Центральные банки и их деятельность. Центральные банки и основы их деятельности

В процессе эволюции капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем - центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

Первым центральным банком был Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 г. В 1694 г. возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. За оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные ими банкноты стали распространенным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. Королевская хартия 1694 г. закрепила за Банком Англии роль центрального банка и принципы его функционирования. Законодательную регламентацию установил Акт Роберта Пиля в 1844 г.

В зависимости от вида собственности на капитал центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Отдельные центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., его предшественник - Рейхсбанк (1875 г.), созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), его предшественник - Государственный банк (1860 г.).

Процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных, получил большое развитие в эпоху государственно- монополистического капитализма. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Наиболее известным акционерным центральным банком является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в члены ФРС. Несмотря на то, что ФРС образована на акционерной основе, она принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор, относятся к смешанным центральным банкам. Среди них можно выделить Банк Японии, основанный в 1882 г. По закону 1942 г. только 55% его уставного капитала принадлежит государству. Также принадлежит государству 50% национального банка Бельгии.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения изданной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной - основа государственного регулирования экономики.

В историческом аспекте центральные банки формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Под термином «центральный банк» подразумевался самый крупный банк, составлявший ядро банковской системы. Впоследствии центральные банки монополизировали отдельные функции. А затем государства национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австралии).

Капитал центрального банка обычно принадлежит государству, однако акционерами могут быть и коммерческие банки, и другие финансовые институты. В сравнении с коммерческими банками центральные банки не отличаются масштабами своих капиталов, операций и балансов, поскольку их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность как банков не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Его управляющий не входит в правительство. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру. В отдельных странах (Дании, Финляндии, Норвегии) не ограничивается срок пребывания высшего руководства центрального банка в должности. В других государствах он назначается на длительный срок, например, на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в Германии.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Критерий независимости центральных банков в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов определяет их классификацию.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

К объективным факторам оценки независимости центральных банков можно отнести:

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедуру назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Первый объективный фактор оценки при проведении денежно- кредитной политики существенно не влияет на независимость центрального банка. Второй фактор, определяющий порядок выбора (назначения) и отзыва руководства центрального банка, влияет на степень его политической независимости от органов государственного управления. Третий - определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка.

В законодательстве ряда стран дана только общая формулировка задач центрального банка, что не является существенным для определения степени его независимости. Установление законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль в определении степени его независимости.

Четвертый фактор, устанавливающий права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, оказывает определяющее влияние на политическую независимость центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка предполагает законодательное ограничение кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую его независимость. Имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительств центральным банком. Подобная система действует в большинстве развитых стран.


Традиционно Центральный банк выполняет 4 основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь ввиду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В тоже время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом (Денис Шевчук). Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрально банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Функции центрального банка России

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефенансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефенансирования, установленным ЦБ.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций ЦБ осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии КБ.

Функция реализации облигаций гос. займов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ – уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. ЦБ РФ является главным депозитарием золото-валютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ.

В зависимости от собственности на капитал различают: государственные, акционерные, смешанные. Германия, Англия, Дания, Франция ЦБ со 100% участием государства. США собственность банков. Необходимым условием существования ЦБ является его фактическая независимость от правительства. В России уставной капитал и имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью. Однако он не финансируется за счет бюджета, а осуществляет свои расходы за счет доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности банка России. По итогам года 50% полученной прибыли он перечисляет в государственный бюджет. ЦБ РФ подотчетен Госдуме, которая назначает и освобождает председателя банка и членов советов директоров. Федеральные органы государственной власти не имеют право вмешиваться в деятельность банка. Более того нормативные акты изданные в ЦБ в приделах его компетенции обязательны ля федеральных органов власти. Наименее независимы банки Австралии и Италии, максимально независимы- Австрии, германии. Цели деятельности ЦБ: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля. 2. развитие и укрепление банковской системы. 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах, национальные банки республик являются территориальным учреждением ЦБ РФ, не имеют статуса юридические лица и не могут принимать решения носящие нормативный характер. Территориальные учреждения ЦБ – обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящие в единую централизованную систему ЦБ. Операции ЦБ делятся на 2 группы: 1. пассивные. Относятся операции с помощью которых образуются ресурсы ЦБ. 2. активные. операции по размещению ресурсов. Основные источники ресурсов ЦБ: эмиссия банкнот, средства коммерческих банков на корреспонденческих счетах. Все ЦБ выполняют функции которые можно объединить в следующие группы: 1. по организации регулирования денежного обращения. 2. обслуживанию счетов правительства. 3. банковскому обслуживанию коммерческих банков. 4. надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков. 5. валютному регулированию и контролю. Для осуществления валютно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С них производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов. Существуют определенные условия для получения кредитов от ЦБ, при этом получать кредиты могут только банки выполняющие все его требования и при наличие достаточного обеспечения. ЦБ может предоставить следующие виды кредитов: ломбардный, срок кредитования от3 до 30 дней, при этом кредиты могут выдаваться по фиксированной ставке называемой ломбардной и кредит выдаваемый на акционерной основе когда установленный лимит на максимальный объем кредита выставляемый на каждый аукцион. Внутридневные кредиты размер регулируется величиной лимита. Стабилизационные выдаются банкам испытывающим серьезные затруднения. Кредиты банку санатору величина ограничивается 5-10% объемов финансовой помощи, которая планируется оказать проблемному банку. Учет векселей выданных российскими организациями экспортерами кроме того ЦБ осуществляет операции РЕПО- с государственными казначейскими обязательствами и облигациями федерального займа. Депозитные операции ЦБ: депозитные аукционы; депозитные операции по фиксированной % ставке; приме в депозит средств банков на основании заключенного договора. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций. Выдает лицензии, устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета, отчетностей для банковской системы. ЦБ выдает следующие виды лицензий: банковскую, на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгметаллами; на прием вкладов от населения, не менее 2 лет проработавшему; валютную; на проведение операций с драгметаллами. Кроме того для устойчивого функционирования банковской системы ЦБ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности. (достаточности собственных средств, нормативы ликвидности банка, долю срочной ликвидности, общей ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика, максимальный размер крупных кредитных рисков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

