Ежеквартальная статистическая отчетность. Статистическая отчетность

Статистическая отчетность особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ и является одним из видов федерального государственного статистического наблюдения в форме регулярных периодических отчетов.

Бланки таких отчетов называются формами статистической отчетности . Правильность статистических сведений в отчетности заверяется подписью руководителя предприятия, организации. Различают формы федерального наблюдения , которые собираются и разрабатываются статистическими органами, и ведомственного наблюдения , которые собираются и разрабатываются органами, осуществляющими регулирование в соответствующей отрасли экономики. Для отрасли связи таким органом является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

По срокам представления статистическая отчетность бывает месячной, квартальной, полугодовой и годовой и представляет собой, за исключение годовой, текущую отчетность. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Наряду с текущей отчетностью на предприятиях применяется срочная отчетность (ежедневная, пятидневная, десятидневная), составляемая структурными подразделениями и филиалами предприятий в целях оперативно-технического управления и принятия срочных управленческих решений в сфере производства продукции и предоставления услуг. В срочной отчетности содержится минимум показателей, в текущей отчетности их круг расширяется. Наиболее полной является годовая отчетность.

В годовом отчете содержатся сведения о происходящих за год изменениях в производственной деятельности. Годовой производственный отчет вместе с месячной, квартальной и полугодовой отчетностью охватывает все стороны деятельности предприятий, характеризует достигнутый уровень производства, качество продукции, работу с кадрами, положение на рынке.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий.

Каждая форма статистической отчетности имеет реквизиты .

Реквизиты (обязательные сведения) статистической отчетности : номер и код по ОКУД, присвоенный данной форме; наименование формы, определяющее ее содержание; отметка об утверждении, дата утверждения и номер; периодичность и сроки представления отчетности; наименование отчитывающейся организации и её почтовый адрес; название министерства (ведомства), которому подчинена организация; указание, кому должна представляться отчетность; должности лиц, обязанных подписать отчет: руководитель организации и ответственный за составление формы.

Инструкция к заполнению форм статистической отчетности.

Базой формирования информации государственного статистического наблюдения и информационного обеспечения системы управления отраслевой и национальной экономики служит достоверный первичный статистический учет основных показателей производственной деятельности предприятий. Первичный статистический учет должен осуществляться на установленных бланках , соответствующих формам государственного статистического наблюдения; при корректировке последних вносятся соответствующие изменения в бланки форм первичного статистического учета.

Инструкции по первичному статистическому учету.

Унифицированная статистическая отчетность

Основные принципы формирования статистической информационной базы – унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.

Наиболее значимым результатом реформирования государственной статистики в 90-х гг. (переход РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, создание основ статистики, соответствующей рыночной экономике) были внедрение

    цензового принципа организации учета и

    переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий .

Сущность перехода к статистике предприятий – организация статистического наблюдения на основе использования единого статистического инструментария для всех хозяйствующих субъектов с формированием и последующим ведением статистического регистра предприятий – как единой совокупности объектов нескольких статистических наблюдений.

Ведение регистра предполагает регулярное обновление показателей, характеризующих хозяйствующие субъекты.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц . С этой целью все предприятия, организации независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

В целом статистика предприятий предполагает формирование на единых принципах информационно-статистической базы, содержащей сведения о хозяйствующих субъектах всех отраслей экономики. Деятельность каждого хозяйствующего субъекта рассматривается в целом независимо от выполняемых им видов деятельности.

В 1998г. Были введены единые формы статистической отчетности для всех хозяйствующих субъектов независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности.

Большое значение имеет стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит выявления тенденций, разработки прогнозов.

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние предприятия отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Перечислим формы унифицированной статистической отчетности:

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (месячная),

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» (квартальная),

Форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии предприятия» (месячная),

Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная).

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Челябинский юридический техникум»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

По предмету Статистика

Вариант № 5

студента 4 курса группы З- 60

Тактарова Александра Юрьевича


Организация статистической отчетности в Российской Федерации

Значение статистической отчетности

Требования, предъявляемые к отчетности

Ответственность за нарушение статистической отчетности

Статистическое наблюдение по источникам получения информации

Виды, формы и способы статистического наблюдения

Организационный план статистического наблюдения

Точность статистического наблюдения и ее контроль

Роль технического прогресса в организации наблюдения

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г., главным учетно-статистическим центром в стране является Федеральная служба государственной статистики.

Согласно положению Федеральная служба государственной статистики принимает нормативные правовые акты в сфере государственной статистической деятельности, формирует официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Федеральная служба государственной статистики по принятому положению имеет следующие полномочия и права:

Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проекты ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.

Предоставляет официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ и иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.

Разрабатывает официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирует статистические показатели, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам.

Осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения.

Обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую, и иную конфиденциальную информацию.

Разрабатывает общероссийские классификаторы технико–экономической и социальной информации и социальной информации.

Запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подопечных единиц. Все предприятия, организации, объединения, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных классификатор кодов, для включения государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения государственной отчетности. Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Эти данные позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам.

Значение статистической отчетности

В настоящее время отчетность является формой статистического наблюдения в России.

Статистическая отчетность особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности . Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, 1-п «Отчет о продукции промышленного предприятия» или 10-ф «Отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятий (организаций)». Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

Обязательность: каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.

Отчетность охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.

Юридическая сила: форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.

Документальная обоснованность: все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

- отчетность – формы государственного статистического наблюдения, утверждаемые органами статистики. Статистические органы имеют право менять как перечень отчетности, так и её форму, сокращать число отчетов, вводить новые формы.

Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, Министерством финансов РФ.

Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Специализированными являются также формы отчетности о технико– производственных показателях предприятий определенных отраслей (черной металлургии, текстильной промышленности и т.п.).

По периоду времени , за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

По способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтой.

Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, годовую.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – это документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Цель бухгалтерской отчетности, производить контроль за деятельностью предприятий. Основными формами отчетности являются: баланс (ф.№1), отчет о финансовых результатах (ф. №2), о движении капитала (ф. №3), о движение денежных средств (ф. №4), приложение к балансу (ф. №5). Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально – экономического развития.

Требования, предъявляемые к отчетности

Должны отвечать двум требованиям:

- достоверность и точность данных, т.е. соответствие данных реальности. Выполнение этого требования зависит от статистов, подготавливающих и проводящих исследование, от используемого ими инструментария (бланков, анкет, листов опроса и т.д.), от социальной функции показателя (например, недостоверными могут быть данные о профессиональной заболеваемости работников предприятия, т.к. высокие знание этих показателей невыгодны руководителям предприятий) и других факторов. Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.

- сопоставимость и единообразие данных. Для этого необходимо использовать единые стоимостные оценки, единые территориальные границы, т.е. собирается данные в одно и тоже время, по единой методике. Кроме того, должна быть сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется показатели. Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на начало учебного года, стипендиальный фонд – на месяц (или год). Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы наблюдаемый объект находился в наиболее стабильном состоянии.

Важнейшая роль в механизме экономического управления в современном обществе принадлежит статистике. Она предполагает сбор, научный анализ и обработку, обобщение сведений, характеризующих хозяйственное и культурное развитие в стране, а также уровень жизни народа. Все это позволяет выявить существующие экономические взаимодействия, изучить динамику, провести международные сопоставления. Благодаря полученным данным появляется возможность для принятия наиболее эффективных решений в сфере управления на региональном и федеральном уровнях.

Бухгалтерская и статистическая отчетность

Как одна, так и вторая представляет собой определенный вид сбора сведений. Статистическая отчетность проводится в соответствии с федеральными программами. Она включает в себя все виды наблюдений. К ним, например, относят: монографические, социологические, анкетные, выборочные обследования, переписи разного рода, единовременные учеты, периодические, регулярные отчеты и так далее. Программы и способы исполнения этих мероприятий утверждаются Госкомитетом либо по согласованию с ним уполномоченными органами регионов. Статистические формы отчетности 2014 года и предыдущих годов утверждены Росстатом. Кроме того, данный орган разрабатывает и принимает перечни собираемых данных, методы их определения. Если в отчете содержится финансовая информация (бухгалтерские проводки, например), то бланки утверждаются еще и Минфином.

Бланки

Информация о деятельности юрлиц поступает в установленные сроки в соответствующие органы. Данные представлены в виде особых документов. Бланки этих актов называются формами отчетности. Для каждой из них разработан специальный шифр и наименование. Соответственно, на том или ином бланке предоставлена определенная статистическая отчетность:

Существуют и другие бланки, на которых подается статистическая отчетность. По окончании года формируется единая база данных по разным направлениям. Статистическая отчетность 2014 года будет использована в конце текущего года для проведения сравнительного анализа динамики экономического развития.

