Ведение и учет банковских операций. Бухгалтерский учет в банках

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Муниципальные (или местные) финансы -- совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Общее управление финансами осуществляется органами госвласти: президентом РФ, правительством, федеральным собранием.

Непосредственное управление финансами осуществляет специальный финансовый аппарат. Систему этих органов возглавляет Минфин РФ. Он разрабатывает финансовую политику, составляет проект федерального бюджета, обеспечивает устойчивость госфинансов, осуществляет финансовый контроль. Министерство по налогам и сборам контролирует полное и своевременное внесение налоговых платежей в федеральное казначейство, осуществляет кассовое исполнение бюджета.

Объектом данной курсовой работы является финансовая система в Российской Федерации.

Предметом изучения является эффективность управления муниципальными финансами.

Целью курсовой работы является изучение вопроса эффективного управления муниципальными финансами.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить основные направления и методы управления финансами.

2. Дать общую характеристику государственных (муниципальных) финансов.

3. Рассмотреть развитие государственных и муниципальных финансов России в соответствии с глобальными изменениями международных финансов.

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.1 Сущность и методы управления финансами

муниципальный финансы управление

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль .

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий .

При обработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

Приоритетными задачами экономической политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора .

1.2 Объекты управления

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1. Функциональное значение состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

3. Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы - это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

Государственный кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами .

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

Федеральные финансы;

Финансы субъектов РФ;

Местные финансы.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования .

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспредели тельных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства .

1.3 Субъекты управления

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

Развивает бюджетный федерализм;

Разрабатывает проект федерального бюджета;

Составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

Составляет консолидированный бюджет.

На Министерство финансов возложены следующие функции:

Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

Подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;

Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

Проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации - это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств.

Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки .

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФИНАНСОВ

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти.

В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня .

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований -- муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы, власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью.

Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США - федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии - союзные территории и др.).

Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи .

В свою очередь, для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено; концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования -- далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов.

Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов" зачисляемых в бюджеты ЗАТО, установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов государственной власти.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления - это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ - только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства .

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность. Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов. Государственные расходы - это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития .

2.2 Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие ан бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. Т.е. государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики.

Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

Планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;

Оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

Контроль осуществляется ан всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления

финансами государства:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Финансовый контроль;

Принятие финансового законодательства;

Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие .

Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено ан координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Примерами финансовых планов в сфере государственных финансов являются:

Бюджетный план;

Сметы расходов и доходов бюджетных организаций;

Сводный финансовый баланс государства;

Баланс денежных доходов и расходов населения территории и др.

Сводный финансовый баланс составляется Министерством экономики РФ.

Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Методами прогнозирования выступают:

Эконометрические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;

Метод корреляционно-регрессионного анализа;

Метод непосредственной экспертной оценки.

В масштабах государства финансовое прогнозирование предполагает:

Указание приоритетов государственных расходов по направлениям;

Увеличение эффективности расходования государственных средств;

Прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Программирование предполагает подготовку и реализацию целевых комплексных программ по социальным и экономическим направлениям среднесрочного и долгосрочного характера.

Финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Финансовыми регуляторами являются:

Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

Финансовые льготы и санкции;

Эксплуатационные расходы бюджетных организаций;

Общие и целевые субсидии для государственных заказов;

Доходы и расходы внебюджетных фондов;

Доходы и расходы государственных предприятий.

Существуют формы регулирования: прямое - через увеличение или снижение ставок прямых налогов; косвенное - через косвенное налогообложение; смешанное. Обеспечивают финансовое регулирование финансовое законодательство РФ и органы власти и управления всех уровней.

Регулирование реализуется посредством состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов. В частности государственные расходы делятся на:

Трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;

Трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;

Текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;

Производственного направления и социального значения.

Государственные доходы воздействуют на ценообразование, издержки производства организаций, величину накоплений юридических лиц, занятость и личное потребление населения .

