Научно-практический журнал "концепции". Комплексная программа научно-технического прогресса ссср

По прошествии 10 месяцев с момента, когда я представил широкой общественности том 3.1. КП НТП СССР можно утверждать, что эта книга стала одним из фаворитов.
Оригинальные архивы со сканами продолжают скачивать несмотря на то, что тов. ivanstor уже давно сделал читабельный Дежавю:


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям) Проблемный раздел 3.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. МОСКВА, 1983.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

Качество печати в лучших традициях советских закрытых НИИ - мерзкое.
Будем надеяться, что тов. ivanstor (или кто-то другой сознательный и умелый) сможет сделать из этого читабельный дежавю.

Апдейт: готовая книжка (дежавю)
http://yadi.sk/d/80FDid46Axy4s - черно-белый вариант
http://yadi.sk/d/L4OP4zlKAxy7U - вариант в градациях серого

И напоследок.
Мне долгое время был непонятен статус компексных программ. Вроде бы это рекомендации для управленцев и КПСС, но какую силу они имели?
Данный вопрос прояснился буквально на днях.
12 июля 1979 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" . Оно устанавливало четыре уровня планирования:

  1. комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет;
  2. основные направления экономического и социального развития на 10 лет для страны в целом и для союзных республик в частности;
  3. государственный план экономического и социального развития;
  4. годовой план.
Таким образом, комплексные программы вроде бы должны были иметь силу закона. К сожалению, это не помешало положить все 700 экземпляров на полку, вежливо поблагодарив ученых за проделанную работу.

Научная деятельность в широком понимании имеет обобщенное название "Научные исследования и опытно-конструкторские работы" (НИОКР). Она включает три основные стадии. Фундаментальные иссле­дования направлены на открытие основ теории каких-либо процессов и ведутся без заранее предвидимого коммерческого использования.

Их результаты широко публикуются, быстро превращаются во всеобщее достояние - общественный товар. Прикладные исследования ставят це­лью изобретение метода или процесса производства. Их результат мо­жет в перспективе иметь коммерческое значение. Он патентуется и редко публикуется полностью. В результате научных разработок создается новый продукт или новый технологический процесс, которые могут быть незамедлительно применены на практике. Внедрение разработок в массовый производственный процесс находится уже за пределами сферы НИОКР. Оно образует область инновационной деятельности, осуще­ствления нововведений. Задачи, структура программ НТП и методы стимулирования приоритетных направлений науки.

Комплексная программа НТП является органической частью сис­темы документов, определяющих перспективы развития экономики и социальной сферы страны. Она задает направление целостной на­учно-технической политики в государстве.

Задачи комплексной программы НТП:

1) прогнозирование основных направлений НТП и оценка их со­циально-экономических последствий;

2) обоснование приоритета отдельных направлений развития на­уки, техники и технологии в отраслях народного хозяйства и в круп­ных межотраслевых комплексах;

3) обоснование необходимости разработки и реализации важней­ших целевых научно-технических программ.

Процедура составления комплексной программы НТП:

q прогноз отдельных направлений научно-технического и соци­ально-экономического развития;

q составление целостного документа, отражающего проблемы и направления развития науки, техники и технологии в будущем;

q корректировка положений программы НТП с учетом целевых установок, выдвигаемых Президентом и Правительством, и представ­ление ее на рассмотрение в законодательные и исполнительные ор­ганы.

Комплексная программа НТП включает:

§ сводный раздел, отражающий в обобщенном виде основные на­правления прогресса науки, техники и технологии производства;

§ раздел, отражающий развитие науки, техники и технологии про­изводства по различным отраслям;

§ раздел, отражающий влияние реализации тех или иных направ­лений НТП на социально-экономическое развитие страны;

§ раздел программных проработок развития НТП в регионах страны.

Прогноз научно-технического прогресса дается по важнейшим на­правлениям науки и техники в разрезе крупных многоотраслевых комплексов:

7. машиностроение;

9. черная и цветная металлургия;

10. лесная промышленность;

11. строительные материалы;

13. предметы народного потребления, помимо АПК;

14. производственная инфраструктура (транспорт, связь, средства управления).

Методы стимулирования приоритетных направлений научно-тех­нического прогресса:

¨ беспроцентная отсрочка налоговых платежей с условием постав­ки продукции за счет частичного погашения долга;

¨ введение льготного инвестиционного курса рубля к иностран­ным валютам для оплаты контрактов на поставки импортного обору­дования, предназначенного для развития приоритетных направлений и технологий;

¨ реализация централизованного финансирования и бюджетно­го кредитования отраслей и отдельных предприятий на связанной ос­нове при условии закупки конкретных объемов отечественной про­дукции, выпускаемой в смежных отраслях в соответствии с государ­ственными приоритетами;

¨ освобождение от пошлин либо компенсация уплачиваемых им­портных таможенных пошлин, тарифов и НДС на таможенную стои­мость оборудования, приобретаемого за счет централизованных ва­лютных источников и т. д.

Еще по теме Билет №16. Задачи, структура программ НТП и методы стимулирования приретеных направлений науки.:

  1. Задача 4. Финансирование программ развития приоритетных направлений.
  2. ГЛАВА 1 Методы исследования и ключевые понятия институционально-эволюционного направления экономической науки
  3. 3.8. Федеральные целевые программы. Федеральные инвестиционные программы. Основные понятия, цели, задачи и методы реализации.
  4. Билет №18. Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора.

Last edited by 11 years ago

Для оценки успешности выполнения прогностикой своих функций вкратце рассмотрим историю вопроса.

Единичные прогнозные разработки время от времени в нашей стране появлялись уже начиная с 20-х годов. Основы теории планирования в условиях общественной собственности на средства производства были заложены в трудах советских экономистов начала 20-х годов (Н.И. Бухарина, А.И. Богданова и др.). В 1920-е гг. в СССР существовала обширная научная и научно-популярная «литература о будущем», не уступавшая по уровню лучшим западным образцам.

Первый план, представляющий интерес с точки зрения методологии, - план ГОЭЛРО, -основная цель которого состояла в разработке программы электрификации Российской Советской Республики на 10-15 лет. По существу это был долгосрочный план, который охватывал деятельность основных отраслей экономики. При разработке плана ГОЭЛРО (1920 г.) осуществлялось предвидение развития производительных сил.

Среди первых попыток комплексного планирования в СССР наибольший интерес вызвала «балансовая таблица» национальной экономики на 1923-1924 гг. Ее можно представить как первую комплексную систему национальных счетов, которая включала межотраслевой разрез экономики, показатели экспорта и импорта, личного и общественного потребления. В ней для отдельных отраслей были приведены объемы выпуска некоторой наиболее важной продукции.

Первые в мире попытки построения макроэкономической модели экономического роста предпринимались в период работы Комиссии генерального плана при Госплане СССР в 30-е годы . Несмотря на то, что прогнозы являются насущной потребностью всех экономических субъектов на всех иерархических уровнях экономики, систематически прогнозы стали разрабатываться все же в научно-исследовательских учреждениях и лишь во второй половине 60-х годов. (Причин тому множество: сложность разработки прогнозов, причисление прогнозирования к буржуазным наукам, отрицание его необходимости в плановой экономике и другие) В этот период были созданы первые сектора и отделы в ряде научно-исследовательских учреждений специально по вопросам научно-технического и социально-экономического прогнозирования.

Конец долгосрочных прогнозов…

Начиная с 1928 г. в СССР, помимо более детализированных годовых планов, происходит разработка пятилетних планов. Пятилетние планы стали в дальнейшем основной формой перспективного планирования народного хозяйства. В первых годовых планах содержались «контрольные цифры», которые носили рекомендательный характер для отдельных предприятий, кроме некоторых ключевых отраслей. Начиная с 1931 года, годовые планы должны были строго выполняться предприятиями.

…и прогнозистов

В начале 1930-х гг. рассмотрение вопросов в области изучения долгосрочного (более 5 лет) будущего было полностью свернуто, а в 1930-е гг. почти все авторы были физически уничтожены.

Вершина достижений Госплана

В 1972 г. под эгидой Госплана, Госстроя и АН СССР был разработан проект «Комплексной программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий».

12 июля 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ», которое предусматривало разработку КП НТП, рассчитанной на 20 лет. Предполагалось через каждые пять лет продлевать программу на пятилетку и вносить в нее коррективы. Была разработана КП НТП на 1981–2000 гг., 1986–2005 гг. и 1991–2010 гг.

Программа состояла из шести блоков (сводных разделов):

  • "Задачи научно-технического прогресса в долгосрочной перспективе"
  • "Основные направления научно-технического прогресса"
  • "Развитие науки"
  • "Подготовка кадров и развитие системы образования"
  • "Экономические и организационные условия ускорения научно-технического прогресса"
  • "Социально-экономические последствия научно-технического прогресса".

Комплексная программа научно-технического прогресса создавалась для научного обоснования долгосрочной научно-технической и социально-экономической политики государства. Не последнюю роль в ней играли вопросы укрепления обороноспособности и позиций страны в мире на основе «всесторонней интенсификации» общественного производства и «рационального использования» природных, материальных и трудовых ресурсов.

Несомненными достоинствами КП НТП являются утверждение прогрессивных для того времени идей прогнозирования и создание механизма сбора, систематизации и анализа обширного материала.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СССР - предплановый документ, определяющий цели развития науки и техники на длительную перспективу (20 лет), приоритетные научно-технические проблемы, подлежащие разработке в этот период, и ожидаемые социально-экономические последствия их реализации.

Задачи комплексной программы научно-технического прогресса СССР - выявить тенденции общественного развития и новые потребности, оценить возможности науки, техники и экономики в решении возникающих проблем, согласовать усилия всех звеньев науки и производства в достижении намеченных на перспективу целей, выделить ключевые народнохозяйственные проблемы, на разработке которых следует в первую очередь сосредоточить усилия ученых и специалистов, ресурсы и средства. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР - научная основа формирования долгосрочных и перспективных планов и целевых комплексных программ.

Комплексная программа научно-технического прогресса СССР разрабатывается Академией наук СССР, Госкомитетом по науке и технике СССР, Госстроем СССР на 20 лет (по пятилетиям) и представляется в Совет Министров СССР и Госплан СССР не позднее чем за два года до начала очередной пятилетки. Каждые пять лет в Комплексную программу вносятся дополнения и уточнения, и она составляется на новое двадцатилетие.

В комплексной программе научно-технического прогресса СССР рассматриваются основные направления развития науки, техники и экономики, включая региональные и международные аспекты научно-технического и социально-экономического развития; обосновываются главные направления научных исследований с учетом задач социально-экономического развития страны, возможностей внедрения достижений науки в народное хозяйство, перспектив международного разделения труда в сфере научных исследований; определяются основные направления развития важнейших отраслей и комплексов народного хозяйства на долгосрочную перспективу, характеризуется эффективность научно-технического прогресса, его роль в экономическом развитии; обосновываются пути всесторонней интенсификации и повышения эффективности общественного производства на основе ускорения научно-технического прогресса и совершенствования хозяйственного механизма, а также очередность и сроки решения социальных проблем; определяются основные направления регионального социально-экономического и научно-технического развития страны на перспективу, направления воздействия научно-технического прогресса на развитие и размещение производительных сил страны; обосновываются предложения по совершенствованию размещения научно-технического потенциала и развития науки в регионах страны, а также по совершенствованию территориальной организации народного хозяйства; обосновываются направления и эффективность научно-технического и экономического сотрудничества с социалистическими, а также капиталистическими и развивающимися странами.

Комплексные проблемы комплексной программы

Но были в программе и существенные конструктивные дефекты. К таковым, в частности, можно отнести механистичность (экстраполяция существующих тенденций) и несистемность прогноза. Несистемность видна в несогласованности материалов разных разделов и подразделов – последствия ведомственности.

Недостатком КП НТП было также отсутствие механизма включения прогнозов в систему принятия решений, их безадресность и неясность назначения. Отсутствовали рекомендации по их использованию и сбору информации по реализуемости. Из-за грифа «Для служебного пользования» программа была недоступна широкому кругу заинтересованных в ней специалистов. Результаты работы оказались слабо востребованными. Руководство страны уже осознавало необходимость прогнозов, но еще не знало, для чего они, собственно, нужны, какими должны быть и как их использовать.

Разумеется, эти исследования имели сугубо «внутренний» характер, практического применения не имели и даже его не предполагали. При этом параллельно в 70–80-х годах в АН СССР одним из важнейших направлений деятельности КЕПС стала разработка региональных разделов Комплексной программы научно-технического прогресса и его социальных последствий. При этом социальные последствия «назначались» на основе идеологических догм, так что вся дальнейшая работа сводилась к многоступенчатому «подтверждению» правильности назначенных эффектов. Еще большая сумятица была внесена тем, что, в соответствии с разрастанием ведомственной разобщенности программно-планирующей деятельности, разработка Генеральной схемы расселения на территории СССР была поручена Госстрою СССР, в свою очередь перепоручившему эту задачу Госгражданстрою, в свою очередь передавшему ее ЦНИИП градостроительства. Организационная отсеченность немногочисленных специалистов ЦНИИП как от КЕПС АН СССР, так и от СОПС внутри Госплана, неизбежно сужало методологические ресурсы и ресурсы знаний для осуществления системной работы. Многолетняя деятельность свелась к изготовлению серии демонстрационных планшетов, тогда как социально-экономические расчеты имели сугубо фантазийный характер, среди прочего включая поступательный рост населения страны, вопреки уже имевшимся, хотя и засекреченным фактам. Естественно, что с ослаблением партийного давления на научные коллективы, от Единой Схемы не оставили камня на камне (экспертизой руководил академик С.Шаталин). Провал многолетней работы над Единой схемой расселения, вчерне завершенной к 1987 г. и «обосновывавшей» неизбежность построения коммунизма в среднесрочной перспективе, был тем самым изначально предопределен.

