Значительная роль государства и государственного регулирования. Необходимость и сущность государственного регулирования

.
Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимают комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством для достижения поставленных целей. Главная цель ГРЭ – это повышение благосостояния каждого гражданина общества. Эта цель реализуется через множество подцелей:
обеспечение прав и свобод граждан;
охрана общественного правового порядка;
обеспечение безопасности граждан и государства;
стабильность цен и национальной валюты;
достижение запланированных темпов экономического роста;
обеспечение максимальной занятости;
внешнеэкономическое равновесие.
Эти цели формируют экономическую политику государства.
Объективная необходимость ГРЭ вызвана неспособностью рынка решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом. Например, рынок функционирует не стабильно с присущими ему кризисами, инфляцией и безработицей. Рынку свойственны процессы концентрации капитала, приводящие к образованию монополий, рынок не имеет стимулов создания общественных благ и услуг и др. (подробно недостатки рынка рассмотрены в теме «Рынок»)
Исторически сложились две противоположные точки зрения на необходимость ГРЭ. Первой точки зрения придерживались представители классической политэкономии и неоклассического анализа. В её основу ложится отрицание необходимости ГРЭ. Согласно трактовке ученых этих школ государство не должно вмешиваться в экономику, его роль сводится к функциям арбитра или «ночного сторожа». Рынок, по их мнению, высокоорганизованный механизм, способный сам справится со всеми общественными проблемами.
Рост численности населения земли, развитие социальной и производственной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки и глубокий кризис, прокатившийся по европейским странам в первых десятилетиях двадцатого века (великой депрессия), подтолкнули ученых – экономистов к необходимости регулирования общественных экономических процессов. Первым экономистом, доказавшим необходимость ГРЭ, был американский ученый экономист Дж. М. Кейнс. В 1936 году вышла в свет его книга «Общая теория занятости, процента и денег». В этой книге Кейнс отводил ведущую роль государству в создании первоначального инвестиционного толчка. Государственные инвестиции ученый называет первичными. Государство должно финансировать общественные работы: строительство мостов, плотин, дорог, больниц и др. Занятые в этой сфере работники получат доход из средств госбюджета и предъявят дополнительный совокупный спрос на товары и услуги, что приведет к росту производства, т. е. к экономическому росту. Этот эффект Кейнс называет эффектом мультипликатора. Коэффициент мультипликации рассчитывается по формуле:
Км= 1 / (1 - МРС), где
МРС – предельная склонность к потреблению.
В частной сфере вырастут доходы работников, и они также предъявят возросший совокупный спрос на товары и услуги, т.е. у них повысится склонность к инвестированию. Эти инвестиции частного сектора Кейнс называет вторичными. Вторичные инвестиции накладываются на государственные (первичные), и еще более усиливают экономический рост. Этот эффект Кейнс называет эффектом акселератора.
Современные трактовки базируются на комбинации этих противоположных точек зрения. Представители экономических школ неокейнсианства и неолиберализма считают, что государство не должно регулировать все сферы экономики, а только отдельные отрасли, сектора, направления, и регулирование не должно быть постоянным, а осуществляться только по мере обоснованной необходимости: например, во время кризисов, переворотов, катаклизмов и др.
Государственное регулирование экономики базируется на реализации совокупности инструментов и методов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В качестве инструментов ГРЭ предполагается государственное законодательство и контроль.
Методы ГРЭ – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Выделяют административные, экономические и институциональные методы.
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, принуждения или разрешения. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, прав собственности и др. Это жесткие методы регулирования, в странах с развитой рыночной экономикой действие этих методов ограничено.
Экономические методы – базируются на создании экономического стимула изменения деятельности хозяйствующих субъектов в нужном для государства направлении. Экономические методы по способу функционирования подразделяют на два вида: косвенные и прямые.
Экономические косвенные методы носят общий характер и распространяются одинаково на всех хозяйствующих субъектов, не создавая им преимуществ в конкурентной борьбе, они реализуются через денежно - кредитную и фискальную политики.
Экономические прямые методы направлены на конкретные предприятия или отрасли, они реализуются через льготы по уплате налогов, государственные инвестиции, субсидии, бюджетное финансирование и др. Эти методы предоставляют конкурентные преимущества тем экономическим субъектам, на кого они распространяются.
Институциональные методы ГРЭ включают:
создание и поддержание объектов госсобственности;
правовая, информационная поддержка предпринимательства;
соучастие в создании форм экономической интеграции;
защита национальных интересов на мировых рынках.
В заключении необходимо отметить, что государство является важным субъектом в экономической системе. Под государством понимают совокупность законодательных и исполнительных органов власти. От содержания, эффективности, механизмов реализации государственной экономической политики зависит уровень развития общества и благосостояние каждого гражданина.

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", урегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, издержки общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, расширение функций государства "... единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы".

