; о том, что именно нужно осознать и сделать на уровне индивидуальной деятельности человека, а также его семьи, этноса, государства, человечества в целом, чтобы способствовать решению проблемы ликвидации поляризации общества по принципу «бедный-богатый»; о том, что следует сделать, чтобы снять противоречие между бедностью и богатством, добиться появления общества, в котором будет преобладать «средний класс», положение которого характеризуется достойным, комфортным образом жизни?

В современных условиях в России особое значение приобретает процесс решения проблемы бедности со стороны социально ориентированного

государства и институтов формирующегося гражданского общества. Отсюда актуальность темы исследования обусловливается как тотальным характером феномена бедности, так и необходимостью сущностного его понимания в условиях современной российской действительности. В частности, по оценке независимых экспертов более 20% населения России находятся за чертой бедности, т.е. впали в нищету.

Особой проблемой является появление «новых бедных», то есть квалифицированных специалистов, не имеющих работу или получающих заниженную заработную плату. Комплексный анализ проблемы «новых бедных» свидетельствует, что ее решение следует искать в системе сложных детерминационных связей экономических, социальных, политических явлений и процессов развития человека и общества, ценностей и ценностных установок и ориентации, как личности, так и различных социальных групп и общества в" целом.

Понятие «бедность» до сих пор не имеет однозначной научной трактовки. Интерпретация сущности бедности связывается с политизацией и восприятием ее как исключительно экономического явления, что не способствует выработке национальной стратегии борьбы с этим явлением.

Как правило, основной подход государства к решению проблем бедности основывается на экономических методах. Однако их использование, как показывает общественно-историческая практика, не только не снимает проблему, но и отнюдь не всегда приводит к снижению бедности. Осмысление социально-философских проблем феномена бедности как деструктивного состояния всех уровней социальности, лишенных одной или нескольких составляющих: экономических, духовных, нравственных, социальных ценностей индивида, общества и в целом человеческой цивилизации, будет способствовать эффективному их решению.

Степень научной разработанности проблемы исследования определяется тем, что явление бедности и социального неравенства всегда

вызывали интерес политиков, экономистов, социологов, психологов и философов. Для исследования данной проблемы наиболее значимы до настоящего времени остаются классические работы Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Проблема социального неравенства, нищеты и бедности рассматривалась в трудах А. Смита, Э. Кондильяка, К. Сен-Симона, Ф. Гизо, М. Вебера, П. Прудона и др.

Большое научно-методологическое значение для социально-философского понимания социального расслоения и неравенства имеют работы Дж. Брейтвейта, Б. Вильяме, П. Гуидичини, О. Левиса, С. Лене, А. Ди Луцио, Дж. Пьеретти, П. Сорокина, К. Суббарао и др. Данные авторы исследовали особенности проявления бедности, ее причины, социальные составляющие, масштабы и влияние на формирование интеллектуального потенциала нации.

Для современных отечественных философов бедность как социальный феномен - относительно новая проблема. Ее широкое изучение началось лишь в 90-х годах XX века, когда официальным термином «малообеспеченность» невозможно стало определить появление массовой бедности из-за резкого снижения уровня жизни населения России.

Анализ работ современных отечественных исследователей показывает, что рассмотрение бедности осуществлялось преимущественно с точки зрения социологии. В то же время работы В. Н. Бобкова, С. Н. Быковой, В. М. Воронкова, Л. А. Гордона, В. И. Жукова, Б. Н. Казанцева, В. П. Любина, В. И. Митрохина, М. А. Можиной, А. А. Подузова, Л.С. Ржаницыной, В. С. Сычевой, Э. А. Фомина, Н. В. Черниной, С. С. Ярошенко позволяют заключить, что ими осуществлен анализ проблемы бедности на основе систематизации накопившейся информации, выделения основных вех в историческом развитии.