Классификация

Статистическая отчетность различается по своей периодичности. Так, в ходе срочного сбора информации поступают сведения за месяц и меньший период. Также различают годовую, полугодовую и квартальную отчетность. Наиболее подробной считается годовая база. Срочная статистическая отчетность часто передается по электронной почте или факсу. Информация за более продолжительный период при необходимости может быть направлена заказным письмом.

Источник данных

Статистическая отчетность организации составляется на основании документов. В первую очередь это расходно-приходные бумаги. Так, например, статистическая отчетность 10-ф (квартальная) практически полностью составлена по данным баланса и приложения об убытках и прибылях. Росстатом России проводится политика по унификации отчетной системы.

Ответственность

Статистическая отчетность предприятия должна быть сдана в установленные законом сроки в предусмотренном порядке. С мая 1992 года действует ФЗ об ответственности за нарушения этих предписаний. В соответствии с его положениями, уполномоченные органы вправе применять к руководству и прочим должностным лицам объединений вне зависимости от формы их собственности взыскания в виде предупреждений либо штрафов. Размер последних может составлять от трех- до восьмикратной величины МРОТ. Взыскания такого рода применяются, если статистическая отчетность предприятия и прочие сведения не были предоставлены в срок, были искажены. Штрафы налагаются и при совершении повторных аналогичных действий. В этом случае размер штрафа увеличится и составит от восьми- до десятикратной величины МРОТ.

Виды нарушений

Искажением сведений признается неверное их отражение в бланках. Оно может быть допущено умышленно должностными лицами с целью сокрытия прибыли и по другим корыстным мотивам. Искажение данных может стать следствием нарушения правил и действующих инструкций, методологических рекомендаций по составлению. Также неверное внесение данных часто является результатом арифметических ошибок. Нарушением срока считается опоздание на сутки. Если этот период больше 24 часов, то это считается непредоставлением отчетности.

Подотчетные лица

Их определение является одной из важнейших функций Госстата. Для реализации задачи все юридические лица (вне зависимости от форм их собственности) и граждане, ведущие коммерческую деятельность, должны предоставить в соответствующие инстанции учредительные документы. Всем указанным субъектам присваиваются идентификационные коды. Кроме этого, определяются классификационные признаки в соответствии с действующими классификаторами технико-экономических данных для включения в ЕГРПО, а также отражения в государственной единой статистической отчетности. В случае реорганизации либо ликвидации юрлица предоставляют в соответствующие инстанции все данные за все время своей деятельности. Информация сдается на официальных бланках за отчетный год до проведения ликвидации. Кроме того, юрлица предоставляют нормативные акты по выполненным процедурам для внесения корректировок в ЕГРПО.

Значение данных

Информация, которая содержится в отчетности, позволяет проследить за динамикой производственного объема промышленной сферы и прочих отраслей экономики, оценить комплексность развития государства и его регионов, изучить соотношения различных форм собственности в соответствии с секторами народного хозяйства и субъектами РФ. Вместе с этим появляется возможность провести качественный анализ эффективности деятельности негосударственных и государственных объединений.

Главные особенности

Стабильность статистической отчетности в современных рыночных условиях имеет особое значение. Содержание форм обеспечивает возможность прогнозирования продолжительной динамики, выявления тенденций, оценки изменчивости, разработки новых, более эффективных программ развития. Несомненно, перечень показателей и форм со временем изменяется. Однако, прежде чем вносить те или другие корректировки, необходимо четко определить их целесообразность. Отчетность готовит множество сотрудников - бухгалтера, финансовые работники. Такой массовый метод способен давать надежные сведения, если вся система будет стабильной.

Его формирование осуществляется в соответствии с требованиями принятой Государственной программы, определяющей порядок перехода России на принятую в мире систему статистики и учета, а также внутригосударственную схему привлечения и обработки данных. Стремительное развитие малых коммерческих объединений потребовало особого решения вопроса о сборе информации о них. Такие предприятия отчитываются с использованием минимального количества форм и показателей. Сегодня действует утвержденная интегрированная схема сбора данных квартальной периодичности для юрлиц этой категории, а также годовой порядок предоставления сведений. Последний предусматривает форму, в которой содержатся показатели производственной активности таких юридических лиц.

В заключение

Все данные от предприятий поступают в статистические органы, где они проходят проверку. После этого информация используется для составления сводных таблиц. Все данные объединяются по отраслям, территориям, формам собственности и правовой структуре. Из местных органов информация в виде сводных таблиц направляется в Росстат. Там также данные проходят систематизацию и обработку. В итоге составляются сводные таблицы по всей стране в целом.