Основным направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства - создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, государства выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически рынком. Объектами государственного регулирования являются:

Экономический цикл;

Отраслевая и региональная структура экономики;

Условия накопления капитала;

Занятость и цены;

Денежное обращение;

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Условия конкуренции;

Состояние окружающей среды;

Внешнеэкономические связи и т.д.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти. Наиболее часто административные методы используются при борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда и т. п.

Экономические методы государственного регулирования экономики предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Удельный вес государственного сектора экономики различен для разных стран. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран. В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация - государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и свертывание государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные экономические методы государственного регулирования предполагают использование в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику (подробнее они будут рассмотрены в последующих двух темах).

Наряду с краткосрочным регулированием экономики государство осуществляет долгосрочное регулирование - программирование. Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплекса программ, формулирующих среднесрочные и долгосрочные цели и определяющих порядок их достижения, органы, ответственные за исполнение программ, необходимые средства и порядок их финансирования. Программирование - это высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т. д.

Государственные программы могут различаться по срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по видам:

Целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

Общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

Чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ, их осуществление и контроль за их выполнением.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Таким образом, основными инструментами государственного воздействия на экономику в условиях рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, являются налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность.

Государственному регулированию, так же как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Существуют случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества. Причинами "провалов" (фиаско) государства может быть:

Ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для принятия правильных решений;

Несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

Наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

Неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

Наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка добавляется фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны "одной медали" - смешанной экономики.

При этом следует отметить разные сочетания рынка и государства в разных странах. Эти различия находят свое отражение в существовании различных моделей рыночной экономики.

Модели рыночной экономики

Таблица 25.1

Модели

Критерии

Социальное

рыночное

хозяйство

Смешанная

экономика

Корпоративная

экономика

Цель

государственных

программ

Защита

интересов

Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы

регулирования

экономики

Долгосрочное

программи

Использование преимущественно тактических методов Определение

основных

приоритетов

Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее Швеция, США Япония
типичные страны Германия

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть регулирующей функции государства? Какова основная цель государственного регулирования экономики?

2. Какие существуют теории государственного регулирования?

3. По каким основным направлениям государство может воздействовать на экономику?

4. Каковы цели деятельности государственных предприятий?

5. Какими методами пользуется государство для воздействия на частный сектор? Какие существуют инструменты государственного регулирования экономики?

6. В чем, по-Вашему, отличие государственного программирования от государственного планирования?

7. Что снижает эффективность государственного вмешательства в экономику?

8. Проанализируйте различные модели рыночной экономики.

Основные понятия и термины

Экономические функции государства, государственный сектор, общественные товары, побочные (внешние) эффекты, государственное регулирование экономики, неоклассическая, кейнсианская, монетаристская теории регулирования, административные, экономические методы регулирования, программирование, фиаско государства, модели рыночной экономики.

1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы - все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике - смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо - выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно - регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

Экономики

Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения для достижения определенных целей. При этом различают главную цель ГРЭ – стабилизация и приспособление (адаптация) существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования, которая конкретизируется в других целях. Эти цели называются конкретными, и связаны они непосредственно с объектами ГРЭ. Эти цели были обозначены в теме 1 данного курса как цели макроэкономической политики государства.

Объекты ГРЭ – это как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, это условия, процессы, отношения, элементы, секторы и регионы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще, а также, наднациональный уровень межгосударственных союзов. К таким объектам относят: экономический цикл, секторальную, отраслевую, региональную структуру национального хозяйства; цены; занятость; денежное обращение; платежный баланс; условия конкуренции; социальные отношения и др.

Субъектами ГРЭ, как следует из определения последнего, являются: центральные (федеральные), региональные, муниципальные органы всех ветвей власти – законодательных, исполнительных, судебных, построенных по иерархическому принципу и др.

Следует различать, с одной стороны, основные на­правления государственной деятельности, которые связа­ны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой - конкретные методы и инструменты (регуляторы), с помощью которых государство осуществляет эти функции.



Устойчивая тенденция к расширению экономических и социальных функций государства начинает прослеживаться во всех развитых странах с начала ХХ века. Ее зафиксировали исследователи всех направлений, в том числе и марксистского. В марксистской литературе эта тенденция получила название государственно-монополистический капитализм – процесс сращивания силы государства с экономической силой монополий. Формирование государственно-монополистического капитализма рассматривалось этим направлением как результат экономических, политических, социальных противоречий, которые порождены комплексом внутренних и внешних причин. В немарксистской литературе усиление экономической роли государства связывают с «провалами» (осечками, фиаско) рынка, то есть с обнаружением тех областей экономической жизни, где рынок не способен решить возникающую проблему. Это: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные бла­га. Эти проблемы образуют нижнюю границу государственного вмешательства. Они были рассмотрены в курсе микроэкономика (тема 9).

Однако в современном мире направление деятельности государства значительно шире, о чем свидетельствует материал, изложенный в темах 3,4,5,8 данного курса. Верхняя граница государственного вмешательства связана:

· с перераспределением доходов и обеспечением права на стандарт благосостояния всем слоям независимо от форм результатов экономической деятельности.

· с обеспечением права на труд для тех, кто может и хочет работать. Поэтому обязанностью государства становится регу­лирование рынка рабочей силы (выплата пособий безра­ботным; организация для них системы переобучения, пе­реквалификации; установление минимальных уровней за­работной платы для занятых и т.п.).

· с обеспечение прорывов в области науки, технологий, структурных преобразований. Речь идет, например, о фундаментальной науке или о инвестициях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса. Здесь не обойтись без участия государства.

· с решением внешнеэкономических проблем. Имеются в виду многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на ва­лютные курсы, управление платежным балансом и многое другое.

· с необходимостью в постоянно проводимой государственной антиинфляцион­ной и антициклической профилактике, так как любая экономика не имеет врож­денного иммунитета против инфля­ции, любой экономике присуща цикличность развития.

Очевидно, что ГРЭ связанна со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Постепенно государство интегрируется в рыночное хозяйство, то есть происходит симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка. Об этом свидетельствует формирование функциональных экономических систем (ФЭС).

Под ФЭС понимается динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. между странами ФЭС поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течении трех месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% общего числа трудоспособного населения и т.д.

К современным ФЭС относятся:

· Система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции; обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны монополии; регулирует деятельность естественных монополий.

· Система, регулирующая размеры денежной массы с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков и др.

· Система поддержания внутренних цен.

· Система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, которая начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, захватывающих значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушающих сложившееся равновесие и другие системы.

Названные и другие ФЭС в совокупности образуют функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поддержанию ее устойчивого роста. Экономические функции государства многообразны и сложны, но можно выделить следующие основополагающие функции.

1. Создание и регулирование правовой основы функ­ционирования экономики.

2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществле­ние этой функции предполагает, прежде всего, антимоно­польное регулирование.

3. Воздействие на размещение ресурсов. В опреде­ленных ситуациях (внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает пробле­ма нерационального распределения ресурсов, и необходи­мо вмешательство государства для социально справедливо­го решения этой проблемы.

4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое пере­распределение доходов, принятие программ социальной защиты

5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с меж­дународной миграцией капитала и рабочей силы, достижением и сохранением национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике и т.п.

2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике

Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Различают прямые (или административные) и кос­венные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отно­шению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, сти­хийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степе­ни ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается эко­номическим регуляторам, так как они более гибкие, на­правлены на создание у предприятий экономической заин­тересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказы­вается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подза­конные акты: запрет отдельных видов деятельности и тех­нологий, порядок регистрации предприятий, антимоно­польное законодательство, штрафные санкции, таможен­ное регулирование, регулирование цен, директивное пла­нирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государ­ственного регулирования:

- Антимонопольная политика, направленная на ог­раничение монополизации рынков.

- Внешние отрицательные эффекты рыночных про­цессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

- Социальная защита, т.е. определение и поддержа­ние минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, си­стема социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.

- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административ­ных инструментов достаточно широка.

Но в рыночной экономике преобладают все же кос­венные, экономические методы регулирования. Вы­делим некоторые из них и дадим лишь общую их характе­ристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной мас­сы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инве­стиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).

2. Финансовая политика - это мероприятия государ­ства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законо­дательства страны (тема 6).

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стиму­лированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: на­логовые льготы, гарантии экспортного кредита, использо­вание двухсторонних и многосторонних экономических со­глашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)

4. Регулирование международного движения капита­лов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает ус­тановление приоритетных секторов экономики для иност­ранных инвестиций, регулирование распределения прибы­лей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое про­граммирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию эконо­мики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объек­тами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направле­ния научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обыч­ные среднесрочные экономические программы составля­ются, как правило, на пять лет с ежегодной корректиров­кой и продлением на один год (скользящее программиро­вание). Чрезвычайные программы разрабатываются в кри­тических ситуациях, например в условиях кризиса, массо­вой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления за­метное место занимают средства административного регу­лирования.

Уровень развития государственного программирова­ния в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые про­граммы.

На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие по­казатели народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только ин­дикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стиму­лирующий характер.

Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.

Государство способно осуществить свои экономичес­кие функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в кото­рой действовали государственные предприятия и учрежде­ния (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:

1. Из сферы государственной предпринимательской де­ятельности, основанной на государственной собственнос­ти. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.

2. Из сферы государственных финансов, центром ко­торой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тес­но связаны с налоговой системой, а расходы - с выпол­нением государством ряда задач и функций.(тема 6)

3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государ­ственную денежную систему (тема 7).

Размеры государственного сектора должны соответ­ствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вы­зывает и рост государственного сектора.

Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вы­зывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.

Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:

1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного ка­питала; меры по демонополизации экономи­ки.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-ча­стных).