120. Понятие задач и функций Центрального банка и их развитие в современных условиях

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.



Центральный банк выполняет следующие основные функции:

· осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;

· является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;

· является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);

· осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет все виды банковских операций;

· осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

· определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

· задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

· установления фактов недостоверности отчетных данных;

· осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

· неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;

неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
121. Методы и инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения в России.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

Процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

122. Современные представления о сущности и функциях банка.

Сущность банка целесообразно рассматривать на макроуровне по отношению к экономике в целом, включая все многообразие реальной деятельности конкретных банков. Банк является прежде всего предприятием, произво­дящим особый, специфический продукт. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он про­изводит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления.

Сущность банка требует раскрытия его структуры. Структуру банка не следует путать со структурой аппарата управления банком. Под струк­турой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возмож­ность функционировать как специфическому предприятию (институту) В этом смысле устройство банка включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок включает банковский капитал как специфический ка­питал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшую главным его занятием (в отличие от других субъек­тов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них главным, основополагающим делом).

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфи­ческие знания в области банковского дела и управления банком.

Четвертый блок можно назвать производственным, ибо в него вхо­дят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и комму­никации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды про­изводственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и без­наличной формах.

123. Банковская система России и особенности ее современного развития. Макроэкономические факторы развития банковской системы.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить:

· степень развитости товарно-денежных отношений;

· общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

· законодательные основы и акты;

· общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, отдается предпочтение распределению, а не товарообмену, то банки не будут получать импульсов для развития, более того, в таких условиях деятельность банков может быть свернута. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков, например из соседних регионов.

Законодательная база также оказывает заметное влияние на развитие банковской системы. В некоторых странах запрещается выполнять ряд банковских операций. Так, в США законодательно запрещено выдавать банковские гарантии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства.

Однако законодательство может быть не только запретительным, а наоборот, содействовать развитию банковской системы. Так, в России начиная с 1987 г. началась коренная перестройка банковской системы, появилось большое количество коммерческих банков и небанковских учреждений, поскольку взятый правительством курс на рыночное ведение хозяйства потребовал перестройки всей банковской системы в стране.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора над деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

Центральный банк - это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

Историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

Учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.

Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.).

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX - начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20000 банков, причем около 7000 - с правом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

Не прекращаются дискуссии экономистов, касающиеся степени независимости центральных банков от государства. Под независимостью центрального банка понимается особая форма государственного контроля над состоянием данной сферы в стране. Во многом уровень самостоятельности отдельных эмис­сионных банков складывался под влиянием национальных особенностей государственной кредитной системы и проблем государственного контроля над финансовыми потоками.

В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.

В вопросах подотчетности центральных банков в мировой практике также существуют определенные особенности. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В большинстве стран мира центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и иные юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов. Во Франции принятый центральным банком бюджет может быть отвергнут парламентом, в США возможен его последующий контроль со стороны государства.

Роль центрального банка в экономике государства определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и коммерческими банками. Современные центральные банки, как правило, учреждаются в форме акционерного общества либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). Так, Федеральная резервная система США - независимое ведомство, которое в свою очередь входит в число федеральных административных учреждений; Австрийский Национальный банк - акционерное общество с особым административным статусом.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:

Разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);

Надзор за кредитной системой;

Организация функционирования платежной системы и надзор за нею . Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем .

  • < Назад
  • Вперёд >