Формы государственных займов. Классификации и виды государственных займов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, государственные заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия каких-либо расходов (например, военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии государственных облигаций и других долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или других материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.

По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние государственные займы. Номинал ценных бумаг внешних государственных займов устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних государственных займов, как правило, номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках. Многие государства устанавливают различные ограничения для покупки нерезидентами внутренних долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.

Держатели облигаций государственных займов получают свой доход в основном в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отдельным периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные государственные займы, когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) государственные займы, погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые государственные займы предусматривают смешанную форму выплаты дохода, например, процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.

Ценные бумаги государственных займов бывают неиндексируемыми и индексируемыми (то есть предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или другого показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также государственные займы, погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.

По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных - в виде записей на электронных счетах.

По свободе обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов - центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), других крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.

Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем другим государственным займам такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутренние ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.

Государственные займы в основном стали использоваться с конца 17- начала 18 века. До начала 20 века объём государственных займов всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов государственных займов произошёл во 2-й половине 20 века в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией международных потоков капитала. К концу 20 века вложения в государственные долговые облигации в национальной и иностранной валюте превысили 60 триллионов долларов, что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения государственных займов (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т.п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-е годы ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как основным местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на других континентах. В отличие от традиционных международных облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации - наиболее динамичный сегмент внешних государственных займов.

Государственные займы - основная форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в основном прибегают к внутренним государственным займам. В начале 2003 года у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутренним ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.

Государственные займы в России. Государственные займы были основной формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний государственный заём был осуществлён в 1769 году императрицей Екатериной II, первый внутренний государственный заём - в 1809 при императоре Александре I. Между 1769 и 1914 российское правительство заняло за границей и внутри России около 15 миллиардов рублей; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей российской задолженности приходилось на займы периода 1887-1902, займы до 1887 составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие - немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний государственный заём был выпущен Временным правительством в марте 1917 - «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, то есть должен был погашаться в 1971 году. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Государственные займы были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной национальной валюты.

После отказа правительства В. И. Ленина в январе 1918 года платить по царским долгам, советское государство как суверенный заёмщик на несколько десятилетий оказалось отрезанным от международных рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в том числе долгов царской России, а также присвоения России в октябре - ноябре 1996 сразу тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных международных валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европейских рынках. Осуществлённый Россией в ноябре 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним государственным займом в новейшей российской истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988-1990 СССР на общую сумму 1,6 миллиарда долларов, формально не были государственными займами, так как их официальным эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).

Отсутствие внешних государственных займов СССР компенсировал внутренними государственными займами. Первые займы начались в 1922 году, и они были добровольными. В основном это были краткосрочные натуральные займы - 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, например, целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это так называемые добровольно-принудительные займы, которые в дальнейшем стали основной формой заимствования средств населения. К концу 1929 года эти займы составляли уже более трети остатка государственного долга, тогда как доля рыночных займов - всего 12% (в 1926 - более 40%). А четвёртый выпуск займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 миллионов подписчиков (в 1927 было только 6 миллионов подписчиков на госзаймы). Кроме принудительной подписки имели место многочисленные конверсии государственных займов (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, то есть являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние государственные займы во время Великой Отечественной войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых военных расходов. Размещение государственных займов было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в конце 1950-х годов, заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудительных займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше - с 1974. В последующем государственные займы размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В конце 1980-х годов была предпринята попытка увеличить государственные займы. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.

В 1990-е годы происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних государственных займов. Объём внутренних займов в виде ГКО (Государственных казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 года примерно 430 миллиардов рублей, или около 70 миллиардов долларов по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих государственных займов, в августе 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО - ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних государственных займов был восстановлен уже через 2-3 года. В начале 2000-х годов на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутренних долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.

Лит.: Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999; Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002; Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003; Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

Классификация государственных займов

Государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению выделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений (безоблигационные) и займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг (облигационные).

В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на займы внутренние и внешние. На внутреннем финансовом рынке средства предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами, а внешние поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распространение получила практика выпуска в РФ государственных займов центральным правительством.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения (например, Государственный внутренний выигрышный заем 1982 года), среди юридических лиц (государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года) и универсальные, то есть предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

а) процентные займы;

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (целевые) займы.

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально.

При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускаются.

Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется.

Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на:

а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы подразделяют на:

а) добровольные займы;

б) займы, размещенные по подписке;

в) принудительные займы.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций.

Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

В зависимости от установления обеспеченности, государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые.

Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – принцип материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами.

Беззалоговые займы не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства, выпустившего их.

Государственные займы - форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником.

Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов,

однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут

быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными

и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным

облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не

пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход,

а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.

Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также

купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в

состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

    займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;

    возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

    снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений займы делятся на раз­мещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ­ными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государ­ством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государствен­ные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен­ные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускают­ся местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все иму­щество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязатель­ства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочи­тают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткос­рочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;


7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязатель­ствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процен­тной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.

Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачи­ваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Од­нако такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы;

8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного пога­шения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств ста­новится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовре­менно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

O заем гасится равными частями в течение определенного срока;

O возрастающими долями;

O снижающимися долями.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.)

Казначейские обязательства , в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений, - обращение части вкладов населения в государственные займы . Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств).

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите – гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в период реформ.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

2. По месту размещения – внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные . Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.

5. По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные . Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы власти управления обычно выпускают беззакладные облигации.

6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид – процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства бывают с твердыми илиплавающими ставками. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства: с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения.

Различаются два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

Заем погашается равными частями в течении определенного срока;

Возрастающими долями;

Снижающими долями.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;

2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;

3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Формы муниципальных займов .

Муниципальные займы - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором - гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных облигаций или других государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные и муниципальные займы являются добровольными.

Договоры о государственных внешних заимствованиях, исполнение которых требует увеличения их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, включаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

Финансы домашних хозяйств: содержание.

Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отноше­ний, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и ис­пользованием денежных доходов, поступлений и накоплений до­машних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства. В экономической научной и учебной литературе существуют разные подходы к определению сущности домашних хозяйств, их роли и значения в экономической системе, что обусловливает раз­ные позиции в оценке финансов домашних хозяйств в составе фи­нансовой системы государства.

Финансы домашних хозяйств - самостоятельная сфера финансо­вых отношений в составе финансовой системы. Они объективно обу­словлены деятельностью домашних хозяйств, обеспечивающих вос­производство рабочей силы при потреблении созданного обществен­ного продукта. Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием.

В их составе выделяются следующие взаимоотношения:

· с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;

· с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;

· между членами хозяйства в связи с формированием и ис­пользованием денежных доходов, поступлений и накопле­ний

· с другими домашними хозяйствами по совместному форми­рованию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;

· с кредитными организациями в связи с привлечением по­требительских кредитов и размещением сбережений домаш­них хозяйств на депозитные счета;

· со страховыми организациями по поводу личного страхова­ния членов домашних хозяйств и их имущества;

· с органами государственной власти и органами местного са­моуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получе­ния социальных трансфертов и т.п.

Перечисленные виды взаимоотношений образуют в совокупно­сти содержание финансов домашних хозяйств. Финансы домашних хозяйств функционируют с характерными особенностями. В отличие от других сфер финансовой системы финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяиств с государством по пово­ду уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также с кредитными и страховыми организациями. По всем ос­тальным направлениям деятельности домашние хозяйства само­стоятельно принимают решения по формированию и использова­нию своих денежных доходов, поступлений и накоплений. Такие решения подчас не столько определяются рациональными подхода­ми к организации их хозяйственной деятельности и получению максимальных доходов и накоплений, сколько основываются на ценностных мотивах неформального характера, обусловленных со­циальными, демографическими, психологическими, этническими и многими другими факторами.

Как любые финансовые отношения, финансы домашних хо­зяйств функционируют посредством денежных доходов и расходов. Здесь также есть особенности, обусловленные деятельностью до­машних хозяйств как экономических субъектов, реализующих на­ряду с оплачиваемыми работами в общественном и частном секторе экономики неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства, производимые на безвозмездной основе (ведение до­машнего хозяйства, выращивание продуктов в подсобном хозяйст­ве, воспитание детей, уход за престарелыми и больными). В по­следнем случае деятельность домашних хозяйств не приобретает стоимостного выражения и остается вне сферы финансовых отно­шений.

Финансы домашних хозяйств вьшолняют следующие основные функции:

· воспроизводственную (обеспечение людей материальными и социально-культурными благами и услугами, в том числе и 348 производственного характера). Роль этой функции возросла в условиях развития рыночных отношений в стране и со­кращения общественных фондов потребления;

· распределительную (распределение стоимости валового внутреннего продукта и созданного национального дохода между домашними хозяйствами, его отдельными участника­ ми и государством, домашними хозяйствами, его отдельны­ ми участниками и предприятиями, между отдельными уча­стниками внутри домашнего хозяйства).

Домашнее хозяйст­во в условиях рыночной экономики постоянно вступает в распределительные финансовые отношения как с внешними по отношению к данному домашнему хозяйству рыночными субъектами, государственными органами власти и органами местного самоуправления, так и внутри домашнего хозяйст­ ва. В рамках распределительной функции финансов часть национального дохода, которая пришлась на долю домашне­ го хозяйства, в той или иной пропорции распределяется ме­ жду всеми его участниками.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают не­ прерывность процесса воспроизводства рабочей силы, обес­ печивая каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни;

· контрольную (уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. Под воздействием различных факторов эта величина может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому поддержание обычного уровня по­ требления невозможно без контроля за распределением по­ лученного дохода по различным направлениям расходования денежных средств, а также за их целевым использованием). Специфика финансов домашних хозяйств заключается в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени рег­ламентирована государством.

Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования де­нежных фондов, их размере и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую сумму до­хода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократно­го распределения и перераспределения стоимости валового внут­реннего продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их ре­ального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизован­ные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сфе­ру здравоохранения, образования, социального обеспечения, и в результате уровень реального дохода домашних хозяйств возрастает.

Как и любая другая экономическая система, домашнее хозяйст­во для повышения уровня благосостояния своих участников при­нимает многочисленные решения, относящиеся к различным сто­ронам жизнедеятельности. Экономические и финансовые решения домашнего хозяйства де­лятся на две основные группы:

· решения, каким образом формировать фонд рабочего време­ни (количество работающих членов домашнего хозяйства, место их работы и др.);

· решения, как формировать структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у него, т.е. надо ли осуществлять капи­тальные расходы (приобретать новую недвижимость, автомобили, мебель и т.п. или ценные бумаги и т.д.);.

Одновременно определяется соотношение между вновь приоб­ретаемыми активами.

Первая группа решений влияет на уровень доходов домаш­них хозяйств, вторая - не только на соотношение, в котором располагаемый доход домашнего хозяйства распадается на потреб­ляемую и сберегаемую части, но и на уровень будущих инвестици­онных доходов домашнего хозяйства, полученных, например, в виде дивидендов по приобретенным акциям или в виде дохода по сроч­ному вкладу в коммерческом банке.

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

· текущие и перспективные цели;

· отношения между членами домашнего хозяйства;

· уровень доходов домашнего хозяйства;

· предпочтения и склонность к риску членов домашнего хо­зяйства;

· внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Внешняя среда оказывает очень большое влияние на решения в домашнем хозяйстве. Наиболее важные факторы внешней среды - законодательное регулирование доходов и расходов, в особенности в сфере занятости, налогообложения доходов, социальных пособий; отношения в коллективе, в котором работают члены домашнего хозяйства; участие последних в общественных и политических ор­ганизациях; отношения между самими домашними хозяйствами. Существуют особенности в механизме и степени формализации принятия домашним хозяйством финансовых и экономических решений. Например, в коммерческих организациях существует систе­ма методов принятия решений, включая планирование, оператив­ное управление, контроль и другие стадии процесса управления, объединяемые понятием «менеджмент» (его составной частью явля­ется финансовый менеджмент).

В коммерческих организациях чет­ко определены оперативные и стратегические цели, их иерархия, способы достижения. Все это закрепляется во внутрифирменных регламентах. В домашних хозяйствах установление целей - также необходимый атрибут. Однако их достижение не связано с форма­лизованными процедурами принятия решений. Цели домашним хозяйством определяются часто на основе жизненного опыта. Меж­ду членами домашнего хозяйства устанавливается система нефор­мальных связей, в которой определяется роль каждого из них.

В домашних хозяйствах, как правило, не составляются баланс денеж­ных доходов и расходов, что также является отражением нефор­мального характера принимаемых решений. Механизм принятия экономических и финансовых решений домашними хозяйствами, их целевая направленность отличаются от механизма принятия решений и целевой направленности аналогич­ных решений, принимаемых, например, коммерческими организа­циями. Эти особенности в значительной мере являются следствием того обстоятельства, что связи, существующие между отдельными членами домашнего хозяйства, не столько экономические, сколько социальные.

В коммерческих организациях также существуют соци­альные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономи­ческими (рост прибыли, рост акционерного капитала и т.д.). В до­машних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов от­ношений прямо противоположна. Поэтому и экономические и финан­совые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов домохозяйств, экономия затрат и т.п.), но и социальных (воспитание детей, повышение образовательного уровня, обеспечение условий для полноценного отдыха и т.д.).

Экономические цели играют подчиненную роль по сравнению с социальными и направлены на наи­более полную реализацию последних. 9.2. Доходы и расходы домашних хозяйств Доходы домашних хозяйств. Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показа­телей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных дохо­дов населения.

Совокупные (общие) доходы определяются суммированием де­нежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и 351 льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

Нату­ральные доходы при этом могут определяться по средним ценам реализации соответствующей продукции на рынке. Вместе с тем совокупные доходы не дают представления о той их части, которая остается в распоряжении домашних хозяйств. Для этого использу­ются данные о располагаемых доходах населения. Располагаемые доходы определяются исключением из совокуп­ных доходов населения налогов и обязательных платежей.

Распола­гаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбе­режений населения. Они могут иметь номинальную и реальную оценку.

Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйст­ва за определенный период времени в денежных единицах по нари­цательной стоимости. Они учитываются как начисленные доходы и фактически полученные.

Начисленные доходы характеризуются суммой причитающихся к выплате доходов, фактически получен­ные - образуются после выплаты доходов, включая погашение за­долженности прошлого периода. Выделение начисленных и факти­чески полученных доходов в составе номинальных доходов позво­ляет учесть их динамику в условиях нестабильной экономической ситуации и связанными с этим явлениями задержки выплаты зара­ботной платы.

Реальные доходы представляют собой денежные доходы текуще­го периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полу­ченных доходов и определяются количеством товаров и услуг, кото­рые реально могут быть приобретены населением. Реальные доходы отражают действительный уровень жизни населения и благосостоя­ния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материаль­ных и нематериальных потребностей населения.

Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются, как правило, по источникам их формирования. Выделяются следующие виды доходов:

· оплата труда наемных работников;

· социальные трансферты;

· смешанный, или предпринимательский, доход;

· доходы от собственности;

· другие доходы.

Оплата труда включает денежные средства, полученные члена­ми домашних хозяйств за выполненную ими работу по найму. Оп­лата труда является основной формой доходов домашних хозяйств. В основе ее построения лежит тарифная система, которая включает тарифные ставки, тарифные разряды, тарифные сетки, тарифно-квалификационные требования, районные коэффициенты, виды 352 заработной платы и условия ее выплаты, а также другие элементы, регламентирующие оплату труда наемных работников в различных сферах, отраслях, производствах, и т.д.

В оплату труда включаются: заработная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; выплаты за работу в особых условиях; доп­латы за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; премии и единовременные поощрительные выплаты; вознаграждение за выслугу лет; оплата ежегодных и до­полнительных отпусков; материальная помощь; другие выплаты.

Расходы домашних хозяйств.

Расходы домашних хозяйств клас­сифицируются по различным критериям. В их составе можно выде­лить следующие расходы:

· на покупку товаров и оплату услуг;

· обязательные платежи и разнообразные взносы;

· на приобретение недвижимости;

· на прирост финансовых активов.

Расходы на покупку товаров и услуг условно можно подразделить на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы включают достаточно большой перечень затрат, связанных с первоочередными нуждами или производимых регулярно. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продо­вольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг свя­зи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобрете­нием лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольст­венных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера (обувь, одежда, хозяйственный инвентарь, предметы бытового обихода, услуги парикмахерской, химчистки и т.п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты по приобрете­нию непродовольственных товаров длительного пользования (ме­бель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капи­тальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, ан­тиквариата, ювелирные изделия и т.п. 354 Расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют наибо­лее весомую часть денежных расходов домашних хозяйств. Их доля в денежных расходах занимает 80%.

Обязательные платежи обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также платежей по страхованию, комму­нальных платежей населения, процентов за товарный кредит, взно­сов в общественные и кооперативные организации и т.д. В системе налогообложения домашних хозяйств наиболее значимым является налог на доходы физических лиц, которым охвачено практически все трудоспособное население. Наряду с налогом на доходы физи­ческих лиц обязательными для домашних хозяйств являются плате­жи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц. Доля этих платежей и взносов в денежных расходах приближается к 10%. Расходы на приобретение недвижимости включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых до­миков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоян­ного, сезонного или временного проживания, а также отдыха. Доля этих платежей в денежных расходах составляет немного больше 2,5%.

Расходы на прирост финансовых активов включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на де­позитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения. Доля этих видов расходов в общих денежных расходах приближается к 20%. Доля денег на руках у населения в приросте финансовых активов составляет 9,5%. В составе расходов домашних хозяйств основными, непосредст­венно связанными с их деятельностью, являются расходы на по­купку товаров и оплату услуг. Их объем и динамика зависят от множества факторов, которые можно подразделить на внутренние, зависимые непосредственно от деятельности домашнего хозяйства, и внешние, которые воздействуют на домашние хозяйства вне зави­симости от результатов его деятельности.

К внутренним факторам следует отнести: размер совокупных доходов домашнего хозяйства, уровень организации его хозяйствен­ной деятельности, уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. В качестве внешних факторов следует рассматривать: уровень цен на потребляемые товары и услуги, раз­меры социальных трансфертов, уровень налоговой нагрузки на до­машние хозяйства и др.

Расходы на покупку товаров и услуг во многом определяют объ­емы фактического потребления домашних хозяйств, которые непо­средственно характеризуют уровень жизни населения и его воспро­изводственный потенциал.

Можно выделить следующие уровни жизни населения:

· достаток, при котором осуществляется потребление благ, обеспечивающее всестороннее развитие человека;

· нормальный уровень, при котором рациональное потребле­ ние по научно обоснованным нормам обеспечивает восста­ новление физических и интеллектуальных сил человека;

· бедность, когда потребление благ обеспечивает сохранение работоспособности человека как границы воспроизводства рабочей силы;

· нищета, когда потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Для оценки нижнего предела уровня жизни населения устанав­ливается прожиточный, а также физиологический минимум. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, необходимого для сохра­нения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, уплату налогов и обязательных платежей. Он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для разных социально-демографических групп населения с учетом научно обоснованных норм, национальных и иных особенностей потребления, а также реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум непо­средственно зависит от цен, поэтому он непрерывно корректирует­ся на уровень инфляции. Физиологический минимум представляет собой суммарную стои­мость товаров и услуг, которыми можно поддерживать физическое состояние, но только в течение определенного времени. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги и некоторые другие затраты. Сбережения являются важнейшим показателем благополучия домашних хозяйств. Статистические данные свидетельствуют о приросте сбережений населения, что подтверждается положитель­ной динамикой абсолютных показателей прироста финансовых ак­тивов в составе денежных расходов населения. Однако в целом уро­вень жизни населения страны остается низким и в настоящее время его качественное повышение является приоритетным направлением не только финансовой, но и в целом экономической политики го­сударства.

7. Государственные и муниципальные заимствования: понятие, состав, виды и роль в финансовом обеспечении потребностей органов власти различных уровней.

Являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования . Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств,

международные финансовые организации. Отношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2000 т: Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заимствования проводятся в двух формах: государственных и

муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы - передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимод