Финансовый механизм как механизм реализации финансовой политики. Мягкова Т.Л

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства

Ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

Рост государственных расходов;

Снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы "управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования. Финансовый механизм это механизм, при помощи которого осуществляется вся деятельность государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых
отношений.Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов проявляющаяся в финансовой практике. Финансовый механизм – это совокупность финансовых методов возникающих во внутренней и внешней среде.К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Финансовая политика - ФП - совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики. Характер, социальная направленность и масштабы воздействия Ф. п. на развитие производительных сил и производственных отношений общества определяются объективными законами экономического развития и общественно-политическим строем страны. Ф. п. проводится посредством определённой системы форм и методов, среди которых первостепенное значение имеют государственные доходы и государственные расходы, бюджет государственный, налоговая политика, государственный кредит, финансовый контроль. В широком понимании Ф. п. включает также регулирование кредитно-денежных отношений.

Финансовое право – отрасль российского права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, централизованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития. Основное влияние на финансовую политику оказывают Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:

Формы финансовых ресурсов

Методы формирования финансовых ресурсов

Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);

Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

Финансовый механизм подразделяется на:

Директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство;

Регулирующий – определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы государства.

Финансовый механизм зависит от условий хозяйствования:

Командно-административная система – полностью директивный финансовый механизм, т. к. собственность на средства производства государственная.

Современная капиталистическая система – сочетание директивного (налоги и бюджет) и регулирующего (антимонопольное законодательство, закон о рынке ценных бумаг и т. д.) механизмов

Направления совершенствования финансового механизма:

1) совершенствование законодательства, обеспечивающего защиту конкуренции, прав инвесторов.

2) совершенствование налоговой системы (снижение НДС, перераспределение налогов между бюджетами)

3) разработка и принятие госбюджетов, направленных на развитие отечественной экономики и повышение внутреннего спроса

Роль финансов в реализации национальных проектов

1. Национальные проекты как важнейший инструмент реализации государственной финансовой политики

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются: (1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; (3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств. Ковалев В.В. Финансы М.:Проспект.2004 с70

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе - когда звучит в устах власти.

5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов.

Из выступления В.Путина:

«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

И вот, возможно, ключевая цитата:

«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России». Официальный сайт «Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/main/what/01/01.shtml

Итак, что такое национальный проект или, иначе говоря, какой проект может быть назван национальным? Ответ на этот вопрос содержится в самом определении проекта, как национального.

С одной стороны такое определение говорит, что проект прямо и непосредственно затрагивает, отвечает интересам не той или иной группы, социальной страты или класса, а осуществляется в общенациональных интересах, в интересах всего государственно-организованного социума (нации) и его плодами, так или иначе, воспользуются все граждане.

С другой - и это вытекает из предыдущего - осуществление, реализация такого проекта потребует того или иного участия в нем также всех членов данного общества.

При каких обстоятельствах, выдвигаются такого рода проекты? Ответ на этот вопрос можно найти, как в отечественном, так и зарубежном историческом опыте удачных и неудачных постановок и реализации национальных проектов.

Все проекты выдвигались в условиях, когда сохранение оптимистической исторической перспективы для данного общества требовало его (общества) качественного преобразования. Иначе говоря, когда заканчивался один цикл развития общества, начиналась нисходящая траектория волны его развития и перед обществом вставала дилемма: либо качественно преобразоваться для перехода в новый цикл, начало восходящей траектории новой волны, либо, дойдя до конца нисходящей траектории, исчезнуть с исторической арены, как исчезают волны, достигшие своего предела - твердого берега - и выдвигались национальные проекты.

С другой стороны, было необходимо наличие общенационального доверия к власти, выдвинувшей эти проекты.

Как можно оценить российские национальные проекты по выдвинутым критериям? Первый вопрос: нуждается ли сегодня Россия в общенациональных проектах? Действительно, абсолютно ясно, что состояние российского общества сложившееся на рубеже XX и XXI веков, траектория его социально-экономической эволюции (не путать с темпами экономического роста) исключало сколько-нибудь оптимистический вариант его исторического будущего. Базовой, фундаментальной причиной этого явилась та система общественно-экономических отношений, которая сложилась после краха советской системы.

Вопрос первый: как в сложившейся ситуации изменить сложившуюся траекторию эволюции российского общества? Общенациональные проекты, как показывает исторический опыт - эффективный механизм таких изменений. Таким образом, следует, если не приветствовать, то с удовлетворением можно отметить плодотворность выдвижения национальных проектов высшей государственной властью России.

Второй вопрос: отвечают ли выдвинутые национальные проекты своему социально-экономическому и историческому назначению?

