Понятие содержание и юридическое значение страхового стажа. Общие положения по определению специального страхового стажа в трудовой деятельности граждан

В 2015 году продолжена реформа российской пенсионной системы. Были изменены правила, касающиеся порядка начисления пенсий. Введены пенсионные коэффициенты, особое значение приобретает страховой стаж. Основным документом теперь является Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме общих правил в нем предусматривается возможность назначения пенсии по старости раньше установленного возраста для некоторых групп лиц.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Что такое страховой стаж – общий и специальный, отличие от трудового стажа

Под стажем понимается юридический факт, с которым закон связывает возникновение прав на назначение и выплату пособий.
Выделяют следующие виды стажа:

  • общий;
  • специальный;
  • трудовой;

Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регулирует понятие страховой стаж. Страховой стаж - продолжительность времени работы или иной деятельности, исчисляемых в сумме, за которые в Пенсионный фонд платились предусмотренные страховые взносы, иные периоды, учитываемые при решении вопроса о назначении и размере пенсии.

Трудовая деятельность - это деятельность, осуществляемая на основании , заключенного в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Иная деятельность - деятельность, осуществляемая на основании гражданско-правового договора.

Специальный страховой стаж - это установленная законом продолжительность деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора либо службы, считаемая в сумме. Выделяют несколько видов такого стажа:

  • необходимый для досрочного назначения пенсии по старости;
  • выслуга лет;

Трудовой стаж - засчитываемая в страховой стаж продолжительность периодов непосредственно работы (иной деятельности), считаемая в сумме, играющая роль при решении о назначении отдельных видов пособий.

В связи с изменениями российского законодательства, которые вступили в силу в 2015 году, трудовой стаж стал включаться в страховой, то есть фактически увеличены количество случаев, подлежащих страхованию. В отличие от страхового, трудовой стаж включает в себя только трудовую (или иную) деятельность.

Именно страховой стаж, а не трудовой, с 2015 года становится основанием для начисления пенсии.

Что входит в страховой стаж

В страховой стаж засчитываются 2 группы периодов:

  • страховые;
  • не страховые;

Отличие страховых периодов от не страховых состоит в начислении и уплате взносов в Пенсионный фонд.
Законодательство содержит закрытый список таких не страховых периодов:

  • военная служба;
  • получение пособий по временной нетрудоспособности;
  • время, определенное для ухода за каждым ребенком до достижения 1,5-летнего возраста (только для одного родителя, выбираемого самостоятельно);
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • для реабилитированных вследствие репрессий, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц;
  • время получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд или переселение по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период сотрудничества в качестве основной деятельности на основании контракта граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Для того, чтобы включить не страховые периоды в страховой стаж необходимо соблюдение обязательного условия: до или после таких периодов должны следовать страховые периоды. Срок осуществления трудовой либо иной деятельности в данном случае роли не играет.

В 2015 году обязательным условием для назначения страховой пенсии является наличие как минимум 6 лет страхового стажа и 6,6 пенсионных коэффициентов. Каждый последующий год эти показатели будут расти. По данным Пенсионного фонда к 2024 году будет необходимо иметь 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных коэффициентов.

Виды и значение специального страхового стажа

Как уже отмечалось выше к видам специального страхового стажа относятся специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости, и выслуга лет. Досрочный выход на пенсию возможен для:

  • лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда, горячие цеха;
  • в связи с тяжелыми условиями труда;
  • лиц, занятых в экспедициях, занятых на геологоразведочных, поисковых работах;
  • работников на лесозаготовках, лесосплаве;
  • механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  • водителей автобусов, троллейбусов;
  • спасателей;
  • лиц, занимающих должности Государственной противопожарной службы;
  • осуществляющих преподавательскую деятельность;
  • медицинским работникам;
  • артистам театра;

Выслуга лет:

  • работники летно-испытательного состава;
  • военнослужащие;
  • федеральные государственные служащие;

Специальный стаж имеет значение при определении права на досрочное пенсионное обеспечение при соблюдении перечисленных для каждой категории граждан условий.

