Система рынков и рыночная инфраструктура. ограничения нематериального характера, а именно отсутствие взаимного доверия, проблемы справедливого распределения рисков между участниками проекта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

С самого периода перехода Российской Федерации к рыночным отношениям (с 1991 года) и по настоящее время, значительное влияние на ход всей социально-политической жизни оказывал рыночный механизм. Сам механизм включает в себя множество субэлементов, таких как совокупность рыночных агентов (включая государство и его институты), уровень цен, конъюнктура рынка и прочее. Ключевое значение всего рыночного механизма остается за рыночной инфраструктурой, так как именно она определяет, насколько рыночные принципы будут эффективно реализованы в каждый момент времени.

Рыночная инфраструктура - целостная система, дающая возможность продавцам и покупателям совершать свободный процесс купли-продажи товаров. Проблемы формирования эффективной инфраструктуры рынка особенно актуальны для тех стран, чья экономика находится на переходном уровне.

Данная структура выступает в самых разных формах. К ней относится и обычный городской рынок, и фондовые, товарные, валютные биржи, и газетные, и компьютерные объявления.

В рыночной экономической системе инфраструктура выполняет не обслуживающие функции, а обеспечивает эффективное существование всей экономики. Ее нельзя рассматривать только как систему, состоящую из неодушевленных и овеществленных элементов. Рыночная инфраструктура является совокупностью организационно-правовых форм, которые опосредуют продвижение услуг и товаров, комплекс всех систем, институтов, предприятий, которые обслуживают рынок и играют специфические роли по обеспечению оптимального его функционирования.

Таким образом, тема исследования представляется весьма интересной и актуальной.

рыночная инфраструктура рынок россия

Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов рыночной инфраструктуры и проблем ее формирования в России.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

рассмотреть сущность инфраструктуры рынка;

определить роль инфраструктуры в экономике;

проанализировать проблемы формирования инфраструктуры рынка в России посредством государственно-частного партнерства.

Объект исследования - рыночная инфраструктура.

Предмет исследования - проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России.

1. Теоретические аспекты инфраструктуры рыночной экономики

1.1 Структура и инфраструктура рынка

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а следовательно, характеризуется собственной структурой и инфраструктурой.

Структура рынка отражает его внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их долю в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация структуры рынка Общая экономическая теория. Учебник/Под ред.В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М., 2010. - С. 61

Некоторые из перечисленных рынков также неоднородны, и характеризуются собственной структурой. К примеру, в товарный рынок входят потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах, также разнообразен. Финансовый рынок включает рынок инвестиций (долгосрочных финансовых вложений), рынок кредитов и ссуд, рынок ценных бумаг (первичный, связанный с эмиссией ценных бумаг, и вторичный, который предназначен для их перераспределения), денежный (национальной денежной единицы) и валютный.

Развитому рынку требуется и развитая инфраструктура.

Инфраструктура рыночной экономики представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой специализированных институтов, которые действуют в пределах особых рынков и выполняют определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимают совокупность предприятий, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений, эффективную деятельность всех видов рынка.

Инфраструктурная деятельность включает следующие виды деятельности:

по сбору, анализу и распространению экономической информации;

по специальному изучению рынка в целях повышения

по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Развитие структуры и инфраструктуры рынка сказывается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка представляет собой совокупность условий, который в определенный момент сложились на рынке. Факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по длительности воздействия (постоянные и временные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и др.

Под функциями рыночной экономики понимаются формы проявления ее сущности, направленности воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро - и микроуровнях.

Объективно рыночной экономике присущи такие функции, как интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Функции рынка

Интегрирующая функция рыночной экономики заключается в объединении сферы производства и потребления, а также торговцев-посредников, в интеграции их в общий процесс обмена продуктами труда. Без рынка производство не способно служить потреблению, а потребитель, соответственно, не сможет удовлетворить свои потребности. Рыночная экономика способствует углублению общественного разделения труда и расширению интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая функция рынка предполагает его воздействие на все сферы экономики, способствует согласованию производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированности спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между отдельными регионами и сферами экономики страны.

Стимулирующая функция рыночной экономики состоит в мотивации производителей к разработке новых видов продукции, необходимых потребителям товаров с минимальными затратами и получением прибыли в достаточном объеме, стимулировании развития научно-технического прогресса и, соответственно, интенсификации производства и эффективности функционирования экономики в целом. Реализация стимулирующей функции крайне важна для развития экономики. Без давления рыночной экономики работники будут избирать директорами не лучших специалистов в своей области, а наиболее популярных и нетребовательных людей, следствием чего станет спад объемов производства и, следовательно, уровня индивидуального благосостояния.

Ценообразующая (иначе эквивалентная) функция рыночной экономики состоит в установление ценностных эквивалентов для организации обмена продуктами. Рынок при этом сопоставляет индивидуальные трудовые затраты на производство товаров с признанным общественным эталоном, т.е. сравнивает затраты и полученные результаты, определяет ценность товара путем определения не только количества фактически затраченного труда, но и его результативности.

Контролирующая функция рынка состоит в выполнении рынком роли контролера конечных результатов производства. Рынок позволяет выявить, в какой мере запросам потребителей соответствует не только количество, но и качество производимых товаров и услуг.

Посредническая функция рыночной экономики обеспечивает взаимодействие между экономически обособленными производителями и потребителями в целях обмена результатами своего труда. Без рыночной экономики нельзя достоверно установить степень выгодности той или иной экономической и технологической связи между участниками общественного производства. У потребителя имеется возможность выбора наиболее оптимального продавца, а у продавца, в свою очередь, наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция рынка обеспечивает его участникам посредством постоянно изменяющихся цен, процентных ставок на кредит наиболее объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Рынок сегодня превращается в своего рода "гигантский компьютер", который собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные сведения о состоянии и условиях сбыта товаров и услуг.

1.2 Становление рыночной инфраструктуры и ее значение для экономики

Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно - в становлении главных аспектов механизма рынка, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства заключается также в образовании определенного климата, такого как политический, экономический и предпринимательский. Оно формирует и утверждает определенные правила и законы, беря во внимание предпринимательскую деятельность и права участников рынка Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю. Роль государства в создании рыночной инфраструктуры страны//
Вестник Самарского университета. - 2015. - №2. - С. 144-147 .

Результатом вмешательства государства в процесс формирования инфраструктуры часто становится ослабление выхода на рынок, формирование определенных условий, благоприятно сказывающиеся на создание конкуренции в стране Сараев Л.А., Никишов В.Н., Михайлова Е.В. Математическая модель построения доверительных оценок скрытых источников инвестиционного дохода // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2009. № 1 (18).С. 182-190 .

Становление рыночной инфраструктуры в России занимало длительное время, здесь можно выделить три главных этапа Барышева Е.Н., Сараев Л. А Математическое моделирование структурных изменений персонала предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 82.С. 38-47 .

I этап: 1984-1991 гг. - формирование главных этапов рыночных отношений в экономике. Этап истоков рыночной инфраструктуры, установления главных элементов в создании всей рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Колоссальный шаг вперед совершает банковская сфера, биржи (товарные и валютные), страховые компании, инвестиционные институты.

II этап: 1992-1997 гг. - дальнейшая динамика в развитии главных рыночных элементов, формирование прочных связей между ними. Особое развитие получили посреднические компании и институты финансов.

III этап: 1998 - по н. в. - работа всей рыночной инфраструктуры и вместе с тем ее качественное преобразование. Организации увеличиваются, образовывая торговую сеть компании или ассоциаций

Рыночная инфраструктура состоит из множества частей, которые переплетены между собой, а в целом крайне важны в рыночной экономике.

Основной формой выражения рыночной инфраструктуры является биржа, представляющая собой оптовую торговлю стандартизированными товарами массового потребления или постоянно повторяющимися операциями по купле-продаже ценных бумаг, трудовых ресурсов или различной валюты. В чем же главное преимущество биржи по сравнению с обычной торговлей (процесс торговли между частными производителями и покупателями, без участия в этой операции посредников)?

На бирже гораздо легче найти нужного покупатели или продавца с необходимым товаром, чем при свободном поиске. К тому же биржа участвует в процессе установления цен. Работа на бирже регламентируется и контролируется различными государственными органами, которые фиксируют основные аспекты деятельности биржи и каждого его участника Михайлова Е.В., Никишов В.Н., Сараев Л.А. Оценка риска неисполнения предпринимательских контрактов при наличии франшизы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66.С. 152-161 .

Вторая часть инфраструктуры рынка - это кредитно-финансовая система. Она состоит, кроме самих банков, из таких учреждений, как пенсионные фонды, кредитные кооперативы и страховые компании. Миллионные денежные средства составляют, так сказать, особый "денежный бассейн", капиталы которого заняты в процессе инвестирования и кредитования производства. В функционировании кредитно-финансовой системы можно акцентировать внимание на операциях, которые выражаются в большей степени в специализированных рынках ссудных капиталов и пользуются спросом узконаправленной клиентуры. На практике эти узконаправленные институты на рынке ссудных капиталов заняли особое место, трансформировавшись в особую емкость долгосрочного капитала на рынке денежных средств Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. №1. С. 78 .

Третьей важной частью рыночной инфраструктуры является налоговая система государства. Основной ее источник - это налоговые ставки (налоги), т.е. доля (в процентном соотношении или в абсолютной величине) дохода от физического или юридического лица, перечисление которого идет в бюджетный фонд. Система налогообложения, построенная на классических и организационно-правовых принципах, способна стать мощным стимулом в экономике.

Четвертый элемент - это совокупность всех расходов государства и налоговой системы. Бюджет представляет собой сумму доходной и расходной части государства. Налоги - основная составляющая доходной части государства.

Главная цель инфраструктуры рынка заключается в бесперебойной работе экономики, движении денежных средств из одной ее части в другую Тюкавкин Н.М. Вопросы объединения предприятий России // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. № 1 (39). .

Переход к рыночной инфраструктуре успешно пройден уже во многих странах, однако Россия сейчас находится в процессе становления рыночной экономики. Данный процесс находится в постоянной динамике, возможно его разделение на несколько этапов, т.к. он занимает довольно длительный период. Самый важный вопрос заключается в том, кто является главный лицом в создании рынка: область, республика или организация. Ответ однозначный: главными действующими лицами на рынке могут стать сами производители данной продукции, а также предприниматели. Безусловно, формирование и рост предприятия и в целом предпринимательской деятельности имеет ключевое значение в экономическом росте России.

2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры в России

2.1 Современное состояние рыночной инфраструктуры России

Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при среднегодовом темпе роста в 3,3% мировой ВВП удвоится к 2035 г. и составит 145 трлн долл. В ближайшие годы Китай обгонит США по размеру ВВП, рассчитываемому по паритету покупательной способности (ППП), и станет крупнейшей экономикой мира, а к 2030 г. его ВВП вырастет в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2013 г. ВВП Индии, третьей экономики мира по ППП, к 2030 г. утроится; ВВП России за этот период удвоится, и она переместится с шестого места на пятое среди крупнейших экономик мира.

Для сравнения, ВВП США за этот период увеличится лишь на 40%, Европы - на 30%. Основными факторами экономического роста будут прирост населения земли (+19% к 2030 г.) до 8,3 млрд чел., урбанизация (городское население увеличится на 40% к 2030 г.; а его доля возрастет с 52% до 58%), опережающий рост доходов населения, дальнейшее развитие международной торговли и туризма.

При таких темпах нагрузка на инфраструктуру в большинстве стран мира в ближайшее десятилетие многократно усилится, и ее своевременное развитие станет главным залогом устойчивого роста мировой экономики и торговли. По оценкам экспертов ОЭСР, при удвоении мирового ВВП к 2035 г. объем пассажирских авиаперевозок за аналогичный период увеличится в 2,5 раза, грузовые авиаперевозки утроятся, а перевозки контейнеров возрастут в четыре раза. Между тем пропускная способность существующих транспортных коридоров между Азией и Европой позволит увеличить грузооборот в среднем еще на 50%, которые будут исчерпаны в течение 6-8 лет. Учитывая, что на проектирование, строительство и расширение крупных инфраструктурных объектов потребуются годы, решения касаемо механизмов их финансирования необходимо принимать в ближайшее время

Увеличение инвестиций в инфраструктуру - проверенный и надежный способ стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе увеличение объема инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, в среднесрочной перспективе - стимулирует экономический рост, а в долгосрочной - снижает транспортные издержки предприятий и улучшает качество жизни населения. По оценкам McKinsey, дополнительный 1% от ВВП инвестиций в инфраструктуру создаст 3,4 млн новых рабочих мест в Индии, 1,5 млн мест - в США или 1,3 млн рабочих мест - в Бразилии. Принимая во внимание схожесть экономических показателей Бразилии и России, количество рабочих мест, которое будет создано в России, скорее всего, тоже будет совпадать, а это - 1,7% всего экономически активного населения страны.

По оценкам Министерства экономического развития, совокупные инвестиции в транспортную инфраструктуру России дают около 0,3 п. п. прироста к ВВП. При этом снижение совокупных транспортных издержек для всех видов товаров на 10%, по расчетам Центра стратегических разработок, дает дополнительные 0,12% к ВВП. Кроме того, качественная транспортная инфраструктура повышает мобильность населения, которое получает возможность активнее перемещаться между районами городов и регионами, в том числе в поисках работы. Это улучшает структуру рынка труда, приводит к общему росту доходов населения и в конечном итоге стимулирует потребление, которое является одним из главных факторов экономического роста.

В России инвестиции в инфраструктуру составляют в среднем 3,6-4,2% от ВВП, что близко к среднемировому показателю (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Инвестиции в инфраструктуру в разных странах, средневзвешенный % от ВВП в период 1992-2011 гг. и потребности до 2030 г.

К 2020 г. объем инфраструктурных инвестиций достигнет 650 млрд долл. (в среднем 90 млрд долл. в год). Этих средств достаточно для умеренного расширения инфраструктуры и постепенного улучшения ее качества, но не для опережающего развития. На смену крупным проектам, таким как строительство инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи, приходят не менее масштабные: строительство газопроводов "Сила Сибири" и "Южный поток", расширение БАМа и Транссиба, строительство платных дорог на основе концессии; рассматривается возможность строительства ВСМ Москва-Казань с участием частных инвесторов. По нашим оценкам, объем частных инвестиций в инфраструктуру до 2020 г. может составить 25-40 млрд долл. Что касается инвестиций в транспортную инфраструктуру, то основная нагрузка ляжет на дорожное строительство (45%), доля ж/д транспорта составит 20% с учетом проекта ВСМ и метро, на трубопроводный транспорт придется 30%, а оставшиеся 5% - на порты и аэропорты.

В России стоимость инфраструктурных активов к ВВП (61%), по расчетам McKinsey, хоть и ниже рекомендуемого уровня в 70% от ВВП, но соседствует с такими странами, как США (64%) и Великобритания (57%) (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Оценочная стоимость инфраструктурных активов в разных странах в % от ВВП, 2014 г

Это объясняется тем, что в России представлены все виды инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводы, энергетика (в том числе атомная), водоснабжение. В действительности в мире не так много стран, обладающих столь разнообразной инфраструктурой. Например, в Бразилии при хорошем качестве автомобильных дорог практически отсутствует железнодорожное сообщение, во многих странах нет атомной энергетики, и мало где есть такая развитая система трубопроводов. Проблемы США и Великобритании, да и многих других развитых стран, связаны с сильным износом инфраструктуры, которая была построена в середине прошлого века и поэтому тоже требует модернизации.

Средств на полноценное развитие инфраструктуры не хватает во всех странах мира. По разным оценкам, в разных странах объем недофинансирования составляет 20-40% от потребностей. Так, мировые потребности инвестиций в инфраструктуру в 2016 г. должны составить около 2,6 трлн долл. (3,6% от мирового ВВП), однако мы полагаем, что в реальности будет инвестировано не более 2,1 трлн долл.

На долю государства приходится основной объем инвестиций в инфраструктуру - более 65%. Это связано с тем, что, во-первых, значительная часть инфраструктуры выполняет социальную функцию и не предполагает генерирование дохода (например, строительство городских дорог или систем водоснабжения), а потому эти проекты не интересны частным инвесторам. Во - вторых, из-за высокой капиталоемкости многие инфраструктурные объекты пока не способны принести тот уровень доходности, который заинтересует частного инвестора, поэтому их реализацию берет на себя государство (например, строительство взлетно-посадочных полос аэропорта, дноуглубительные работы в портах, строительство железнодорожных путей с низким грузооборотом).

По оценкам, объем бюджетного финансирования инфраструктуры в 2016 г. составит около 1,4 трлн долл., его источниками традиционно станут налоговые поступления, акцизные сборы или фонды национального благосостояния. При этом существенного увеличения бюджетных расходов на инфраструктуру в ближайшие годы не ожидается, так как высокая долговая нагрузка и бюджетные дефициты вынуждают государства сокращать расходы, в том числе и на инфраструктуру.

На долю частных инвестиций в виде акционерного и долгового финансирования приходится около 35% всех инвестиций в инфраструктуру. В 2016 г. объем частных инвестиций в инфраструктуру составит около 700 млрд долл., из них 30% (164 млрд долл.) будет привлечено из прибыли инфраструктурных предприятий и размещения их акций среди портфельных инвесторов, а остальные 70% - за счет выпуска облигаций и банковских кредитов, в том числе от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и прочие.

2.2 Решение проблем развития инфраструктуры России

В России в настоящее время, в условиях проводимой модернизации экономики страны, возникла объективная необходимость в активном развитии инноваций, преодолении существующего технологического отставания для выхода на качественно новый уровень решения проблем развития инфраструктуры.

России необходимо перенять опыт развитых стран, объединивших в посткризисных условиях усилия частного бизнеса и государства Калашников А.А. Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №20. - С. 26 .

В России по-прежнему сохраняется ряд весьма острых проблем, которые препятствуют достижению стабильного и долгосрочного экономического роста, к числу которых можно отнести низкий уровень эффективности государственного управления, излишнее вмешательство государства в деятельность рыночных субъектов, слаборазвитая институциональная среда, необходимость повышения уровня защиты прав собственности и эффективности функционирования судебно-исполнительной системы. Качество общественных услуг по-прежнему остается довольно низким, масштабное финансирование проектов, направленных на его повышение, непосильным бременем ложится на государство, общественный сектор не обеспечен кадрами в достаточной степени Проект «Государственно-частное партнерство в социальной сфере - распространение опыта Великобритании и Санкт-Петербурга». - СПБ, 2012 .

В этих условиях подготовка проектов ГЧП становится сложной, но от этого не менее актуальной задачей развития экономики и социальной сферы.

Несмотря на значимость развития государственно-частного партнерства как наиболее важного механизма финансирования инвестиционной деятельности, его интеграция в российскую практику протекает крайне медленно. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, несовершенством действующей законодательно-нормативной базы.

Существуют следующие барьеры для развития ГЧП в России:

правовые ограничения. Сегодня российское законодательство в данной сфере крайне несовершенно: единая концепция ГЧП отсутствует, отсутствует согласованность в терминологии по данному вопросу между федеральным и субфедеральным законодательством, регулирующим вопросы ГЧП, в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О Концессионных соглашениях" интересы кредиторов и частных инвесторов защищены не в полной мере;

ограничения организационно-экономического характера. Сюда можно отнести наличие в сфере управления механизмами ГЧП кадров низкой квалификации и слабое развитие взаимодействие с инвесторами касательно вопросов принятия решений по проектам ГЧП;

ограничения нематериального характера, а именно отсутствие взаимного доверия, проблемы справедливого распределения рисков между участниками проекта.

Государство в настоящее время является партнером частному сектору по следующим преобладающим причинам:

а) неспособность удовлетворить только за счет бюджетных средств постоянно растущие потребности в инвестициях;

б) низкий уровень эффективности выделяемых государственных средств.

Государство при этом выступает в роли специфического субъекта таких партнерских отношений.

В России используются такие инструменты ГЧП, как:

1) Инвестиционный фонд РФ. Финансирование за счет данного фонда возможно по проектам, связанным с созданием и (или) развитием объектов капитального строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также концессионных проектов, которые имеют общегосударственное значение (общей стоимостью не ниже 5 млрд руб.), и долей финансирования частного сектора не ниже 25 %, или проектам, имеющим региональное (межрегиональное) значение (общей стоимостью - не ниже 500 млн руб.) и долей финансирования частного сектора не ниже 50 % Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 27. 07.2007 № 1007-з (в ред. от 15. 07.2010) .

Инвестиционный фонд РФ предназначен для комплексного промышленного и инфраструктурного развития. В основе предоставления средств из Инвестиционного фонда РФ лежит принцип проектного финансирования, что выгодно отличает такой механизм предоставления бюджетных средств от поступлений в рамках долгосрочных целевых программ, цель которых может состоять, к примеру, в создании конкретного инфраструктурного объекта.