В этой связи, необходимо определить, что в настоящее время является для России критическим общенациональным интересом. В принципе базовым общенациональным интересом является сохранение самого общества, как определенной исторической целостности. В условиях сложившихся форм и механизмов глобализации эта задача сохранение национально-государственной идентичности осознается всеми государствами особенно остро.

Под этим углом зрения обратимся к содержанию нынешних национальных проектов.

1) Создание системы качественного и доступного образования;

2) Создание системы качественного и доступного здравоохранения;

3) Обеспечение доступного для населения жилья;

4) Развитие агропромышленного комплекса.

Выдвинутые проекты в данных конкретных условиях, сложившихся в России, полностью отвечают тем требованиям, которые позволяют определить их, как национальные.

Действительно, что в первую очередь надо человеку.

Первое. Человек должен быть сыт, обут и одет (агропромышленный комплекс);

Второе. Человек должен иметь крышу над головой (доступное жилье);

Третье. Человек должен быть здоровым (за что пьем? - развитие здравоохранения);

Четвертое. Человек хочет дать образование детям, что особенно актуально в век экономики, основанной на знании» (развитие сферы образования).

Таким образом, выдвинутые проекты, оптимально соответствуют своему национальному статусу.

Во-первых, они прямо и непосредственно затрагивают наиболее актуальные интересы основной массы населения России. При этом в реализации этих интересов объективно заинтересованы и имущественные классы, т.к. в этом случае им в гораздо большей степени гарантирована социальная стабильность, чем при сохранении и развитии сложившейся ситуации в данной сфере.

Во-вторых, реализация этих проектов ведет к развитию человеческого потенциала России, что является главным условием становления ее в качестве конкурентоспособной державы.

В-третьих, эти проекты потенциально содержат в себе мультипликационные эффекты устойчивого экономического роста, основанного на инновационных факторах и развития внутреннего рынка.

В-четвертых, реализация этих проектов послужит материальной базой восстановления необходимого уровня доверия основной массы населения к власти. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этих проектов явится огромным шагом к восстановлению статуса России в качестве одного из полюсов роста современного мира. Экспертный канал «Открытая экономика» Статья http://old-opec.hse.ru/analize_doc.asp?d_no=61902

К 2005 году для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.

Во-первых, у государства есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.

В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно - еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются - растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи - большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

Для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты.

Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики.

Рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации.

Проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию. Согласно информации сайта «Приоритетные национальные проекты» www.rost.ru, основными документами, регламентирующими реализацию ПНП, являются решения Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее - Совет), который в соответствии с Положением, утверждённым Указом Президента РФ от 21.10.2005 № 1226 является совещательным органом при Президенте РФ.

Анализ окупаемости инвестиционного проекта по налаживанию прямых продаж IT-оборудования

В процессе инвестиционной деятельности инвестиционные ресурсы в своем движении на различных этапах развития производства проходят все стадии кругооборота капитала. В обращении все инвестиционные ресурсы (финансовые, производственные...

Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости ОАО "ДЭК"-"Амурэнергосбыт"

Финансовая политика организации в узком смысле - это совокупность решений и процедур в сфере денежных отношений организации, возникающих на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации...

Государственное регулирование финансов

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики ...

Налоги как инструмент финансовой политики государства

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов...

Направления налоговой политики Республики Беларусь

Национальные и региональные инвестиционные проекты

«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса...

Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования на примере г.Пенза

Реализация финансовой политики в субъекте РФ на примере Самарской области

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях...

Сущность и функции финансовой политики государства

Анализ основных тенденций финансовой политики позволяет выделить следующие ее стратегические направления в современной России. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики...

Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства, их рациональное распределение...

Финансовая политика Республики Казахстан

История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений...

Финансовая политика России

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях...

Финансовая политика России на современном этапе

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933...

Финансовая политика Российской Федерации и основные направления её совершенствования на современном этапе

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Финансовый механизм - это совокупность способов организации финансовых отношений...

Не стоит забывать, что важной составной частью финансовой политики будет установление финансового механизма, при помощи кᴏᴛᴏᴩого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – ϶ᴛᴏ внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и по϶ᴛᴏму финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Важно заметить, что одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на базе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в кᴏᴛᴏᴩых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ϶ᴛᴏм случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в кᴏᴛᴏᴩых государство непосредственно не участвует.

Нужно помнить, такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон данных отношений – агента государства (финансы государственных предприятий)

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Именно такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В ϶ᴛᴏм случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Кстати, эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление содержит в себе ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все данные элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.