Экономическая модель норвегии. Экономика норвегии - ведущие отрасли, ввп и уровень благосостояния

Нефтяные доходы Норвегии падают, несмотря на девальвацию кроны и наращивание добычи сырья. Осло готовится распечатать Фонд национального благосостояния. Политики требуют отхода страны от сырьевой модели развития

Нефтяная платформа Oseberg в Норвежском море (Фото: REUTERS 2015)

Доходы Норвегии тают

Чистая прибыль правительства Норвегии от нефтегазовых активов в январе—сентябре 2015 года сократилась на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года — c 83,3 млрд до 72,3 млрд крон (или с $13,66 ​​млрд до $9,16 млрд с учетом курсовой разницы). Об этом свидетельствует опубликованная во вторник финансовая отчетность госкорпорации Petoro. Это управляющая компания, в чьем ведении находится фонд «Государственные прямые финансовые вложения» (SDFI), в который входят все принадлежащие властям нефтегазовые активы на норвежском континентальном шельфе.

По оценкам Bloomberg , прямые доходы SDFI от нефти и газа за весь 2015 год могут обновить шестилетний минимум: в 2009 году энергетический портфель принес правительству чистую прибыль в 97 млрд крон (около $14,8 млрд по средневзвешенному курсу 2009 года). По итогам 2014 года, когда на нефтяном рынке уже начался кризис, доходы SDFI составили 111 млрд крон ($16,92 млрд).

Государственные инвестиции в нефтегазовую отрасль через фонд SDFI также сокращаются: за первые девять месяцев 2015 года они составили 22,5 млрд крон ($2,85 млрд) - это на 21% меньше, чем годом ранее. «Падение показателя отражает сокращение капитальных затрат на развитие проектов и снижение некоторых операционных инвестиций», — поясняет Petoro.

На 10% сократилась и выручка самой SDFI, до 119,5 млрд крон за первые три месяца 2015 года ($14 млрд по курсу на конец сентября). В релизе Petoro подчеркивается, что падение кроны к доллару США помогло сгладить эффект от снижения нефтяных цен. За год, с сентября 2014 года, норвежская валюта потеряла к доллару 32% своей стоимости. Но обвал цен на нефть оказался еще сильнее - средняя цена барреля в январе—сентябре 2015 года составила 437 крон против 655 крон в 2014 году.

Для частичного покрытия убытков энергетиков от снижения цен Норвегия наращивает объемы добычи нефти. Но темпы этого роста пока слишком малы: чуть более 2% (от 399 тыс. барр. в сутки в среднем за январь—сентябрь 2014 года до 409 тыс. барр. в 2015 году).

Пример России

Обвал нефтяных цен, начавшийся летом 2014 года, сказался и на российском бюджете. Министерство финансов несколько раз предлагало секвестр бюджета — вначале на 2015-й, затем на 2016 год. ​Также правительство вернулось к системе однолетнего планирования бюджета. За первое полугодие 2015 года нефтегазовые доходы российского бюджета сократились к предыдущему году на 727 млрд руб., достигнув 2,97 трлн руб. (в 2014-м — 3,7 трлн руб.). Вместе с тем Россия наращивает добычу углеводородного сырья: по итогам сентября 2015 года, она достигла максимальных со времен распада СССР значений — 10,74 млн барр. в сутки (рост на 0,4% в августе). Тогда же вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович заявил CNBC, что искусственным путем сокращать производство нефти Россия не планирует.

Сокращение затрат

Помимо прямых поступлений из фонда SDFI норвежское правительство получает нефтегазовые доходы в виде налогов на добычу от частных компаний и в виде дивидендов от Statoil, крупнейшей энергетической корпорации страны. Доля государственного участия в Statoil составляет 67%. На прошлой неделе компания отчиталась о чистом убытке в размере $330 млн за третий квартал 2015 года. Годом ранее квартальный убыток превышал $700 млн.

Добиться снижения финансовых потерь Statoil удалось через сокращение затрат, в первую очередь капитальных инвестиций. «Мы продолжим урезать наши основные инвестиционные расходы, поскольку резкое снижение нефтяных цен в ходе квартала показало, что нам надо стремиться к большей рентабельности», — заявил глава Statoil Эльдар Сэтре.

В понедельник, 2 ноября, Statoil также сообщила , что досрочно разрывает контракт с норвежской буровой компанией Songa Offshore на использование ее нефтедобывающей платформы Songa Trym. Директор Statoil по обеспечению буровых вышек Торе Ореберг заявил, что еще в октябре работа платформы была приостановлена, поскольку ее скважина оказалась выработана. Statoil планировала использовать платформу до окончания контракта (в марте 2016 года), но не нашла свободной скважины, куда ее можно было назначить, и решила сразу отказаться от аренды платформы.

Де-юре аренда нефтевышки завершится к середине ноября. Как сообщает сама Songa Offshore, за досрочное расторжение договора она получит от Statoil $377 тыс. за каждый неиспользованный день аренды (то есть всего около $42 млн). Буровая компания планирует демонтировать вышку с разрабатываемой сейчас скважины, а затем вновь искать для нее арендаторов.

Statoil производит свыше 70% норвежских нефти и газа. В условиях, когда такой крупный игрок принялся сокращать издержки, буровые компании могут не найти арендаторов и покупателей для своих платформ в Северном море, отмечает аналитик консалтинговой фирмы Nordea Markets Янне Квернеланд. По ее оценкам, в ближайшие годы около 20 вышек в британских и норвежских водах может пойти на слом. «В Северном море уже есть кладбище платформ, — рассказала она агентству Bloomberg . — У многих вышек сейчас заканчивается контракт или они уже бездействуют. Если их не арендует Statoil, то кто же тогда?»

Смена парадигмы

Падение нефтяных цен и сокращение инвестиций замедляет рост норвежской экономики. Если за весь 2014 год ВВП Норвегии увеличился на 2,2%, то результатом этого года может стать стагнация. По данным государственной статистической службы Statistics Norway, в первом квартале 2015 года рост экономики к предыдущему кварталу составил всего 0,1%, а во втором квартале ВВП снизился на те же 0,1%.

Если исключить из подсчетов добычу углеводородов, экономика материковой Норвегии не стагнирует, а растет, пусть и небольшими темпами: на 0,3% в первом и на 0,2% во втором квартале 2015 года. Общие же нефтегазовые доходы в бюджете Норвегии на этот год запланированы на уровне 342 млрд крон ($46,3 млрд на 1 января 2015 года), или 21,2% от всех доходов государства.

В начале октября правительство объявило , что впервые в истории собирается потратить на покрытие бюджетных расходов часть Фонда национального благосостояния — Norges Bank Investment Management (NBIM). Это крупнейший государственный фонд, который оперирует активами рыночной стоимостью 7,35 трлн крон ($863 млрд). По прогнозу правительства, он получит 204 млрд крон нефтяных доходов в 2016 году, тогда как властям потребуется изъять из него 208 млрд крон, формируя дефицит в 4 млрд крон (около $450 млн).

Необходимость искать средства для покрытия дефицита в Фонде благосостояния уже вызвала критику со стороны противников сырьевой экономики. «Нефть перестала быть двигателем нашего роста, — заявила в начале октября министр финансов Сив Йенсен, лидер правоконсервативной Партии прогресса. — Поэтому перед нами стоит проблема реструктуризации, и лучшее, что мы сейчас сможем сделать, это направить усилия на поддержку частного сектора, более конкурентоспособного».

Эксперты полагают, что трансформация норвежской экономики будет проходить более плавным и естественным путем, нежели предлагают политики. «Мы делаем шаг от сырьевой экономики к капитализму, — заявил Financial Times экономист DNB Markets Эйстен Дерум. — С течением времени нефтяные доходы будут все менее и менее важны в сравнении с прибылью от финансовых активов».

Введение

Королевство Норвегия расположено в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова и большом количестве прилегающих мелких островов. Граничит со Швецией, на востоке -- с Финляндией и Россией. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norрrvegr -- «путь на север». Форма правления -- конституционная монархия, форма государственного устройства -- унитарная. Площадь страны $ 387 тыс. квадратных километров, население 4,3 млн. чел. Средняя плотность населения - 13,5 чел. На квадратный километр. Средняя продолжительность жизни: мужчин - 75 лет, женщин - 82 года (одна из самых высоких в мире). Экономика Норвегии является удачным примером синтеза свободного рынка и государственного регулирования. Правительство контролирует ключевые сферы экономики, в частности, нефтяной сектор. Хотя страна обладает и другими природными ресурсами (лесные ресурсы, минералы, гидроресурсы), нефтяной сектор обеспечивает 30 процентов поступлений средств в бюджет Норвегии. ВВП в 2010 году составил $ 276 млрд. Экономика Норвегии являет собой один из ярчайших примеров высокоорганизованного планомерного экономического развития в конце 20 века, в связи с чем, интересно проследить за ее важнейшими макроэкономическими показателями последних лет, а также проанализировать причины их изменений.

Демографическая ситуация и трудовые ресурсы Норвегии

Таблица 1

Численность населения Норвегии

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/population/data/database.

Таблица 2

Прирост населения Норвегии (в %)


Таблица 3

Доля населения Норвегии в мире


Таблица 4

Общая численность трудовых ресурсов Норвегии

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/labour_market/job_vacancies/database.


Таблица 5

Доля трудовых ресурсов Норвегии от общей численности населения


Анализирую вышеуказанные таблицы и графики динамики численности населения и трудовых ресурсов, а также изменение их удельных долей мы можем заключить, что в Норвегии происходит поступательное увеличение численности населения за последние годы. Общая численность населения составила 4920305 человек в 2011 году (таблица 1). Динамика прироста населения за последние годы находилась в интервале 0,73% - 1,28%. Причем имела устойчивый рост в с 2005 по 2009 годы, а с 2009 года стабилизировалась у отметки в 1,25% (график 2). Это один из ведущих показателей в Западной Европе, хотя относительно невысокий в общемировом сравнении. Удельная доля населения Норвегии в общемировом контексте составляет менее одного процента, она уменьшилась с уровня 0,708% в 2005 году до 0,703% в 2007 году, далее она сменила тенденцию на повышение и в 2011 году составила 0,706% (график 3). Общая численность трудовых ресурсов страны составила в 3159525 человек в 2011 году (таблица 4). Доля трудовых ресурсов в общей численности населения Норвегии также является достаточно высокой, имеющей восходящий тренд с 2005 по 2009 годы, и консолидацией в 2010-2011 годах на уровне 64,21% от общей численности (график 4). В то же время в Норвегии один из самых высоких уровней ожидаемой продолжительности жизни, равный 81,1 года. Также очень высокий уровень здравоохранения и образования. Норвегия занимает первое место по интегрированному индексу развития человеческого потенциала, с устойчивой тенденцией к его росту. Данные показатели являются яркими индикаторами успешного экономического и социального развития общества. И кроме того являются ключевыми факторами для дальнейшего экономического роста, увеличения количества рабочих мест и увеличения эффективности экономики страны.

Динамика и структура ВВП Норвегии. Международное сопоставление

Таблица 6

ВВП Норвегии в рыночных ценах (млрд $)

Источник: http://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&ctype=l&met_y=ny_gdp_mktp_kd_zg&hl=en&dl=en

Темп прироста ВВП Норвегии в Сравнении с темпом прироста ВМП (в %)


Таблица 8

Доля ВВП Норвегии в ВМП (в %)


Таблица 10

Отраслевая структура ВВП страны в (%)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/data/database

Отраслевая структура ВВП страны (в %)


норвегия население трудовой ресурс

Экономика Норвегии является удачным примером синтеза свободного рынка и государственного регулирования. ВВП Норвегии в последние годы имеет устойчивую возрастающую динамику, составив на конец 2011 года 377 миллиардов долларов на конец 2011 года (таблица 6). Прирост ВВП страны составлял 2,5% - 2,7% до 2007 года (график 7). Что является достаточно высоким показателем для западноевропейского региона. В 2008 году уровень ВВП не изменился по отношению к 2007 году а 2009 году уже наблюдался спад равный 1,7%, однако рост продолжился в 2010 году на уровне 0,7%. Данные события обусловлены общемировым экономическим кризисом, зародившимся в середине 2008 года. Однако уровень спада и быстро восстановленный рост, являются более сильным показателями, чем в среднем по западноевропейскому региону. Но в сравнении с общемировыми темпами роста, экономика Норвегии отстает, что характерно для большинства стран с развитой экономикой. Доля ВВП страны в ВМП снижалась с 0,54% в 2006 году до 0,47% в 2009году, в 2010 отметился рост до уровня 0,5% (график 8). Данное снижение связано в первую очередь с бурным ростом Новых индустриальных стран, приводящим к изменению в производственной структуре мира. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Норвегии возрастало с уровня 39,900 тыс. долларов США в 2005 году до 48000 тыс. долларов США в 2008 году (график 9). В 2009 году произошел ожидаемый спад до уровня в 41200 тыс. долларов США, с восстановившемся в 2010 году умеренным ростом, менее интенсивным, чем в докризисный период. По номинальному ВВП на душу населения Норвегия занимает второе место в мире по оценке Международного валютного Фонда, четвертое место в соответствии с данными Всемирного банка и четвертое место по данным ЦРУ. Высокий уровень ВВП на душу населения вместе с высоким уровнем ожидаемой продолжительности жизни, уровнем здравоохранения и образования, обеспечивают Норвегии высочайший уровень индекса развития человеческого потенциала. В 2011 году он составил 0,943; для сравнения уровень очень высокого значения индекса находится на отметке 0,889; средний уровень по ОСР составляет 0,873 и 0,682 в целом по миру. Отраслевой структуре ВВП страны характерный признаки Постиндустриального общества с ежегодно возрастающей долей услуг различного рода. Торговля, транспорт и услуги связи в 2010 году составили - 15,1% (таблица 10); предпринимательская деятельность и финансовые услуги - 19,6%; Прочие услуги - 22,6%.Доля строительства устойчиво находилось на отметке в 4,4% до 2006 года, и в дальнейшем повысилась до 4,8 что связанно с обновлением основных фондов добывающей промышленности(график 10). Доля аграрного сектора, охоты и рыболовства, составила 1,6% в 2010 году. Промышленность и энергетика имели высокий уровень волотильности в последние годы, что в первую очередь связано с изменчивой динамикой цен на энергоносители. Однако долгосрочный тренд имеет тенденцию к снижению удельной доли данного сектора в экономике страны. Топливно - энергетический комплекс Норвегии заслуживает особого внимания. ТЭК является лидирующим комплексом страны. ТЭК страны является одним из мировых лидеров в строительстве новейших электростанций и энергосистем на возобновляемых источниках энергоресурсов. Около 60% электроэнергии генерируется гидроэлектростанциями, при этом Норвегия является лидером по добыче углеводородов в Европе, образующих львиную долю экспорта. Политика Норвегии в этом отношении такова: «Углеводороды -- достояние нации», данная отрасль имеет высокое налогообложение. Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Стратегические планы развития нефтегазовой промышленности и всего ТЭКа страны все более зависят от трех крупнейших нефтегазовых компаний), отражающих три формы собственности: государственную - “Статойл”, смешанную (51% у государства “Норск Гидро”), и частную - “Сага Петролиум”. “Норск Гидро” является одной из старейших компаний страны, образованной в год получения Норвегией государственности (1905). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15 % потребностей стран Евросоюза в нефти и газе. С другой стороны, такая зависимость норвежской экономики от нефтегазового экспорта является ее уязвимой стороной, подверженной рискам высокой волотильности данного рынка. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 г. нефтегазовый сектор составил 23 % ВВП и принёс 32 % всех доходов(223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нём прямо занято более 74 тыс. чел., 3 % всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс. По данным Норвежского нефтяного директората, общие доказанные запасы континентального шельфа страны составляют 18,3 млрд кубических метров. Чего при нынешнем объеме добычи достаточно на более чем 35 лет. Кроме того за счет диверсификации производства и опережающему росту других отраслей доля ТЭК комплекса в экономике снижается, даже не смотря на увеличение объемов добычи углеводородов (график 10).

Государственный долг. Инфляция. Глобальная конкурентоспособность

Таблица 11

Государственный долг Норвегии (в % от ВВП)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/government_finance_statistics/data/database


Таблица 12

Индекс потребительских цен в Норвегии (база 2005 год)

Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/hicp/data/database

Таблица 13

Уровень инфляции в Норвегии

Норвегия обладает вторым по величине ВВП на душу населения (после Люксембурга), а третьим по величине ВВП на душу населения в мире. Норвегия сохранила первое место в мире по уровню развития человеческого потенциала, в течение шести лет подряд (2001-2006 гг.). Однако, в 2007 году Исландия очень незначительно опередила Норвегию, сместив ее с первого места. Уровень жизни в Норвегии на 30% выше, чем в Соединенных Штатах и на 25% выше, чем в Соединенном Королевстве.

