Консолидированный бюджет российской. Консолидированный бюджет – взаимосвязь между звеньями и участниками бюджетной системы

Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.

Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.

Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются:

    в бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);

    при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

    при сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);

    в перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

    при определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).

В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.

1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ связанна с развитием отраслей народного хозяйства , в том числе:

    6% - промышленность, энергетика, строительство;

    4% - сельское хозяйство и рыболовство;

    3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;

    13% - жилищно-коммунальное хозяйство.

2/3 расходов консолидированного бюджета РФ непроизводительные расходы, в том числе:

    10% - управление и правоохранительная деятельность;

    10% - оборона страны;

    3% - обслуживание государственного долга;

    30% - социально-культурные расходы.

Чрезвычайный бюджет рф.

Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.

Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета .

Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».

Структура бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 3.

Понятие консолидированного бюджета РФ, субъекта РФ, муниципального района.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей .

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

В международной практике используются понятия консолидированный расширенный бюджет, включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов. И расширенный бюджет правительства, включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обяза-тельств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений). Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления и Бюджетным кодексом РФ ". Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим. Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муници-пальной собственностью" (ст. 130). И далее в Конституции РФ сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения". Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов. Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание му-ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.). В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны - инфляция, расстроенность финансовой системы - не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит. Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию. Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправ-ления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

3. 1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

4. Доходы бюджета

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. Доходы бюджета классифицируются в зависимости от разных признаков:

По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности; - по уровню бюджетной системы, за которыми закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие; - по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода; - по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы; - по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц и другие.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам , формирующим основную часть (около 84 %) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Главные налоги закреплены за федеральным бюджетом, к ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы с физических лиц и др.

К неналоговым доходам относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе, штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся : а) доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий. Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Субсидия ~ бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. б) доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

К собственным доходам бюджетов относятся : налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами; неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; безвозмездные перечисления. При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета. Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов.

Расходы бюджета - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Функциональная классификация расходов бюджетов – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Под функциями государства понимают основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, направление бюджетных средств на выполнение этих функций и отражает функциональная классификация расходов (ст. 21 Бюджетного кодекса РФ).

Функциональная классификация расходов бюджета имеет четыре уровня:

1. разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства (государственное управление, судебная власть, оборона и т. п.);

2. подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (функционирование законодательных органов государственной власти, функционирование исполнительных органов государственной власти, деятельность финансовых и налоговых органов и т. п.);

3. целевые статьи, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджета в пределах подразделов (обеспечение деятельности Президента РФ, обеспечение деятельности президента республики в составе РФ и главы администрации субъекта РФ, содержание администрации Президента РФ и т. п.);

4. виды расходов, детализирующие направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов - группировка всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капиталовложения, заработная плата, дотации, субсидии и пр. (ст. 22 Бюджетного кодекса РФ).

Экономическая классификация состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (ст. 24 БК РФ). Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – группировка расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств соответствующих бюджетов.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, утверждается законом либо решением о соответствующем бюджете.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1. поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;

2. поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

3. поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;

4. поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

5. сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;

6. изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1. получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

2. получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

3. поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;

4. изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.

Классификация операций сектора государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

В целях настоящих Указаний в данном разделе определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.

Особенности применения кодов классификации операций сектора государственного управления, применяемых в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, определяются в нормативных актах Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

100 Доходы;

200 Расходы;

300 Поступление нефинансовых активов;

400 Выбытие нефинансовых активов;

500 Поступление финансовых активов;

600 Выбытие финансовых активов;

700 Увеличение обязательств;

800 Уменьшение обязательств.

5. Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов местн.сам.упр. по составлению, рассмотрению, утверждению и ᴎϲᴨолнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом. Первая стадия – стадия составления проекта бюджета . Решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета принимается выборным органом местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального образования организуют поэтапную работу по составлению проекта местного бюджета. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики муниципального образования, рассчитываются контрольные цифры проекта местного бюджета на соответствующий период и подготавливаются другие документы. Вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение проекта бюджета выборным органом местного самоуправления. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Третья стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие решения о бюджете. В случае непринятия проекта местного бюджета до 1 января конкретного года ᴎϲᴨолнительные органы муниципального образования имеют право производить расходование бюджетных средств. По соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года до принятия местного бюджета. Четвертая стадия бюджетного процесса – ᴎϲᴨолнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов. Исполнение доходной части бюджета связано с перечислением плательщиками соответствующих налогов и неналоговых платежей на счета бюджета того либо иного уровня. Пятая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения и утверждения отчета об ᴎϲᴨолнении бюджета выборным органом муниципального образования. В ϲȯответϲтвии с Бюджетным кодексом отчетный доклад об ᴎϲᴨолнении местного бюджета за прошедший финансовый год представляется ежегодно в мае следующего за отчетным года. Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных доходов и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможно без ᴎϲᴨользования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Ведомственная классификация расходов местного бюджета, классификация источников внешнего финансирования дефицита местного бюджета и классификация видов муниципального внешнего долга и внешних активов не ᴎϲᴨользуются. На уровне субъектов Российской Федерации и органов местн.сам.упр. ведомственная классификация расходов бюджетов утверждается представительными органами власти этих двух уровней самостоятельно.

6. . Казначейство федеральное – в РФ единая централизованная система органов исполнительной власти, включает органы по субъектам РФ и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Задачи органов казначейства: организация, осуществление и контроль за исполнением ФБ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между ФБ и гос. внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов гос. финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период гос. расходов; сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос. финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по ФБ РФ, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками гос. внутреннего и внешнего долга РФ; разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов гос.власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету гос.казны РФ. При казначейском исполнении ФБ регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств ФБ возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение ФБ осуществляется на основе отражения всех операций и средств ФБ в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения ФБ запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов ФБ, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет ФБ (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. В целях управления средствами ФБ, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета ФБ. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Открытие и закрытие счетов ФБ, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.

7. Федеративные государства в большинстве своем

имеют трехуровневую систему налогов

Первый уровень

федеральные или общегосударственные налоги

второй уровень-региональные

(налоги штатов, провинций, земель, кантонов)

третий уровень-налоги местные

Общегосударственными (федеральными)

признаются налоги и сборы устанавливаемые соответствующим законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны.

Региональными называются налоги и сборы устанавливаемые общегосударственным или региональным законодательством, вводимые в действие региональным законодательством и обязательные к уплате на территории соответствующего государственно-территориального образования.

В мировой практике местными признаются налоги и

Сборы,устанавливаемые и вводимые в действие общегосударственными,региональными или муниципальными нормативными правовыми актами и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.Существенные различия в организации и характере

функционирования налоговых систем обусловлены

организацией и характером функционирования бюджетных систем

В государствах с либерально-демократической системой управления важнейшим принципом построения

бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти. Самостоятельность бюджета здесь может быть доведена до логического завершения,так что бюджеты внутри системы будут самостоятельными и автономными на основе реализации принципа «один налог-один бюджет».

В иных системах самостоятельность бюджета может сочетаться с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровня стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В подобных случаях ставки отдельных налогов могут разделяться между бюджетами разных уровней. В государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципах единства, когда каждый бюджет выступает

как часть единого государственного бюджета страны, а

потому не может быть самостоятельным, и принципе централизма означает не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения денежных средств. К основным налогам в большинстве стран относят:

подоходный налог с физических лиц

налог на прибыль(доходы) юридических лиц

налог на добавленную стоимость

взносы в фонды социального страхования

налоги на имущество

на наследства и дарения

Важное значение имеет приоритетность прямых или косвенных налогов

Прямые налоги преобладают в США, Канаде,Японии

Косвенные в Европе

Несмотря на многообразие и сложность налоговых систем в разных странах

можно выделить две основные модели их построения

Одна модель базируется на налогообложении доходов. Другая модель делает упор на налогах на потребление. При этом налоги взимаются в тот момент