Вместе с тем, феномен бедности не рассматривался как междисциплинарный объект исследования, а потому нуждается в дальнейшем социально-философском осмыслении. Его нельзя понять вне его противоположности - богатства. Социально-философская методология дает целостное видение, а также основы составляющих и богатства, и бедности, понимания их сущности, путей преодоления бедности и достижения подлинного богатства человеческой социальности как гуманистической системы, гармонично сочетающей социальные, экономические, нравственные, духовные, эстетические ценности индивида, группы, общества, цивилизации.

Объект исследования - бедность как социальный феномен.

Предмет исследования - природа, сущность, детерминации и формы проявления бедности как социального феномена.

В работе бедность рассматривается на индивидуальном, межиндивидуальном и надындивидуальном уровнях социальности. При этом под социальностью понимается коммуникативность, публичное взаимодействие и взаимосоотнесенность человека во времени и пространстве его человеческого бытия.

К числу важнейших сфер жизни общества и деятельности человека, в которых проявляется бедность, относятся социальная, экономическая, политическая и духовная сферы. Отсюда ее проявлениями являются: бедность сознания и самосознания, бедность образования и культуры, бедность экономики, экологии, политики, демографии, здравоохранения и коммуникации и т.д.

Целью исследования является раскрытие природы, сущности, детерминации и форм бедности как деструктивного состояния целостной системы бытия человека.

В связи с этим, в диссертации ставятся следующие задачи:

проанализировать основные методологические подходы для выявления природы, сущности и причин бедности,

раскрыть природу, содержание и формы бедности как социального феномена, исходя из видов общественных отношений, на основе диалектико-материалистического, феноменологического, деятельностного и структурно-функционального подходов,

выявить сущность и формы проявления бедности в жизненном мире человека на различных уровнях социальности,

определить основные детерминанты и условия преодоления бедности в современной постиндустриальной цивилизации и стратегии жизни человека на пути к богатству как единой системе материальных и духовных благ, гуманистических ценностей цивилизации и культуры.

Научная гипотеза исследования заключается в том, что бедность является многогранным социальным феноменом и материальной, и духовной природы. Ее сущность раскрывается на таких уровнях социальности как индивидуальная, межиндивидуальная и надындивидуальная и проявляется во всех системах жизненного мира человека.

Существуют исторические типы бедности формационного и цивилизационного характера. Бедность по отношению к своим конкретно-историческим и ситуационным проявлениям имеет относительный характер, и в этом смысле будет существовать всегда. Абсолютная же бедность характерна при достижении объективно минимального заданного природой человека уровня жизни.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:

предложена авторская концепция бедности как феномена индивидуальной, межиндивидуальной и надындивидуальной социальности с одной стороны, и феномена основных систем жизненного мира человека: «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек», «человек и его «Я» с другой;

Раскрыты природа, сущность, содержание и основные формы

бедности, ее исторические типы, а также объектно-субъектный, субъектно-субъектный, субъектно-объектный характер;

показана диалектика единства бедности и богатства и способы разрешения противоречия между ними в пользу богатства;

проанализирована деструктивная роль бедности в жизненном мире человека.

Методологической и теоретической базой исследования являются основные положения материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса; концепция жизненного мира человека Э. Гуссерля, Д. Лукача, Ю. Хабермаса, П. Бергера, Т. Лукмана; экзистенциальные идеи Н. А. Бердяева, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра и др.; проблемы бытия человека, исследуемые Платоном, Аристотелем, Т. Гоббсом, Ж-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Ф. Гегелем, Э. Фроммом и др. Эвристическую роль играют идеи, изложенные в работах современных исследователей: В. Н. Бобкова, 3. Т. Голенковой, Л. А. Гордона, В. И. Жукова, Н. И. Иконниковой, В. И. Митрохина, Г. И. Осадчей, И. В. Соколовой, Д. К. Танатовой, В. С. Сычевой, В. Г. Федотовой, Э. Н. Фетисова, В. Н. Шевченко, В. П. Ратникова, В. П. Любина, С. С. Ярошенко, Д. Роулза, P. Alcock, Е. Bellamy, A. Campbell, К. Clark, М. Eden, В. Headey, J. Kelley, A. Wearing, G. Himmelfarb, S. Whitney, W. Wilson, J. Yinger. На защиту выносятся следующие положения:

    Бедность как социальный феномен есть такое состояние социальности, противоположное богатству, которое приводит к лишению целостности, полноты бытия человека и проявляющееся функционально деструктивно во всех сферах жизнедеятельности общества и жизненного мира человека.