Норвежская экономика является примером смешанной экономики, где сочетается рыночная активность и большая доля государственной собственности. Правительство контролирует ключевые области, такие, как нефтяной сектор, производство гидроэлектрической энергии, производство алюминия, крупнейший норвежский банк и телекоммуникационные услуги. Правительство контролирует 31% частных компаний.

Механизмы контроля за нефтяными ресурсами представляют собой сочетание государственной собственности в крупных компаниях по разработке норвежских месторождений, и полностью государственных.

Страна богата природными ресурсами, включая нефть, гидроэнергия, рыбы, леса и полезных ископаемых. Норвегия получила один из самых высоких уровней жизни в мире, в частности, имеющие большое количество природных ресурсов, по сравнению с размером населения. Доходы от эксплуатации природных ресурсов включают значительный вклад нефтяного производства и существенный и хорошо управляемые доходов, связанных с этим сектором. Норвегия также имеет очень низкий уровень безработицы, который в настоящее время ниже 2% (август 2007 года). Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

В 2006 году около 60% нефти и газа экспортируется. Только Россия и члены ОПЕК Саудовской Аравии экспортируют нефти больше, чем Норвегия, которая не является членом ОПЕК. Для снижения чрезмерной зависимости экономики от нефтяных денег, неопределенность от нефтяных доходов неустойчивости, и сэкономить деньги для будущих поколений, норвежское государство начало в 1995 году откладывать доходы от нефтедобычи в Суверенный богатства фонда. Это также снижает бума и спада цикла, связанные с производством сырья и маргинализации ненефтяные отрасли.

В силу своего размера этого фонда инвестируются в развитых финансовых рынков за пределами Норвегии. Бюджетные правила заключаются в том, чтобы тратить не более 4% от фонда каждый год. В январе 2006 года фонд был на $200. В течение первой половины 2007 года, пенсионный фонд стал крупнейшим фондом в Европе, на общую сумму около $300 млрд, что эквивалентно более чем $62 тыс. на душу населения. Это означает, что норвежское государство сбережений равен 100% норвежского ВВП. Летом 2007 Норвегия имеет большой резерв капитала на душу населения в любой стране. Прогнозы указывают на то, что норвежский пенсионный фонд установлен станет крупнейшим оборотных средств во всем мире. Он является вторым по величине государственным суверенного богатства фонда в мире, второй только для суверенных богатства фонд Абу-Даби. Осторожным оценкам сказать, что этот фонд может достичь $800-900 млрд. к 2017 году. Другие на основе природных ресурсов, экономики пытаются извлечь из Норвегии в создании аналогичных фондов. Инвестиционный выбор из норвежского фонда, руководствуясь этическими принципами, например, предотвращение фонда от инвестирования в компании, которые производят частей для ядерного оружия и т.д. открытость в отношении инвестиционных решений имеет высокую оценку со стороны международного сообщества.

В будущем размер средств фонда, безусловно, тесно связаны с нефтяных цен, а также тенденции на международных финансовых рынках, в которых фонд может быть инвестированы. При средней цене на нефть в 100 долларов США за баррель, состояние бюджета на 2008 год, как ожидается, достигнет 80 миллиардов долларов.

Статистические показатели Норвегии
(по состоянию на 2012 год)

Референдумы в 1972 и 1994 годах показали, что норвежский народ желает оставаться за пределами Европейского союза. Тем не менее, Норвегия, а также Исландия и Лихтенштейн, участвует в Европейском союзе единого рынка с помощью Европейской экономической зоны соглашения. ЕАОС Договор между странами Европейского союза и ЕАСТ - перенесены в норвежское законодательство - описывает процедуры осуществления нормами Европейского союза в Норвегии и других стран ЕАСТ. Это делает Норвегия высоко комплексных член большинстве секторов внутреннего рынка ЕС. Однако в некоторых секторах, таких как сельское хозяйство, нефть и рыба, не полностью охвачены ЕЭП Договора. Норвегия также присоединилась к Шенгенскому соглашению и ряду других межправительственных соглашений между государствами-членами ЕС.

Национальной валютой является норвежская крона.

Отрасли экономики Норвегии

В области черной металлургии Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии – на производстве алюминия, никеля, меди и цинка. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. К числу основных металлургических компаний относятся «Ношк Гидро», «Элкем», «Фесиль».

Химическая промышленность Норвегии располагает значительными по масштабам страны мощностями по производству широкой гаммы химических и нефтехимических продуктов. Это позволяет ей экспортировать азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает ведущие позиции не только в Европе, но и в мире. Наиболее крупные компании этой отрасли промышленности – «Ношк Гидро», «Дино Индустриер», «Ютун» . Концерн «Никомед» специализируется на разработке и выпуске контрастирующих веществ для рентгенодиагностики. Горнодобывающая отрасль. Ее основной продукцией являются руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин.

Целлюлозно-бумажная промышленность. Ее основу составляют дешевая энергия, получаемая на базе использования гидроресурсов, и значительные запасы сырья. Норвежские компании, к наиболее крупным из которых относятся «Ношке Скут», «Боррегорд», «Петерсон», производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и многое другое.

Машиностроение. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции норвежские фирмы осуществляют свою деятельность на основе глубоких кооперационных связей с компаниями других стран. Крупнейшим норвежским машиностроительным концерном является «Квернер» . Этот же концерн является крупнейшей судостроительной компанией в Европе,имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того, «Квернеру» принадлежат 65% акций Выборгского судостроительного завода в Ленинградской области.

К важнейшим отраслям норвежского машиностроения относятся производство оборудования для освоения шельфа, судостроение, прежде всего строительство рыболовных траулеров, производство разнообразного судового оборудования, в частности, морской электроники, рыбопромыслового оборудования.

Рыбное хозяйство. В его состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется. Торговый флот и судоходство. Доля судоходства в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%.По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами, страна занимает 4 место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.

Сельскохозяйственное производство является высокоразвитым и ориентировано, прежде всего, на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребности населения страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу климатических особенностей производство зерновых лишь на 40% покрывает потребности внутреннего рынка. В то же время, значительная часть овощей и фруктов, несмотря на сложные условия северной страны, выращивается норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в последние годы во все возрастающих объемах экспортирует, например, черешню и клубнику в страны Западной Европы.

Нефтегазовая промышленность Норвегии

По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970 году.

Политика Норвегии в отношении её нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью - здесь на деле была реализована провозглашённая с самого начала концепция «Углеводороды - достояние нации». Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962 год).

В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах. В 1965 году Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 года было открыто первое большое месторождение. В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления о роли государства в экономике.

В 1970 году был создан специальный правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью. В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который в 1978 году был выделен в отдельное Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной энергетической политики. Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil. Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.

Освоение норвежского шельфа проводилось консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50 %. Налогообложение нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился ещё один налог - на выбросы углекислого газа.

Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 году внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005 году у Норвегии уже не было внешнего долга.

В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности - прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.

В 1990 году в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд. В 1999 году государство снизило пакет акций в Norsk Hydro до 44 %. В 2001 году началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в нефти и газе.

К 2007 году было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию России на европейском рынке. По оценкам учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.

По данным Норвежского нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился еще на 5,2 млрд куб. м. При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником - гидроэнергией. У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов (223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

Рынок труда Норвегии

Достижение высокого уровня занятости стало приоритетной задачей политики послевоенной Норвегии. Освоение нефтяных месторождений в Северном море в 1970-е гг., а также активная политика в области рынка труда привели к значительно более низкому уровню безработицы в Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Однако, начиная с 1980-х гг., глобализация экономики приблизила Норвегию к мировым экономическим тенденциям, таким образом уровень безработицы в данный момент отражает изменения на международном уровне. В 2002 году количество безработных достигло 3,9 от общего числа трудоспособного населения.

Сеть государственных центров занятости на уровне губерний и муниципалитетов является одним из наиболее важных инструментов в политике Норвегии в области рынка труда. Государственные власти приняли обширные меры по увеличению занятости, такие как финансовая помощь компаниям, нанимающим новых сотрудников, учебу и программы по определению на работу, а также специальные меры для граждан с узкой специальностью.

В период между Первой и Второй Мировыми войнами Норвегия, как и другие страны Европы, была подвержена массовой безработице. Наибольшие показатели были зарегистрированы в 1933 году, когда треть трудоспособного населения была безработной. Во время послевоенного восстановления в Норвегии была выбрана новая экономическая политика, которая предусматривала стремление к полной занятости всего трудоспособного населения. С тех пор это решение поддерживается различными правительствами страны.

Нефтяная промышленность в Северном море обеспечила Норвегию большим количеством рабочих мест. Тем не менее, в начале 1980-х годов уровень безработицы все же начал расти. Проблемы, связанные с чрезмерно быстрым темпом развития как норвежской, так и мировой экономики привели к новому, более серьезному росту безработицы в 1987-88 годах.

В последние годы число занятого населения составило 2,0 – 2,1 млн. человек. Число работающих женщин резко выросло в 80-х гг. и с тех пор остается высоким. В Норвегии существует также большое количество людей, работающих неполный рабочий день. Немногим меньше половины всех женщин и около 10% всех мужчин работают менее 36 часов в неделю.

Источник - http://www.norvegia.ru/

Северная страна Норвегия известна своим высоким уровнем жизни. Страна относительно легко переживает мировой финансовый кризис, и экономика показывает устойчивость и положительную динамику. Чем отличается экономика Норвегии от других европейских стран? Расскажем об особенностях норвежской экономики, ее структуре, перспективах.

География Норвегии

Экономика Норвегии в некотором смысле обусловлена географическим положением страны. Государство расположилось в западной части Скандинавского полуострова, в Северной Европе. Оно сильно зависит от морей, которыми омывается. Береговая линия страны составляет 25 тысяч километров. Норвегия имеет выходы к трем морям: Баренцеву, Норвежскому и Северному. Страна граничит со Швецией, Россией и Финляндией. Основная часть расположена на материковой земле, но к ее территории также относится огромная (50 тысяч) островная сеть, часть из них необитаема. Береговая линия Норвегии изрезана живописными фьордами. Рельеф основной части страны в основном горный. С севера на юг протянулась горная гряда, которая местами чередуется с возвышенными плато и глубокими долинами, покрытыми густыми лесами. Север страны занят арктической тундрой. На юге и в центре расположено благоприятное для сельского хозяйства плато. Страна очень богата пресными водами, здесь находятся около 150 тысяч озер и немало рек, самой крупной из них является Гломма. Норвегия не очень богата разнообразными полезными ископаемыми, но у нее есть серьезные запасы газа, нефти, нескольких руд, меди, свинца.

Климат и экология

Норвегия находится в зоне влияния теплого течения Гольфстрим и это делает местный климат более мягким, чем у находящихся на той же широте Аляске и Крайней Сибири. Но все же климат страны не особо комфортен для жизни. Западная часть страны находится во власти теплых течений и здесь царит умеренный с мягкой зимой и недлинным теплым летом. Здесь ежегодно выпадает большое количество осадков. В июле-августе здесь воздух прогревается до 18 градусов тепла, а зимой не опускается ниже двух градусов мороза. Центральная часть относится к зоне умеренного континентального климата с холодной зимой и непродолжительным теплым, но не жарким летом. Зимой здесь температура в среднем составляет 10 градусов мороза, а летом воздух прогревается до 15 градусов тепла. страны характеризуется субарктическим климатом, с долгой, суровой зимой и коротким холодным летом. Зимой в среднем градусник показывает минус 20 градусов, а летом термометр поднимается до отметки в 10 градусов тепла. На Севере наблюдается атмосферное явление - северное сияние.

В целом экономика Норвегии, кратко может быть описана экологичная. Здесь придается огромное внимание сохранению первозданности природы. Хотя промысел рыбы и добыча нефти наносят природе определенный вред, и с этим пока Норвегия не может справиться. Тем не менее здесь очень чистый воздух и вода, промышленные предприятия работают по высоким стандартам безопасности, которые считаются одними из самых высоких в мире. Рост туристического потока также представляет определенную угрозу экологии страны и эта проблема пока тоже не нашла своего решения.

История развития экономики

До 9 века Норвегия была страной завоевателей. Викинги наводили ужас на всю Европу, добираясь вплоть до берегов Турции. Основной доход жителей страны заключался во взимании дани с завоеванных земель. В 9-11 веках огромные земли, принадлежащие норвежскому королю, проходили путь реформирования, в регион несколько раз пытается проникнуть христианство, идет борьба между отдельными областями, происходят волнения народа. Экономика испытывает серьезные изменения. Территории, облагаемые налогами, постепенно сокращаются, необходимы были новые формы хозяйствования. В 1184 году к власти приходит бывший священник Сверрир, он наносит мощный удар по духовенству и аристократии и вводит новые принципы существования государства - демократические. Несколько следующих поколений монархов занимались централизацией страны и урегулированием политических распрей. В конце 13 века Норвегия переживает значительный кризис земледелия, который связан с эпидемией чумы. Это приводит к сильному ослаблению государства. С 14 века Норвегия переживает длительный период зависимости от скандинавских государств. Это не могло положительно сказываться на развитии экономики. Страна все больше превращается в периферийное государство со слабой экономикой. В середине 17 века страна переживает серьезный экономический взлет, обусловленный распадом Ганзейского союза. Европа начинает активно потреблять норвежское сырье: лес, руду, корабли. Происходит взрывной рост промышленности. Но страна оставалась частью Швеции. В начале 19 века Норвегия под предводительством Христиана-Фридриха смогли отстоять свои права на независимость. Но ненадолго. Швеция не желала расставаться с этими территориями. И весь 19 век шла борьба за отстаивание прав норвежского народа на собственное правительство и законодательство. Параллельно идет рост промышленного производства, что становится платформой для появления состоятельного класса, который не желал оставаться под управлением Швеции. В 1905 году стране удалось избавиться от влияния Швеции, к власти пришел датский принц. В годы Первой мировой войны государство придерживается нейтралитета, это позволяет Норвегии значительно улучшить показатели своей экономики. Но мировой экономический кризис конца 20-начала 30-х годов не миновал страну. В начале Второй мировой войны Норвегия вновь решила остаться нейтральной, но Германия не обратила на это внимания и захватила страну. Послевоенные годы стали становлением государства с новой экономикой. Здесь в большей степени, чем в других европейских государствах, применяются методы справедливого распределения доходов. В это время общая характеристика экономики Норвегии может описываться двумя словами: справедливость и демократия. Страна дважды отказалась от вступления в Евросоюз, хотя поддерживает процессы интеграции и Шенгенское соглашение.

Население Норвегии

Численность жителей страны немногим превышает 5 миллионов. Плотность населения составляет всего 16 человек на кв. км. Основное население сосредоточено на востоке страны, густо заселена прибрежная зона вокруг Осло, а также на юге и западе страны. Северная и центральная части почти пустуют, а часть островов и вовсе необитаемы. Экономика Норвегии сегодня предоставляет высокую занятость населения. Около 75 % населения имеют работу. 88 % жителей страны с высшим образованием не имеют трудностей с трудоустройством, это самый лучший показатель в Европе. Это свидетельствует о том, что экономика страны развита на очень высоком уровне. О высоком качестве жизни говорит и растущая продолжительность жизни норвежцев, она составляет в среднем 82 года.

Политическое устройство

Норвегия по своему политическому строю является конституционной монархией. Главой исполнительной ветви власти и официальным главой государств является король. Законодательной властью ведает Король имеет формально достаточно большой список обязанностей и прав. Он назначает и увольняет премьер-министра, утверждает законы, ведает войной и миром, возглавляет верховный суд. Но практически всеми основными вопросами руководства страной занимается правительство с премьер-министром во главе. Исполнительной власти принадлежит право осуществлять государственное регулирование экономики Норвегии, она занимается контролем над работой государственного сектора экономики, который является высокодоходной сферой экономики, а также контролирует деятельность нефтедобывающей отрасли. Страна делится на 20 районов, называемых фюльке, губернаторов которых назначает король. Фюльке объединяют коммуны. В стране действует и постоянно появляются новые политические движения и партии, стремящиеся пройти в парламент. В политической и административной жизни страны активное участие принимают профсоюзы, которые имеют большой авторитет.

Общая характеристика экономики Норвегии

В Европе существует несколько стран, которые успешно преодолевают финансовый кризис и находят возможности роста, одна из них - Норвегия. Экономика страны, конечно, испытывает кризисные влияния, но все же смотрится на фоне других государств неплохо. Страна находится на четвертом месте в мире по ВВП на душу населения. Сегодня государство показывает умеренный рост, который связан преимущественно с возрастающим потреблением в государственном секторе. Немного растет экспорт товаров народного потребления и повышается потребительская активность домохозяйств. Эти процессы не являются радикально положительными, но на фоне ситуации в Европе, у норвежцев есть поводы для оптимизма. Государство вынуждено тратить немало средств и усилий на поддержание заданного высокого стандарта жизни. И оно вкладывает много средств в научно-исследовательскую и инновационную сферы производства, ищет поиски диверсификации экономики и снижения все еще достаточно высокой зависимости экономики от нефтедобывающей отрасли. В целом экономика Норвегии строится по скандинавской модели «Страны всеобщего благосостояния» и довольно успешно идет по этому пути, хотя и не без трудностей.

Структура

Доминантная экономическая модель Норвегии привела к тому, что складывается специфический расклад производственных сил. Структура экономики Норвегии показывает гармоничный баланс между рыночными механизмами и гос.регулированием. В стране значительную часть экономики занимает общественный сектор. Государство около 3 % ВВП инвестирует в развитие науки и технологий. Экспортоориентированная модель экономики приводит к тому, что объем экспорта превышает импорт. 38% ВВП страны приходится на экспорт, из них больше половины приходится на газ и нефть. Правительство работает над снижением этих показателей и успехи есть, хотя и небольшие, в год удается снизить вес экспорта на 0,1 % ВВП.

Внешнеэкономическая деятельность страны

Норвегия активно сотрудничает со многими странами в плане обмена товарами, сырьем и технологиями. Внешняя экономика Норвегии в первую очередь связана со странами Евросоюза, а также с Китаем и некоторыми странами Азии. Государство является крупным энергопоставщиком Европы. Газ и нефть поставляются во Францию, Германию, Нидерланды, Швецию, Великобританию. Также Норвегия продает за рубеж оборудование, химикаты, целлюлозу и изделия из бумаги, текстиль. Ввозится в страну продукция легкой и пищевой промышленности, сельхозпродукция, транспортные средства. Структура экономики Норвегии зависит от продажи энергоносителей за рубеж, правительство на протяжении последних 10 лет ведет борьбу с этим явлением, но процесс диверсификации идет медленно.

Добывающая промышленность

Нефтяные месторождения Норвегии начали разрабатываться относительно недавно, с 1970 года. За это время страна уверенно вошла в число крупнейших экспортеров этого энергоносителя мира. С одной стороны, нефть - это несомненное благо для страны, она позволяет государству не зависеть от внешних цен на углеводороды. Но за 40 лет активной добычи экономика впала в сильную зависимость и ценовые колебания на нефтяном рынке стали приводить к отрицательным последствиям. Сегодня в мире есть несколько стран с основательной зависимостью от положения на сырьевом рынке, и одна из них - Норвегия. Сектора экономики добывающей отрасли составляют почти половину производства страны. Сегодня в условиях кризиса в нефтяной отрасли заставляют страну интенсивнее заниматься развитием других отраслей экономики.

Сферы производства

Кроме энергетики и добычи углеводородов, у Норвегии есть и другие серьезные Экономика Норвегии, кратко может быть описана, как традиционная с элементами инноваций. Страна развивает те отрасли, в которых она была сильна исторически. В частности, ее кораблестроение всегда было сильным и передовым. Сегодня судостроение приносит около 1 % ВВП страны. Норвежские верфи собирают суда для компаний, транспортирующих нефть, а также для грузовых и пассажирских перевозок. Еще одна важная отрасль страны - это металлургия. Экономика Норвегии постоянно стимулирует производство ферросплавов, однако отрасль переживает кризис и ей оказывается государственная помощь. Металлургия приносит около 0,2 % ВВП. Лесная и целлюлозно-бумажная промышленности - также традиционная для Норвегии сфера производства. Важными сферами занятости норвежцев являются рыболовство и ведение сельского хозяйства. Кроме старается развивать инновационные, наукоемкие отрасли. Это сфера космонавтики, страна производит разнообразный ассортимент комплектующих и оборудования для спутников. Развивается сфера компьютерных технологий, строительства, образования.

Туристическая отрасль

Сегодня экономика Норвегии, промышленость в которой играет важнейшую роль, активно развивает еще один ресурс - это туризм. Эта отрасль приносит чуть более 5% ВВП и дает рабочие места 150 тысячам человек. Государство ежегодно выбирает одну страну, в которой проводится в течение года серьезная рекламная кампания по повышению осведомленности туристов об особенностях отдыха в Норвегии. Привлечение туристов в северные районы страны позволяет развивать инфраструктуру этого региона и обеспечивает работой местных жителей, которым трудно трудоустроиться в этом необжитом уголке государства.

Сфера быта и сервиса

Все развитые страны идут по пути увеличения доли сервисной деятельности и услуг в структуре производства, не стала исключением и Норвегия. Экономика страны все больше становится сервисной. Высокое качество жизни приводит к тому, что люди в обыденной жизни все меньше занимаются бытом, отдавая заботы на откуп профессионалов. Общественное питание, клининговые компании, ремонт, строительство, обслуживание техники, эстетические услуги, здравоохранение, образование и досуг - эти отрасли являются самыми перспективными нишами развития в Норвегии. Данные сферы производства не контролируются государством и в максимальной степени осваиваются малыми частными компаниями.

Рынок труда

Стремясь поддерживать высокое качество жизни и двигаясь к «всеобщему благосостоянию», экономика Норвегии, рынок труда в которой являются важным элементом, ежегодно увеличивает количество рабочих мест. Существуют специальные государственные программы, направленные на создание малых предприятий и дополнительных мест для трудоустройства. При этом страна заботится о том, чтобы как можно больше людей получало образование, чтобы способствовать инновационному развитию страны. Норвегия сегодня имеет наименьшие в Европе показатели по безработице (5 %) и продолжает их снижать.

Экономика в цифрах

Самые свежие сведения об экономике в Норвегии показывают, что она стабильно, хотя и медленно, растет, на 2,5 % в год. ВВП на душу населения составляет чуть больше 89 тысяч долларов США. Уровень инфляции составляет 4%, а ключевая ставка держится на цифре 0,5 %. Золотой запас страны составляет 36 тонн. Государственный долг - 31,2 %.

Перспективы развития

Сегодня экономика Норвегии - одна из самых стабильных в Европе. Государство стремится к справедливому распределению доходов от продажи углеводородов и развивает социальную сферу и промышленность. Несмотря на финансовый кризис в мире, экономика Норвегии и ее перспективы выглядят довольно оптимистично. Государство неуклонно снижает зависимость от цен на нефть, развивает инновационные сферы производства, удерживает высокий уровень жизни, активно сопротивляется миграционному давлению, охватившему Европу. Норвегия - один из лидеров региона по производству возобновляемой энергии. Гидроэлектростанции, использование энергии Солнца и ветра, позволяет стране наращивать экспорт электричества в близлежащие страны. развитие инновационных отраслей, рост туристической привлекательности - вот залог экономического успеха Норвегии.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Атаман Валерий Валериевич. Особенности экономического развития современной Норвегии: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2004 184 c. РГБ ОД, 61:04-8/5090

Введение

Глава 1. Современная структура экономики Норвегии 10

1.1 Особенности отраслевой структуры экономики 10

1.2 Общая характеристика сельского хозяйства и рыбной отрасли 21

1.3 Характеристика промышленных отраслей: основные сдвиги в 90-е гг. XX столетия и начале XXI века 34

1.4 Развитие сферы услуг 52

Глава 2. Особенности экономической политики государства в современных условиях 66

2.1 Трансформация государственной экономической политики 66

2.2 Роль государственного регулирования в развитии экономики 81

2.3 Воздействие государства на развитие топливно-энергетического комплекса 100

Глава 3. Особенности развития внешнеэкономических связей Норвегии 122

3.1 Внешнеэкономические связи Норвегии со странами Европейского союза и другими промышленно-развитыми странами 122

3.2 Внешнеэкономические связи Норвегии с Российской Федерацией и перспективы их развития 146

Заключение 169

Список литературы 175

Приложения 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Экономическое развитие любой страны мира обусловлено взаимодействием определенных факторов. Несмотря на то, что современные знания об этом процессе обширны, они нуждаются в постоянном дополнении и обновлении из-за того, что в современном мире усиливаются процессы интеграции, интернационализации и глобализации и соответственно изменяются национальные экономики и их роль в мировом хозяйстве. В условиях меняющейся экономической действительности важное значение приобретают глубокий и последовательный анализ опыта экономической деятельности различных стран мира, исследование причин расцвета или краха той или иной экономической политики, изучение особенностей развития каждой отдельной страны и ее регионов, проблем, с которыми они сталкиваются. Это справедливо и для Норвегии, опыт решения отдельных проблем в которой, например, в области государственного регулирования некоторых важных отраслей, прежде всего нефтегазодобывающей и рыбной, имеет большую значимость для Российской Федерации.

Актуальность работы усиливается малоизученностью экономики Норвегии 90-х гг. XX столетия и начала XXI века. В этот период в ее развитии произошли существенные изменения. Восполнение этого пробела и в плане теоретического обобщения особенностей экономических и производственных процессов, происходящих в данной стране, позволит внести определенный вклад в современную экономическую науку.

Экономическая политика королевства Норвегия определяется жесткой зависимостью от внешних рынков и основывается на узкой экспортной специализации в определенных сферах экономики. Основной статьей экспортных доходов и важнейшей отраслью современной норвежской экономики является нефтегазодобывающая промышленность, хотя в недавнем прошлом это был рыбный промысел, переработка и экспорт морепродуктов. Концентрация экономики государства на одном

сравнительном преимуществе несет в себе определенные риски, в частности, экономика Норвегии в силу монотоварности слишком зависима от двух статей экспорта - нефти и морепродуктов и, соответственно, от мировых цен на них, то есть ее развитие во многом подвержено влиянию негативных внешних тенденций.

Норвегия вступила на путь освоения нефтяных и газовых богатств немногим более сорока лет назад и за этот период времени была создана современная нефтегазодобывающая и перерабатывающая индустрия, ставшая базой национальной экономики. Норвегия создала эффективную модель государственного регулирования нефтяной промышленности, где основными составляющими являются законодательная база, система административного лицензирования, специального налогообложения, а также непосредственное государственное предпринимательство. Эта модель позволила государству обеспечить и сохранить контроль над нефтегазовой промышленностью, которая оказалась под пристальным вниманием транснациональных корпораций. Особого внимания заслуживает такой механизм регулирования как «Нефтяной фонд» Норвегии, выполняющий роль финансового и социального стабилизатора в долгосрочной перспективе. Весьма интересен опыт рационального отношения Норвегии к рыбному промыслу и искусственному разведению марикультур, что обеспечивает стране устойчивые доходы.

Для России исследование особенностей развития норвежской экономической системы актуально, поскольку позволяет адаптировать положительный опыт в организации и управлении важнейшими отраслями народного хозяйства, наладить выгодное сотрудничество в торгово-экономической сфере.

Объектом исследования выступает экономика современной Норвегии, рассматривающаяся как большая система, в ее движении и трансформации

Предметом исследования являются особенности экономического развития Норвегии в 90-е гг. XX столетия и начале XXI века. Особое

внимание уделяется новым явлениям и процессам, происходящим внутри норвежской экономики, системе государственного регулирования экономики.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить
особенности экономического развития современной Норвегии, включая
» вопросы отраслевого, регионального и производственного характера и

факторы, под влиянием которых они формируются.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

изучить особенности отраслевой и воспроизводственной структуры современной экономики Норвегии;

исследовать систему государственного регулирования в экономике Норвегии как фактор экономического развития страны и инструмент экономической политики;

проанализировать особенности реформирования норвежской нефтяной промышленности, своеобразие этого процесса;

изучить и обобщить особенности реформирование энергетического комплекса Норвегии;

исследовать основные направления внешнеэкономической деятельности Норвегии, выявить позитивные и негативные аспекты внешнеэкономических связей;

выявить причины занимаемой Норвегией позиции в отношении интеграционных процессов в Европе и присоединения к ЕС;

проанализировать и спрогнозировать развитие внешнеэкономических связей Норвегии и России.

Методологическая основа работы - общие положения современной экономической теории, теории мировой экономики и международных экономических отношений, а также единство логического и исторического подходов к анализу социально-экономических явлений и процессов.

Теоретической базой диссертации послужили труды норвежских и российских ученых, а также специалистов, исследовавших вопросы экономики Норвегии. Среди иностранных авторов необходимо выделить известных ученых Д. Мозеса, Д. Ратсо, О. Нуренга, С. Андерсена, Т. Хансена и других. Из отечественных ученых особенно полезны были труды Белобородова И.Н., Волкова A.M., Воробьевой О.Г., Лунькова Н.М., Крупорницкой И.А. и ряда других. Однако в большинстве работ исследуются отдельные отрасли экономики, либо проблемы, которые носят прикладной характер. Комплексного исследования современной норвежской экономической системы за последние 20 лет в отечественной науке не проводилось.

В качестве базовых источников информации использовались данные отчетов Национального статистического бюро Норвегии, отчеты норвежских министерств, материалы и отчеты, опубликованные крупнейшими норвежскими корпорациями «Статойл» и «Норск Гидро», информация Госкомстата России, а также международных экономических организаций Мирового банка, Совета ОЭСР и ЮНКТАД.

Научная новизна работы определяется тем, что это первая попытка комплексного и целостного исследования развития экономики современной Норвегии. Материал, содержащийся в исследовании, вводит в научный оборот новую политическую, экономическую и социальную информацию, позволяющую выявить специфические особенности экономики Норвегии, ее основные характеристики и проблемы, оценить возможности для ее дальнейшего роста, а также определить возможные пути развития в среднесрочной перспективе.

Исследованы принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем развития Норвегии и выявлена определенная «ущербность» экономической системы страны, в силу неразвитости некоторых важных секторов экономики и гипертрофированного развития других, преимущественно сырьевых отраслей

(нефть, рыболовство). Вместе с тем доказано, что Норвегия не страдает «голландской» болезнью, а ее экономика может быть классифицирована как инновационная. Обоснована объективная необходимость для Норвегии значительной роли государственного регулирования, поскольку ее экономика жестко зависит от внешних факторов, а следовательно, подвержена воздействию внешнеэкономических рисков, нейтрализовать которые и пытается государственная система регулирования.

Анализ особенностей становления и развития нефтяной промышленности за период с 1962 по 2004 годы доказал, что механизм организации нефтегазового комплекса как главной конструкции всей современной экономики страны весьма рационален, а опыт в данной сфере представляет интерес для топливно-энергетического комплекса России. Кроме этого, выявлены специфические подходы к реформированию энергетического комплекса Норвегии, его регулированию, обеспечивающие рост и развитие всей экономики.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

выявлены специфические внешние и внутренние факторы и исследовано их влияние на динамичный рост экономики;

проанализированы и сформулированы основные особенности экономической стратегии Норвегии, базирующиеся на специализации в конкретных отраслях экономики, ориентированных на экспорт;

исследовано влияние регулирующих функций государства на норвежскую экономику, сформулированы отличительные черты государственного регулирования как специфического явления;

обобщены и оценены основные результаты экономических реформ, проведенных в Норвегии;

установлено влияние Европейского союза на экономическое развитие Норвегии и определены его конкретные механизмы и сферы;

выявлены объективные и субъективные экономические, социальные и политические факторы, побудившие Норвегию отказаться от вступления в ЕС;

спрогнозированы основные направления развития внешнеэкономических связей как традиционных для страны, так и новых, в том числе с РФ, доказана их перспективность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы исследователями, изучающими Северные страны, а также в качестве пособия при анализе внешнеэкономических отношений отдельных стран. Выводы, предлагаемые в работе, могут использоваться при сравнительной оценке внешнеэкономической деятельности отдельных европейских государств в период глобализации.

Предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при разработке стратегии развития внешнеэкономических связей РФ и Норвегии и конкретных мероприятий по индустриализации российского экспорта и увеличению его объемов. Выводы, сделанные на основе опыта Норвегии в области государственного регулирования экономики, могут быть полезны для соответствующих органов государственного управления России, и, прежде всего Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ и Министерства финансов РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных Плехановских чтениях «Особенности экономического развития стран Северного Совета» (Москва, 12 декабря 2001 года, Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова). Материалы диссертации используются в учебном процессе РЭА им. Г.В. Плеханова при преподавании следующих дисциплин «Мировая экономика», «Внешнеэкономическая деятельность», «Экономика стран Северного Совета». По теме диссертации опубликованы 5 работ, общим объемом 11,95 п.л.

Логика и структура диссертации. Поставленные цели и задачи предопределили логику изложения и структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений. Работа изложена на 180 страницах машинописного текста, включает 10 таблиц и 2 рисунка. Список использованной литературы включает 95 наименований на русском, английском, норвежском и немецком языках.

Особенности отраслевой структуры экономики

Норвегия относится к числу малых промышленно развитых стран. Узость внутреннего рынка, исторически сложившаяся отраслевая структура предопределяют ее широкое участие в международном разделении труда на базе специализации. Это привело, в частности, к тому, что, насчитывая менее 0,2% населения и производя 0,5% промышленной продукции развитых стран, доля Норвегии в мировом экспорте этих стран превышает 1%.