когда доход тратится. Теоретически налоговые системы могут также стро

иться на основе преобладания ресурсных или имущественных налогов

Однако на практике эти налоги не являются ключевыми в доходах государства но они играют ведущую роль при формировании региональных и местных бюджетов.Политика в области налогообложения также является одним из основополагающих принципов построения налоговых систем

Существуют различные типы налоговой политики:

политика максимальных налогов

политика разумных налогов

политика,характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

8. Бюджетирование, ориентированное на результат является методом организации бюджетного процесса, основанный на установлении технологических связей между результатами исполнения государственного (муниципального) бюджета с натурально-вещественными показателями деятельности получателей бюджетных средств. В начале 21 века переход к использованию этого метода был декларирован в качестве цели российской бюджетной реформы.

Технология бюджетирования, ориентированного на результат предложена как альтернатива двум ранее применявшимся в нашей стране методикам осуществления расходов:

Финансирование содержания определенной сети учреждений и организаций, реализующих административные планы оказания услуг и выполнения работ. При этом качественные параметры деятельности фактически игнорируются;

Использование бюджетного финансирования в качестве инструмента мотивации персонала организаций-бюджетополучателей к оптимизации количественных и качественных параметров своей деятельности. В зависимости от оценки полученных результатов, или величины их отклонений от ожидаемых показателей, финансирование может быть произвольно изменено в пределах имеющихся средств (получила условное наименование «управление по отклонениям»).

При БОР исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы соотносятся с показателями результатов через показатели ресурсов и мероприятий, необходимых для достижения результатов. При этом горизонт планирования обычно – 3 года.

При БОР организационная структура учреждений должна в большей степени ориентироваться на результаты деятельности учреждения. Оперативные подразделения и отделы внутри учреждений должны отвечать за конкретные результаты своей работы, т.е. за товары и услуги, предоставляемые данным учреждением. Затраты на вспомогательные функции (работа руководства, бухгалтерии, юридической поддержки и т.п.), как правило, распределяются между оперативными отделами и подразделениями.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Финансами субъектов страны организуется специальная система, чья структура основывается на денежных отношениях, возникающих при разработке, передаче и применении выплат. Данные средства вместе составляют любой денежный фонд регионального масштаба.

Для облегчения анализа и подсчета упомянутых бюджетов, совершения прогнозов в рамках социальной и экономической отрасли государства, принимаются требуемые данные из совместного бюджетного комплекса по каждому финансовому сегменту. То есть, консолидированный бюджет субъекта РФ это сумма консолидированного и государственного бюджета.

Особенности данного понятия

Понятие консолидированного бюджета предполагает суммированный федеральный и субъективный бюджет страны, куда также входят бюджеты местного масштаба. Законодательствам государства регламентируется формирование подобного свода на основе совмещения бюджетов по каждому из уровней системы финансов.

Рассматривая консолидированный бюджет определенного федеративного субъекта, потребуется учет и региональных средств, и финансового состояния по муниципальным структурам. Информация, которую предполагает структура бюджета, может использоваться для организации планирования финансов.

Подобные сведения имеют внушительное воздействие на объем дотаций и подсчет стандартов отчислений от налоговой структуры. Конкретные параметры консолидированного бюджета оказывают влияние на анализ состояния финансового фонда государства и его последующего применения.

Расчет определенных параметров представляет собой возможность оценить сумму финансового государственного баланса отдельно для каждого из уровней. Состояние этого параметра основывается на доходах и расходах, в составе которых содержатся определенные данные, демонстрирующие положение дел в финансовой области государства, отдельно для каждой отрасли.

Состав доходной характеристики предоставляет следующую информацию:

  • Положение дел в целевых бюджетных фондах.
  • Имущественное налогообложение.
  • Внешнеторговое налогообложение.
  • Подоходные налоги.
  • Акцизные сборы.

Что касается расходного сегмента, здесь содержатся другие сведения:

  • Затраты на содержание всевозможных госорганов.
  • Затраты на научную отрасль.
  • Затраты на оборонительную деятельность.
  • Затраты на всевозможные мероприятия.
  • Затраты на инвестиционную деятельности и обеспечение дотаций.

