Сфера производства сфера обращения сфера потребления. Отрасли производственной сферы

Экономика предприятия Душенькина Елена Алексеевна

5. Сфера предпринимательства

5. Сфера предпринимательства

Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя можно считать: производство, коммерцию, финансы, интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека.

Производство – наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями.

Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег.

К производственной сфере принято относить:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;

3) общественный и производственный транспорт;

4) услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Торговля – передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное производство, где выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции.

Марксисты считают, что торговый капитал – обособившаяся часть промышленного капитала. В той же мере к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство.

Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага.

Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Что такое «ключевая сфера компетенции»? Большинство управляющих без труда составили бы целый список знаний и навыков, которые, по их мнению, жизненно необходимы для успеха их компании. От вас это тоже не потребует больших усилий. И все же такой список представляет интерес

Из книги Финансовые услуги: перезагрузка автора Певерелли Роджер

Чем крупнее сфера, тем больше разрывов Консолидация может представлять собой непростую задачу для крупных международных финансовых компаний. Возникающую у них проблему можно легко понять, если представить себе компании в виде сфер (см. рисунок). За счет консолидации

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

XII. СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА 1. Характер денежного учета Экономический расчет может охватить все, что обменивается на деньги. Цены на товары и услуги представляют собой исторические данные, описывающие либо прошлые события, либо возможные будущие события.

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

5. Сфера предпринимательства Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя можно считать: производство, коммерцию, финансы, интеллектуальный комплекс.В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из

автора Корниенко Олег Васильевич

V. Транспорт, строительство и сфера услуг РФ

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 42 Строительная сфера Ответ Объемы производства в строительной сфере в последние годы постепенно увеличиваются, но пока не достигли уровня 1990 г. (табл. 12).Таблица 12 Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» В число крупнейших

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 45 Телекоммуникационная сфера Ответ К сфере телекоммуникаций относится комплекс услуг, связанных с функционированием телевизионной и радиовещательной сети, телефонной связи, предоставлением доступа в Интернет и др.Московская компания ФГУП «Российская

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

§ 2. Сфера здравоохранения В традиционном аграрном европейском обществе роль государства в организации здравоохранения была ограниченной. Население получало платные медицинские услуги от частных врачей, в некоторых случаях помощь медиков оплачивалась за счет

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

6.1.9. Сфера культуры и политики фирмы Известно немного организаций, где власть сосредоточена в руках одного человека или группы, которые разделяют единую культуру. Большинство организаций применяют разнообразные критерии и имеют несколько силовых центров. Поэтому

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

43. Тарифная система, сфера ее применения Тарифная система представляет собой систему оплаты труда работников, единицей которой является тарифная ставка 1-го разряда. При этом применяется многоразрядная система установления размера заработной платы с учетом

автора Армстронг Майкл

СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ По результатам опроса CIPD, проведенного в Соединенном Королевстве в 2005 г., можно сказать, что показатель текучести кадров для всех работников составил 15,7%. Для отдельных категорий работников показатели были следующими: персонал –

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В зависимости от результатов анализа рисков и от общей оценки причин ухода работников можно принимать следующие меры: Неконкурентоспособная, несправедливая или пристрастная система оплаты должна быть пересмотрена. Но, как указывает Капелли (2000),

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СФЕРА ОХВАТА ЭЛЕКТРОННОГО НАУЧЕНИЯ 4. Идентифицируйте сферу охвата развития систем электронного научения. Необходимо также оценить потребность в расширении нынешних возможностей за счет смешанного подхода, использующего взаимодополняющие и подкрепляющие друг друга

Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

Ваша сфера влияния Если вы работаете в крупной транснациональной организации с централизованной кадровой системой, возможно, процессы в ней находятся вне сферы вашего влияния. Мы вовсе не советуем вам брать на себя ответственность за глобальную кадровую систему!

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Сфера влияния Лидеры разных уровней могут иметь различную степень влияния на проект BPM, организацию, персонал и его рабочую среду. На рис. 26.2 показаны сферы влияния лидерства в общем виде.Степень влияния трех названных выше уровней лидерства на компоненты оказывается

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Ваша сфера влияния Пришла пора вспомнить обо всех, кого вы знали, знаете или хотите узнать. Большинство моих клиентов получают самые лучшие предложения благодаря сети профессиональных контактов, а не через объявления или хедхантеров. У них есть знакомые, которых они

В экономических исследованиях при анализе обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики. Общественное производство с точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяется на две сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

Сельское и лесное хозяйство, строительство, общественное питание, промышленность, грузовой транспорт, торговля, информационно-вычислительное обслуживание, связь относятся к материальному производству. Жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, пассажирский транспорт, физическая культура, народное образование, социальное обеспечение, культура и искусство, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления, наука и научное обслуживание относятся к непроизводственной сфере.

Отрасли

Сферы экономики делятся на отрасли. Отрасль — это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), в системе общественного разделения труда характеризующихся особыми условиями производства и однородной продукцией и выполняющих в национальном хозяйстве специфическую функцию.

Например,отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества предметы потребления и средства производства, включает в себя сфера материального производства.

Отраслевое деление экономики — это результат развития общественного разделения труда в ходе исторического процесса.

Каждая из специализированных отраслей делится на комплексные отрасли и виды производства. Например, в составе промышленности около 15-и крупных отраслей. Это электроэнергетика, черная и цветная металлургия, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и т.д.

Специализированные отрасли отличаются разной степенью дифференциации производства. К формированию новых отраслей и видов производства приводит дальнейшее углубление специализации производства, развитие экономики и общества. К созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов приводят процессы кооперации, интеграции производства, развитие устойчивых производственных связей между отраслями.

Межотраслевые комплексы

Это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределение продукта. Они могут возникать и развиваться между различными отраслями и внутри отдельной отрасли. Например, в составе промышленности существуют металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и другие комплексы. Строительный и агропромышленный комплексы отличаются более сложной структурой, так как они объединяют разные отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы делятся на функциональные и целевые. Целевые комплексы отличаются по критерию участия в создании конечного продукта и по воспроизводственному принципу. В основе функциональных комплексов критерий специализации комплекса на определенной функции. Например, инфраструктурный, инвестиционный, научно-технический комплексы.

Также комплексы экономики делятся на многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы, территориально-производственные комплексы.

Секторы экономики

Составные элементы каждого комплекса группируются по экономическим признакам. На основании системы национальных счетов разделяют крупные секторы экономики.

Сектор — это совокупность институциональных единиц, сходных по экономическим целям, поведению и функциям. Например, сектор предприятий, сектор государственных учреждений, сектор домашних хозяйств и внешний сектор. Сектор предприятий делится на секторы финансовых и нефинансовых предприятий.

Предприятия, которые занимаются производством товаров и услуг с целью получения прибыли и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли, объединены в нефинансовый сектор. Они тек же делятся на государственные, частные, национальные и иностранные нефинансовые предприятия в зависимости от того, кто контролирует их деятельность.

Институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством, охватывает сектор финансовых предприятий.

Органы законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемые ими некоммерческие организации входят в сектор государственных учреждений.

Домашние хозяйства и предприятия, образованные ими входят в сектор домашних хозяйств.

Совокупность институциональных единиц- нерезидентов данной страны, имеющих экономические связи, а так же посольства, консульства, международные организации, военные базы, находящиеся на территории данной страны, - это все внешний сектор.

В зависимости от степени связей с рынком в экономике выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор — это производство товаров и услуг, которые предназначены для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос на эти товары или услуги, а так же бартерный обмен товаров и услуг, оплата труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — это производство товаров и услуг для собственного потребления или бесплатно предоставленных другим потребителям или по ценам, не влияющим на спрос.

Бывают смешаные отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги.

Экономика, согласно международной статистике, делится на отрасли, производящие товары и отрасли, оказывающие услуги.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

включает совокупность отраслей материального производства (См. Производство), в которых создаются материальные блага, удовлетворяющие определённые потребности человека, личные или общественные. Различия между С. м. п. и непроизводственной сферой (См. Непроизводственная сфера) носят принципиальный характер. Чёткое отграничение отраслей С. м. п. от других видов деятельности необходимо для правильного определения объёма совокупного общественного продукта (См. Совокупный общественный продукт) и национального дохода (См. Национальный доход).

Национальный доход производится в отраслях материального производства. В социалистических странах национальный доход исчисляется на основе данных о производстве в отраслях С. м. п. Расходы по содержанию непроизводственной сферы формируются за счёт прибавочного продукта (См. Прибавочный продукт), созданного трудом работников С. м. п.: во-первых, через государственный бюджет (например, для таких видов деятельности, как просвещение, здравоохранение и управление); во-вторых, за счёт личных доходов трудящихся, которые в обмен на часть своего дохода получают особую потребительную стоимость - услугу (См. Услуги).

Советская статистика в состав С. м. п. включает промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь (по обслуживанию материального производства), торговлю и обществ. питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и прочие отрасли материального производства (издательское дело, киностудии, предприятия звукозаписи, проектные организации, заготовка металлолома и утильсырья, заготовка дикорастущих растений, плодов, грибов, семян, трав и их первичная обработка, охотничье хозяйство).

В других социалистических странах классификация отраслей С. м. п. имеет некоторые особенности. В основном они связаны с отнесением к материальному производству таких видов деятельности, которые для потребителей являются услугой, но обладают характерными чертами производительного труда. Так, в некоторых социалистических странах к С. м. п. относят не только грузовой, но и пассажирский транспорт, а также связь по обслуживанию населения. Поэтому для сопоставимости (См. Сопоставимость) данных о производстве, исходя из практических соображений, Классификация отраслей народного хозяйства стран - членов СЭВ, принятая в 1966, включает в материальное производство также пассажирский транспорт и связь в целом.

Особое место занимает наука, которая в условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) становится важнейшим производственным фактором, непосредственной производительной силой. Научная деятельность - сфера духовной деятельности, однако основные её достижения внедряются в производство, изменяя качественно и количественно состав средств производства, обеспечивая тем самым рост производительных сил общества. К С. м. п. относится лишь часть научной деятельности, труд работников которой непосредственно воплощается в материальных благах: конструкторские и проектные организации, комплексные и отраслевые станции сельского хозяйства, экспериментальные и опытно-производственные станции при научных учреждениях, выпускающих товарную продукцию, опытные промышленные предприятия, а также ряд научных учреждений, непосредственно обслуживающих произв. деятельность. Они распределены по соответствующим отраслям С. м. п., например биостанции и биолаборатории, обслуживающие сельское хозяйство, лесные почвенные лаборатории, проектные и изыскательские организации по обслуживанию строительства, организации по глубокому разведочному бурению на нефть и газ.

Буржуазная экономическая наука не проводит разграничений между С. м. п. и непроизводственной сферой. Поэтому в капиталистических странах национальный доход исчисляется как сумма доходов населения, полученная в обеих сферах деятельности, причём производительным считается труд военнослужащих, полицейских, правительств, чиновников, деятельность религиозных организации. Такая классификация позволяет скрывать эксплуататорский характер социальной структуры общества.

Состав отраслей в народном хозяйстве не является постоянным. Развитие материального производства, технического прогресса и общественного разделения труда приводит к образованию новых отраслей народного хозяйства, к изменению соотношений между С. м. п. и непроизводственной сферой.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1; Кваша Я. Б., О границах материального производства, «Уч. зап. по статистике», 1961, т. 6; Медведев В. А., Общественное производство и сфера услуг, М., 1968; Гурьев В. И., Классификация отраслей народного хозяйства СССР, М., 1971.

Ю. Л. Селиванов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сфера материального производства" в других словарях:

    сфера материального производства - Совокупность всех видов производственной деятельности, создающих материальные блага в вещественной форме и увеличивающих их стоимость в сфере обращения. Syn.: материальное производство … Словарь по географии

    СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - – комплекс отраслей народного хозяйства, производящих и реализующих продукцию материального производства (продукция промышленности, сельского хозяйства и т.п.), включая оказание материальных услуг по снабжению, купле продаже и т.п … Краткий словарь экономиста

    СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - совокупность отраслей народного хозяйства и видов деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения. Труд работников, занятых в С.м.п., овеществляется в продукции… … Большой экономический словарь

    Совокупность отраслей производства, производящих или доводящих до потребителей материальные блага. К сфере материального производства относят: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, строительство, грузовой… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Материального производства сфера - МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА СФЕРА, условное выделение совокупности отраслей, производящих или доводящих до потребителей материальные блага. Включает промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, строительство, грузовой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Условно выделяемая совокупность отраслей производства, производящих или доводящих до потребителей материальные блага; включает промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь (по… … Энциклопедический словарь

    Сфера (от греч. spháira шар), 1) замкнутая поверхность. 2) Область действия, пределы распространения чего либо (например, сфера действия тяготения). 3) Обстановка, среда, общественное окружение. См. также Сфера материального производства, Сфера… … Большая советская энциклопедия

    сфера - ы, ж. 1) О земном шаре или воздушном пространстве вокруг него. Земная сфера. Небесная сфера. И первый взлет аэроплана в пустыню неизвестных сфер (Блок). 2) мат. Замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от центра; поверхность… … Популярный словарь русского языка

Динамическими операторами сферы производства являются накопители ресурсов (интегралы) - операторы 1 и 2. Оператор 1 моделирует создание рабочих мест (процесс экстенсивного развития), а оператор 2 - потенциал производительности фондов, т.е. установленного оборудования (процесс интенсивного развития). Повышение уровня сигналов на выходе операторов 1 и 2 обусловливается потоками накопления с выхода оператора 3 (для экстенсивного развития) и с выхода оператора 4 (для интенсивного развития). Разделение инве-стиционного потока ресурсов (с выхода оператора 5) на потоки для экстенсивного и интенсивного развития выполняется в результате экзогенного (ручного) изменения доли ресурсов (оператор 27) от 0 до 1.
Поток продукции V (для данной модели поток ВВП с выхода оператора 8), произведенной в сфере производства, при помощи операторов 5, 6 и 29 делится на два: поток потребления М и инвестиционный поток N.
Поток произведенной продукции V формируется оператором 8. Блок операторов 8-11 предназначен для моделирования статической характеристики V = f(Rrpyfla), которая приведена на рис. 3.4 сверху (сфера производства). Форма этой характе-ристики меняется в зависимости от значений сигналов с выхода оператора 15 (производительность оборудования) и с выхода оператора 14 (величина производствен-


j ных фондов, в модели - количество рабочих мест). Место рабочей точки на изменяющихся статических характеристиках определяется величиной потока используемого труда (операторы 16 и 17).
Для моделирования изменений числа рабочих мест используются операторы 1,14,13, 26 и 28. Оператор 26 задает начальное число рабочих мест, оператор 14 суммирует эту величину с сигналом с выхода оператора 1, где интегрируются положительный, инвестиционный, поток с оператора 3 и отрицательный, амортизационный, с выхода оператора 28 с заданным коэффициентом амортизации производственных фондов. С помощью оператора 13 формируется нелинейный аморти-зационный поток (квадратичная зависимость), реализующий гипотезу: чем интенсивнее используются производственные фонды, тем в большей степени происходит их амортизация. Следует отметить, что указанная гипотеза не обоснована статистическими исследованиями и применяется в данной модели лишь для иллюстрации возможных вариантов нелинейных зависимостей.
Аналогично моделированию объемов производственных фондов выполняется моделирование их производительности (операторы 2,15,12, 24 и 25). Реализация гипотезы о том, что рост производительности оборудования (интенсивное развитие) обходится дороже, чем создание новых рабочих мест (экстенсивное развитие), требует, чтобы коэффициент передачи К1 оператора 1 был больше коэффи-циента К2 оператора 2.

Стр.
I. Теоретические основы курса
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль - это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

Земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

Капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

Труд (физические и умственные способности людей);

Предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).


Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

V
I


I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»


Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
Транспорт общего пользования Транспорт организаций и частных лиц
железнодорожный морской речной автомобильный воздушный трубопроводный отраслей материального производства организаций сферы обслуживания и управления населенных пунктов
промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др. торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др. городской общественный и частных лиц

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает. Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).