Для того чтобы полноценно оценить экономическое развитие Норвегии, ее экономические успехи и проблемы, необходимо обратиться к истории этого государства. Очень важно понять, как и когда были заложены основы современной отраслевой структуры экономики страны, какие факторы влияли на ее формирование. Ведь за последние 60 лет Норвегия прошла в экономическом отношении огромный путь от государства, «лежащего в руинах» после второй мировой войны до одной из самых богатых стран мира.

Восстановление экономики страны после Второй мировой войны было затруднено из-за того, что большая часть средств производства была уничтожена немцами либо совершенно изношена. Было полностью разрушено около 20 тыс. домов, уничтожена инфраструктура экономики (дороги, мосты, электростанции) и большая часть торгового флота. Особенно пострадали провинции Финмарк и Северный Тромс, где Германия для препятствия советскому наступлению в 1944 г. применила тактику «выжженной земли», до основания были разрушены почти все здания. Отметим, что в тот период времени норвежцы расценивали восстановление страны как экономическую и политическую задачу первостепенной важности.

Основой экономической политики государства в послевоенные годы являлось содействие промышленному росту в народном хозяйстве посредствам поддержания высокого уровня инвестиций, повышения производительности труда и рационализации производства. Правительство создавало государственные предприятия в алюминиевой, металлургической, сталелитейной, горнорудной и химической промышленности. Кроме этого, государство осуществляло финансовые вложения в строительство гидроэлектростанций. Промышленность обеспечивалась энергией по долгосрочным программам и льготным ценам. Дешевые гидроэнергоресурсы являлись важнейшим конкурентным преимуществом Норвегии на мировом рынке. Результатом государственной экономической политики стало то, что в период с 1945 по 1973 г. Норвегия пережила самый длительный этап непрерывного экономического роста в своей истории. ВВП в этот период времени ежегодно увеличивался в среднем на 5%, среднегодовой прирост населения составил 0,6% .

В середине 1970-х годов период послевоенного экономического роста сменился застоем и даже некоторым экономическим спадом. Причиной этого стал мировой экономический кризис, вызванный резким повышением цен на нефть Организацией стран-экспортеров нефти в 1973 г. В период с 1974 по 1983 г. промышленное производство падало, особенно пострадала судостроительная отрасль. Кроме того, в этот период времени в Норвегии произошел значительный рост безработицы. В 1983 г. число людей, ищущих работу, составило 70 тыс. и эта цифра продолжала увеличиваться. Безработица в основном ударила по жителям периферийных территорий. Отметим, что уровень безработицы увеличился с 1,7% в 1980 до 5,5% в 1994 году . Однако это не сильно сказалось на экономическом развитии Норвегии, так как новым фактором роста норвежской экономики стала нефтяная промышленность. К 1984 г. после 10 лет существования нефтяной сектор давал 20% ВВП .

В 80 - 90-е гг. прошлого столетия структура норвежского народного хозяйства претерпела изменения, обусловленные ростом в ВВП доли нефтегазодобывающей промышленности. В последние десятилетия развитие экономики Норвегии стало напрямую зависеть от мировой конъюнктуры цен на нефть. Это привело к тому, что в 1986 г., когда резко упали цены на нефть, в народном хозяйстве начался экономический спад. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11% . С целью предотвращения дальнейшего экономического спада государство изменило бюджетно-налоговую политику. Была снижена ставка налога на прибыль и увеличены трансфертные платежи регионам, что привело к росту дефицита государственного бюджета до 12,5% в 1990 году . Предпринятые меры не дали необходимого результата и в 1993 г. правительство представило парламенту Программу экономического развития Норвегии на 1994-1997 г., в которой изложило новую стратегию предотвращения дальнейшего экономического спада. Эта программа была основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики и сдерживании трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру. Реализация программы экономического развития привела к оживлению норвежской экономики. В 1994 г. ВВП вырос на 5,3%, а уровень инфляции составил 1,4% (см. табл. 1).

В последнее десятилетие состояние норвежской экономики характеризовалось противоречивыми тенденциями. В период с 1994 по 1998 г. в экономике страны наблюдалось увеличение инвестиций в нефтегазодобывающую, металлургическую и химическую отрасли экономики, что привело к высоким темпам роста ВВП и росту занятости в этот период времени. В 1999 г. экономический рост сменился застоем. Началось уменьшение инвестиций в нефтегазодобычу, что повлекло снижение спроса на продукцию промышленных отраслей, прямо или косвенно связанных с нефтяным сектором экономики. Произошло снижение темпов роста ВВП в судостроении и в отрасли по производству оборудования для освоения континентального шельфа. Кроме этого, в 1999 г. прекратился рост занятости, а в период с 2000 по 2003 г. происходил рост уровня безработицы. Основные макроэкономические показатели за последнее десятилетие представлены в таблице 1.

Общая характеристика сельского хозяйства и рыбной отрасли

Сельское хозяйство и рыбная отрасль относятся к числу традиционных отраслей норвежского народного хозяйства и играют важную роль для экономики страны по ряду причин. Во-первых, эти отрасли предоставляют рабочие места значительной части населения Норвегии, особенно в северных и северо-западных районах страны. Во-вторых, сельское хозяйство и рыбная промышленность важны с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности королевства. В-третьих, продукция рыбной промышленности является одним из основных источников валютных поступлений в страну. Норвегия является страной с интенсивным и высокопродуктивным сельскохозяйственным производством, что позволяет ей по ряду товаров (мясо, молоко, молочные продукты) покрывать собственные потребности в продуктах питания. На данный момент в аграрном секторе занято 3,9% трудоспособного населения страны. Площадь земель, пригодных для выращивания сельскохозяйственной продукции, составляет 1025,5 тыс. га (3,5% территории страны), в том числе пашня - 437 тыс. га . В Норвегии ограничены возможности для повышения степени распаханности: 74,5% территории страны занимают горы, озера и ледники; 22% ее покрыто лесами, имеющими важное значение для поддержания экобаланса в северо западной части Европы. Наиболее благоприятные условия для ведения сельского хозяйства в южной и юго-западной частях страны, имеющих умеренный климат и плодородные земли. Вегетационный период колеблется от 194 дней в округе Берген до менее 90 дней в северном регионе.

Данные условия ограничивают возможность возделывания ряда сельскохозяйственных культур и обусловливают необходимость завоза продовольственного и значительной части фуражного зерна с высоким содержанием белка. Ведущей отраслью сельского хозяйства Норвегии является животноводство, на долю которого приходится по стоимости до 70% всей сельскохозяйственной продукции. В 2002 г. в Норвегии было произведено около 240 тыс. т. мяса, в том числе говядины - 98 тыс. т., свинины - 110 тыс. т., баранины - 30 тыс. т. Объемы производства молока составляют 1,7 млрд. л в год, что соответствует внутреннему потреблению . Добиться ликвидации перепроизводства молочных продуктов удалось в последнее десятилетие за счет сокращения численности животноводческих хозяйств. Как и в Евросоюзе, в Норвегии действует система «молочных» квот, которая регулирует объемы производства молока в стране. Величина этих квот зависит от площади фермы (0,4 га сельхозугодий в расчете на одну корову или иную голову скота, содержащуюся на ферме). Квота не только регулирует объемы производства молока, но и способствует охране окружающей среды, предупреждая ее загрязнение навозом и мочевиной. В норвежском животноводстве в последние годы происходит увеличение концентрации производства - сокращается число специализированных ферм, но возрастает число содержащихся в них животных. В период с 1989 по 2002 тт. число ферм, специализирующихся на откорме крупного рогатого скота, на 35%. В то же время поголовье в расчете на одну ферму увеличилось: крупного рогатого скота - в 2,8 раза, коров - в 2,2 раза, овец и коз - втрое, а свиней - в 8 раз . Земледелие в Норвегии полностью подчинено обеспечению животноводства и является его кормовой базой. Такая структура отрасли сложилась в силу ограниченности земель, которые могут быть использованы под традиционное земледелие, и возможности широкого использования в животноводстве комбикормов и концентратов, получаемых промышленным способом, что снижает в определенной степени зависимость фермеров от неблагоприятных климатических условий. Производство зерновых полностью сосредоточено в равнинных районах восточной и юго-западной Норвегии и провинции Треннелаг. Королевство покрывает свои потребности в зерновых на 40% и вынуждено в связи с этим импортировать значительные объемы пшеницы, ячменя и других зерновых. Норвегия относится к государствам, характеризующимся высоким уровнем поддержки агропроизводства за счет бюджетных средств. Все ассигнования из госбюджета на поддержку сельского хозяйства составляют ежегодно более 1,5 млрд. долл. в год (70% к стоимости валовой продукции сельского хозяйства) . Система предоставления субсидий и дотаций сельхозпроизводителям не имеет аналогов в мире. В Норвегии взаимоотношения фермеров и государства регулируются ежегодно заключаемыми Аграрными соглашениями, в которых партнерами правительства выступают Союз норвежских земледельцев (60 тыс. членов) и Объединение мелких земледельца и наемных рабочих (14 тыс. членов). Законодательно закреплен порядок, в соответствии с которым государство обязано сначала закупить все произведенное в стране зерно по заранее оговоренным в этих аграрных соглашениях ценам, а уже потом импортировать недостающие для внутреннего потребления объемы по ценам мирового рынка, которые, естественно, существенно ниже внутренних.