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

3.1 Управление финансами на примере «муниципального хозяйственного комплекса»

Современный этап экономического развития России сопровождается эволюцией системы межбюджетных отношений. В этих условиях возрастает необходимость проработки основ бюджетного федерализма, формирования стимулов у органов государственной власти и местного самоуправления к наращиванию темпов экономического роста. Тем не менее, возникновение целого ряда противоречий в отношениях между уровнями власти, особенно на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования, не способствует укреплению основ бюджетного федерализма.

Современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования.

К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.

Таким образом, актуальной для настоящего момента является проблема регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации - муниципальные образования. Возникает необходимость разработки теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики на субрегиональном уровне.

В статье предлагается новый подход к определению понятия «муниципальный хозяйственный комплекс» с позиций воспроизводственного процесса, система показателей оценки состояния бюджетов муниципальных образований, а также рекомендации по совершенствованию механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджета субъекта.

Понятие «муниципальный хозяйственный комплекс».

В научной литературе выделяют различные формы пространственной организации хозяйства: промышленный узел, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, а также ряд других.

В рамках выделенных форм пространственной организации хозяйства субъекты финансово-экономических отношений объединены либо на основе производственных связей в рамках производственных комплексов или узлов, либо их взаимодействие происходит на ограниченной территории субъекта и обусловлено определенной целью, например, привлечение иностранных инвестиций .

После разрыва налаженных в период плановой экономики административно-хозяйственных связей технологически взаимозависимых предприятий повышается интерес к выявлению и регулированию факторов развития интегрированных промышленных комплексов, формирования их финансовых ресурсов. С целью рассмотрения муниципального воспроизводственного процесса в рамках интегрированного объединения предлагается следующее понятие муниципального хозяйственного комплекса. Муниципальный хозяйственный комплекс представляет собой финансово-промышленное объединение предприятий и вспомогательных производств, коммерческих банков и других финансовых институтов на основе их территориального единства в рамках воспроизводственного процесса в муниципальном образовании. Субъектами финансового менеджмента в этом комплексе являются центральная компания и местная администрация, оказывающие управляющее воздействие. Объектом управления в данной модели являются финансовые ресурсы муниципального хозяйственного комплекса, представляющие собой ресурсы отдельных хозяйственных единиц. Источники финансовых ресурсов муниципального хозяйственного комплекса могут быть классифицированы на собственные и заемные, а соотношение между ними является важной информацией для принятия управленческого решения.

Муниципальный хозяйственный комплекс следует отличать от понятия «муниципальное хозяйство», определяемое следующим образом. Муниципальное хозяйство - это деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена на наивыгоднейшее использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (то есть благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.

С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение местного бюджета. Местный бюджет - это система экономических отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.

Финансы выступают не только экономической категорией, но и инструментом воздействия на воспроизводственный процесс как всего муниципального хозяйственного комплекса, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой систему действия финансовых рычагов, финансовых методов, а также организационное, информационное и нормативно-правовое обеспечение. Таким образом, можно сказать, что финансовый механизм представляет собой совокупность способов управления финансовыми отношениями. Множественность финансовых взаимосвязей предопределяет сложность самого финансового механизма.

3.2 Финансовый механизм муниципального хозяйственного комплекса

Анализ является одним из базовых этапов процесса управления, а аналитический инструментарий - мощным управленческим рычагом, результаты которого могут быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и субъекта в целом и выбора направлений бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально-экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований. Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль .

Административное подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными пунктами, район с центром в городе, район с центром в поселке городского типа (пгт) или селе, одно или несколько сельских поселений.

Численность населения является традиционной характеристикой при классификации и анализе поселений, отражая социально-экономический потенциал муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие - свыше 1000 тыс. чел., крупные - от 500 до 1000 тыс. чел., большие - от 100 до 500 тыс. чел., средние - от 50 до 100 тыс. чел., малые - до 50 тыс. чел.

Экономический профиль является важной характеристикой для оценки устойчивости экономики муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды.

