Управление финансами муниципальных образований таблицы. Управление муниципальной собственностью

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, в разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.

Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики:

Цели: Обеспечение текущих расходов бюджета для достижения качества жизни населения на уровне не ниже минимальных социальных стандартов; Обеспечение формирование бюджета развития для решения перспективных задач; Обеспечение финансирования(от субъекта РФ) возложенных государственных полномочий; Обеспечение сбалансированности бюджета.

Инструменты: Совершенствование бюджетного процесса; Казначейское исполнение бюджета; Встраивание в бюджетный процесс системы муниципального заказа; Муниципальный кредит; Разработка сводного финансового баланса территории.

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование.

Отдельные методы и инструменты достижения этих целей: Бюджетный процесс. Бюджетный процесс в муниципальном образовании - это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением.

Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.

Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт - положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования.

Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).

Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года.

Исполнение утвержденного бюджета осуществляется администрацией в строгом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перераспределении бюджетных средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступлений в бюджет не более чем на 10 %, администрация вправе ввести режим сокращения расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10 % от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган предложения о внесении изменений в бюджет.

Не реже чем один раз в квартал администрация представляет на рассмотрение представительного органа информацию о ходе исполнения бюджета. Контроль за исполнением бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образования, который информирует представительный орган о выявленных нарушениях.

Годовой отчет об исполнении бюджета представляется администрацией на утверждение представительного органа в сроки, установленные положением о бюджетном процессе. При обнаружении несоответствия исполнения бюджета утвержденным параметрам представительный орган имеет право не утверждать отчет и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджета и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.


Управление финансами муниципальных образований:

Состояние, направления совершенствования

Выпускная квалификационная работа

Введение

Глава 1 Основы управления финансами муниципальных образований

1.2 Сущность и принципы формирования муниципальных финансов

1.3 Теоретические аспекты управления доходной базой бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации

1.4 Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам

Глава 2 Организация управления финансами на примере Лебедянского района

2.1 Правая база управления бюджетом Лебедянского муниципального района

2.2 Характеристика деятельности органов управления финансами Лебедянского района

2.3 Анализ финансовых ресурсов и доходной базы Лебедянского района

2.4 Общая информация об исполнении консолидированного бюджета Лебедянского района в 2009 г. по расходам

Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления финансами Лебедянского района

Заключение

Библиографический список

Введение

Обеспечение эффективности управления публичными финансами - задача, которая постоянно находится в центре внимания ученых-экономистов. Исследователи разных поколений, оставившие заметный след в экономической науке, - М. Алле, Дж. Бьюкенен, Дж. Кейнс, Р. Масгрейв, С. Тибу, В. Оутс, И. Фишер, М. Фридмен и др., - внесли огромный вклад в становление и развитие теории государственных финансов. Однако проблемы муниципальных финансов продолжают оставаться наименее изученными. (Хотя в последнее время и, особенно, в последние 4 года положение стало меняться, что связано, с принятием БК РФ и законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.). Следует отметить, что совершенствование управления муниципальными финансами все еще отличает фрагментарный подход, а достижение финансовой стабилизации в экономике неоправданно отрывается от процесса оздоровления финансов муниципальных образований. Это в современных условиях – одна из актуальных проблем развития бюджетного федерализма, а незавершенность реформы бюджетной системы России выступает подлинной угрозой безопасности не только отдельных территорий, но и страны в целом. Таким образом, возникает актуальная необходимость в теоретико-методологической и практической разработке такого финансового механизма, который стимулировал бы развитие производства и экономической активности, а также экономию ресурсов, обеспечение эффективного использования средств в рамках новой парадигмы управления финансами территориальных образований. Решение названных проблем и составило содержание данной работы. Выбранное направление исследования является недостаточно разработанным в российской финансовой науке. Большинство авторов ограничиваются исследованием проблем муниципальных финансов в контексте межбюджетных отношений (А.Г. Игудин, В.Б. Христенко, B.C. Мокрый, В.Н. Лексин, К.К. Баранова и др.), другие исследуют теорию и практику управления в конкретном регионе (Ю.В. Коростелев, В.И. Матеюк, В.И. Пашков, М.И. Яндиев). Несмотря на обилие фактического материала в большинстве работ недостаточно уделяется внимание собственно научному анализу состояния муниципальных финансов как элемента внутренней макроэкономической среды государства. Проблемы достижения бюджетной стабилизации в экономике территорий поставлены рядом исследователей: Р.А. Белоусовым, Д. Городецким, А.В. Грачевым, В.И. Гришиным, В.Б. Христенко, однако их исследования ограничиваются анализом ликвидности бюджета, а о таких важных вопросах, как риски, лишь упоминается. Много нерешенных проблем остается в области бюджетного анализа и контроля бюджетных потоков. Преобладают статические методы анализа финансовых потоков по стандартным формам отчетности (М.И. Яндиев, СО. Шохин, В.И. Шлейников да др.), в то время как управление финансами территорий уже по определению является динамичным и требует применения иных инструментов при определении интенсивности финансовых потоков в определенных временных интервалах.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования (на примере Лебедянского муниципального района Липецкой области). В соответствии с этой целью в процессе подготовки выпускной квалификационной работы поставлены и решены следующие задачи:

    систематизировать и обобщить сложившиеся в экономической науке представления об управлении муниципальными (территориальными) финансами;

    рассмотреть на концептуальном уровне основополагающие условия, на которых базируется современное управление муниципальными финансами: финансово-бюджетное равновесие, финансовые стабилизаторы, финансово-экономический потенциал, финансовая база муниципального образования;

    определить предпосылки и критерии, характеризующие устойчивое равновесие муниципальных финансов;

    выявить параметры равновесного состояния доходной базы и расходов муниципального образования;

    осуществить системный анализ финансово-экономического потенциала муниципального района как предпосылки совершенствования бюджетного процесса;

Наметить пути и мероприятия по совершенствованию управления финансами муниципального района.

Объектом исследования является бюджетная система муниципального образования Лебедянский муниципальный район Липецкой области. Предметом исследования является система формирования доходной части бюджета и система управления бюджетными расходами на уровне муниципального района и её взаимодействие с другими уровнями бюджетной системы. В качестве теоретической основы исследования использованы фундаментальные научные труды отечественных (A.M. Бабича, С.Д. Валентея, М.Г. Делягина, А.Г. Игудина, В.А. Кашина, В.Н. Лексина, Д.С. Львова, И.Д. Мацкулюка, Л.Н. Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, В.К. Сенчагова, А.Ю. Симановского, В.Н. Сумарокова, В.Б. Христенко, Л.И. Якобсона и др.) и зарубежных (Р. Айснера, М. Алле, М. Альбера, Р.Барро, М.Боскина, Дж. Бьюкенена, Е.Домара, Д.Казея, Дж. Кейнса, П. Козловски, В. Леонтьева, А. Лернера, Р. Масгрейва, В. Ойкена, В. Оутса, С. Тибу, Дж. Тобина, И. Фишера, Ф. Хайека, А.Хансена, Дж. Хикса, К. Эрроу и др.) авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Липецкой области, Лебедянского района. В качестве источниковой базы исследования использованы данные статистических ежегодников России, материалы и аналитические справки Минфина РФ, казначейских органов, данные бюджетной отчетности по Лебедянскому муниципальному району и поселениям, проекты и отчеты по исполнению местного бюджета, справочные и аналитические материалы администрации и финансовых органов Лебедянского района. Хотя целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления финансами, прежде всего, на уровне района, при проведении анализа мной использовались данные как непосредственно по районному, так и по консолидированному бюджету, что связано с тем, что районный бюджет тесно связан бюджетами поселений через систему трансфертов, что обуславливает их взаимное влияние при решении вопросов местного значения.