Правила исчисления

Исчисление производится в календарном порядке. Месяц - 30 дней, год - 12 месяцев. Период переводится в месяц и год соответственно.
Условиями для начисления досрочного пенсионного обеспечения являются:

  • достижения установленного для каждой категории лиц возраста;
  • наличие необходимого стажа;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30;

Для того, чтобы периоды работы были засчитаны в специальный страховой стаж необходимо соблюдение совокупности условий:

  • работа - основной вид деятельности;
  • полный рабочий день;
  • уплата взносов в Пенсионный фонд;

Если работа производилась неполную рабочую неделю, но полный рабочий день в связи с сокращением объемов производства, то исчисление идет по рабочему времени, отработанному фактически.
В стаж, помимо трудовой деятельности, включаются:

  • периоды, связанные с временной нетрудоспособностью;
  • периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • периоды дополнительных отпусков;

Не включаются периоды, когда работник был не допущен к работе или отстранен, периоды простоя.

Подтверждение

Основной документ - трудовая книжка. Если ее нет либо в нее внесены недостоверные данные, либо отсутствуют записи, то в подтверждение могут предоставляться трудовые договоры, справки, выписки, зарплатные счета.

В том случае, если трудовой книжки нет, необходим трудовой договор.

Если лицо работало у граждан, то в подтверждение предоставляется договор между работником и работодателем и документ об уплате обязательных платежей. Если гражданин вел предпринимательскую деятельность, был членом крестьянского (фермерского) хозяйства, членом родовой или семейной общины малочисленных народов Севера, занимался деятельностью без оформления ИП, то необходим документ об уплате страховых платежей.

Перечисленные документы предоставляются работодателю либо территориальному органу Фонд социального страхования по месту назначения пособия.

Особенности начисления для разных категорий граждан

Закон устанавливает специальные требования к группам лиц, которые имеют право на выход на пенсию раньше установленного срока. Они связаны с возрастом, стажем на соответствующих должностях и работах, наличием индивидуального пенсионного коэффициента, определенного законом страхового стажа.

Перечень профессий устанавливается соответствующими постановлениями Правительства России.

Работникам летно-испытательного состава закон предъявляет следующие требования для выхода на пенсию раньше срока:

  1. Если лица имели отношение к управлению полетами, то для них предусмотрены возраст (55 и 50 лет), профессиональный стаж (12, 5 лет и 10 лет), а также наличие страхового стажа (25 и 20 лет). Они имеют право, если проработали в летном составе гражданской авиации не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.
  2. Если эти лица оставляют работу по состоянию здоровья, то необходимый стаж сокращается. Он устанавливается 20 и 15 лет соответственно.

Военнослужащим в выслугу лет засчитываются периоды военной службы как на территории России, так и на территории иностранных государств (при наличии соответствующего международного договора), в том числе странах СНГ. Также включаются периоды плена и иные периоды.

Перечень документов для военнослужащих открытый. Это связано с невозможностью предусмотреть все возможные ситуации. Среди документов называются военный билет, справки, записи в трудовой книжке.

Федеральные государственные служащие также имеют специальный страховой стаж. Засчитываются периоды, связанные с замещением должностей, определяемых президентом. Документом будет являться трудовая книжка. Возможны и иные документальные подтверждения.

Новый ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет права лиц на получение досрочного пенсионного обеспечения, закрепляет перечень таких лиц и устанавливает условия для различных категорий граждан. Вместе с тем при его начислении теперь обязательно учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Понятие и виды страхового стажа по новому законодательству

3.1 Проблемы реализации исчисления страхового стажа по новому законодательству РФ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская Федерация - правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 7. . В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Понятие "страховой стаж" является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа - постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим - уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.

Целью моей дипломной работы является: рассмотрение страхового стажа по новому законодательству РФ.

Актуальностью данной дипломной работы является: страховой стаж, так как страховой стаж - это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.

Задачей дипломной работы является:

Дать понятие страхового стажа, раскрыть его содержание и значение;

Рассмотреть основные виды страхового стажа;

Описать порядок исчисления, суммирования и подтверждения различных видов страхового стажа.

Объектом дипломной работы является: правовое регулирование страхового стажа, а предметом исследования: механизм его исчисления и подтверждения.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Правовое значение страхового стажа по новому законодательству в РФ

1.1 Понятие и виды страхового стажа по новому законодательству РФ

Страховой стаж -- это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ. В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 28 декабря 2013 года (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2014. № 173. ст.10. :

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются:

До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и другими подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и иных подобных причин)) не по вине работника. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Базовая часть - идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера. Базовая часть пенсии предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть - отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий. Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Накопительная часть - отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется (инвестируется) в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств. Накопительная часть предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их пенсии включена в страховую часть. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии. Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» СЗ РФ. 2014. № 167. ст.2. .

Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии - базовой, страховой и накопительной. Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности.

Пенсии по инвалидности - государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа. Пенсия по инвалидности согласно Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» назначается на общих основаниях и на основаниях, предусмотренных для военнослужащих. Пенсия на общих основаниях устанавливается лицам, ставшими инвалидами вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или вследствие общего заболевания. Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания, как правило, требуется общий трудовой стаж определенной продолжительности, которая зависит от возраста ко времени наступления инвалидности и увеличивается с увеличением этого возраста.

Инвалидность считается наступившей вследствие заболевания, полученного в период военной службы, если она явилась следствием увечья в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с пребыванием на фронте. Пенсия устанавливается на тот срок, на который определена инвалидность. Если гражданин не явился на переосвидетельствование в назначенный срок, ее выплата приостанавливается. При пропуске срока переосвидетельствования по уважительной причине и установлении инвалидности за прошлое время пенсия выплачивается с того дня, с которого гражданин вновь признан инвалидом. При установлении другой группы инвалидности (более высокой или более низкой) пенсия за указанное время выплачивается по прежней группе. Если выплата была прекращена ввиду истечения срока, на который установлена инвалидность от общего заболевания, и в течение 5 лет гражданин вновь признается инвалидом, восстанавливается ранее назначенная пенсия. Восстановление ранее назначенной пенсии по инвалидности вследствие других причин сроком не ограничивается. По желанию инвалида в случае наступления инвалидности вновь после перерыва пенсия может назначаться на общих основаниях.

Пенсии по случаю потери кормильца - государственные ежемесячные денежные выплаты нетрудоспособным членам семьи в связи со смертью кормильца либо его безвестным отсутствием. Какие члены семьи и при каких условиях считаются нетрудоспособными, определяется пенсионным законодательством. Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Таким образом, при назначении пенсии органы социальной защиты решают вопросы: об отнесении обратившихся лиц к членам семьи умершего кормильца; о признании их нетрудоспособными; об иждивении.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в отдельности. Установление родства осуществляется в соответствии с правилами семейного законодательства. Юридическое значение придается только браку, зарегистрированному органами ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду, во внимание не принимается. В случае расторжения брака до смерти супруга право на пенсию не возникает. Детям в случае смерти отца пенсия назначается как при рождении их в браке, так и при рождении их вне брака, если в отношении их установлено отцовство в добровольном или судебном порядке. На равных основаниях с родными детьми право на пенсию имеют усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы.

Пенсии за выслугу лет - ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет Бутенко Е.В Словарь - справочник юридический. Под ред. Е.В. Бутенко - Смоленск: Русич, 2013. - 510 с. . Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительной подземной работой, работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также в случаях занятия лицами некоторыми видами профессиональной деятельности, связанной с риском преждевременного профессионального старения. Пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий работников, которые из-за особого характера профессии не могут продолжать работать по данной профессии, в силу особых требований, предъявляемых к состоянию здоровья данной категории работников, либо в силу того, что дальнейшая работа по прежней профессии не всегда целесообразна в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, а также в силу того, что продолжение работы в этих условиях труда и в этих профессиях с высокой степенью вероятности может привести к утрате или снижению трудоспособности, установлению инвалидности.

Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать их в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу, либо полным прекращением трудовой деятельности. Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенной продолжительности специального трудового стажа, как правило, независимо от возраста и состояния профессиональной трудоспособности. Порядок исчисления специального трудового стажа устанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда, а также профессий. Суммирование различных видов специального стажа не допускается. Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже (исключение установлено для работников гражданской авиации в случаях оставления летной работы по состоянию здоровья).

Виды страхового стажа Приложение 2:

1. Общий страховой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении. С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» , установивший новый порядок пенсионного обеспечения Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 28 декабря 2013 года (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2014. № 400. П.1., ст.1. . В данном акте не фигурирует понятие общего страхового стажа, но вводится новое понятие -- «страховой стаж -- это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»). Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы;

2. Специальный страховой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Российская газета «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года №340-I .

В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует.

Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным страховым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального страхового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях. С учетом специального страхового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

1.2 Периоды трудовой деятельности и иные периоды времени, включаемые в страховой стаж по новому законодательству РФ

В страховой стаж включаются (засчитываются) следующие периоды трудовой деятельности:

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

Согласно ст. 2 Закона № 255-ФЗ к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относятся граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовым договорам. К этим гражданам в более поздней редакции Закона № 255-ФЗ причислены и руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества. Они также подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства, т. е. рассматриваются как работники - застрахованные лица. Согласно ТК РФ на период отпусков за сотрудником сохраняются место работы и должность, т. е. трудовые отношения между работником и работодателем сохраняются, трудовой договор продолжает действовать, и, следовательно, все эти периоды можно расценивать как время работы застрахованного лица по трудовому договору.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, содержится в разделе II Правил подсчета страхового стажа. Согласно п. 8 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Следовательно, всем, кто работал по трудовым договорам и имеет соответствующие записи в трудовых книжках, беспокоиться не стоит. Все периоды работы, отраженные в этом документе, принимают в расчет при определении страхового стажа.

При массовой утрате работодателем трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие исключительные обстоятельства) трудовой стаж этих работников определяется комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов РФ.

В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

При этом установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах трудовой деятельности у данного работодателя осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т. п.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе (п. 34 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»). Если до поступления к данному работодателю гражданин уже работал, комиссия должна принять меры для получения документов, подтверждающих этот факт.

В связи с возможностью утраты гражданами в результате стихийных природных пожаров в июле - августе 2010 г. трудовых книжек Минздрав- соцразвития России подготовило письмо от 06.08.2010 № 12-3/10/2-6752 с подробными инструкциями. Так, в письме сообщалось, что по результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. На основании этого акта работодатель выдает ему дубликат трудовой книжки. В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке. В случае когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 9 Правил подсчета страхового стажа). Отсутствие записей в трудовой книжке не лишает сотрудника права на включение периодов работы у индивидуального предпринимателя в страховой стаж, т. к. индивидуальные предприниматели, применявшие как общие режимы налогообложения, так и упрощенную систему, уплачивали за работников страховые взносы в ФСС России в составе ЕСН. В рассматриваемой ситуации период работы у индивидуального предпринимателя сотрудник может подтвердить трудовым договором, заключенным в 2000 г.

Иные периоды включаемые в страховой стаж Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 28 декабря 2013 года (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2014. № 116. П.1., ст.11. .

В пункте 2 Правил подсчета страхового стажа установлен полный перечень видов деятельности, включаемых в страховой стаж:

1. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 01.01.2001 и после 01.01.2003, за которые уплачены платежи на социальное страхование.

2. Периоды деятельности в качестве адвоката до 01.01.2001, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 01.01.2003;

3. Периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 01.01.2001, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 01.01.2003.

4. Периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы РФ, периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

5. Периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

6. Периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 01.11.2001.

Перечисленные периоды работы и (или) деятельности должны подкрепляться документами. Как правило, это документы, подтверждающие:

Конкретную деятельность в определенный период;

Уплату страховых платежей за этот период.

До 1 января 2007 г. в непрерывный стаж для назначения пособий по временной нетрудоспособности включались периоды обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т. д.) при условии, если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превышал трех месяцев. В настоящее время из страхового стажа периоды обучения исключены, поэтому при его подсчете по новым правилам, действующим с 1 января 2007 г., время обучения в ПТУ не засчитывается.

Однако ст. 17 Закона № 255-ФЗ предусматривает следующее правило: если продолжительность страхового стажа, исчисленного в соответствии с Законом № 255-ФЗ за период до 1 января 2007 г., оказывается меньше непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами за тот же период, то за продолжительность страхового стажа принимается срок непрерывного трудового стажа застрахованного лица, который может превышать страховой в целом ряде случаев СЗ РФ. 2014. № 255. ст.17. .

В рассматриваемой ситуации страховой стаж составляет восемь лет, т. е. он определяется по продолжительности непрерывного стажа, включающего обучение в ПТУ, так что работнику полагается пособие в размере 100% его среднего заработка.