Российские организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять статистическую отчетность в органы статистики. Статистические сведения, которые предоставляют организации в Росстат зависят от вида деятельности, численности сотрудников и финансовых показателей по итогам отчетных периодов. В статье расскажем про состав и формы статотчетности, рассмотрим сроки сдачи.

В органы статистики (Росстат) поступает огромное количество информации от предприятий всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Обрабатывая и передавая информацию в федеральные органы власти, наше правительство получает сведения как об экономической, так и о социальной ситуации в предпринимательстве. Вся собранная информация позволяет принимать новые направления в развитии экономической деятельности нашего предпринимательства, а также способствует усовершенствованию законодательства в этом направлении.

Кто должен подавать статистическую отчетность

Согласно Закону ФЗ№282 от 29.11.2007г сдавать статистические сведения в Росстат должны:

Далее разбираемся, для кого предназначается статинформация. Получателями такой отчетности могут быть и региональные и федеральные отделения Росстат, а также Банк России и иные госучреждения. Статотчетность может зависеть и от применяемого вида деятельности, а также местонахождения компании. Итак, статистические формы для начала можно разбить на:

  • федеральные;
  • региональные.

А их дополнительно уже можно разделить на:

  • общие;
  • отраслевые;
  • по которым предоставляется информация за каждый отчетный период;
  • единовременные.

Как определить состав статистической отчетности

Состав отчетности, которую должна предоставлять конкретная организация определить можно на сайте statreg.gsk.ru, либо на портале Росстата, где размещаются только официальные данные. Можно также обратиться с письменным запросом в Росстат или его подразделение по месту нахождения организации. В обязанности территориальных подразделений Росстата входит информирование организаций и предпринимателей о том, какие формы необходимо сдавать, консультация по их заполнению, а также предоставление самих бланков для отчетности.

Отдельные формы отчетов существуют для выборочного наблюдения. Узнать, попали ли вы как предприниматель или ваша организация в список выборочного наблюдения можно на сайте отделений Росстата по своему региону.

Формы и сроки сдачи статистической отчетности

На текущий 2017г Росстатом утверждено 155 новых форм статотчености. Сдавать формы отчетов в органы статистики организации и ИП могут любым из доступных современных способов:

  • на бумаге лично, по доверенности, либо по почте;
  • в электронном виде, по специальным каналам связи.

Формы и сроки сдачи статотчетности на 2017 год (полный список форм приведен на сайте Росстат):

Статотчетность Сроки предоставления Кто предостваляет
ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» За 2016г – до 30.01.2017г малые предприятия
П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» За 2016г – до 09.01.2017г

За 1кв. 2017г – до 04.04.2017г

За полугодие 2017г – до 04.07.2017г

За 9 месяцев 2017г – до 04.10.2017г

11 – «Сведения о наличие и движении основных фондов и других нефинансовых активов» За 2016г – до 03.04.2017г Юрлица, но не субъекты малого предпринимательства
П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» Для организаций, где свыше 15чел. – ежемесячно

Для организаций, где менее 15чел. – поквартально

Юрлица, но не субъекты малого предпринимательства
П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах» Юрлица, но не субъекты малого предпринимательства
За 2016г – до 01.02.2017г Юрлица, но не МП, которые занимаются оптовой и розничной торговлей
МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» За 2016г – до 30.01.2017г

За 1кв. 2017г – до 01.05.2017г

За полугодие 2017г – до 31.07.2017г

За 9 месяцев 2017г – до 30.10.2017г

Микропредприятия
1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» За 2016г – до 30.01.2017г

За 1кв. 2017г – до 01.05.2017г

За полугодие 2017г – до 31.07.2017г

За 9 месяцев 2017г – до 30.10.2017г

ИП, кроме определенного перечня предпринимателей

Формы отчетности для малого бизнеса, обязательные только для тех компаний и предпринимателей, которые попали в выборку:

  • №МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятий».
  • №1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя».
  • №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Читайте также статью: → « ».

Штрафы за нарушения в статистической отчетности

Большое количество организаций и предпринимателей пренебрегают отчетностью в Росстат, считая, что такая информация должна предоставляться не в обязательном порядке, обязательной же является только отчетность в налоговую и пенсионные фонды. А между тем, законом предусмотрены довольно большие штрафы за такие нарушения.

Ответственность за непредставление статотчетности в срок:

  • от 20 тыс. до 70 тыс.руб. – для предприятия;
  • от 10 тыс. до 20 тыс.руб. – для ИП, либо должностного лица предприятия.

