Презентация на тему "предпренимательские ресурсы мирового хазяйства". Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются

Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. В состав этого ресурса входят: - предприниматели (владельцы фирм и менеджеры) - предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики) -предпринимательская этика и культура -предпринимательская этика и культура


Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира Кол-во дней для открытия нового бизнеса Стоимость открытия нового бизнеса, % от ВНД по ППС на душу населения Кол-во дней для судеб. решения по нарушению контракт. обязательств США50,5250 Бразилия15210,1546 Индия7161,7425 Китай113,4211 Россия335,0330 Армения256,4185 Казахстан248,6380 Венгрия3822,4365


Воздействие глобализации на предпринимательство 1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного) 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности


Понятие теневой экономики, ее формы Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы: 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность: -уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях 2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда) 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.






Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира Позитивная и негативная роль и последствия: -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики




Размах криминальной и фиктивной экономики в мире Криминальная экономика - организованная преступность - Транснационализация Фиктивная экономика -коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации - уровень этики в стране


Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.


Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте


Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов


Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс.

Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

10.1. Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т. е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры , государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

Доля расходов на НИОКР в ВВП;

Численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике;

Индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров;

Число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;

Сальдо технологического баланса, т. е. баланс торговли лицензиями и патентами;

Доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).

Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т. е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т. д.

Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

доля расхо

дов на НИОКР в ВВП, %

Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

Сальдо техно

логического баланса, млн. долл.

Доля высокотехнологичных изделий в про

мышленном экспорте стра

Финляндия

Великобритания

Германия

* без технического персонала, занятого в НИОКР

Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September, p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131

Важнейшие научно-технические центры мира

Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю. Корея и Исландия (2,9%).

В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.

Глобализация научно-технических связей

Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью , международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.

Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей).

Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.

10.2. Образовательные ресурсы мира

Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т. д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.

В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию , то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования , а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).

Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:

- доля расходов на образование в ВВП;

- расходы на образование на душу населения;

- доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу ;

- доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;

- численность студентов на 10 тыс. населения;

Доля лиц с высшим образованием;

- доля иностранцев в общей численности студентов (см. табл. 10.2.);

Таблица 10.2. Показатели образовательных ресурсов ведущих стран мира,

2000, 2001гг

доля расходов на образование в ВВП, 2000г, %

Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г

Удельный вес студентов

в своей возраст

ной группе,

Доля получивших первую университет

скую степень в группе 24 летних, 2001г****

Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г

Финляндия

Великобритания

Германия

** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН

Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 http://www. uis. unesco. org, Human Development Report 2003, p 237 http://www. undp. org

**** по данным Science &Engineering Report 2004 http://www. nsf. gov

Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.

В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.

В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%.

Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов , расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей.

Ведущие центры мира по подготовке кадров

Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г.

Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.

Миграция научно-технических кадров

Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции.

Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы.

Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно - техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.).

10.3. Информационные ресурсы мира

В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратилась в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития.

Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы.

Развитие телекоммуникационных систем , в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов.

Основные показатели информационных ресурсов

Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационными источникам как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, Интернет ресурс):

Число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения;

Число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения;

Доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;

Число персональных компьютеров в расчете на 100 населения;

Индекс «цифрового доступа» (характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ). (см. табл.10.3.)

Таблица 10.3. Показатели информационных ресурсов ведущих стран

мира, в расчете на 100 чел. населения, в 2000, 2002, 2003 гг.

Число ежеднев

ных газет

на 100 чел.,

Число телевизо

ров на 100 чел., 2002г

Число Интернетсерверов на 100 чел., 2003г

Число пользова

телей Интерне

та на 100 чел, 2003г

на 100 чел.,

Доля расходов

на ИКТ в ВВП, %, 2002г

Индекс «циф

рового досту

Великобритания

Германия

В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.

Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".

Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.

Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-

I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.

I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.

| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-

| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-

Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.

Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей

I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы

| или организации.

| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-

Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,

Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:

  1. 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
  2. 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
  3. 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений маю отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России начала XXI в. и начала XIX в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Что же так ускорило России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200-300 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

Знания — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

Наука

Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда-либо, если судить по затратам на нес и численности занятых в ней работников.

Понятие науки

Наукой называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.

Когда говорите) науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. В данном учебнике они употребляются как синонимы.

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими (высокотехнологичными; lii- teck от английского аналога этого слова). К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5-3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационно-космическая, производство компьютерного и офисного оборудования, промышленность средств связи, фармацевтическая и медицинская промышленность и др.

НИОКР (НИР): пример России

В 2003 г. научными исследованиями и разработками в России было занято 866 тыс. человек. Примерно половина из них — собственно исследователи, а остальные работники относились к техникам и вспомогательному персоналу. Хотя данная цифра более чем в два раза меньше, чем была в 1990 г. (1934 тыс. человек), тем не менее это очень большая величина по мировым меркам (впереди по численности занятых в НИОКР только США и Япония).

