Понятие налога и налоговой системы. V

Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система включает в себя такие элементы, как:

1) система налогов и сборов, установленных в стране;

2) система налогового законодательства;

3) система налоговых органов.

Налоговая система должна обладать двумя свойствами: продуктивностью и эластичностью.

Продуктивность означает, что налоговые поступления должны полностью покрывать обыкновенные расходы государства. Исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают половину от величины налоговых поступлений. На продуктивность влияет размер налоговой ставки. Есть определенная зависимость между величиной налоговой ставки и суммой поступлений в бюджет. Эта зависимость отражена Кривой Лаффера, в соответствии с которой, при увеличении ставок налогов, поступления от данного вида платежа в бюджет будут расти, однако, при увеличении ставки сверх определенного уровня повлечет за собой сокращение доходов, т.к. налог становится непомерно большим. Плательщик в данной ситуации прекращает свою деятельность, либо уводит свою деятельность «в тень», либо переводит ее в другую страну.

На продуктивность налоговой системы влияет неотвратимость платежа, т.к. всегда есть эффект уклонения, когда субъект обложения не уплачивает налог и при этом не переносит эту уплату на другое лицо.

Уклонение может быть непреднамеренным, например, в результате незнания обязанностей или преднамеренным (например, вследствие заведомого обмана или через отказ от покупки товаров, на которые налагается сбор).

Масштабы уклонений зависят от следующих факторов:

Уровня профессионализма работников налоговых служб;

Степени информированности хозяйственных агентов о действующем законодательстве;

Эластичности спроса и предложения;

Границ деятельности теневой экономики;

Высоты ставок обложения;

Размера налагаемых штрафов и др.

Эластичность характеризует способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства.

Существует несколько путей увеличения эластичности:

Путем простого повышения ставки изъятий нескольких налогов (например, подоходного c граждан, на имущество предприятий);

Путем увеличения доли косвенных налогов (таможенных пошлин, акцизов) в общей величине фискальных поступлений.

Эластичность налоговой системы имеет свои пределы. По расчетам западных специалистов, если налоговые изъятия превышают 50-70% от совокупного дохода плательщика, то налоговая система становиться неспособной к дальнейшему расширению.

Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями (см.: схема 1).

Основные экономические показатели налоговой системы:

1.Налоговое бремя. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени - 40-45%. Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, который отчуждается в бюджет. В макроэкономическом плане налоговое бремя – это процентное отношение всей суммы собираемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту.

2.Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. Этот показатель зависит от состояния экономики страны в целом. Чем больше развита промышленность, тем в больших объемах страна экспортирует готовый продукт. Правительства, заинтересованные в развитии национальной промышленности, уменьшают или вовсе ликвидируют экспортные пошлины, поэтому их поступления незначительны и наоборот, выше доля доходов бюджета от внутреннего налогообложения. В менее развитых странах-экспортерах сырья, протекционистская политика состоит в увеличении таможенных сборов, поэтому доля доходов от внешнеэкономической деятельности в этих странах выше.

3. Соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые налоги. Они не требуют развитого налогового аппарата и сложной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

4. Структура прямых налогов. Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. В данном случае учитывается, какая сумма налогов поступает в бюджет от налогов, взимаемых с прибыли (дохода) и с других объектов налогообложения. Если доля налогов с прибыли (доходов) незначительна, то это означает, что плательщики не обладают достаточными доходами и государство вынуждено добирать налоги с других объектов.

Политико-правовой показатель отражает соотношение компетенции центральных и местных органов власти в вопросах введения налогов. Существует три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней по формированию доходов:

1) разные налоги - каждый уровень власти вводит свои налоги, при этом существует два варианта:

Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установление налогов;

Не полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов, т.е. местные органы власти вводят местные налоги по своему усмотрению, но центральные органы власти устанавливают исчерпывающий перечень местных налогов;

2) разные ставки - основные условия взимания того или иного конкретного налога устанавливают центральные органы власти, а местные органы власти определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый конкретной местный бюджет. При этом общий размер налоговый ставки также может ограничиваться центральными органами власти.

3) разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти не значительна, ибо в данном случае между бюджетами различных уровней делится сумма собранного налога. Порядок и условия раздела определяются центральной властью.

Налоговая система Республики Беларусь строится исходя из следующих принципов:

1. Единства налоговой системы. Этот принцип закреплен в Налоговом кодексе Республики Беларусь в статье 2 пункт 4-""Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушении Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствии для осуществления предпринимательской и другой деятельности организации и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами"";

2. Подвижности налоговой системы - налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощение данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы;

3. Стабильность налоговой системы. Налоговую систему можно считать стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

4. Множественности налогов. Согласно этому принципу налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения таким образом, чтобы комбинация различных налогов и облагаемых объектов образовывала такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

В теории существуют два вида налоговых систем:

1. Шедулярная - весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из них облагается особым образом - для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы, другие элементы налога.

2. Глобальная - все доходы физических, юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчеты налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. В чистом виде в Республике Беларусь ни она из них не преобладает.

2. Налоговая политика государства. Налоговое планирование предприятия

Налоговая политика государства - система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию конкретных задач, стоящих перед обществом.

Существует три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов. Существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не сопровождается приростом государственных доходов.

2. Политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

3. Политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговый механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитее или сдерживать его. Цель регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.

Исходя из налоговой политики государства, субъекты хозяйствования могут осуществлять налоговое планирование, которое представляет собой использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующего законодательства. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государством. В связи с эти, налоговое планирование необходимо отличать от уклонения от уплаты налогов.

Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям:

1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы с точки зрения налогообложения (малые предприятия; недавно созданные предприятия по переработке, производству сельскохозяйственной продукции; индивидуальный предприниматель, а не юридическое лицо);

2. Выбор места для размещения и регистрации фирмы (разные регионы, СЭЗ);

3. Тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью (использование новых технологий, фирмы-экспортеры, включение в штат определенной категории работников);

4. Оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики (вложения в государственные ценные бумаги, реинвестирование прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, инновационные разработки).

Кроме того, налоговое планирование подразумевает использование всех возможностей хозяйственных договоров, безупречное ведение бухгалтерского и налогового учета, использование законных способов защиты нарушенных прав.

При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать и возможность для субъекта хозяйствования использовать особые режимы налогообложения. В частности, в соответствии со ст. 10 НК особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

1) налога при упрощенной системе налогообложения;

2) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

3) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) налога на игорный бизнес;

5) налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

6) налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

7) сбора за осуществление ремесленной деятельности;

8) сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

3. Международное двойное налогообложение. Антиналогообложение

Международное двойное налогообложение – одновременное обложение в двух и более странах одного плательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом. Двойное налогообложение увеличивает затраты налогоплательщиков, что заставляет предпринимателей сдерживать деловую активность во внешнеэкономических связях или повышать цены. В целях уменьшения затрат, вызванных двойным налогообложением, предприниматели вынуждены повышать цены либо уводить свой бизнес за пределами страны «в тень».

Антиналогообложение - ситуация, возникающая из-за несогласованности налоговых систем разных стран, и проявляющаяся в том, что плательщик не признается ни одной страной в качестве своего (т.н. налоговые люки). В чистом виде такая ситуация не встречается, поскольку государства стараются охватить своей налоговой юрисдикцией как можно больше плательщиков и объектов налогообложения. Оно используется в целях избежания уплаты налогов путем перенесения объекта налогообложения в страну с более низкими налогами. Это приводит к увеличению рентабельности международных сделок и к снижению интереса к участию в развитии собственной экономики, а также выводу капитала из страны.

Если антиналогообложение, как было сказано выше, встречается крайне редко, то международное двойное налогообложение – довольно часто встречающееся явление, и т.к. оно снижает активность во внешнеэкономической сфере, то государства разрабатывают систему мер и способов, снижающих либо устраняющих двойное налогообложение.

К способам, исключающим международное двойное налогообложение относятся:

1. Распределительный метод – предлагает государствам договориться между собой о распределении различных категорий объектов, попадающих под их налоговую юрисдикцию. В результате заключается договор об избежании международного двойного налогообложения, в которых перечисляются отдельные виды объектов, которые облагаются в одной стране и освобождаются от обложения в другой.

2. Налоговый зачет – зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств, т.е. налоговая база, формируется с учетом доходов, полученных за границей, а затем из рассчитанной суммы налогов вычитаются налоги, уплаченные за границей.

Вопросы:

    Понятие налоговой системы

    Принципы налоговой системы Российской Федерации

    Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

    Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    Виды налогов и сборов в России

  1. Понятие Налоговой системы

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Основу налоговой системы России также составляет Налоговый кодекс . Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

виды налогов и сборов;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

формы и методы налогового контроля;

ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Налоговая система - совокупность государственных платежей, которые взимаются на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием посредством специальных органов.

В налоговую систему включают: их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.

Налоговая система России, как и некоторых других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставкам по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный и т.д). Региональные налоги - платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.). Местные налоги - те платежи, которые устанавливаются предварительными властями муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог).

На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Так, работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на совместный доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

В соответствии с нормами НК, налогоплательщики - физические лица или организации, которые обязаны уплачивать все соответствующие сборы и платежи. Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов - лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в страны.

Если вести речь о законодательной базе, следует вспомнить о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, которые подлежат перечислению в бюджет России. Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов.