2. Подсчет и подтверждение страхового стажа по новому законодательству РФ

2.1 Порядок исчисления и подсчета страхового стажа по новому законодательству РФ

При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными органами. В соответствии с «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.20002г № 555, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

Взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

Единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

Единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей. Современное исчисление страхового стажа учитывает длительность всех этапов рабочей деятельности, во время которой гражданин делал взносы в фонд пенсионного обеспечения СЗ РФ. 2014. № 213. П.1., ст.12. . Все они и включаются в данный вид. Он должен составлять не менее пяти лет. Если у гражданина не насчитывается 5 лет, то у него не будет права, чтобы получить пенсию по достижению определенного возраста.

Именно это основание не позволит человеку получить пенсию, даже в случае предоставления всех необходимых документов. Каждый человек, должен знать, что на сегодняшний день существует как специальный, так и общий страховой стаж. Порядок начисления суммарного стажа предусматривает зачисление всех периодов деятельности, которую человек выполнял, находясь на территории России. Для этого он должен уплачивать взносы из своих доходов, используя свой идентификационный код. Кроме того, даже если человек работал за пределами нашей страны, он может рассчитывать на пенсию, если он все это время вносил средства в пенсионный фонд. Это важное основание для того, чтобы получать пенсию, даже после работы за границей.

По определению страховым стажем называется тот период, во время которого человек находится в системе обязательной пенсионной страховки, используя свой идентификационный код. Во время этого периода он каждый месяц платит взносы в размере не меньше минимального тарифа. Порядок исчисления является различным для пенсий по старости, по причине инвалидности или при потере кормильца. Для этого в страховой стаж, помимо основного рабочего времени, насчитывается также время со дня определения инвалидности или со дня смерти кормильца до достижения указанного возраста, определенного законом. Территориальные отделения пенсионного фонда занимаются формированием стажа в соответствии с правилами, определенными действующим законодательством.

Исчисление сейчас ведется только в месяцах. Если же человек проработал неполный месяц, являясь участником системы обязательного или добровольного страхования, то ему засчитывается целый месяц Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». - М.: ООО «ТК Велби», 2013. . Основание для этого - сумма оплаченных взносов в течение месяца, которая не должна быть меньше минимального тарифа, указанного в действующем законодательстве. В той ситуации, если данная сумма меньше указанного тарифа, тогда страховой стаж идет за время, которое рассчитывается каждый месяц индивидуально по специальной формуле, используя определенный код. После того как пенсия была назначена, все этапы деятельности человека будут включены в страховой стаж по обычной системе, используя идентификационный код и другие документы. Как правило, данный вид учитывают один раз. Исключения составляют определенные случаи, указанные в действующем законодательстве.

Это касается тех периодов работы, которые включались для получения пенсии до вступления в силу действующего закона, включаются в страховой стаж в том порядке, который имелся в предшествующем законодательстве. Согласно этого законодательства, за каждый полноценный год труда на вредном производстве, на подземных работах или в местах с особо тяжелыми условиями труда вы получаете дополнительно по одному году к стажу Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 28 декабря 2013 года (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2014. № 400. П.1., ст.10. . Основание для данного исчисления - это все документы, подтверждающие работу по данным специальностям и профессиям, а также идентификационный код.

Для исчисления страхового стажа на получение пенсии используется календарный метод. Если же совпали несколько периодов, указанных в законодательстве, при определении стажа учитывается только один из подобных промежутков времени. Он определяется по выбору человека, который обратился за начислением пенсии. Чтобы добиться подсчета за все периоды деятельности до того, как человек был зарегистрирован в индивидуальном учете, необходимо предоставить целый пакет документов. Помимо таких привычных документов, как идентификационный код, здесь должны быть бумаги, выданные работодателем в строго установленном порядке. Это позволит подтвердить, что человек действительно работал на конкретном месте. Если же вследствие различных стихийных бедствий или катаклизмов эта документация была уничтожена и теперь не подлежит восстановлению, то тогда для подсчета стажа за все этапы работы необходимо предоставить доказательства в виде показаний нескольких свидетелей. Как правило, их должно быть не меньше двух. При этом показания свидетелей не используются для подтверждения характера работы гражданина.

Основание для исчисления страхового стажа - это наличие у человека основных промежутков времени, когда он работал в необходимом объеме. В первую очередь, к ним относится работа на территории нашей страны при условии того, что в это время происходила оплата страховых взносов в фонд пенсионного обеспечения. Второе основание - это периоды работы за пределами России. Они входят в стаж тогда, когда это предусмотрено законодательствам или международными договоренностями. Также это возможно и в том случае, если во время работы за границей человек платит регулярные взносы в фонд.

Дополнительные промежутки времени, которые учитываются в страховой стаж СЗ РФ. 2014. № 116. П.2., ст.11. :

Прохождение военной службы;

Время, когда человек получал пособие по временной нетрудоспособности;

Уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения полутора лет; беременность мочевыделительный заболевание

Время получения пособия по безработице;

Время уход за инвалидом 1 группы или ребенком, являющимся инвалидом;

Период проживания супругов с военнослужащими;

Время пребывания с супругами, занимающимися дипломатической деятельностью.

Основание для исчисления этих периодов в страховой стаж - это наличие предшествовавших или последующих за ними периодов работы, во время которых оплачиваются взносы в пенсионный фонд. Таким образом, сюда включены не только периоды трудовой деятельности, но и другие вышеуказанные периоды. Это является частью современной социальной программы в нашей стране. Есть еще и такое понятие, как специальный страховой стаж. Он представляет собой общую продолжительность работы на различных специальностях, должностях и профессиях, которые имеются в специальном перечне. Сюда входят специальности, связанные с тяжелыми условиями труда, различными профессиональными вредностями и так далее. Для исчисления этого вида также требуется идентификационный код. Именно специальный стаж - это основание для того, чтобы получить пенсию по старости досрочно.

2.2 Документальное подтверждение трудовой деятельности и иных периодов времени, включаемых в страховой стаж

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан - владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан - владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии Аркачев В.С. Пенсионное право. Под ред. В.С. Аркачев М.: Юрист. 2013. - 351с. .

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

Период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

Свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Суммарная запись о периодах работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является подтверждением в отношении периодов работы:

После 14 декабря 1962 г., если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, в какой организации, в какое время и на каких должностях работало застрахованное лицо до поступления в организацию, выдавшую трудовую книжку;

До 14 декабря 1962 г. независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения.

Если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжке не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью.

Трудовая книжка и внесенные в нее записи, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны соответствовать всем предъявляемым трудовым законодательством требованиям, действовавшим на момент ее заполнения. Все записи о приеме и увольнении должны содержать дату приема или увольнения, номер соответствующего приказа и дату его подписания работодателем. В данном случае подсчет страхового стажа трудности не представляет, он рассчитывается по трудовой книжке с момента заключения трудового договора до момента его расторжения. При этом важно знать, что, несмотря на изменения правил подсчета страхового стажа, ранее отработанные периоды работы также будут включены в страховой стаж. В том случае, если трудовая книжка по какой-либо причине отсутствует, записи в нее внесены с нарушениями, а некоторые периоды работы отсутствуют полностью, может быть применен п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, в соответствии с которым "в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке, исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку". И далее: "Если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа" (п. 28 Правил ведения трудовых книжек). Кроме того, данные нарушения и неточности могут быть устранены документально, то есть путем представления письменных трудовых договоров, форма которых должна соответствовать установленной законодателем на момент их заключения, справок, выданных работодателем, личных карточек работника, ведомостей заработной платы работника и иных должным образом оформленных документов, подтверждающих работу данного гражданина в организации. Лица, работавшие в колхозах, могут представить трудовые книжки колхозника, ведомости трудодней и т.д.

Работа у работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, не может быть подтверждена записями в трудовой книжке, так как физическое лицо не обладает правом ведения и заполнения трудовых книжек. В этом случае между работодателем - физическим лицом и работником заключается письменный трудовой договор, который работодатель обязан зарегистрировать в органе местного самоуправления. Данный договор и является документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина и, следовательно, страховой стаж. Статьей 303 ТК РФ, регулирующей правила заключения трудового договора с работодателем - физическим лицом, установлено, что работодатель обязан уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи за своих работников в установленных законом порядке и размерах, а также оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

В том случае, если работодатель - физическое лицо зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то записи, подтверждающие периоды работы, делаются в трудовых книжках на общих основаниях. Однако право на ведение и заполнение трудовых книжек существовало у работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не всегда, а было установлено Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", вступившим в законную силу 6 октября 2006 года. Однако и до этого момента предприниматели уплачивали единый социальный налог за своих работников, и его часть поступала в Фонд социального страхования, следовательно, указанные работники являлись застрахованными. С работником заключался письменный трудовой договор, который и может являться основанием для включения данного периода работы в страховой стаж при его подсчете.