Слабым местом российской науки стало ее финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% в конце 80-х гг. до 0,8% к середине 90-х гг., восстановившись лишь до 1,3% в 2003 г., в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет около 58%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов.

Это отражается на возможностях научно-исследовательских организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87% из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной платы, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы).

Научно-технический прогресс (технический прогресс)

Научно-технический прогресс (НТП) часто идентифицируют с процессом получения и освоения новых знаний преимущественно в сфере естественных наук, в основном технических. Во многом это справедливо, так как основные научные достижения за последние два века произошли в технологии производства продукции и особенно машин и оборудования. НТП как процесс идет следующим образом. В ходе фундаментальных научных исследований совершаются открытия , т.е. выявляются принципиально новые знания. В ходе прикладных научных исследований на основе новых и старых открытий появляются изобретения, т.е. новые продукты и новые технологии. Затем осуществляются инновации, т.е. доводка (нередко и создание) фирмами новых продуктов и новых технологий и, главное, внедрение этих продуктов и технологий в производство и на рынок (продукт — инновации и процесс — инновации).

Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс предложил делить технический прогресс на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Нейтральный технический прогресс обеспечивает одновременное повышение производительности труда и капитала. Т рудосберегающий технический прогресс обеспечивает экономию и труда, и капитала, но прежде всего труда. Капиталосберегающий технический прогресс повышает эффективность использования и капитала, и труда, но прежде всего капитала.

Наиболее распространен нейтральный технический прогресс. Что касается трудосберегающего технического прогресса, то его примером может быть активно идущая в мире уже полтора столетия механизация сельского хозяйства, в результате которой сбор зерна, например, в России за 1913-2003 г. вырос в полтора-два раза, а численность сельского населения сократилась при этом в два раза. Примером капиталосберегающего технического прогресса является «новая экономика» (базирующаяся на наукоемких отраслях часть экономики с очень высокими темпами HTII — см. п. 23.6), приведшая к резкому удешевлению вычислительной техники и средств связи, т.е. важного элемента основного капитала, во всех отраслях.

Теория смены технологических укладов

НТП идет неравномерно, временами резко интенсифицируясь на основе волн в открытиях и изобретениях. Цикличность научно-технического прогресса и вытекающие отсюда большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства (см. п. 23.4) впервые исследовал российский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938). Эти исследования продолжил Шумпетер, связав длинные волны Кондратьева с колебаниями в инновационной деятельности предпринимателей. Впоследствии на этой основе родилась теория с.иены технологических укладов, одним из авторов которой является современный российский экономист Сергей Юрьевич Глазьев.

Теория смены технологических укладов выделяет в истории развитых стран с начала промышленной революции, произошедшей на рубеже XVIII-XIX вв., пять технологических укладов. Первый уклад (доминировал в 1770-1830 гг.) базировался на водяном двигателе, и его ядро состояло из текстильной промышленности, текстильного машиностроения, выплавки чугуна и обработки железа. Второй уклад (господствовал в 1830-1880 гг.) основывался на паровом двигателе, и его ядро охватывало железнодорожный и морской транспорт, добычу угля, станкоинструментальную промышленность и черную металлургию. Третий уклад (1880-1930 гг.) базировался на электродвигателе и охватывал прежде всего электротехническое и тяжелое машиностроение, электроэнергетику, производство и прокат стали, неорганическую химию. Четвертый уклад (1930-1980 гг.) базировался на двигателе внутреннего сгорания, и его ядро состояло из автомобиле-, тракторо- и самолетостроения, органической химии, атомной энергетики, массового производства товаров длительного пользования. Современный пятый этап (1980-1990 гг.) базируется на микроэлектронных компонентах, а его ядро составляют электронная промышленность и программное обеспечение, телекоммуникации, авиакосмическая промышленность, биотехнология, тонкая химия.

Важным элементом теории смены технологических укладов является идея, что смена технологического уклада влечет изменения в организации производства, экономической политике и международных экономических отношениях. Так, в современном технологическом укладе повышается гибкость и индивидуализация производства. растет значение финансов в экономике и экономической политике, большее, чем раньше, значение имеют интеграционные объединения и международные экономические организации.

Венчурный бизнес

Во всех технологических укладах фирмы осуществляли инновации, но эпизодически или в лучшем случае систематически. В современном технологическом укладе фирмы осуществляют инновации непрерывно. Непрерывности инновационного процесса помогает как усилившийся поток изобретений, так и (венчурный инновационный бизнес, венчурный рисковый капитал ), т.е. механизм минимизации финансового риска при осуществлении инвестиций, прежде всего в инновации, особенно в случае создания новых фирм, базирующихся на этих инновациях.

В США. где венчурный бизнес (в виде венчурных фондов со статусом финансового партнерства и управляющими этими фондами компаниями) распространен наиболее широко, его характерные черты таковы:

  • венчурный фонд предоставляет средства на инвестиции в инновации под залог акций действующей или создающейся фирмы и при этом планирует активно участвовать в управлении инновационным инвестиционным проектом (помогая фирме через свою управляющую компанию опытом, кадрами и финансовыми услугами, например, при размещении акций);
  • одновременно венчурный фонд через некоторое время после (или даже в ходе) успешного осуществления инновационного проекта планирует продать эти акции по цене намного выше их первоначальной цены;
  • повторяя этот цикл, при этом тщательно отбирая новые инвестиционные проекты и вкладывая средства одновременно во много таких проектов, венчурный фонд может компенсировать провалы одних проектов за счет успехов других проектов (из каждых 10 финансируемых проектов примерно 4-5 заканчиваются полной неудачей, 2-3 приводят к появлению мало- или среднедо- ходных фирм, 1-2 проекта приносят высокую прибыль). Во второй половине 90-х гг. средняя норма прибыли у американских венчурных фондов колебалась по годам от 37 до 48% (в 1999 г. подскочила даже до 146%). но затем упала из-за наступившей рецессии в американской экономике.

Образование

Для фирм главными способами получения знаний являются приобретение технологий, осуществление собственных исследований и инноваций, наем квалифицированных (прежде всего образованных) работников. Для основными способами получения знаний являются приобретение опыта (житейского, профессионального) и получение образования. Поэтому можно сказать, что образование является одним из главных каналов получения знаний для фирм (точнее, для их работников) и главным для домохозяйств.

Образование — это сумма знаний и связанных с ними навыков и умений, полученных в результате систематического обучения в учебных заведениях и реже — самостоятельно. По характеру знаний различают общее и профессиональное образование, по объему знаний — начальное, среднее, высшее.

По мере роста спроса на экономический ресурс под названием «знания» и увеличения предложения этого ресурса через получение новых знаний в сфере НИОКР растет спрос на приобретение знаний через образование. Поданным переписей населения, в России в ее современных границах процент грамотных в возрасте 9-49 лет в 1897 г. составлял 29,6%, в 1920 г. — 47,3, в 1939 г. — 89,7, в 1970 г. — 99,7 и в последующие годы достиг почти 100% всего населения в этом возрасте и старше. Ликвидировав массовую неграмотность и охватив школьным образованием все население в соответствующем возрасте, наша страна стала стремительно расширять систему профессионального образования. В результате в 2003 г. из общего числа занятых 27,8% имели высшее профессиональное образование (полное и неполное), 45,2% — среднее и начальное профессиональное, лишь 27,1% работающих имели за плечами только школу. Это одни из лучших показателей в мире.

Для сохранения и повышения подобного уровня профессионального образования в России действуют 3,8 тыс. учреждений начального профессионального образования с их 1,6 млн учащихся (однако это в полтора раза меньше, чем во второй половине 80-х гг., что уже приводит к нехватке квалифицированных рабочих в ряде регионов), а также 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с их 2,5 млн учащихся (почти столько же, сколько во второй половине 80-х гг.) и 1,0 тыс. высших учебных заведений с их 6.5 млн студентов (в два с лишним раза больше, чем в середине 80-х гг.). В результате уровень профессиональной квалификации, если его измерять образованием, продолжает в России расти все последние десятилетия.

В соответствии с теорией человеческого капитала (см. гл. 14) более высокий уровень образования порождает более высокую производительность труда и соответственно более высокую оплату труда. Этим теория человеческого капитала объясняет растущую в мире тягу к образованию, особенно к высшему и послевузовскому.

Рынок знаний

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.

Особенности рынка знаний

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность и ее охрана

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия се использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

  • автоматически возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных. (англ. copyright) — это право на их копирование. Примером использования авторского права может служить авторский договор на издание этого учебника;
  • оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения. Патент - это документ на право исключительного использования новых продуктов и новых технологий их изобретателями. При предоставлении другим этого права владелец патента оформляет это в виде патентного соглашения , т.е. контракта на продажу своего патента, но чаще в виде лицензионного соглашения (лицензии), т.е. контракта на временное использование этого права за плату, или в виде франшизы (франчайзинга), т.е. контракта на временное использование этого права и других знаний одной фирмы другими фирмами за плату, обычно под фирменным названием и с товарным знаком продавца франшизы;
  • регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем. Эти права и не оформленные в виде прав знания продаются в виде франшизы (см. выше), ноу-хау (имеющих коммерческую ценность незапатентованных знаний), (технологических знаний, необходимых для приобретения монтажа и использования купленных машин и оборудования, сооружения и эксплуатации предприятий).