Как функционирует финансовая система государства

Так как консолидированный бюджет это информация о положении бюджетов по каждому уровню финансирования государства, важно принимать в расчет регулирование каждой отдельной сферы. Для нашей страны в бюджетной системе предполагается применение 4 подуровней, что означает зависимость каждого уровня от предыдущего, а также их общее формирование иерархической структуры следующего типа:

  • На 1-м уровне находится государственный бюджет, дополненный финансами из внебюджетных фондов страны.
  • На 2-м уровне предполагается нахождение бюджетов государственных субъектов, к которым прибавляются денежные средства внебюджетных госфондов по территориальной принадлежности.
  • На 3-м уровне размещены муниципальные бюджетные структуры.
  • На 4-м уровне располагаются самые мелкие муниципалитеты.

Все это простыми словами указывает на максимальную значимость государственного бюджета, которым демонстрируется денежное положение страны. При помощи данной структуры распределяется доход в рамках каждого территориального объекта. Созданием и заверением занимается государственное собрание, выступающее высшим органом законодательной власти в стране.

На упомянутом уровне приход денежных средств рассматривается для всей страны на основе утвержденных стандартов, одинаковых для всей территории, Затраты из этого бюджета совершаются для улучшения качества жизни граждан страны.

Далее структура консолидированного бюджета РФ предполагает наличие одной из ключевых систем - субъектного бюджета страны. Создание и заверение такой структуры производится на основе законодательства. При этом бюджеты субъектов обеспечивают гарантию независимости каждого территориального субъекта страны, обеспечивая им максимальную обособленность и предполагая наличие их личной ответственности.

Организация муниципальных бюджетов производится на основе внедрения ряда законодательных актов, выполнением которых занимаются субъекты местного самоуправления. Для обретения бюджетами поселений силы существует специальный государственный закон, утвержденный в 2005 году.

Чем выделяется консолидированный бюджет

Рассматривая понятие более конкретно, можно сделать вывод, что консолидированный бюджет включает в себя важнейшие для государства сведения. С его помощью можно устанавливать действующее положение бюджета, а также его распределения по каждому уровню структуры финансов. При этом возможно внедрение определенных корректировок, направленных на повышение качества распределения, если были обнаружены определенные недостатки в существующей системе.

Различные виды консолидированных бюджетов используются для установления способов перемещения финансов в отрасли межбюджетных отношений по каждому федеральному фонду. Если более конкретно останавливаться на межбюджетных взаимоотношениях в рамках финансовой отрасли, важно отметить, что приходящие из госбюджета деньги в пользу более низких уровней, принято рассматривать в качестве дохода субъекта, но затрат госбюджета страны.

Состав финансирования при учете данных средств будет иметь существенные различия, которые основываются на функционировании управленческих органов по всевозможным уровням. Чрезвычайные случаи намного меньше влияют на систему распределения затрат и доходов в рамках рассматриваемого бюджета. Среди подобных ситуаций выделяют разного рода катастрофы и кризисное положение дел в бюджете.

Помимо этого, иерархия финансовой сферы государства предполагает особый характер распределений федеративных отчислений. Если на госуровне в данных целях применяются внебюджетные средства, то сводный бюджет региона будет формироваться из региональных финансов. Подобное распределение денег обеспечивает возможность оценки деятельности местных органов власти и их обращение с финансами для того или иного установленного уровня.

Как применяется консолидированный бюджет

Общие параметры бюджета консолидированного типа в реальных условиях обеспечивают возможность их использования для утверждения государственного финансирования. Данные характеристики имеют довольно высокое значение при подсчетах величин стандартов налогообложения, далее эти финансы передаются субъектным бюджетам государства каждого уровня. Также имеющиеся сведения позволяют составлять уровень дотаций.