Трансформация государственной экономической политики

Экономическое развитие любой страны мира напрямую зависит от устремлений и воли экономических субъектов: государства, организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономику, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями влияния на развитие экономической системы обладает государство, которое осуществляет выработанную им экономическую политику, исходящую из целевых установок и учитывающую сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредствам которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы .

Каждая страна характеризуется своеобразными и неповторимыми историческими, общественно-экономическими, природными, этническими и иными характеристиками, что влияет, в том числе, на особенности и традиции проводимой государством в них экономической политики. Наиболее важным фактором экономической политики является государственное регулирование экономики, которое формируется и эволюционирует с учетом таких факторов региональной специфики отдельно взятой страны, как обеспеченность данной страны теми или иными стратегически важными природными ресурсами, отраслевая структуры промышленности, емкость национального рынка, роль политических сил левой и правой ориентации в функционировании государства, структуры собственности в экономике. Вмешательство государства в экономику осуществляется посредствам системы мер прямого и косвенного государственного регулирования.

Исторически сложилось так, что совокупность прямых методов регулирования оказалась доминантой экономической политики в большинстве промышленно-развитых стран. По этой причине в развитых странах широко применялись, особенно такие инструменты государственного регулирования, как селективная отраслевая поддержка определенных производств; национализация отдельных отраслей промышленности и поддерживающих ее деятельность инфраструктурных отраслей экономики (кредитно-финансовая, транспортная, отрасль связи). Государство в промышленно-развитых странах в рамках прямого воздействия на промышленность часто уделяло внимание проблеме территориальной несбалансированности ее развития, региональным диспропорциям. Это отразилось в разработке государственных программ районного развития промышленных предприятий для преодоления социальной напряженности в слаборазвитых в индустриальном отношении зонах тех или иных стран.

Рассматривая группу косвенных методов регулирования, следует отметить, что как средство решения проблем экономического развития они стали играть все более возрастающую роль в последнее время, дополняя и даже в чем-то подменяя прямые методы государственного регулирования промышленного роста в условиях зрелого рыночного хозяйства. Они стали отражением перехода во многих странах к идеологии государства как гаранта здоровой и благоприятствующей конкурентоспособности национальных промышленных субъектов среды в широком смысле. Косвенные методы воздействия на экономику осуществляются государством через бюджетную, налоговую, финансово-кредитную и таможенную политику.

Особенно активная роль государственной экономической политики в Норвегии предопределяется региональной спецификой страны: узость национального рынка, и в связи с этим невозможность создания сильно диверсифицированной отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства в целом. Государственное регулирование было необходимо для создания сильной экспортно-ориентированной промышленности. Норвегия избегали вступления в торгово-экономические союзы с главными странами Западной Европы, учитывая степень зависимости экспортных отраслей от государственной поддержки, без которой в таких группировках они бы лишились преимуществ. Несмотря на позитивное отношение к международному сотрудничеству, Норвегия лишь изредка выступала как убежденный сторонник какой-либо международной организации. Правительство обычно действовало осторожно и вступало в такие организации скорее из-за опасения понести ущерб, оставаясь за их пределами, чем из-за преимуществ, связанных с членством в них. Кроме того, в рамках ограничений, установленных той или иной международной организацией, норвежское правительство всегда стремилось оставить за собой максимальную свободу выбора.

Внешнеэкономические связи Норвегии со странами Европейского союза и другими промышленно-развитыми странами

Положение Норвегии в мировом хозяйстве характеризуется растущей вовлеченностью норвежской экономики в международное разделение труда, усилением взаимозависимости Норвегии и ведущих стран мира. Узость внутреннего рынка предопределила зависимость норвежской экономики от внешних рынков и необходимость налаживания внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические отношения Норвегии институционально оформлены и имеют многоуровневый характер. Согласование внешнеэкономических курсов Норвегии и ее партнеров осуществляется в рамках международных организаций - ВТО и ОЭСР. Кроме этого, норвежское государство создало комплекс двусторонних институциональных и правовых основ внешнеэкономических связей. Основными целями внешней экономической политики Норвегии является защита национальных экономических интересов и поддержание беспрепятственных и взаимовыгодных отношений со странами-партнерами.

Основными внешнеэкономическими партнерами Норвегии являются промышленно развитые страны, среди которых выделяются страны ЕС. На страны Европы приходится 78% норвежского внешнеторгового оборота (экспорт - 80%, импорт - 74%). Отметим, что на государства-члены Евросоюза приходится 73% внешнеторгового оборота Норвегии с европейскими странами. На страны Северной и Южной Америки приходится 13,1% внешнеторгового оборота, при абсолютном преобладании поставок по экспорту и закупок по импорту из США. Доля торговли с азиатскими странами - 7,6%. На долю всех стран Африки приходится 0,8% норвежского товарооборота, а на Австралию и Океанию еще меньше .

Формализация внешнеэкономических отношений Норвегии с развитыми странами состоялась в 1948 г., когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), позднее расширенная и переименованная в ОЭСР. Следующим этапом институционального оформления внешнеэкономических связей Норвегии с промышленно развитыми странами стало образование в 1960 г. Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Создание этой организации позволило Норвегии добиться важных уступок в отношении своего рыбного экспорта и одновременно сохранить сильные протекционистские барьеры, защищающие ее сельское хозяйство.

Первая попытка Норвегии вступить в Европейское сообщество провалилась, так как на референдуме в сентябре 1972 г. против вступления в ЕЭС проголосовали 53,5%, за вступление - 46,5%. В ходе референдума заявила о себе модель «периферии против центра». В четырех центральных округах - Эстланна, Осло, Акерсхусе и Боскеруде - большинство проголосовало «за». Три округа на севере Норвегии (Нурланн, Тромс и Финмарк), а также Мере и Румсдаль, дали более 70% голосов «против» . Результаты референдума четко обозначили разделение страны по экономической линии: противников вступления было больше в сельскохозяйственных и рыболовецких районах, а «за» голосовали, как правило, те области, где были развиты промышленность и сектор услуг. В целом складывается следующая картина: работники, занятые в первичном секторе экономики, и жители окраин считали, что членство в ЕС угрожает их экономическому положению и эгалитарным традициям, и потому боролись за сохранение полной самостоятельности страны, которое гарантировало продолжение политики отраслевого и регионального выравнивания. Результат референдума можно рассматривать как подтверждение традиционно сильного влияния первичного сектора экономики и окраинных районов на политический процесс в Норвегии.

Институциональное оформление взаимоотношений Норвегии и ЕС продолжилось в 1992 г., когда было подписано соглашения о создании Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). Главной чертой ЕЭЗ было создание общего рынка промышленных товаров между ЕАСТ и Европейским Сообществом. Перспектива серьезной адаптации к правилам и директивам ЕС в связи с членством Норвегии в ЕЭЗ вызывала немалый скепсис и даже прямое противодействие со стороны центристских и правых партий в Стортинге. Поскольку ЕС занимал господствующее положение в новой организации, страны ЕАСТ должны были согласиться с основными положениями «acquis communautaire» - свода решений, принятых в соответствии с договорами о создании ЕС, особенно в отношении «четырех свобод»: свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и людей.

Подписание договора об образовании Европейской экономической зоны должно было стать первым шагом к вступлению страны в ЕС. Норвегия больше не могла оставаться в стороне от процессов европейской интеграции после того, как сначала Австрия в 1989 г., а затем Швеция и Финляндия в 1991 г. подали заявки на членство в Европейском сообществе. В ноябре 1992 г., через полгода после подписания договора о ЕЭЗ, правительство Норвегии подало новую заявку на вступление страны в ЕС. Переговоры относительно заявки Норвегии продолжались примерно год. Основным препятствием на переговорах были вопросы сельского хозяйства и рыболовства. По этим вопросам были выработаны компромиссные решения, которые стали в какой-то степени авансом в расчете на готовность Евросоюза (такое название получило Европейское сообщество в 1993 г.) в будущем трактовать эти решения в духе доброй воли по отношению к Норвегии.