Оживление на прогнозном фронте

В 1967 г., после решений XXIII съезда КПСС о необходимости более основательной опоры планирования на научные данные, была создана общественная «Советская ассоциация научного прогнозирования», которая под различными названиями просуществовала до 1970 г. Она насчитывала несколько сот действительных членов и опиралась на несколько тысяч активистов, имела региональные центры почти во всех столицах союзных республик, а также в крупных университетских центрах (Ленинград, Новосибирск, Красноярск, Харьков, Одесса и др.). Практически ежегодно проводились конгрессы с тысячей и более участников, почти ежемесячно - конференции, семинары, коллоквиумы, симпозиумы с десятками и сотнями участников. Издавался журнал «Вопросы научного прогнозирования», сотни книг по этой тематике (свыше 500 названий на русском языке в 1967-1991 гг., из них почти половина в 1967-1971 гг.). В 1969 г. началось формирование первой в стране общественной Академии прогностических наук. В 1969-1971 гг., в ходе очередного тотального разгрома советского обществоведения, все это было упразднено, а руководители Ассоциации - репрессированы.

В начале 70-х годов на предприятиях, в учреждениях и организациях системы Госкомитета по науке и технике, Госплана, Госстроя, некоторых других ведомств было создано несколько сот секторов и отделов, специализирующихся на научно-техническом и социально-экономическом прогнозировании. Координацию прогнозных разработок в общегосударственном масштабе осуществлял созданный в 1976 году Научный совет Академии наук СССР и Госкомитета СССР по науке и технике по проблемам научно-технического и социально-экономического прогнозирования.

Будущее для несогласных

С конца 1974 г. в Москве и др. городах стали полуподпольно проводиться общественные семинары по прогнозированию, собиравшиеся независимо от созданной в 1972 г. государственной службы прогнозирования (известной под названием «Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий» и действовавшей под эгидой Госплана, Госстроя и АН СССР до 1990 г.). В 1976 г. эти семинары вошли в систему Всесоюзного совета научно-технических обществ на правах одной из комиссий Комитета по математике и вычислительной техники ВСНТО. В 1979 г. комиссия была развернута в самостоятельный «Комитет по научно-техническому прогнозированию и разработке программ научно-технического прогресса» с более чем десятком комиссий (по теории и методологии прогнозирования, по методике и технике разработки прогнозов, по организации прогнозирования, по социальным, экономическим, экологическим и глобальным проблемам научно-технического прогнозирования и др.).

Вновь появились региональные центры Комитета почти во всех столицах союзных республик и крупных университетских центрах страны. Разрешения на выпуск прогностической периодики получить так и не удалось, но в разных городах страны возобновились ежегодные конгрессы и ежемесячные конференции, семинары, симпозиумы, коллоквиумы и пр., и до 1988 г. масштабы этой деятельности росли год за годом. С 1989 г. деятельность Комитета и его региональных центров стала сворачиваться из-за нехватки средств на проведение такого рода мероприятий, а с 1990 г. Комитет, формально продолжавший числиться в системе Союза научных и инженерных обществ (СНИО) как преемника ВСНТО, фактически прекратил существование.

Лебединая песня прогнозов

В дальнейшем до 1991 г. продолжалась планомерная работа по созданию ОГАС, ГСВЦ, ЕАСС и ОГСПД. Эти системы, несмотря на появившиеся известные трудности в социально-экономическом развитии СССР, обеспечивали научное прогнозирование и оперативное управление сложнейшим народно-хозяйственным комплексом страны. Валовый национальный продукт возрастал на 1-2% в год, перебоев с выплатой зарплаты и пенсий никогда не было. Росли инвестиции во все основные отрасли народного хозяйства. Объективный анализ получаемой от ОГАС информации и прогнозы "Комплексной программы научно-технического прогресса СССР" показывали реальные пути стабилизации и улучшения социально-экономической системы страны в рамках существующей политической системы.

Конец прогнозов

КП НТП на 1996–2015 гг. не была завершена в связи с распадом СССР.

Период после распада СССР характеризуется полным расстройством систематической работы в области прогнозирования научно-технологического развития. К настоящему времени сформировалась социокультурная среда, открывающая новые возможности в зондировании и осмысленном проектировании будущего.

Из последних разработок была отмечена деятельность десятилетняя программа развития России, подготовленная Центром стратегических разработок и программа «Технологическое прогнозирование», которую ведет академик Виктор Ивантер. Упоминались и региональные программы Центра стратегических разработок "Северо-запад", ряда других организаций.

В то же время отмечалось, что сегодня в России отсутствуют систематические усилия по описанию горизонтов развития технологий, оценке последствий их влияния на экономику и общество, базирующихся на этих прогнозах и оценках возможных сценариев развития.

Источники

О разработке КП НТП

Начну с того, что в 60-е годы советская экономика на первый взгляд казалась процветающей. Об этом свидетельствовали темпы экономического роста, которые были выше, чем в передовых капиталистических странах, бесспорные успехи СССР в космосе и оборонной промышленности, изменение ситуации в жилищном строительстве, освоении богатейших месторождений нефти, развитие гидроэнергетики и ряд ДРУГИХ достижений.

Однако расчеты показывали, что успешный экономический рост только за счет экстенсивных факторов приближается к своему пределу. Стали заметно сокращаться возможности увеличения численности занятых в народном хозяйстве, дальнейшее увеличение капитальных вложений в производство из-за большого объема "незавершенки" перестало обеспечивать его эффективность, стали явно ощущаться природно-ресурсные ограничения. Традиционные источники роста постепенно исчерпывались, нужно было искать новые.

Такой источник, способный возместить потери экстенсивных факторов - труда, капитала и природных ресурсов, был только один - научно-технический прогресс во всем многообразии его проявлений. Идея интенсификации развития народного хозяйства путем его переориентации на достижения науки и техники, зародившись в среде ученых-экономистов в недрах Отделения экономики, быстро стала популярной в директивных органах и стала усиленно пропагандироваться.

Известно, что наша страна в недавнем прошлом была одной из ведущих научных мировых держав. Специальная комиссия, работавшая в свoe время по заданию М.В. Келдыша, сделала вывод, что ученые Советского Союза на уровне мировых достижений разрабатывали около 80-85% всей известной миру естественнонаучной тематики. Но на рубеже 60-70-х годов мы поняли, что несмотря на бесспорные выдающиеся достижения нашей страны в науке и технике механизм указанного влияния пробуксовывает, а иногда просто не срабатывает. Оказалось, что прогресс науки и научно-технический прогресс производства - вещи разные, что рождение новшеств само по себе не влечет экономических и социальных последствий. Одним словом, главная проблема НТП - это, по бытовавшему тогда, да бытующему и сегодня, выражению, внедрение.

Если плановая система еще как-то содействовала прогрессу знаний, то коммерциализация научных результатов в ее рамках была неразрешимой проблемой

И дело было не в "недопонимании" или "недооценке" научно-технического прогресса "отдельными руководителями". Суть проблема заключалась в хозяйственной системе, базировавшейся на затратной концепции и делавшей нововведения невыгодными. При этой системе предприятия, министерства и Госплан устраивал только тот "прогресс", который вместо сокращения издержек вел к их росту. А такой прогресс, в котором производитель не заинтересован и который нужно вводить насильственными методами, собственно прогрессом назвать нельзя.

Прежде всего следует напомнить, а многие об этом и не знают, что сперва, т.е. до КП НТП, затевалась другая масштабная работа. Началом здесь послужила моя встреча и длительная обстоятельная беседа с А.П. Кириленко, ведавшим тогда в Политбюро ЦК КПСС вопросами экономики. После этого разговора по его поручению я подготовил записку "О необходимости разработки долгосрочных прогнозов экономики СССР", которая была направлена руководству страны.

В ЦЭМИ стали готовиться к разработке долгосрочных народнохозяйственных прогнозов задолго до принятия решения о КП НТП. В определенной мере на это решение повлиял и прогностический бум, начавшийся на Западе, в частности, первые работы основанного в 1968 г. "Римского клуба", взявшегося за разработку серии глобальных прогнозных моделей развития человечества на 50-100 лет, в которых широко использовались системный анализ и кибернетические методы. Уже первый доклад "Римского клуба" "Пределы роста", подготовленный в 1972 г. исследовательской группой Массачусетского технологического института под руководством Д. Медоуса, вызвал большой интерес мировой научной общественности и широкую дискуссию.

Некоторый опыт долгосрочного прогнозирования был и у нас. Настало время ставить эту работу на серьезную основу, собирать в единое целое пока еще разрозненную команду отечественных экономистов-прогнозистов.

Для организации, руководства и координации всей работы над КП НТП при президиуме АН СССР и Государственном комитете СССР по науке и технике (ГКНТ) в 1972 г. был создан необычный по составу и числу участников Научный совет, состоявший из более чем ста специалистов и объединивший крупнейших ученых. В его работе участвовал президент АН СССР М.В. Келдыш. Членами Совета были практически все вице-президенты Академии наук, руководители ее территориальных отделений, президенты медицинской, педагогической и сельскохозяйственной академий, директора ведущих научных институтов. В Совет входили: председатель ГКНТ, министр высшего образования, первые заместители председателей Госплана, Госстроя и ЦСУ СССР, представитель Президиума Совета Министров СССР, руководители других ведомств, что свидетельствовало о высочайшем уровне руководства этой разработкой.

Программа состояла из шести блоков (сводных разделов): "Задачи научно-технического прогресса в долгосрочной перспективе" "Основные направления научно-технического прогресса", "Развитие науки», "Подготовка кадров и развитие системы образования", "Экономические и организационные условия ускорения научно-технического прогресса" и "Социально-экономические последствия научно-технического прогресса". Материалы к сводным разделам готовили комиссии по отдельным проблемам. Скажем, в рамках третьего блока изучалось развитие фундаментальных исследований, в рамках второго - развитие науки в отраслях народного хозяйства, в регионах и за рубежом, pecурсы науки, научные кадры, научное приборостроение и т.д. Наибольшее число проблемных комиссий было в "региональном" блоке, где готовились комплексные программы НТП для союзных республик и более чем десятка экономических районов РСФСР.

Учитывая значительный объем работы, времени, отведенного на нее, было мало. В августе 1972 г. был утвержден Перечень важнейших народнохозяйственных проблем и научно-технических прогнозов, основные требования к этим прогнозам и методические принципы их составления, а уже в октябре мы были должны представить первую редакцию материалов. В сентябре был подготовлен конспект Комплексной программы, в основу которого были положены материалы, подготовленные временными научно-техническими комиссиями, а к ноябрю был готов предварительный вариант КП НТП. Когда этот вариант был рассмотрен, стало ясно, что необходимо провести дополнительные расчеты и технико-экономические обоснования, утрясти содержание некоторых разделов, более гармонично увязать их друг с другом и сформулировать более четко выводы.

12 апреля 1973 г. сводный том КП НТП обсуждался на совместном заседании президиума АН СССР и коллегии ГКНТ с участием президентов всех других академий. Еще через неделю, предоставленную нам для доработки с учетом высказанных замечаний. Программа была представлена руководству партии и правительства. 29 мая состоялось обсуждение Комплексной программы состоялось с участием Алексея Николаевича Косыгина, председателя Госплана СССР Н.К. Байбакова, некоторых министров и их заместителей. В ноябре 1973 г. уточненный вариант КП НТП и краткий доклад были направлены правительству.

В начале 1974 г. Госплан СССР принял специальное постановление о том, чтобы учесть данные КП НТП при составлении плановых документов на предстоящую десятую пятилетку, для чего члены наших временных научно-технических комиссий должны были принять участие в работе соответствующих отделов Госплана. Но, к сожалению эта работа, едва начавшись, постепенно захирела, и в полной мере рекомендации КП НТП Госпланом так и не были учтены.

Отмечу, что работа над КП НТП впоследствии была продолжена, но создание следующих ее "модификаций" из сопровождавшегося энтузиазмом поиска неизведанного превратилось в постепенно угасающее занятие, к которому заметно снизился интерес и со стороны руководства страны, и со стороны ученых. Вместе с тем тот наш труд не пропал даром. Определенные разработки в области теории и методологии прогнозирования, изложенные в социально-экономическом разделе КП НТП, до сих пор используются в различных областях экономических исследований.

Прецеденты разработки подобных программ имеются и сегодня. В качестве примера можно привести проект развития НТП в США под названием "Устойчивая Америка", а также подготовленный Минэкономики РФ по американскому образцу и представленный в декабре 1997 г. правительству документ "Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации". Как отметил при его обсуждении председатель Госкомэкологии В. Данилов-Данильян (бывший сотрудник ЦЭМИ), этот документ - фактически полный аналог первого (сводного) тома КП НТП и отличается только меньшим количеством прогнозных расчетов.

Источник

Дополнительно

См. статью Советские учёные о трансгуманизме в 1981 году , где речь идет о во многом правильных прогнозах следующей научной революции.

Практика формирования комплексной программы научно-технического прогресса (КП НТП)

В октябре 2006 г. правительство России утвердило подготовленную Министерством образования и науки федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". В рамках этой ФЦП предусматривается разработка Долгосрочного прогноза научно-технологического развития (ДПНТР) до 2025 г., причем в формате Форсайта. Это пока мало замеченное, но значительное событие. По сути, после 15-летнего перерыва возобновляются работы по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития страны.

Наиболее значительным проектом в области научно-технического прогнозирования в СССР была Комплексная программа научно-технического прогресса (КП НТП).

12 июля 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ", которое предусматривало разработку КП НТП, рассчитанной на 20 лет. Предполагалось через каждые пять лет продлевать программу на пятилетку и вносить в нее коррективы. Была разработана КП НТП на 1981-2000 гг., 1986-2005 гг. и 1991-2010 гг. КП НТП на 1996-2015 гг. не была завершена в связи с распадом СССР.

Комплексная программа научно-технического прогресса создавалась для научного обоснования долгосрочной научно-технической и социально-экономической политики государства. Не последнюю роль в ней играли вопросы укрепления обороноспособности и позиций страны в мире на основе "всесторонней интенсификации" общественного производства и "рационального использования" природных, материальных и трудовых ресурсов.

Несомненными достоинствами КП НТП являются утверждение прогрессивных для того времени идей прогнозирования и создание механизма сбора, систематизации и анализа обширного материала. Но были в программе и существенные конструктивные дефекты. К таковым, в частности, можно отнести механистичность (экстраполяция существующих тенденций) и несистемность прогноза. Несистемность видна в несогласованности материалов разных разделов и подразделов - последствия ведомственности.

Недостатком КП НТП было также отсутствие механизма включения прогнозов в систему принятия решений, их безадресность и неясность назначения. Отсутствовали рекомендации по их использованию и сбору информации по реализуемости. Из-за грифа "Для служебного пользования" программа была недоступна широкому кругу заинтересованных в ней специалистов. Результаты работы оказались слабо востребованными. Руководство страны уже осознавало необходимость прогнозов, но еще не знало, для чего они, собственно, нужны, какими должны быть и как их использовать.

Период после распада СССР характеризуется полным расстройством систематической работы в области прогнозирования научно-технологического развития. К настоящему времени сформировалась социокультурная среда, открывающая новые возможности в зондировании и осмысленном проектировании будущего.

Показательно нарастание в последние годы интереса к Форсайту, что проявилось и в идее ДПНТР, подготовка которого уже ведется: в Минобрнауки создана рабочая группа, Роснаукой объявлен лот с целью подготовки концепции ДПНТР. В конце октября в Москве состоялась научная конференция "Социальный контекст развития новых технологий в России: перспективы для междисциплинарных исследований", проведенная Минобрнауки России, ИНО-Центром и Американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF).

Что роднит ДПНТР с Форсайтом? ДПНТР должен стать не разовым исследованием, а процессом. Научно-технологическое развитие предполагается представить в сценариях, прогноз - как зондирование будущего, а не как экстраполяцию. Результатом ДПНТР должен стать не только пакет документов, но и само подготовившее прогноз экспертное сообщество. Экспертное сообщество предполагается формировать с учетом широкого представительства науки, государства, общества и бизнеса.

Временной горизонт рассчитан почти на 20 лет. В основу ДПНТР предполагается положить принципы Форсайта: сочетание давления науки и технологии (Sciencepush) и потребностей общества в критически необходимых технологиях (Demandpull). Предполагается также использовать многие методы Форсайта, в том числе SWOT-анализ, то есть идентификацию слабых и сильных позиций, благоприятных возможностей и рисков. Разработка Долгосрочного прогноза научно-технологического развития в таком формате, конечно, столкнется с большими трудностями. Но выбранный вектор развития обнадеживает.

В современной прогнозной аналитике рассматриваются методологические основы прогнозирования, возможные альтернативные пути развития, как России, так и современной цивилизации в целом.

Дается достаточно объективная, часто отрицательная оценка современного западного проекта политического и социально-экономического развития ("проект Модерна") как не отвечающего требованиям нынешней эпохи, направленного на обслуживание главным образом интересов стран "золотого миллиарда". Учеными отмечаются кризисные явления современной системы управления обществом, ведется анализ альтернативных сценариев развития, как человечества, так и российской цивилизации. экономический прогностический синергетический

Большую популярность приобрел синергетический подход к построению прогнозов, в основе которого лежит представление об обществе как нелинейной, неравновесной системе, в которой любое предсказание имеет вероятностный характер и всегда остается простор для исторической альтернативы. Вместе с тем следует отметить ограниченность применения данного метода: здесь трудно вывести объективные критерии анализа стадий развития объекта. Определения точек бифуркации в социуме у каждого исследователя будут свои; сложно предсказать, когда возникнет следующая такая точка и т.д. Сложно вывести также определение аттрактора, на роль которого часто претендует несколько факторов в самых разных сферах общественной жизни.

Если рассматривать прогнозы по типу социальной динамики, то можно выделить циклические, линейные и спиралевидные модели.

Циклические теории являются важными методологиями современной прогностики, которая может использовать закономерности экономических, геополитических и других циклов. Но их насчитывается большое количество. Так, в США существует Фонд изучения циклов, исполнительный директор которого Р. Моуги утверждает, что с 1940 г. было выявлено около 5000 циклов разного типа . Главная познавательная трудность здесь состоит в следующем. В какой степени эта цикличность сохранится в будущем и сохранится ли? В какой степени возможна экстраполяция циклических закономерностей, ведь каждый раз определенный цикл совершается в новых исторических условиях? Каковы результаты "наложения" друг на друга циклов различной протяженности?

Линейные модели могут иметь форму прогресса и регресса. Прогресс - это расширение функциональных возможностей социально-экономической и политической системы, регресс - их сужение.

Спиралевидные модели сочетают циклическое и линейное развитие: развитие какого-либо явления или процесса идет как "по кругу", так и по восходящей линии.

Следует также отметить, что альтернативы будущего развития бывают реальные, для реализации которых в обществе и государстве есть ресурсы, и мнимые, когда ресурсов нет.

Но наличие либо отсутствие ресурсов в социальной системе бывает сложно оценить. Например, большинство западных наблюдателей считали, что в Советской России 1920-х гг., разрушенной мировой и гражданской войнами, совершенно нет необходимых для восстановления в качестве мощной державы ресурсов. Последующие мощный индустриальный рывок и геополитическая экспансия показали ошибочность этих оценок, которые основывались, казалось бы, на объективном анализе существующей социально-экономической ситуации.

Отсюда вытекает одна из основных задач прогноза - определить границу области реальных, достижимых целей в различных условиях будущего развития системы.

Цели общественной системы достаточно противоречивы. Например, существует противоречие между ближайшими и долгосрочными целями развития, когда достижение ближайших целей препятствует достижению долгосрочных, главных целей развития. Так, в СССР развитие ВПК и содержание мощной армии преследовало кратко- и среднесрочные цели (обеспечение обороноспособности государства в случае потенциальной крупной войны). Но в смысле долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития это сыграло отрицательную роль, т.к. поглощало огромные ресурсы государства и направляло систему по пути сценария мобилизационного развития.

Прогноз будущего тесно связан с образом будущего в массовом сознании. Представление о будущих событиях может как содействовать мобилизации на осуществление каких-либо проектов, так и породить состояние хаоса и беспорядка.

Так, оптимистичное видение будущего, задаваемое идеологами советского проекта, способствовало мобилизации населения на индустриальные стройки социализма и стало важным фактором моральной устойчивости населения в годы Великой Отечественной войны. И наоборот, образы смуты и политической нестабильности, распространяясь в массовом сознании перед революционными событиями 1917 г., а также в поздний период "перестройки" (конец 1980-х гг.), во многом способствовали самоосуществлению данных прогнозов.

Обычный прогноз развития науки и техники показывает, опираясь на анализ современного состояния и тенденций развития, какие ресурсы могут быть в принципе освоены, технологический же прогноз показывает, когда использование этих ресурсов может быть не только освоено производством, но и будет экономически эффективно. Технологический прогноз обычно соединяет элементы поискового прогноза и нормативного прогноза.

^

Задачи, структура программ НТП и методы стимулирования приоритетных направлений науки.


Комплексная программа НТП является органической частью сис-темы документов, определяющих перспективы развития экономики и социальной сферы страны. Она задает направление целостной на-учно-технической политики в государстве.

^ Задачи комплексной программы НТП:


  1. прогнозирование основных направлений НТП и оценка их со-циально-экономических последствий;

  2. обоснование приоритета отдельных направлений развития на-уки, техники и технологии в отраслях народного хозяйства и в круп-ных межотраслевых комплексах;

  3. обоснование необходимости разработки и реализации важней-ших целевых научно-технических программ.
Процедура составления комплексной программы НТП:

  • прогноз отдельных направлений научно-технического и соци-ально-экономического развития;

  • составление целостного документа, отражающего проблемы и направления развития науки, техники и технологии в будущем;

  • корректировка положений программы НТП с учетом целевых установок, выдвигаемых Президентом и Правительством, и представ-ление ее на рассмотрение в законодательные и исполнительные ор-ганы.
Комплексная программа НТП включает:

  • сводный раздел, отражающий в обобщенном виде основные на-правления прогресса науки, техники и технологии производства;

  • раздел, отражающий развитие науки, техники и технологии про-изводства по различным отраслям;

  • раздел, отражающий влияние реализации тех или иных направ-лений НТП на социально-экономическое развитие страны;

  • раздел программных проработок развития НТП в регионах страны.
Прогноз научно-технического прогресса дается по важнейшим на-правлениям науки и техники в разрезе крупных многоотраслевых комплексов:

  1. машиностроение;

  2. черная и цветная металлургия;

  3. лесная промышленность;

  4. строительные материалы;

  5. предметы народного потребления, помимо АПК;

  6. производственная инфраструктура (транспорт, связь, средства управления).
Методы стимулирования приоритетных направлений научно-тех-нического прогресса:

  • беспроцентная отсрочка налоговых платежей с условием постав-ки продукции за счет частичного погашения долга;

  • введение льготного инвестиционного курса рубля к иностран-ным валютам для оплаты контрактов на поставки импортного обору-дования, предназначенного для развития приоритетных направлений и технологий;

  • реализация централизованного финансирования и бюджетно-го кредитования отраслей и отдельных предприятий на связанной ос-нове при условии закупки конкретных объемов отечественной про-дукции, выпускаемой в смежных отраслях в соответствии с государ-ственными приоритетами;

  • освобождение от пошлин либо компенсация уплачиваемых им-портных таможенных пошлин, тарифов и НДС на таможенную стои-мость оборудования, приобретаемого за счет централизованных ва-лютных источников и т. д.
^ Билет №17. Понятие и методы инвестиционной политики государства. Основные показатели инвестиционного процесса. Инсточники инвестиций.
Инвестиции - долгосрочное вложение капитала в предприятия различных отраслей экономики.

Инвестиционный процесс - деятельность всех участинков процесса воспроизводства по увелечению капитала различных предприятий. Это составная часть общественного воспроизводства, которая отражает все его стадии:


  1. производство

  2. распределение

  3. обмен и потребление
с точки зрения движения инвестиционных благ.

Инвестиционна политика государства - совокупность взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее отрасли, а также по повышению инвестиционных активов всех участников.

Задачи инвестиционной политики:


  1. увеличение объема и повышение эффективности инвестиций

  2. регулирование структуры экономики и состояния основных фондов

  3. развитие отдельных отраслей и предприятий

  4. создание материально базы для производства товаров и услуг

  5. повышение уровня жизни населения засчет отдачи от вложенных средств
Методы инвестиционной политики:

Экономические:


  • классовое регулирование

  • методы, предпринимаемые государством и направленные на увеличение интереса инвесторов на вложение средств
Административно-правовые:

  • создание правовой базы, регламентов и административных правил, регулирующих инвестиционную деятельность

  • прямые ограничения и запреты на инвестирование в определенных отраслях и предприятий
Инструменты инвестиционной политики:

  1. инвестиционны план страны, как документ, отражающий всю совокупность инвестиций на территории государства.

  2. Бюджет развития, как часть федерального бюджета

  3. методичиские материалы по оценки эффективности инвестиционных проектов.
Виды инвестици:

  1. государственные и частные

  2. реальные и финансовые

  3. внутренние и иностранные
Цель государственных инвестиций - обеспечение эффективного функционирования экономики и отдельных ее отраслей.

Реальные инвестиции - прямые вложения в капитал страны либо отдельных предприятий.

Финансовые инвестиции – вложение капитала в ценные бумаги.

Государство при реализации инвестиционной политики выбирает из 3-х возможных вариантов действия:


  1. ориентированы на внутреннего инвестора

  2. ориентированы на иностранного инвестора

  3. смешанный, ориентированный на внутреннего и внешнего инвесторов
Варианты государственной политики в области инвестиций для ус-ловий переходного периода:

  1. а) вариант, ориентированный на внутреннего инвестора;

  2. б) вариант, ориентированный на иностранного инвестора;

  3. в) смешанный вариант, использующий как внутренние, так и внешние источники.
Источники инвестиций делятся на внутренние и иностранные инвестиции. Источники финансирования внутренних инвестиций можно в свою очередь разделить на две группы: собственные средст-ва предприятий и организаций и заемный капитал.

Основным источником собственных средств предприятий (более 64% общего объема инвестиций) являются накопления предприятий и организаций. Предприятия могут осуществлять инвестиции за счет прибыли, фондов амортизационных отчислений и иных фондов. При недостаточности этих средств предприятия могут привлечь капитал путем вторичной эмиссии акций.

Другой важный источник внутренних инвестиций - средства фе-дерального и местных бюджетов (около 24%). Внебюджетные фон-ды - 6%, затраты на индивидуальное жилищное строительство - 4%.

Кредитование инвестиций со стороны коммерческих банков - менее 2% общего объема инвестиций.

Иностранные инвестиции в экономику России: прямые и портфельные.

Прямые иностранные инвестиции - инвестиции, связанные с осу-ществлением долгосрочных проектов.

Портфельные иностранные инвестиции - вложения в прирост ка-питала, осуществляемые путем приобретения разного рода ценных бумаг. Они могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фон-довом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будет обеспечивать компани-ям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.

Иностранные инвестиции составляют около 3% общего объема инвестиций.

^ Билет №18. Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора.
Методы воздействия государства на инвестиционный процесс:

Можно выделить два возможных метода воздействия государства на инвестиционную деятельность в стране: пассивный и активный. Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций.

Активный

Прямое государственное инвестирование средств и реализация мероприятий в налоговой и бюджетной формах, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности:


  1. налоговое

  2. создание условий для возникновения финасово-промышленных групп

  3. защита прав собственности инвесторов (гарантии)

  4. применение политики ускоренной алгоритмизации и деятельности предприятий
Пассивный

Ориентация предпринимателей на выбор более эффективных вариантов инвестирования путем разработки инвестиционного плана страны при этом возникает проблема определения рациональной структуры экономики страны.

А) динамическая модель межотраслевого баланса;

Б) другие динамические и полудинамические модели развития экономики страны;

В) система балансовых построений, отражающих инвестицион-ный процесс и его отдельные аспекты, включая такие

Уравнение динамической модели МОБ В.В.Леонтьева выглядит следующим образом:
Х=А·Х + B·X′ + Y,
где X- вектор валовых выпусков по отраслям, А - матрица коэффициентов прямых затрат, В - матрица удельных инвестиций, X′- прирост валовых выпусков по отраслям, У- конечный спрос - нетто (за вычетом инвестиций).

Активный метод связан с реализацией функций государства по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды.

Основные пути повышения эффективности инвестиционной де-ятельности:

Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей;

Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах;

Внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких, как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок оку-паемости;

Стимулирование инвестиционной активности частного секто-ра экономики посредством налоговых льгот.

Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора

Налоговое регулиро-вание инвестиционной деятельности,

Институциональное преобразова-ние экономики, связанное с созданием промышленных групп,

Защита прав собственности.

^ Билет №19. Государственный бюджет: понятие, принципы составления и функции. Структура и проблема сбалансированности государственного бюджета.
Билет №20. Основы построения бюджетной системы страны. Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета, государственный долг.

^ Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Важнейшие функции государственного бюджета :


  • аккумулирование финансовых ресурсов в руках государствен-ных органов в целях распределения и перераспределения между от-раслями, регионами и слоями населения;

  • обеспечение содержания государства с его институтами, при-званными реализовывать функции государственной власти;

  • стимулирование экономического роста по важнейшим для стра-ны направлениям;

  • социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.
^ Бюджетная политика - регулирование уровня государствен-ных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень эко-номической активности, поддержания рыночного равновесия и сти-мулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Бюджетная политика - это политика государственных расходов, на-логовых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.

Структура государственного бюджета отражает структуру бюд-жетных доходов и бюджетных расходов.

^ Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных по-ступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.

^ Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на по-гашение государственного долга и пр.

^ Функции бюджетных расходов.

К основным функциям бюджетных расходов относятся: полити-ческие, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполи-тическая деятельность, поддержка СМИ и пр.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономи-ческой ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, ока-зывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, куль-туре и пр.).

Экономические функции состоят в:


  • формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;

  • структурной перестройке экономики путем поддержки отдель-ных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

  • содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;

  • выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочета-ния различных функций.

Идеальное исполнение государственного бюджета - полное по-крытие государственных расходов доходами, а еще лучше наличие остатка средств (профицита) государственного бюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит го-сударственного бюджета, т. е. превышение расходов над доходами.

^ Бюджетный дефицит - превышение государственных расхо-дов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рас-сматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны госу-дарства. В соответствии с монетаристской концепцией - это вели-чайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с кото-рым надо всеми мерами бороться.

^ Способы покрытия дефицита государственного бюджета:


  • внутренние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов;

  • внешние государственные займы. Они осуществляются в виде займов у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

  • эмиссия денежных знаков государственным банком - выпуск де-нежных знаков.
^ Государственные займы - получение государством на возврат-ной основе и на определенный срок денежных средств. Займы широ-ко используются в экономической политике государства: внутренние займы государства у физических и юридических лиц, займы у иност-ранных кредиторов.

^ Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней госу-дарственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части.Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных ус-ловиях является подход к его построению наоснове категории обще-ственных благ, которые предоставляются государством налогоплатель-щикам.

Основу бюджетной системы страны формируют федеральный бю-джет и консолидированный бюджет.

Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государствен-ных органов по проведению активной экономической политики.

^ Консолидированный бюджет -годовая роспись всех государ-ственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образова-ний. Он отражает возможности и направления воздействия федераль-ного правительства и администрации субъектов Федерации при про-ведении экономической политики в стране.

^ Бюджет развития - способ практической реализации ведущей роли государства в проведении инвестиционной политики. Он отра-жает расходы государства на развитие потенциала общественного про-изводства.

Основными источниками бюджета развития в России являются:


  • связанные иностранные кредиты под гарантии Российского правительства;

  • инвестиционные кредиты Мирового банка и Европейского бан-ка реконструкции и развития;

  • средства из источников внутреннего заимствования. Использование средств бюджета развития осуществляется на кон-курсной, возвратной, срочной и платной основе в порядке, установ-ленном Правительством. Расходование средств бюджета развития осу-ществляется через специальный счет, открытый в Главном управле-нии Федерального казначейства Министерства финансов.
^ Бюджетный федерализм - автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.

Бюджетный федерализм - это способ организации межбюджет-ных отношений, который позволяет центральным органам власти ус-пешно выполнять функции по сплочению отдельных регионов в еди-ное целое государство. Вместе с тем бюджетный федерализм позво-ляет субъектам Федерации и местным органам власти проявлять свою самостоятельность в распоряжении финансовыми ресурсами в соот-ветствии с мерой их ответственности и компетенции за выполнение возложенных на эти уровни власти обязательств по оказанию услуг общественного характера. Важнейшим элементом практической ре-ализации бюджетного федерализма является Федеральный фонд фи-нансовой поддержки регионов.

^ Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ форми-руется в размере 15% суммы фактической величины налоговых по-ступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоход-ного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госу-дарственного бюджета, относятся: министерство финансов, минис-терство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

^ Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сбо-ров и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных де-нег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

Функции казначейства в Российской Федерации:


  • проведение рациональной государственной бюджетной поли-тики;

  • управление доходами и расходами федерального бюджета;

  • повышение оперативности финансирования государственных программ;

  • контроль за поступлением и использованием государственных средств.
Наряду с казначейством выполнением этих функций занята так-же ^ Счетная палата при Совете Федерации .

Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплачен-ным по ним процентам.Обслуживание долга – механизм регуляр-ных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджет-ный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий го-сударственный долг вызывает непростые последствия в сфере рас-пределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолжен-ности государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг государства - накопленная задолженность госу-дарства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организаци-ям, населению.

^ Внешний долг государства - накопленная задолженность государ-ства по займам, полученным от других государств или международ-ных финансовых организаций.

^ Государственные ценные бумаги - средство заимствования госу-дарства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертифи-катов, казначейских векселей.

^ Государственные облигации - долговое обязательство государст-ва, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты осо-бого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.
^ Билет №21. Основные понятия налоговой системы государства.

Налог, пошлина, сбор и другие ана-логичные платежи (далее - налоги) – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Как следует из определения и многовекового налогового опыта, налог - это:


  1. изъятие части дохода или собственности субъекта, безэквива-лентное относительно налогоплательщика, т. е. уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций;

  2. определенные по размерам и срокам внесения платежи;

  3. юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;

  4. общественное принуждение, т. е. применение в случае не-уплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обос-нованных экономических и административных санкций.
^ Налоговая система есть совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной сис-темы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор и контроль за уплатой налогов.

Различаются источник и объект налогообложения.

^ Источником налоговых платежей , т.е. тем, из чего уплачивается налог, выступает общественный продукт (доход налогоплательщика). Теоретически налоги не должны затрагивать капиталов, иначе нормальное воспроизводство становится невозможным.

^ Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

^ Нало-говая база – это часть объекта, на которую практически начисля-ются налоги. Налоговая база всегда меньше объекта налогообло-жения, так как существует необлагаемый налогом уровень заработной платы, дохода и других объектов, а также налоговые льготы.

Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой став-кой или нормой налогообложения . Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законода-тельном порядке. Они бывают фиксированными (напри-мер, установленная норма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величи-ны дохода). По ряду налогов определяют максимальные и мини-мальные нормы обложения. Максимальные ставки в экономичес-кой печати часто называют базовыми , т. е. ставками, по которым налогоплательщик должен осуществлять уплату без учета налого-вых льгот, освобождений от налогов, их отсрочки.

У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйственных субъектов. Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, лиц свободных профессий или ра-ботающих по найму является так называемое налоговое бремя , или доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

Налоговое бремя компаний и частных лиц зависит не только от порядка и исчисления налоговой базы, налоговых ставок и мно-жественности налогов, но и от размеров доходов.

Наряду с показателями доли уплачиваемых налогов в годовом доходе групп налогоплательщиков рассчитывается нацио-нальное налоговое бремя , или налоговая на-грузка на ВВП и чистый социальный продукт . Эти показатели наряду с ролью государственного сектора в народном хозяйстве и уровнем развития общенационального экономического програм-мирования являются индикаторами интенсивности ГРЭ.

Современные развитые страны особое внимание уделяют систе-ме налогообложения, которая становится одним из главных инстру-ментов ГРЭ. В европейских странах наметились тенденции к все большей интеграции национальных хозяйств и, следовательно, к большей взаимосвязанности налоговых систем. Изживают себя мелкие налоги и остаются зарекомендовавшие себя налоги с об-ширной налоговой базой, простые для взимания (подоходный, НДС, на имущество, на прибыль корпораций).

В российском законодательстве также происходят изменения в сторону улучшения и упрощения системы налогообложения. Были отменены многие сборы и налоги (налог на превышение фонда оплаты труда, косвенный специальный налог, сбор за использова-ние наименования «Россия»). Большее внимание сейчас уделяет-ся местным налогам, целью которых является развитие инфраструк-туры городов, обеспечение социальных программ, укрепление экономики на местах.

В социально-экономической жизни страны у налогов следую-щие функции:


  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;

  2. поддержание социального равновесия путем уменьшения не-равенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения - социальная функция;

  3. регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры заня-тости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-техни-ческого прогресса и других объектов - регулирующая функция

^ Билет №22. Функции и классификации налогов.

Можно выделить федеральные, регио-нальные и местные налоги и сборы; налоги делятся также на общие и специфические, прямые и косвенные.

^ Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Их можно подразделить на два вида: реальные и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относят-ся поземельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарение, поимущест-венный и пр.

^ Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и ус-луги, они прямо включаются в цену товара (услуги). Они бывают трех видов: акцизы, монопольные налоги, таможенные пошлины. К кос-венным налогам относятся налог на добавленную стоимость (рань-ше был налог с оборота), разного рода акцизы, налоги на наследство, налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти нало-ги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

^ Центральные и местные налоги. Далее, налоги подразделяются в зависимости от государственного органа, взимающего их и распоряжающегося полученными средствами. Собранные налоги поступают в бюджеты различных уровней в за-висимости от административно-территориального деления государ-ства: федеральный, бюджеты субъектов фе-дерации, местные бюджеты . Налоги, собранные ад-министративно-территориальным субъектом, не обязательно им же расходуются.

Относительно новым явлением стали межгосударственные налоги и сборы . Они возникли в процессе развития международной экономической интеграции. Примером такого сбора могут служить таможенные пошлины на импортируемую в страны ЕС сельскохозяйственную продукцию из третьих стран. Поступления от этих пошлин перечисляются в Аграрный фонд Европейского союза.

^ Общие и специальные налоги. Далее, налоги различаются по направлению их использования. По этому признаку они делятся на общие и специальные налоги. Большинство нало-гов общие . Налогоплательщики не информируют-ся, на какие конкретно цели будут направлены налоги. Они про-сто поступают в бюджет. Поступления от специальных налогов и взносов расходуются строго по целевому назначению: военный налог, взносы на социальное страхование (медицинское, по старости, безработице), дорожный налог на жидкое топливо, поступле-ния которого расходуются на содержание и реконструкцию автомобильных дорог, и др.

В отдельных развитых странах в последнее время появились новые, особые налоги . Например, в США в последнее время стали популярны так называемые экологические налоги . Это особая груп-па налогов, направляемых на защиту окружающей среды от вред-ных промышленных отходов, введенная в 80-х гг. В настоящее вре-мя в США внесены новые законодательные предложения с целью введения дополнительных экологических налогов на нефть и дру-гие вредные для окружающей среды продукты.

К специальным относятся также церковный и оккупационный налоги , занимающие особое место среди известных в истории на-логов и сборов.

Относительная зависимость экономики отдельных стран от на-логов на разные виды доходов неодинакова и подвержена колеба-ниям.
Билет №23. Общие принципы построения налоговой системы. Проблемы сбора налогов.

Общие принципы построения налоговой системы


  • Принципы налогообложения.

  • Гласность и открытость.

  • Простота исчисления и взимания.

  • Гибкость налоговой системы

  • Неотвратимость налогов.

  • Стабильность налоговой системы
Классические принципы построения налоговой политики, сформулированные А. Смитом в его тру-де "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). Они состоят в следующем.

Подданные государства должны поддерживать государство соответ-ственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защи-той государства (т. е. платить налоги).

Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая политика строится так, что сначала определяются расхо-ды государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а нало-ги - признаком не рабства, а свободы.