    В распространении бедности очевидна следующая закономерность: бедность, возникшая на уровне надындивидуальной социальности, сразу же проявляется на межиндивидуальном и индивидуальном уровнях

социальности. В свою очередь последние тут же влияют на уровень надындивидуальный, т.к. находятся в ее «недрах» и «перетекают» из одной сферы жизнедеятельности человека и общества в другую. Эта закономерность проявляет себя и в жизненном мире человека: повседневной реальности (во всем ее богатстве) и системном мире (институализированном, нормативном), а также во всех его подсистемах: «человек - природа», «человек - общество», «человек - человек», «человек и его «Я»».

3. Закрепленная на уровне обыденного сознания человека, как одна из многих установок, идея бедности, может быть преодолена как на основе решения материальных проблем, так и с помощью теоретической рефлексии улучшения социального бытия, а также посредством развития нравственного и духовного мира человека. В то же время, бедность есть неотъемлемая часть социальной жизни всего общества и каждого его члена в отдельности, ибо с развитием общества в условиях частной собственности на основные средства производства качество жизни всегда будет иметь различия на всех уровнях социальности. Относительная бедность как социальное явление не может быть окончательно искоренена, но общество обязано создавать условия для её снижения на всех уровнях социальности.

Выводы, полученные в ходе исследования, позволяют по-новому взглянуть на проблему бедности в контексте жизнедеятельности человека, семьи, этноса, социальной группы, общества и человечества в целом. В частности, данное диссертантом определение понятия бедности как деструктивного состояния социальности позволяет рассматривать бедность в качестве одного из жизненных стимулов человека и общества, содействующего достижению полноты их бытия.

Теоретическая и практическая ценность исследования заключается во всестороннем социально-философском исследовании проблемы бедности на основе раскрытия ее природы, сущности, детерминации и форм, а также предложении путей ее решения на современном этапе развития человека и

общества. Теоретические выводы и положения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для развития научных направлений в социально философии, социальной психологии и социологии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждалось и было одобрено кафедрой философии и социологии Всероссийского заочного финансово-экономического института (2007г.), прошло апробацию на заседании кафедры философии РГСУ (2008г.). Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, были представлены на секции IV Международного социального конгресса «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (2005г.); на секции «Семья и воспитание подрастающего поколения» Второго Международного конгресса «Российская семья» (2005г.); в материалах межвузовской научной конференции Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (Санкт-Петербург, 2005г.); на IV-om Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров социальной сферы» (2006 г.).

Историко-философский анализ проблемы бедности

Феномен бедности имеет длительную историю изучения. Философы обращались к проблемам социального неравенства, социальной стратификации общества, идеального его устройства, социальной справедливости (Конфуций, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др.). В Древневосточной и античной философии, а также в средневековой расслоение людей на различные сословия и группы рассматривалось как данность (в средневековой философии как божественная данность).

Платон, размышляя над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В его работе «Государство» показывается, что бедные и богатые - это слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей и правителей таковых нет.

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень богат, другой - очень беден, а третий является средним. Согласно его позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества бедняков из управления они неизбежно будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных классов, так как они обусловливают хаос . Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие нравственного нездоровья.

Как справедливо замечает С. Ярошенко, собственно проблема бедности и философско-политические дискуссии по этому поводу возникают в период индустриализации общества, когда расслоение на богатых и бедных становится явным и острым .