Подтверждение факта государственной гражданской или муниципальной службы также не представляет трудности, так как данные периоды фиксируются в трудовых книжках служащихКомментарий к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» / Под ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2013. . Работа гражданина по гражданскому договору о выполнении работ или оказании услуг подтверждается указанным договором, а также документами работодателя об уплате им обязательных платежей - единого социального налога, единого налога на вмененный доход, платежей на обязательное пенсионное страхование. Если в гражданско-правовом договоре о выполнении работ или оказании услуг не указан срок действия данного договора, то страховой стаж определяется в соответствии со сроком уплаты обязательных платежей.

В случае работы гражданина по авторскому договору, страховой стаж в указанный период может быть подтвержден данным договором, оформленным в установленном законом порядке, а также справкой территориального отделения Пенсионного фонда или налогового органа об уплате за соответствующий период социальных и налоговых платежей. Однако чаще всего сроки действия авторского договора не установлены, и страховой стаж устанавливается в соответствии с периодом уплаты указанных платежей.

Время работы у частных лиц в качестве нянь, гувернанток, водителей, секретарей, садовников и т.д. (в настоящее время такая работа получила широкое распространение), если между работодателем - частным лицом и работником не был заключен трудовой или гражданский договор о выполнении работ и оказании услуг, может быть подтверждено справкой Пенсионного фонда или налоговых органов о выплате обязательных платежей.

...

Подобные документы

    Понятие страхового стажа, его юридическое значение и порядок подтверждения. Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица. Порядок исчисления трудового стажа, его основные виды – календарное и льготное.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Понятие трудового стажа: виды. Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Доказательства трудового (страхового) стажа. Доказательства, принимаемые для определения стажа.

    реферат , добавлен 11.03.2004

    Понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения. Правовое регулирование трудового стажа в Российской Федерации. Трудовые книжки, их ведение, хранение, изготовление и учет. Подтверждение трудового стажа по свидетельским показаниям.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2016

    Сущность страхового стажа как суммарной продолжительности времени уплаты страховых взносов и (или) налогов, его законодательное обоснование. Документы, подтверждающие наличие и количество страхового стажа, прядок его исчисления и признания взносов.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Понятие и юридическое значение трудового стажа, его основные виды. Исчисление страхового, общего трудового и специального стажа. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности. Способы подтверждения трудового стажа в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Понятие трудового стажа. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями труда, работникам летного состава гражданской авиации, педагогическим и медицинским работникам.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2011

    Исследование значения трудового стажа в системе пенсионного обеспечения. Изучение понятия специального трудового стажа. Отличительные признаки непрерывного трудового стажа. Характеристика нормативных актов, регулирующих порядок исчисления трудового стажа.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Правовая характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования. Виды пенсий по законодательству РФ. Понятие страхового стажа, его подтверждение и подсчет.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2010

    Институт трудового стажа в условиях пенсионной реформы. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Виды трудового стажа. Понятие трудовой деятельности. Основные особенности страхового, непрерывного и специального трудового стажей.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Понятие, юридическое значение, характеристики и виды трудового (страхового) стажа и выслуги лет. Виды деятельности, засчитываемые в стаж и правила исчисления стажа для разных отраслей. Принципы персонифицированного учета граждан Республики Беларусь.

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
В законодательстве упоминаются следующие виды стажа (Приложение. Рис.10.) :
- страховой стаж;
- общий трудовой стаж (ОТС);
- специальный страховой (профессиональный) стаж;
- выслуга лет.


Рисунок 10. Виды стажа

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа .
Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.
Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).
Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.
Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.
Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.
Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.
Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к. от этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору , работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия ; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию . Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба . С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока , назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице , участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала , который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан , пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Специальный (профессиональный) страховой стаж

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория , на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа - 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане , занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста - 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом , дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

  • федеральные государственные служащие ;
  • военнослужащие по контракту;
  • профессиональные спасатели;
  • лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы ;
  • лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей ;
  • и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления .

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности , репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ .

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Исчисление стажа

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию , подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры , справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы .

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды , - по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей , работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.

К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:

  • документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
  • документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
  • справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой