Денежными доходами ниже величины прожиточного. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Опубликовал данные по прожиточному минимуму и уровню бедности в третьем квартале этого года. Для всего населения прожиточный составил 10 451 руб., для трудоспособных граждан - 11 310 руб., для пенсионеров - 8 615 руб.

Стоимость потребительской корзины в июле-сентябре составила 9 743 руб., из них на минимальный набор продуктов питания пришлось 4 822 руб.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации составила 19 млн, что на 200 тысяч человек больше, чем во втором квартале. Уровень бедности (отношение количества россиян с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения) составил 12,9%.

Этот показатель вырос впервые в этом году - в первом и втором квартале он снижался. В прошлом году число бедных россиян также последовательно сокращалось от квартала к кварталу.

В целом, за девять месяцев уровень бедности составил 13,3%. Это ниже, чем за аналогичный период прошлого года (13,8%). Но такая динамика не позволит выйти на прогнозные рубежи, заложенные .

У ведомства есть на текущий год целых два прогноза. Один был представлен вместе с законом о бюджете на 2019-2021 гг., и в базовом сценарии стоит цифра в 12,3%. Второй прогноз на период до 2024 года был опубликован несколько позже, и там уже указан уровень бедности в 11% по базовому сценарию.

Чтобы выйти даже на 12,3%, необходимо накачать граждан деньгами в четвертом квартале. Но это вряд ли случиться. Ранее эксперты оценивали вероятность выполнения прогнозов Минэка, как минимальную.

«В этом году уже состоялась индексация зарплат бюджетников. Как правило, эта мера затрагивает нижнюю социальную страту», — поясняла , главный экономист . Таким образом, основной вклад в снижение уровня бедности в этом году уже состоялся, поясняет она.

Кроме того, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был повышен до прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 мая, и вклад этого фактора также уже отыгран.

«В этом году уже нереально. Непонятно, откуда такие цифры», — ответил на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» соглашается , профессор .

По его словам, в этом году уже состоялось увеличение роста доходов бюджетников и других мер, которые могут повлиять на статистику, не предвидится. При этом, по последним данным, идет снова падение доходов населения.

В январе-октябре, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения (денежные доходы, скорректированные на обязательные платежи и инфляцию) выросли всего на 1,6%, при этом в сентябре доходы даже ушли в минус, упав на полтора процента по сравнению с сентябрем 2017 года.

Рост доходов поддерживается только увеличением зарплат (за десять месяцев — плюс 10,4% в номинальном выражении и 7,6% в реальном). Остальные виды заработка россиян проседают. Сокращаются также и выплаты в конвертах, говорят эксперты.

Но правительство не теряет оптимизма. Президент поставил задачу сократить уровень бедности к 2024 году в два раза, а Минэкономразвития сделало под эту задачу соответствующий прогноз.

«Для того, чтобы достигнуть планки в 200% понижения цифр по бедности, нужно реализовать целый план. В настоящий момент этот план моими коллегами готовится. Вот я буквально вчера на эту тему разговаривал», — заявил недавно премьер-министр в телеинтервью.

Ранее вице-премьер по социалке говорила, что правительство в следующем году представит дополнительные предложения для поставленной президентом задачи.

«Сейчас мы видим, что те меры, которые у нас есть, пока не дают нам возможности дотянуть снижение в два раза, поэтому мы в настоящее время работаем с экспертным сообществом как по проекту «Демография», так и по необходимости выполнения показателя снижения бедности в два раза», — сказала Голикова.

Глава также отмечал, что снизить бедность в два раза будет крайне сложно.

«Мы видели, что все возможности, даже если темпы роста экономики поднять до выше 3,5%, с учетом большего перераспределения ресурсов на бедные семьи, нам удастся за шесть лет на 30% снизить (бедность)», — сказал он.

Недавно свою оценку майскому указу дал . Эксперты считают, что цель по двукратному снижению бедности россиян к 2024 году «вполне достижима».

Данное распоряжение может быть выполнено при низких темпах роста экономики. Однако, отмечается в докладе, для этого необходимо изменение системы социальной поддержки.

«Согласно нашим оценкам, среднегодовые темпы экономического роста в размере 1,5% обеспечат снижение уровня бедности к 2024 году с 13,2% только до 10,7%», — говорится в докладе.

Будет ли изменена система социальной поддержки, пока неизвестно. План по сокращению бедности еще не представлен.

Согласно данным Росстата во II квартале текущего года величина прожиточного минимума в целом по стране заметно повысилась, но рост среднедушевых денежных доходов и среднемесячной номинальной зарплаты это повышение превзошел. В результате численность и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократились.

В расчете на душу российского населения размер прожиточного минимума за II квартал 2017 г. составил 10 329 руб. в месяц (11 163 руб. для трудоспособного населения, 8506 - для пенсионеров и 10 160 руб. - для детей).

В частности, потребительская корзина в составе прожиточного минимума для всего населения оценена в 9621 руб. (минимальный набор продуктов питания - 4871 руб., непродовольственных товаров - 2372, услуг - 2378, расходы по обязательным платежам и сборам - 708 руб.).

По сравнению с I кварталом этого года «жизнь по минимуму» подорожала на 420 руб., или на 4,2%. Но надо заметить, что повышение размера прожиточного минимума - явление для II квартала обычное, вопрос только в его интенсивности. Например, в прошлом году относительно I квартала он увеличился только на 180 руб., или на 1,8%.

Таким образом, нынешний его рост во II квартале можно считать относительно высоким. Что и объяснимо, если вспомнить поведение инфляции - ее темп в апреле - июне был заметно выше, чем в I квартале. Особенно неожиданно высокой для экспертов она оказалась в первом месяце лета, что, очевидно, было вызвано необычно холодной погодой на большой территории страны и запаздыванием активного поступления на потребительский рынок плодоовощной продукции нового урожая.

Но II квартал славится и тем, что в этот период сезонно оживляется экономическая активность, что влечет за собой рост доходов и зарплат (пусть не всегда в реальном годовом выражении). В рассматриваемом случае среднедушевые денежные доходы, согласно предварительным данным Росстата, во II квартале увеличились по сравнению с январем - мартом на 2984 руб., или на 10,8%. А это в 7,1 раза больше увеличения размера прожиточного минимума в абсолютном измерении и в 2,6 раза - в относительном.

В частности, среднемесячная номинальная зарплата работников организаций нарастила 4048 руб., или 11% соответственно. Как весомо и в положительную сторону изменилось соотношение доходов и зарплаты с величиной прожиточного минимума, показывает соответствующая таблица. Да, в отношении пенсий такое сопоставление немного подкачало, но, как видим, запас превышения средней пенсии официального уровня, ниже которого открывается, прямо говоря, нищета, немал.

Что касается соотношений основных социальных гарантий - минимального размера оплаты труда, стипендий учащихся, пособий по уходу за детьми до 1,5 лет - с прожиточным минимумом, то ничего, кроме сочувствия их получателям, они никогда не вызывают. А понятное небольшое ухудшение соответствующих сопоставлений во II квартале текущего года новых красок не добавляет.

Хотя рост доходов населения основательно «причесал» повышение величины прожиточного минимума за II квартал, относительная бойкость последнего статистику все-таки подпортила - численность и доля россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума в апреле - июне нынешнего года, как показывает соответствующая таблица, побольше, чем в аналогичном периоде 2016 г., и только более благоприятный задел I квартала делает грустную картину за полугодие чуть оптимистичнее, чем год назад.

Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума

Справочно

Среднедушевые денежные доходы населения 1 , руб. в месяц

в % к величине прожиточного минимума для всего населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. в месяц

в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения

Средний размер назначенных пенсий по старости 2 , руб. в месяц

в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров

1) Предварительные данные.

2) Приведены данные Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом, без учета социальных доплат неработающим пенсионерам.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ

Млн человек 2016 г.

В % от общей численности населения

I квартал

II квартал

1-е полугодие

III квартал

Январь - сентябрь

IV квартал

I квартал

II квартал

1-е полугодие

1) Предварительные данные.

План

1. Сущность и содержание социальной политики государства в целях
социальной защиты работников.

5. Приоритетные направления социальных реформ

1.Сущность и содержание социальной политики государства в целях
социальной защиты работников.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами "общественного договора" в области социальной и экономической политики.

Неравенство доходов, создаваемое в рыночной экономике, обуславливает необходимость вмешательства государства в процесс перераспределения доходов. В условиях совершенной конкуренции рыночный механизм приводит к достаточно резким различиям в уровне доходов и не обеспечивает гарантированного состояния всех слоев населения. Но при этом государство не должно разрушать сам конкурентный рыночный механизм, сохранение которого образует максимальную границу государственного вмешательства. Важно, чтобы размеры социальных выплат соответствовали финансовым возможностям государства. Для каждой страны характерна своя конкретная организация перераспределения доходов, которая в свою очередь определяется уровнем экономического развития, соотношением политических сил, потребительскими стереотипами людей, характерными для данной страны в данный исторический момент.

Задачей эффективного перераспределения является то, чтобы оно одновременно было и заметным для малоимущих слоев, и не провоцировало бы снижение эффективности производства. Распределение доходов осуществляется путем их государственного регулирования посредством перераспределения, путем проведения разумной социальной политики. Социальная политика - это целенаправленная деятельность государствапо регулированию социально-экономических условий жизни общества. Социальная политика представляет деятельность, меры, мероприятия, социальное взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношение между людьми, социальными общностями, группами и слоями.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.



Социальная политика как система состоит из относительно самостоятельных, взаимосвязанных частей, являющихся ее структурообразующими элементами. Такими частями являются социально-трудовые отношения; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства (семейная политика); социальная помощь; предоставление социальных услуг в социальной сфере; социальное страхование.

Социально-трудовые отношения представляют отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). В области трудовых отношений имеется тесная взаимосвязь между социальной, кадровой и экономической политикой. В отличие от кадровой и экономической политики в социальной политике основное внимание уделяется социальной составляющей трудовых отношений, социально-трудовым отношениям. Социально-трудовыми отношениями являются отношения между участниками общественной практики (преобразовательной деятельности) по поводу ее социально-целевой направленности, социальных результатов, формирования и изменения условий и способов трудовой жизнедеятельности.

Основным компонентом социальной политики в области социально-трудовых отношений выступает отношение к труду, которое находит свое выражение в занятости населения, безработице, оплате и охране труда. Занятость означает деятельность человека, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую, как правило, ему заработок, трудовой доход.

государственное пенсионное обеспечение . К пенсиям по государственному пенсионному обеспечению относятся пенсии: за выслугу лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих; по старости для людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; по инвалидности для военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсией по государственному пенсионному обеспечению является социальная пенсия для некоторых категорий нетрудоспособных людей. Государственное пенсионное обеспечение предусматривает выплату пенсии людям, проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительской системы и членам их семей. В его состав входит пожизненное содержание судей, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., доплата к пенсиям российским гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Социальное обслуживание объединяет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Под трудной жизненной ситуацией понимается такая ситуация, которая оказывает существенное, как правило, негативное влияние на человеческую деятельность и человек не может преодолеть ее самостоятельно. К трудной жизненной ситуации относится инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество нетрудоспособных и пожилых людей.

Самостоятельной частью социальной политики является социальное обеспечение . Социальное обеспечение в нашей стране включает все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, льготы отдельным категориям населения.

В соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения, принятым Советом Европы 16 апреля 1964 г. в Страсбурге, под социальным обеспечением понимаются следующие виды помощи - медицинская помощь, помощь по болезни, безработице, старости, в случае производственной травмы или профессионального заболевания, семьям с детьми, беременности и родам, инвалидности, в случае смерти кормильца

Государственное социальное обеспечение населения включает социальную поддержку, которая означает представление помощи с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Имеются в виду социальные выплаты и компенсации в возмещение вреда людям, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Оно предусматривает социальные выплаты по дополнительному ежемесячному материальному обеспечению некоторых категорий российских граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг., за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, инвалидов вследствие военной травмы. В состав государственного социального обеспечения входит обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца; компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации. Государственное социальное обеспечение включает обеспечение инвалидов транспортными средствами; единовременные денежные компенсации реабилитированным людям; компенсации членам семей погибших военнослужащих; пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним людям, уволенным из их числа людям.

Самостоятельной составной частью социальной политики является охрана семьи и детства , предусматривающая проведение семейной политики. Семейная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп, направленная на регулирование процессов развития семьи с целью их оптимизации в соответствии с интересами социальных слоев, групп, общностей, общества, на планирование и социальную защиту семьи, регулирование семейных отношений. Она предусматривает комплекс практических мер, представляющих семьям с детьми социальные гарантии, цель которых заключается в том, чтобы улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Государственная семейная политика - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Социальная помощь предусматривает совокупность мер по оказанию помощи людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации и нуждающимся в дополнительных расходах. Государственная социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям, иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Специфика государственной социальной помощи состоит в том, что она оказывается малоимущим людям и семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Цели государственной социальной помощи состоят в том, чтобы поддержать уровень жизни малоимущих семей и одиноко проживающих людей, адресно использовать бюджетные средства, усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан, создать необходимые условия для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снизить уровень социального неравенства, повысить доходы населения. Видами оказания государственной социальной помощи являются денежные выплаты и натуральная помощь. Натуральная помощь включает предоставление топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов. К денежным выплатам относятся социальные пособия, субсидии и другие выплаты. Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг, который означает перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. В состав набора социальных услуг входят дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Дополнительная бесплатная медицинская помощь включает обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение по обязательному социальному страхованию.

Относительно самостоятельной составной частью социальной политики являетсядеятельность по предоставлению социальных услуг в социальной сфере - здравоохранении, культуре, образовании, физической культуре, спорте, туризме, санаторно-курортном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании. В отраслях социальной сферы проводится государственная политика, которая не тождественна социальной политике. Государственная политика в каждой отрасли социальной сферы имеет свои цели.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта предполагает создание условий, ориентирующих людей на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности российского спорта. Стратегическая цель государственной политики в области образования предусматривает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого человека. Цель государственной политики в сфере культуры заключается в развитии и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Социальное страхование означает страхование людей от возможного изменения их материального и социального положения. Оно осуществляется в форме обязательного и добровольного социального страхования. Добровольное социальное страхование осуществляют на добровольной основе негосударственные страховые организации. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения. Его специфика состоит в осуществлении страхования работающих людей от возможного изменения материального и социального положения. Обязательное социальное страхование представляет систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих людей. Оно также распространяется на другие категории граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи и санаторно-курортного печения. Основными видами социального страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование по временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с безработицей.

Уяснение сущности и выработка государством социальной политики предполагает использование таких категорий как «минимальный потребительский бюджет», «прожиточный минимум», «уровень бедности», «минимальная заработная плата».

Минимальный потребительский бюджет определяется стоимостью набора продуктов питания, промышленных товаров и услуг, который необходим для удовлетворения физиологических потребностей человека. Минимальный потребительский бюджет - это порог, за которым начинается нищета.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце июля 2012 года составила 2658,4 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 2,1% (с начала года - на 9,9%).

В Москве стоимость продуктового набора выросла в меньшей степени, чем в среднем по России - в июле она увеличилась на 1,8%, а с начала года (2012)- на 15,6%, составив 3 тысячи 270,9 рублей.

Размер этого показателя определен на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах РФ. (Росстат)

Прожиточный минимум характеризует более высокий уровень потребления, обеспечивающий общественно нормальное воспроизводство рабочей силы. Его уровень прямо пропорционален социально-экономическому развитию страны. Он обеспечивает принятый в стране уровень потребления, получения образования, приобретение квалификации, наличия жилья у семьи, приобретение товаров длительного пользования.

Таблица 1.

Величина прожиточного минимума на 2012 год по субъектам Российской федерации и социальным группам

Уровень бедности показывает выраженную в процентах долю населения, доход которой находится ниже черты бедности. Семья считается бедной, если уровень ее доходов не позволяет удовлетворять потребности на уровне прожиточного минимума. Минэкономразвития заявило, что к 2020 г. количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 6%.

Таблица 1.

Минимальная заработная плата - это законодательно установленный минимальный уровень оплаты труда, который, как правило, должен соответствовать прожиточному минимуму. МРОТ в России пока составляет примерно 30% прожиточного минимума, хотя Трудовой кодекс требует их равенства. С 1 января 2012 г. минимальная зарплата в Москве составляет 11,3 тыс. руб., а с 1 июля - 11,7 тыс. руб. Согласно проекту постановления правительства Москвы «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2013 г» среднемесячная зарплата в Москве в 2012 году должна превысить 44 тыс. руб., а в 2013 г приблизиться к 49 тыс. руб.

С января 2013 года минимальный размер оплаты труда увеличится почти на 13% с 4611 до 5205 рублей. При этом размера МРОТ (5205 руб.) по-прежнему не достигнет прожиточного минимума в 6827 рублей.

Ранее глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев заявлял, что депутаты готовят законопроект, который предполагает в 2012 году троекратную индексацию минимального размера оплаты труда и увеличение его к октябрю до 6,5 тыс. рублей - до прожиточного минимума. Ранее сообщалось, что проект не будет внесен в Думу, поскольку заключение правительства на него отсутствует.

Если предприятие не в состоянии оплачивать труд работников на уровне установленного законом минимума, то оно объявляется банкротом и по закону его положено ликвидировать. Установление минимальной заработной платы государством является предметом дискуссий. Здесь существуют за и против. В пользу установления минимальной заработной платы говорит тот факт, что она повышает реальные доходы рабочих, а это приводит к улучшению здоровья, мотивации рабочих, что делает их труд более производительным. Для предпринимателей введение минимальной зарплаты является побудительным мотивом использовать труд более эффективно и повышать производительность труда, т.к. они не могут оплачивать труд меньше этого минимума.

Сущность социальной политики состоит в регулировании отношений между членами общества, направленном на помощь малоимущим группам населения, на уменьшение бедности и достижение для всех членов общества приемлемого уровня благосостояния. Осуществляется социальная политика путем разработки и реализации социальных программ, финансируемых из государственного бюджета, путем распределения доходов, регулирование занятости населения и т.п.

Необходимость проведения социальной политики обусловлена не только существованием неравенства в первичном распределении доходов в результате пофакторного распределения, но и формированием семейных бюджетов и влияние на объем душевого дохода величины и структуры семей, соотношение иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. В результате неравенство в распределении усугубляется неравенством в потреблении, когда имеется многодетная семья, инвалиды или нетрудоспособные. Кроме того, по мере развития общества возрастают требования к уровню образования и развития рабочей силы. НТП делает главным фактором экономического и социального роста творческий труд человека, использование инновационного, творческого потенциала работников. Потребности в образовании, здравоохранении относятся к числу таких, которые с точки зрения общества являются приоритетными и удовлетворение которых общество ставит под свой контроль, устанавливая бесплатное здравоохранение, образование.