Ни один из действующих механизмов бюджетного инвестирования проектного финансирования не предусматривает. Наряду с тем именно в рамках данного подхода можно наиболее эффективно прогнозировать риски и соответственно управлять ими, проводить оценку эффекта от создания объектов;

2) ОАО "Российская венчурная компания". Основная цель ОАО "Российская венчурная компания" состоит в стимулировании создания собственной национальной индустрии венчурного инвестирования и существенное расширение финансовых ресурсов венчурных фондов. Данная компания играет роль государственного фонда венчурных фондов, посредством которого реализуется государственное стимулирование венчурных инвестиций, организуется финансовая поддержка сектора высоких технологий в целом, а также значение государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в РФ Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред.А. А. Зверева. М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009 ;

3) Внешэкономбанк, представляющий собой один из основных институтов, которые позволяют реализовывать проекты ГЧП. Одна из функций Внешэкономбанка состоит в участии в практической реализации инвестиционных проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях ГЧП. Минимальная сумма предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, гарантий, поручительств и возвратного финансирования в целях реализации проекта составляет 1 млрд руб., или в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд руб. Ястребов О.А. Опыт и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры субъектами Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33). [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.m-economy.ru/art. php? nArtId=3001

При этом у Внешэкономбанка, в отличие от коммерческих банков цель получения прибыли отсутствует. Приоритетным направлением его деятельности является оказание финансового содействия социально-экономическому развитию РФ. По этой причине процентная ставка Внешэкономбанка значительно ниже среднерыночной, тогда как продолжительность кредитования рассчитана на период окупаемости инвестиционных проектов (в соответствии с Инвестиционным меморандумом - свыше 5 лет). Также следует отметить и другие отличия.

Т.к. Внешэкономбанк коммерческим не является, нормативные ограничения ЦБ РФ по обязательному резервированию денежных средств в случае финансирования проектов с недостаточным обеспечением по кредиту на него не распространяются. Это, в свою очередь, означает, что Внешэкономбанк имеет возможность кредитовать проекты с довольно высоким уровнем риска, если их реализация в полной мере соответствует социально-экономическим приоритетам России. Наряду с тем имеется возможность совместного участия в таких проектах Внешэкономбанка и коммерческих банков, которым Внешэкономбанк поможет свести к минимуму финансовые риски.

Получение средств от Внешэкономбанка может явиться отдельным альтернативным механизмом возвратного финансирования ГЧП-проекта в случае, если попытка получения государственного финансирования по линии федеральных целевых программ либо Инвестиционного фонда РФ по каким-либо причинам успехом не увенчалась. Также Внешэкономбанк имеет возможность выступать в качестве дополнительного источника средств для финансирования инфраструктурных объектов либо в качестве инвестиционного консультанта при условии успешного прохождения проектом процедуры конкурсного отбора в Инвестиционном фонде РФ. В целом, Внешэкономбанк лежит в основе системы финансовой поддержки проектов ГЧП, особенно в случаях, когда частные коммерческие банки не способны принимать участие в проектах по причине действующих нормативных ограничений или высоких потенциальных финансовых рисков.

Внешэкономбанк принимает участие в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, которые устанавливаются Меморандумом о финансовой политике и внутренними документами, посредством:

предоставления кредитов, займов, проведения лизинговых операций и возвратного финансирования в иных формах в рамках Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ "О Банке развития";

выдачи гарантий и поручительств, включая экспортные гарантии (кроме выдачи гарантий физическим лицам, в т. ч. индивидуальных предпринимателей);

участия в уставных капиталах обществ;

страхования экспортных кредитов в установленном Правительством РФ порядке;

экспертизы инвестиционных проектов, ведения на комиссионной основе консультационной деятельности.

Формирование адекватной экономической базы через создание условий и возможностей для успешной реализации инвестиционных проектов представляет собой основу для развития инвестиционной деятельности в Росси в целом.

Это может быть выражено в расширении разнообразных льгот, в первую очередь, с государственными гарантиями (налоговые и иные льготы, гарантии, а также материальные и финансовые ресурсы), что будет выступать гарантией востребованности произведенной продукции и возврата инвестированного капитала.

Государство при этом может стать полноправным участником и осуществлять регулирование процесса управления проектом.

К примеру, налоговые льготы применяются в 71 субъекте РФ, и свыше в половине существует относительно развитое инвестиционное законодательство. Однако развитие ГЧП идет далеко не во всех передовых в плане инвестиционного законодательства регионах. Большое значение имеет то, каким образом региональными властями применяется инвестиционное законодательство.

Оно не только будет регулировать инвестиционную деятельность, но также являться гарантом для ее субъектов в обеспечении одинаковых прав при ведении инвестиционной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праве обжалования в суде решения и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, защите капитальных вложений.

Принципиальным условием выступает преодоление противоречий, существующих между государственными и частными интересами в ГЧП. Еще одним необходимым условием, реализация которого сопряжена с достаточными временными затратами и системными усилиями государства, является формирование институциональной среды функционирования ГЧП.

Многое в развитии ГЧП связано с наличием соответствующей институциональной среды, предназначенной для решения задач, стоящих перед государством, выполнение которых требует большого количества времени и системных усилий. Речь при этом идет как о проявлении на высшем уровне политической воли, так и о создании в нижних слоях общества политического обеспечения через подготовку общественного мнения к внедрению приватизационных механизмов в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Вот почему роль государства должна состоять не только в финансировании проектов из бюджета, но и в стимулировании притока инвестиций из иных источников.

Так, на вопрос респондентов, какая именно государственная поддержка ГЧП-проектам необходима в первую очередь, получены следующие ответы.

На 1-м месте при выборе наиболее значимой формы оказания проектам ГЧП государственной поддержки находится гарантия спроса/тарифное регулирование (22%), на 2-м месте находится регулирование используемых финансовых инструментов и институтов в целях привлечения и поддержки частных инвесторов (20%), на 3-м месте расположена финансовая поддержка (19%). Затем (по убыванию) следуют такие факторы, как инициатива (16%), наличие юридической поддержки (13%) и общее руководство/управление проектом (5%).

Особенный интерес для рассмотрения представляют такие формы оказания государственной поддержки, как субсидирование ставки процента и введение налоговых льгот, а также отладка механизма направления частных инвестиций в публичные проекты Воротников А.М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43). [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.dpr.ru/journal/journal_41_15. htm .

Соответственно, был сделан вывод, что государственные служащие в регионах рассчитывают, прежде всего, на государственную финансовую поддержку по проектам ГЧП, явно недооценивая значимость управления такими проектами и компетентности контрагентов в организации взаимодействия между государством и бизнесом.

Самыми привлекательными источниками финансирования, с точки зрения респондентов (рис. 2.5), выступают российские инвестиционные фонды, за ними следуют российские банки (с государственным участием).

Рис. 2.5 Распределение баллов привлекательности и источников финансирования Калашников А.А. Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №20. - С. 30

Следующие четыре категории источников попадают в интервал от 4 до 5. Средний балл иностранного капитала 3,5. Ряд респондентов в графе "Другое" указывали привлекательность таких источников, как совместный капитал кластерных объединений, куда входит банковский капитал, капитал российских инвестиционных фондов, частный капитал, а, кроме того, личный капитал.

На основе анализа можно сделать вывод о том, что государству следует стимулировать развитие негосударственных финансовых институтов, располагающих основной долей инвестиционных ресурсов, к более активному участию в проектах ГЧП.

Обязательными условиями эффективной реализации проектов ГЧП выступают следующие институциональные факторы Калашников А.А. Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №20. - С. 31:

разработка соответствующих законодательных актов;

обеспечение транспарентности деятельности частного бизнеса на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

подготовка четких инструкций;

неукоснительное следование государственных органов постулатам установленной политики и принципам ГЧП;

стабильность политической обстановки в стране в целом.

Мировая практика применения механизма ГЧП показывает необходимость формирования специальной законодательной базы для успешной реализации крупных инвестиционных проектов Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7. .

Так, по мнению некоторых авторов, формирование законодательной базы на основе действующих принципов национального и международного права может явиться условием для стабильного развития ГЧП в сфере инноваций с привлечением как отечественного, так и иностранного капитала.

В развитых странах широкое распространение получило привлечение разнообразных финансовых институтов для предоставления кредитных средств на практическую реализацию проектов ГЧП.

Во Франции, например, популярностью пользуется создание целевых компаний с долевым участием государства и бизнеса. В Англии, наоборот, предпочтение отдается контрактным концессионным схемам. Существующий опыт свидетельствует, что в мировой практике чаще встречаются именно концессионные методы реализации проектов ГЧП Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01. 03.2008 № 134 (ред. от 30. 01.2013) .

Концессии представляют собой наиболее прогрессивную и комплексную форму ГЧП. Во-первых, концессии, в отличие от других форм ГЧП, всегда отличаются долгосрочным характером, что дает возможность обеим сторонам контракта организовать стратегическое планирование своей деятельности.

Во-вторых, частный сектор в концессиях имеет полную свободу в принятии управленческих решений, что отличает их, к примеру, от такой формы, как смешанные предприятия. В-третьих, государство в рамках концессионного договора и публично-правовых норм оставляет за собой достаточное количество рычагов воздействия на концессионера в случае возникновения необходимости защиты общественных интересов Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010 .

Как указывает В. Варнавский, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, концессионные проекты отличаются следующими характерными особенностями.

Во-первых, концессионные проекты реализуются под постоянным контролем со стороны государства за качеством, безопасностью и разработкой тарифной политики. Во-вторых, такие проекты существенно ограничены во времени и пространстве, т.к. концессионный контракт заключается на фиксированный срок, и связан только с одним отдельно взятым, оговоренным сторонами объектом. Такие ограничения дают государству возможность наиболее эффективно предоставлять населению качественные общественно значимые услуги по приемлемым ценам. Однако если государство устанавливает излишне жесткие тарифные либо эксплуатационные условия, частные предприниматели подобными проектами вряд ли заинтересуются, поскольку может оказаться слишком высоким риск невозврата вложенных средств и получения прибыли Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01. 03.2008 № 134 (ред. от 30. 01.2013) .

По мнению многих экспертов, широкое распространение концессионных форм ГЧП сопряжено с желанием государства сохранить за собой возможность единоличного принятия решений об изменении условий проекта либо об отстранении от проекта частного инвестора. Такую возможность государство получает в случае контракта и теряет в случае создания совместного предприятия с долевым участием партнеров.

В 2009 году на федеральном уровне было подписано первое концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ОАО "Главная дорога" по совместной реализации проекта ГЧП "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск".

Продолжительность концессионного соглашения - 30 лет, совокупная стоимость строительства автодороги составляет 25,7 млрд руб., из которых 11 млрд. руб. предполагается выделить из средств Инвестиционного фонда РФ, тогда как оставшаяся часть привлекается концессионером.

Самым эффективным способом привлечения средств для дальнейшего их инвестирования в проекты ГЧП выступают фонды постприватизационной поддержки, основная особенность которых состоит в гибридном механизме финансирования (за счет бюджетных средств, средств частного сектора, заемных средств, средств некоммерческих организаций, средств спонсоров).

Гибридные разновидности схем финансирования, которые при этом используются, находятся в зависимости от схемы реализации проектов ГЧП, объема расходования бюджетных средств, направляемых на различные формы ГЧП Калашников А.А. Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №20. - С. 32 .

Проекты ГЧП, в первую очередь, ориентированы на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов государственного сектора.

Посредством механизма ГЧП эффективность рыночного механизма преобразуется в выгоды для общества в целом. Как свидетельствует мировой опыт, ГЧП при условии правильной организации характеризуется большим уровнем эффективности в сравнении с традиционной системой организации государственных закупок.

Для развития ГЧП следует усовершенствовать нормативно-правовую базу, ликвидировать пробелы в законодательстве, сформировать условия, регулирующие взаимодействие между участниками ГЧП, максимально расширить программы по образованию ГЧП в целях повышения квалификации кадров в сфере управления проектами ГЧП.

В настоящее время российским правительством в качестве приоритетных сфер для реализации проектов ГЧП рассматриваются:

производственная и транспортная инфраструктура;

жилищно-коммунальное хозяйство;

здравоохранение и социальные услуги;

финансирование НИОКР;

инновационная инфраструктура.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно сказывается на дальнейшей динамике экономического подъема, а как результат - на возрастании благосостояния страны.

Главная цель рыночной структуры, необходимо подчиняющейся всем критериям рынка, заключается в преодолении барьеров, препятствующих перемещению товаров и услуг на рынке, которому способствует создание специальных институтов, в частности бирж, финансово-кредитной системы, налоговой системы и др.

Крайне важен целевой подход для усовершенствования инфраструктуры рынка, все элементы данной инфраструктуры должны модернизироваться в целом и комплексно. Неотъемлемый компонент при этом - создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, формирующегося напрямую взаимоотношениями внутри рынка, а не под натиском остальных субъектов рынка.

Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно - в становлении главных аспектов механизма рынка, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства заключается также в образовании определенного климата, такого как политический, экономический и предпринимательский. Оно формирует и утверждает определенные правила и законы, беря во внимание предпринимательскую деятельность и права участников рынка.

Развитие инфраструктуры - один из ключевых факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны. При этом поиск и диверсификация источников ее финансирования являются сложной задачей.

Увеличение инвестиций в инфраструктуру - проверенный и надежный способ стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе увеличение объема инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, в среднесрочной перспективе - стимулирует экономический рост, а в долгосрочной - снижает транспортные издержки предприятий и улучшает качество жизни населения.

Минимальная потребность в инфраструктурных инвестициях для поддержания экономического роста составляет 3,5% от мирового ВВП или 57 трлн долл. до 2030 г. (3,2 трлн долл. в год). Однако в большинстве стран мира инфраструктура недофинансируется на 20-40%. Государственные инвестиции составляют порядка 65%, но возможности их дальнейшего наращивания ограничены высокой долговой нагрузкой и дефицитом государственных бюджетов. Роль частных инвестиций, на долю которых приходится 35% от инфраструктурных инвестиций, существенно возрастает. Правительства разных стран разрабатывают стимулирующие меры для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса риска и доходности инфраструктурных проектов.

России необходимо перенять опыт развитых стран, объединивших в посткризисных условиях усилия частного бизнеса и государства.

В этих условиях развитие ГЧП становится сложной, но от этого не менее актуальной задачей развития экономики и социальной сферы.

Список используемых источников

1. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.01.2013)

2. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности": распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-з (в ред. от 15.07.2010)

3. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства, Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. - Режим доступа: http://pda. iam. duma.gov.ru/node/3/4669/16628

4. Барышева Е.Н., Сараев Л. А Математическое моделирование структурных изменений персонала предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 82. С.38-47

5. Белицкая А. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право. - 2010. - № 6

6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

7. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005

8. Виллисов В.М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. - 2006. - № 7.

9. Воротников А.М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_41_15. htm

10. Горчакова Е.В. Особенности теории государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. - 2014. - №3

11. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" [Электронный ресурс]: Центр ГЧП. - Официальный сайт Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", 2013. - Режим доступа: http://www.veb.ru

Подобные документы

    Инфраструктура рынка как экономическая категория, ее сущность и основные функции. Характеристика элементов инфраструктуры рынка. Содержания их деятельности и роль в экономике. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры Республики Казахстан.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Макроэкономическое регулирование инфраструктуры рыночной экономики на примере Республики Беларусь. Элементы инфраструктуры, понятия и функции. Кредитная система государства, организация банковской системы, биржи. Проблемы развития инфраструктуры в РБ.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2012

    Понятие инфраструктуры рынка. Проблемы и сложности, возникающие в процессе ее формирования в России и пути их решения. Особенности внешнеэкономической, финансово-кредитной, торгово-посреднической, информационной и экономико-правовой инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие, основные элементы и функции рыночной инфраструктуры. Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов. Биржа как элемент инфраструктуры рынка. Особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики. Роль инфраструктуры, как системы функционирования основных отраслей муниципальной экономики. Анализ функционирования инфраструктуры городского округа Самары за период 2003-2009 гг.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Экономическое содержание и элементы инфраструктуры рынка. Изучение факторов, оказывающих влияние на ее развитие. Анализ процесса формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь. Опыт функционирования инфраструктуры рынка в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    История развития рынка, его структурные элементы и различные подходы к классификации. Проблемы и перспективы развития рыночной экономики в России. Формирование инфраструктур предпринимательства, научно-образовательной сферы и продовольственного рынка.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие, цели и задачи рыночной экономики. Основные элементы инфраструктуры и характеристика отраслей потребительского рынка: товаров и услуг, жилой площади, средств производства, инвестиций, денег, валюты, ценных бумаг, рабочей силы, земли и другие.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Сущность и роль инфраструктуры рыночной экономики. Ее формирование в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства (создание необходимых условий для производства продукта). Сходство производственной и социальной инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие и виды инфраструктуры рынка РФ, ее элементы, роль в обеспечении экономического роста страны, перспективы развития и пути совершенствования. Причины, способствующие формированию рыночной системы. Формирование инфраструктуры предпринимательства.

Всех, кто в первый раз знакомится с экономикой, интересует вопрос о том, что такое инфраструктура. На самом деле все на так сложно, как кажется на первый взгляд, и трудно выговариваемое слово является совокупностью различных объектов, обеспечивающих деятельность определенной сферы.

Виды инфраструктуры

Разбираясь с вопросом о том, что такое инфраструктура, нужно отметить, что все зависит от сферы, о которой идет речь. Так, различают транспортную, социальную, дорожную, инновационную, рыночную, инфраструктуру предприятия, города и отдельной системы.

Впервые понятие "инфраструктура" появилось в экономике в 40-х годах прошлого века. Тогда, с развитием промышленности, необходимо было выбрать термин, который бы объединил все объекты, обслуживающие производство. Сюда входили шоссейные дороги, каналы, порты, мосты, склады, связь, коммунальное снабжение, профессиональное образование и так далее, - в общем, все, что необходимо для того, чтобы создалась продукция.

Определение видов

Что такое инфраструктура социальная? На этот вопрос стоит отвечать так: это система объектов, обеспечивающих потребности населения, необходимый уровень и качество жизни, профессиональную подготовку для различных отраслей национального хозяйства.

В целом, социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры составляют комплекс строений и коммуникаций, обслуживающих население объектов, без которых невозможно существование ни одного города или даже простого поселения.

Последнее время проявился небывалый интерес к тому, что такое инфраструктура информационная. Это понятие возникло с развитием информационных технологий, которые на сегодняшний день являются основополагающими в любой сфере. Совокупность банков данных, знаний, сетей, коммуникаций связи, портов, кабелей и так далее составляет этот вид инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура

Как известно, рынок представляет собой место встречи продавца и покупателя. Но чтобы этот процесс состоялся, нужно учесть множество факторов и обеспечить полную комплектацию всеми необходимыми элементами, товарами и деньгами. Таким образом, можно сказать, что рыночная инфраструктура - это совокупность различных объектов, организационно-правовых норм, предприятий и организаций, которые определяют среду существования продавца и покупателя.

Элементы

Все основные элементы рыночной инфраструктуры можно разделить на 4 группы:

1. Первая группа - это все организационно-технические объекты, в которые входят товарные биржи, торговые дома, выставки и ярмарки, брокерские компании, транспортное обслуживание.

2. Вторая группа - это информационно-исследовательские центры. Сюда можно отнести институты, занимающиеся проблемами рынка и изучающие его динамику, фирмы, предоставляющие консультационные и маркетинговые услуги, учебные заведения по подготовке кадров и даже СМИ.

3. Отдельной группой выделяются финансово-кредитные организации (фондовые и валютные биржи, страховые компании, банки и фонды).

4. И последняя группа элементов - это законодательная среда , в которую входят все документы и нормативы, регулирующие и контролирующие работу рынка. Они могут быть выданы как общегосударственными, так и муниципальными органами власти.

Объекты

Объекты инфраструктуры как основные составляющие рынка будут варьироваться в зависимости от того, какую сферу они обслуживают. Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Так, центры занятости являются объектами для рынка труда, на рынке потребительских товаров основными элементами будут выступать магазины, универсамы, супермаркеты и другие торговые точки. Рассмотрим следующую таблицу, определяющую, какие объекты инфраструктуры относятся к тому или иному рынку.

Развитие инфраструктуры играет ключевую роль в экономике страны. Оно способствует росту деловой активности, представляет собой фундамент для инвестиций, способствует росту занятости населения. Во многих развитых странах уровень капиталовложений в объекты рынка составляет 65-80%, и это мощнейший двигатель для своевременного роста экономики. Рыночная инфраструктура - это важнейший механизм, образующий единое пространство для ведения хозяйственной деятельности.

Понятие «инфраструктура» - это фундамент, основание и внутреннее построение любой экономической системы.

Инфраструктура рынка представлена совокупностью субъектов хозяйствования организационно-правовых форм, которые опосредуют движение как товаров, так и услуг, совокупность служб, систем, предприятий, отвечающих за обслуживание рынка. Также указанные составляющие выполняют конкретные функции для обеспечения режима его нормального функционирования.

Определение

Исходя из экономической сути, западными учеными используется понятие «инфраструктура рынка» для характеристики отраслей. Они обеспечивают развитие производства (мосты, дороги, линии электропередач и аэродромы). Именно в этом понимании сущность инфраструктуры рынка заключается в основе и внутреннем строении экономической системы.

Иногда в специализированной литературе можно встретить и несколько иную трактовку данного понятия. Так, инфраструктура рынка определяется как сеть, в рамках которой осуществляется поставка продукции между экономическими агентами, удаленными друг от друга.

Российские ученые характеризуют инфраструктуру как рыночные отношения в экономике в отраслях, между предприятиями и организациями. В данном случае речь идет о видах деятельности, которые призваны обеспечить хорошие условия для нормального существования производства и жизнедеятельности людей.

Недостатком данной трактовки является недостаточное развитие инфраструктуры рынка как экономической формы данной категории (в основном, акцент делается на технологическом ее аспекте), а также отсутствие при озвучивании определения субъектно-объектного подхода.

Инфраструктура в экономическом аспекте

Это некоторая совокупность основных (базовых) отраслей, представляющих собой материальную основу экономической системы. Также рассматривая элементы инфраструктуры рынка, необходимо выделить совокупность определенных экономических отношений, возникающих и развивающихся в процессе деятельности субъектов хозяйствования по использованию объектов и присвоению результатов данной деятельности. В данном случае нельзя забывать и о регулировании указанных отраслей.

Функции инфраструктуры

Полнее рыночные отношения в экономике и их сущность раскрываются в выполняемых инфраструктурой функциях, среди которых необходимо выделить основные:

  • поставка большого количества трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов между работающими субъектами хозяйствования, а также потребителями и производителями;
  • организация купли-продажи товаров;
  • предоставление информации для участников рынка;
  • повышение уровня эффективности в работе субъектов отношений на рынке в сфере их специализации;
  • оформление в организационно-правовом плане регулируемых отношений;
  • определение экономической конъюнктуры как в целом, так и отдельных ее видах рынка;
  • способствование регулированию экономики со стороны государства, а также контроля над всеми процессами на рынке.

Инфраструктура рынка должна развиваться в конкретных общественных формах, к которым можно отнести некоторые типы собственности (например, частную, коллективную и государственную); смешанную собственность, образующуюся как сочетание перечисленных выше.

Основные элементы инфраструктуры рынка

К основным элементам современной инфраструктуры рынка можно отнести:

Функции инфраструктуры рынка

Инфраструктура рынка выполняет такие основные функции:

  • облегчение реализации рыночных отношений участникам;
  • повышение эффективности и оперативности функционирования субъектов рынка, основываясь на специализации некоторых экономических элементов и видов деятельности;
  • оформление рыночных отношений;
  • организация процесса экономического и юридического контроля, общественного и государственного регулирования практики.

Подсистемы инфраструктуры рынка

В данной статье уже были перечислены основные элементы анализируемого понятия. Остановимся подробнее на каждом из них.

Фондовая биржа

Инфраструктура финансового рынка (фондовая биржа) - основа современной организации инфраструктуры, в пределах которой развиваются и функционируют различные экономические отношения при купле-продаже ценных бумаг, облигаций, а также мобилизации финансовых ресурсов при долгосрочных инвестициях, при использовании которых и происходит непосредственное присвоение прибавочной стоимости.

Учредители биржи - конкретные индивиды или кредитно-финансовые учреждения. В случае необходимости основателями биржи свой круг может быть расширен путем продажи биржевых мест. При этом государственные органы или члены биржи, отвечающие за контроль над ее деятельностью, определяют условия, в которых новые участники допускаются к торговле на бирже.

Купля-продажа акций осуществляется через посредников. При покупке посредником ценных бумаг за собственные финансовые средства либо с использованием кредитных ресурсов, он реализовывает их по высокой цене. Такой посредник известен, как дилер.

Товарная биржа

Инфраструктура товарного рынка является высокоорганизованной формой торговли, где происходят экономические отношения, в том числе и отношения по присвоению в процессе приобретения (продажи) товаров при фьючерсном или фактическом товарообороте с использованием механизма определенных цен и страхования операций.

Товарные биржи классифицируются следующим образом: национальные, международные, специализированные и универсальные. Так, важнейшие международные товарные биржи находятся в Англии, США и Японии. Универсальные биржи характеризуются торгами как промышленными, так и сельскохозяйственными товарами, а специализированные осуществляют куплю-продажу конкретных видов товаров.

На бирже данного типа присутствуют товарообороты двух видов: фьючерсный и реальный. Реальный предусматривает фактический переход товара в процессе купли-продажи к покупателю от продавца. На поставки такого вида приходится порядка 10% всей торговли в мире. Фьючерсный товарооборот предполагает продажу права на товар, при нем необязательно должно происходить движение товара.

Биржа рабочей силы

Существует и еще одна инфраструктура рынка России - биржа рабочей силы. С экономической точки зрения это отношения в сфере собственности, формирующиеся в процессе предоставления и сбора информации о наличии вакансий. В этом случае также может идти речь о выплате помощи безработным, оплату дополнительных рабочих мест на предприятии, осуществление подготовки и переподготовки кадров.

Так, посреднические функции в процессе взаимодействия работников и предпринимателей выполняют государственные биржи, которых, например, в США насчитывалось порядка двух тысяч.

Рынок формирует свою инфраструктуру. Рыночная инфраструктура - это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. обеспечивают нормальное функционирование рынка. К ней относятся сеть коммерческих банков и иных финансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

В составе рыночной инфраструктуры можно выделить три важнейших блока:

организационную базу, включающую биржи, снабженческо-сбытовые фирмы, торговые дома, посреднические фирмы, брокерские конторы, лизинговые, аудиторские фирмы и т.д.; материальную базу – это транспортная система, складское и тарное хозяйство, средства связи, информационная база, машины, механизмы; кредитно-расчетную базу, состоящую из банковской системы, кредитно-сберегательных структур, бюджетной системы и т.д.

Кратко охарактеризуем важнейшие элементы инфраструктуры.

Товарная биржа - учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы. На товарной бирже продаются и покупаются, как правило, не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. Достоинство товарных бирж в том, что здесь покупатель свободно выбирает продавца, равно как и наоборот, что цены формируются под влиянием спроса и предложения, что торги проводятся по единым биржевым правилам, а типовая форма контрактов предельно упрощает ведение торгов. Товарные биржи функционируют в Беларуси с 1991 г.

Различают биржи специализированные и универсальные, публичные и частные. На специализированных биржах объектом сделки выступает определенный вид однородного товара (медь, алюминий, никель, драгоценные металлы, хлопок, шерсть, бензин, каучук, картофель и некоторые другие), на универсальных - множество товаров.

На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники-брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, хорошо знающие юридические правила оформления сделок, конъюнктуру рынка, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера - комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей биржи. Субъектами товарной биржи являются и дилеры - участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях. Сделки на реальный товар называются сделками "спот". Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии. При таких сделках производитель подвержен риску изменения цен еще на стадии производства товаров. Поэтому все большее распространение в биржевой торговле приобретают сделки "форвард", гарантирующие поставку товаров в нужный срок и по ценам, обеспечивающим соответствующую прибыль. При такой сделке продается не сам товар, который еще даже не произведен, а право на его получение.

Разновидностью форвардных сделок являются "фьючерс"-сделки. Это сделки на "товар будущего". При данной сделке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые товары. Цель фьючерсной сделки - получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. В то же время система фьючерсных контрактов позволяет уберечь цены на товары от влияния случайных факторов, является своего рода гарантом и для продавцов, и для покупателей.

Аукционы - публичная продажа на основе торгов в заранее установленное время и в заранее установленном месте конкретных товаров или их образцов.

Ярмарка - региональные торги, организуемые в определенное время (воскресенья, праздники и т.д.).

Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. Зарегистрированные биржевые курсы (биржевые котировки) публикуются в специальных биржевых бюллетенях. В настоящее время преобладающий объем торговли ценными бумагами приходится на международные биржи крупных финансовых центров Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Франкфурта-на-Майне, Токио, Цюриха. Функционирует фондовая биржа и в Республике Беларусь.

Реализация функций фондовой биржи невозможна без участия действующих на ней посредников - брокеров и дилеров. Брокер лишь сводит продавца ценных бумаг с их покупателем, получая за это комиссионные, а инвестиционный дилер еще и покупает ценные бумаги на свое имя и за свой счет, чтобы их перепродать. Выручка от перепродажи образует его прибыль. В последнее время посредничеством на фондовой бирже занимаются все больше крупные фирмы, интегрирующие в своей работе брокерские и дилерские операции.

Современная фондовая биржа - это сверхмощный компьютерный центр, имеющий средства оперативной связи практически со всем миром. Все сделки вводятся в память машины, а информация о рынке распространяется в считанные секунды.

Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству названные биржи оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах.

Важной функцией биржи труда является материальная поддержка работников в случае вынужденной безработицы. Исходя из сложившейся практики зарубежных стран, для определения статуса безработного применяются следующие критерии: трудовая занятость до момента потери работы; активный поиск работы; регистрация в государственной службе занятости; неотклонение предложения о трудоустройстве со стороны службы занятости при условии предоставления подходящей работы; отсутствие других источников доходов.

Средства поддержки безработных формируются из определенных источников. Государство создает специальный фонд занятости, который складывается за счет отчислений предприятий и организаций, а при необходимости и дотаций из госбюджета. В ряде стран (Япония, США, ФРГ) такой специальный фонд создается за счет отчислений самих работников, а также за счет взносов из госбюджета.

Кредитная система - совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставление их в ссуду при помощи специально предназначенного для этих целей инструментария. Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Банки - финансовые организации, осуществляющие выпуск, хранение, предоставление, распределение, обмен и контроль денежных средств и обращения денег и ценных бумаг. В условиях рыночной экономики банки представляют мощный инструмент структурной политики и регулирования экономики, осуществляемый путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности.

Банковская система включает центральный (эмиссионный) банк, обладающий правом выпуска банковских билетов; коммерческие, или депозитные, банки, занимающиеся широким кругом операций, в том числе предоставлением кредитов; инвестиционные банки, специализирующиеся на финансировании и долгосрочном кредитовании инвестиций различных предприятий и целых отраслей; ипотечные банки, строящие свою деятельность на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости; инновационные банки, осуществляющие кредитование процесса создания и внедрения различных нововведений и научно-технических разработок; сберегательные банки, осуществляющие аккумуляцию свободных денежных средств населения, предоставление кредитов, проведение расчетно-денежных операций по обслуживанию населения.

В активном воздействии на ход экономического развития центральный банк располагает своим инструментарием. Так, ограничивая или увеличивая выпуск денег в народнохозяйственное обращение, банк существенно влияет на состояние денежного рынка. В большинстве стран с рыночной экономикой центральный банк пользуется административной автономией. Варьируя нормой процента за кредит, который центральный банк предоставляет всем другим банкам, он облегчает или усложняет доступ к этим кредитам и тем самым влияет на состояние инвестиционной политики. Кроме эмиссий инструментами прямого регулирования выступают экономические нормативы, контролирующие деятельность коммерческих банков (требования к уставному капиталу, нормативы платежеспособности, ликвидности, максимальный риск на одного заемщика, предельные размеры активных операций, нормативы инвестиционной деятельности). Инструментами регулирования действий коммерческих банков являются учетная (процентная) ставка, операции на открытом рынке в части покупки или продажи ценных бумаг, резервная норма, установление норм обязательных резервов. Так коммерческие банки обязаны по закону держать часть своих средств (как правило, 5 -10%) в центральном банке. Во время инфляции, чтобы сдержать рост массы денег, центральный банк повышает норму обязательных резервов, в противоположной ситуации норма резервов снижается.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют центральные и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

Таким образом, можно сделать вывод, что все элементы рыночной инфраструктуры, действующие в пределах особых рынков и выполняющие определенные функции, способствуют реализации основной функции инфраструктуры – связывать друг с другом все сферы производства и обмена с целью создания организационно-экономических условий для развития рынка.

Содержание рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура - это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снаб- женческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных, банковских и страховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредит- но-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.

Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка означает: 1) регулярный рынок, который организуется в определенном месте; 2) место периодической торговли; 3) сезонную распродажу товаров одного или многих видов. Она возникла в Европе в раннее Средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе, в частности отраслевые (чаще технические) и товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главным ориентиром здесь является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высо- кую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.

Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа - место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от компаний могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии, на долю которых приходится до 98 % объема биржевых сделок с товарами в стоимостном выражении (в том числе доля США - 84 %).

Различают товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Товарные биржи функционируют на рынках отдельных товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров на основе предварительного осмотра и по образцам, стандартам. По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях: 1) сделки спот - это сделки на реальный товар. Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии; 2) сделки форвард, при которых продается не сам товар (он даже не произведен), а право на его получение. Разновидностью форвардных сделок являются фьючерсные сделки. Это сделки на товар будущего. Однако при данной сделке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые товары. Цель фьючерсной сделки - получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. На современных товарных фьючерсных биржах только 1 -2 % сделок заключаются с поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку.

В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

В бывшем СССР товарные биржи развивались в условиях НЭПа. Самого большого развития они получили в 1926 г. Членами 114 бирж были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. В дальнейшем курс на жесткую централизацию в управлении привел к их полной ликвидации. К 1930 г. они перестали существовать.

С переходом к рыночным отношениям товарные биржи стали возрождаться. В бывшем СССР они начали работу в конце 1990 г. в Москве и Ленинграде. На этих биржах заключаются сделки куп- ли-продажи по широкому ассортименту сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, автомобильной и вычислительной техники, других видов товаров. Товарные биржи получают раз- витие и в Беларуси.

Они начали функционировать с 1 апреля 1991 г. Однако в классическом понимании они не являются биржами, так как ряд операций (например, фьючерсные сделки) им не известны.

На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники-брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера - комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъектами товарной биржи являются и дилеры - участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: 1) акции предприятий, компаний, фирм; 2) облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Куп- ля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены на акции и облигации тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых их держателям. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса-предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации^ Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются биржи в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Франкфурте-на-Майне, Париже. В Беларуси процесс создания фондовой биржи только начался. Свое развитие он получит при дальнейшем формировании рынка ценных оумаг и приватизации государственной собственности.

Современная фондовая биржа - это сверхмощный компьютерный центр, имеющий средства оперативной связи практически во всем мире. Все сделки вводятся в память машины, благодаря чему информация о рынке распространяется в считанные секунды.

Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.

Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. В бывшем СССР биржа труда существовала до 30-х гг. и была закрыта в связи с декларацией о полной ликвидации безработицы в СССР. В России она возобновила свою работу, в Беларуси права и возможности безработного регулируются системой законодательных актов.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные (специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании различных предприятий и целых отраслей) банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют центральные и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Система финансов строится в соответствии с государственным устройством и Конституцией страны. В Программе социально-экономического развития Беларуси до 2000 г. предусматриваются разработка и принятие ряда важнейших законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения участников финансового рынка, банкротство банков, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, гарантирующих права инвесторов и неприкосновенность валютных вкладов юридических и физических лиц в банках.

Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридические и информационные службы, консалтинговые компании и др.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.