Значительное влияние на формирование различных концепций бедности оказала философия позитивизма. В этот период широкое распространение получили эволюционистские и натуралистические подходы к анализу общества. Так в концепциях Т. Мальтуса, Г. Спенсера утверждалась позитивно -санитарная роль бедности, выполняющая функции естественного отбора. Одновременно бедность рассматривалась как закономерное явление иерархически организованного общества.

Дискуссии XIX в. по проблеме бедности велись с четырех оценочных позиций: бедность определялась как благо, как зло, как социальная болезнь и как продукт эксплуататорского общества. На основе этих оценок сформировалось четыре основных направления: социал-дарвинизм (А. Смит, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Дж. Бентам, П. Прудон и др.), эгалитаризм (Э. Реклю,

3. Беллами, Ч. Холл, П. Колкахан, В. Голдвин и др.), реформизм (Ф. Ле-Пле,

4. Бут, С. Раунтри, Т. Пейн и др.), материалистическое понимание истории (К. Маркс, Ф. Энгельс, Т. В. Плеханов, В. И. Ленин).

Эгалитаризм и реформизм имеют сходные черты в силу того, что усматривают причины бедности в неразумной организации общества и стремятся искоренить это явление, но разными способами. Все направления, так или иначе, связаны с локализацией ответственности за ситуацию бедности с тем, чтобы пытаться найти адекватный способ решения проблемы. Социал-дарвинистское понимание отражает представления о бедности как социальном благе, отражающем степень жизненной приспособленности индивида, а значит необходимом и закономерно существующем в обществе. Эгалитаристы рассматривали бедность как социальное зло, мешающее гармоничному развитию общества. В качестве путей решения проблемы они предлагали революционные перевороты и другие кардинальные меры в отношении существующего порядка (например, в системе распределения жизненных благ). Либерально-реформистские концепции, близкие по своей сути к эгалитаризму, усматривали в бедности корни социальной болезни, которую можно и нужно искоренить путем реформ.

Согласно материалистическому пониманию истории бедность является продуктом эксплуататорского общества, с его отчуждением человека от собственности, произведенного им продукта, условий самореализации и всестороннего развития, от власти.

К. Маркс в «Капитале» писал как о законе «о накоплении капитала на одном полюсе и обнищании пролетариата на другом». Речь велась и об абсолютном и об относительном обнищании пролетариата. Для соискателя особый интерес представляет учение К. Маркса об относительном обнищании пролетариата и с точки зрения степени его эксплуатации (которая неизмеримо возрастает с повышением производительности труда), и с точки зрения его места в системе потребления произведенного годового национального продукта. Многие исследователи капитализма эпохи научно-технической революции отметили, что уже невозможно говорить об абсолютном обнищании пролетариата и других социальных слоев населения. Например, этот процесс исследовал X. Ортега-и-Гассет (о чем диссертант будет говорить далее).

Представители социал-дарвинизма видят в бедности неизбежное следствие индустриального развития и роста численности населения. Бедность рассматривается как закономерное явление. Так, Т. Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» попытался объяснить явление бедности естественными законами природы: «...если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для их существования, растет только в арифметической. Все это приводит к появлению избыточного населения и недостатку питания, а, следовательно, к бедности. Государство, помогая бедным, поощряет их размножение» . Сегодня эта точка зрения поддерживается руководством Китая, осуществляющего жесткую демографическую политику.

Природа и содержание феномена бедности

Сложность феномена бедности объясняет большое количество его трактовок. Анализ сущности предлагаемых различными источниками определений бедности позволяет разделить их, как минимум, на четыре группы.

Первая группа дефиниций связана с определением бедности как состояния, вызванного преимущественно определенным (чаще всего низким) уровнем дохода, не позволяющим обеспечить физиологическое выживание индивида. Такое понимание бедности в основном представлено в концепции абсолютной бедности (К. Маркс, П. Прудон, Т. Мальтус, Ч. Бут, Л. Гордон; Т.И. Заславская, Л. А. Зубченко и др.).