Штраф за недостоверно предоставленные сведения в статотчете такой же. Поэтому, нужно внимательнее отнестись к этому вопросу и уточнить должна ли ваша организация сдавать статистический отчет, чтобы избежать возможных последствий и неприятностей.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. За прошедший отчетный период у нас нет данных, необходимых для заполнения формы в Росстат. Как нам быть? Сдать нулевой отчет?

В этом случае вам нужно внимательно прочитать прилагаемые к форме указания по заполнению. Если там указано, что сдавать только в случае, если произошло событие, о котором нужно сделать запись, то сдавать такой отчет не нужно. Если же в указаниях такого нет, сдайте отчет с проставленными прочерками, либо отправьте в отделение статистики оповещение о том, что за отчетный период нет показателей для предоставления в органы Статистики.

Вопрос №2. Наша организация на УСН. Какую форму статотчетности мы должны сдавать?

Организации, применяющие УСН в основной массе относятся к малым предприятиям, соответственно и форма вашего отчета должна быть для малого бизнеса, (форма МП(микро), либо ПМ).

Вопрос №3. Мы предоставляем в Росстат только те формы отчетов, которые представлены в перечне на сайте. Этого достаточно? Или мы обязаны предоставлять еще какие то отчеты?

На сайте Росстата в специальном сервисе представлены все формы отчетов, которые необходимо сдавать вам. Дополнительно предоставлять какой то отчет нужно только в том случае, если Росстат отдельно направил вам письмо с дополнительной формой, либо оповестил по телефону.

Под организацией Росстат принято понимать службу государственной статистики, которая ранее называлась Госкомстат. Это федеральная структура исполнительной власти, занимающаяся созданием статистических данных о текущем экономическом, демографическом, экологическом состоянии РФ. Еще одна опция заключается в организации контроля и надзора в сфере государственной статистической работы на территории РФ.

Правила взаимодействия с органами статистики

Большая доля форм отчетности и данных передается в территориальный орган на основании соответствующего запроса — отправляется лично, почтой или в электронном формате бланк отчетности , предварительно заполненный по определенным правилам. Состав данного документа подлежал корректированию не один раз.

К примеру, в рамках бюджетной сферы перемены затронули периодичность отчетов в социальной и научной сфере. Ранее сдача осуществлялась каждый квартал, а теперь требования заключаются в ежемесячном предоставлении бумаг . Ввиду внушительного количества субъектов, находящихся под контролем, Росстат не всегда имеет возможность своевременного направления запросов всем адресатам.

Но отсутствие такого документа не предоставляет фирме освобождения от обязательной сдачи отчетности. Пренебрежение данной законодательной нормой чревато несением административной ответственности и начислением крупного штрафа (регламент – ст. 13.19 КоАП РФ). Во избежание подобного исхода рекомендуется осуществлять проверку отчетности по ИНН.

Кто должен сдавать отчетность

Необходимость в сдаче данного документа имеется далеко не у всех субъектов хозяйствования . Согласно ст. и ФЗ №282 от 29.11.2007 происходит определение списка документов, сдаваемых в органы статистики индивидуальными предпринимателями и организациями. Такая необходимость имеется у следующих лиц :

  • структуры государственной власти;
  • службы самоуправления, функционирующие на местном уровне;
  • юридические лица, прошедшие регистрационную процедуру на территории РФ;
  • филиалы, отделения, представительства российских фирм по месту, в котором осуществляется деятельность.

Сдача отчетности при этом обязательна абсолютно для любых обособленных структур , в которых имеют место быть стационарные рабочие места. Это не зависит от упоминания организации в учредительных бумагах и ее фактических правомочий. Субъекты хозяйственной деятельности, находящиеся на режиме УСН, обязуются сдавать отчетность в Росстат в рамках общих оснований, согласно статусу и специфики деятельности.

Отправка отчетов осуществляется в подразделения Российской статистики по месту, в котором респондент зарегистрирован. Действовать можно следующими способами :

  • в личном порядке;
  • через услуги официального доверенного лица;
  • почтой;
  • в электронном варианте.

Остальные лица сдавать отчетные бумаги вовсе не обязуются. Но в ряде исключительных ситуаций такое право за ними закрепляется.

Перечень формы и сроки сдачи на 2019 год

Функционирующих в настоящее время форм, используемых в целях предоставления данных, несколько. На практике их приблизительное число составляет 300 единиц . Однако обязательными являются далеко не все бумаги.

Основные документы

Приблизительный перечень документов выглядит следующим образом :


В рамках отдельного порядка осуществляется предоставление следующих разновидностей форм :

  • №1 по основным данным о деятельности фирмы, срок сдачи – до 1 апреля 2019 года, в Приказе Росстата №541 от 21.08.2017 содержится полноценный набор сведений по заполнению;
  • П-3 предполагает описание информации о текущем финансовом положении фирмы, за 2018 год отчетность предоставляется до 30.01.2019 г.;
  • П-4 – в рамках этого документа присутствуют сведения, связанные с финансовым состоянием предприятия, за 2018 год отчетность сдается не позднее 15 числа (т. е. за последние 3 месяца 2018 года документ сдается не позже 15.01.2019);
  • П-4 (НЗ) – речь ведется об условиях неполной занятости, сдача осуществляется до 08.01.2019, если отчетный период – весь 2018 год.

Этот перечень является основным, хотя он не исчерпывающий. Стоит также обратить внимание на несколько специальных форм.

Специальные формы для сдачи

Специальные формы представлены следующим перечнем :

  • ПМ – данные о базовых параметрах деятельности малой фирмы, сдача осуществляется до 29-го числа месячного периода, который идет за отчетным кварталом;
  • ПМ-ПРОМ – материалы о произведенной в стенах небольшого предприятия продукции, сдача производится со стороны всех малых фирм и ИП (16-100 человек в штате), сдача осуществляется каждый месяц до 4-го числа;
  • 1-ИП – данные, связанные с деятельностью частного предпринимателя, сдача осуществляется силами всех ИП, выступающих в роли сельскохозяйственных производителей (до 2 марта);
  • 1-ИП (торговая сфера) – предполагается набор данных о торговле, сдача производится со стороны предпринимателей, осуществляющих розничную торговую работу, до 17-го октября.

Предприятия малого бизнеса используют форму МП (микро) . Срок ее сдачи не должен превышать 5 февраля года, который следует за отчетным периодом. Не позднее трех месяцев с момента окончания отчетного года сдаются данные по БУ, включающие следующие документы :

  • бухгалтерский баланс;
  • отчетность, связанная с финансовыми результатами;
  • набор приложений;
  • отчетность об изменениях капитала;
  • о движении ДС и их целевом использовании.

Немаловажную роль играет направление данных по отрасли. Они регламентируются федеральными и региональными нормами.

Порядок проведения проверочных мероприятий

Отчетность требует проверки в рамках особого алгоритма. Для осуществления этого мероприятия потребуется прохождение нескольких шагов :

  1. Переход на портал Росстата .
  2. Выбор статуса, в котором пребывает экономический субъект. На выбор пользователя есть 4 варианта — ЮЛ, филиалы/подразделения, ИП, частные практикующие специалисты.
  3. Внесение соответствующих реквизитов предприятия. Это позволит на официальном сайте службы понять, какую именно отчетность нужно сдавать. Если данных об ИНН организации не имеется, получение сведений доступно посредством ОКПО, ОГРН.
  4. Регистрация кода проверочного типа. Он имеет место быть на картинке непосредственно под нижним полем формы. На следующем этапе останется нажать кнопку «Поиск», и система предоставит найденные итоги в полной мере. Далее требуется выбрать клавишу «Перечень форм» и дождаться нужного ответа. В отдельном файле произойдет формирование полного состава форм за 2018 год. Именно этот список учреждение и обязуется предоставить в органы государственной статистики. Наряду с перечнем будет указана точная периодичность, а также сроки предоставления отчетностей, цифровые коды, бланки унифицированного типа.

Даже если уведомление не пришло или утерялось, эти сведения могут быть полностью актуальными.

Ответственность за непредоставление

В рамках ФЗ №442 от 30.12.2015 размер административного штрафного взыскания за данный проступок следующий:

  • для должностных лиц – от 10 000 руб. до 20 000 руб.;
  • для предприятий – от 20 000 руб. до 70 000 руб.

До этого должностные лица платили от 3000 до 5000 руб. Также законом была введена специальная ответственность за повторное непослушание. Она грозит начислением штрафа 100 000 — 150 000 руб. для организаций и 30 000 — 50 000 руб. для должностных лиц.

Таким образом, сдача отчетности в Росстат – обязанность далеко не всех лиц. Есть определенные условия проведения этой процедуры.

Обучающий вебинар по основным формам статистической отчетности представлен ниже.