Глава 1 Основы управления финансами муниципальных образований

1.1 Общее понятие об управлении финансами

Управление являет из себя ответственное действие, имея цель развития и улучшения объекта. Так государственное воздействие на бизнес осуществляется через фискальную политику, регулировку валютного и фондового рынков, формирование и исполнение государственного бюджета, формирование и использование внебюджетных фондов, систему казенной поддержки фирм через субсидии. То есть государство не управляет финансами негосударственных организаций, а воздействует через финансы на экономику и общественную сферу, в основном, при реализации экономической политики. Непосредственно в области государственного управления пребывают государственные финансы (формирование и исполнение федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий учредителем или собственником которых является государство, управление государственной собственностью, управление всеми формами государственных заимствований). Управление осуществляется через принятие и исполнение федерального и регионального законодательства, включая международные договоры. Базовыми правовыми основами государственного управления финансами являются: Конституция РФ, БК РФ, НК РФ, Уставы субъектов РФ.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

Управление финансами - набор стимулов и наказаний для стремительного решения поставленных задач казенной политики.

Объектом управления выступает система финансов через регулирование совокупности финансовых отношений. В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов РФ, практически, не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макро-экономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В основе таких отношений – законодательное разграничение расходов и доходов на постоянной основе, которое предопределяет качественные особенности механизма межбюджетного регулирования. Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В части, касающейся разграничения доходных источников, за местными бюджетами Бюджетным кодексом закреплены местные налоги и минимально гарантированные, единые для всех муниципальных образований определенного типа нормативы отчислении от федеральных налогов, специальных налоговых режимов и неналоговых доходов. Эти положения являются нормами прямого действия и не требуют дополнительного регулирования субъектами Федерации.

Новая система организации местных финансов была закреплена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также изменениями, внесенными в БК и НК. Значительной корректировке подверглись как система налоговых источников местных бюджетов, так и механизмы межбюджетных отношений.управления сельским муниципальным образованием учреждениями Для...

  • Совершенствование бюджетной политики муниципального образования в посткризисной экономике на

    Дипломная работа >> Финансы

    ... муниципального образования на примере Алькеевского муниципального района, выявление направлений ее совершенствования . ... Радковская Н.П. выделяют отдельными пунктами - финансы муниципальных предприятий и управление муниципальным имуществом . ...

  • Совершенствование управления развитием муниципального хозяйства

    Дипломная работа >> Государство и право

    ... муниципального хозяйства в муниципальном образовании 2.1 Характеристика муниципального образования город Арзамас 2.2 Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании Глава 3. Основные направления совершенствования управления ...

  • Управление финансами сущность, объекты и субъекты управления . Органы управления и их функции

    Реферат >> Финансы

    И городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований . Практически такая работа... новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами . В целях повышения... состояния показывает, по каким конкретным направ­лениям надо...

  • Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

    Муниципальные финансы в себя включают:

    • — внебюджетные муниципальные фонды;
    • — средства местных бюджетов;
    • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
    • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
    • Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
    • — финансовой государственной поддержки;
    • — принцип самостоятельности;
    • — принцип гласности.

    CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ {.bodytxt}

    Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

    Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

    СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

    Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

    Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

    Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

    УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

    Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
    1. процесс финансового планирования;
    2. бюджетный процесс;
    3. оценка полученных результатов.
    Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

    РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

    Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

    Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

    В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

    Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

    Муниципальные (или местные) финансы -- совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

    Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

    Общее управление финансами осуществляется органами госвласти: президентом РФ, правительством, федеральным собранием.

    Непосредственное управление финансами осуществляет специальный финансовый аппарат. Систему этих органов возглавляет Минфин РФ. Он разрабатывает финансовую политику, составляет проект федерального бюджета, обеспечивает устойчивость госфинансов, осуществляет финансовый контроль. Министерство по налогам и сборам контролирует полное и своевременное внесение налоговых платежей в федеральное казначейство, осуществляет кассовое исполнение бюджета.

    Объектом данной курсовой работы является финансовая система в Российской Федерации.

    Предметом изучения является эффективность управления муниципальными финансами.