Различия в целях анализа и в его информационном обеспечении приводят к тому, что единой комплексной методики оценки бюджетов муниципальных образований, как и бюджетов регионов, на настоящий момент не существует. Местные органы управления ограничиваются лишь экономическим анализом базовых бюджетных показателей (доходов и расходов), оценивая абсолютные показатели бюджета, сопоставляя доли налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи и кредиторской задолженности в общем объеме доходов бюджета, а также доли различных видов расходов бюджета в его совокупных расходах. Отличительной особенностью данного подхода к анализу является его комплексный характер, а также возможность определения степени устойчивости бюджета. Устойчивость в данном случае определяется долей собственных доходов в сумме доходов бюджета, показателями задолженности бюджета и его дефицита.

...

Подобные документы

    Понятие управления финансами. Управление финансами - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. Характеристика государственного управления финансами и кредитом. Понятие бюджета.

    реферат , добавлен 25.12.2008

    Сущность и основные звенья финансовой системы России; государственный бюджет и бюджетная политика. Анализ субъектов управления финансами; структура и функции финансового аппарата государства. Механизм реализации задач органов управления финансами в РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Историческое развитие и основные этапы формирования системы государственных органов управления финансами и кредитом. Структура органов государственного управления финансами и кредитом в современной России, особенности их взаимосвязи и основные функции.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2010

    Высшие органы государственного управления финансами в Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная таможенная служба.

    реферат , добавлен 18.06.2011

    Понятие и особый статус имущественного комплекса предприятий. Объекты и субъекты государственной и муниципальной собственности. Анализ форм и методов управления имуществом государственных или муниципальных унитарных предприятий Российской Федерации.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Специфика административно-правовых отношений в сфере управления торговлей, финансами и кредитом. Выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка. Федеральная служба по финансовым рынкам и по финансовому мониторингу.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Общая характеристика органов исполнительной власти в сфере управления финансами. Особенности государственного регулирования в сфере финансового контроля. Определение понятий коррупции и бюджетного правонарушения согласно законодательству Украины.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Понятие административно-правового отношения, специфика их отношений в сфере управления финансами и кредитом. Министерство финансов. Счетная палата. Центральный банк РФ. Административно-правовые отношения в сфере таможенного права.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2003

    Изучение понятия и правовой сущности бюджетного процесса как разновидности государственного или местного управления. Выделение основных принципов управления публичными финансами на федеральном уровне, в субъектах федерации и в муниципальных образованиях.

    реферат , добавлен 11.05.2014

    Структура управленческих решений, их понятие и классификация, субъекты и объекты. Понятие, функции и задачи муниципального управления. Целевые программы как метод стратегического управления и программирования основных направлений развития территории.


Муниципальная финансовая политика

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.
Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.
Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики представлены на рис. 6.9.1.

Рис. 6.9.1. Цели и инструменты
муниципальной финансовой политики

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных на данное муниципальное образование.
Ниже рассматриваются отдельные методы и инструменты достижения этих целей.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании - это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю исполнения.
Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.
Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт - положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.
Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования.
Для составления проекта местного бюджета необходимы также сведения о нормативах отчислений в местный бюджет от федеральных и региональных налогов и сборов, о критериальном (пороговом) значении уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя по данному субъекту РФ и типу муниципального образования на очередной финансовый год, формуле расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней, в том числе в рамках региональных фондов муниципального развития и софинансирования социальных расходов, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста финансовых затрат по сравнению с текущим годом). Эти сведения, если они не содержатся в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта РФ.
Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования. К проекту бюджета прилагается специальный документ - бюджетное послание, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направления расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования.
Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).
На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и комиссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается послание главы администрации. После этого бюджет принимается в первом чтении, т.е. согласовываются его основные параметры. Для рассмотрения возможных разногласий по проекту между администрацией и представительным органом создается согласительная комиссия. Проект бюджета, принятый в первом чтении, публикуется в средствах массовой информации для всенародного обсуждения жителями муниципального образования.
На втором этапе собираются и анализируются мнения и предложения населения и общественных организаций, проводятся публичные слушания по проекту бюджета и работает согласительная комиссия. По итогам ее работы администрация корректирует проект бюджета и повторно вносит его в представительный орган. Если разногласия удалось преодолеть, бюджет утверждается представительным органом во втором чтении.
Третий этап требуется, если голосование во втором чтении не дало результата. Продолжается работа согласительной комиссии, после чего бюджет утверждается в третьем, окончательном чтении.
Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года.
Исполнение утвержденного бюджета осуществляется администрацией в строгом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перераспределении средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступлений не более чем на 10%, администрация вправе ввести режим сокращения расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10% от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган предложения о внесении изменений в бюджет.
Не реже чем один раз в квартал администрация представляет на рассмотрение представительного органа информацию о ходе исполнения бюджета. Контроль исполнения бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образования, который информирует представительный орган о выявленных нарушениях.
Годовой отчет об исполнении бюджета представляется администрацией на утверждение представительного органа в сроки, установленные положением о бюджетном процессе. До начала рассмотрения отчета представительным органом проводится внешняя проверка силами муниципального контрольного органа. Представительный орган может также привлечь для внешней проверки независимую аудиторскую организацию. При обнаружении несоответствия исполнения бюджета утвержденным параметрам представительный орган имеет право не утверждать отчет и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджета и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Казначейское исполнение местных бюджетов

Бюджетный кодекс РФ установил обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные.
Существовавшая (а во многих регионах до сих пор существующая) система исполнения местных бюджетов предусматривает последовательное перечисление бюджетных средств на оплату закупаемой продукции и бюджетных услуг со счета финансового органа муниципального образования на расчетные счета заказчиков продукции и услуг - распорядителей бюджетных средств, а затем с их счетов на расчетные счета поставщиков и исполнителей. Перечисление осуществляется через соответствующие банки. Поскольку участники бюджетного процесса могут хранить свои расчетные счета в разных банках, этот процесс занимает много времени, в течение которого финансовые средства замораживаются. Следствием такой схемы являются:
- отсутствие "прозрачности" в исполнении местного бюджета;
- неэффективный контроль целевого использования бюджетных средств (факт нецелевого использования может быть обнаружен лишь при рассмотрении итогового отчета распорядителя бюджетных средств);
- отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затрудняет расчет необходимых заемных средств;
- нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т.п.
Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Главная цель перехода на казначейское исполнение бюджета - установление оперативного контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей, повышение точности планирования и обоснованности использования средств за счет централизованного управления финансовыми потоками. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти муниципальных образований являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Основными результатами казначейского исполнения бюджета должны стать:
- обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств;
- обоснованное планирование расходов;
- получение оперативной информации о состоянии бюджетных счетов по учреждениям, отраслям, статьям расходов;
- оптимизация бюджетных потоков.
В результате введения казначейского исполнения бюджета распорядители расходов отделены от получателей, потоки доходов и расходов централизованы и оптимизированы, обеспечивается гибкое маневрирование ресурсами. Практический опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исключается возможность нецелевого использования средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10 - 15%.
Казначейское исполнение местного бюджета может осуществляться в разных муниципальных образованиях по одной из двух схем.
Первая предусматривает создание в муниципальном образовании своего муниципального казначейства, как правило, в составе финансового органа администрации. Распорядители бюджетных средств открывают в муниципальном казначействе лицевые счета. Оно выполняет функции кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств и проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников.
Вторая предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать муниципальному образованию в заключении такого соглашения.
В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, т.е. ими производятся сами кассовые операции по перечислению бюджетных средств в соответствии с поручениями финансового органа муниципального образования либо муниципального казначейства.
Переход на казначейское исполнение бюджета - сложная процедура, требующая создания соответствующих компьютерных программ и баз данных о распорядителях и получателях бюджетных средств, обучения персонала. В настоящее время на рынке программных продуктов присутствует несколько программ казначейского исполнения местных бюджетов, разработанных разными внедренческими организациями. Каждый из продуктов имеет достоинства и недостатки; при этом муниципальные образования внедряют у себя разные модели. Отсутствие унифицированного программного обеспечения приведет к негативным последствиям, осложнив обмен информацией.

Муниципальный заказ в бюджетном процессе

При рассмотрении в разделе 6.7 вопросов организации муниципального заказа мы обращали внимание на его связь с бюджетным процессом, а муниципальный заказ в широком понимании характеризовался как идеология формирования и исполнения расходной части бюджета. Переход на казначейское исполнение бюджета придает этой связи новый аспект. Действительно, при казначейском исполнении бюджета стоимость каждой позиции муниципального заказа уже внесена в базу данных бюджетной росписи. При заключении конкретного муниципального контракта осуществляется автоматизированная сверка суммы контракта с предусмотренной в бюджетной росписи и блокируется заключение контрактов, превышающих выделенные лимиты ассигнований.
Реализация такой схемы требует соответствующего программного обеспечения казначейского исполнения бюджета, но позволяет установить надежный контроль обоснованности муниципальных контрактов и финансирования обязательств бюджета по их оплате.

Муниципальный кредит

Эффективным инструментом муниципальной финансовой политики может быть использование финансово-кредитных отношений. Согласно Федеральному закону 2003 года, муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления имеют право на заключение кредитных соглашений и договоров, получение муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальные облигации, жилищные сертификаты), получение бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, выдачу муниципальных гарантий. В этих случаях у муниципального образования возникает муниципальный долг.
Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и безусловно обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. Согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Краткосрочные муниципальные заимствования используются для покрытия временных дефицитов местных бюджетов. Вопрос о долгосрочных муниципальных займах, связанных с реализацией инвестиционных проектов, рассматривается в главе 7. В условиях финансовой нестабильности доверие коммерческих банков к муниципальному образованию как заемщику невелико. Поэтому в муниципальной практике преобладают краткосрочные займы, необходимые для решения отдельных неотложных проблем.
Муниципальное образование обязано ежегодно разрабатывать программу заимствований, в которую включаются объемы заимствований на очередной финансовый год, общие объемы заимствований с учетом предыдущих лет и расходы на погашение долговых обязательств. Программа утверждается представительным органом муниципального образования одновременно с утверждением бюджета.
Информация о долговых обязательствах муниципального образования вносится уполномоченным органом местного самоуправления в муниципальную долговую книгу. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования (в том числе гарантий), дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая необходимая информация.

Повышение открытости управления муниципальными финансами

Повышение открытости управления муниципальными финансами в условиях местного самоуправления имеет особое значение и может включать следующие направления:
- обязательность проведения независимого аудита исполнения бюджета, бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, иных активов муниципальных образований;
- обеспечение размещения проектов муниципальных нормативных актов и проектов, требующих значительных финансовых затрат, в общедоступных средствах массовой информации и сети Интернет, организация сбора и анализа отзывов на эти проекты;
- организация публикации финансово-экономических и социальных показателей муниципального образования, в том числе на среднесрочную перспективу, в общедоступных средствах массовой информации и в Интернете.

Сводное финансовое планирование
и баланс территории муниципального образования

Для комплексного решения задач развития местная власть должна иметь представление обо всех финансовых ресурсах, образующихся и используемых на территории муниципального образования. Этой цели служит территориальное сводное финансовое планирование, с помощью которого объединяются различные виды финансовых планов: хозяйствующих субъектов, местного бюджета, баланс денежных доходов и расходов населения. Эти планы отражают отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения части национального дохода, созданного и используемого на данной территории.
Для расчета абсолютной величины финансовых ресурсов территории муниципального образования составляется сводный баланс финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства бюджета, внебюджетных фондов, средства ведомств и предприятий. Этот баланс входит в систему сводных финансовых балансов РФ и субъектов РФ.
Территориальный финансовый баланс муниципального образования обеспечивает последовательное и взаимосвязанное отображение движения финансовых ресурсов: процесса их образования, передачи в централизованные фонды государства и фонды субъекта РФ, получения ресурсов со стороны, формирования доходов и их использования. Сводный финансовый баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения их остатков на начало и конец года.
Сводный финансовый баланс территории состоит из четырех разделов (табл. 6.9.1).

Таблица 6.9.1

Форма сводного финансового баланса территории
муниципального образования (сокращенный вариант)

Показатели Текущий

(оценка)

Планируемый

(прогноз)

I. Доходы
1. Прибыль (сальдо)
2. Амортизационные отчисления
3. Подоходный налог с физических лиц
4. Налог на доходы от государственных

Ценных бумаг

5. Налоги, взимаемые в зависимости от

Фонда оплаты труда

6. Налог на добавленную стоимость
7. Акцизы
8. Лицензионные и регистрационные сборы
9. Налоги на имущество
10. Платежи за использование природных

Ресурсов

11. Безвозмездные перечисления от других

Уровней власти

II. Расходы
1. Расходы предприятий за счет средств,

Остающихся от прибыли и амортизации

из них направляемые:
на развитие и совершенствование производства
на социальное развитие
2. Государственные и муниципальные инвестиции
3. Государственное и муниципальное управление
4. Международная деятельность
5. Правоохранительная деят

Лекция, реферат. 6.9. Управление муниципальными финансами - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Финансовый результат – прибыль выявляется путем сравнения доходов и расходов, полученных банком за отчетный период. Для учета конечного финансового результата за отчетный период используются балансовые счета первого порядка 703 "Прибыль", 704 "Убытки". По окончании установленного учетной политикой банка отчетного периода для определения финансового результата (но не реже одного раза в квартал) производится закрытие счетов учета доходов и расходов с отнесением сумм на счет учета финансового результата. Финансовый результат определяется коммерческими банками как разница между фактическими доходами (счет 701) и расходами (счет 702). При превышении доходов над расходами образуется прибыль, отражаемая на счете 70301 "Прибыль отчетного года". В случае превышения расходов

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: 1. покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); 2. отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными). При открытии Покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии Непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у

Если операции по списанию средств с расчетного счета клиента и корреспондентского счета банка не могут быть осуществлены одним днем, то при наличии средств на корреспондентском счете суммы расчетных документов должны быть отражены на балансовом счете 30223 "Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России" в день их списания с расчетного счета клиента. Операция отражается в бухгалтерском учете на основании выписки, полученной из подразделения расчетной сети Банка России. В документы дня помещается мемориальный ордер с приложением экземпляра сводного платежного поручения и описи. В учете при этом делается запись: Дт 30223 "Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям

Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций. Дивиденд может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется Советом директоров банка в расчете на одну простую акцию по итогам истекшего квартала (полугодия). При выплате дивидендов в первую очередь выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям, затем дивиденды по простым акциям. При наличии прибыли, достаточной для выплаты фиксированных дивидендов по привилегированным акциям, общество не вправе отказать держателям указанных акций в выплате дивидендов. Выплата

Объект бухгалтерского учета: а) имущество кредитных организаций; Объявление на взнос наличными помещается: а. в кассовые документы дня; Объявления на взнос наличными оформляются: в. кассовыми документами. Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в Банк России, учитываются на счете: б. 30202; Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России, учитываются на счете: в. 30204; Операции между счетами (102, 103, 104) осуществляются при изменении: а. типа акций; Операции могут совершаться внутри счетов (102, 103, 104) при изменении: б. состава акционеров; Операции по списанию денежных средств с корреспондентского счета «ЛОРО» осуществляются: б. банком-исполнителем по

Согласно Положению Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П при осуществлении безналичных расчетов могут использоваться расчетные чеки. Чек - документ установленной формы, позволяющий произвести платежи чекодателя чекодержателю. Чекодатель - лицо, выписавшее чек. Чекодержатель - лицо, владеющее выписанным чеком. Плательщик - банк, производящий платеж по предъявленному чеку. Чек является ценной бумагой и изготавливается по единому образцу. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и приходуются по внебалансовому счету 91207 "Бланки". Кт счета 99999 Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи. Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявление для получения чеков. При необходимости вместе с заявлением

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денежных средств и зачисление их на счет получателя. Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Выписываются платежные поручения в трех экземплярах. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером предприятия и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются. Первый экземпляр - служит основанием для записи операций банка и остается в документах дня. Второй экземпляр - пересылается в банк клиента (получателя денег). Третий экземпляр - прилагается к

Приобретение ценной бумаги - это постановка ценной бумаги на учет на счета баланса в связи с приобретением права собственности на ценную бумагу. Бухгалтерские записи по отражению в учете вложений в ценные бумаги и операций, совершаемых с ценными бумагами, осуществляются на основании внутреннего документа, подписанного руководителем банка (филиала) или лицом, им уполномоченным. Приобретенные ценные бумаги учитываются на активных балансовых счетах раздела 5 "Операции с ценными бумагами". Ценные бумаги приобретаются с целью формирования: 1. торгового портфеля банка; 2. инвестиционного дохода, формируют инвестиционный портфель; 3. портфеля контрольного участия. В торговый портфель зачисляются котируемые ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации

Учет собственных акций (долей), выкупленных банком у акционеров (участников) для их последующей перепродажи или аннулирования, ведется на счете 105 "Собственные доли уставного капитала (акций), выкупленные кредитной организацией". На счете 105 ведется два счета второго порядка: 10501 "Собственные акции, выкупленные у акционеров" и 10502 "Собственные доли уставного капитала кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, выкупленные у участников". На все акции, оприходованные на счете 10501, ведется опись с указанием номера, серии, номинальной стоимости. Счета активные. Учет собственных акций, выкупленных у акционеров, ведется по номинальной стоимости, а выкуп долей - по доле уставного капитала, приходящейся на каждую долю. Разница

Вексель – это долговое обязательство, составленное по установленной форме с соблюдением обязательных реквизитов, дающее бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе сумы по истечению срока, на который он выписан. Учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает (продает) векселя банку по индоссаменту (передаточная надпись на векселе) до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом определенного процента за досрочное получение средств. Этот процент называется учетным процентом, или дисконтом. К учету принимаются векселя, основанные только на товарных и коммерческих сделках. Учитываемые векселя должны иметь не менее двух подписей. Бухгалтерский учет операций с векселями ведется в порядке, определенном Положением

Для получения межбанковского кредита заемщик предоставляет в кредитный отдел следующие документы: 1.письмо-заявление с указанием суммы кредитных ресурсов, цели их использования и срока возврата; 2. устав, учредительный договор (нотариально заверенные); 3. свидетельство о регистрации, карточку с образцами подписей и оттиском печати; 4. балансы за год и на дату получения кредита; 5. расчет экономических нормативов; 6. документы, подтверждающие наличие обеспечения возврата кредита; 7. гарантии других кредитных организаций с приложением балансов; 8. свидетельство о праве собственности на недвижимость. Синтетический учет межбанковских кредитов ведется на балансовых счетах первого порядка: 320 "Кредиты, предоставленные кредитным организациям"; 321 "Кредиты, предоставленные банкам-нерезидентам". На счетах второго порядка кредиты учитываются

Депозитный счет предназначен: б. хранения в течение определенного времени части средств предприятия; Для вновь создаваемого банка установлен минимальный размер уставного капитала не менее: г. 5 млн. евро. Для вновь создаваемой небанковской кредитной организации установлен минимальный размер уставного капитала не менее: б. 500 тыс. евро; Для обеспечения Банка России правами для работы с заложенными ценными бумагами банк – потенциальный заемщик должен иметь счет: в. депо; Для открытия счета клиент предоставляет необходимые документы: в. юридической службе банка. Для передачи ордерного чека передаточная надпись делается на: а. первом листе чека; Для улучшения обслуживания клиентов кредитной организацией разрабатывается: б. график обслуживания клиентов; Для учета

Баланс банка, как и любого другого учреждения, состоит из двух частей: актива (показывает стоимость всего имущества) и пассива (показывает обязательства банка и его капитал). Счета подразделяются на балансовые и внебалансовые. На балансовых счетах отражаются наличные и безналичные денежные средства, расчеты, привлеченные средства, фонды, доходы и расходы, прибыли и убытки. Учет по счетам ведется в мультивалютном выражении. На внебалансовых счетах отражаются: 1. средства и ценности, не принадлежащие банку, но находящиеся у него на хранении и в управлении (в том числе по доверительному управлению); 2. не наступившие по срокам обязательства и требования (срочные сделки); 3. отстроченные и просроченные платежи; 4. ценные бумаги

Каждое предприятие может открыть в банке валютный счет. Если валютный счет открывается в том же банке, что и рублевый, клиент представляет в банк заявление и все предусмотренные законодательством документы. Для открытия в уполномоченном банке валютного счета организация должна представить следующие документы: 1. нотариально заверенную копию устава; 2. нотариально заверенную копию учредительного договора или заявку на создание организации; 3. нотариально заверенные карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера в двух экземплярах; 4. заявление на открытие валютного счета (в заявлении должно быть отражено обязательство клиента соблюдать банковские правила ведения валютного счета). Банки имеют типовые образцы заявлений и предоставляют их клиентам; 5.

Потребительский кредит - кредит с рассрочкой платежа для приобретения потребительских товаров. Потребительские кредиты различаются по срокам и бывают: 1. краткосрочные; 2. среднесрочные; 3. долгосрочные. Особенность среднесрочного потребительского кредита в том, что ссуда выдается в размере стоимости приобретаемого имущества. Ссудозаемщик обязан застраховать приобретаемое или собственное имущество в пользу кредитной организации. При невыполнении требования кредитное учреждение имеет право изменить условия договора и взыскать кредит. Срок выдачи среднесрочного кредита - от одного года до трех лет. Погашение ссуды производится по истечении месяца с момента получения равными долями. Для получения такого кредита заемщик представляет заявку. В заявке указываются вид кредита, сумма кредита, срок и

Бухгалтерский учет в кредитных организациях регламентируется Центробанком РФ в Положении под № 385-П от 16 июля 2012 г. Законодательный документ утверждает рабочий План счетов для банков, включая забалансовые; содержит порядок организации учета и документооборота; уточняет требования по обязательным контрольным мероприятиям. Основной метод – двойная запись , но счета и проводки не схожи с применяемыми в обычных коммерческих предприятиях.

Чем отличается бухучет в кредитных организациях

Основная особенность бухучета в банковских учреждениях – применение мемориально-ордерных форм. Значительно отличается трехуровневая структура Плана счетов по количеству знаков, назначению и группировке по субсчетам. Отдельный раздел отведен операциям по различным ценным бумагам, в том числе акциям; драгметаллам; финансовым инструментам. Клиентские счета выделены в специальную группу.

Правила ведения бухучета в кредитных организациях:

  1. Трехуровневый План счетов – представлен фиксированными значениями. Первый и второй утверждены Положением 385-П, третий является индивидуальным лицевым счетом из 20 зн. В свою очередь 20-значный счет определяет тип счета, код валюты, значение контрольного ключа.
  2. Своевременное отражение операций «день в день» – не допускается изменять проводки за предыдущие операционные дни. Для этого существуют корректировки, проводимые уже в текущем периоде. Баланс может формироваться за любой период – день, декаду, месяц и т.д.
  3. Раздельная оценка и отражение активных и пассивных счетов и использованием единой временной градации по срокам при отражении на счетах 2 уровня.
  4. Учет НДС строится с возможностью включения сумм оплаченных входящих налогов в расходы (а не в вычеты), принимаемые при определении налога на прибыль. При этом НДС в части ТМЦ берется в расходы только в сумме списанных со складов ценностей.
  5. Учет основных средств ведется с открытием лицевых счетов по амортизационным аналитическим группам ОС.
  6. Список отчетных форм, а также правила составления и сдачи регламентируются ЦБ в Указании № 2332-У от 12 ноября 2009 г.

Бухгалтерский учет в кредитных организациях – типовые проводки

Счет по дебету

Счет по кредиту

Введено основное средство в эксплуатацию

Начислена амортизация по ОС

Перечислен аванс за МПЗ

Внесено ОС в качестве вклада в уставной капитал

Приняты МПЗ на баланс банка

Выбыли МПЗ

61002 (61008-61010, 61013, 61014)

Обнаружена недостача по МПЗ

61002 (61008-61010, 61013, 61014)

61002 (61008-61010, 61013, 61014)

Выдана зарплата сотрудникам банка

Начислены «зарплатные» налоги

Перечислены «зарплатные» налоги

Оплачены % по межбанковским кредитным обязательствам

30102, 30110, 20202

Начислены % по клиентским депозитам

Отражены командировочные расходы сотрудника банка

Выдан кредит банком клиенту-НКО

Начислены % по кредиту

Уплачены клиентом банка %

Погашен клиентом-НКО банка кредит в срок