3. Создание для государственных предприятий ры­ночных условий функционирования: сокращение государ­ственных субсидий, отказ от списаний банковской задол­женности, отмена налоговых льгот и т.п.

4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации го­сударственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менедже­рами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управле­ние предприятием.

Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните почему государство вынуждено вмешиваться в рыночный механизм. Как это связанно «несостоятельностью» рынков.

2. Что понимается под государственным регулированием экономики, каковы его цели, объекты и субъекты?

3. Что понимается под функциональной экономической системой и какие современные функциональные экономические системы Вы знаете?

4. Охарактеризуйте основополагающие функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поясните, через какие социальные и экономические инструменты они реализуются.

5. Что такое прямые и косвенные методы государственного регулирования, в каких областях их применение наиболее оправданно?

6. Что собою представляет государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования экономики.

7. Что такое государственный сектор экономики и почему его рассматривают как экономическую базу государственного регулирования экономики?

8. Существует ли «верхняя» граница государственного вмешательства в рыночные механизмы. В чем может проявится «несостоятельность» государства.

Тема 6.Государственный бюджет и финансовая политика государства.

1. Государственный бюджет и бюджетная политика.

2. Налоги и налоговая система.

3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

Государственное регулирование экономики - это система мер за­конодательного, исполнительного и контролирующего характера, « осуществляемых государственными структурами и общественными » организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдель­ных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.

В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию системы государственного регулирования экономики. В процессе этой разработки необходимо учитывать ряд обстоятельств:

1) создавая теорию государственного регулирования экономики, необходимо отказаться от неоправданных представлений, понятий и стандартов, но одновременно сохранить накопленный положи­ тельный опыт;

2) разрабатывая теорию государственного регулирования экономики, следует избегать гипертрофии, как общего, так и особенного (специфического) в ней;

3) в процессе разработки теоретических основ государственного; регулирования экономики необходимо обладать даром предвидения, т.е. улавливать перспективные тенденции экономического развития;

4) следует апробировать на практике теоретические положения
государственного регулирования экономики, другими словами, теория должна ориентироваться на решение практических задач.

Национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования, поскольку она представляет собой:

1)многоуровневую хозяйственную систему с разветвленной
структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем);

2)интегральную взаимосвязанную систему хозяйственных объ­ектов, отличающуюся многомерностью и во многом детерминиро­ванностью;

3)сложную систему, включающую экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития;

4) вероятностную динамичную систему, развивающуюся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, изменений в области идеологии, а также целей и интересов основ­ ной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести груп­пировку элементов национальной экономики по различным при­знакам. Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности. Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и слож­ностью решаемых задач: макроэкономическую, мезоэкономическую и микроэкономическую.


Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.

Особняком стоит государственный сектор, который одновре­менно служит и объектом и инструментом государственного регу­лирования.

К традиционным объектам государственной собственности от­носится национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (леса, реки, озера, воды, парки, и др.). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструкту­ры; транспорт, связь, энергетика, институты денежно-кредитной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия.

Государственное участие осуществляется также через смешан­ные корпорации и другие формы общественного контроля. Так, в Швеции в собственности государства находится не более 5% основ­ных производственных фондов, однако оно перераспределяет до 80% национального дохода. В США на долю государственного сек­тора приходится 12% произведенных товаров и услуг. В государст­венном секторе западных стран занята большая группа людей: 11% общей численности трудоспособных лиц во Франции и Италии, до 8-9% - в ФРГ, Бельгии и Голландии.

Становление и развитие государственного сектора в развитых странах проходило практически в одних и тех же отраслях (уголь­ной промышленности, электроэнергетике, морском, железнодо­рожном и воздушном транспорте, авиации и космонавтике, ядер­ной энергетике и т.п.).

В настоящее время роль государства связывают с возрастанием доли государственных расходов в валовом продукте. И хотя часть расходов действительно связана с содержанием государственного ап­парата, в промышленно развитых странах расходы составляют 2-3%. Как показывает практика, государственное регулирование в области перераспределения доходов (в целях уменьшения социального нера­венства) и ресурсов (в целях поддержания налоговой и ценовой политикой межотраслевых пропорций и частного сектора кредитами и субсидиями) направлено на макроэкономическую стабилизацию. В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является упрощенным.

Представляется, что субъекты государственного регулирования экономики - это носители, выразители и исполнители экономиче­ских (хозяйственных) интересов. К последним относятся юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Иначе говоря, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны.

Таким образом, государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным испол­нителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.

Любой субъект государственного регулирования имеет свои интересы, зависящие от его социально-экономического положения, характера и вида деятельности и регионального расположения. Дей­ствиями этих субъектов обеспечивается обратная связь с ними ор­ганов, осуществляющих функции государственного регулирования; экономики. Эта связь достаточно жесткая и прослеживается в показателях развития национальной экономики.

Во-первых, успех (неудача) государственного регулирования экономики находит отражение в темпах экономического роста, из­менениях структуры национальной экономики, состоянии платежного баланса, устойчивости национальной валюты и т.д.

Во-вторых, об успешности государственного регулирования экономики можно судить по результатам, которые не всегда могут быть количественно измерены (например, степень социальной на­пряженности, недовольства определенных слоев общества социаль­ной политикой государства и т.п.).

В-третьих, успех (неудача) мер государственного регулирования экономики проявляется в их поддержке (бойкотировании) носите­лями экономических интересов.

В этой связи необходимо отметить, что уточнение функций и форм государственного регулирования экономики необходимо увя­зывать с общим историческим фоном развития общества, опреде­ленной комбинацией ценностей и различных интересов в обществе. Изменение соотношения интересов в обществе неизбежно приво­дит, с одной стороны, к смене функциональной деятельности госу­дарства, а с другой - к необходимости последующей трансформации национальной экономики. В соответствии с этим государственное регулирование экономики должно улавливать динамику смены при­оритетов в ценностях общества и предусматривать адекватные меха­низмы для их обеспечения применительно к реалиям жизни.

Государственное регулирование экономики предполагает обос­нование и достижение определенных целей. Мировой опыт свиде­тельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения комплекса различных целевых установок.

Цели лекции:

1. Сформировать научное представление о современной экономике как многоукладной, регулируемой, с одной стороны, механизмом рынка, с другой – государством.

2. Раскрыть основные понятия темы и обогатить знания учащихся об экономических функциях государства, монетарной и фискальной политике государства, налогах, секвестре, государственном бюджете, государственном долге.

3. Расширить и углубить знания студентов об экономической роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы в условиях рыночных отношений, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.

3. Содействовать выработке элементарных умений экономического анализа и экономически грамотного поведения.

4. Способствовать формированию ценностного отношения к явлениям экономической жизни.

План лекции

1. Причины государственного регулирования экономики.

2. Функции государства в экономике.

3.Государственный бюджет. Государственные расходы.

4. Государственный долг.

5. Виды налогов. Основы налоговой политики государства.

Вопросы лекции:

1. Что понимается под государственным регулированием экономики?

Каковы его цели?

2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?

3. Что такое бюджет? Какова его структура?

4. Какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете?

5. Как государство может покрыть дефицит бюджета?

6. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?

7. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?

8. Назовите функции налогов.

9. В чем должна заключаться разумная налоговая политика государства?

Государство играет большую роль в регулировании общественной жизни. Экономическая сфера общества не является исключением. Исторически так сложилось, что при разных типах экономических систем влияние государства на экономику было различно. В условиях традиционной экономической системы оно незначительно, а в условиях административно-командной - всеобъемлюще.

«Отец» экономики Адам Смит, о дин из известных теоретиков классической политэкономической мысли в своей программной работе " Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 ) писал:

"Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей".

Общество понимало, что государство не должно чрезмерно вмешиваться в хозяйственную деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов. Но любая свобода требует защиты, иначе её отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических – главная и постоянная задача государства.

СПРАВКА

События «черного вторника» 24 октября 1929 года в США стали началом не только финансового кризиса конкретной фондовой биржи, а началом глубочайшего кризиса экономики, который затронул многие страны мира.

Если говорить с точки зрения финансовых проблем, то к 1933 г. разорилось 10 тыс. банков (1/3 общего числа), производство сократилось на 56%, доля безработных среди трудоспособного населения составила 25%.

Президент Гувер посчитал, что нужно минимальное вмешательство государства, и кризисные явления в экономике США очистят её от неэффективного производства.

Однако этого не случилось, и Ф. Рузвельт уже на следующий день после вступления в должность закрыл на 3 дня все банки, а затем продлил банковские каникулы ещё на 3 дня. Этого времени хватило, чтобы Федеральная резервная система проверила все банки. Примерно 70% из них посчитали здоровыми, остальные либо закрылись, либо поглощались более успешными. Отсеивание «проблемных» банков, разделение их на инвестиционные и коммерческие, создание государственного органа по страхованию депозитов, - все это усилило роль государства в финансовой сфере.

Таким образом, были выявлены слабые «игроки» и установлены государственные гарантии определенной суммы вкладов (до 5 тысяч долларов).

В основе экономической политики Рузвельта лежали идеи английского экономиста Дж. Кейнса.

В 1936 году в Англии вышла книга ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса ( 1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег ". Это произведение принесло не только известность и признание, но и послужило методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и в США. Было сформировано новое направление в экономической теории - кейнсианство.

Кейнсианство - это экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством:

- понимания государственного характера экономической политики;

Фискальных денежно-кредитных отношений;

Наращивания инвестиций, способствующих росту национального дохода и занятости населения;

Развития экономики на макроэкономическом уровне, т.е. охватывающее всё национальное хозяйство как единую целостную систему.

Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику. Необходимость государственного вмешательства в экономику во многом диктуется несовершенством рыночной экономики.

Неспособность рынка решать различные проблемы, такие как смягчение цикличности производства, налаживание производства товаров и услуг коллективного пользования и т. д. требует государственного вмешательства в экономику.

В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию наносят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохранение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, инфляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыночную экономику не только целесообразно, но и необходимо. Необходимость государственного присутствия в экономике выражается:

В прямом участии государства в национальном производстве;

В существенном расширении государственного законодательства;

В организации денежного обращения;

В поддержание на должном уровне судебной системы и органов охраны правопорядка;

В регулировании существенных различий в уровнях доходов и богатства граждан и т.д.

На государство возложены следующие функции:

Государственная защита рынка от монополизации через создание конкурентной среды и соответствующей законодательной базы;

Госконтроль за уровнем занятости населения;

Государственная защита прав собственности;

Достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение экономического роста;

Государственное управление нерыночным сектором хозяйства (обороной, здравоохранением, образованием, наукой и культурой).

Цель государственного регулирования экономики - сформировать наиболее благоприятные условия для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Некоторые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходимое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание выгодной внешнеэкономической политики.

Правда, сказать, последние задачи малосовместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее, цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.

Исторически сложилось 3 типа государственного регулирования экономики:

- государственно-монополистический (СССР, КНДР) ;

- либеральный (признающий доминирующим в экономике только частное предпринимательство, например, США);

- различные сочетания рыночных и государственных регуляторов (например, хозяйственные модели Японии, Швеции, Германии, Китая).

Однако необходимость государственного вмешательства имеет свои границы. Госрегулирование не должно превышать того, что ему отмерено рыночной экономикой. Однако и без вмешательства государства в экономическую жизнь она становится слишком зависимой от превратностей рынка и часто подвержена кризисам.

Таким образом, причинами государственного регулирования экономики являются:

Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);

Наличие частного и общественного характера производства;

Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);

Научно-технический прогресс;

Тенденция к монополизации;

Наличие международной конкуренции.

Цели государственной экономической политики достигаются с помощью различных методов и форм государственного регулирования:

Правовое регулирование (через механизм норм и правил);

Административное регулирование (через механизм разрешения и принуждения над социальной сферой, доходами и т. д.);

Экономическое регулирование (направляющее различные виды целевого финансирования (пособия, доплаты и т.д.);

Прямое регулирование (формирование госзаказов и закупок, развитие госсектора в экономике);

Косвенное регулирование (с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики государства).

Методы и направления государственного регулирования не остаются неизменными. В них отражаются традиции, культура, история страны.

На сегодняшний день государство располагает широким набором средств регулирования экономики. В первую очередь это правовые средства. Конституция Российской Федерации определяет роль государства в регулировании экономики. Так, статьи 8 и 35 гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защищая различные формы собственности. Статья 34 дает право каждому гражданину заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Государство устанавливает правила единого рынка; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование статья 71 и т. д. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): законах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение правовых норм вынуждает государство применять меры ответственности к их нарушителю. К административным мерам относятся запрет, разрешение и принуждение.

Административные средства реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государственных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отношений. Таким образом, человечество пришло к наилучшим способам защиты экономических свобод:

Правовое закрепление права собственности;

Гражданское законодательство Гражданский кодекс;

Суды;

Арбитражные суды;

Государственные органы (прокуратура, контрольные службы и т.д.).

Мерами стабилизации экономики могут быть двух видов:

1) фискальная (налогово-бюджетная) и

2) монетарная политика.

Действенным способом воздействия государства на экономику являются финансовые средства. Государственные финансы - это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета. Для осуществления основных своих функций: регулирования экономики, содержания госаппарата и армии, государство обязано располагать необходимыми денежными средствами, которые представляют собой государственный бюджет.

Государственный бюджет - это ежегодный основной финансовый план страны, состоящий из:

- доходов (с указанием источника их поступления);

- расходов (показывающих основные направления их использования).

Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходованием.

Проект госбюджета обсуждается и принимается в качестве Закона Федеральным Собранием РФ и подписывается Президентом РФ. Исполнение его поручается правительству страны, которое в конце финансового года отдельными отраслями предоставляет отчет о своей деятельности по реализации бюджета.

Структура бюджета зависит от государственного устройства страны и представляет в России сочетание госбюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Их соединение и образует консолидированный бюджет страны.

Источниками формирования доходной части бюджета выступают всевозможные виды налогов , доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных операций и др.

Основные статьи расходования бюджетных средств - это содержание государственного аппарата управления и вооруженных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (кредиты, дотации) и т.д.

Существуют и внебюджетные фонды:

Пенсионный, социального и медицинского страхования, фонд занятости и пр.

Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития экономической и социальной сфер, но и для политической самостоятельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Все расходные статьи обеспечиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государства есть достаточно средств, чтобы финансировать развитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «положительное сальдо», или «профицит бюджета». Остающиеся у государства средства могут быть направлены на дополнительное финансирование какой-либо области регулирования - социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так называемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того, из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, средства которого будут направляться на обеспечение расходной части бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.

Нередко государство не может сбалансировать доходы с расходами, и в бюджете происходит превышение расходной части над доходной. Д ефицит бюджета - это количество денег, на которое расходы правительства за год превосходят его доходы.

Такое положение - первый признак развития инфляционного процесса и показатель кризисного состояния всей финансовой системы государства. Чтобы покрыть дефицит госбюджета, государство вынуждено брать деньги в долг.

Превышение расходной части бюджета над доходной называется «отрицательное сальдо», или «дефицит бюджета». Сбалансированный бюджет - довольно редкое явление. Чаще всего в бюджет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что некоторые расходные статьи не будут обеспечены средствами.

Процессы вмешательства и регулирования экономики осуществляют федеральные, региональные и муниципальные органы управления.

СПРАВКА

Например, бюджет Воронежской области согласно прогнозам главного финансиста региона Надежды Сафоновой, доходная часть областного бюджета в 2013 году составит 61 млрд. 522,3 млн. рублей. Предполагается, что собственные доходы областного бюджета в 2013 году возрастут на 14,6%, тогда как увеличение доходов федерального бюджета без учета нефтегазовой составляющей планируется на 10,6%. Собственные источники в общих доходах областного бюджета составят 82%, федеральные средства – 18%. Этот принятый на 2013 год бюджет является дефицитным.

Государство располагает несколькими способами покрыть дефицит бюджета. Прежде всего, оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета называется секвестр. Секвестрируются в основном социальные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию госаппарата чиновники неохотно идут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жизни населения, недовольству и падению популярности правительства.

Другой способ преодоления дефицита бюджета - это выпуск необеспеченных золотым запасом денег, эмиссия. Эмиссия – это выпуск в обращение денежных знаков. Т акая мера может решить проблему только на первое время, но затем неизбежно последует рост цен и инфляция.

Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. (Студенты приводят примеры из истории).

Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может привести к снижению объема внешней торговли. А это значит, средств в казну поступит меньше.

Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов - нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым придатком других, индустриально более развитых стран.

Способом покрытия дефицита бюджета является государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности государства по внутренним и внешним кредитным операциям . По источникам он делится на внутренний (перед населением своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний (перед другими государствами и международными финансовыми организациями). .

Внутренний долг возникает, если государство продает ценные бумаги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практике такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране выпускались облигации обязательного государственного займа, которые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 - 1998 гг. российское правительство выпускало государственные казначейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пирамида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повышении цен, разорении предприятий.

Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций.

В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюджет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги на удовлетворение внутренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической зависимости от кредиторов. Выплата процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы называется обслуживанием долга.

В случае невозможности погашения внешнего долга государству становится сложно привлекать новые займы. Если их и предоставляют, то неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Отсутствие средств еще более усугубляет экономическое положение страны.

Возможны следующие методы погашения государственного долга. Государство может использовать золотовалютные резервы, но этот источник не безграничен. Второй путь - реструктуризация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известны Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны кредиторы. Оба этих клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников, в том числе и России, об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги. Еще один способ - сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести у страны-должника недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Это ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов, но облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Страна-должник также может обратиться к международным банкам - региональным, Всемирному банку - МВФ. Такие банки предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свою помощь жесткими требованиями к национальной экономической политике, связанными с поощрением конкуренции, приватизацией и т.д.

СПРАВКА

Лидеры стран БРИКС (Бразилия, Индия, Россия, Китай, ЮАР) приняли решение создать общий самоуправляемый валютный резерв в размере 100 млрд. долларов

Существенную роль в формировании не только бюджета, но и всей экономики играют налоги. Как уже отмечалось, один из источников пополнения бюджета.

Налог - это обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Налог не имеет характера наказания. Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования образует налоговую систему.

Налог - это часть доходов населения и юридических лиц, которая изымается в пользу государства.

Налоги выполняют следующие функции:

- фискальную (формируют денежные доходы государства),

- регулирующую (контролируют развитие общественного производства, вводят новые налоги, отменяют старые, осуществляют поиск новых объектов налогообложения и др.),

- социальную (сглаживают социальное напряжение).

Сегодня в России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Налоговым Кодексом РФ.

Основные принципы:

- обязанность каждого гражданина платить установленные законом налоги и сборы Конституция РФ, ст. 57);

- верховенство представительной власти в установлении налогов;

- однократность налогообложения.

Виды налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем, - это имущество и доходы. Уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. В настоящее время в России с физических лиц взимается налог на доходы в размере 13%.