    Целью курсовой работы является изучение вопроса эффективного управления муниципальными финансами.

    Задачи курсовой работы:

    1. Изучить основные направления и методы управления финансами.

    2. Дать общую характеристику государственных (муниципальных) финансов.

    3. Рассмотреть развитие государственных и муниципальных финансов России в соответствии с глобальными изменениями международных финансов.

    1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

    1.1 Сущность и методы управления финансами

    муниципальный финансы управление

    Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

    Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

    В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

    В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

    Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

    Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль .

    Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

    Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

    Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

    Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий .

    При обработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

    Приоритетными задачами экономической политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.

    Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора .

    1.2 Объекты управления

    Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

    Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

    Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

    1. Функциональное значение состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

    2. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

    3. Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

    Государственные финансы - это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

    В сфере государственных финансов выделяются звенья:

    Государственный бюджет

    Внебюджетные фонды

    Государственный кредит

    Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

    Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

    Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

    Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

    Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

    Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

    Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

    Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами .

    В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

    Федеральные финансы;

    Финансы субъектов РФ;

    Местные финансы.

    Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

    Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

    Финансы коммерческих предприятий и организаций;

    Финансы некоммерческих организаций.

    От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования .

    Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспредели тельных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

    Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства .

    1.3 Субъекты управления

    Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

    Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

    Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

    Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

    Министерство финансов РФ (МФ РФ):

    Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

    Развивает бюджетный федерализм;

    Разрабатывает проект федерального бюджета;

    Составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

    Составляет консолидированный бюджет.

    На Министерство финансов возложены следующие функции:

    Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

    Подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;

    Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

    Проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.

    Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

    Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

    Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

    Счетная палата Российской Федерации - это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств.

    Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

    Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки .

    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФИНАНСОВ

    Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

    Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

    С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

    На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

    Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти.

    В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

    Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня .

    Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований -- муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

    В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

    Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы, власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью.

    Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США - федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии - союзные территории и др.).

    Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.

    Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи .

    В свою очередь, для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено; концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования -- далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов.

    Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов" зачисляемых в бюджеты ЗАТО, установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов государственной власти.

    Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

    Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

    Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

    Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления - это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

    Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

    Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

    При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

    Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

    Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

    Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ - только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

    С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

    Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства .

    Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность. Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов. Государственные расходы - это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

    Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

    Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

    Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития .

    2.2 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

    Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие ан бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. Т.е. государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики.

    Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

    Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

    Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

    Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

    В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

    Планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;

    Оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

    Контроль осуществляется ан всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

    В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления

    финансами государства:

    Финансовое планирование;

    Прогнозирование;

    Программирование;

    Финансовое регулирование;

    Финансовый контроль;

    Принятие финансового законодательства;

    Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

    Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие .

    Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено ан координацию деятельности всех органов финансовой системы.

    Примерами финансовых планов в сфере государственных финансов являются:

    Бюджетный план;

    Сметы расходов и доходов бюджетных организаций;

    Сводный финансовый баланс государства;

    Баланс денежных доходов и расходов населения территории и др.

    Сводный финансовый баланс составляется Министерством экономики РФ.

    Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

    Методами прогнозирования выступают:

    Эконометрические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;

    Метод корреляционно-регрессионного анализа;

    Метод непосредственной экспертной оценки.

    В масштабах государства финансовое прогнозирование предполагает:

    Указание приоритетов государственных расходов по направлениям;

    Увеличение эффективности расходования государственных средств;

    Прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

    Программирование предполагает подготовку и реализацию целевых комплексных программ по социальным и экономическим направлениям среднесрочного и долгосрочного характера.

    Финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

    Финансовыми регуляторами являются:

    Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

    Финансовые льготы и санкции;

    Эксплуатационные расходы бюджетных организаций;

    Общие и целевые субсидии для государственных заказов;

    Доходы и расходы внебюджетных фондов;

    Доходы и расходы государственных предприятий.

    Существуют формы регулирования: прямое - через увеличение или снижение ставок прямых налогов; косвенное - через косвенное налогообложение; смешанное. Обеспечивают финансовое регулирование финансовое законодательство РФ и органы власти и управления всех уровней.

    Регулирование реализуется посредством состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов. В частности государственные расходы делятся на:

    Трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;

    Трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;

    Текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;

    Производственного направления и социального значения.

    Государственные доходы воздействуют на ценообразование, издержки производства организаций, величину накоплений юридических лиц, занятость и личное потребление населения .

    3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

    3.1 Управление финансами на примере «муниципального хозяйственного комплекса»

    Современный этап экономического развития России сопровождается эволюцией системы межбюджетных отношений. В этих условиях возрастает необходимость проработки основ бюджетного федерализма, формирования стимулов у органов государственной власти и местного самоуправления к наращиванию темпов экономического роста. Тем не менее, возникновение целого ряда противоречий в отношениях между уровнями власти, особенно на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования, не способствует укреплению основ бюджетного федерализма.

    Современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования.

    К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.

    Таким образом, актуальной для настоящего момента является проблема регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации - муниципальные образования. Возникает необходимость разработки теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики на субрегиональном уровне.

    В статье предлагается новый подход к определению понятия «муниципальный хозяйственный комплекс» с позиций воспроизводственного процесса, система показателей оценки состояния бюджетов муниципальных образований, а также рекомендации по совершенствованию механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджета субъекта.

    Понятие «муниципальный хозяйственный комплекс».

    В научной литературе выделяют различные формы пространственной организации хозяйства: промышленный узел, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, а также ряд других.

    В рамках выделенных форм пространственной организации хозяйства субъекты финансово-экономических отношений объединены либо на основе производственных связей в рамках производственных комплексов или узлов, либо их взаимодействие происходит на ограниченной территории субъекта и обусловлено определенной целью, например, привлечение иностранных инвестиций .

    После разрыва налаженных в период плановой экономики административно-хозяйственных связей технологически взаимозависимых предприятий повышается интерес к выявлению и регулированию факторов развития интегрированных промышленных комплексов, формирования их финансовых ресурсов. С целью рассмотрения муниципального воспроизводственного процесса в рамках интегрированного объединения предлагается следующее понятие муниципального хозяйственного комплекса. Муниципальный хозяйственный комплекс представляет собой финансово-промышленное объединение предприятий и вспомогательных производств, коммерческих банков и других финансовых институтов на основе их территориального единства в рамках воспроизводственного процесса в муниципальном образовании. Субъектами финансового менеджмента в этом комплексе являются центральная компания и местная администрация, оказывающие управляющее воздействие. Объектом управления в данной модели являются финансовые ресурсы муниципального хозяйственного комплекса, представляющие собой ресурсы отдельных хозяйственных единиц. Источники финансовых ресурсов муниципального хозяйственного комплекса могут быть классифицированы на собственные и заемные, а соотношение между ними является важной информацией для принятия управленческого решения.

    Муниципальный хозяйственный комплекс следует отличать от понятия «муниципальное хозяйство», определяемое следующим образом. Муниципальное хозяйство - это деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена на наивыгоднейшее использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (то есть благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.

    С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета. Местный бюджет - это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.

    Финансы выступают не только экономической категорией, но и инструментом воздействия на воспроизводственный процесс как всего муниципального хозяйственного комплекса, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой систему действия финансовых рычагов, финансовых методов, а также организационное, информационное и нормативно-правовое обеспечение. Таким образом, можно сказать, что финансовый механизм представляет собой совокупность способов управления финансовыми отношениями. Множественность финансовых взаимосвязей предопределяет сложность самого финансового механизма.

    3.2 Финансовый механизм муниципального хозяйственного комплекса

    Анализ является одним из базовых этапов процесса управления, а аналитический инструментарий - мощным управленческим рычагом, результаты которого могут быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и субъекта в целом и выбора направлений бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально-экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований. Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль .

    Административное подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными пунктами, район с центром в городе, район с центром в поселке городского типа (пгт) или селе, одно или несколько сельских поселений.

    Численность населения является традиционной характеристикой при классификации и анализе поселений, отражая социально-экономический потенциал муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие - свыше 1000 тыс. чел., крупные - от 500 до 1000 тыс. чел., большие - от 100 до 500 тыс. чел., средние - от 50 до 100 тыс. чел., малые - до 50 тыс. чел.

    Экономический профиль является важной характеристикой для оценки устойчивости экономики муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды.

    Различия в целях анализа и в его информационном обеспечении приводят к тому, что единой комплексной методики оценки бюджетов муниципальных образований, как и бюджетов регионов, на настоящий момент не существует. Местные органы управления ограничиваются лишь экономическим анализом базовых бюджетных показателей (доходов и расходов), оценивая абсолютные показатели бюджета, сопоставляя доли налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи и кредиторской задолженности в общем объеме доходов бюджета, а также доли различных видов расходов бюджета в его совокупных расходах. Отличительной особенностью данного подхода к анализу является его комплексный характер, а также возможность определения степени устойчивости бюджета. Устойчивость в данном случае определяется долей собственных доходов в сумме доходов бюджета, показателями задолженности бюджета и его дефицита.

    ...

    Подобные документы

      Понятие управления финансами. Управление финансами - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. Характеристика государственного управления финансами и кредитом. Понятие бюджета.

      реферат , добавлен 25.12.2008

      Сущность и основные звенья финансовой системы России; государственный бюджет и бюджетная политика. Анализ субъектов управления финансами; структура и функции финансового аппарата государства. Механизм реализации задач органов управления финансами в РФ.

      курсовая работа , добавлен 13.06.2014

      Историческое развитие и основные этапы формирования системы государственных органов управления финансами и кредитом. Структура органов государственного управления финансами и кредитом в современной России, особенности их взаимосвязи и основные функции.

      курсовая работа , добавлен 19.01.2010

      Высшие органы государственного управления финансами в Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная таможенная служба.

      реферат , добавлен 18.06.2011

      Понятие и особый статус имущественного комплекса предприятий. Объекты и субъекты государственной и муниципальной собственности. Анализ форм и методов управления имуществом государственных или муниципальных унитарных предприятий Российской Федерации.

      презентация , добавлен 15.06.2015

      Специфика административно-правовых отношений в сфере управления торговлей, финансами и кредитом. Выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка. Федеральная служба по финансовым рынкам и по финансовому мониторингу.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2012

      Общая характеристика органов исполнительной власти в сфере управления финансами. Особенности государственного регулирования в сфере финансового контроля. Определение понятий коррупции и бюджетного правонарушения согласно законодательству Украины.

      контрольная работа , добавлен 03.11.2010

      Понятие административно-правового отношения, специфика их отношений в сфере управления финансами и кредитом. Министерство финансов. Счетная палата. Центральный банк РФ. Административно-правовые отношения в сфере таможенного права.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2003

      Изучение понятия и правовой сущности бюджетного процесса как разновидности государственного или местного управления. Выделение основных принципов управления публичными финансами на федеральном уровне, в субъектах федерации и в муниципальных образованиях.

      реферат , добавлен 11.05.2014

      Структура управленческих решений, их понятие и классификация, субъекты и объекты. Понятие, функции и задачи муниципального управления. Целевые программы как метод стратегического управления и программирования основных направлений развития территории.



    канд. экон. наук, старший преподаватель
    кафедры налогов и налогообложения
    ВГНА Минфина России

    Современный этап экономического развития России сопровождается эволюцией системы межбюджетных отношений. В этих условиях возрастает необходимость проработки основ бюджетного федерализма, формирования стимулов у органов государственной власти и местного самоуправления к наращиванию темпов экономического роста. Тем не менее возникновение целого ряда противоречий в отношениях между уровнями власти, особенно на уровне субъект Российской Федерации – муниципальные образования, не способствует укреплению основ бюджетного федерализма.

    Современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации – муниципальные образования.

    К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.

    Таким образом, актуальной для настоящего момента является проблема регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации – муниципальные образования. Возникает необходимость разработки теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики на субрегиональном уровне.

    В статье предлагается новый подход к определению понятия «муниципальный хозяйственный комплекс» с позиций воспроизводственного процесса, система показателей оценки состояния бюджетов муниципальных образований, а также рекомендации по совершенствованию механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджета субъекта.

    Понятие «муниципальный хозяйственный комплекс»

    В научной литературе выделяют различные формы пространственной организации хозяйства: промышленный узел, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, а также ряд других.

    В рамках выделенных форм пространственной организации хозяйства субъекты финансово-экономических отношений объединены либо на основе производственных связей в рамках производственных комплексов или узлов, либо их взаимодействие происходит на ограниченной территории субъекта и обусловлено определенной целью, например, привлечение иностранных инвестиций.

    После разрыва налаженных в период плановой экономики административно-хозяйственных связей технологически взаимозависимых предприятий повышается интерес к выявлению и регулированию факторов развития интегрированных промышленных комплексов, формирования их финансовых ресурсов. С целью рассмотрения муниципального воспроизводственного процесса в рамках интегрированного объединения предлагается следующее понятие муниципального хозяйственного комплекса. Муниципальный хозяйственный комплекс представляет собой финансово-промышленное объединение предприятий и вспомогательных производств, коммерческих банков и других финансовых институтов на основе их территориального единства в рамках воспроизводственного процесса в муниципальном образовании. Субъектами финансового менеджмента в этом комплексе являются центральная компания и местная администрация, оказывающие управляющее воздействие. Объектом управления в данной модели являются финансовые ресурсы муниципального хозяйственного комплекса, представляющие собой ресурсы отдельных хозяйственных единиц. Источники финансовых ресурсов муниципального хозяйственного комплекса могут быть классифицированы на собственные и заемные, а соотношение между ними является важной информацией для принятия управленческого решения.

    Муниципальный хозяйственный комплекс следует отличать от понятия «муниципальное хозяйство», определяемое следующим образом. Муниципальное хозяйство – это деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена на наивыгоднейшее использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (то есть благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.

    С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета. Местный бюджет – это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.

    Финансы выступают не только экономической категорией, но и инструментом воздействия на воспроизводственный процесс как всего муниципального хозяйственного комплекса, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой систему действия финансовых рычагов, финансовых методов, а также организационное, информационное и нормативно-правовое обеспечение. Таким образом, можно сказать, что финансовый механизм представляет собой совокупность способов управления финансовыми отношениями. Множественность финансовых взаимосвязей предопределяет сложность самого финансового механизма (рис. 1).

    ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

    Рис.1. Финансовый механизм муниципального хозяйственного комплекса

    Анализ является одним из базовых этапов процесса управления, а аналитический инструментарий – мощным управленческим рычагом, результаты которого могут быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и субъекта в целом и выбора направлений бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально-экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований. Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

    Административное подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными пунктами, район с центром в городе, район с центром в поселке городского типа (пгт) или селе, одно или несколько сельских поселений.

    Численность населения является традиционной характеристикой при классификации и анализе поселений, отражая социально-экономический потенциал муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие – свыше 1000 тыс. чел., крупные – от 500 до 1000 тыс. чел., большие – от 100 до 500 тыс. чел., средние – от 50 до 100 тыс. чел., малые – до 50 тыс. чел.

    Экономический профиль является важной характеристикой для оценки устойчивости экономики муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды.

    Система показателей оценки состояния бюджетов муниципальных образований

    Различия в целях анализа и в его информационном обеспечении приводят к тому, что единой комплексной методики оценки бюджетов муниципальных образований, как и бюджетов регионов, на настоящий момент не существует. Местные органы управления ограничиваются лишь экономическим анализом базовых бюджетных показателей (доходов и расходов), оценивая абсолютные показатели бюджета, сопоставляя доли налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи и кредиторской задолженности в общем объеме доходов бюджета, а также доли различных видов расходов бюджета в его совокупных расходах.