Во второй группе определений понятие «бедность» представляется как несоответствие образа жизни распространенным, общепринятым стандартам жизни в конкретном обществе. Данное понимание бедности принято в концепции относительной бедности (Г. Спенсер, П. Сорокин, Р. Дарендорф, Т. Пейн, П. Таундсен, А. Ди Луцио, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан и др.).

В третьей группе понятий «бедность» выявляется на основании самостоятельного отнесения индивидом себя к группе бедных (самоидентификация). Оно является результатом субъективного подхода к пониманию бедности (3. Фрейд, И. А. Джидарьян, С. Раунтри; Ч. Бут, К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Дубинин, В. А. Петровский, А. В. Толстых, А.Г. Шмелев и др.).

Четвертую группу понятий бедности объединяет способ жизнедеятельности, характеризующийся соответствующей системой ценностей, которая препятствует выходу из бедности ее носителей (Аристотель,

Платон, Конфуций, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Бентам, М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Берн, В. Вилсон, К. Кларк, О. Льюис, 3. Т. Голенкова, А. В. Гришин, Е. Д. Игитханян, В.А. Ильин и др.).

Как показано в Главе I настоящей диссертации, при раскрытии сущности феномена «бедность» в трудах отечественных и зарубежных авторов обнаруживаются основные критерии определения его понятия:

уровень дохода (экономический аспект),

расхождение реального образа жизни с его общепринятой стандартной моделью (социологический аспект),

мнение человека о себе и своём положении в обществе (психологический аспект),

система ценностей человека, следование которым повергает его в состояние бедности (аксиологический аспект).

Если сравнить значения терминов «бедность» и «бедный», данные в словарях синонимов русского языка, то очевидным становится факт отсутствия в синонимическом словаре значения, отмечаемого толковыми словарями, как «жалкий, несчастный». Можно предположить, что бедность -явление иного характера, нежели социальное самочувствие или социальное положение. Проведённый анализ признаков бедности, приведенных в словаре 3. Е. Александровой, дает возможность выделить следующие противоположности бытия человека: бедность-богатство, которые характеризуются следующим образом:

При рассмотрении бедности как процесса и как признака важно обратить внимание на фразеологизмы, отражающие восприятие изучаемого явления: добывать копейку - зарабатывать небольшие деньги; зарабатывать (свой) хлеб; добывать хлеб - зарабатывать необходимые средства к существованию; просить (собирать) Христа ради; протягивать руку; ходить по миру; ходить с сумой; Христа ради жить со значением просить милостыню, жить подаянием, нищенствовать заключают в своём актуальном значении два языковых смысла. Во-первых, это процесс - «зарабатывать», «добывать средства к существованию нищенством», а во-вторых, это признак - «быть бедным» или «быть очень бедным, нищим».

Приведенные выше определения понятия «бедность» на основе некоторых критериев, отражают лишь одну из сущностей этого социального феномена («первого порядка», «второго порядка» и т.д.). Вспомним, сколько существует определений понятия «культура»: свыше 500! Конечно, правильнее говорить о толковании явления до тех пор, пока не будет раскрыта сущность явления как единство и взаимопроникновение противоположностей. Только в этом случае проявляется возможность найти предел (границу) явления, его отличие от сходных с ним других явлений. Не. следует подменять предел явления его критерием. Критерий - это показатель развитости явления, его количественно-качественное и качественно-количественное измерение. Критериев у явления, как правило, существует несколько. Они могут его «роднить» с другими явлениями.

Так, с позиций психологического критерия, можно истолковать и вторую, и четвертую, а не только третью группу «определений бедности», ибо во всех случаях важным моментом является восприятие субъектом той или другой формы бедности. Поэтому в определение понятия «бедность» должна обязательно быть включена ее субстанциональная основа -социальность. Бедность же - это основное состояние этой социальности. Поэтому следует найти и сущность этого состояния социальности, и определить саму социальность, в том числе ее уровни. К тому же нет человеческой социальности вне бытия человека, его жизненного мира. Соискателю методологическую помощь в определении понятия «бедность» оказала монография Д.П. Горского «Определение», вышедшая в Москве в 1974 году. Автор рассматривает виды определений - «политические» и «реалистические», «явные» и «неявные», «семантические» и «синтаксические» и другие. Конечно, наиболее распространенными являются определения через род и видовое отличие (перечисление признаков) - это определение понятия «явление» осуществляется по его содержанию..).

Бедность в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек- человек»

Бедность в системе «человек-природа» проявляется как недостаточность, ничтожность средств для поддержания здоровья человека (инвалиды, пенсионеры в России, оказавшиеся в постсоветский период на грани выживания). Сегодня как никогда важно сформировать категорический экологический, категорический демографический, категорический акмеологический императивы. Все они исключают бедность как явление, деструктирующее такую систему жизненного мира человека как «человек -природа». Ведь, как известно, не только социальная, но и природная среда необходимы для сохранения здоровья человека, его продуктивного долголетия. Здоровье напрямую связано с биологическим лоном человека - биосферой, разрушение которой ведет к уничтожению человека как биологического вида. Как справедливо отмечает Н. И. Иконникова, прежде всего, обращает на себя внимание то, что в биологическом способе бытия человека реализуется взаимодействие тела и духа, их постоянная динамика. Можно сказать, что биологический способ бытия человека - это функционирование и развитие организма человека как представителя homo sapiens. Физиологические, анатомические, биохимические, физико-химические, морфологические свойства бытия человека составляют его собственно биологическую природу. Биологический способ бытия человека - это система биологической организации человека, выраженная в функции приспособления организма к условиям внешней среды и внутреннего мира «Я». Их нормальное функционирование имеет существенное значение для всей жизнедеятельности человека: положительных эмоций, хорошего настроения, доброжелательного и желаемого общения, социальной активности. Налицо воздействие биологического на психологическое и социальное. Такое осуществление биологического способа бытия человека предполагает исключение бедности как самого человека, так и общества.

Для сегодняшней России важно такое богатство, как здоровье тела человека, здоровье его духа (т.е. хорошее настроение, обусловленное и его телом, а не только социальным самочувствием) и благополучие (богатство) всего общества, его культуры, морали, экономики, образа жизни. Несмотря на определенное демографическое достижение, связанное с национальными программами, проблема бедности общества еще тормозит решение многих других социальных проблем. К сожалению, наша страна - один из лидеров в мире по детской и материнской смертности. Из каждой тысячи новорожденных 16 малышей не доживают до года. Впереди нас только страны Центральной Африки. Мы не можем похвастаться и крепким подрастающим поколением. 70% школьников к 17 годам уже имеют по два-три хронических заболевания и только 30% детей рождаются нормальными. А ведь детство - это не только биологический возраст человека, но и продукт трансформации его реального статуса в культуре, и, наконец, наше будущее и будущее страны. В феномене детство биологическое бытие как никогда требует заботы, внимания, обучения, интеграции в социум. Все это обеспечивается не только со стороны родительских инстинктов, но и их культуры и культуры всего общества, социально-ориентированного государства, эффективно решающего проблему бедности.

Исследования биологического способа бытия человека показывают, что человек должен и может жить (при сумме благоприятных природных и социокультурных условий) до 150, если не даже 300 лет. Так, И.В. Вишев в своей докторской диссертации «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения» (1990) обосновывает идею видовой продолжительности жизни человека при сохранении оптимальных параметров его телесной и духовной жизнедеятельности. Он ввел понятие «Homo immortalis» - «человек бессмертный», биоэтически и социально детерминированный на неограниченно долгую и достойную жизнь; доказывает существование закономерности последовательной смены стадий борьбы за продление жизни человека - экологической, геронтологической, ювенологической, иммортологической. Все эти стадии исключают феномен бедности.

Интересны идеи В. Н. Сагатовского об укорененности сущностных человеческих качеств в атрибутах природного бытия, в том числе антропокосмического.