Финансирование за счет бюджетных средств. Характеристика основных параметров элементов бюджетной системы РФ

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента для реализации своих функций и как важнейший элемент проведения социально-экономической политики. С помощью бюджета происходит сопоставление потребностей государства и средств для их удовлетворения.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджета.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет является центральным звеном финансов, которые представляют собой экономические отношения, осуществляемые в денежной форме, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды.

Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. Первая функция заключается в образовании основного централизованного фонда денежных средств, что происходит за счет бюджетных доходов (налогов, неналоговых доходов, займов). Вторую функцию - расходование бюджетного фонда, выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. Третья функция, контрольная, заключается в контроле за поступлением доходов и целевым их использованием.

Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации:

  • 1) бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;
  • 2) бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета;
  • 3) погашение долговых обязательств бюджета.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества.

Бюджетное финансирование реализуется через предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.

Бюджетное финансирование, являясь основной системой предоставления денежных средств основывается на определенных принципах, характеризующихся специфическими формами и методами предоставления средств.

  • 1) Достижение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
  • 2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
  • 3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.
  • 4) Безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств осуществляется без условий их обязательного возврата в бюджет.
  • 5) Бесплатность бюджетного финансирования означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в идее процентов, части доходов и т.п.

Согласно Конституции РФ государство гарантирует предоставление минимальных государственных социальных стандартов, т.е. государственных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Расходные бюджетные обязательства осуществляются посредством бюджетных ассигнований - предельных объемов денежных средств конкретного целевого назначения, предусмотренных в бюджетах на соответствующий год.

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Существует ряд методов, с помощью которых осуществляется бюджетное финансирование. Наибольшее распространение в практике занимает сметное финансирование. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Среди методов бюджетного финансирования можно также выделить: программное финансирование, метод финансирования на покрытие части издержек, финансирование капиталовложений.

бюджетный социальный финансирование спорт

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
4) безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;
5) бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
Способы и формы бюджетного финансирования. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
? финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
? финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигновании выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
5) дотаций, субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам;
6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью, финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве, относятся к расходам на финансирование экономики страны.
Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства (капитальные вложения), на обеспечение простого воспроизводства (субсидии, дотации и трансферты), на операционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.
Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт.
С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений - предоставление денежных средств на создание новых и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ограниченный круг инвестиций, включенных в целевые программы или осуществляемые по решению исполнительных органов власти.
Важным направлением- расходов на финансирование народного хозяйства является выплата различных субсидий, дотаций и субвенций юридическим лицам. Эта средства выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий. Основная часть этих расходов направляется в угольную промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие отрасли народного хозяйства.
Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие его основные группы:
1) образование;
2) культура, искусство и кинематография;
3) средства массовой информации;
4) здравоохранение и физическая культура;
5) социальная политика.
Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного тонирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов - показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингента (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Бюджетные нормы. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Расходы сметы бюджетных учреждений включают закрытый перечень затрат, в состав которых входят:
? оплата труда работников;
? взносы в государственные внебюджетные фонды;
? трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты, установленные законодательством);
? командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
? оплата товаров, работ и услуг.
Указанные расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потребности.
Применяются разнообразные виды денежных норм:
1) нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей (нормы расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;
2) обобщенные индивидуальные выплаты - заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;
3) нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.
По степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социальной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах и т.п.
При планировании и финансировании расходов бюджетных учреждений на закупки товаров, работ и услуг учитывается, что все эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов - договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размещенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.
Смета расходов является финансовым планом бюджетных учреждений. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств, равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.
1. Часть расходов на социальные нужды финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих предприятий являются платными, но собственных доходов недостаточно для покрытия всех расходов. Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению из бюджета.
2. Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
4. Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств - членов СНГ.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав федерального бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общим объемом расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством обороны централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Планирование и финансирование этих расходов осуществляются в сметном порядке.
Косвенные военные расходы в бюджете включают в основном выплаты пенсий и пособий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам «Социальная политика».
5. Расходы на управление включают следующие группы расходов:
? на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
? на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации Президента и Конституционного суда;
? на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
? на проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведения референдумов; т прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социальные нужды.
Бюджетный кредит. Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности и возмездности, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.
При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.
Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета

Бюджетное финансирование (англ. budget financing) - предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете. Бюджетное финансирование - одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федеральных, региональных и местных бюджетов. Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Понятие бюджетного финансирования

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят; соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования: ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.); трансферты населению и нижестоящим бюджетам; бюджетные кредиты юридическим лицам (в т.ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии; средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностранным государствам и др.