СПРАВКА

По совокупности данных двух рейтингов, одной из самых обременительных в плане налогообложения стран в мире является Венгрия – там самый высокий на планете уровень НДС (наряду с Данией и Швецией) – 25%, и кроме того, Венгрия расположилась на втором месте по тяжести налогообложения для граждан – в среднем 52,6% зарабатываемых денег среднестатистический работающий венгр отдает государству в качестве налогов и социальных сборов. По этому показателю выше Венгрии в списке стоит только Бельгия – там средний рабочий или служащий платит государству около 55,6% зарабатываемых средств. На третьем месте – Германия – 50,7%. Во всех остальных странах уровень тяжести налогового бремени для гражданина – ниже уровня в 50%. Правда, в списке не очень много стран – всего 29, по остальным государствам подобная статистика либо не подсчитывалась, либо недоступна.

Высокий уровень налоговых поборов со стороны государства (выше 40%) наблюдается также в Швеции, Франции, Италии, Финляндии, Австрии, Дании, Турции, Чехии, Польше, Нидерландах и Словакии (места с 4 по 14 соответственно).

А вот один из самых низких уровней по рассматриваемому показателю наблюдается в Японии и Австралии – 26 и 27 места. Там государство забирает из кармана налогоплательщика лишь около 24,2% и 23,1% от зарабатываемого им. При этом уровень жизни и социальной защиты в этих странах в разных аспектах не ниже, а то и выше, чем в государствах-лидерах списка. Ряд аналитиков делают на этой основе вывод, что не столь важно, сколько забирать у граждан на общегосударственные нужды, а важно то, насколько эффективно эти забираемые средства распределяются.

Один из самых же низких уровней вмешательства «руки государства» в лице налоговиков в кошельки граждан наблюдается в Мексике – там власть забирает в виде налогов примерно 15,6% от зарабатываемого средним мексиканцем.

Что касается уровня НДС (в ряде рассматриваемых стран – налога с продаж), то здесь, наряду с Венгрией он самый высокий – в Дании и Швеции (25%). Высокая ставка налога обеспечивает «стране победившего социализма» один из самых высоких уровней жизни в мире. Немногим ниже ставка НДС в Исландии – 24,5%. На третьем месте – страна с самым высоким уровнем жизни в мире Норвегия – 24%. Примечательно, что четвертое место по уровню НДС в мире занимает южноамериканский Уругвай – 23%.

Пятую строчку рейтинга с уровнем налога в 22% разделяют Хорватия, Финляндия и Польша. Россия с нашим недавно сокращенным до 18% уровнем налога на добавленную стоимость занимает двенадцатое место – точно такой же ставка НДС или налога с продаж является еще в 18 странах – Латвии, Литве, Эстонии, Греции, Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Бенине, Буркина-Фасо, Чаде, Габоне, Израиле, Кот-д’Ивуаре, Македонии, Сенегале, Того, Тунисе, Турции и на Мальте.

Ставка НДС в размере от 15% до 20% является самой распространенной в мире – она применяется не менее чем в 82 странах планеты. Одна из самых низких ставок налога – в Японии (5%), правда там он применяется в виде так называемого налога на потребление (Consumption Tax).

Косвенные налоги частично или полностью включаются в стоимость товара и услуги. Покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, что уплачивает налог. Примеры косвенных налогов - это налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на предметы массового потребления, например, на табак и алкоголь), налог на наследство, сделки с недвижимостью и др.

Таким образом, налоги финансируют государственные расходы, поддерживают равновесие между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, путем введения прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога.

Также многие социальные категории населения вообще освобождаются от уплаты ряда налогов, например, некоторые социально незащищенные категории налогоплательщиков (малоимущие, инвалиды, матери-одиночки, многодетные, переселенцы, студенты).

Опыт истории показывает, что ни одно государство не может обходиться без налогов, которые составляют большую часть доходов бюджета. История также дает примеры того, что неоправданно завышенные налоги снижают заинтересованность в их уплате, и вместо пополнения государственного бюджета возникает бюджетный дефицит. Поэтому государство должно проводить разумную экономическую политику, направленную на улучшение благосостояния населения и создание такой экономической среды, в рамках которой было бы выгодно вести законную предпринимательскую деятельность и не уклоняться от уплаты налогов. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении своего населения. Поскольку чем богаче население, тем богаче и сильнее государство.

Домашнее задание.

1. Ознакомьтесь с материалами средств массовой информации. Приведите примеры из СМИ о государственном регулировании экономики.

2. Сделайте вывод о перспективах развития экономики России.

3. Написать рефераты (на выбор) на одну из предложенных тем:

- Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.

Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

Социально-регулируемое рыночное хозяйство.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

. – М., 2012.

Литература

- Автономов В.С. Экономика. М., 2005.

- Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М., 1993.

- Боровик В.С. , Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2007.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010.

- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.

- Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2008–2012.

- Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2008–2012.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2008.

- Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2010.

- Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.

- Кишенкова О.В. , Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Липсиц И.В. Экономика: учебник. – М., 2012.

- Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2008.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2009–2012.

- Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ. - Ростов-на- Дону, 2007.

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2008–2012.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.И. Иванова. – М., 2012.