Позднее в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему.

Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю над соблюдением действующего законодательства - ФНС (аббревиатура от Федеральная Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции а также соблюдение валютного законодательства РФ. Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, которые осуществляют взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами.

Таким образом, налоговой системой называют форму проявления налоговых отношений между гражданами и государством; один из самых действенных инструментов государственной политики.

Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют. В наше время налоги - это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики страны, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.

9.3. Структура налоговой системы

Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры. Об основных элементах данной структуры дает представление схема на рис. 9.3.

А. По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.

По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).

По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки - законодательными актами субъектов Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.

Налоговая система - это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.

Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

Б. Виды налогов - в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).

Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:

а) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).

В. Налоговые ставки - это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент налогов независимо от размеров доходов;

Регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов (рис. 9.4);

Твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.

Г. Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.

Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.

Налоговая полиция - правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи:

а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;

б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.

Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.

Во-первых, ставки налогов могут способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25 %, максимальной - от 30 до 70 %. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.




РегрессиЕ1Г1Е,:й


Рис. 9.4. Ставки налогов

Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно­технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств.

К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.

В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета (бюджет - смета доходов и расходов государства - будет рассмотрен в гл. 14). Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90 % всех доходов государства.

Какова социально-экономическая роль налогов

При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей - дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.


Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.

Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.

Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода (см. гл. 8). В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой - величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70-х



Доход

гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).

Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.



Рис. 9.5. Кривая Лаффера

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70 %.

Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 80-х - начале 90-х гг. XX в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система строится с учетом опыта, накопленного теорией налогов, и исторических реалий. Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Кроме того, любая национальная налоговая система функционирует на объективной идеологической базе - комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе.

Таким образом, под налоговой системой следует понимать целостное единство основных ее элементов, основанное на определенных принципах, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такими элементами являются:

  • - налоговое сознание. Это часть экономического мировоззрения общества, положенного в основу экономической политики государства;
  • - законодательные органы, принимающие на разных уровнях государственной власти с учетом их иерархии решения о введении либо отмене налога;
  • - система (совокупность) налогов, основанная на законах, определяющих субъектный состав, объекты налогообложения, порядок определения базы налогообложения, ставки, перечень льгот, преференций и условия их применения, материальную ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • - налогоплательщики во всем многообразии их количественного и качественного состава;
  • - органы, осуществляющие процесс изъятия и контроль применения законодательных норм;
  • - международные договоры и соглашения, в которых участвует государство, вовлекая национальную налоговую систему в процессы международной интеграции.

Элементы налоговой системы оказывают взаимное влияние друг на друга и обеспечивают функционирование налогового механизма, представляющего собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему соответствующих инструментов (ставок, льгот, методик и др.).

Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Соответственно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Комплекс принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

  • 1) классические, или наднациональные, принципы, которые при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;
  • 2) организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся условиям развития общества.

Следует отметить, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:

  • - соотношение налогов физических и юридических лиц;
  • - базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств;
  • - ставки налогов с каждого базисного показателя.

В любом государстве при формировании налоговой системы действуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы:

  • - налогообложение результатов производства;
  • - формирование налогов на основе ренты (земельный, лесной и т.д.);
  • - налогообложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ;
  • - обложение потребления.

Налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его целям, задачам и экономической политике. Особенно важен выбор видов налогов, методов управления ими.

Преобладание прямых или косвенных налогов определяет особенности национального налогообложения.

Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений.

Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Декларационный способ предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает доход. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и т.п. Сумма изъятого налога переводится предприятием-сборщиком непосредственно в бюджет.

Применяются следующие методы оплаты налога: наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме; безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета; гербовыми марками, когда, плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.

Обязательным условием высокой эффективности системы налогообложения является соответствие ее следующим требованиям:

  • - она должна создавать возможности и стимулировать процессы на предприятиях, способствующие созданию вновь созданной стоимости, поскольку это позволит обеспечить необходимые темпы экономического роста объема производства, максимальную занятость населения, устойчивость денежной единицы и предпосылки сохранения сложившегося уровня цен. Поэтому возлагаемое на предприятия государством налоговое бремя не должно быть чрезмерным, и не должно лишать предприятия источников самофинансирования;
  • - быть предельно простой, легко доступной для восприятия любым плательщиком;
  • - должна быть цельной. Отдельные элементы налогообложения должны бать взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга;
  • - иметь справедливый, нейтральный по отношению ко всем плательщикам налогов характер, обеспечивать равные требования к субъектам хозяйствования с точки зрения их участия в формировании фонда денежных ресурсов;
  • - обладать гибкостью, создавать в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество;
  • - нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.

Следует отметить, что построить систему налогообложения, отвечающую всем принципам, нелегко, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.