Российская система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР: значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования - бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время; деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ; средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов; введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.

Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленных им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития, согласованным с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на: выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и т.д. Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет.

По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год.

На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов. К ним относятся: мероприятия по государственной поддержке завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности с ограниченными сроками завоза; расходы по формированию федерального продовольственного фонда; мероприятия, связанного с обеспечением агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); расходы на пополнение фонда льготного кредитования; меры по оказанию краткосрочной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства или экспортирующих продукцию обрабатывающей промышленности и т.п. Заемщиками бюджетных средств выступают российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. За несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов взимается штраф в установленных размерах.

Бюджетное финансирование может распространяться и на негосударственные коммерческие организации, осуществляющие новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию своего производства. Однако им бюджетные средства на федеральном уровне выделяются только по решению Правительства РФ, принимаемому исходя из экономического обоснования, при наличии необходимой проектно-сметной документации и положительные экспертизы, и лишь при условии обеспечения участия России или увеличения доли ее собственности в уставных капиталах этих организаций. Такое участие и увеличение доли собственности государства достигается путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставленных бюджетных средств.

Подобным же образом решаются вопросы с бюджетным финансированием негосударственных предприятий и на региональном, а также муниципальном уровнях с выделением средств из соответствующего бюджета. Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных средств, включают: списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтверждения бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц; зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет). Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств. Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих субъектов в покрытии определенных видов расходов.

При перестройке бюджетного финансирования учитывается опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в обществ, производство (так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря бюджетным субсидиям получают возможность для значительного рывка вперед). Бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая бюджетное финансирование, - не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в т.ч. из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов Механизмы бюджетного финансирования

Бюджетное финансирование осуществляется посредством перечисления денежных средств так называемым бюджетным учреждениям. Под бюджетным учреждением понимается публично-правовое юридическое лицо, созданное органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических либо иных функций некоммерческого характера, деятельность которого полностью или частично финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы.

Смета бюджетного учреждения является основным плановым документом для финансирования этого учреждения на основании соответствующей бюджетной росписи. Как простейшая форма финансового плана смета определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Под сметно-бюджетным финансированием понимается одна из форм финансирования публичных нужд, представляющая собой финансовые отношения по предоставлению бюджетным учреждениям необходимых для их эффективного бесперебойного функционирования денежных средств соответствующих бюджетов на основе составленных в соответствии с бюджетной росписью финансовых смет.

Так же основным документом, на основе которого определяются необходимые объемы бюджетного финансирования и кредитования является расчетный баланс доходов и расходов. Баланс доходов и расходов состоит из 3 разделов и отражает в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты организации по основной, инвестиционной и финансовой деятельности, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение из государственного или местного бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.… … Финансовый словарь

    См. Финансирование бюджетное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Безвозвратное предоставление средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов. В условиях рыночной экономики в значительной степени уступает место самофинансированию. В то … Юридический словарь

    Бюджетное финансирование - (Budgetary financing) выделение юридическим лицам в безвозвратном порядке денежных средств из бюджетных и внебюджетных фондов либо по системе «нетто бюджет», когда ассигнования выделяются на ограниченный круг затрат, либо «брутто … Экономико-математический словарь

    бюджетное финансирование - Выделение юридическим лицам в безвозвратном порядке денежных средств из бюджетных и внебюджетных фондов либо по системе, когда ассигнования выделяются на ограниченный круг затрат («нетто бюджет»), либо для предприятий и организаций,… … Справочник технического переводчика

    БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Юридическая энциклопедия

    бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ … Словарь экономических терминов

    Предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности. В социалистических странах Б. ф.… … Большая советская энциклопедия

    БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - – назначение и отпуск средств из государственного бюджета в безвозвратном порядке для осуществления государственных мероприятий. Следует различать две формы Б. ф. в СССР: Б. ф. хозрасчётных организаций и сметное финансирование. Хозрасчётные… … Советский юридический словарь

    Выделение из государственного бюджета средств для предприятий и организаций в безвозвратном порядке на определенные цели капитальное строительство, подготовку кадров, содержание детских учреждений, НИОКР и т.д. В условиях рыночной экономики Б.ф.… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

Бюджетное финансирование  это система предоставления денежных средств предприятиям, фирмам, акционерным обществам и организациям на реализацию мероприятий за счет бюджета.