В подобной ситуации подсчеты требуют сведения воедино объемов бюджетов каждого территориального и административного объекта страны. Без установления характеристик консолидированного бюджета нельзя осуществлять четкое прогнозирование денежных средств, так как ключевые элементы требуемой информации по финансовому балансу находятся в составе данного бюджета по каждому уровню.

Чтобы получить понимание о текущем положении дел в финансовом равновесии, в учет берутся всевозможные характеристики доходов и затрат. Продемонстрированные в бюджете консолидированного типа параметры применяются для оценки и проведения сводного денежного плана государства. Здесь рассматриваются денежные средства, пополняющие федеральный бюджет. При учете бюджета можно получить понимание, насколько эффективно выполняется распределение финансов, оказывающих воздействие на общий баланс денежных средств страны.

Помимо этого, в консолидированном бюджете находятся данные, применяемые для планирования с разным сроком действия. Для оценки экономического и социального развития тех или иных территориальных субъектов и всей страны потребуется осуществление расчетов на основе характеристик бюджета. Арифметическое моделирование может осуществляться с применением сведений именно из подобного бюджета.

Наконец, нельзя не отметить огромное влияние консолидированного бюджета на определение денежного обеспечение населения государства. Информация, используемая для решения данной задачи, позволяет увидеть сведения о расходах отдельного гражданина по каждой жизненной сфере, включая образовательную, медицинскую, рабочую и так далее. Используя усредненные данные по этим характеристикам, можно осуществить сравнение гражданской обеспеченности в рамках конкретных территориальных единиц.

Выводы

Основываясь на предоставленной информации, можно сделать вывод, что характеристиками консолидированного бюджета выступают сведения, позволяющие осуществлять точечный анализ денежной отрасли страны, давать прогнозы касаемо ее положения в дальнейшем, а также устанавливать финансовый баланс и степень обеспеченности населения.

С помощью финансовой информации консолидированного бюджета возможно установление нынешнего положения федеральной финансовой системы по всем ее уровням. Сведения из данного бюджета имеют огромное значение для последующего планирования финансов, осуществления прогнозирования по системе, определения денежного положения каждой государственной единицы, будь то населенный пункт или гражданин.

Структура консолидированного бюджета имеет особое значение при анализе, формировании и распределении централизованных финансов государства. Сводное планирование не может осуществляться без расчета соответствующих показателей. Рассмотрим далее, что собой представляет консолидированный бюджет.

Нормативная база

Понятие консолидированного бюджета было включено в Закон РСФРС от 10 октября 1991 года в связи с упразднением государственного финансового фонда, к которому относились все звенья денежной системы России. В настоящее время этот закон не имеет силы. Бюджетная сфера сегодня регламентируется отраслевым Кодексом. В нем установлены ключевые понятия, даны соответствующие разъяснения. Кроме этого, в БК определен порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование и исполнение консолидированного бюджета.

Терминология

Согласно ст. 6 БК, консолидированный бюджет представляет собой свод финансовых фондов всех уровней. В него входят федеральные, региональные и местные денежные средства. Консолидированный бюджет РФ включает в себя финансовые фонды субъектов страны и муниципальных образований. Из расчетных показателей для каждого плана берутся значения сводных балансов государства и территориальных единиц.

Основные элементы

Финансовый фонд любого уровня включает в себя два компонента:

1. Доходы консолидированного бюджета. В этой части используются данные налогов (на внешнеторговую деятельность, на имущество, НДС, акцизы и прочие), средства целевых фондов и так далее.

2. Расходы консолидированного бюджета. Этот элемент включает в себя затраты на:

  • Государственные инвестиции.
  • Дотации.
  • Социально-культурные мероприятия.
  • Науку.
  • Оборону.
  • Содержание ключевых институтов власти (правоохранительных органов, прокуратуры, судов и пр.) и так далее.

Показатели этих элементов имеют особое значение при перспективном планировании в целом и финансовом прогнозировании в частности. Ключевые параметры используются в ходе разработки программ социального и экономического развития страны и регионов. Кроме этого, показатели учитываются в расчетах, которые отражают уровень обеспеченности населения государства.

Консолидированный бюджет РФ

Как выше было сказано, он представляет собой совокупность финансовых фондов субъектов и муниципальных образований. В его состав не включаются внебюджетные средства и межбюджетные трансферты. В него также не входит объем финансов ФОМС. Консолидированный бюджет России состоит из 3-х уровней:

  1. Федерального финансового плана.
  2. Региональных фондов.
  3. Муниципальных финансов.

В структуру бюджета в целом входят:


Кроме этого, консолидированный бюджет включает в себя порядка 29 тысяч местных финансовых госфондов (сельских, поселковых, городских, районных). В его составе также присутствуют целевые средства, которые поступают из соответствующих источников и распределяются по определенному направлению.

Формирование фонда на предприятии

Консолидированный бюджет часто формируется в крупных компаниях. При его формировании учитываются особенности взаимоотношений внутри корпорации. Для составления такого фонда необходимо сложить все показатели бюджетов подразделений без внутригрупповых операций. Для реализации этой задачи потребуется разработка единой финансовой политики для всех единиц компании. Немаловажное значение в этом процессе имеет разграничение ответственности, формирование дополнительных показателей. Последние позволяют корректировать операции при консолидации бюджетов.

Преимущества системы

Консолидация бюджетов - задача непростая. Ее реализация связана с достаточно большим объемом работы. Однако точность полученных данных имеет большее значение для предприятия или государства. При консолидации нет необходимости изменять существующий порядок бюджетирования. Для предприятий преимущество формирования такого фонда состоит в том, что они при выборе нужных показателей сами определяют те операции внутреннего обращения, которые будут иметь приоритетное значение и подлежат исключению. Кроме того, процедура консолидации:


Все это позволяет как руководству отдельных компаний, так и правительству страны концентрировать свои усилия и имеющиеся ресурсы на решении наиболее актуальных задач. В ходе этой работы достигается оптимальное соотношение между стоимостью и точностью консолидированных бюджетов.

Роль института

Консолидированный бюджет любого субъекта страны позволяет исполнительным и представительным органам иметь необходимую финансовую основу для реализации вверенных им полномочий в рамках Конституции. В этом, собственно, состоит значение региональных финансовых госфондов. С помощью средств формируются бюджеты административно-территориальных образований. Эта финансовая база позволяет решать вопросы общего назначения, реализовывать функции местной власти. Консолидированный бюджет региона дает возможность проявлять хозяйственную самостоятельность при распределении средств на собственное социально-экономическое развитие.

Так, органы власти могут обеспечивать планомерное становление и совершенствование образовательной, медицинской, культурной сферы, дорожного хозяйства и жилищного фонда. Немаловажное значение имеет и возможность сбалансировать уровни социального и экономического развития территории. Для этого в рамках консолидированного бюджета разрабатываются соответствующие программы, направленные на благоустройство городов и сел, развитие инфраструктуры, содержание исторических памятников и так далее. Наличие финансовых средств позволяет органам власти понижать или повышать нормативы затрат на оказание муниципальных и государственных услуг на предприятиях и в учреждениях, задействованных в непроизводственной сфере. Концентрация денег в консолидированных бюджетах исполнительным и законодательным институтам дает возможность осуществлять централизованное распределение ресурсов на решение приоритетных стратегических задач, развитие актуальных региональных экономических отраслей, промышленных предприятий, социальной, культурной, сельскохозяйственной сфер.

Заключение

Таким образом, консолидированный бюджет, вне зависимости от того, на каком уровне он формируется, позволяет решить множество вопросов и наиболее эффективно реализовать функции и полномочия субъектов. Создание таких фондов весьма актуально как для государства в целом, так и для отдельных крупных предприятий, осуществляющих выпуск востребованной продукции, имеющих разветвленную сеть филиалов и внутри страны и за ее рубежом. При формировании таких фондов должны быть учтены различные существенные факторы. Показатели, которые будут получены при анализе специфики деятельности отрасли или конкретного предприятия и эффективности работы государственных институтов власти, должны иметь первостепенное значение в последующем распределении средств консолидированного бюджета.