    Оценка состояния местных бюджетов может быть проведена в соответствии с предлагаемой системой показателей (рис. 2). Отличительной особенностью данного подхода к анализу является его комплексный характер, а также возможность определения степени устойчивости бюджета. Устойчивость в данном случае определяется долей собственных доходов в сумме доходов бюджета, показателями задолженности бюджета и его дефицита.

    Рис. 2. Порядок проведения анализа бюджетных показателей

    Рассмотрим предлагаемую систему показателей на примере Тульской области. Тульская область расположена в Центральном экономическом районе и включает 26 муниципальных образований. По показателям социально-экономического развития регион занимает среднее положение в совокупности субъектов Центрального района и является типичным по структуре хозяйства и административно-территориального деления. Таким образом, аналитические выводы о состоянии управления муниципальными финансами, регулирования межбюджетных отношений в этом регионе могут быть экстраполированы на ряд других муниципальных образований Центрального района.

    Для целей проведения анализа отобрано пять муниципальных образований Тульской области: г. Тула, пос. Новогуровский, Воловский, Алексинский, Щекинский и Веневский районы, Донское муниципальное образование.

    В таблице 1 приведены бюджетные коэффициенты, рассчитанные в соответствии с разработанной системой показателей. На основе рассчитанных коэффициентов автономии, бюджетной задолженности, дефицитности бюджета, доли регулирующих доходов в доходах бюджета следует сделать вывод, что поскольку коэффициент автономии и коэффициент регулирующих доходов не удовлетворяют нормативному значению, а коэффициенты бюджетной задолженности и дефицитности удовлетворяют, то состояние бюджетов может быть охарактеризовано как нормальное. Независимость местных бюджетов за последние 5 лет остается на очень низком уровне, о чем свидетельствует низкое значение коэффициента автономии. Ни в одном из анализируемых муниципальных образований значение коэффициента не достигает нормативного.

    Таблица 1

    Результаты анализа бюджетных коэффициентов

    Усл. обознач. коэф.

    Норм. огранич.

    пос. Новогуровский

    Донское МО

    Воловский район

    <= 0,15

    <= 0,1

    Усл.обознач.коэф.

    Норм. огранич.

    г. Тула

    Щекинский район

    Алексинский район

    Усл. обознач. коэф.

    Норм. огранич.

    Веневский район

    Повышение бюджетной результативности муниципальных образований, обеспеченности населения, а также удельных налоговых доходов свидетельствует о реальном росте как доходов, так и расходов бюджета. Показатель налоговой нагрузки на промышленность муниципальных образований находится на уровне 29–33%, и на протяжении анализируемого периода его значение понижается, что свидетельствует о снижении отдачи производственной сферы в бюджет. Таким образом, в целом финансовое состояние муниципальных образований ухудшается.

    Совершенствование механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджета субъекта

    Совершенствование механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджета субъекта с целью содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ) (рис. 3).

    Участие в конкурсе на получение субсидий могут принимать все муниципальные образования, имеющие собственный бюджет. Для участия в конкурсе они должны представить в финансовый орган администрации субъекта в установленный срок Программу развития муниципальных финансов. В качестве основы Программы рекомендуется использовать финансовую стратегию, разрабатываемую администрацией муниципального образования. По результатам конкурса право на получение субсидий ежегодно предоставляется 3-5 муниципальным образованиям, программы которых имеют лучшие итоговые показатели. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в течение месяца после даты завершения приема программ.

    Размер ФРМФ в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам.

    Источником средств Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах отчисления от неналоговых доходов, в частности, отчисления от доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов и потребности муниципальных образований, претендующих на получение средств, процент отчислений может быть принят на уровне 10%.

    Реализация мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических показателей.

    ЛИТЕРАТУРА

    Также по этой теме.