Оно основывается на некоторых принципах и отличается своими особыми формами и методами предоставления средств. Эти принципы, формы и методы бюджетного финансирования формируют систему бюджетного финансирования.

К принципам относятся:

Достижение максимальной эффективности (она проявляется в успешном решении социально-экономических задач, росте доходов в бюджете обратного притока);

Четко целевой характер использования бюджетных средств;

Безвозвратность бюджетных средств (лишь косвенный возврат за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований);

Бесплатность бюджетных ассигнований (без процентов и т.д.);

Предоставление бюджетных средств по мере достижения производственно-экономических показателей.

В настоящее время сложились две формы бюджетного финансирования.

Первая  это финансирование по системе “нетто-бюджет”. Особенность ее состоит в том, что бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат.

Вторая  финансирование по системе “брутто-бюджет”. Особенность ее в том, что бюджетные средства выделяются на все виды расходов (текущее содержание и капитальное расширение). Вторая форма применяется для бюджетных организаций. В системе бюджетного финансирования важную роль играют методы предоставления средств из бюджета. Бюджетными средствами обеспечиваются мероприятия, регулируются пропорции в распределении финансовых ресурсов.

Определенная часть бюджетных средств (до 10%) направляется на развитие отраслей народного хозяйства. Например, в 1998 г. на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, на охрану земельных, лесных и водных ресурсов было направлено около 10% бюджетных средств, в 1999 г.  6%. Кроме того, часть средств выделяется для целевых социальных программ и программ регионального развития. Например, программа «Молодежь России», Федеральная миграционная программа и др.

Значительную часть расходов по народному хозяйству составляет выплата различных видов дотаций и субвенций многим субъектам и отдельным городам.

В бюджетной практике используются две формы дотаций: 1) дотации на продукцию, которая реализуется по государственным регулируемым ценам; 2)дотации предприятиям для покрытия их убытков.

Первая форма используется для всех предприятий, производящих определенные виды продукции (в основном по выработке угля и продукции животноводства).

Вторая  для убыточных государственных предприятий и сельскохозяйственных предприятий.

Основная часть расходов по этой статье предназначена для предприятий агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта.

Нельзя не отметить, что, наряду с безвозмездным бюджетным финансированием, развивается кредитование предприятий выдачей бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными средствами. Они возвратны, но проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже (10% годовых). Они выдаются по специальному распоряжению правительства РФ для целевых программ. С развитием рыночных отношений система бюджетного финансирования народного хозяйства должна быть изменена.

Это изменение обусловлено следующими обстоятельствами:

Сокращением государственной собственности;

Постепенным сокращением дотирования предприятий;

Уменьшением государственных производственных инвестиций за счет централизованных капвложений;

Отменой дотаций на возмещение разницы в ценах по многим видам товаров в связи с либерализацией цен;

Жесткой экономией расходов бюджетных средств.

Несмотря на тенденции сокращения бюджетных расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование затрат обязательно так как, во-первых, будет государственный сектор, во-вторых, для стабилизации экономики необходимы бюджетные субвенции, бюджетные кредиты, в-третьих, необходима поддержка сельского хозяйства, в-четвертых, расходы госбюджета регулируют отраслевую и региональную структуру производства и инвестиций.

По другим направлениям расходов (социально-культурные мероприятия, образование, оборона и др.) имеются свои методы финансирования. Например, по социально-культурным мероприятиям расходы определяются на основе сметного планирования по каждому виду с применением денежных норм (зарплата, пенсии, нормы расхода медикаментов).

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе центральных и местных (региональных) нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения (с учетом количества классов и других показателей). Расходы на образование включают затраты на текущее содержание (заработная плата, учебные и канцелярские расходы и др.), приобретение оборудования и приборов, капитальный ремонт и строительство новых зданий.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данному критерию текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.